Научная статья на тему 'Система образования Латвии в условиях глубокого экономического кризиса'

Система образования Латвии в условиях глубокого экономического кризиса Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
243
80
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Система образования Латвии в условиях глубокого экономического кризиса»

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: ОТЕЧЕСТВЕННЫЙ ОПЫТ И МЕЖДУНАРОДНЫЕ ПРАКТИКИ

СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ ЛАТВИИ В УСЛОВИЯХ ГЛУБОКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО КРИЗИСА

В статье анализируется система современного профессионального образования в Латвии сквозь призму насущных социально-экономических проблем, возникших в Латвии после получения страной независимости.

А.М. Татаринцева

Ключевые слова:

профессиональное образование, структурные реформы, качество, финансирование, экономический кризис, колледжи, вузы, специалисты, исход молодежи, профориентация, учебные программы, реорганизация, ликвидация.

В результате перекоса планирования Министерством Образования и Науки Латвии бюджетных мест в колледжах, профтехучилищах и вузах в системе профессионального образования, а также неудачной реорганизации системы образования Латвии в целом и структурных реформ: были ликвидированы десятки школ, профессионально-технические училища и колледжи; в результате неадекватной политики правительства Латвии в сфере финансирования системы высшего и среднего профессионального образования, массового исхода молодежи на учебу за границу, недостатка рабочих мест для выпускников колледжей и вузов, появился существенный недостаток специалистов в сфере профессионального образования, инженерных и точных наук. В то время как специалисты гуманитарных и экономических наук выпускаются в переизбытке, преподавателей во всей системе профессионального образования не хватает

Улучшение функционирования существующей системы профессионального образования Латвии автор видит в следующем.

82

I А.М.Татаринцева

Реформа системы образования Латвии

За 20 лет Латвия стала лидером в Европе по числу студентов и вузов на душу населения. Сегодня в стране на бюджетных местах обучаются 35 332 студента.

В стране реализуются 954 учебные программы, это намного больше, чем в таких странах, как Франция, Великобритания и Канада.

При таком количестве студентов и вузов Латвия должна была бы наводнить весь мир своими учеными и новыми технологиями. Но на самом деле все намного скромнее - наука дышит на ладан из-за недостатка финансирования, а по инновациям Латвия на уровне стран третьего мира. Очевидно, что государство уже не может больше прокормить такое количество студентов и вузов. Международные кредиторы уже три года предлагают властям Латвии начать структурные реформы высшей школы. И вот недавно Министерство Образования и Совет по Высшему Образованию подписали с Европейским Социальным Фондом соглашение «Об оценке содержания вузовских программ и об усовершенствовании качества академического персонала» («Деловые Вести »).

Это означает, что на деньги ЕС будет проведена ревизия всех бюджетных и внебюджетных программ в вузах. А всего ревизия затронет более чем 100 тысяч студентов. Больше всего ревизоры будут инспектировать социальные факультеты. Латвии явно не нужно так много политологов, историков, философов, юристов и социологов. На социальных факультетах у нас сегодня обучаются 5412 человек. А инженерные науки осваивают всего лишь 8691 человек. И это при том, что в стране катастрофически не хватает инжене-ров-строителей, инженеров-электронщиков, инженеров-механиков. За 20 лет независимости Латвии вся промышленность в стране была полностью разрушена, поэтому количество поступающих в инженерные вузы уменьшалось все эти годы, так как перспективы найти работу после окончания вуза были мизерными.

Первый этап ревизии завершился к сентябрю 2013 г., то есть к моменту подготовки госбюджета на следующий год: многим вузам урезано финансирование.

На тех же программах, где студенты оплачивают свое обучение, плата составляет от 1000 до 1800 латов в год (1лат = 2 доллара, или 1.42 евро).

В текущем учебном году количество студентов в латвийских вузах впервые за несколько лет сократилось на 2000 человек, как сократилось на 2100 количество учащихся в латвийских школах, а обучение в вузах подорожало в среднем на четверть.

83

Система образования Латвии в условиях глубокого экономического кризиса I

В Латвийском университете, в Лиепайском университете и Высшей Школе Бизнеса «Turiba» цены за обучение стали выше на 15%, по словам представителей вузов, в Рижском университете имени Паула Страдыня - в среднем на 20%, в Даугавпилсском университете - на 27% («Izglitiba un Kultura»).

Надо учесть, что принципы финансирования и ценообразования в государственных и частных вузов различаются. Государственные и частные вузы находятся в условиях неравной конкуренции. Помимо того, что государственные вузы существуют, в основном, на средства госбюджета, им разрешено претендовать на европейское финансирование по многим программам, к которым частные вузы не допускаются.

Количество предлагаемых программ в государственных и частных вузах тоже существенно различается. Обычно крупные вузы, такие как Латвийский университет и Рижский Технический университет предлагают студентам 58-59 программ высшего уровня и 20-25 докторских программ.

Самые востребованные программы в Латвийском Университете в 2012/2013 учебном году были «Компьютерные науки и коммуникация», затем «Науки управления», «Экономика», «Лечение», а в Рижском техническом университете - самыми востребованными были «Компьютерные системы и IT-Технологии», затем «Таможенное и налоговое администрирование», «Строительство», «Телекоммуникация», «Логистика предпринимательства», «Энергетика».

В крупнейшем негосударственном вузе Северной Европы - Балтийской Международной Академии вместе с Высшей Школой психологии и менеджмента обучается свыше 8000 студентов. Здесь предлагается более 20 программ различных уровней.

Из-за недостатка финансирования и вследствие осуществления реформы системы образования Латвии за последние 5 лет серьезно пострадала и система школьного образования.

С 2008г. Министерство Образования Латвии стало осуществлять школьное финансирование пропорционально количеству учеников в школе. Как показал опыт, применение такого непродуманного принципа финансирования оказалось губительным для десятков городских и особенно для маленьких сельских школ. Как следствие - педагоги в городах, где количество учеников в школах большое, и педагоги в селе, где школьников мало, получали разные зарплаты.

С начала 2009-2010 учебного года в Латвии были ликвидированы 54 школы, только в Риге было закрыто 10 школ , а в последующие три года - еще 16 школ, а 66 школ были реорганизованы. В ближайшие годы в Латвии будут ликвидированы 36 школ и 68 школ реорганизованы («Вести Сегодня»).

84

I А.М.Татаринцева

Языки преподавания в образовательных заведениях Латвии

В русских школах с первого класса часть предметов, таких как физкультура, труд ведется на двух языках, с постепенным переводом процесса образования полностью на латышский язык. В латышских школах дети учатся на родном языке, наряду с которым они могут выбрать для изучения один или два иностранных языка - английский, немецкий, русский или французский.

В старших классах в русских школах преподавание ведется в обязательной пропорции - 60% на латышском языке, 40% на русском языке. Экзаменационные задания в конце 9-го и 12-го классов школьники получают на латышском языке, но ответы разрешается давать на русском.

В системе высшего образования все государственные вузы осуществляют процесс преподавания на латышском языке, часть предметов ведется на английском языке - на специализированных программах, например, менеджеры-управленцы выбирают обучение на английском языке, студенты, выбравшие программу «Европоведение» (Международные отношения и политология), тоже учатся на английском.

В крупнейшем вузе Латвии - Медицинском университете имени Павла Страдыня - студенты-будущие медики учатся на английском, но в первый год обучения они также осваивают латышский язык. В этом учебном 20132014 году в этот университет поступило рекордное количество зарубежных студентов - 996. Качество образования будущих медиков в этом вузе очень высокое, а плата сравнительно с другими зарубежными вузами сравнительно невысока («Телеграф»).

На русском языке высшее образование можно получить только в частных вузах, которых в Латвии более 40. Недавно Сейм Латвии отклонил поправки партии «Центр Согласия» к Закону о высшей школе, которые давали бы возможность использовать в государственных вузах русский язык обучения. Еще два года назад Латвийская Конфедерация работодателей вышла с предложением обучать латвийскую молодежь нее только на латышском, но и на русском языке, но политика у нас в Латвии довлеет над здравым смыслом.

В Эстонии, например, на базе Таллиннского университета еще три года назад был создан Екатериненский колледж с обучением в первый год полностью на русском языке и с постепенным овладением эстонским языком. И назван он Екатериненским в честь Российской императрицы. А к третьему курсу они переходят на эстонский и английский, чтобы в магистратуре уже учиться на одном из этих языков. Причем эти программы Эстония предлагает не только для приезжих студентов, но и для местных.

Обучение иностранному языку в школах Латвии начинается обычно с

85

Система образования Латвии в условиях глубокого экономического кризиса I

3-5-го классов. Но в некоторых школах с языковым уклоном английский или немецкий, иногда французский школьники начинают осваивать с 1-го класса. Предложение Министерства Образования с 2013г. начать освоение иностранных языков школьниками с 1-го класса широко обсуждалось в обществе и, в конце концов, было отклонено на основании заключений медицинских экспертов и специалистов в системе образования о вреде такой дополнительной умственной нагрузки на неокрепший детский организм в 1-м классе.

Также Министерство Просвещения Латвии в 2012 г. выдвинуло идею начать прием первоклассников в школу с 6-ти лет, а не с 7-ми лет, как это осуществляется сейчас. Эта идея также после многочисленных дебатов была отвергнута в силу неспособности школ Латвии обеспечить необходимые условия для таких первоклассников (Izgl).

Проблема безработицы выпускников латвийских вузов

Диплом вуза не дает гарантии успешного трудоустройства. Уровень безработицы в Латвии непрерывно рос с 2008 г. Экономист банка Nordea Анрис Страздс считает, что слабая система образования, не отвечающая спросу на рынке труда, - это бич сегодняшних проблем в Латвии. Если нет инженеров, то не будет развития промышленности и инноваций. Сегодня даже для простых производств сложно найти кадры(Деловые Вести. - 7 окт. - 2013).

Специалисты Центра карьеры Латвийского университета А. Шмитиня и Марта Рубина считают, что часто абитуриенты выбирают программу обучения ошибочно: она не соответствует ни их интересам, ни потребностям рынка труда. Отсутствие реальной статистики о потребностях рынка труда, и как результат - неправильный выбор профессий молодыми людьми привел к резкому перекосу в сторону гуманитарных наук.

Через 6 лет стране грозит переизбыток новоиспеченных гуманитариев. Предложение гуманитарных специальностей превысит спрос на 7 тысяч. Но зато не будет хватать 20 тысяч инженеров. А к 2020г. этот дисбаланс увеличится как минимум в два раза (Деловые Вести. - 7 окт. - 2013.).

О несоответствии спроса и предложения на рынке труда говорит директор департамента структурной политики народного хозяйства Министерства экономики Олег Баранов: «Большое количество выпускников вузов, которые учились на социальных программах, сегодня трудятся не по специальности, часто на неквалифицированных работах. Многие молодые специалисты, отчаявшись найти работу в Латвии, в поисках работы уезжают за границу, но и там, чаще всего работают на неквалифицированных работах. С 1991 г. Латвия потеряла более 500 тысяч человек,

86

I А.М.Татаринцева

уехавших за границу, среди них в основном молодые люди».

Согласно информации Eurostat, 30000 выпускников вузов и колледжей Латвии являются безработными. Уровень безработицы среди выпускников вузов растет. По данным Eurostat , в 2009 г. этот показатель вырос с 18,7% до 28,4% . Это был самый высокий показатель безработицы среди молодежи в Европе с 2009г.

Министерство Образования Латвии, пытаясь решить проблему безработицы среди выпускников вузов, предполагает сокращать бюджетные места на тех направлениях, где уже сейчас наблюдается перепроизводство специалистов, а увеличивать количество бюджетных мест там, где в ближайшем будущем ожидается дефицит специалистов.

В период с 2008 по 2010гг. безработица в Латвии коснулась и учителей. В процессе так называемой Школьной Реформы десятки школ были закрыты или реорганизованы, в результате чего от 4000 до 6000 тысяч учителей (данные неточные) потеряли работу.

Зарплаты учителей в 2008г. были снижены на 50% за ставку, как, впрочем, и зарплаты преподавателей вузов. Сейчас ситуация понемногу начинает исправляться.

После того, как учителя пригрозили акциями протеста, правительство нашло возможным с сентября 2014/2015 учебного года увеличить зарплаты учителей до 299 лат за ставку(Это соответствует 598$ или 425 Euro). Сейчас уровень безработицы постепенно снижается. Число зарегистрированных безработных в Латвии в мае 2013 г. впервые со времени начала экономического кризиса снизилось со 130000 человек до 90104 человек, и показатель безработицы в среднем по Латвии уменьшился в среднем до 10, 6%(в зависимости от региона).

Таблица

Уровень безработицы в крупных городах Латвии

Город Уровень безработицы,%

Рига 5,9

Елгава 7,5

Валмиера 6,7

Вентспилс 7,8

Лиепая 9,5

Юрмала 8,1

Даугавпилс 9,2

Резекне 16,9

87

Система образования Латвии в условиях глубокого экономического кризиса I

Наибольшие трудности в поиске работы по-прежнему испытывает молодежь. Молодые люди выходят на марши протеста, несут плакаты с требованиями обеспечить их работой.В Интернете поместили фотографию молодого человека, который, участвуя в марше протеста в Риге против безработицы , нес плакат «Дайте работу, иначе - пойду воровать!»

Тенденции последних лет таковы: страну покидают квалифицированные работники. Чаще всего уезжают в Европу. В результате наметился явный дефицит квалифицированных специалистов в сфере информационных технологий, торговли и инженерно-технических специалистов,.

На вопрос газеты « Образование и Культура», как вузы помогают своим студентам влиться в рынок труда, опрошенные представители вузов указали на грамотно организованную практику и на высокопрофессиональный академический персонал.

К тому же, например, в Латвийском университете действует Центр карьеры, сотрудники которого проводят консультации в «CV-Мастерской», публикуют объявления о вакансиях, проводят семинары, встречи студентов с работодателями. Лиепайский университет собирает и анализирует данные о том, как складывается карьера его выпускников и, при необходимости, делает изменения в планах развития учебных программ(«^1ШЬа un Kultura»).

Заключение

Влияние мирового экономического кризиса, уничтожение промышленности и непрофессиональная политика правительства Латвии привели к тяжелому положению в системе образования Латвии, к высокому уровню безработицы среди выпускников вузов и колледжей, к оттоку из страны огромного числа молодых людей, среди которых высокий процент квалифицированных специалистов, к закрытию и реорганизации десятков школ, к потере работы для тысяч учителей, значительному снижению зарплаты преподавателей вузов и школьных учителей.

Латвийское правительство должно предпринять срочные меры для вложения мощных инвестиций в систему образования Латвии на всех уровнях. А также выделить необходимые финансовые средства для развития экономики Латвии, создания тысяч новых рабочих мест, чтобы экономика страны развивалась, предотвращая и прекращая таким образом массовый исход латвийского населения за границу в поисках работы и лучшей жизни.

Латвийская система образования должна стать более качественной, для этого Министерство Образования Латвии должно разработать систему разумного набора абитуриентов на соответствующие факультеты вузов, делая

88

I А.М.Татаринцева

акцент на прием студентов на специальности, связанные с точными науками, а также разработав систему справедливой оплаты учителей средних школ, предоставляя возможность выпускникам вузов, их преподавателям, а также школьным учителям успешно работать и в полной мере использовать свой творческий потенциал на благо развития Латвийского общества.

Литература

1. «Бизнес Балтия» n 21.. N 59, 2011, Riga, Patversmes iela 30, Latvija

2. «Вести Сегодня» 3.9.2008, Dzirnavu iela 57, Latvija

3. «Деловые Вести ». Riga, Dzirnavu iela 57, Latvija

4. «Суббота» 22-28.8.2012, 24.08.2011, Martina iela, 9, Latvija

5. «Телеграф»30.6.2008, Martina iela 9, Latvija

6. Eurostat - Статистическое Бюро Европейского Союза. Люксембург

7. «Izglitiba un Kultura».18.10.2012, 25. 4. 2013, 20.6.2013, 4.3.2013, 29.8.2013, 1.11.2013. 27.9.2012. 23.5.2013. 25.10.2012, 20.12.2012. Riga, Stabu iela 46/48, Latvija

8. Neatkariga. 27.8.2012., 6.6.2011б, 28.02.2012, Riga, Cesu iela31, Latvija

89

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.