Научная статья на тему 'Формирование и развитие латышской национальной интеллигенции (на примере деятельности латышских национально-культурных объединений в С. -Петербурге)'

Формирование и развитие латышской национальной интеллигенции (на примере деятельности латышских национально-культурных объединений в С. -Петербурге) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
474
116
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Рязанцева Н.Б.

The article analyzes the historical and current influence of Saint-Petersburg (Russia) on the Latvian national society. Exploring the Russian policy regardingcthnic communities in Saint-Petersburg, the authorapprcciates the role of the national intellectuals in the history of the Latvian culture.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Рязанцева Н.Б.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Latvian cultural communities in Saint-Petersburg

The article analyzes the historical and current influence of Saint-Petersburg (Russia) on the Latvian national society. Exploring the Russian policy regardingcthnic communities in Saint-Petersburg, the authorapprcciates the role of the national intellectuals in the history of the Latvian culture.

Текст научной работы на тему «Формирование и развитие латышской национальной интеллигенции (на примере деятельности латышских национально-культурных объединений в С. -Петербурге)»

Вестник Санкт-Петербургского университета. Сер. 6, 2006, вып. 1

Н.Б. Рязанцева

ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ

ЛАТЫШСКОЙ НАЦИОНАЛЬНОЙ ИНТЕЛЛИГЕНЦИИ

(на примере деятельности латышских национально-культурных объединений

в С.-Петербурге)

Автор анализирует исторический опыт отношения российской политики к деятельности национальных объединений в Петербурге и роль национальной интеллигенции в формировании и развитии национальной латышской'культуры.

Санкт-Петербург является одним из важных культурных центров России в Балтийском регионе, способствующих взаимообогащению русской и различных европейских культур. Именно в Санкт-Петербурге был наработан опыт организации деятельности национально-культурных объединений, сложившихся в городе с конца XIX - начала XX в., на примере которых мы можем рассмотреть исторический опыт отношения государственной власти к деятельности национальных обществ, определить условия их возникновения, установить цели и задачи деятельности. История дореволюционных и современных национальных объединений дает представление о формах и методах их организации, интеграции в то общество, в котором люди жили, перспективах их существования, что служит примером успешного взаимодействия русской культуры и культур стран Балтии.

Важным аспектом международных связей Санкт-Петербурга со странами Балтии служит деятельность национально-культурных объединений представителей Балтийских стран в Санкт-Петербурге. К наиболее стабильным и развивающимся относятся латышские национально-культурные объединения. Сегодня они представляют собой уже вполне сложившиеся организации, имеющие четкую, продуманную структуру и оформившиеся направления деятельности. Отметим, что деятельность этих объединений охватывает широкий спектр проблем, в том числе относящихся не только к сфере культуры.

Обратимся к предыстории создания объединений. Это очень важно для понимания деятельности латышских национально-культурных объединений в современных условиях.

Первые статистические данные о латышах в С.-Петербурге относятся к XVIII в. По некоторым данным, в 1818 г. в Петербурге проживало 1600 латышей и эстонцев1. Центром духовной жизни исповедовавших лютеранство латышей и эстонцев в XVIII в. была домовая лютеранская церковь Святого Михаила при кадетском корпусе, существовавшая с 1732 г. (Средний проспект, д. 18), а с 1835 г. латыши-лютеране стали посещать часовню Градских богаделен, находившуюся на ул. Пальменбахской, д. 4 (ныне ул. Смольного), которая в 1922 г. была закрыта. В 1845 г. на Загородном пр., д. 64 (по другим дан-

© Н.Б. Рязанцева, 2006

ным - угол Загородного пр., д. 62 и Верейской ул., д. 1) немцы и латыши приобрели деревянный дом для устройства кирхи. Существуют разные переводы названия кирхи -Святого Иисуса, Христа Спасителя, латышский перевод - Иисус Креститель. Рядом с кирхой В.А. Шретер возвел в 1881-1882 гг. большой доходный дом, где разместились также благотворительные учреждения прихода: богадельня, приюты, дешевые квартиры и две торговые школы. По одним сведениям, кирха была закрыта в 1938 г. и вскоре снесена, по другим - разрушена во время Великой Отечественной войны; ныне на ее месте находится сквер.

Кроме лютеранской церкви, в Петербурге в 1904 г., по указу Синода, в церкви Божией матери всех скорбящих радости (надвратная) при входе в Александро-Невскую Лавру был открыт латышский православный приход. В 1931 г. церковь была закрыта, но в 1993 г. возвращена церкви епархии.

Именно в С.-Петербурге складываются условия для образования латышской национальной интеллигенции. Для того чтобы лучше понять, почему именно здесь начинается этот процесс, необходимо обратиться к истории формирования территории латышской нации в рамках Российской империи. Предки современных латышей проживали по восточному побережью Балтийского моря, на территории современной Латвии. Латышская церковная терминология свидетельствует о раннем распространении православия на этих землях. С XI в. начинается проникновение немецких и шведских купцов на территорию восточной Прибалтики и ее постепенное завоевание Орденом меченосцев. Немецкие монахи проповедовали католицизм, строили крепости. В 1201 г. была основана Рига. С XIII до середины XVI в. территория проживания латышей входила в состав так называемого Ливонского ордена (получившего свое название в 1237 г. после объединения Тевтонского ордена с Орденом меченосцев).

С середины XVI в. Ливония входила в состав Речи Посполитой. В то время в Западной Европе начал распространяться протестантизм. В Риге появились первые проповедники лютеранства (одно из направлений протестантизма). В 1685 г. пастор Глюк в Алуксне сделал первый перевод Библии на латышский язык. После Северной войны между Швецией и Россией (1700-1721), когда Ништадтским мирным договором 1721 г. победоносно завершилась борьба Петра I за выход Российского государства к Балтийскому морю, к России отошли Эстляндия и Лифляндия. Впоследствии в результате пер-

ППГП nil Я ГГР ГГП Pptrr.T Ппгпп ТНТПЫ АгЬпПЛ17ТР1ШПГА Г\\ГГГЪЪГГ\-ГЧ~1ЛТГГЪТ\И1 Ti ПЛ Г Г П 1/ГА - 1 П

^ - -----------------~ f; ..I-JWUU.. fj U.-V.jy^lMV.HUM

конвенциями в 1772 г., Россия получила Латгалию (юго-восточную часть современной Латвии). Латгалия, первоначально под названием Двинской провинции, была включена в Псковскую губернию, затем - в Полоцкую, а в 1802 г. - в Витебскую. После третьего раздела Польши (декларация Австрии и России 1795 г.) к России отошло герцогство Курляндское (западная часть современной Латвии). Таким образом, территория Латвии сложилась из различных земель, вошедших в периоде 1721 по 1795 гг. в состав Российской империи. В ст. 9-12 Ништадтского договора предусматривалось сохранение земельных владений, самоуправления и привилегий балтийского, в основном немецкого, дворянства и городов, а также обеспечение прав протестантской церкви.

Социальные верхи Эстляндии, Лифляндии и Курляндии (дворянство, крупная и средняя буржуазия) составляли остзейские немцы. И хотя доля немецкого населения в этих губерниях была относительно невелика (около 8 % в Курляндии и Лифляндии). в XVIII и первой половине XIX в. национальный вопрос в Прибалтике рассматривался правительством Российской империи как «немецкий вопрос».

В начале XX в. центр миграционного притяжения - С.-Петербург был самым большим в России. Это объясняется притоком беженцев (главным образом из Прибалтики). По переписи 1910 г., в городе проживало 1 686 ООО человек, с пригородами - 2 018 600 человек. Численность латышей в Петербурге возросла до 10,6 тысяч, эстонцев - до 18,5 тысяч, литовцев - до 7,8 тысяч2.

В рамках заявленной темы попытаемся выявить историю и динамику развития латышской общины в Санкт-Петербурге и вклад ее деятелей в латышскую культуру. Представители латышской национальной интеллигенции - поэт Аусеклис (1850-1879), основатель латышского профессионального театра Ю. Алунанс (1832-1864) и фольклорист К. Бароне (1835-1923) - основоположники латышской культуры и национального возрождения. Для того чтобы вернуть в прежнюю форму латышский язык, член Московского этнографического общества Ф. Бривземнек-Трейланд начал записывать песни, так называемые «дайны» (общее название песен). За 30 лет накопилось так много текстов песен, что он не успел рассмотреть и привести все в порядок. На помощь ему пришел К. Бароне. В работе над первым томом огромную помощь ему оказал купец, латыш по происхождению, проживавший в Петербурге, Виссендорф, который сам собрал около 28 тысяч песен. Выпуск следующих 5 томов взяла на себя Академия наук в Санкт-Петербурге. Остальные 14 томов Бароне закончил собирать в Риге. К. Баронсу принадлежит огромная заслуга в организации Праздника Песни и танца в Латвии, на котором собирались со всей Латвии латышские народные песенные и танцевальные коллективы. Аусеклис придал литературную форму латышскому языку через поэзию. На основе этой новой формы латышский поэт Янис Райнис (1865-1929) написал трагедию «Огонь и ночь» о борьбе латышского народа против немецких захватчиков. Юрис Алунанс занимался лексикографией латышского языка, он также был основателем латышского профессионального театра на латышском языке. С середины XIX в. начинается зарождение национального латышского движения. В Петербурге создавались различные землячества и кружки, организации молодежи, среди которых значительную часть составляли выходцы из западных губерний. Ю. Алунанс, К. Вальдемарс (1825-1891) и К. Бароне возглавляют младолатышское движение. Печатным органом национального движения стала первая латышская газета, выходившая с 1862 по 1865 г., «Peterburgas avises» (Петербургская газета). В газете печатались исторические, политические, культурные обзоры па латышском языке. В начале XX в. в Риге выходила газета «Dienas Lapa» (Ежедневный листок) под редакцией Я. Плиекшанса (Райниса), объединявшая студентов, сторонников социалистического учения.

В Петербурге жили и работали такие известные латышские ученые и музыканты, как А.К. Янсонс и К.И. Креслинг. К.И. Креслинг (1860-1929) - ученый фармацевт, президент Петербургского фармацевтического общества, один из создателей Института экспериментальной медицины, А.К. Янсонс (1914-1984), закончив в 1944 г. Латвийскую консерваторию, с 1947 по 1952 г. дирижировал симфоническим оркестром Латвийского радио. В 1952 г. переехал в Ленинград, где в течение года был ассистентом Е.А. Мравин-ского, позднее вторым дирижером академического симфонического оркестра Ленинградской филармонии им. Д.Д. Шостаковича. С 1972 г. вел класс оперно-симфопичес-кого дирижирования в Ленинградской консерватории.

Рассмотрим процесс создания и институирования латышских общественных организаций. Одной из распространенных форм организации обществ в России были благотворительные и просветительские общества. Учредителями и членами их являлись высокие государственные чиновники, землевладельцы, члены Государственной Думы,

священники, профессора, купцы. Финансирование складывалось из следующих доходов: взносов учредителей и членов обществ; так называемых «кружечных» сборов: одна кружка устанавливалась при входе в церковь, с разрешения Санкт-Петербургской еван-гелистко-лютеранской конститории, другая - в помещении обществ; доходов от проведения культурных мероприятий и от печатной продукции. Основными целями данных обществ являлась благотворительная помощь своим согражданам: помощь в устройстве на службу, воспитание сирот и детей неимущих родителей, помещение престарелых и неизлечимых в богадельни, устройство на общем основании по мере развития обществ школ, домов призрений, богаделен, лечебниц, благотворительных заведений, возможность предоставления средств для возвращения на родину, знакомство с национальной культурой. Несмотря на то, что самостоятельных культурных обществ не существовало, при каждом обществе проводилась насыщенная культурная программа.

В конце XIX в. начали складываться объединения латышей. Согласно архивным материалам, Устав первого Латышского благотворительного общества был утвержден министром внутренних дел 12 октября 1878 г. Цель Общества - доставление средств к улучшению нравственного и материального состояния бедных латышей, проживавших в Санкт-Петербурге3. Вслед за этим обществом появляются и другие: Товарищество латышского общества взаимного вспоможения, Латышское общество, имевшее несколько отделений, в том числе научно-литературное и общественно-экономическое, Латышское музыкальное собрание, Латвийское общество образования «Жизнь», Латышское певческое общество (1908), Общество потребителей при Латышском благотворительном обществе, Латышское общество взаимопомощи учащимся в вузах, существовал кружок латышских художников4.

В 1915 г. создается Петроградское латышское общество вспомоществования. Членами общества стали: К.К. Ассер, председатель Латышского лазарета, доверенный князей Святополк-Мирских, землевладелец медных рудников; В.И. Аболтин, статский советник, бывший товарищ председателя Петроградского отдела «Родина» (старейшее латышское общество вспоможения беженцам, с июля 1915 г. располагавшееся в Риге), директор и непременный член попечительского совета коммерческого училища и торговых школ при латышской церкви Христа Спасителя, директор Петроградского латышского с.судно-сберегательного Товарищества, член Совета русского счетоводного общества; Я.Я. Гринберг, пастор латышской церкви Христа Спасителя, основал латышское коммерческое училище в Петербурге; Я. Витолс. (Витоль Иосиф Иванович) (1863-1948), профессор Петроградской консерватории, бывший член Комитета Петроградского отдела «Родина». Из всех вышеперечисленных имен наиболее изучена биография И.И. Витолса. В 1886 г. он окончил Петербургскую консерваторию по классу композиции. В 1886-1918 гг. преподаватель консерватории, с 1901 г. - дирижер латышских хоров в Петербурге. В 1918 г. стал директором латышской оперы в Риге, под его руководством была создана Латышская консерватория (ныне Латышская музыкальная академия им. И.И. Витолса). С 1919 по 1944 г. он возглавляет консерваторию (с перерывом 1935-1937). В 1920-1930-е годы возглавляет латышские Праздники Песни. Витолс - основатель латышской классической и хоровой музыки, особенно известны его баллады, посвященные народным патриотическим темам. В 1944 г. Витолс эмигрирует в Германию.

Со второй половины XIX в. на территории Латвии начинает действовать ряд немецких, русских, еврейских и других национальных союзов и обществ различных предпринимательских структур. Среди них - Латвийский купеческий союз, Латвийское тор-

гово-промышленное общество, Рижское немецкое купеческое общество. Активно шла торговля и деятельность фирм русских предпринимателей. Одновременно на территории Латвии создавались и русские общественные объединения. Общество русских приказчиков под руководством известного предпринимателя М. Кузубова проводило огромную просветительскую работу, оказывало помощь членам общества во время Первой мировой войны. В 1930-е годы Рижское Николаевское русское купеческое вспомогательное общество (председатель правления - предприниматель В. Козлов, члены правления - М. Кузнецов и М. Кузубов) большое внимание уделяло развитию просвещения, имея стипендии в Московском и Юрьевском университетах и в нескольких средних учебных заведениях. Стипендии предоставлялись наиболее способным и нуждающимся членам семей общества. Русские купцы и предприниматели играли значительную роль в устройстве театра русской драмы в начале 1920-х годов в Риге. Они активно поддержи вали Русское просветительское общество, Русское благотворительное общество, Русский клуб, Русскую кассу взаимопомощи и ряд других учреждений.

Созданный в 1917 г. «Национально-демократический союз русских граждан Латвии» в начале 1920-х годов уже представлял собой объединение всех существовавших в то время русских организаций, в основном в Риге. При обществе действовал особый комитет по делам русских эмигрантов, Благотворительный дамский комитет. Союз проводил вечерние курсы для взрослых по обучению грамоте, счету и русской музыке5.

Согласно статистическим данным «Летописи повременной печати», выходившей в составе «Книжной летописи», издававшейся Главным управлением по делам печати при Министерстве внутренних дел, на 1913 г. в России издавалось 1133 наименований литературы, а также 38 журналов и 35 газет на латышском языке6. Вся эта издательская деятельность была приостановлена начавшейся Первой мировой, а затем Гражданской войнами в России.

Падение Российской монархии и Февральская буржуазная революции привели к резкому росту националистических настроений, в том числе среди латышей. При Временном правительстве латышские политические деятели выступали за автономию в рамках Российской империи. Начинается формирование территории и органов национального самоуправления латышей, но из-за военных действий на территории Курляндии и Лифляндии дальнейшее формирование органов власти было приостановлено. В ноябре 1917 г. в северо-восточной части Лифляндии и Латгалии устанавливается Советская власть. 16-17 декабря 1917 г. съезд Советов западных уездов Витебской губернии - Ре-жицкого (Резекненского), Люцинского (Лудзенского), Двинского (Даугавпилсского) поставил вопрос о самоопределении Латгалии и ее отделении от Витебской губернии, гак как латыши составляли 60 % населения этих уездов, а 18 декабря 1917 г. Временный исполком советов Латгалии обратился в Совет Народных Комиссаров РСФСР с просьбой о присоединении к Советской Латвии. Правительство РСФСР ответило положительно, но Латгалия была присоединена к Латвии только в 1919 г. После прекращения советско-германских переговоров в Брест-Литовске началось немецкое наступление. Советское правительство в связи с обострением внешнеполитической ситуации вынуждено было 27 августа 1918 г. в Берлине заключить «Добавочный договор» к Брест-Литовскому мирному договору, в котором (ст. 7, гл. 4) заявляло, что отступается от верховной власти над Эстляндией и Лифляндией.

Оккупационные власти, опираясь на политические организации прибалтийских немцев, провозгласили создание Балтийского герцогства, включавшего в себя Эстлянд-скую, Лифляндскую и Курляндскую губернии бывшей Российской империи. В ноябре

1918 г. революция в Германии и поражение страны в Первой мировой войне привели к распаду Балтийского герцогства. 11 ноября 1918 г., на основе статьи XVI Компьенского перемирия между Германией и Антантой, в Прибалтику были введены войска Антанты. При ее поддержке в Риге был сформирован Национальный совет, образовавший временное правительство во главе с К. Ульманисом. 18 ноября 1918 г. Национальный совет издал манифест о независимости Латвийской республики. В манифесте ее государственная территория определялась как этнографическое единство Курляндии, Л ивонии и Л ат-галии. После денонсации Брест-Литовского мирного договора РСФСР активизировала свое участие в борьбе за установление Советской власти в Л ифляндии. 17 декабря 1918 г. Советы рабочих, безземельных и солдатских депутатов Латвии объявили о восстановлении там Советской власти и обратились к Советскому правительству с просьбой о помощи, после чего в Латвию вступили части Красной Армии. 3 января 1919 г. при поддержке Красной Армии отряды латышских стрелков заняли Ригу. Вскоре почти на всей территорий Латвии была установлена Советская власть, исключение составляла Лиепая, куда выехало правительство К. Ульманиса. Здесь была сформирована армия под командованием фон дер Гольца, которая вскоре заняла Ригу. По итогам Гражданской войны и под давлением Германии, Польши и бывших союзников по Антанте между РСФСР и Латвией был заключен мирный договор 11 августа 1920 г., по которому РСФСР признавала независимость, самостоятельность и суверенность Латвийской Республики.

Необходимо отметить, что в этот период происходил раздел бывших Прибалтийских губерний между Польшей и Германией, к Латвии отошла часть Витебской и Псковской губерний, Польша заняла округ Вильно (Вильнюс), Германия - Мемель (Клайпеда). По итогам Второй мировой войны районы Витебской и Псковской губерний были возвращены в состав СССР. Этот так называемый «пограничный вопрос» с Латвией до сих пор является камнем преткновения при заключении пограничного договора между Российской Федерацией и Латвийской Республикой.

Октябрьский переворот 1917 г. и последующие события, в том числе влияние на национальные общества партий меньшевиков, эсеров и других, с которыми боролись большевики, изменили характер взаимоотношений новой власти и национальных культур. В 1917 г. был создан Народный комиссариат по национальным делам во главе с И.В. Сталиным, в ведение которого переходили в том числе и взаимоотношения с национальными объединениями. Жесткие идеологические рамки системы подчиняли культуру политическим задачам, усиление подобной централизации и попыток большевиков всеохватно контролировать деятельность российского общества сужало и деформировало самостоятельность в деятельности национальных объединений. Последовавшие вслед за тем репрессии и гонения по идеологическим мотивам привели к изменению основ, первоначальных целей и задач национальных объединений.

После окончания Гражданской войны в России осталось на постоянное жительство более 12 тысяч латышей, которые симпатизировали и участвовали в войне на стороне большевиков, в том числе «Красные латышские стрелки» под командованием Я. Фабрициуса. В 1920-1930-е годы в Советском Союзе проживало свыше 200 тысяч латышей. В 1924 г. в Москве они образовали Всесоюзное кооперативное просветительское общество «Прометей»7. В 1929 г. было создано Ленинградское латышское отделение «Прометея». Его бессменным руководителем был Я. Витолс. В Ленинграде существовало 4 фабрики «Прометея», выпускавшие различные культтовары, два книжных магазина. Вся прибыль общества направлялась на развитие культурно-просветительской ра-

боты. Коллективным членом «Прометея» в Ленинграде был педагогический техникум нацменьшинств Запада. Латышский дом просвещения (находившийся на ул. Некрасова, 10, ныне там располагается Большой театр кукол). В июле 1937 г. деятельность «Прометея» была запрещена, а его руководители репрессированы.

До конца 1920-х голов в Петрограде продолжался рост числа национальных обществ, часть функций взяли на себя разнообразные секции и кружки национальных домов политпросвещения. Однако внутриполитическая ситуация в СССР оказала влияние на развитие национальных диаспор. С середины 1930-х годов под жесткий контроль попала вся национальная драматургия. Это объяснялось и внешними причинами. Национальные объединения в городе стали закрываться на основании обвинения в том, что они были использованы троцкистско-бухаринской и националистической «агентурой» фашизма для «сколачивания контрреволюционных националистических элементов, шпионажа и вредительства». После выхода в 1932 г. закона об общественных организациях, поставившего всякую общественную деятельность (не только национальную) в жесткие идеологические рамки, национальная жизнь в Ленинграде окончательно пошла на убыль8.

Как известно, вторая половина 1930-х годов наполнена очень сложными международными событиями. Милитаризация Германии, приход к власти Гитлера и изменение внешнеполитической ситуации в Европе привели к тому, что Советское правительство вынуждено было подписать соглашение с Германией о разграничении сфер интересов в Восточной Европе (закрепленное в секретном протоколе к Договору о ненападении от 23 августа 1939 г.)9. Начавшаяся Вторая мировая война и приближение немецких войск к территории Советского Союза активизировали внешнеполитическую деятельность. 5 октября 1939 г. СССР подписал пакт о взаимопомощи с Латвией, затем в Латвии сменилось правительство. 21 июля 1940 г. Латвийский сейм провозгласил создание Латвийской ССР и 5 августа 1940 г. по Постановлению Верховного Совета СССР она была принята в состав СССР.

Вторая мировая война нанесла огромный ущерб, в том числе и Латвийской ССР, как отмечается в современной латвийской историографии. В ходе боевых действий было разрушено «5790 производственных зданий в промышленности, 116 электростанций, несколько сотен мостов, уничтожена половина железнодорожных линий»10. После окончания войны в Латвии развернулась большая восстановительная работа. Однако, как утверждается в современных учебниках Латвии, именно восстановление разрушенной экономики явилось одним из важных факторов так называемой «реоккупации». Заявляется, что сознательно в республику была устроена миграция нелатышей, развернута в большом объеме промышленность, что, как уверяют авторы, приводило к насильственной русификации. Причем, как правило, излагается это в достаточно оскорбительных для России тонах. Приведем выдержки из учебника по истории: «В 1949 г. массовые репрессии привели к нехватке рабочей силы и на селе. Ее недостаток восполнили приехавшие из других республик, которые были главным образом неимущими деревенскими людьми с низким уровнем культуры и образования, нередко ранее судимыми»11.

Ради исторической справедливости заметим, что на восстановление экономик прибалтийских республик отправлялись высококвалифицированные рабочие, инженеры и научные кадры со всей территории СССР - в большей мере именно им принадлежит заслуга в создании ныне существующих «РАФа», завода «ВЭФ», расширении рижского морского порта, открытии одного из крупнейших нефтяных терминалов, доходы от эксплуатации которого составляют и по сей день немалую часть дохода латвийского бюд-

жета. АН СССР помогала восстановлению Рижского университета, Латвийской Академии наук. В Риге был образован один из лучших в СССР авиационный институт, преподавательские кадры которого были в основном из других республик. И только неумелая «псевдонациональная» политика в Латвии привела к развалу, в частности, РАИ.

Необходимо отметить, что очень большой вклад в развитие латвийской системы высшего образования внесли вузы Ленинграда - Санкт-Петербурга. Многие представители нынешней научно-технической интеллигенции получили образование в Ленинграде. Большинство известных музыкантов Латвии, Литвы и Эстонии обучались в Советском Союзе либо на их творчество огромное влияние оказала русская музыкальная школа.

Любопытен исторический факт. В 1922 г. была создана Комиссия международной интеллектуальной кооперации (МКИК) при Лиге Наций. В 1930-х годах среди историков активно обсуждалась проблема, связанная с необъективным освещением исторических событий в учебном процессе и предполагалось применять определенные меры воздействия.

Комиссия по историческому образованию Международного комитета историков начала сбор материалов и исследований по преподаванию истории в школах Бельгии, Великобритании, Венгрии, Голландии, Греции, Дании, Колумбии, Люксембурга, Норвегии, Польши, СССР, США, Финляндии, Чили, Швеции и Швейцарии. Различия оказались столь значительными, что не удалось провести даже сравнительный анализ. Тем не менее к 1933 г. были выработаны некоторые рекомендации, которые формулировали основные проблемы и противоречия, возникшие в связи с «пацификацией истории». Прежде всего заявлялось, что историческое образование должно формировать не только национальное сознание, но и осознание себя гражданами мира. В связи с этим необходимо было решить проблему соотношения преподавания отечественной и всеобщей истории. В 1937 г. была подготовлена Декларация по пересмотру школьных учебников, рекомендовалось изымать тексты, воспитывающие недоверие или предрассудки к другим народам. В том случае, если национальная комиссия по пересмотру школьных учебников в каком-либо учебнике другой страны обнаружит сведения, разжигающие ненависть к ее народу, она должна обратиться к национальному комитету этой страны для урегулирования вопроса. К сожалению, Декларация не получила должной поддержки12. На наш взгляд, этот позитивный опыт достоин осмысления, а, возможно, и применения в наше время.

В конце 1940-х годов Ленинград вновь сыграл огромную роль в стремлении к национальному самовыражению, сохранению своей культуры многочисленными народами, проживавшими в Советском Союзе. Студенты трех прибалтийских республик создали неформальную организацию «Балтикум», похожая организация объединения студентов была и в Москве. Точной даты открытия «Балтикума» нет, но предположительно это состоялось в конце 40-х - начале 50-х годов XX в. В организацию входили студенты, которые приезжали по целевому направлению своих республик учиться в Ленинград. Неформальная организация «Балтикум» послужила основой для воссоздания в городе в конце 80-х годов XX в. национально-культурных обществ как официально действующих общественных организаций13. Первым, еще очень острожным шагом к последующей их либерализации стала разработка «Положения о любительском объединении, клубе по интересам» - ведомственного акта, утвержденного ВЦСПС, ЦК ВЛКСМ, Министерством культуры СССР 13 мая 1986 г. Согласно этому Положению любительские объединения могли создаваться только по инициативе организаций-уч-

редителей (учреждений культуры, спорта, Домов и Дворцов молодежи и т.п.), на которые возлагались общее руководство, а также контроль за деятельностью созданного ими объединения. В том же 1986 г. был учрежден Советский фонд культуры, под руководством которого многие неформальные объединения впервые получили официальный статус.

К концу 1980-х годов количество общественных организаций стало интенсивно расти. В Ленинграде они стали играть наиболее активную роль в культурной сфере. Ленинградский Совет народных депутатов (Ленсовет), опережая союзные законодательные решения, создал Комиссию по вопросам общественных и общественно-политических организаций, по рекомендации которой общественные организации могли регистрироваться в Исполкоме Ленсовета. Латышское общество - первая национально-культурная организация, которая была зарегистрирована в Ленинграде (в июне 1989 г.). В дальнейшем ее Устав был использован как образец для уставов остальных обществ. Целью организации было «возрождение, сохранение и развитие исторически сложившейся в Ленинграде латышской культуры; содействие сохранению этнической идентичности постоянно или временно проживающих в Ленинграде латышей; развитие культурных связей Ленинграда и Латвийской Республики»14. В дальнейшем шло совершенствование законодательства по вопросам организации и деятельности национально-культурных объединений. Так, решением «О порядке утверждения уставов общественных организаций» № 149 от 14 сентября 1990 г., впервые в СССР было утверждено Положение о «Порядке рассмотрения документов при утверждении уставов общественных организаций Президиумом Ленсовета и Исполкома Ленсовета». В октябре 1990 г. принят первый Закон СССР «Об общественных объединениях», вводивший с 1 января 1991 г. более демократический порядок образования и регистрации общественных объединений. Ст. 1 данного Закона гласила: «Общественным объединением является добровольное формирование, возникшее в результате свободного волеизъявления граждан, объединившихся на основе общности интересов». Таковыми признаются культурно-просветительские, творческие союзы, «фонды, ассоциации и другие объединения граждан».

Согласно ст. 3 Закона, эти объединения создавались для участия в благотворительной деятельности, проведении культурно-просветительской работы, расширении международных связей, «укрепления мира и дружбы между народами»15. В 1995 г. появились законы «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях»16 и «О некоммерческих организациях»17. Необходимость их принятия была вызвана насущной потребностью. Эти законы кардинально меняли правовую основу отношений между государством и гражданским обществом, они основаны на всемирно признанном принципе свободы ассоциаций и упрощают право граждан создавать объединения (без предварительного разрешения государственных органов, которые образуют законодательную базу для свободной реализации общественной деятельности). Кроме того, теперь объединения вправе сами выбирать организационно-правовую форму своего существования из числа перечисленных в тексте закона - от общественного фонда до органа общественной самодеятельности, общественного учреждения, организации, движения.

В соответствии с российским законодательством существуют различные формы негосударственных некоммерческих организаций. Это - общественная организация, общественный или некоммерческий фонд, ассоциация (союз), автономная некоммерческая организация и некоторые другие. Негосударственные организации культуры представлены в Санкт-Петербурге главным образом общественными объединениями.

На основе данных законов возникли в 1999 г. Региональная общественная организация «Санкт-Петербургское латышское общество» и местная общественная организация «Латышская национально-культурная автономия». Идея создания общества принадлежит латышским студентам, которые остались после окончания учебы в Ленинграде. К студентам «Балтикума» присоединились проживающие в Ленинграде латыши, и была высказана идея о воссоздании Латышского общества.

Первым совместным мероприятием латышей стало празднование Рождества в 1988 г. Первым президентом общества стал преподаватель восточного факультета Ленинградского государственного университета Янис Сикстулис (теперь он представитель ЮНЕСКО в Латвии и заместитель декана теологического факультета Латвийского университета).

Первым крупным мероприятием, которое организовало латышское общество не только для себя, но и для города, были Дни латвийской культуры в Ленинграде, которые проводились с 30 марта по 01 апреля 1989 г. В том же 1989 г. были организованы курсы латышского языка для взрослых.

С осени 1989 г. начал действовать хор при Латышском обществе. В 1990 г. он принял участие в Празднике Песни в Риге, по счету это был 20-й праздник, но первый праздник, в котором принимали участие латышские зарубежные музыкальные коллективы как Запада, так и Востока. С тех пор хор участвует в этих праздниках постоянно. Праздник песни и танца проходит один раз в пять лет. Но сроки могут переноситься, в зависимости от выдающихся культурно-исторических дат Латвии. Так, например, в 2001 г. прошло празднование 800-летия Риги, в связи с этим перенесены и сроки проведения Праздника. В 1992 г. хор принял участие в студенческом празднике «Гаудеамус» в Риге. В 2000 г. Латышское общество совместно с национально-культурным Латышским обществом «Сакта» участвовало в Празднике Песни «Балтика», фестиваль сугубо фольклорный, который проходит с 1990 г. Накануне Праздника проходит тщательный предварительный отбор коллективов всей Латвии. В отличие от Праздника Песни, на фестивале «Балтика» нет строгого репертуара. Праздник начинается с объединяющего шествия по столице Латвии, затем коллективы «распыляются» по городам.

Латышское общество до 1992 г., когда его частично финансировало Министерство образования Латвии, имело возможность приглашать в Ленинград разные коллективы из Латвии. Сейчас Латышское общество существует за счет членских взносов и очень редкой спонсорской помощи. С самого начала образования общество принимало активное участие во всех общественно-политических мероприятиях, праздновавшихся в независимой Латвии: Основное традиционное мероприятие Латышского общества - празднование годовщины независимости Латвийской республики 18 ноября. Латышское общество очень чутко реагировало на политические события, происходившие в Латвии и СССР в 1991 г. Здесь необходимо напомнить развитие событий, происходивших в Латвии в 1980-1990-х годах и их влияние на развитие русской и латышской культур.

С началом демократических преобразований в СССР, с середины 1980-х годов, происходит процесс политизации деятельности неформальных групп и организаций, в большом количестве возникших в том числе в прибалтийских республиках. С 1988 г. Латышское общество принимало участие в съездах Народного фронта, отделение которого было создано в Ленинграде. В конце 1980-х годов в Советском Союзе, в связи с ухудшением внутриполитического, экономического положения, начинают возникать

межнациональные конфликты. В 1989-1990 гг. один из первых очагов кризиса возник в Прибалтийских республиках. Народные фронты в Литве, Латвии и Эстонии, заявившие о себе вначале как организации в поддержку перестройки, постепенно превратились в движения за независимость.

Все противодействия центральной власти СССР помешать реализации данных решений в итоге закончились неудачей. Это было связано, в первую очередь, со сложнейшей внутриполитической обстановкой внутри СССР, а также реакцией стран Запада на события, происходившие в Прибалтике. 3 марта 1991 г. на состоявшемся референдуме 77,6 % принявших в нем участие высказались за выход Латвии из состава СССР. В 1991 г. СССР признал независимость Латвии.

Национальный вопрос - сложное явление общественной жизни, включая многие его аспекты. Однако на современном этапе одной из основных проблем является проблема самоидентификации, существующая в полиэтническом обществе. Этот вопрос отнюдь не новый, он ставился всегда и был особенно актуален для небольших этнических групп, которые интегрировались в жизнь общества. На протяжении всего периода истории с момента возникновения национальных объединений в С.-Петербурге эта проблема решалась по-разному. Сегодня мы наблюдаем условия общественной, психологической, политической, культурной жизни, которые порождают новые формы и методы работы национальных обществ, наполняют их новым содержанием. В данном обзоре, безусловно, показателен опыт латышских национально-культурных объединений, которые помимо традиционной культурной направленности в своей деятельности ориентируются и на решение правовых вопросов, связанных с защитой прав своих членов. Обращение к историческому опыту национальных организаций позволяет сделать вывод о том, что именно такая форма - одновременно сохранение собственной национальной культуры и интеграция в международный культурный процесс - наиболее позитивна.

Отметим, что взаимообогащение русской и латышской культур всегда было «взаимополезно», особенно в период становления латышской нации и интеллигенции в конце XIX - начале XX вв. Толерантность Российского государства к свободному развитию и поддержке, в том числе латвийских национально-культурных объединений, позволила им в России, особенно в Санкт-Петербурге, сохранить и укрепить свои национальные корни. Трагические события 40-х годов XX в. наложили свой отпечаток на взаимоотношения народов. Но нельзя забывать, что лучшие традиции в латышской культуре были сохранены. В большей мере их становление и развитие связано с Петербургом - Ленинградом -- Санкт-Петербургом. Нам кажется, что нынешним национально-культурным объединениям латышей в Санкт-Петербурге необходимо создать некий «культурный мост» между прошлым, настоящим и будущим, продолжая традиции добрых взаимоотношений между нашими народами.

1 Центральный государственный исторический архив Санкт-Петербурга (ЦГИА СПб.). Ф. 960. Он. 3. Л. 16.

2 Ю.хпева ИВ Роль Петербурга в национально-культурных движениях народов России. Этнография Петербурга - Ленинграда. Л., 1987. Вып. 1. С. 1 -3.

3 ЦГИА СПб. Ф. 513. Он. 127. Д. 3316.

1 Там же. Ф. 569. Он. 13. Д. 586, 1239; Ф. 287. Оп. 1. Д. 131; Ф. 569. Он. 13. Д. 586; Ф. 569. Оп. 14. Д. 75; Ф. 569. Оп. 12. Д. 1172; Ф. 287. Оп. 1. Д. 401.

5 Сальников В. В традиции предпринимательства и благотворительности в среде русского населения Латвии первой трети XX века: Сб. статей. Рига, 2002.

' Россия. 1913 год. Статистическо-документальный справочник/Ред.- сост. А М. Анфимои, А П. Корелин. СПб., 1995. С. 359.

7 Штраус В. Памяти латышского «Прометея» // Вечерний Петербург. 1991. 11 апреля. * Цит но: Смирнова Т.М. Национальные театры Петрограда - Ленинграда (1917-1941). СПб., 1996. С. 76-97

9 Документы п материалы о советско-германских отношениях с сентября 1939 г. по июнь 1941 г.: Сб. науч. док. СССР Германия. 1939 — 1941. Вильнюс, 1989.

10 Фрейбергс Ю. Новейшая история. XX век. Экспериментальный учебник для основной школы. Рига. 2000. С. 275-276.

11 Там же. С. 279.

'-' Фокин В.И. Международный культурный обмен и СССР в 20-30 годы: Докт. дне. СПб., 1999. С. 186 187.

13 Библиотека факультета международных отношений Санкт-Петербургского государственного университета. Ф. 1, Оп. 1. Д. 5. Протокол-интервью с Президентом Санкт-Петербургской латышской национально-культурной автономии, заместителем председателя Санкт-Петербургского латышского общества М.В. Вовк. СПб, 1999. 18 октября. С. 1.

" Устав Ленинградского латышского культурного общества. Л., 1989. С. 2.

15 Закон об общественных объединениях // Ведомости народных депутатов СССР и Верховного Совета СССР. М, 1990. С. 1024.

16 Федеральный закон о благотворительной деятельности и благотворительных организациях // Собрание законодательства Российской Федерации. Официальное издание Администрации Президента Российской Федерации. № 33. М, 1995. С. 6117-6126.

17 Федеральный закон о некоммерческих организациях // Собрание законодательства Российской Федерации. Официальное издание Администрации Президента Российской Федерации. № 3. М., 1996. С. 578-863.

Статья поступила в редакцию 12 октября 2005 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.