УДК 332
Халитов Айдар Рамильевич
Преподаватель.
Салаватский колледж образования и профессиональных технологий a.r.halitov@mail.ru
Система образования
КАК ОСНОВА СМЕШАННОЙ ЭКОНОМИКИ
Aydar R. Halitov
Teacher.
Salavat college of education and professional technologies a.r.halitov@mail.ru
The EDUCATION SYSTEM AS THE BASIS OF A MIXED ECONOMY
Аннотация. В настоящее время наступает новый этап глобальной эволюции мировой цивилизации - переход к постиндустриальному обществу, основным признаком которого является снижение роли материальных факторов производства и повышение значимости информации и знаний как основных производственных ресурсов. Современный этап развития мировой и отечественной экономики предполагает создание общества, основанного на знаниях, где социальное и экономическое благополучие страны определяется высшими технологиями, инновационной способностью и уровнем интеллектуального развития. Современное развитие связано с мировым переходом к экономике, основанной на знаниях, где экономическая и образовательная политика обеспечивают и резонируют друг друга.
В статье рассмотрены вопросы использования экономики, основанной на знаниях, в современном социально-экономическом потенциале страны, способы его повышения.
Ключевые слова: экономика, знания, система образования, качество образования, развитие образования, рынок труда.
Annotation. Currently, a new stage of global evolution of world civilization - the transition to a postindustrial society, the main feature of which is the reduction of the role of material factors of production and the increasing importance of information and knowledge as a basic production resources. The current stage of development of the global and domestic economy involves the creation of a society based on knowledge, where the social and economic welfare of the country is determined by the highest technology, innovation ability and level of intellectual development. Modern development is associated with the global transition to an economy based on knowledge, where the economic and educational policies provide and resonate with each other.
The article discusses the use of an economy based on knowledge, in today's socio-economic potential of the country, ways to improve.
Keywords: the economy, the knowledge, the education system, the quality of education, development of education, the labor market.
В последние годы во всех странах происходят кардинальные изменения в функционировании смешанной экономики: расширяются масштабы международной торговли, ускоряется процесс глобализации, повышается уровень националь-ного богатства. Интеграция экономики на регио-нальном и национальном уровнях, которой спо-собствует развитие коммуникативных и инфор-мационных технологий, меняет специализацию в мировой экономике и способствует развитию оффшоринга, переносу производства готовой продукции и оказания услуг в районы с низким уровнем издержек.
В результате данных процессов высокоразвитые страны, входящие в состав Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), вынуждены конкурировать с новыми индустриальными странами, на территории которых сконцентрированы ведущие отрасли промышленности. Глобализация постепенно меняет картину мира и, помимо положительных моментов, несет
и отрицательные: повышение уязвимости работников, замедление роста числа рабочих мест и снижение общей доли заработной платы в национальном доходе, что наносит ущерб благосостоянию затрагиваемых домохозяйств и отдельных лиц [5].
В экономическом смысле знание - это не просто совокупность определенных сведений, это целая система, задача которой состоит в аккумулировании, формализации и трансформации интеллектуально-креативного капитала индивидов, что способствует более эффективному использованию человеческого ресурса [1].
Наиболее характерным стимулом развития системы образования была общая идея, связанная с доказательством преимуществ социалистического строя в отдельно взятой стране, а впоследствии и в необходимости победы социализма в мировом масштабе. Мы просто этим выводом хотели бы подчеркнуть особенности про-
77
фессиональной подготовки кадров во времена советского периода, когда образованию было уделено максимальное внимание как направлению, обеспечивающую безопасность страны. Поэтому считаем, что решение проблем образования, так же как и проблем обороноспособности, были на особом контроле государства.
На наш взгляд, наиболее весомые этапы развития образования связаны с такими целевыми функциями государства как: формирование продовольственной и хлопковой независимости страны; концентрация усилий для победы во второй мировой войне; при создании атомного оружия; в период восстановления разрушений в послевоенный период; при состязании в освоении космоса; управление атомной реакцией и создании атомных электростанций; в стремлении формирования и расширения социалистической системы в мировом масштабе; строительстве гигантских предприятий и сооружений для доказательств преимущества социалистической системы хозяйствования.
Все вышеназванные мероприятия позволили создать оптимальную целеустремленную систему образования, которая успешно конкурировала на мировом образовательном и хозяйственном уровне. Советская наука и образование были практически самыми передовыми в мире. Однако, по нашему мнению, за крупными достижениями в науке, технологии, идеологии были на второй план отодвинуты простые человеческие потребности. При стратегически обоснованных планах развития и их постоянного выполнения и перевыполнения в стране ощущался дефицит товаров и услуг. Человек, как основной фактор производства, был передвинут во второй план. В обществе была развита техника передовых технологий, технологий освоения космоса, глубокого бурения, переброски водных ресурсов, строительства гигантских гидро- и атомных электростанций и многое другое [8].
При этом многие направления науки и образования были ориентированы именно на задачи перспективного развития, а решение текущих задач и особенно социально бытовых, были незаслуженно забыты или отодвинуты на второй и третьи планы. Ошибки в социально - экономическом плане накапливались. Общество по мере развития техники и технологии связи постепенно раздваивалось. Образование, в какой-то мере, раздваивалось. Кроме всего, на процесс развала образования стала сильно влиять уравниловка в заработной плате и практически отсутствие мотивационного института [6].
Общая тенденция развития образования в мире слишком разнообразна. Идет глобальная сегментация не только рынков труда и производства, а идет коренная сегментация рынка оказания образовательных услуг, связанная с широкомасштабным прогрессом в технике и технологии информационных процессов. В качестве примеров можно привести достижения индийских специалистов в процессе аудиторских проверок и анимационных фильмов, а также Малайзии в области создания новых машинных и информационных технологий. Надо признать, что переход экономических отно-
шений на рыночную парадигму, революционная, в технике и технологии, глобализация нового рынка, небывалая конкуренция завоевания новых сфер в международном рынке, организация и функционирование, на последних достижениях научнотехнического прогресса, новых транснациональных компаний в различных сферах экономики и жизни потребовали новых подходов к проблеме повышения и обеспечения качества образования.
Обычное понятие качества образования, включающее основное понятие: знания-умения-
навыки (ЗУН) трансформировалось и стало в новых условиях философией предприятий, организаций, а многие страны считают его главной национальной целью. Поэтому многие специалисты и ученые-экономисты, политики и эксперты едины во мнении, что качество-главная проблема, которую в будущем предстоит решать всем без исключения странам. При этом, учитывая дальнейшее развитие глобализации и инерционность мышления, с учетом обычных законов природы, необходимо сделать систему образования максимально адаптированной к внутренним и внешним требованиям потребителей (предприятиям и организациям) и даже учитывать возможные направления развития или эффективного функционирования экономики и отдельных её секторов. Это возможно в трех случаях: наличии продвинутых и преданных делу преподавателей с соответствующей мотивацией; соответственно, подготовленных к восприятию абитуриентов, с некоторой долей самостоятельного мышления; частичной свободы ВУЗов от жесткой опеки государственных структур [4].
Большинство передовых мировых образовательных центров свободны от излишней «опеки» государственных структур и нацелены на повышении качества образования [2].
В своей известной книге [9] лауреат Нобелевской премии по экономике Дж. Стиглиц отмечает, что самым редким ресурсом экономики является человеческий талант и его надо не только выявлять, но и развивать и рационально направлять. Эта позиция должна быть основным направлением деятельности педагога-ученого, педагога-практика. Это трудная, но очень благородная задача. Недаром основная трактовка педагога включает комплекс понятий: воспитатель, учитель, преподаватель.
В этой связи во всех развитых странах усиливаются роль государства в формировании и развитии системы образования. Поэтому социальноэкономическое развитие России, да и всех других стран, их положение в системе мирового сообщества будут во многом зависеть от уровня развития системы образования, от ее способности подготавливать специалистов, отвечающих современным требованиям, от уровня научнотехнического потенциала, в том числе кадрового, способности создавать знания, технологии и эффективно их внедрять и использовать в условиях жесткой рыночной конкуренции [7].
В этой связи система образования как основа смешанной экономики должна быть сферой при-
78
стального первоочередного и приоритетного внимания государства, а повышение качества образования и его влияния на социальноэкономический рост должно стать стратегическим и долгосрочным приоритетом России. Когда речь идет о качестве, необходимо принимать во внимание следующие факторы и условия:
- качество -сложная философская, экономическая и социальная категория, которая определяется и раскрывается множеством определений. Множество определений вытекает из того, что категория качества используется в научной, технической, технологической, экономической, политической, социальной, образовательной и других сферах. И в каждой из этих сфер понятие качество определяется набором параметров и характеристик (качественных и количественных), относящихся применительно к этой сфере. Отсюда можно сделать вывод о том, что множество определений, в свою очередь, означает: проблема качества многогранна, весьма сложна для понимания и, следовательно, трудна для конкретного разрешения на практике;
- качество обычно понимается как соответствие неким критериям, нормам, требованиям, хотя существуют различные определения [3]. Последние свидетельствуют о том, что качество - это не только адекватность или соответствие каким-то требованиям среды и потребителя;
- для обеспечения социального прогресса качество в обществе (при рассмотрении динамики ее развития) должно опережать систему требований к нему. Другими словами, качество должно всегда опережать те требования, которые предъявляются к объекту, или среде, или продукции развитием внешней к нему системы;
- качество должно быть опережающим, избыточным по отношению к нему и предъявляемым требованиям, то есть оно должно быть эволюци-онно постоянно избыточным;
- при низком качестве образования наступает кризис в обществе, который представляет собой в своей сущности кризис качества, и в первую очередь-кризис образования.
Кроме вышеперечисленных факторов и условий, необходимо сохранить единое национальное образовательное пространство, гармонизированное с образовательным пространством других стран и мирового сообщества, а также обеспечить защиту права каждого человека на получение качественного образования.
В связи с этим каждое государство определяет единые требования к содержанию образовательной деятельности, останавливая и утверждая государственные стандарты в области образования. Осуществляется также регистрация, лицензирование, аккредитация образовательных учреждений (независимо от подчиненности и собственности). К сожалению, практика показывает, что совокупность этих мер недостаточна для получения желаемых результатов.
В системе образования доминирующим элементом, воздействующим и подталкивающим к воз-
никновению постоянной неустойчивости, является рынок труда (окружающая действительность). Его потребности, выливающиеся в постоянно повторяющиеся отклонения, как бы лишний раз предают в назревшей объективной необходимости коренных изменений и качественного скачка. Некоторое время система, стремясь к устойчивости, реагирует предложением умственной специальности или некоторым совершенствованием существующей. Повторные воздействия приводят к реализации спроса.
Таким образом, цели стандартизации в системе образования вырастают из мотивации и функций потребителей. Основная потребность - устранение противоречий между возрастающим объемом информации и возможностью использования в оптимальной степени. Оптимальность нам представляется как поиск компромиссного решения между своеобразностью и возможностью нормирования отдельных характеристик. Эффективность экономического развития страны, отраслей и предприятий в условиях смешанной экономики предопределяется возможностями обеспечения их конкурентоспособности. Поэтому в развитых странах проблему обеспечения конкурентоспособности связывают с повышением качества, достигаемым при оптимизации затрат. При этом буквально во всех сферах экономики, включая образование, проблема обеспечения конкурентоспособного качества становится первостепенной, а для ее практического решения все в большей мере используются стандартизация, метрология и сертификация - весьма действенные средства формирования, развития и совершенствования нормативных, оценочных и контролирующих систем обеспечения качества.
Конкурентоспособность вузов является одним из важнейших факторов, обеспечивающим успешное реформирование экономики, предопределяющим, в конечном итоге, устойчивое и динамичное её развитие. Вместе с тем, оценка уровня конкурентоспособности - сложный пошаговый процесс, т. к.:
• во-первых, в республике пока ни экономическая, ни кадровая, ни техническая, ни социальная политика не направлены на достижение конкурентоспособности; отсутствует система, увязывающая в единое целое все вопросы, в центре которой была бы конкурентоспособность;
• во-вторых, в отличие от других сфер (метрологии, системы качества и сертификации, финансовой отчетности и т.п.), по оценке конкурентоспособности в настоящее время отсутствуют какие -либо международные документы;
• в-третьих, в конкурентоспособности фокусируется совокупность большого числа взаимосвязанных компонентов, включающих все показатели качества, ресурсоемкости, результаты работы персонала по стадиям жизненного цикла объектов.
Таким образом, система образования - прародитель дипломированных конкурентоспособных кадров, пользующихся спросом на конкурентном рынке труда, определяют конкурентоспособность технологических, технических и социаль-
79
но-экономических систем. В конечном счете, чем выше конкурентоспособность специфических, особых, но все-таки услуг, поставляемых вузом, тем выше конкурентоспособность и интенсивность поступательного развития страны и отдельных регионов [10].
Именно образование способствует проведению модернизации технологических и социальных основ, самостоятельности и независимости государства, позволяет целенаправленно и эффективно решать проблемы национального и глобального уровня. Это означает, что только раз-
Литература:
1. Варшавский А. Проблема науки и ее результативность // Вопросы экономики. 2011. № 1. С. 43.
2. Клейнер Г.Б. Системная экономика как платформа развития современной экономической теории // Вопросы экономики. 2013. № 6. С. 31-40.
3. Кун Т. Структура научных революций. Перев. с англ. И. Налетова. М. : АСТ, 2013. С. 47.
4. Малых О.Е. Информационный ресурс в развитии системы профессионального образования // Экономика и управление: научно-практический журнал. 2011. № 3. С. 54-59.
5. Малых О.Е. В сборнике: Ноосферная парадигма модернизации экономики региона: возможности и реалии устойчивого развития // Сборник научных трудов Всероссийской научнопрактической конференции. 2015. С. 155-158.
6. Малых О.Е. Роль государственного регулирования в развитии национальных экономик : монография. Федеральное агентство по образованию, Гос. образовательное учреждение высш. проф. образования, Башкирский гос. ун-т. Уфа, 2006.
7. Малых О.Е. Материалы Международной научно-практической конференции / О.Е. Малых, И.К. Полянская // Материалы международной научно-практической конференции. Башкирский государственный университет Институт экономики, финансов и бизнеса Научный центр «ИНЭКО». 2015. С. 7-11.
8. Руденский О.В. Инновационная цивилизация
XXI века: конвергенция и синергия NBIC-
технологий. Тенденции и прогнозы 2015-2030 /
О.В. Руденский, О.П. Рыбак // Информационноаналитический бюллетень. 2010. № 3. С. 31.
9. Стиглиц Д. Крутое пике: Америка и новый экономический порядок после глобального кризиса. М. : Эксмо, 2011. C. 65.
10. Malykh О.Е. Resources of innovative development of region in the conditions of formation of knowledge economy / О.Е. Malykh, I.K. Polyanskaya, I.A. Lebedev, V.A. Sajranov, M.V. Sajranova, E.I. Tsaregorodtsev // Mediterranean Journal of Social Sciences. 2015. Т. 6. № 3. С. 345-350.
работка и систематическая реализация общенациональной государственной программы развития образования и повышения его качества позволят создать благоприятные условия для подготовки высококвалифицированных (качественных) и компетентных, интеллектуальных (конкурентоспособных) специалистов, адаптированных к жестким конкурентным условиям смешанной экономики и быстроменяющимся темпам научнотехнического прогресса, что позволит в конечном итоге России занять достойное место в мирохозяйственной системе и обеспечить процветание страны.
Literature:
1. Varshavskij A. Problema nauki i ee rezul'ta-tivnost' // Voprosy ehkonomiki. 2011. № 1. Р. 43.
2. Klejner G.B. Sistemnaya ehkonomika kak platfor-ma razvitiya sovremennoj ehkonomicheskoj teorii // Voprosy ehkonomiki. 2013. № 6. Р. 31-40.
3. Kun T. Struktura nauchnyh revolyucij. Perev. s angl. I. Naletova. M. : AST, 2013. Р. 47.
4. Malyh O.E. Informacionnyj resurs v razvitii sis-temy professional'nogo obrazovaniya // Ehkonomika i upravlenie: nauchno-prakticheskij zhurnal. 2011. № 3. Р. 54-59.
5. Malyh O.E. V sbornike: Noosfernaya paradigma modernizacii ehkonomiki regiona: vozmozhnosti i realii ustojchivogo razvitiya // Sbornik nauchnyh trudov Vse-rossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii. 2015. Р. 155-158.
6. Malyh O.E. Rol' gosudarstvennogo regulirovani-ya v razvitii nacional'nyh ehkonomik : monografiya. Federal'noe agentstvo po obrazovaniyu, Gos. obra-zovatel'noe uchrezhdenie vyssh. prof. obrazovaniya, Bashkirskij gos. un-t. Ufa, 2006.
7. Malyh O.E. Obrazovanie kak osnova institucion-al'nyh izmenenij ehkonomicheskih system /
O.E. Malyh, I.K. Polyanskaya // Materialy Mezhdu-narodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Bashkirskij gosudarstvennyj universitet Institut ehkonomiki, finansov i biznesa Nauchnyj centr «INEHKO». 2015. Р. 7-11.
8. Rudenskij O.V., Rybak O.P. Innovacionnaya civilizaciya XXI veka: konvergenciya i sinergiya NBIC-tekhnologij. Tendencii i prognozy 2015-2030 /
O.V. Rudenskij, O.P. Rybak // Informacionno-analiticheskij byulleten'. 2010. № 3. Р. 31.
9. Stiglic D. Krutoe pike: Amerika i novyj ehko-nomicheskij poryadok posle global'nogo krizisa. M. : Ehksmo, 2011. Р. 65.
10. Malykh О.Е. Resources of innovative development of region in the conditions of formation of knowledge economy / О.Е. Malykh, I.K. Polyanskaya, I.A. Lebedev, V.A. Sajranov, M.V. Sajranova, E.I. Tsaregorodtsev // Mediterranean Journal of Social Sciences. 2015. Т. 6. № 3. С. 345-350.
80