УДК 338::37
Халитов Айдар Рамильевич
аспирант кафедры экономической теории и социально-экономической политики Башкирской академии государственной службы и управления при Президенте Республики Башкортостан
СПЕЦИФИКА И РОЛЬ СФЕРЫ ОБРАЗОВАНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКЕ
Khalitov Aydar Ramilyevich
PhD student, Economic Theory and Socio-Economic Politics Department, Bashkir Presidential Academy of Public Service and Administration
THE SPECIFIC FEATURES AND THE ROLE OF EDUCATION IN THE MODERN RUSSIAN ECONOMY
Аннотация:
Современный этап развития мировой и отечественной экономики предполагает создание общества, основанного на знаниях, где социальное и экономическое благополучие страны определяется высшими технологиями, инновационной способностью и уровнем интеллектуального развития. Общество, приходящее на смену индустриальному производству, часто обозначают как экономику, основанную на знаниях, или проще, но менее корректно - как экономику знаний. В статье рассмотрены вопросы использования экономики, основанной на знаниях, в современном социально-экономическом потенциале страны, способы его повышения. Проанализированы реформы в системе образования, проблемы интеграции отечественного образования в международный рынок образовательных услуг.
Ключевые слова:
экономика знаний, знания, система образования, воспроизводство знания, инвестиции, рынок образовательных услуг.
Summary:
The present stage of global and domestic economy development supposes creation of a knowledge-based society, where social and economic wellbeing of the country is determined by the high technologies, innovative capabilities, and the level of science-driven growth. The society succeeding industrial production is often defined as a knowledge-based economy or, if put it simply, but less correct - as an economy of knowledge. The article deals with the application of the knowledge-based economy in the modern socioeconomic development of the country. The author studies the educational system reforms, problems of integration of the national education into the international market of educational services.
Keywords:
knowledge economy, knowledge, education system, reproduction of knowledge, investment, market of educational services.
Формирование образования в качестве обособленной социально-экономической системы связано с историей развития отрасли. Стремление человека к знаниям всегда было закономерным и направленным на изменение условий труда, совершенствование его средств и достижение результата.
Экономика знаний представляет собой совокупность институциональных образований с деятельностью, направленной на осуществление воспроизводства знания, научной информации и нововведений путем консолидации науки, образования, бизнеса и государства на взаимовыгодной основе с целью повышения социально-экономического потенциала страны или региона [1, с. 54]. Изучение такой социально-экономической системы целесообразно с точки зрения воспроизводственного подхода, позволяющего содержательно ее охарактеризовать, определив процессы, протекающие в ней, в том числе и в разрезе соответствующих стадий воспроизводства знания.
Использование знаний в экономической деятельности должно соответствовать даже слабым рыночным, технологическим и финансовым факторам, что приводит к обеспечению конкурентоспособности создаваемого продукта [2, с. 266]. Рост знания происходит в результате воздействия стимулирующих институциональных факторов, таких как платежеспособный спрос, эффективность общественного воспроизводства, стиль жизни и ценностные установки, самореализация личности, доступность высшего образования и других форм профессиональной подготовки, степень удовлетворенности социально-психологическими условиями труда и т. п. [3, с. 75].
Воспроизводство знания представляет собой процесс, охватывающий все стадии научно-исследовательских, опытно-конструкторских и внедренческих работ, связанных с созданием и освоением новой продукции. Полный жизненный цикл нововведений не завершается внедрением, а включает также их «запуск» в серийное или массовое производство, сбыт, распространение и использование [4, с. 440].
Проводимая в настоящее время реформа в области высшего образования Российской Федерации ужесточает требования к руководству высших учебных заведений страны в плане обеспечения ими качества образования и соответствия международным стандартам существующих систем управления. Обусловлены данные требования присоединением России к Болонскому и
Копенгагенскому процессам. В связи с данной концепцией первым этапом инновационной политики высших образовательных учреждений должна стать адаптация прежде всего системы высшего образования к модернизирующейся национальной экономике с целью удовлетворения спроса на труд высокой квалификации [5, с. 37].
Вторым обязательным этапом является выход учреждений высшей школы на международный рынок образовательных услуг и интеграция в международную образовательную систему. Конкурентоспособность высшего образовательного учреждения в современных условиях напрямую зависит от эффективности внедрения инновационных программ в существующую структуру менеджмента высшей школы [6, с. 82].
Если в начале XXI в. наблюдалась устойчивая тенденция роста числа учреждений высшего профессионального образования РФ, то во втором десятилетии, наоборот, прослеживалась тенденция их сокращения. Уменьшение числа высших образовательных учреждений в последние годы в России объяснялось в основном проводимой государством политикой по реорганизации неэффективно функционирующих государственных и муниципальных соответствующих учреждений (как правило, путем присоединения к эффективно функционирующим вузам страны).
Значение показателя «число студентов» коррелирует со значением показателя «число учреждений высшего профессионального образования». Так, рост числа учреждений высшего профессионального образования вызывает увеличение числа студентов и наоборот.
Нельзя не отметить тот факт, что процент студентов, обучающихся в высших государственных и муниципальных образовательных учреждениях, значительно выше, чем доля учреждений указанной формы собственности. Это означает, что в среднем высшие государственные и муниципальные образовательные учреждения более крупные, чем соответствующие негосударственные учреждения.
Нужно отметить, что ежегодно из высших государственных и муниципальных образовательных учреждений выпускаются преимущественно специалисты трех следующих групп специальностей: экономика и управление, гуманитарные науки, образование и педагогика.
В последние 10-15 лет значительно меньше внимания уделялось подготовке и выпуску специалистов технического профиля по сравнению со специалистами-экономистами, гуманитариями и педагогами. Это негативно сказалось на отечественном рынке трудовых ресурсов, создав избыток специалистов-экономистов, гуманитариев и педагогов и, наоборот, дефицит инженерно-технических специалистов, что в конечном итоге вызвало определенную социальную напряженность в стране, негативно повлияв на ее основные социально-экономические показатели. Поэтому, на наш взгляд, актуальной задачей для современного этапа развития высших образовательных учреждений страны и ее субъектов является перепрофилирование соответствующих учреждений.
Если в целом по РФ прослеживалась устойчивая тенденция роста среднегодовой численности занятых в экономике страны, то по занятым в сфере образования такой тенденции не наблюдалось.
В разные годы доля численности занятых в сфере образования России составляла порядка 8-10 %. Начиная с 2005 г. наблюдалось исключительно снижение показателя из-за соответствующего сокращения численности занятых в сфере образования РФ.
Следует отметить, что численность работников коррелирует с уровнем оплаты их труда в разных секторах национальной экономики. Так, если происходит рост уровня оплаты труда в определенном секторе экономики по сравнению со среднероссийским, то это вызывает приток рабочей силы в этот сектор и наоборот.
На протяжении последних 15 лет наблюдалась устойчивая тенденция роста оплаты труда работников всех организаций страны, и в том числе сферы образования. За последние четыре года наблюдался более интенсивный рост оплаты труда работников образовательных учреждений по сравнению со всеми организациями России. Однако нельзя не отметить тот факт, что в сфере образования на протяжении всего анализируемого периода был зафиксирован более низкий уровень оплаты, чем в целом по экономике страны.
Также прослеживается устойчивая тенденция роста стоимости основных фондов как в целом по экономике РФ, так и используемых образовательными учреждениями.
Коррелируемыми показателями в различных отраслях и секторах национальной экономики являются стоимость основных фондов и объем инвестиций. Рост последних создает предпосылки для расширенного воспроизводства и увеличения стоимости основных средств.
В настоящее время наблюдается устойчивая тенденция роста объема инвестируемых средств как в целом в экономику РФ, так и только в сферу образования страны. Так, величина инвестиций в основной капитал образовательных учреждений России возросла в 2,4 раза в 2010 г. по сравнению с 2005 г. и на 21,1, 7,6 и 4,6 % соответственно за 2011-2013 гг.
Доля инвестиций, направляемых в основной капитал образовательных учреждений страны, на протяжении всего анализируемого периода варьировалась незначительно и составляла немногим менее 2 % от объема инвестиций в экономику РФ в целом.
Сопоставив темпы роста инвестиций в основной капитал образовательных учреждений РФ и значения соответствующего индекса физического объема инвестиций, делаем вывод, что рост таких инвестиций происходил в результате как увеличения потребности в основном капитале в натуральном выражении, так и действия инфляции.
Нельзя не отметить тот факт, что практически отсутствовали иностранные инвестиции в образовательную сферу экономики страны. Это означает, что сфера образования в глазах иностранных инвесторов является недостаточно привлекательной. Поэтому актуальным вопросом для государства является улучшение инвестиционного климата в сфере образования. При этом необходимо отметить, что низкая инвестиционная привлекательность высшего образования России во многом объясняется невысоким рейтингом отечественных вузов. Так, согласно данным международного рейтинга Times Higher Education в 2013 г., российские высшие учебные заведения не вошли в топ-200 лучших высших учебных заведений мира (из порядка 10 000 вузов, находящихся в рейтинге). Лишь один вуз РФ (МГУ им. М.В. Ломоносова) вошел в группу 400 лучших высших учебных заведений, остальные вузы, находящиеся в рейтинге, занимают позиции ниже 400-го места [7, с. 85].
Несмотря на то что российские высшие учебные заведения занимают высокие позиции в части естественно-научного образования, этого недостаточно для позиционирования отечественной системы образования в качестве конкурентоспособной на мировом рынке образовательных услуг. В другом международном рейтинге QS, охватывающем свыше 700 высших учебных заведений, также наблюдаются неудовлетворительные результаты в отношении отечественных вузов. Так, в топ-200 данного рейтинга попал также лишь один вуз из России (все тот же МГУ им. М.В. Ломоносова), остальные 17 отечественных вузов, находящихся в рейтинге, расположились в нижней части списка и с каждым годом опускаются в нем все ниже [8].
На современном этапе развития сферы образования страны в целом и на ее отдельных территориях в частности в условиях реформирования имеется ряд важных, до сих пор не решенных проблем. Так, к основным из них можно отнести сложившуюся диспропорцию выпускающихся специалистов в области экономики, управления, гуманитарных наук, образования, педагогики и технической направленности; низкий уровень оплаты труда работников - педагогов образовательных учреждений, относительно низкий приток инвестиций в отрасль и т. д. Успешное решение выше-обозначенных проблем позволит вывести сферу образования России на качественно новый уровень развития и приблизить национальную образовательную систему к лучшим соответствующим международным стандартам. При этом необходимо отметить, что все принимаемые меры по улучшению ситуации в сфере высшей школы страны должны опираться на заранее подготовленную основу (фундамент) - хорошую материально-финансовую базу, реорганизацию учебного процесса, адаптацию преподавателей к новым технологическим условиям и т. д. [9, с. 156].
Определяемая в настоящее время стратегия развития системы национального образования критично важна для РФ. В случае ее успешной реализации существенно расширятся возможности для нового технологического рывка страны и повышения стандартов жизни ее населения, а в случае неудачи Россия, наоборот, может навсегда превратиться в страну с неразвитой экономикой и, как следствие, низким уровнем жизни ее населения. На наш взгляд, залогом успеха будут последовательные, энергичные и в то же время хорошо продуманные преобразования, консолидирующие общество на основе общего видения его будущего и убедительных положительных результатов таких преобразований. Принимаемые в настоящее время решения в сфере образования предопределят жизнь населения страны на многие годы вперед.
Ссылки:
1. Малых О.Е. Информационный ресурс в развитии системы профессионального образования // Экономика и управление. 2011. № 3.
2. Малых О.Е. Знание как основной фактор экономического роста // Научное мнение. 2013. № 9.
3. Малых О.Е. Необходимость и ограничения измерения знания // Экономика и управление. 2011. № 3.
4. Сыроваткина Т. Н. Роль университетского комплекса в воспроизводственной структуре экономики образования и экономики, основанной на знаниях // Вестник Оренбургского государственного университета. 2011. № 13 (132).
5. Малых О.Е. Проблемы кадрового обеспечения сферы образования и науки // Новая экономика: теория и реальность : сб. тр. междунар. науч.-практ. конф. / отв. ред. О.Е. Малых. Уфа, 2010.
6. Куликова Ю.П. Экономические принципы трансформации системы национального образования путем предоставления качественного образовательного продукта // Экономическая история. 2012. № 3 (18).
7. Воробьева В.В. Формирование экономики знаний в России в процессе модернизации системы образования // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2013. № 12 (140).
8. Российские вузы не вошли в топ-200 рейтинга Times Higher Education [Электронный ресурс]. 2013. 3 окт. URL: http://www.ria.rU/society/20131003/967397402.html#ixzz2h6Q0djtE (дата обращения: 08.10.2013).
9. Малых О.Е. Основные подходы к формированию новой парадигмы качества образования как возможности преодоления бедности // Ноосферная парадигма модернизации экономики региона: возможности и реалии устойчивого развития : сб. тр. Всерос. науч.-практ. конф. Уфа, 2015.
References:
1. Malykh, OE 2011, 'Information resource in the development of vocational education system', Economics and Management, no. 3.
2. Malykh, OE 2013, 'Knowledge as the main factor of economic growth', Scientific opinion, no. 9.
3. Malykh, OE 2011, 'The need for and limitations of measurement of knowledge', Economics and Management, no. 3.
4. Syrovatkina, TN 2011, 'The role of the university complex in the reproductive structure of the economy and education systems, knowledge-based', Bulletin of the Orenburg State University, no. 13 (132).
5. Malykh, OE 2010, 'Issues of staffing of education and science', The New Economics: Theory and Reality: Sat. tr. Intern. scientific and practical. conf., Ufa.
6. Kulikova, YP 2012, 'Economic principles of transformation of the national education system by providing quality educational product', Economic History, no. 3 (18).
7. Vorobyova, VV 2013, 'Formation of the knowledge economy in Russia in the process of modernizing the educational system', Bulletin of Tomsk State Pedagogical University, no. 12 (140).
8. Russian universities are not included in the top 200 rankings Times Higher Education 2013 October 3, retrieved 08 October 2013, <http://www.ria.ru/society/20131003/967397402.html#ixzz2h6Q0djtE>.
9. Malykh, OE 2015, 'The main approaches to the formation of a new paradigm of quality education as a possibility of overcoming poverty', Noospheric paradigm of economic modernization in the region: the opportunities and realities of sustainable development: Sat. tr. Proc. scientific and practical. conf., Ufa.