Татарова С.П., Затеева Н.А.
система образования как фактор развития сельского социума в республиках Бурятия и тыва
Среди широкого спектра социальных проблем, существующих в сельском социуме, особое место занимает функционирование системы образования. Противоречия развития системы российского образования потребовали обновления законодательной базы, принятия ряда документов федерального уровня, провозглашающих модернизацию, обновление целей и содержания на всех уровнях образования [1]. Что касается сельской школы, то среди основных задач ее реформирования были обозначены: развитие организационно-педагогических условий, способствующих обеспечению эффективности и качества учебно-воспитательного процесса, обновление обучения с учетом новых социально-экономических условий. Непреходящая значимость качественного и эффективного функционирования школ обусловлена их важностью в развитии культурного и общеобразовательного уровня сельского населения, в сохранении образовательной инфраструктуры и культурно-национальных традиций региона. В рамках статьи рассмотрим проблемы общеобразовательных учреждений в сельских поселениях республик Бурятия и Тыва и их место в развитии современного сельского социума.
Доля сельских школьников в обеих республиках достаточно высока: по данным Министерства образования России, в 2017 году в Республике Бурятия численность сельских школьников составила 52,3 тыс. человек (38,1% от общего числа обучающихся в учреждениях основного общего образования), в Республике Тыва этот показатель равнялся 28,07 тыс. человек (43,7 % от общего числа школьников Тывы) [3]. При этом следует отметить, что в ходе оптимизации образовательной системы во многих регионах страны снижается численность общеобразовательных учреждений. В частности, в рассматриваемых нами республиках за период 2011-2017 гг. число общеобразовательных учреждений сельских территорий сократилось по разным причинам в Республике Бурятия - с 382 до 349 единиц, в Тыве за аналогичный период сокращение произошло с 173 общеобразовательных учреждений до 133 [3]. Практически треть образовательных учреждений в исследуемых республиках работает в две смены, в Бурятии в 2017 году 5 школ работало в трехсменном режиме. Естественно, что меры по реструктуризации сети образовательных учреждений рождают
волнения и тревогу о целесообразности и последствиях данного процесса. Сохраняющееся высокое число школьников на селе могло бы рассматриваться как потенциал для развития сельских территорий и решения стратегических задач государства, но объективно сельские семьи испытывают трудности с обучением детей, реализацией потребности в продолжении образования и не рассматривают село как место жизни детей после окончания школы в качестве приоритета. А такой фактор, как закрытие сельской школы часто становится поводом к тому, что молодые семьи, имеющие детей, решаются на переезд в иную, чаще всего городскую местность, дабы обеспечить детям достойное образование.
Авторы статьи, изучая проблемы сел национальных республик, посвятили ряд вопросов исследования состоянию школьного образования сельских поселений. Среди респондентов большую долю составили сельчане, имеющие детей школьного возраста (65,4 % в республике Тыва и 53,6 % в республике Бурятия), которые не понаслышке знают о проблемах сельской школы. Современные родители школьников прекрасно осознают, что культура и образование напрямую влияют на развитие, духовно-нравственное становление и мировоззрение ребенка. Однако, несмотря на все усилия, уровень подготовки выпускников сельских общеобразовательных школ по-прежнему не соотносится с уровнем полученного образования в городе. Естественно, это не может не беспокоить, в первую очередь, родителей учеников, что нашло отражение в ответах респондентов на вопрос «С какими проблемами в сфере образования Вам приходится сталкиваться?». Так, 15,4 % респондентов в республике Тыва и 18,4 % в республике бурятия выбрали вариант «низкое качество обучения». В основе причин такого состояния сельской школы, остающихся актуальными на протяжении уже многих десятилетий, на наш взгляд, являются низкий уровень материально-технической базы, слабое методическое обеспечение, недостаток и постарение профессиональных кадров. низкий профессиональный уровень учителей выражается и в такой позиции как «грубость педагогов (5,3 % в Тыве и 3,9 % в бурятии), нашедшей выражение в ответах респондентов. на нехватку педагогических кадров обратили внимание 13,8 % респондентов в республике Тыва и 21,1 % в республике бурятия. Вследствие этих двух важных причин одним из главных препятствий, тормозящих развитие образования на селе, становится использование старых методов обучения, отсутствие учета современных запросов общества в содержании, формах и методах образования в соответствии с новыми условиями жизни. Для национальных республик Сибири авторитеты учителя и школы достаточно долго были непререкаемы, именно на них возлагалась миссия по воспитанию современной личности гражданина россии, ими формировался приоритет духовности и нравственности молодого поколения. Сельская школа была нацелена на формирование патриотов своей земли, которые будут в последующем приносить пользу стране, поднимать сельское хозяйство. Однако реалии таковы, что те новации, которые происходят сегодня в образовании на селе, не только не содействуют уменьшению разрыва между знаниями городских и сельских учеников, не способствуют желанию
выпускников школ после получения профессионального образования вернуться в родное село, а напротив, становятся толчком к тому, чтобы усилить миграцию сельского населения в город [4].
несмотря на трудности проживания в сельской местности, около трети опрошенных респондентов (32,9 % в Республике Тыва и 23,0 % в Республике Бурятия) желают, чтобы их дети получили профессиональное образование и вернулись. К сожалению, сегодня нехватка молодых квалифицированных кадров в сельской местности, действительно является проблемой. Однако нужда сельских поселений в образованных специалистах разных отраслей не решается по причине низкого жизненного уровня на селе, молодые кадры не закрепляются на местах из-за невысоких зарплат и отсутствия жилья. Безусловно, государство предпринимает попытки решить эту проблему, стремится всячески привлечь выпускников профессиональных образовательных учреждений для работы в селе, разрабатываются федеральные и региональные программы по обеспечению молодых специалистов жильем, по их материальной поддержке выплатами субсидий и подъемных. Однако, стоит отметить, что несмотря на глубокую заинтересованность региональных и местных властей в развитии своих территорий и привлечении образованных молодых специалистов в село, к сожалению тех, кто приехал осуществлять трудовую деятельность в сельскую местность, не всегда ждут с распростертыми объятиями, по-прежнему встречаются бюрократические барьеры и проволочки в решении жилищных и других вопросов новичка, что в целом, мало способствует закреплению кадров на местах. Среди опрошенных респондентов были и те, которые считают, что хотели бы, чтобы их дети после обучения вернулись в свое село и продолжили родительское дело или семейный бизнес. Таковых оказалось 14,2 % в Республике Тыва и 7,6 % в Республике Бурятия. Однако, почти половина респондентов в Республике Тыва (47,6 %) и более половины в Республике Бурятия (62,5 %) желают, чтобы их дети уехали в город. Такие ответы, очевидно, связаны с тем, что в городской местности более комфортные условия для жизни, развития, трудоустройства, чем в селах. Более того, в категории «свой ответ» был вариант «мечтаю, чтобы дети уехали за границу». Были и ответы, характеризующие мечту респондентов, чтобы получив образование, их дети не растеряли общечеловеческие ценности: «мечтаю, чтобы дети получили образование и стали хорошими людьми», «мечтаю, чтобы дети достигали свои цели», «я хочу, чтобы дети жили по-своему, сами выбрали свой путь, но правильный!», «чтобы были счастливыми независимо от нас» [4].
Реализация образовательного и воспитательного процессов на селе затрудняются и проблемами массового обеднения населения, распространением безработицы в регионах, показатели которой в полтора раза больше городских значений. Нищенское существование населения, сокращение производственных мощностей существующих предприятий, миграция образованного населения в городскую местность, неэффективное функционирование учреждений культуры, способствуют развитию асоциального поведения среди жителей
сел, выхолащивают образовательный, культурный, социально-экономический потенциал сельских поселений. Все это детерминирует неблагополучную социальную среду села. В совокупности многообразие проблем, приводят на практике к ситуации, когда нередко учитель на селе становится порой единственным представителем интеллигенции, способствующим формированию общечеловеческих ценностей, задающим нравственные ориентиры для молодежи. В контексте стратегии развития образования на селе школа посредством хорошо организованной системы образовательной, а также внеклассной, воспитательной работы выступает, в первую очередь, как воспитывающее учреждение, становится главным «селообразующим фактором», способным оказывать влияние на социальную среду поселения. Организация внеурочной, кружковой работы в данном ключе должна становиться центром совместного творчества детей, педагогов и родителей, максимально способствуя развитию и подготовке учащихся к самостоятельной жизни, к изменяющимся условиям рыночной экономики. Однако в современных сельских школах ситуация не столь оптимистична, а потому, среди значимых проблем, которые настораживают современных родителей в нынешней системе школьного образования, является «отсутствие (малочисленность) кружков, секций по развитию детей (15,9 % в Тыве и 14,8 % в бурятии). Также родительскую общественность волнует низкий уровень воспитательной работы в сельской школе (10,2 % в республике Тыва) и (6,9 % в республике бурятия). Объяснением причин низкого воспитательного потенциала современной сельской социальной среды можно увидеть в недостаточно отлаженных взаимосвязях социальных институтов села (клубы, библиотеки, учреждения системы дополнительного образования, школы искусств, семья и др.) с общеобразовательными учреждениями, в отсутствии координации процесса воспитания подрастающего поколения со стороны школы, некоторой пассивности педагогов в данном направлении [5].
Таким образом, на сегодняшний день у сельской школы, впрочем, как и у других социальных институтов общества, накопилось достаточно проблем, которые требуют своего разрешения. Однако стоит отметить, что федеральное и республиканское правительство, органы управления образованием, а также руководство школ в исследуемых республиках предпринимают целый комплекс мер по улучшению ситуации. реализация Федеральной целевой программы развития образования на 2016 - 2020 годы включает мероприятия по созданию доступной среды для всех школьников, развитию материально-технической базы и электронной образовательной среды, улучшению условий обучения и др. [1]. Так, накануне нового 2018-19 учебного года в сельских школах Тывы осуществлены ремонтные работы в спортивных залах, котельных, санитарно-гигиенических помещениях, построены пандусы и др. Правительство республики планирует строительство новых школ взамен ветхих и аварийных [6]. Одной из актуальных проблем в сельских школах остается отсутствие теплых туалетов, ветхость зданий. В бурятии для ликвидации обучения в три смены на условиях софинансирования из федерального бюджета в 2017 г. было принято решение
завершить капитальный ремонт школ, а в 2018 г. - начать строительство новых школ.
Одной из основных проблем в сфере среднего образования является кадровый вопрос в отрасли. В связи с этим предпринимаются меры по совершенствованию кадровой политики, системно и последовательно осуществляются меры государственной поддержки учителей, направленные на обеспечение кадрами сельских школ и закрепление молодых и перспективных специалистов на местах, осуществляется социальная поддержка молодым специалистам.
Подводя итог, можно отметить, что роль сельского образования в развитии современного села, динамике социально-экономических и культурных процессов в республиках является значимой. Существующие проблемы осознаются на всех уровнях, разработаны федеральные и региональные программы развития образования, в которых отводится место сельскому сегменту образовательной системы. Но решение этих проблем сталкивается с большими трудностями, в первую очередь экономического и административного характера. Для повышения эффективности деятельности школ необходимо постоянное обобщение накопленного опыта, критический анализ и творческое развитие имеющихся достижений, выработка продуманной стратегии развития образовательного пространства в сельской местности, опирающейся на современные задачи, стоящие перед российским обществом. Решение проблем сельских общеобразовательных школ напрямую влияет на развитие конкретного социума, а также детерминирует формирование сельских поселений, обусловливает развитие их инфраструктуры, способствует подготовке выпускников, способных к развитию экономики и культуры страны на уровне мировых стандартов.
ЛИТЕРАТУРА
1. О Федеральной целевой программе развития образования на 2016 -2020 годы // Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки. Электронный ресурс. URL: http://obrnadzor.gov.ru/ru/about/prog/ Дата обращения 10.10.2018.
2. Система образования Республики Бурятия. Информация за 5 лет «Образование и наука» // Министерство образования и науки республики Бурятия. Электронный ресурс. URL: http://egov-buryatia.ru/minobr/activities/ operations_results/cbornik_sistema_obrazovaniya_respubliki_buryatiya.pdf. Дата обращения 10.10.2018.
3. Справка о состоянии системы образования // Единая информационная система обеспечения деятельности Министерства образования и науки Российской Федерации. Электронный ресурс. URL: http://eis.mon.gov.ru/ education/. Дата обращения 10.10.2018.
4. Татарова С.П., Затеева H.A. Проблемы сельского образования в оценках населения республик Бурятия и Тыва. // Высшее образование для XXI века: XII Международная научная конференция. Москва, 3-5 декабря 2015 г.: Доклады и материалы. Секция 2. Социология образования /отв. ред. H.A. Селиверстова. М.: Изд-во Моск.гуманит.ун-та, 2015. С. 70-76.
5. Татарова С.П., Затеева H.A. Социальные процессы в современном сибирском селе (на примере республик Бурятия и Тыва). Улан-Удэ: Издатель-ско-полиграфический комплекс ФГБОУ ВО ВСГИК, 2017. 192 с.
6. Школы Тывы готовы к новому учебному году // Официальный портал Республики Тыва Электронный ресурс. URL: http://gov.tuva.ru/press_center/news/
Ивановская О.Г.
УЧИТЕЛЬ КАК ТЕКСТ КУЛЬТУРЫ
Текст - это высказывание на каком-либо языке. С точки зрения семиотики (науки о знаковых системах) данное высказывание должно быть, как минимум, дважды закодировано. По мнению Ю.М. Лотмана, такое понимание не противоречит лингвистическому определению текста, согласно которому текст - это письменно зафиксированное высказывание, где устная речь кодируется в системе записи [8].
С семиотической точки зрения «текстами» являются не только сообщения на естественном языке, но и «сообщения», которые несут в себе различные подсистемы культуры. Такие сообщения мы будем называть «текстами культуры».
Понятие «подсистема культуры» как «коммуникативная сфера культуры», по нашему мнению, тесно связано с понятием «дискурс». Дискурс - это «семиотическое пространство, включающее вербальные и невербальные знаки, ориентированные на обслуживание данной коммуникативной сферы, а также тезаурус прецедентных высказываний и текстов» [13]. Данное определение направлено на противопоставление личностно-ориентированных и статусно-ориентированных видов дискурса. Личностно-ориентированный дискурс может быть представлен обиходным и художественным общением, статусно-ориентированный же - всем многообразием общественных институтов, характерных для того или иного общества (политических, деловых, научных, медицинских, военных, спортивных, религиозных, юридических, педагогических