Научная статья на тему 'Качество кадров общеобразовательных учреждений как фактор успешной модернизации образования'

Качество кадров общеобразовательных учреждений как фактор успешной модернизации образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
219
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ / КАДРОВЫЙ СОСТАВ / УРОВЕНЬ КОМПЕТЕНЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ / МОТИВАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / QUALITY OF EDUCATION / STAFF PECULIARITIES / COMPETENCE LEVEL OF TEACHING STAFF / MOTIVATION OF STAFF ACTIVITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мацкевич Ирина Владимировна

Статья посвящена анализу кадрового состояния образовательных учреждений Республики Бурятия в сравнении с аналогичными показателями России в целом. Исследуются основные проблемы: «старение» кадров, неравномерность качественного состава педагогов в городской и сельской местностях, низкий аттестационный уровень учителей в отдаленных районах республики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE QUALIFICATION OF SECONDARY SCHOOL STAFF AS A FACTOR OF EDUCATIONAL MODERNIZATION

The article is devoted to the comparative analysis of secondary school staff in the Republic of Buryatia and Russia on the whole. The problems of staff maturing, inequality in ratio of urban and rural teachers are discussed.

Текст научной работы на тему «Качество кадров общеобразовательных учреждений как фактор успешной модернизации образования»

Следует отметить и положительные стороны проведенной работы, это упорядоченность нормативно-правового регулирования надзорно-контрольной деятельности на региональном уровне:

- развертывание действенной деятельности по надзору за соблюдением законодательства Российской Федерации в сфере образования, которая ранее в субъектах Российской Федерации осуществлялась фрагментарно;

- значительное упорядочение осуществления процедур лицензирования и государственной аккредитации, в том числе контроль за их своевременным проведением.

Первые шаги, сделанные в данном направлении, позволяют оптимистично смотреть в будущее и ставить перед собой новые задачи, а именно:

- обеспечение соблюдения норм федерального закона от 26 декабря 2008 г. №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», который с 1 января 2010 г. в полной мере распространяется на систему образования [5];

- обеспечение реализации административного делопроизводства в соответствии с федеральным законом от 3 июня 2009 г. №104-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части установления административной ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации в области образования и статью 12 Закона Российской Федерации «Об образовании» в части компетенции органов субъектов Российской Федерации, осуществляющих переданные полномочия [4];

- обеспечение расширения надзора за соблюдением законодательства при проведении государственной (итоговой) аттестации выпускников;

- активизация разработки и утверждения административных регламентов исполнения государственных функций и услуг по направлениям деятельности в рамках переданных полномочий.

Литература

1. Концепция административной реформы в Российской Федерации в 2006 - 2008 годах: распоряжение Правительства Российской Федерации от 25 октября 2005 г. N 1789-р. URL: //http://ar.economy.gov.ru/common/img/uploaded/1789-r.pdf

2. Об образовании: Закон Российской Федерации от 10 июля 1992 г. №3266-1 // URL: http:

//www.consultant.ru/popular/edu/

3. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий: федеральный закон от 29.12.2006 №258-ФЗ //URL: http:

//base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=103229

4. О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части установле-

ния административной ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации в области образования и статью 12 Закона Российской Федерации «Об образовании» в части компетенции органов субъектов Российской Федерации, осуществляющих переданные полномочия»: Федеральный закон от 3 июня 2009 г. №104-ФЗ// URL:

http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?rea=doc;base=LAW;n=93682

5. О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля: федеральный закон от 26 декабря 2008 г. №294-ФЗ// // URL:

http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=103289

6. О мерах по проведению административной реформы в 2003 - 2004 годах: указ Президента Российской Федерации от 23.07.2003 №824 //URL: http://www.inforeg.ru/library/item/375

Максимова Любовь Ивановна, начальник отдела надзора и контроля за деятельностью органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки, тел. 8(496)48-4-74-31

Maksimova Lubov ’ Ivanovna, head of department of supervision and control over the activity of executive authorities of the Russian Federation subjects, Federal Agency of supervision in sphere of education and sciences, tel. 8(496)48-4-74-31

УДК 37.08

ИВ. Мацкевич

КАЧЕСТВО КАДРОВ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ КАК ФАКТОР УСПЕШНОЙ МОДЕРНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ

Статья посвящена анализу кадрового состояния образовательных учреждений Республики Бурятия в сравнении с аналогичными показателями России в целом. Исследуются основные проблемы: «старение» кадров, неравномерность качественного состава педагогов в городской и сельской местностях, низкий аттестационный уровень учителей в отдаленных районах республики.

Ключевые слова: качество образования, кадровый состав, уровень компетенции педагогических кадров, мотивация деятельности.

2011/1

I V MatsAevich

THE QUALIFICATION OF SECONDARY SCHOOL STAFF AS A FACTOR OF EDUCATIONAL MODERNIZATION

The article is devoted to the comparative analysis of secondary school staff in the Republic of Buryatia and Russia on the whole. The problems of staff “maturing”, inequality in ratio of urban and rural teachers are discussed.

Keywords: quality of education, staff peculiarities, competence level of teaching staff, motivation of staff activity.

Потребности современного общества определяют значительное увеличение уровня эффективности социальной политики, повышение качества жизни, формирование развитого рынка социальных услуг, в том числе в сфере образования. Наиболее актуальной стала проблема обеспечения современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства.

Очевидно, что столь сложные задачи, стоящие перед российским образованием, предъявляют принципиально новые требования к уровню профессионального мастерства педагогических кадров. Современный педагог, способный обеспечить формирование у учащихся компетенций, необходимых для инновационного развития страны, готовый развивать их креативные способности, сам должен владеть принципиально иными, по сравнению с традиционными, компетенциями и общим уровнем подготовки. Личность учителя является одним из важных факторов воспитания детей.

Значительный опыт инновационной деятельности образовательных учреждений в России в целом и в Республике Бурятия в частности продемонстрировал, что качество и эффективность этой деятельности напрямую зависят от качества подготовки персонала, готового и способного к реализации новых проектов, идей, внедрению новых технологий.

Необходимо отметить, что общая оценка соответствия количественных и качественных показателей кадрового обеспечения потребностям регионов Российской Федерации была предусмотрена Программой модернизации педагогического образования (Приказ Минобразования России N 1313 от 01.04.2003 г.). Решение этой задачи потребовало создания системы сбора и обработки статистической информации - данных о демографических и миграционных изменениях в регионах и сопоставления их количественным показателям подготовки кадров для системы общего образования.

Для нас важно, насколько количественные показатели качественного состава педагогических кадров Республики Бурятия соответствуют тем сложным задачам инновационного развития, которые ставятся перед образованием региона и страны в целом.

Нами были проанализированы показатели кадрового состава учителей Бурятии на основании имеющейся статистической информации, предоставленной Министерством образования и науки республики.

По имеющимся данным, в сфере общего образования Республики Бурятия работает 19 666 человек. Из них учителя составляют 46,2% (9 078 человек). Доля руководителей образовательных учреждений составляет 14,7% (1 569 человек). 58,4% учителей работают в сельской местности, 41,6% - в городах республики.

Вполне очевидно, что наибольшее количество учителей - это женщины. Они составляют 86,8% от общего количества педагогов. В городах республики доля женщин - учителей немного выше, чем в селе, и составляет 90,6 и 84,1% соответственно. Несколько более высокая доля женщин среди городских учителей, с нашей точки зрения, объясняется более тяжелым социально-экономическим положением села по сравнению с городом, что делает труд учителя на селе более привлекательным для мужчин.

По уровню квалификации учителя республики характеризуются следующими показателями, основанными на данных об аттестационных категориях работников образования: доля учителей, аттестованных на высшую категорию, составляет 24,4% (в России в целом для сравнения - 21%). По этому показателю отмечаются существенные различия между сельскими и городскими учителями. Доля учителей высшей категории в городе почти в два раза выше, чем в селе, и составляет 34,3% (17,4% -в селе). При этом доля учителей, аттестованных на первую категорию, больше среди сельских педагогов и составляет 39,6% (в городе - 29,5%). Доля учителей первой категории по России составляет 36%.

Доля учителей второй категории в городе и в селе практически совпадает (25,7% в городе, 24,4% -в селе). Показатель по России составляет 36%.

На 5% больше учителей без аттестационной категории работает в сельских образовательных учреждениях (18,5%). В городе доля учителей, не аттестованных на категорию, составляет 13,1%. Этот показатель оказался в Бурятии больше, чем в целом по стране (по России - 7%).

Как видно из вышеприведенных данных, по уровню профессиональной квалификации сельские учителя находятся в чуть более худшем положении, чем городские. В целом близкая доля учителей первой и высшей категории в городе и селе имеет качественное различие: городские учителя обладают большим инновационным потенциалом, склонностью к проектной деятельности, более творческим отношением к преподаваемому предмету и авторскому прочтению материала учебной дисциплины.

Сельский учитель ориентируется скорее на качественное репродуцирование учебного материала, воспроизведение стандартных положений, чем на активную творческую переработку учебного курса и инновационную деятельность.

Более высокая доля учителей без категории среди сельских учителей объясняется, скорее всего, невозможностью привлечения квалифицированных кадров в отдельные сельские поселения.

Различия в уровне профессиональной квалификации, отраженные в долях учителей, аттестованных на различные категории, также видны и в распределении учителей по уровню их базового профессионального образования. В целом среди учителей Республики Бурятия доля имеющих высшее профессиональное образование составляет 83,6%. Подавляющее большинство из них имеет высшее педагогическое образование (96%). При этом учителей с высшим профессиональным образованием в городе на 10% больше, чем в селе (89,1 и 79,6% соответственно). Наоборот, доля учителей со средним профессиональным образованием в селе на 9% больше, чем в городе, и составляет 19 и 10,7% соответственно. Доля учителей со средним профессиональным образованием составляет 15,6%.

При этом учителя с высшим и средним профессиональным образованием составляют в республике подавляющее большинство (99,2%). Лишь 0,8% учителей имеют начальное профессиональное или среднее общее образование.

Сравним полученные данные со сведениями, предоставленными Росстатом на 1 октября 2008 г.: в стране имеют высшее образование 82,8% учителей (незаконченное высшее образование - 2,2%); среднее специальное образование - 15% учителей [1]. Таким образом, можно отметить, что в республике сохраняются общероссийские тенденции, но показатель наличия высшего образования (а особенно - педагогического) незначительно, но превышает общероссийские показатели.

С точки зрения продолжительности трудовой деятельности работники образовательных учреждений республики характеризуются следующим образом: стажем педагогической деятельности более 20 лет обладает более половины учителей (51,75). Различия между сельскими и городскими учителями в данном случае не существенны (50,8% в городе; 52,3% - в селе). 27,4% учителей республики имеют стаж от 10 до 20 лет и 20,9% - стаж до 10 лет. Стаж педагогической деятельности менее 2 лет имеет 5,1% учителей. Таким образом, учителя Республики Бурятия характеризуются высоким уровнем «старения», поскольку возрастные когорты среди учительства распределены неравномерно. Низкая доля молодых учителей свидетельствует об этом же (стажем до 10 лет обладает лишь пятая часть учительства республики).

«Старение» учителей Республики Бурятия иллюстрируется также сведениями об их возрастном распределении. Так, доля учителей в возрасте от 25 до 35 лет составляет 18,6%, а доля учителей моложе 25 лет - 5,2%. Таким образом, только каждый четвертый учитель Бурятии находится в возрасте до 35 лет. Три четверти учителей республики находится в возрасте свыше 35 лет, причем, с учетом показателей педагогического стажа, доля учителей старших возрастов становится еще более высокой.

В школах Республики Бурятии работает 15,4% пенсионеров. Причем их доля среди городских учителей чуть выше, чем среди сельских, и составляет 17,4 и 13,6% соответственно.

В настоящее время по отчетам и статистическим данным, представляемым Министерством образования и науки Республики Бурятия и районными управлениями образования, Бурятия не испытывает острой потребности в педагогических кадрах. Такая ситуация объясняется, с одной стороны, оптимизацией системы общего образования в республике и относительным снижением численности обучающихся. Стремление руководящих органов образования привести раздутое в прошлые годы соотношение количества учителей к контингенту обучающихся в соответствие с общероссийскими показателями приводит к оптимизации количества малокомплектных школ, созданию сети образователь-

2011/1

ных учреждений и совмещению преподавания различных предметов одним и тем же учителем.

С другой стороны, руководителям образовательных учреждений не всегда выгодно показывать кадровую необеспеченность в официальной отчетности.

Распределение учительских кадров по районам Бурятии в целом подтверждает выявленные тенденции. Для учительских кадров характерно существенное различие по отношению к типу поселения

- городское и сельское. Существенные же различия между районами или группами районов менее выражены. Тем не менее ряд показателей, характеризующих кадровый состав учителей разных районов, достаточно сильно варьируется. Так, например, по показателю учителей, работающих в данное время в школе, но не аттестованных ни на одну из аттестационных категорий, в первой пятерке находятся Окинский (53,3%), Хоринский (37,9%), Тарбагатайский (30,2%), Закаменский (30%) и Кяхтин-ский районы (27%).

В этих районах треть и более учителей не стремится повышать свою профессиональную квалификацию, что, скорее всего, свидетельствует о низкой профессиональной мотивации.

Наименьшим количеством учителей, не аттестованных на категорию, характеризуются следующие районы: Иволгинский (12%), Бичурский (11,2%), Курумканский (11,2%), Северо-Байкальский (7,9%), Заиграевский (7,2%) и г. Северобайкальск (3,2%).

По количеству молодых специалистов среди учителей, имеющих стаж менее 2 лет, высокими показателями характеризуются Окинский (14,2%), Тункинский (10,4%), Тарбагатайский (8,8%), Закаменский районы (7,7%). Наиболее низкая доля по данному показателю отмечена у Баунтовского (3,5%), Муйского (3,1%), Северо-Байкальского (3%), Мухоршибирского (2,4%) районов и г. Северо-байкальска (1,6%).

Мы уже отмечали, что учителя республики с точки зрения приведенных данных характеризуются «старением». Такой вывод основан на показателях длительности педагогического стажа и возраста учителей. С точки зрения этих показателей распределение по районам выглядит следующим образом: по длительности педагогического стажа (стаж более 20 лет) высокой долей характеризуются следующие районы: Кабанский (62,2%), Муйский (60,4%), Заиграевский (59,9%), Северо-Байкальский (59,4%), Прибайкальский (55,9%), Кяхтинский (54,8%), Мухоршибирский (54,7%), Кижингинский (54,5%), Тарбагатайский (54,4%), Джидинский (52%) и Баргузинский (50,5%), а также г. Северобай-кальск (67,4%),

Приведенные данные напрямую корреспондируют с данными о возрастном составе учителей. Так, наибольшая доля пенсионеров отмечена в г. Северобайкальске (28,9%), Муйском (26%), Прибайкальском (26%), Баунтовском (21%), Северо-Байкальском (19,4%) районах. Как видно, эти же районы характеризуются высокой долей учителей со стажем более 20 лет.

Таким образом, мы можем сделать вывод о том, что решение проблем модернизации образования республики во многом зависит от уровня и качества обеспечения образовательных учреждений региона квалифицированными педагогическими кадрами. К сожалению, приходится отметить, что ряд крайне негативных тенденций по-прежнему сохраняется:

- продолжает снижаться заинтересованность молодежи в получении педагогических специальностей. Незначительно возрос лишь интерес к системе подготовки управленческих кадров для образования. Современные молодые менеджеры готовы прийти в образовательные учреждения, но пока нет условий для их успешной адаптации к столь сложному организму, как школа;

- система повышения квалификации и профессиональной переподготовки очень медленно перестраивается под потребности роста молодого педагога. К сожалению, приходится отметить, что большое количество молодых учителей уходит из школы, поскольку им вовремя не была оказана квалифицированная методическая или психологическая помощь;

- участие преподавателей в различных формах повышения квалификации по большинству уровней образования снизилось. Явной стала тенденция получения образования для «отчета», а не по потребностям педагога;

- низкий уровень жизни и отсутствие работы для членов семей не позволяет молодым специалистам остаться в селе и т.д.

Несмотря на эти и ряд других негативных факторов, отметим, что педагогический состав Республики Бурятия характеризуется высоким уровнем квалификации, хорошей базовой подготовкой, значительными показателями аттестации, что, несомненно, является залогом успешной модернизации системы образования и повышения общего уровня качества жизни населения.

Примечания

1. Об обеспечении педагогическими кадрами реализации федерального государственного стандарта общего образования: материал для участников семинара-совещания. URL: - www.komitet8.km.duma.gov.ru/site.xp /051053051.html

Мацкевич Ирина Владимировна, кандидат социологических наук, доцент кафедры государственного и муниципального управления Бурятского госуниверситета. Тел. (301-2) 213506.

Matskevich Irina Vladimirovna, candidate of sociological sciences, associate professor of department of state and municipal management, Buryat State University.

УДК 378.4

ЛН Рулиене

ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ КАК НОВАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРАКТИКА

Автор рассматривает проблемы развития дистанционного обучения в современном информационном обществе. Дистанционное обучение рассматривается как общественная организация и гуманитарная технология. Особое внимание уделяется обеспечению взаимодействия и рефлекции в дистанционном образовании.

Ключевые слова: глобализация, инфокоммуникационные технологии, интернет, информационное общество, дистанционное обучение (электронное обучение), интерактивное обучение, рефлексия.

L.N Ru/i'ene

DISTANCE LEARNING AS A NEW EDUCATIONAL PRACTICE

The author examines the problem of distance learning in modern informational society. Distance learning is considered as a social organization and a humanitarian technology. Particular attention is paid to interactivity and reflection ensuring in distance education.

Keywords: globalization, info-communicational technologies, Internet, informational society, distance learning (e-learning), interactive learning, reflection.

В условиях глобализации и развития Интернета растут международные обмены, в том числе научно-образовательные, появляются беспрецедентные возможности для непрерывного образования и самообразования. В частности, дистанционное обучение способно охватить большую аудиторию, ориентированную на самообразование: школьников и учителей, студентов и преподавателей, безработных взрослых и деловых людей. Они могут находиться в разных городах, поселках, представлять разные этносы и культуры, но их объединяет стремление непрерывно обновлять знания и расширять, совершенствовать навыки. Специально созданная учебно-образовательная среда позволяет работающим студентам совмещать учебу с работой. Дистанционное обучение обеспечивает принцип «образование без границ» и в этом смысле представляет собой уникальную технологию, совмещающую адресный подход и хорошее методическое обеспечение. В этом смысле дистанционное обучение следует рассматривать как новую образовательную практику.

На примере дистанционного обучения современное общество убедилось в том, что инфокоммуни-кационные технологии повышают ценность образования как важнейшего компонента развития личности и общества. Отсюда следует, что дистанционное обучение - это технология, которая сама по себе представляет ценность, поскольку формирует возможности развития личности в образовании, ее способности адаптации к сложному и противоречивому миру, тем самым предоставляя гражданам ресурсы для участия в жизни общества [3]. Одна из привлекательных функций дистанционного обучения состоит в том, что эта технология позволяет превратить жесткие и закрытые образовательные системы в континуум «работа + обучение». Сотрудник, который повышает свою профессиональную квалификацию, не покидая рабочего места, - это не только экономически выгодное решение проблемы непрерывного образования, но и источник прибыли, поскольку с развитием его профессионализма растут интеллектуальные активы предприятия. Поэтому дистанционное обучение следует рассматривать как альтернативную и достаточно рентабельную форму образования. Сегодня дистанционное обучение представляет собой среду, в которой взаимодействуют участники глобальной образовательной социальной сети. Активное использование постоянно обновляющихся технологий в дистанционном обучении позволяет рационализировать процессы преподавания и научения, совершенствовать средства мониторинга, диагностики образовательной деятельности. Вместе с тем следует обратить внимание на некоторые проблемы использования технологий ДО в учебном процессе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.