Научная статья на тему 'Структура спроса на педагогические кадры на рынке труда республики Бурятия'

Структура спроса на педагогические кадры на рынке труда республики Бурятия Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
348
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЫНОК ТРУДА / СТРУКТУРА СПРОСА / СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ / ПЕДАГОГИ-ЧЕСКИЕ КАДРЫ / ВОСТРЕБОВАННОСТЬ УЧИТЕЛЕЙ / LABOR MARKET / DEMAND STRUCTURE / EDUCATIONAL SYSTEM / TEACHING STAFF / THE DEMAND FOR TEACHERS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гунжитова Г.-Х. Ц.

Статья посвящена изучению структуры спроса на педагогические кадры на рынке труда Республики Бурятия. В статье приведены данные, отражающие ситуацию в этой сфере на материалах других регионов России, в частности, Тверской области. Сделана попытка определить основные тенденции в данном секторе рынка труда на примере двух регионов. Выявлено, что в обоих регионах отмечается высокий спрос на учителей английского языка, математики, начальных классов, русского языка и литературы. На основе анализа данных определено, что спрос на педагогические кадры в сельской местности намного выше, чем в городе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STRUCTURE OF DEMAND FOR TEACHING STAFF FOR LABOR MARKET OF THE REPUBLIC OF BURYATIA

The paper studies the structure of demand for teaching staff in the labor market of the Republic of Buryatia. The article presents data that reflect the situation in this sphere on materials other regions of Russia, in particular, the Tver Region. An attempt was made to identify the main trends in this sector of the labor market by the example of the two re-gions. It was found that in both regions there is a high demand for teachers of English, mathematics, primary school, Russian language and literature. On the basis of data analysis determined that the demand for teachers in rural areas is much higher than in the city.

Текст научной работы на тему «Структура спроса на педагогические кадры на рынке труда республики Бурятия»

УДК 331.5

© Г.-Х. Ц. Гунжитова

СТРУКТУРА СПРОСА НА ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ КАДРЫ НА РЫНКЕ ТРУДА РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ

Статья посвящена изучению структуры спроса на педагогические кадры на рынке труда Республики Бурятия. В статье приведены данные, отражающие ситуацию в этой сфере на материалах других регионов России, в частности, Тверской области. Сделана попытка определить основные тенденции в данном секторе рынка труда на примере двух регионов. Выявлено, что в обоих регионах отмечается высокий спрос на учителей английского языка, математики, начальных классов, русского языка и литературы. На основе анализа данных определено, что спрос на педагогические кадры в сельской местности намного выше, чем в городе.

Ключевые слова: рынок труда, структура спроса, система образования, педагогические кадры, востребованность учителей.

G.-Ch. TS. Gunzhitova

STRUCTURE OF DEMAND FOR TEACHING STAFF FOR LABOR MARKET OF THE REPUBLIC OF BURYATIA

The paper studies the structure of demand for teaching staff in the labor market of the Republic of Buryatia. The article presents data that reflect the situation in this sphere on materials other regions of Russia, in particular, the Tver Region. An attempt was made to identify the main trends in this sector of the labor market by the example of the two regions. It was found that in both regions there is a high demand for teachers of English, mathematics, primary school, Russian language and literature. On the basis of data analysis determined that the demand for teachers in rural areas is much higher than in the city.

Keywords: labor market, demand structure, the educational system, teaching staff, the demand for teachers.

Развитие любого общества зависит от большого количества факторов, среди которых одно из важнейших мест занимает система образования, которая призвана обеспечивать воспроизводство знаний, навыков, ценностей посредством их трансляции подрастающему поколению в процессе педагогической деятельности. От того, насколько эффективно функционирует система образования, во многом зависят темпы роста общественной системы в целом и ее способность адаптироваться к постоянным изменениям.

При этом образование должно отвечать самым актуальным запросам общества с учетом не только существующих на определенный момент времени условий, но и тех перспектив, которые могут сложиться в будущем. Другими словами, система образования должна развиваться несколько в опережающем режиме, упреждая возможные изменения в общественном развитии.

Выполнение этой важной социальной функции система образования может обеспечивать только при условии того, что она сама обеспечена всем необходимым. Прежде всего, это касается обеспеченности кадровыми ресурсами, причем не только в количественном, но и, прежде всего, в качественном

отношении. На сегодня вопрос кадрового обеспечения системы образования, на наш взгляд, рассматривается главным образом в количественном аспекте. При этом, как показывает анализ кадровой ситуации, даже в количественном разрезе данная проблема во многих российских регионах не решена. Не является исключением и Республика Бурятия.

Проблема нехватки педагогических кадров в республике особенно актуальна в сельской местности, кроме того отсутствие необходимого количества специалистов наблюдается по определенным направлениям. Для планомерного решения данной проблемы необходимо, в первую очередь, четко определить имеющуюся структуру спроса на педагогические кадры.

На сегодняшний день подготовкой педагогических кадров в Республике Бурятия занимаются несколько учебных заведений. Это, прежде всего Бурятский государственный университет, Бурятский республиканский педагогический колледж, а также Бурятский республиканский институт образовательной политики, который занимается повышением квалификации и профессиональной переподготовкой педагогических кадров. Система подготовки педагогических кадров, на первый взгляд, достаточно хорошо развита. В таком случае, почему при имеющихся возможностях регион не может обеспечить себя необходимым количеством педагогов (качественный аспект проблемы мы в данном случае пока не рассматриваем)? Каким образом учебные заведения определяют, сколько и каких специалистов они будут готовить в тот или иной период? Думается, что определяющими здесь являются такие факторы как количество бюджетных мест, выделяемых государством на те или иные направления подготовки, выбор абитуриентов, возможности самого образовательного учреждения и др. Насколько при этом совпадают структура спроса и предложения, в большинстве случаев остается без внимания. Однако в условиях рыночных отношений вопросы соотношения спроса и предложения должны быть ключевыми при принятии решений, как со стороны государства, так и со стороны учебных заведений, следовательно, требуют изучения.

Попробуем рассмотреть структуру спроса на материалах заявок общеобразовательных школ республики на целевое обучение по программе профессиональной переподготовки учителей, которая реализуется Бурятским государственным университетом по заданию Министерства образования и науки Республики Бурятия [1].

Так, согласно заявкам, наибольшую потребность школы республики испытывают в учителях английского языка (58 чел.). На втором месте по востребованности находятся учителя математики (56 чел.), достаточно большой спрос имеется на учителей начальных классов (47 чел.). Многие школы испытывают нехватку учителей русского языка и литературы (30 чел.), физкультуры (18 чел.), химии (15 чел.), биологии (14 чел.), информатики (11 чел.). Имеется также потребность в учителях географии (5 чел.), истории (4 чел.), бурятского языка, ОБЖ, технологии, черчения, ИЗО — по 2 чел. (см. рис.1).

Итак, структура спроса на педагогические кадры выглядят следующим образом:

Рисунок 1.

Немецкий язык Технология ИЗО История Информатика Химия Физкультура Начальные классы Английский язык

□ Количество требуемых специалистов

10

20

30

40

50

60

70

0

Как видим, наиболее востребованы на региональном рынке педагогических кадров учителя английского языка, математики, начальных классов, русского языка и литературы. Для сравнения приведем данные по структуре спроса на педагогические кадры в других регионах России.

Так, З. Б. Ефлова отмечает, что список вакансий отличается по регионам. Так, например, в Свердловской области не хватает учителей информатики и музыки, в Новгородской области наибольший дефицит в преподавателях иностранного языка, физической культуры, технологии и физики. Однако есть ряд субъектов РФ, в которых, как утверждают чиновники от образования, школы не нуждаются в педагогах (Ярославская область), в Томске даже наоборот — учителя не хотят уходить на пенсию [2].

По данным мониторинга вакансий Регионального центра содействия трудоустройству и адаптации к рынку труда выпускников учреждений высшего профессионального образования при Тверском государственном университете [3], лидерами рейтинга наиболее востребованных кадров в Твери являются учителя по четырем предметам: английский язык, физическая культура, начальные классы и математика. При этом отмечается, что доля вакантных мест по разным дисциплинам постоянно меняется (см. таблицу 1).

Таблица 1

Структура спроса на педагогические кадры в Твери за 5 лет (первые 5 мест)

2010г. 2011г. 2012г. 2013г. 2014г.

Учитель русского языка и литературы 26/ 18% Учитель начальных классов 37/ 26% Учитель математики Учитель физкультурь 14/ 11% Учитель начальных классов 19/ 15% Учитель английского языка 24/ 17%

Учитель английского языка 23/ 16% Учитель английского языка 22/ 16% Учитель начальных классов 13/ 10% Учитель математики 17/ 13% Учитель физической культуры 19/ 13%

Учитель математики 19/ 13% Учитель физической культуры 20/ 14% Учитель английского языка 12/ 9% Учитель английского языка 15/ 12% Учитель начальных классов 18/ 13%

Учитель физкультурь Учитель истории и*' обществознания 17/ 12% Учитель истории и обществознания 14/ 11% Учитель истории и обществознания Учитель физики Учитель физической культуры 13/ 10% Учитель русского языка и литературы 16/ 12%

Учитель начальных классов 16/ 11% Учитель математики 13/ 9% Учитель технологии для мальчиков 8/ 6% Учитель русского языка и литературы 12/ 9% Учитель математики 12/ 8%

По данным этого же мониторинга, структура спроса по Тверской области несколько отличается от структуры спроса по городу Твери (см. таблицу 2).

Действительно, мы видим, что структура спроса в Твери и Тверской области неодинакова, а также различается в разные годы. Между тем, можно отметить и стабильный спрос в целом по региону на учителей английского языка, математики, начальных классов, русского языка и литературы. Как видим, лидеры спроса в указанном регионе совпадают с данными Республики Бурятия, где также лидируют именно эти специальности.

Таблица 2

Структура спроса на педагогические кадры в Тверской области за 5 лет (первые 5 мест)

2010г. 2011г. 2012г. 2013г. 2014г.

Учитель русского языка и литературы 65/ 14% Учитель английского языка 82/ 15% Учитель английского языка 35/ 14% Учитель английского языка 64/ 14% Учитель английского языка 80/ 19%

Учитель математики 53/ 12% Учитель математики 71/ 13% Учитель математики 31/ 13% Учитель математики 63/13% Учитель математики 72/ 17%

Учитель английского языка 45/ 10% Учитель начальных классов 68/ 12% Учитель начальных классов 27/ 11% Учитель русского языка и литературы 41/ 9% Учитель русского языка и литературы 46/ 11%

Учитель истории и обществознания 41/ 9% Учитель физической культуры 52/ 10% Учитель русского языка и литературы 24/ 10% Учитель начальных классов 39/ 8% Учитель начальных классов 37/ 9%

Учитель физической культуры 24/ 5% Учитель русского языка и литературы 42/ 8% Учитель физики 23/ 9% Учитель музыки 33/ 7% Учитель истории и обществознания 33/ 8%

Сравним структуру спроса на педагогические кадры в г. Улан-Удэ и в сельских районах республики (см. рис. 2).

Как видно из диаграммы, структура спроса в столице и в районах различается. Так, на первом месте по востребованности в Улан-Удэ находятся учителя начальных классов, тогда как в районах наиболее востребованы учителя английского языка. Второе место и по городу, и по районам занимают учителя математики. На третьем месте в Улан-Удэ учителя английского языка, а в районах — учителя начальных классов. Четвертую позицию в рейтинге наиболее востребованных кадров в городе занимают учителя физкультуры, а в районах — учителя русского языка и литературы. Спрос на учителей русского языка и литературы в городе незначительный. По сравнению с районами незначителен в Улан-Удэ и спрос на учителей географии, биологии, информатики, физики.

В Улан-Удэ отсутствует спрос на учителей химии, истории, ОБЖ, черчения, технологии, ИЗО, бурятского и немецкого языков, спрос на этих специалистов незначителен и в районах республики.

Рисунок 2

Физкультура

География

Биология Начальные классы

Аглийский язык

Русский язык и литература

Информатика Физика

Математика

0 10 20 30 40 50 60

□ Улан-Удэ □ Районы РБ

Как уже отмечалось, спрос на педагогические кадры в сельской местности регионов России намного выше, чем в городах. Не является исключением и Республика Бурятия. Так, доля города Улан-Удэ в общем объеме спроса на педагогические кадры составляет 19 %, районов республики — 81 % (см. рис. 3).

р

_| J ш

Рисунок 3

250 п

200 150 100 50

□ Улан-Удэ

□ Районы

0

Объясняется это многими факторами. Прежде всего, это связано с отсутствием интереса к работе в сельской местности со стороны молодых специалистов. Так, многие студенты выпускных курсов педагогических специальностей говорят о своем нежелании работать в сельских школах. Обусловлено их нежелание такими факторами как удаленность от города, неблагоприятные жилищно-бытовые условия, «отсутствие цивилизации». Следовательно, для привлечения молодых педагогов в систему общего образования необходимо по возможности минимизировать негативное воздействие указанных факторов.

Литература

1. Заявки образовательных организаций на профессиональную переподготовку по программе «Педагогическое образование» за счет средств республиканского бюджета по заявке Министерства образования и науки Республики Бурятия [Электронный ресурс] / URL: http://ino.bsu.ru/?page_id=12480/, свободный.

2. Ефлова З.Б. Проблема педагогических кадров для сельской школы и села в контекстах модернизации отечественного образования [Электронный ресурс] Режим доступа: http://pandia.ru/text/78/055/36.php, свободный.

3. Ситуация на молодежном рынке труда г. Твери в 2014 г. в сравнении с периодом 2010-2013 гг. по данным РЦСТВ ТвГУ [Электронный ресурс]. URL: http://rcstv.tversu.ru, свободный.

Гунжитова Гарма-Ханда Цыбикжаповна, кандидат политических наук, доцент кафедры управления персоналом, Бурятского государственного университета. Россия, 670000, г.Улан-Удэ, ул.Смолина, 24а. E-mail: gunzhitova1974@mail.ru

Gunzhitova Garmа-Chanda Tsybikzhapovna, candidate of Political Sciences, Associate Professor, Department of Personnel Management, Buryat State University, Russia, 670000, Ulan-Ude, Smolina st. 24a.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.