Л.Т. Лагконова. Факторы, влияющие на социальное самочувствие сельского учительства Республики Бурятия
41% случаев, спокойствие в 27%, энергичность в 25%, задерганность - в 24%. Респонденты со средне-специальным образованием ощущали усталость в 55%, счастье - в 25%, задерганность - в 24%, в то время как, респонденты со среднетехническим образованием ощущали усталость в 44% и задерганность в 36% случаев. Респонденты со средним образованием также испытывали значительную усталость - в 35% случаев, спокойствие - в 25% и энергичность - в 23%. Таким образом, общее и преимущественное психологическое состояние респондентов оценивается как усталость и задерганность. Влияние уровня образования в основном было связано с профессиональной деятельностью и во вторую очередь — с семейными делами. При этом, чем выше уровень образования, тем большее влияние на состояние респондента оказывала
профессиональная деятельность, и, чем ниже уровень образования, тем больше респондентов занимали семейные дела. Здоровье, и особенно, положение дел в стране оказывают наименьшее влияние на респондентов всех уровней образования.
Литература 1. Гольцова Е.В. Эволюция семейных ценностей как фактор демографического поьедения П Развитие
социальных систем как проблема управления / Под ред. О.А. Кармадонова, В.А. Решетникова. - Иркутск, 2009. - с. 261-263.
2. Козырева П.М., Гурко Т.А., Смирнов А.И., Воронин ГЛ. Роль семьи в консолидации российского общества. Социальные факторы консолидации российского общества: социологическое измерение / Под ред. М.К. Горшкова. -М. : Новый хронограф. - 2010. - С. 62-90.
3. Попова Д.О. Трансформация семейных ценностей и второй демографический переход в России: кто в авангарде? Родители и дети, мужчины и женщины в семье и обществе. Вып. 2 / Под ред. Т.М. Малевой, О.В. Синявской. - М. НИСП, 2007. - с. 163-184.
4. Корчагина И.И., Прокофьева JI.M. Россияне о роли общества и семьи в поддержке детей и престарелых: изменения последних лет / Родители и дети, мужчины и женщины в семье и обществе Вып. 2 / Под ред. Т.М. Малевой, О.В. Синявской. -М. НИСП, 2007.-е. 247-264.
5. Синявская О.В., Гладникова Е.В. Взрослые дети и их родители: интенсивность контактов между поколениями. Родители и дети, мужчины и женщины в семье и обществе. Вып. 1 / Под ред. Т.М. Малевой, О.В. Синявской. - М. НИСП, 2007. - С. 517-544.
Гольцова Евгения Викторовна, кандидат философских наук, доцент института социальных наук Иркутского государственного университета, г. Иркутск, e-mail: [email protected]. Goltsova Eugenia Viktorovna, candidate of philosophical science, assistant professor, institute of social sciences, Irkutsk State University, Irkutsk, e-mail: [email protected].
УДК 373 : 316.55 (571.54) © Л.Т.Лагконова
ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА СОЦИАЛЬНОЕ САМОЧУВСТВИЕ СЕЛЬСКОГО УЧИТЕЛЬСТВА
РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ
В статье содержится обоснование понятия «потребности» и их влияние на социальное самочувствие. Приводится статистический аначиз реализации основных потребностей сельского учительства Республики Бурятия.
Ключевые слова: сельское учительство, потребности, социальное самочувствие, страта.
L.T. Lagkonova
THE FACTORS INFLUENCING ON THE SUBJECTIVE WELL-BEING OF RURAL TEACHERS
IN THE REPUBLIC OF BURYATIA
The article supports the basis of concept of the «requirements» as scientific category and its influence on subjective well-being. It also contents the statistics analysis reflecting the kind of satisfaction requirements of the rural teachers in the Republic of Buryatia.
Key words: subjective well-being, rural teachers, requirements, strata.
Социальное самочувствие является социальным феноменом, отражающим позитивные или негативные социальные изменения общества, и имеет сложную комплексную структуру, состоящую, как минимум, из четырех компонентов:
когнитивного, эмоционального, поведенческого и аксиологического. Представителями современной социологии оно исследуется в рамках четырех основных подходов, акцентирующих внимание на различных аспектах включения социального субъекта в
2012/6 А
общественные процессы, и позволяющих проследить динамику изменения социального самочувствия на субъективном и социально-групповом уровнях. Социальное самочувствие характеризует ближайшие условия
жизнедеятельности людей и отражает их внутренние переживания. С данным социальным феноменом связано представление о наиболее значимом в структуре всего образа жизни индивидов, их статуса в обществе, в коллективе, в системе межличностных отношений. Социальное самочувствия как социальное явление отражает и оценивает действительность, реальность, исходя из содержания интересов людей, их целей, идеалов и ожиданий. Действительность, отраженная через социальное самочувствие, определяет деятельность людей, и их переживания при этом. Именно поэтому социальное самочувствие участвует в регулировании как действий и настроений отдельных людей, так и поведения и состояний социальных групп, общественных институтов.
Существует множество факторов, влияющих на динамику социального самочувствия. Однако все они имплицитно и эксплицитно связаны с аким понятием как «потребности». Степень реализации потребностей отражает качество жизнедеятельности индивидов в частности, и общества, в целом.
Потребности, несмотря на достаточное внимание со стороны ученых, не имеют однозначного определения своей сущности и механизмов функционирования. Одни ученые считают природ}' потребностей субъективной, другие — объективно-субъективной, третьи -объективной, не зависящей от воли и желания людей. Носитель потребностей также является предметом споров [1, с. 14]. Говоря о природе потребностей, многие ученые считают, что потребности являются источником развития социальных субъектов. Также утвердилась точка зрения на потребности как состояние противоречия между имеющимся и желаемым [2, с. 86]. Ряд ученых рассматривает потребности как отношение противоречия между субъектом и объективными условиями его жизнедеятельности [3, с. 60]. Существует мнение, что потребности человека отражают его зависимость от внешнего мира, нужду в чем-либо. Ощущаемая потребность, в общем, направлена на повышение качества активного приспособления человека к окружающей физической и социальной среде. Именно потребности служат внутренними причинами большинства актов поведения [4, с. 92].
Различные исследователи разделяют потребности по сферам деятельности, по функциональной роли, целесообразности, направленности. Наиболее распространенным является деление потребностей на две большие группы: биогенные и социогенные [1, с. 16]. Хотя часть биогенных (витальных) потребностей может удовлетворяться только в тесном взаимодействии с обществом, эти потребности относительно стабильны. Данные потребности в меньшей степени подвержены влиянию внешних условий, в том числе, различным трансформациям экономических отношений в обществе. Наибольшие изменения характерны для социогенных потребностей, которые, в свою очередь, делятся на материальные и духовные.
Все потребности, кроме витальных (самых низших), определяются как социогенные. К группе материальных потребностей относятся потребности в вещах и благах, необходимых для обеспечения физического существования и развития людей, т.е. потребности в продуктах питания, жилище, одежде, экологической среде, в средствах производства благ. К группе духовных - потребности в духовной деятельности и ее продуктах. В духовном воспроизводстве самих людей как мыслящих сознательных существ, в познании, образовании, в необходимых для этого средствах. К этой же группе относятся потребности в общественно-политической деятельности, информации, правовой защищенности.
Существует также градация потребностей на три уровня: биологический, социально-психологический и идеологический [4, с. 96]. Биологический (низший) уровень включает биологические (органические) потребности. Далее - на следующем — материальные потребности (потребности в знаниях, в социальном общении, сексуальные
потребности). На том же уровне в процессе социального развития эти потребности поглощаются вышестоящими потребностями в творчестве, в социальной активности. И, наконец, на идеологическом уровне возникают мировоззренческие потребности: осознать картину мира в целом, включая свое место в обществе, понять смысл человеческого существования. Данная классификация потребностей интересна тем, что позволяет определить, на каком уровне социального развития находится объект исследования путем изучения его потребностей.
Перечислить все потребности невозможно, поскольку их перечень будет существенно
Л.Т. Лагкоиова. Факторы, влияющие на социальное самочувствие сельского учительства Республики Бурятия
меняться как по мере развития общества, так и личности. В соответствии с законом возрастания потребностей растет их число, они усложняются и облагораживаются.
Существует тесная взаимосвязь
материальных и духовных потребностей, их взаимная трансформация. По мере удовлетворения одних потребностей возникает условие для становления и развития других. Данный принцип лежит в основе эволюционного развития общества и является объективным стабилизатором социального самочувствия общества в целом, и отдельных его субъектов в частности. И наоборот, неудовлетворенные потребности могут послужить источником социальной
напряженности и нестабильности, и спровоцировать неконтролируемые,
революционные изменения коренных устоев общества.
Уровень удовлетворения социальных потребностей субъектов взаимообусловлен, прежде всего, социальным положением, социальным статусом, социальной ролью. Нельзя однозначно утверждать, что удовлетворение потребностей зависит от социального положения субъекта, нередко прослеживается обратная связь, т.е. от степени удовлетворения социальных потребностей зависит социальный престиж. Возможное объяснение данного социального явления заключается в том, что эти концепты имеют общую основу - материальное производство. Именно уровень материального и социального благополучия определяет и степень удовлетворения социальных потребностей, и социальный престиж профессии, и социальное положение субъекта.
В ходе реформирование системы общего образования властными структурами было заявлено одним из приоритетных направлений -повышение материального вознаграждения за труд учителя. Очевидно, что правительство пытается повысить не только материальное положение учителей, но и социальный статус профессии, поскольку материальное
благополучие повышает статус. «Роль денег как критерия статуса усиливается тем, что их трата, в свою очередь, влияет и на другие символы статуса» [5, с. 376]. Несмотря на предпринятые правительством РФ шаги, средняя заработная плата сельского учителя значительно не повысилась. Так, например, в Закаменском районе она составляет 8700,4 руб., в Кижингинском - 8294,0 руб. Это наименьшие показатели среднемесячной номинальной
начисленной заработанной платы работников учреждений образования по районам республики, наибольшие - традиционно принадлежат районам, приравненным к районам Крайнего Севера - Муйский (13025,8 руб., ), Баунтовский (15904,5). При этом, среднемесячная заработная плата учителя в городе Улан-Удэ составляла в 2010 г. 13146,8 руб., в г. Северобайкальске - 16058,5 [6, с. 116]. Среднемесячная заработанная плата в тех же районах составляет в Закаменском - 9250,0 руб., Кижингинском - 12082,7 руб., Муйском -19605,9 руб., Баунтовском - 15006,5 руб. [7, с. 81]. Приведенные выше цифры говорят, что профессия учителя не является высокооплачиваемой и обещание правительства вывести ее на новый количественный уровень пока остается не реализованным. Для сравнения: самые высокие показатели среднемесячной номинальной начисленной заработанной платы в Республике Бурятия за 2009 г. имеют служащие финансовой деятельности - 31318,7 руб.; государственного управления и обеспечения военной безопасности, а также обязательного социального обеспечения -25480,8 руб.; рабочие и служащие, занятые добычей топливно-энергетических полезных ископаемых-23497,3 [7Ч с. 90].
Предварительный анализ статистических данных позволяет сделать вывод о том, что материальное положение сельского учительства Республики Бурятия находится на низком уровне, противореча статусным ожиданиям.
Аналогичная ситуация наблюдается и по отношению к престижу7 профессии. Проблемы социального и материального статуса сельских учителей тесно связаны с вопросами социального престижа профессии. Престиж профессии - это признание обществом социальной значимости и ценности социальных групп, выполняющих определенную работу и удовлетворяющих потребности общества.
Ф.Г. Зиятдинова в своей статье «Социальное положение учителей: ожидания и реалии» [8, с. 100-106] приходит к следующим выводам: заработная плата российского учителя «как общественная оценка значимости его труда» до сих пор не соответствует значению его труда; государство не принимает эффективных мер по повышению социального статуса и престижа профессии учителя; не остановлены процессы старения учителей, продолжается
игнорирование выпускниками высших педагогических учебных заведений школ и других образовательных учреждений. По мнению автора, «страна, не стимулирующая
2012/6А
оплату педагогического груда выше, чем в производительных и других сферах хозяйственной деятельности, не достигает должного экономического роста. Дальнейшее укоренение отношения к образованию только как к услуге и продукту, а не как к процессу формирования человеческого капитала представляет опасность для развития российского общества».
Сами учителя крайне негативно оценивают свое социальное положение и престиж профессии в обществе, особенно те, которые работают в сельской местности. В современных условиях сельская школа является значимой составляющей сельского социума,
интеллектуально-культурным центром села. От состояния сельской школы, качества ее работы во многом зависит настоящее и будущее российской деревни, а значит всей страны. Сельские школы (67% от общего количества школ в России) испытывают социально-экономические, кадровые и другие трудности. Материальное и социальное положение сельского учителя бедственное. Уровень квалификации педагогических работников на селе заметно ниже, чем в городах. Ощущается острый недостаток в квалифицированных кадрах, особенно для малокомплектных школ, численность которых повсеместно растет. Система повышения квалификации не отлажена. Развитие рыночных отношений порождает ряд новых проблем в развитии образования в сельской местности. Организационная структура учебных учреждений на селе во многом устарела. И это далеко не полный список тех негативных социальных явлений, которые обсуждались на пятой Всероссийской научно-практической конференции «Качество педагогического образования: сельский учитель», которая проходила 3 ноября 2004 г. в городе Москва» [9].
Материальное благополучие
(неблагопол>чие) сельских учителей и их социально-профессиональная идентификация не выражают объективную оценку реализации их потребностей. Состояние социальной сферы сельского сообщества в целом может послужить яркой иллюстрацией степени реализации жизненных потребностей сельских учителей. За период с 2003 по 2008 гг. доля численности сельского населения возросла с 40,4% до 45,2% в общей численности населения Бурятии. Экономически активное население - 64,1%: занятые экономической деятельностью — 56,2%, безработные - 12,4% [10, с. 7-8]. Доля численности населения в сельской местности со
среднедушевыми располагаемыми ресурсами ниже величины прожиточного уровня (малоимущее население) в 2007 г. составила 43,19%. Соотношение среднедушевых располагаемых ресурсов малоимущего населения в 2008 г. (2954,3 руб.) с величиной прожиточного уровня (4566 руб.) составило 64,8% [10, с. 13-14]. В 2008 г. все домохозяйства сельской местности располагали основными видами необходимой бытовой техники. Каждое домохозяйство имело один-два телевизора, один холодильник, один мобильный телефон, одна треть - персональный компьютер и легковой автомобиль [10, с. 21]. Обеспеченность жильем населения является одним из важнейших показателей социального положения. На конец 2008 г. в сельской местности 74,7% домохозяйств проживали в индивидуальных домах [10, с. 23]. Обеспеченность жильем сельского населения составила 17,3 м2 в среднем на 1 человека. По обеспеченности жильем Бурятия занимает 75-е место из 80-ти регионов [11, с. 13]. Благоустройство жилищного фонда (одновременно водопровод, водоотведение, горячее водоснабжение, отопление) — 7% [12, с. 130]. По статистическим данным, в 2009 г. численность врачей, работающих в сельской местности, составила 928 специалистов, в городе Улан-Удэ - 2157. На 10000 населения, проживающих в сельской местности, приходится терапевтов - 9,5; хирургов - 2,9; педиатров - 19,3 [13, с. 27]. Число дошкольных образовательных учреждений,
функционирующих в сельской местности, сокращается (2007 г. - 299, 2008 г. - 308, 2009 г. - 288), при том, что численность детей, посещающих их, возрастает: 2008 г. - 14215 чел., 2009 г. - 14409 чел. [14, с. 7].
Подводя итог вышесказанному, следует отметить, что социальное положение сельского учительства в Бурятии, заметно ухудшилось в ходе реформирования системы общего образования. Ожидания общества, современные требования к системе образования, повышение конкуренции, как среди учителей, так и среди учащихся, заставляют современного учителя искать новые, более эффективные методы обучения детей в школе. Процесс этот сложный, так как большинство российских педагогов, работающих на селе, имеет стаж работы в школе более 20 лет (общая численность педагогов, работающих в сельской местности - 543699, численность педагогов, имеющих стаж работы более 20 лет - 277330 чел.) [15], данному контингенту приходится не только перестраивать свои методические принципы, но
A.A. Вишнякова. Основные формы использования свободного времени молодежи крупного города (на примере города Иркутск)
и активно привлекать в свою деятельность инновационные технологии, что без посторонней профессиональной помощи не представляется возможным. Фактически сельский учитель остается один на один с данной проблемой, так как институт повышения квалификации испытывает те же трудности. Развитие научно-технического прогресса и информатизация общества идут настолько высокими темпами, что не всегда общественные институты адекватно реагирует на новации. Институт общего образования в силу своей фундаментальности и многочисленности его субъектов часто не успевает овладеть всеми новшествами и передать свои знания в этом поле (инноваций) подрастающему поколению.
Анализ статистических данных и существующей ситуации позволяет сделать вывод, что социальная сфера сельского учительства Республики Бурятия не удовлетворяет потребностей данной социально-профессиональной группы в полной мере. Неудовлетворенные потребности являются значимым фактором, формирующим неблагоприятное социальное самочувствие данной социально-профессиональной страты. Констатируемое состояние несет в себе определенные социальные риски, поскольку расширяет и усугубляет зоны социального напряжения. Сельское учительство, несмотря на заложенный потенциал, не может благотворно повлиять на социальный климат сельского сообщества в целом, способствовать стабилизации и минимизации социальной напряженности в силу возрастающих маргинальных настроений внутри данной социально-профессиональной группы.
Литература
1. Чукреев А.П. Незанятые: настроения, ожидания, намерения. - Улан-Удэ: БПЦ СО РАН, 1996 -120 с.
2. Анисимов С.Ф. Духовные ценности производства и потребление. - М., 1988.
3. Вокперев Ф.Ф. Предметное противоречие и его теоретический образ // Диалектическое противоречие. - М., 1979.
4. Кудрявцев ВН. Социальные деформации (причины, механизмы и пути преодоления). -М, 1992 - 132 с.
5. Парсонс Т. О структуре социального действия - М.: Академический Проект, 2000. - 880 с.
6. Образование и культура в Бурятии: статистический сборник №05-02-11 / Бурятстат. - Улан-Удэ, 2011 - 118 с.
7. Статистический ежегодник: статистический сборник / Бурятстат. - Улан-Удэ, 2010.-91 с.
8. Зиятдинова Ф.Г. Социальное положение учителей: ожидания и реалиии // Социологические исследования -2010. -№ 5.
9. Новости педагогического образования. Материалы и рекомендации пятой Всероссийской научно-практической конференции «Качество педагогического образования: сельский учитель»: URL//http sdkhitti.ru/itti/inst/ (дата обращения 04.09.2011).
10. Об уровне жизни сельского населения Республики Бурятия: аналитическая записка №04-02-09 / Бурятстат -Улан-Удэ, 2009 - 25 с.
11. Анализ основных факторов, влияющих на уровень и качество жизни населения: аналитическая записка №04-0511 / Бурятстат. - Улан-Удэ. 2009 - 19 с.
12. Социальное положение и уровень жизни населения Республики Бурятия: статистический сборник / Бурятстат. -Улан-Удэ, 2009- 132 с.
13. Здравоохранение в Республики Бурятия: статистический сборник №05-03-13 / Бурятстат. - Улан-Удэ, 2010 - 82 с.
14. Образование и культура в Бурятии: статистический сборник №05-02-11 / Бурятстат. - Улан-Удэ. 2010-63 с.
15. Образование в России - 2008: статистический бюллетень. URL: http mon.gov.ru\files?4328 (дата обращения 2.10.2011).
Лагконова Лариса Тимофеевна, педагог общеобразовательной школы, аспирант Бурятской государственной сельскохозяйственной академии им. В.Р. Филиппова, г. Улан-Удэ, e-mail: [email protected].
Lagkonova Larisa Timofeevna, teacher of comprehensive school, postgraduate student, Buryat State Agricultural Academy named after V.R. Filippov, Ulan-Ude, e-mail: [email protected].
УДК 316.346.32-053.6 © A.A. Вишнякова
ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СВОБОДНОГО ВРЕМЕНИ МОЛОДЕЖИ КРУПНОГО ГОРОДА (НА ПРИМЕРЕ ГОРОДА ИРКУТСК)
В статье рассматриваются основные формы использования свободного времени современной городской молодежью, на примере города Иркутск.
Ключевые слова: свободное время, досуг, молодежь, основные формы использования свободного времени, чтение, сеть Интернет, общение с друзьями.