Научная статья на тему 'Трудовой потенциал сельских территорий республики Бурятия'

Трудовой потенциал сельских территорий республики Бурятия Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
71
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРУДОВОЙ ПОТЕНЦИАЛ / LABOUR POTENTIAL / ДИНАМИКА ЗАНЯТОСТИ СЕЛЬСКОГО НАСЕЛЕНИЯ / DYNAMICS OF EMPLOYMENT OF RURAL POPULATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бюраева Ю.Г.

Статья посвящена оценке трудового потенциала села и его соответствия современному спросу. Выполнен сравнительный анализ с дореформенным уровнем (1990 г.), определена структура занятости и выявлены гендерные, возрастные, поселенческие и другие асимметрии рынка труда в селе. Предложены возможные пути повышения качества трудового потенциала села.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article is devoted to the estimation of the labour potential of rural territories and its conformity to modern demand. The comparative analysis with the prereform level is made, the structure of employment is defined and gender, age, settlement and other deviations of the labour market in rural areas are revealed. Possible ways of quality improvement of the labour potential of rural territories are offered. Conclusions are based on results of the sociological and economic researches spent in six rural districts of the Republic of Buryatia (total of areas 21).

Текст научной работы на тему «Трудовой потенциал сельских территорий республики Бурятия»

ЭКО. - 2012. - №10

БЮРАЕВА Ю.Г.

Статья посвящена оценке трудового потенциала села и его соответствия современному спросу. Выполнен сравнительный анализ с дореформенным уровнем (1990 г.), определена структура занятости и выявлены гендерные, возрастные, поселенческие и другие асимметрии рынка труда в селе. Предложены возможные пути повышения качества трудового потенциала села.

Ключевые слова: трудовой потенциал, динамика занятости сельского населения

Трудовой потенциал сельских территорий Республики Бурятия

Ю.Г. БЮРАЕВА, кандидат социологических наук, отдел региональных экономических исследований БНЦ СО РАН, Улан-Удэ. Е-mail: julbur@yandex.ru

Под воздействием рыночных реформ существенно изменились условия и формы хозяйственной деятельности на селе, усугубились проблемы занятости и доходов населения во всех регионах РФ, в том числе в Республике Бурятия. Заработная плата работников сельского хозяйства продолжает оставаться самой низкой относительно других отраслей экономики. Кроме того, тревогу вызывают сельская бедность и высокий уровень безработицы, а также негативная ситуация в социальной сфере, продолжает ухудшаться демографическая обстановка, сокращается и устаревает сеть учреждений социальной инфраструктуры.

Снижение качественных характеристик жизни сельского населения негативно сказывается на воспроизводстве трудового потенциала как основы стабильного социально-экономического развития сельских территорий. Ситуация осложняется неравномерным расселением в республике, а также малочисленностью населения, усугубляемой миграционным оттоком. Общая плотность населения республики в три раза меньше среднероссийского показателя - 2,7 чел./км2 (плотность сельского - 1,2). Это не может не вызывать опасения в связи с приграничным положением региона, что уже становится общегосударственной проблемой. С 2004 г. тенденция постепенного сокращения сельского населения,

начавшаяся в 1994 г., сменилась его увеличением. Но это главным образом стало результатом преобразований административно-территориального устройства республики: после переписи 2002 г. 12 поселков городского типа (пгт), в которых на дату переписи проживало 35,1 тыс. чел., были отнесены к категории сельских. Кроме того, в последние годы наблюдается увеличение естественного прироста. В результате численность сельского населения превысила показатель 1990 г. на 5,6% и составляет 418,7 тыс. чел. (43,5%). В то время как городское население уменьшилось на 16,3%. Однако если отнять долю проживающих в преобразованных из пгт сельских населенных пунктах, то получится, что численность сельского населения снизилась на 3,2% по сравнению с 1990 г.

Состояние Для анализа и оценки трудового потен-

сельского циала сельских территорий республики хозяйства в 2009-2011 гг. был проведен ряд социоло-го-экономических исследований в шести районах Республики Бурятия. Формирование выборочной совокупности основывалось на данных о численности постоянного населения сельских муниципальных образований1. Были выделены группы населенных пунктов районов, типо-логизированные по размеру, степени удаленности, национальному составу, экономической специализации. Опрошено 1200 человек. Выборка репрезентативна по полу, возрасту и национальности. Также информационной базой послужили данные муниципальной статистики в разрезе сельских поселений по специально разработанным формам.

Российская Федерация, обладая значительным природным, ресурсным и аграрным потенциалом, не обеспечивает свое население полноценным продовольствием за счет собственного производства, а восполняет его нехватку крупномасштабным импортом. Так, наблюдается устойчивый рост импорта продовольствия и сельскохозяйственного сырья, который в общем объеме российского импорта в 2009 г.

1 Районы Республики Бурятия. Социально-экономические показатели: Статистический сборник № 01-01-16 / Бурятстат. - Улан-Удэ, 2009. - 63с.

достиг 20,9%. В результате роста мировых цен на продовольствие возросли и затраты на импорт: в 2000 г. - 23,2 млрд долл., в 2005 г. - 27,0 млрд, а в 2010 г. - 36,5 млрд долл. в сопоставимых ценах2.

В России, в силу огромного пространственно-территориального и природно-климатического разнообразия, сформировалось большое количество региональных сельских анклавов, обладающих значительной спецификой функционирования. Сказанное относится и к Республике Бурятия, где исторически сложившиеся традиции хозяйственного уклада связаны с проживанием на ее территории представителей монгольского этноса. На протяжении многих веков главным источником существования бурят-монголов являлось номадное скотоводство. В сопредельной Монголии переход к рыночной экономике в 1990-х годах не изменил традиционных форм хозяйствования на селе - номадное животноводство во многом сохранилось и по сей день.

В Республике Бурятия ситуация иная. Подавляющее большинство российских бурят-монголов ведут оседлый образ жизни, и наряду с пастбищным животноводством развиваются молочное со стойловым содержанием, свиноводство, птицеводство и растениеводство.

Рыночные трансформации привели к глобальной реорганизации сельскохозяйственных предприятий, в результате которой рухнула колхозно-совхозная система, резко снизились объемы производства продукции во всех сферах сельского хозяйства, особенно в животноводстве. Произошло значительное сокращение численности работающих в сельском хозяйстве. Среди отраслей, в которых с 1990 по 2009 гг. наблюдалось снижение численности занятых, сельское хозяйство находится на четвертом месте (-27,5%) после строительства (-58,1%), промышленности в целом (-43,2%) и транспорта и связи (-32,0%)3.

2 Авторский расчет в сопоставимых ценах. Первичная информация: Российский статистический ежегодник. 2011: Стат.сб./Росстат. - М., 2011. -С. 713.

3 Статистический ежегодник: Стат. сб. / Бурятстат - Улан-Удэ, 2010. -С. 64; Труд и занятость в Бурятии: Стат. сб. №06-02-04 / Госкомстат РБ.-Улан-Удэ, 2002.- С. 16.

На данный момент только десятая часть работающего сельского населения официально занята в сельском хозяйстве. При этом работающие на сельхозпредприятиях оценивают уровень их развития достаточно высоко. По данным социологического опроса, 53,5% работников считают положение дел на своем предприятии скорее хорошим, чем плохим. Возможно, на их мнение решающее значение оказала общая разруха, на фоне которой организация производства представляется островком стабильности, хотя технический уровень нынешних сельхозпредприятий оставляет желать лучшего. Только 10,6% считают, что положение дел определенно плохое.

Тем не менее новые организационно-правовые формы не стали альтернативой колхозам и совхозам. С 1990 г. доля сельхозпредприятий в производстве сельхозпродукции снизилась с 72,7% до 16,6% (табл. 1). Часть высвободившейся рабочей силы мигрировала в города, оставшаяся нашла применение в личном подсобном хозяйстве, в которых производится доля продукции, хотя около 80% сельскохозяйственных угодий в республике по-прежнему находится в собственности организаций, и лишь 20% - в собственности граждан и крестьянско-фермерских хозяйств. Таким образом, произошла натурализация сельского хозяйства в сторону архаичных форм домохозяйств.

Таблица 1. Структура производства валовой продукции сельского хозяйства по категориям хозяйств в 1990—2009 гг.

Хозяйство 1990 2009

млн руб. % млн руб. %

Всего 1,1 100 13232,5 100

сельхозпредприятия 0,8 72,7 2123,7 16,1

крестьянско-фермерское 0 0,0 585,2 4,4

личное подсобное 0,3 27,3 10523,6 79,5

Источник: Статистический ежегодник: Стат. сб. / Бурятстат - Улан-Удэ, 2010. -С. 195.

По данным опроса, 82,9% населения имеют личное подсобное хозяйство. Экономическое поведение сельских жителей в основном связано с его ведением как видом занятости и источника дохода. Именно семейный сектор аграрной

экономики стал своеобразным гарантом сохранения села, он сдерживает тотальную миграцию в город. С цивилизованной позиции эта неформальная форма занятости требует своей легализации. С одной стороны, при официальной регистрации личных подворий как хозяйствующих субъектов возрастет налоговая база сельских поселений, а с другой - люди узаконивают трудовой стаж для начисления пенсии за свой нелегкий труд, оплаты больничных и т.д.

В сельской экономике всего занято 185,1 тыс. чел., что составляет 68,2% трудоспособного сельского населения (по данным 2008 г.). При этом уровень общей безработицы остается высоким (12%), поскольку ежегодное сокращение занятых в экономике продолжается. Кроме аграрного сектора, официальными работодателями являются в основном учреждения бюджетной сферы образования, здравоохранения и органов государственного и муниципального управления. В них, по данным статистики, трудится половина работающего сельского населения.

В сельских районах наблюдается положительная тенденция значительного увеличения доли населения трудоспособного возраста - на 28,5% (по республике в целом - на 3,9%) (табл. 2). При этом показатели численности нетрудоспособного населения аналогичны среднереспубликанским. Нагрузка нетрудоспособного сельского населения на трудоспособное продолжает оставаться высокой, индекс равен 0,59 (в городе - 0,53). Существует опасение по поводу негативной тенденции развития трудовых ресурсов села, которая сохранится и в будущем десятилетии, а именно снижение удельного веса лиц моложе трудоспособного возраста. Если в 1990 г. она составляла 35,3%, то в 2010 г. - всего 22,5%.

Качество трудового потенциала поддерживается главным образом за счет кадров, подготовленных в советский период, принципиального обновления за 20 лет практически не произошло. Если даже предположить, что федеральный центр обратит внимание на нарастающую угрозу обезлюживания приграничных территорий, а также миграционных вызовов со стороны стран Восточной и Центральной Азии и направит инвестиции на размещение и развитие производительных сил, то

Таблица 2. Динамика трудовых ресурсов в Республике Бурятия в 1990-2010 гг., тыс. чел.

Показатель 1990 2010 Темп роста

тыс. чел. %

Все население

В том числе: 1045,5 963,5 -82,0 -7,8

городское 648,9 544,8 -104,1 -16,0

сельское 396,6 418,7 22,1 5,6

Моложе трудоспособного возраста 330,6 202,2 -128,4 -38,8

городское 190,6 108,0 -82,6 -43,3

сельское 140,0 94,2 -45,8 -32,7

В трудоспособном возрасте 581,4 604,0 22,6 3,9

городское 380,8 346,2 -34,6 -9,1

сельское 200,6 257,8 57,2 28,5

Старше трудоспособного возраста 133,5 157,3 23,8 17,8

городское 77,5 90,6 13,1 16,9

сельское 56,0 66,7 10,7 19,1

Среднегодовая численность работников организаций (сельское население) 127,2 118,1 -9,1 -7,2

Численность официально зарегистрированных 9,9 10,6 0,7 7,1

безработных (сельское население)

Источник: Статистический ежегодник: Стат. сб. / Госкомстат Бурятии. - Улан-Удэ, 2002. - 349 с.; Статистический ежегодник: Стат. сб. / Бурятстат. - Улан-Удэ, 2010. - 341 с.

сельский рынок труда республики не сможет удовлетворить потенциальный спрос, поэтому первоочередные проблемы -увеличение плотности населения и подготовка квалифицированных специалистов.

Особенность сельского рынка труда - моноотраслевая структура занятости: другие виды производств и услуг практически отсутствуют или носят неформальный характер, а вакансии в бюджетных сферах уже заполнены. Возможности маятниковой миграции трудно использовать из-за состояния дорог, плохого транспортного сообщения и высокой стоимости проезда. Так, по данным опроса, из всего работающего населения за пределы своего сельского поселения на работу выезжают 9,5%, за пределы района - 5,3%, республики - 7,4%, в основном для заготовки леса, строительства или оказания транспортных услуг.

Для сельских территорий характерна низкая трудовая мобильность, как вертикальная, так и горизонтальная, что в целом снижает качество трудового потенциала. Так, работа стала основным фактором переезда только у 19,6% сменивших место жительства. За последние десять лет свою должность меняли только 15% респондентов, что свидетельствует об отсутствии карьерного роста. Горизонтальная ротация трудовой деятельности также очень низкая. 65% жителей вообще не меняли место работы, 70,5% - профессию, 73,5% - отрасль деятельности.

Несмотря на проводимые центром занятости программы и пропаганду со стороны сельских администраций, открыть свое дело хотя бы один раз за последние десять лет пытались всего 7,0% сельских жителей, что указывает на их низкую предпринимательскую активность. Предпринимательство по-прежнему не считается вполне морально оправданным занятием среди сельских жителей, поскольку, так или иначе, содержит в себе стремление к наживе. В то же время сельские жители не боятся сложной и рутинной работы (из-за приобщенности к труду с раннего детства).

Трудолюбие является одной из важнейших ценностей в традиционной сельской культуре. Среди опрошенных его значимость отмечают 65,4%, в то время как всего 1,5% жителей выделяют предприимчивость как качество, ценное для них. Сегодня мало кто из обычных жителей села готов взять на себя ответственность, создавая рабочие места. Все опрошенные желают трудиться на вновь создаваемых и действующих рабочих местах, но практически никто не проявляет личную инициативу по созданию какого-либо дела. «Если кто-то создаст что-то и пригласит работать, то мы, конечно, будем работать», - таков ответ подавляющего большинства респондентов.

Сельские жители продолжают ориентироваться на коллективистские ценности, корни которой - в общинной историчности. Так, 81,5% работающего населения полностью удовлетворены отношениями с коллективом. Кроме того, сложившаяся привычка подчинения и ориентация на авторитет сельской власти, при отсутствии у последней общей

идеологии, не способствуют формированию нового стиля жизни, при котором вопросы личной и общественной жизни нужно решать самостоятельно. Степень лояльности к руководству достаточно высока: 59,3% занятых полностью удовлетворены взаимоотношениями со своим руководством. Таким образом, предпринимательский потенциал сельских территорий можно охарактеризовать как незначительный или низкий.

Образование Чувство обреченности села, своей невос-и миграция требованности и бесперспективности провоцируют миграционные настроения. Треть населения, так или иначе, желают покинуть родное село, из них только 27,6% имеют постоянное место работы, 13% -высшее образование. Желают в ближайших планах изменить место проживания 19,2% опрошенных, а еще 11% хотели бы, но не имеют возможности. Значительное количество сельских жителей не видят перспектив для своих детей в родном селе: 36,4% хотят, чтобы их дети уехали в город, или они уже уехали. Желание, чтобы дети остались в селе, зависит от возраста. Молодежь демонстрирует более оптимистичное настроение. Среди считающих, что их дети должны остаться в селе, преобладают молодые люди до 30 лет. В то время как люди среднего возраста хотят, чтобы их дети уехали и остались в городе или районном центре. Переезд в основном планируется в пределах республики (82,3%), главным образом в г. Улан-Удэ. Желающие переехать за пределы республики предпочитают местом своей дислокации близлежащие города.

К категории желающих переехать относятся наиболее мобильные люди, стремящиеся к трудоустройству и стабильному заработку. Они, как правило, молоды и бездетны, с профессиональным образованием: 51,2% - в возрасте от 18 до 29 лет. Необходимо также отметить желание представителей возрастной группы 40-49 лет переехать, но у них нет возможности осуществить это в ближайшем будущем (38,9% от числа выбравших этот ответ). Вероятно, что их стремление вызвано желанием жить поближе к уже

уехавшим детям. На стремление к переезду не влияют семейное положение, пол и национальность.

Качество трудового потенциала во многом зависит от уровня образования. Поскольку органы статистики не отслеживают такую информацию в разрезе сельских районов, наши обобщения основываются на анкетном опросе сельского населения. Уровень общего образования занятого населения относительно высок: треть сельского населения не имеет профессионального образования; у 43,9% - среднее и начальное профессиональное образование; а у 22,5% -высшее и неоконченное высшее. В то же время у половины занятых выполняемая работа не соответствует полученному образованию.

Уровень образования неработающего населения отличается в худшую сторону. Половина безработных не имеют профессионального образования, из них 21,1% даже не окончили среднюю школу; 10,8% имеют высшее, 38,2% - среднее профессиональное образование. Таким образом, образование играет решающую роль в социальной, в том числе трудовой, мобильности сельского населения. Основная масса безработных находится без работы непродолжительное время, поэтому еще не потеряла надежду и стремление к трудоустройству. 17,2% не работают около года, 29,7% - от 1 года до 5 лет. Именно эти люди планируют трудоустроиться в ближайшее время. Те, кто не работает более пяти лет, окончательно утратили привычку трудиться на постоянной основе и представляют самую маргинальную и криминогенную страту сельского общества.

Профессионально-квалификационная структура занятого населения в основном представлена не требующими высокой квалификации и высокого уровня образования профессиями. В гендерном отношении большинство рабочих мест предназначено для женщин, только треть имеющихся на сельском рынке труда профессий предназначена для мужчин. Невостребованное свободное время заполняется алкоголизмом и прочими социальными девиациями.

Таким образом, важнейшими факторами, определяющими трудовой потенциал сельских территорий республики, являются:

- суровые природно-климатические условия, высокая стоимость жизни, недостаточно развитая инфраструктура, в том числе коммунально-бытовая;

- монотонное снижение численности населения моложе трудоспособного возраста;

- контрасты в расселении, социально-демографических структурах, занятости и качестве жизни населения между отдельными местностями;

- отсутствие системообразующих предприятий, формирующих и развивающих трудовой потенциал;

- моноотраслевая структура занятости и локализованность сельского рынка труда при высоком уровне безработицы и неформальной занятости, сезонный характер которой ведет к росту различных девиаций;

- низкая социальная, в том числе трудовая, мобильность, заключающаяся в недостаточном уровне личной инициативы, предприимчивости, ориентация на авторитет власти и руководства, несмотря на высокую степень готовности к труду при условии наличия рабочих мест;

- миграционные настроения населения, особенно дееспособной и мобильной части (молодежь, лица с высшим образованием);

- непрерывный характер снижения качества трудового потенциала из-за физического старения кадров и отсутствия притока молодых специалистов сельскохозяйственных профессий с высшим, средне-техническим и начальным профессиональным образованием;

- инновационный износ трудового капитала, подготовленного в советский период. В изменившихся экономических условиях прошлый капитал в виде особых знаний и практических навыков не способствует ни развитию села, ни продвижению личной карьеры.

В целом на селе сложилась критическая социально-экономическая ситуация. Социальное обновление села предполагает повышение качества человеческого потенциала, создание условий, способствующих значительному сокращению оттока населения из района и увеличение возвратной миграции, стимулирование роста рождаемости и снижение

смертности населения. При сохранении наблюдающихся негативных тенденций будет пройдена та черта, после которой реанимация и возрождение села станут невозможны.

Государственная помощь в настоящем виде и форме не дает результатов переломного характера, так как способна лишь обеспечить поддержание существующего положения дел, когда жизнедеятельность сельского населения направлена только на выживание и адаптацию к меняющимся условиям. Многоканальное распыление государственных субсидий, отягощенное бюрократическими проволочками, тотальная информационная неграмотность, когда многие даже не знают, какая и в каких формах оказывается господдержка, консервируют современную сельскую архаику.

Для сохранения и развития российского села необходима принципиально иная государственная аграрная политика, обусловленная экономической, социальной и духовно-нравственной модернизацией общества. Важнейшими составными элементами этой политики должны стать:

- упразднение всех видов налогов для сельской Сибири и Дальнего Востока на 30-50 лет. Их доля в общих налоговых доходах страны настолько незначительна, что «налоговые каникулы» на указанный период времени не отразятся на федеральном и местном бюджетах, зато сыграют роль пускового механизма для миграции сюда трудоспособного населения;

- персонификация собственности на землю, которая станет залоговой базой крестьян для инвестиций;

- формирование специально для Сибири и Дальнего Востока региональной политики, в которой особое внимание уделяется селу.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.