Научная статья на тему 'Дисбаланс спроса и предложения рабочей силы на региональном рынке труда (на примере Республики Бурятия)'

Дисбаланс спроса и предложения рабочей силы на региональном рынке труда (на примере Республики Бурятия) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1030
72
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИСБАЛАНС ТРУДОВЫХ РЕСУРСОВ / WORKFORCE IMBALANCE / РЫНОК ТРУДА / LABOUR MARKET / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / PROFESSIONAL EDUCATION / РАБОЧАЯ СИЛА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бюраева Ю.Г.

В статье выявляются причины, вызывающие дисбаланс спроса и предложения рабочей силы, в том числе несоответствие структуры подготовки кадров требованиям рынка труда. Система профессионального образования рассматривается во взаимосвязи с рынком труда Республики Бурятия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Im-balance of Demand and Supply of Labour in the Regional Labour Market (on the Example of the Republic of Buryatia)

A number of reasons for the imbalance of demand and supply of labour are revealed in the article, including the disparity between the structure of professional training and the requirements of the labour market. The system of professional education is considered in the connection with the labour market of the Republic of Buryatia.

Текст научной работы на тему «Дисбаланс спроса и предложения рабочей силы на региональном рынке труда (на примере Республики Бурятия)»

Дисбаланс спроса и предложения рабочей силы на региональном рынке труда

(на примере Республики Бурятия)

Ю.Г. БЮРАЕВА, кандидат социологических наук, Бурятский научный центр СО РАН, Отдел региональных экономических исследований, Улан-Удэ.

E-mail: julbur@yandex.ru

В статье выявляются причины, вызывающие дисбаланс спроса и предложения рабочей силы, в том числе несоответствие структуры подготовки кадров требованиям рынка труда. Система профессионального образования рассматривается во взаимосвязи с рынком труда Республики Бурятия.

Ключевые слова: дисбаланс трудовых ресурсов, рынок труда, профессиональное образование, рабочая сила

Рыноктруда и образование

Современный российский рынок труда характеризуется нарастанием структурных дисбалансов спроса и предложения рабочей силы. На уровне регионов, в том числе Республики Бурятия, это проявляется в ярко выраженном дефиците предложения квалифицированных рабочих и избытке специалистов высшего уровня подготовки. Такое несоответствие может вызывать снижение производительности труда, объемов общественного производства и ухудшение качества продукции, поэтому задача преодоления данного дисбаланса весьма актуальна.

Наблюдаемая асимметрия рабочей силы по уровню образования и профессионально-квалификационному профилю стала результатом ослабления связей между рынком труда и системой профессионального образования, начавшегося уже с середины 1990-х годов в результате беспрецедентного развития рынка образовательных услуг В связи с повсеместным обесцениванием человеческого капитала, накопленного в советскую эпоху, участники рынка труда начали предпринимать активные меры, направленные на устранение данной ситуации (т.е. на оптимизацию имевшихся у них запасов человеческого капитала). Данный

процесс был обозначен Р. Капелюшниковым как превращение всей страны в один огромный учебный класс в первой половине 1990-х годов [1].

Не стала исключением и Республика Бурятия. Так, начиная с 1989 г, в регионе наблюдается устойчивая тенденция роста доли населения, имеющего профессиональное образование, за счет снижения численности лиц с общим образованим (рисунок).

■ 1989 □ 2002 □2010

Источник: Статистический ежегодник: стат. сб. / Бурятстат.- 2014.- С. 162.

Динамика уровня образования населения Республики Бурятия в возрасте от 15 лет и старше в 1989-2010 гг.,%

По данным переписей населения, доля лиц, имеющих высшее образование, увеличилась с 1989 г по 2010 г. в 1,8 раза. Если в начале реформ только десятая часть жителей республики старше 15 лет имела высшее образование, то к 2010 г их доля достигла 21,6%. Темп прироста численности населения со средним профессиональным образованием несколько ниже, тем не менее лица с данным уровнем образования составляют самую многочисленную часть (29,8%). Исключением является направление начальной профессиональной подготовки. Резкое уменьшение доли лиц (до 4,8%) с таким уровнем образования обусловлено его реформой и постоянным снижением популярности среди абитуриентов из-за низкого социального потенциала получаемой профессии.

В результате образовательная динамика приобрела автономный характер, мало связанный с процессами реструктуризации экономики, с ее отраслевой или профессиональной модернизацией. В начале реформ предполагалось, что спрос и предложение как регуляторы рыночных отношений определят необходимую для экономики структуру профессионального обучения [2].

Однако на практике спрос на региональном рынке образовательных услуг главным образом продолжает диктоваться абитуриентами и их родителями на основе личных представлений о престижности профессий. Объемы и перечень специальностей, по которым готовят студентов, не отражают происшедших изменений на рынке труда и не учитывают его емкость. Как следствие, часть выпускников рискует получить уже не востребованные специальности. Данные противоречия между рынком труда и системой образования по качеству и количеству выпускаемых специалистов постоянно усиливаются. Среди негативных тенденций, требующих особого внимания, выделяется и высокий уровень безработицы среди молодых специалистов [3].

Подготовка кадров

Дисбаланс спроса и предложения рабочей силы на рынке труда в первую очередь обусловлен несоответствием между подготовкой кадров и спросом со стороны работодателей. Здесь следует обратить особое внимание на непропорциональность выпуска специалистов системой начального, среднего и высшего профессионального образования.

За время реформ подготовка новых кадров в Республике Бурятия сместилась главным образом в пользу высшего образования. В результате появления коммерческих и открытия филиалов центральных вузов, расширения направлений подготовки произошел колоссальный рост числа выпускаемых специалистов. В 2013 г. специалистов с высшим образованием выпущено в 3,3 раза больше, чем в 1990 г. В то время как выпуск системой среднего и начального профессионального образования, напротив, сократился в 1,2 и 2,3 раза соответственно (табл. 1).

На протяжении всего реформенного времени происходит увеличение бюджетных расходов на высшее и снижение -

на другие виды профессионального образования. В результате такой политики произошел перевод учебных заведений начального профессионального образования на республиканский бюджет, что обусловило их сокращение и включение в среднеспециальные учебные заведения. С 1990 г. число образовательных учреждений, ведущих подготовку по этому направлению, уменьшилось в 6,3 раза. Соответственно снижается количество выпускаемых квалифицированных рабочих. Главным образом это затронуло подготовку по профессиям, связанным с транспортным сообщением (сокращение в 3,3 раза) и промышленностью (в 2,1 раза), по некоторым из них обучение даже было прекращено. И это на фоне того, что для реального сектора экономики нехватка квалифицированных рабочих кадров всегда была проблемой номер один.

Таблица 1. Число учреждений профессионального образования Республики Бурятия и численность обучающихся в 1990 г. и 2013 г., тыс. чел.

Показатель Профессиональное начальное образование Среднее Высшее

1990 2013 1990 2013 1990 2013

Число учреждений (на конец года), ед. 44 7 20 32 4 5

Численность учащихся в них 16,4 8,1 15,9 15,1 20,6 38,9

Принято учащихся, тыс. чел. 13,8 6,4 5,3 5,1 4,2 8,2

Подготовлено (выпущено) специалистов, тыс. чел. 13,5 6,0 3,7 3,1 2,6 8,6

Источник: Статистический ежегодник по Республике Бурятия: стат. сб. / Госкомстат Бурятии.- 2002.- С. 119-135; Статистический ежегодник: стат. сб. / Бурятстат.- 2014.- С. 176-184.

В профессиональной структуре выпускников вузов республики наблюдается значительное перепроизводство специалистов в сфере экономики и управления и гуманитарных наук. На данный момент в совокупности они составляют 2/3 всех выпускников. Доля специалистов экономической ориентации составляет 42,7%, на втором месте находятся выпускники гуманитарных специальностей - 22,9%. Доля остальных выпускников совершенно незначительна и не превышает 5%.

Соответственно темп роста подготовки кадров по указанным специальностям наиболее интенсивный. Количество выпускников

по экономическим специальностям - традиционно самое высокое на протяжении всего реформенного периода. Так, с 1995 г выпуск экономистов и управленцев увеличился в 11,7 раза, гуманитариев - более чем в пять раз. Темп прироста числа выпускников технических специальностей относительно сопоставим только по специальности «Энергетика, энергомашиностроение и электротехника» (в 2,9 раза). Однако их доля в структуре выпускников - всего 1,9%.

В РФ в целом происходят аналогичные процессы, но чуть в более мягкой форме. В структуре выпускников доля экономистов и управленцев составляет 40%, а гуманитариев - 21,4%. На третьем месте также выпускники педагогических специальностей - 8,2%. Доля остальных выпускников не превышает 3%. Темп прироста количества выпускаемых экономистов (в 8,9 раза) и гуманитариев (в 4,7 раза) не так интенсивен, как в Республике Бурятия.

Требования рынка

Анализ динамики структуры занятости населения Республики Бурятия показал, что соответствующее количество рабочих мест создано не было [4]. Это чревато, прежде всего, тем, что многие из получивших высокий уровень подготовки вынуждены занимать рабочие места, не требующие такой, а порой - даже никакой квалификации.

Поэтому на рынке труда региона складывается обратная, в сравнении с образовательной сферой, тенденция, выражающаяся в высокой востребованности рабочих специальностей. Реальный сектор экономики испытывает постоянную потребность в квалифицированных рабочих.Это происходит, прежде всего, в результате значительного сокращения количества специалистов, подготовленных системой начального профессионального образования, которая всегда была «кузницей» рабочих кадров. Этим, в первую очередь, и объясняется резкий дисбаланс спроса и предложения рабочей силы на рынке труда региона, когда выпускники указанных специальностей пополняют ряды безработных, а при этом промышленные, строительные и другие предприятия испытывают недостаток в квалифицированных рабочих.

Так, по данным Республиканского агентства занятости населения Республики Бурятия, основная часть вакантных мест (73,9%)

в 2014 г приходится на рабочие профессии. Соответственно, для специалистов со средним и высшим профессиональным образованием предлагается всего 1/4 вакантных мест. Такое соотношение тесно взаимосвязано со структурой вакантных мест в разрезе видов экономической деятельности (табл. 2).

Таблица 2. Потребность предприятий

Республики Бурятия в работниках по видам экономической деятельности, 2014 г.,%

Вид экономической деятельности Доля

Строительство 19,3

Здравоохранение 14,9

Обрабатывающие производства 12,4

Торговля 10,9

Сельское и лесное хозяйство 7,1

Государственное управление 7,1

Образование 4,6

Операции с недвижимым имуществом 4,5

Гостиницы и рестораны 4,3

Транспорт и связь 3,6

Предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг 3,1

Добыча полезных ископаемых 2,9

Производство и распределение электроэнергии 1,9

Финансовая деятельность 1,6

Рыболовство и рыбоводство 0,2

Согласно рейтингу наиболее востребованных профессий республиканского агентства занятости [5], включающему 55 наименований, порядка 82% относится к рабочим профессиям, из них на квалифицированных рабочих приходится 79,5%. Наиболее желаемые для работодателей профессии также связаны со строительной отраслью. И только для 10 профессий (18%) в той или иной степени необходимо высшее образование; здесь с большим отрывом по востребованности лидирует профессия врача.

Однако структура занятых в экономике Республики Бурятия по уровню образования противоположна требованиям рынка труда. По статистическим данным, в 2013 г. доля лиц с высшим профессиональным образованием составляла 29,7%, со средним

профессиональным - 25,6%, начальным профессиональным -21,4% [6]. Очевидно, что объем подготовки квалифицированных рабочих явно недостаточен, а количество выпускников местных вузов превышает потребности республики.

Последствия дисбаланса и пути решения

Таким образом, на региональном рынке труда и образовательных услуг сложились две равнозначные тенденции. С одной стороны, высокий уровень образования обусловливает усиление конкурентных преимуществ работника, что ведет к повсеместному получению высшего образования. С другой стороны, большинство вакантных рабочих мест не требует высокой квалификации. Недостаток работников с низкой образовательной подготовкой может вызвать либо массовый приток трудовых мигрантов из стран СНГ и Китая, либо резкое повышение их заработной платы, либо то и другое вместе. Избыток специалистов с вузовскими дипломами приведет к тому, что работникам с высшим образованием придется занимать не требующие высокой квалификации рабочие места, которые до этого предназначались для работников с намного более низкой образовательной подготовкой. В совокупности это ведет к растущему обесцениванию вузовских дипломов и высшего образования, снижению качества человеческого капитала в целом и структурной безработице, что особенно ярко проявляется в регионах, в том числе в Республике Бурятия.

Для предупреждения и снижения интенсивности указанных негативных тенденций необходимы глубокие институциональные преобразования, координирование рынка предлагаемых образовательных услуг в соответствии с потребностями республики в квалифицированных специалистах и рабочих кадрах, особенно по техническим специальностям. Решить проблему достижения сбалансированности между количеством и качеством выпускаемых специалистов и возможностями их трудоустройства можно путем создания целостной системы прогнозирования кадровых потребностей в разрезе профессионально-квалификационного профиля и уровней образования по каждой профессии.

Пока же, к сожалению, в регионах РФ система профессионального образования как поставщик квалифицированных кадров на рынок труда играет определенную роль в поддержании структурного дисбаланса между спросом и предложением рабочей силы. От степени выравнивания профессионально-квалификационной асимметрии на рынке труда зависят не только эффективность структурной перестройки и модернизации, но и перспективы развития экономики. Данная задача может быть успешно решена только в рамках совместной работы всех заинтересованных сторон: органов исполнительной власти Республики Бурятия и местного самоуправления, учреждений науки, занимающихся разработками в области кадрового обеспечения экономики, предприятий и организаций, образовательных учреждений и службы занятости населения.

Литература

1. Капелюшников Р. Россия: высшее образование обесценивается // Население и общество.- 2005.- 14 марта. URL: http://polit. ru/article/2005/03/14/demoscope193 (дата обращения: 15.01.2015).

2. Краснопевцева И.В. Профессиональный дисбаланс рынка труда квалифицированной рабочей силы // Вестник Нижегородского университета.- 2013.- № 3.- С. 315.

3. Субанакова Т.О., Бюраева Ю. Г. Совершенствование методики краткосрочного прогнозирования кадровых потребностей секторов экономики региона (на примере Республики Бурятии) // Региональная экономика: теория и практика.- 2013.- № 13.- С. 22.

4. Бюраева Ю. Г., Субанакова Т. О. Современное состояние рынка труда Республики Бурятия: динамические и структурные сдвиги // Труд и социальные отношения. - 2012.- № 1. - С. 42-51.

5. Наиболее востребованные профессии [Электронный ресурс] URL: http://burzan.ru/home/info/reitingprof.aspx (дата обращения: 20.12.2014).

6. Статистический ежегодник: стат. сб. / Бурятстат.- 2014.- С. 101.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.