В статье приведены результаты сравнительного ретроспективного анализа социально-экономического развития сельских территорий на примере Республики Бурятия (1990-2010 гг.). Дана оценка потенциала развития сельских территорий в условиях конкурентной экономики.
Ключевые слова: сельские территории, конкурентная экономика, сельское хозяйство
Социально-экономическая адаптивность сельских территорий к условиям конкурентной экономики
(на данных Республики Бурятия)
Т.О. СУБАНАКОВА, Отдел региональных экономических исследований БНЦ СО РАН. E-mail: [email protected]
Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 г. на ближайшие годы государством определен курс перехода «российской экономики от экспортно-сырьевого к инновационному, социально-ориентированному типу развития»1, что предполагает увеличение конкурентного потенциала и поиск новых, не ресурсно-сырьевых источников экономического роста.
Одним из направлений такого развития является задействование потенциальных конкурентных преимуществ сельских территорий. Однако сельская экономика переживает не лучшие времена.
Территория Республики Бурятия включает 21 сельское муниципальное образование и 2 городских округа. В 2010 г. общая численность населения составила 971,3 тыс. чел., из которых 41,9% - сельское2. Сельские муниципальные образования республики неравномерны в своем
1 Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 г., утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р.
2 Оценка численности постоянного населения с учётом предварительных итогов Всероссийской переписи населения 2010 г. по данным историко-статистического сб. «350 лет с Россией»/Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Республике Бурятия. -Улан-Удэ, 2011.- 450 с.
ЭКО. - 2012. - №10
СУБАНАКОВА Т.О.
развитии и неоднотипны по специализации. Большинство из них - аграрные, другие -промышленно-аграрные. Различия в территориальном развитии обусловлены множеством факторов, прежде всего, плотностью населения, природно-климатическими условиями, ресурсным потенциалом, историей развития производительных сил и др.
Период исследования - 1990-2010 гг. - сопровождался негативными последствиями для всех отраслей, кроме экспорто-ориентированных. Переход от плановой экономики к рыночной в первую очередь ликвидировал систему централизованных закупок и государственного заказа. Товаропроизводители оказались в крайне сложной ситуации, им пришлось самостоятельно решать проблему реализации продукции и обеспечения производства оборотными средствами. Единицы оставшихся на плаву предприятий обязаны своим сохранением исключительно личности руководителя, его опыту и профессиональным качествам.
Объем валового регионального продукта в Республике Бурятия сократился за 1990-1998 гг. более чем вдвое (в сопоставимых ценах), причем наибольший спад наблюдался в промышленном производстве (более чем в 3 раза) и в сельском хозяйстве (более чем в 2 раза). С 1999 г. отмечается экономический рост, имеющий восстановительный характер. По данным Министерства экономики Республики Бурятия3, основной вклад в изменение динамики ВРП вносят добывающая промышленность, торговля и транспорт, в то время как обрабатывающая обеспечивает лишь 0,5-1% прироста ВРП, а такая ключевая для региона отрасль, как сельское хозяйство, - наименьший прирост, а нередко и отрицательный. Таким образом, за 1999-2010 гг. докризисный уровень 1990 г. не достигнут, несмотря на усилия государства и региональных властей.
В наиболее критичной ситуации оказались сельские территории. Меры, предпринимаемые в рамках реализации Концепции устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2020 г., призваны ускорить темпы роста в аграрной экономике, так как именно сельское хозяйство «по-прежнему остается основной сферой
3 Доклад А.А. Унгаева «Факторы экономического роста Республики Бурятия» на «круглом столе», проведенном Министерством экономики Республики Бурятия, 11 ноября 2011 г.
приложения труда жителей сельских территорий»4. Тем не менее качественного изменения тревожной ситуации, сложившейся повсеместно на селе, пока не наблюдается.
Так, за 1990-2010 гг. отмечено тотальное сокращение сельскохозяйственных предприятий. Выжить в условиях жесткой рыночной конкуренции смогли единицы хозяйств, по Бурятии - около 3%. Причины общеизвестны, но они отягощены еще и природно-климатическими факторами Забайкалья, значительной удаленностью от центров экономической активности. Становление новых организационно-правовых форм сельхозпредприятий на основе кооперирования идет с трудом, хотя в мировой практике альтернативы кооперативным формам организации аграрного производства нет.
В результате доля сельхозпредприятий в производстве сельскохозяйственной продукции по Республике Бурятия снизилась в 2010 г. по сравнению с 1990 г. в 4,5 раза - с 72,7% до 16,1%. Исправить ситуацию было призвано принятие пакета федеральных законов о крестьянско-фермерских хозяйствах, однако их доля в общем объеме производства сельхозпродукции в настоящее время так и осталась на уровне 1993 г. и составляет 3-4%. Преобладающей формой остаются личные подсобные хозяйства населения, производящие около 80% сельхозпродукции.
Распад совхозов и колхозов повлек за собой высвобождение и перевод в категорию безработных бывших работников. Поскольку личное подворье не в силах заниматься зерносея-нием, в 6 раз сократился сбор зерновых (с 450,8 до 72,4 тыс. т), производство мяса - в 2,5 раза (с 72,3 до 28 тыс. т), производство шерсти упало почти в 10 раз, яиц - почти в 5 раз. Общий спад в сельском хозяйстве отразился и на поголовье скота. Произошло сокращение численности крупного рогатого скота (КРС) на 35% (в том числе коров - на 20%), овец и коз - на 80%, свиней - на 70%, птицы - почти на 90%, лошадей - почти на 20%. Производство картофеля, овощей, молока практически не изменилось, только оно переместилось из общественного сектора в личные подворья.
4 Концепция устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2020 г., утвержденная распоряжением правительства РФ от 30.12.2010 г. № 2136-р.
Общие потери в связи со спадом сельскохозяйственного производства в республике за 1990-2010 гг. (в ценах 2010 г.) оцениваются в 6 911,2 млн руб. (табл. 1).
Таблица 1. Динамика производства сельхозпродукции в Республике Бурятия
в 1990-2010 гг. (в ценах 2010 г.), млн руб. Источник: Расчет по данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Республике Бурятия
Продукция 1990 1995 2000 2005 2010 2010 к 1990, %
Мясо 5062,1 3381,7 2534,5 2149,5 1960,4 38,7
Молоко 3188,4 1919,8 2704,4 2641,2 2683,3 84,2
Зерновые 2659,7 1549,3 1056,7 489,7 427,2 16,1
Картофель 1515,2 1732,8 1421,3 1889,4 1394,2 92,0
Овощи 344,9 283,1 637,0 799,7 378,3 109,7
Шерсть 172,9 46,4 19,7 18,6 17,4 10,1
Яйца 1042,5 418,1 225,4 206,6 213,8 20,5
Всего 13985,8 9331,3 8598,9 8194,7 7074,6 50,6
Реорганизация крупных сельхозтоваропроизводителей и, как следствие, снижение поголовья скота, привели к падению нагрузки на пастбища и кормовые угодья. В 2010 г. нагрузка на кормовые угодья составила 0,53 условные головы КРС на 1 га пастбищ, при 0,97 в 1990 г. Оптимальным показателем допустимой пастбищной нагрузки считается 0,8-1 (8-10 голов на 10 га кормовых угодий). Потенциал очевиден: при рациональном подходе к содержанию животных поголовье скота может быть увеличено в 2 раза при существующем природном и трудовом потенциале. В условиях аридного земледелия и низкой фондовооруженности труда сельских тружеников Бурятии самым эффективным сектором животноводства является возрождение номадного содержания скота.
Из-за того, что большинство производителей сельхозпродукции используют производственную базу, которая была заложена еще в советский период, нагрузка пашни на один трактор с каждым годом все возрастает - с 90 га в 1990 г. до 340 га в 2010 г., а тракторов на 1000 га пашни приходится все меньше: в 1990 г. - 11,4, а в 2010 г. - только 2,9.
Износ сельскохозяйственной техники, по экспертным оценкам, составляет порядка 80%. В 2000-2005 гг. крестьяне
Бурятии решали вопрос технического обеспечения путем импорта из Монголии тракторов second hand советского происхождения (минские, владимирские колесные трактора), которые монгольские араты заменили на западную сельхозтехнику. В последние годы активизировался импорт китайских мини-тракторов для личного подворья.
В сложившихся условиях упадка сельского хозяйства особенно актуален вопрос наращивания объемов производства в личных подсобных хозяйствах (ЛПХ), так как в условиях тотальной безработицы на селе именно в них видится потенциал развития сельского хозяйства, а, следовательно, и сельских территорий. Так, в рамках исследования «Социально-экономическое обновление села на факторах конкурентоспособности» был изучен потенциал личных подсобных хозяйств населения в шести сельских районах Республики Бурятия.
По данным опроса, от 70 до 89% семей имеют на своем подворье ЛПХ, при этом подавляющая часть из них полностью или с избытком обеспечивают себя продуктами растениеводства и животноводства. Так, самообеспеченность сельского населения картофелем составила порядка 90%, овощами - 67%, молочными продуктами - 65%, мясом - 67,5%, яйцами - 26,5%.
Более 50% респондентов, имеющих ЛПХ, считают работу на подворье источником получения продуктов питания для своей семьи и лишь 25% - дополнительных доходов.
Несмотря на меры, предпринимаемые правительством РФ в рамках реализации национального проекта «Развитие АПК», ФЦП «Социальное развитие села до 2010 года» (в 2008 г. пролонгирована на период до 2012 г.), «Концепции устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2020 г.», владельцы личных подсобных хозяйств и фермеры не заинтересованы в увеличении производства продукции. Основной причиной этого они считают отсутствие отлаженной системы закупки сельскохозяйственной продукции и низкие цены. Сельские жители вынуждены продавать свою продукцию перекупщикам (по заниженным ценам) или осуществлять натуральный обмен сельхозпродукции (картофеля, овощей) на промышленные товары, муку и т.п. Не обеспеченный собственным производством спрос компенсируется за счет импорта продовольствия (табл. 2).
Таблица 2. Ввоз основных видов сельхозпродукции в Республику Бурятия,
включая импорт в 1990-2010 гг., тыс. т Источник: Статистические ежегодники: Стат. сб. - Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Республике Бурятия - Улан-Удэ, 2006-2010гг.
Вид продукции 1990 1995 2000 2005 2010 2010 к 1990, %
Картофель 0 0,5 0 0 1,1 -
Овощи 29,7 9 3,5 14 18,7 62,96
Мясо и мясопродукты 5,3 16,1 20,1 29,3 29,8 562,26
Молоко и молочные продукты 94,4 49,2 28,7 27,8 69,3 73,41
Перечисленные проблемы характерны сегодня для всей сельской России: сложилась крайне критичная ситуация, требующая срочных дополнительных мер со стороны государства, так как поддержка через целевые программы и субсидирование не приносит ожидаемых результатов в силу забю-рократизированности системы, низкой информированности населения о видах господдержки, низкой бюджетной обеспеченности сельских поселений и прочих факторов.
Для сохранения и развития сельских территорий необходима новая аграрная политика, направленная на социальное и экономическое обновление села. Наряду с новыми, но капиталоемкими технологиями, можно рекомендовать возобновление экономически оправданных элементов исторически сложившегося хозяйственного уклада крестьян, прерванных колхозно-совхозной системой, создание эффективной системы закупки продукции крестьян (сельскохозяйственной, дикоро-сов, народных промыслов и др.) и материально-технического снабжения, формирование собственной финансово-инвестиционной системы, разработку и применение стимулов для повышения производительности индивидуального и коллективного труда и внедрение инновационной техники и технологий для малых форм хозяйствования.
Назрела необходимость немедленной организации государственной системы межевания и персонификации собственников земли. Если государство не возьмет ситуацию под контроль, она может стать неуправляемой, действия пе-
рекупщиков земли приведут к выводу земель из сельскохозяйственного оборота.
Отсутствие налаженных каналов сбыта продукции, сдерживающее возможности наращивания объемов производства ЛПХ, можно решить путем организации сети закупочно-сбытовых потребительских кооперативов при администрациях поселенческих муниципальных образований. Создание устойчивых каналов продажи продукции по ценам, покрывающим не только текущие затраты, даст сельским подворьям и мелким крестьянско-фермерским хозяйствам неограниченный стимул для наращивания производства и станет источником самоинвестирования расширенного воспроизводства. Формирование кооперативов новой формации даст импульс для повышения экономической и социальной активности селян. По мере достижения верхних границ своего развития личные подсобные хозяйства инициативно начнут кооперироваться по имущественным, родственным или иным признакам.
Таким образом, чтобы потенциал развития сельских территорий достиг дореформенных показателей, наряду с возрождением частично утраченного исторического хозяйственного уклада необходим толчок извне - комплексная государственная политика, направленная на устойчивое развитие не только сельского хозяйства, но и сельских территорий в целом, охватывающая также местную промышленность, строительство, торговлю, туризм, народные промыслы, социально-бытовые услуги и другие виды экономической деятельности. Диверсификация производственной сферы, кардинальная модернизация жилищных условий до уровня современных стандартов, развитие информационной, просветительской, транспортной, дорожной и прочей инфраструктуры в совокупности могут изменить облик российского села, а, следовательно, и его производительные силы.
5 ЭКО №10, 2012