Научная статья на тему 'Сравнительный анализ миграционных процессов республики Бурятия в условиях несбалансированности рынка труда'

Сравнительный анализ миграционных процессов республики Бурятия в условиях несбалансированности рынка труда Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
672
78
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЫНОК ТРУДА / ЧИСЛЕННОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ / ЕСТЕСТВЕННЫЙ ПРИРОСТ / МИГРАЦИОННАЯ УБЫЛЬ / ПРОГРАММА / ПЕРЕСЕЛЕНИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бурдуковский Р. П.

Рассматривается социально-демографическая ситуация в Республике Бурятия, динамика демографических и миграционных показателей региона, определены проблемы в данной сфере, приведен перечень мероприятий для их решения. Дана характеристика миграционной политики, реализуемой Правительством Республики Бурятия. Материалы исследования могут быть использованы при разработке региональных программ в области занятости населения, а также с целью сохранения в регионе баланса трудовых ресурсов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Comparative analysis of migratory processes of Republic of Buryatia in conditions of human resources market imbalance

The consideration is given to social-demographic situation in Republic of Buryatia and to the dynamics of demographic and migratory indices of the region; problems in this sphere are singled out and a list of measures for solving them is given. Migratory policy realized by the government of Republic of Buryatia is characterized. Materials of the investigation can be used when elaborating regional programs in the sphere of employment as well as with the aim of keeping the balance of human resources in the region.

Текст научной работы на тему «Сравнительный анализ миграционных процессов республики Бурятия в условиях несбалансированности рынка труда»

Р.П. БУРДУКОВСКИЙ

Сравнительный анализ миграционных процессов Республики Бурятия в условиях несбалансированности рынка труда

Рассматривается социалъно-демографическоя ситуация в Республике Бурятия, динамика демографических и миграционных показателей региона. Определены проблемы в данной сфере, приведен переченъ мероприятий для их решения. Дана характеристика миграционной политики, реализуемой Прави-телъством Республики Бурятия. Материалы исследования могут бытъ исполъ-зованы при разработке регионалъных программ в области занятости населения, а также для сохранения в регионе баланса трудовых ресурсов.

Ключевые слова: рынок труда, численность населения, естественный прирост, миграционная убыль, программа, переселение.

Comparative analysis of migratory processes of Republie of Buryatia in conditions of human resources market imbalance. R.P. BURDUKOVSKIY.

The consideration is given to social-demographic situation in Republic of Buryatia and to the dynamics of demographic and migratory indices of the region; problems in this sphere are singled out and a list of measures for solving them is given. Migratory policy realized by the government of Republic of Buryatia is characterized. Materials of the investigation can be used when elaborating regional programs in the sphere of employment as well as with the aim of keeping the balance of human resources in the region.

Key terms: labor market, population size, natural increase, migratory decrease, program, migration.

Под воздействием мирового финансово-экономического кризиса к началу 2009 г. российская экономика вступила в рецессию, сопровождающуюся обесцениванием рубля, приостановкой инвестиционных программ, сокращением спроса на товары и услуги, свертыванием производства в отдельных сферах экономической деятельности, что, соответственно, привело к росту как общей, так и регистрируемой безработицы, значительному высвобождению рабочей силы.

В кризисный период 2009-2010 гг. численность безработных в России по методологии МОТ достигала 6,9 млн чел. (апрель 2009 г. -9,2 %), а численность зарегистрированных безработных 2,3 млн чел. (март 2010 г. - 3,1 % от экономически активного населения).

На федеральном уровне возникшим в сфере занятости населения проблемам уделено большое внимание: принят ряд антикризисных нормативно-правовых документов. Стабилизация ситуации на рынке труда признана одним из приоритетных направлений экономической и социальной политики нашего государства. Связано это еще и с тем, что кризис усугубил уже существующие проблемы, а именно: дефицит трудовых ресурсов, территориальные и структурные диспропорции спроса и предложения на российском рынке труда.

В 2010-2011 гг. снижение кризисных процессов в экономике, а также дополнительные мероприятия, направленные на уменьшение напряженности на рынке труда, позволили стабилизировать ситуацию и не допустить роста социальной напряженности в Российской Федерации. Тем не менее региональные рынки труда характеризуются значительной дифференциацией уровня безработицы и ее продолжительности, территориальной диспропорцией спроса и предложения рабочей силы и наличием отдельных областей с высокой напряженностью.

В 15 субъектах Российской Федерации показатели, характеризующие рынок труда, превышают общероссийские более чем в 1,5 раза и напряженность в этой сфере носит статичный характер. Так, Республика Бурятия отнесена к территориям с проблемной ситуацией на рынке труда в период 2010-2013 гг. Для таких регионов особо важное значение приобретает характер реализуемой миграционной политики.

Миграция в течение последних лет активизируется и усиливает влияние на различные сферы жизни общества. Общепризнано смещение этого процесса из социально-экономической области в политическую: миграционная политика в последние годы стала неотъемлемым элементом государственной политики как в странах, принимающих миграционные потоки, так и в государствах исхода мигрантов. Выявление содержания, направленности и прогноз результатов миграционной политики становятся актуальными и для научного сообщества, и для органов государственной власти.

Численность трудовых ресурсов в Республике Бурятия в 2012 г.. по оценке Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Республике Бурятия (Бурятстат), составляла 611,1 тыс. чел. [4]. За последние три года она изменялась незначительно, динамика не превышала 0,2-0,3 %. При этом рост количества иностранных трудовых мигрантов наблюдался в 2003-2008 гг.: их численность увеличилась в 3,7 раза и составила 13,2 тыс. чел., а с 2009 г. в результате сокращения квот на привлечение иностранной рабочей силы с целью обеспечения приоритетного трудоустройства российских граждан данный показатель снизился до 1505 чел. (утвержденная квота на 2013 г.). До конца 2013 г. численность иностранных граждан из стран ближнего зарубежья, осуществляющих трудовую деятельность в Республике Бурятия по патентам для работы у физических лиц, может составить порядка 7-8 тыс. чел.

Численность экономически активного населения Бурятии в 2012 г. составляла 461,7 тыс. чел., к концу 2013 г. ожидается незначительное снижение данного показателя до 458 тыс. чел. К 2014 г. прогнозируется численность трудовых ресурсов на уровне 609 тыс. чел. (за счет сокращения привлечения иностранной рабочей силы и изменения половозрастной структуры населения).

Оживление экономики после финансового кризиса повлияло на рост численности занятых в Республике Бурятия. В 2012 г. она составила 425,2 тыс. чел., увеличившись на 6 тыс. чел. по сравнению с 2011 г.

Сохранение численности занятого населения в значительной степени обусловлено следующим:

1. Проведением мероприятий в рамках программ, направленных на снижение напряженности на рынке труда в 2009-2012 гг.;

2. Реализацией Программы социально-экономического развития Республики Бурятия, целевых федеральных и республиканских программ, программ социально-экономического развития муниципальных образований и внепрограммных мероприятий по приоритетным направлениям экономического развития (минерально-сырьевой комплекс, агропромышленный комплекс, туристский комплекс, транспортно-логистический комплекс, малый бизнес, лесопромышленный комплекс).

Численность безработных, рассчитанная по методологии МОТ, в 2012 г. составила 36,5 тыс. чел., а уровень общей безработицы - 7,9 % [4]. В 2013-2014 гг. уровень безработицы прогнозируется на уровне 7-8 %, а численность безработных - в пределах 30-35 тыс. чел.

Динамика социально-демографического развития Республики Бурятия за последние 10 лет совпадала с общими для Сибирского федерального округа (СФО) тенденциями. По данным органов статистики численность населения здесь на 1 января 2013 г. составила 971,8 тыс. чел. (рис. 1) [5].

974.0 -

972.0 -

970.0 -

968.0 -

966.0 -

964.0 -

962.0 -

960.0 -

2008 2009 2010 2011 2012 2013

Год

Рис. 1. Динамика численности постоянного населения Республики Бурятия, тыс. чел.

971,5 971,4

Рост данного показателя связан с превышением естественного прироста над миграционной убылью. Естественный прирост населения в Республике Бурятия наблюдается начиная с 2006 г. За 2008-2012 гг. он увеличился на 1,5 тыс. чел. или 44 % и составил в 2012 г. 4938 чел. Это обусловлено повышением рождаемости на 549 чел. и снижением смертности населения на 920 чел. (рис. 2).

Рис. 2. Динамика естественного прироста населения, чел.

В 2008-2012 гг. в Республике Бурятия наблюдается положительная динамика снижения смертности населения, в том числе в трудоспособном возрасте (рис. 3).

Рис. 3. Динамика коэффициентов смертности, на 1000 чел.

Снижение смертности населения способствует увеличению естественного прироста населения республики. Если в 2008 г. естественный прирост составил 3,4 тыс. чел. или 3,5 %о, то в 2012 г. - 4,9 тыс. чел. или 5,0 %о.

По данным органов статистики, уровень общей смертности в республике в 2012 г. (12,4 %о) ниже, чем в среднем по Российской Федерации (13,3 %о) и СФО (13,6 %о). В то же время смертность населения в трудоспособном возрасте (715,5 чел. на 100 тыс. населения в трудоспособном возрасте) значительно выше среднероссийского показателя (560,1 чел.) и СФО (665,4 чел.). В рейтинге регионов СФО по смертности населения в трудоспособном возрасте Республика Бурятия занимает 8 место. Выше смертность в Забайкальском крае (719,5 чел.), Иркутской (776,7 чел.), Кемеровской (781,3 чел.) областях, Республике Тыва (911,0 чел.).

Ежегодно увеличивается численность прибывающих в Республику Бурятия из других стран и регионов России (внешняя миграция). За 2012 г. она возросла на 4815 чел. и составила 11333 чел. Также увеличилась численность выбывших граждан на 2138 чел. и составила 15856 чел. Общая миграционная убыль составила в 2012 г. - 4523 чел., включая убывших на постоянное место жительства - 2709 чел. (рис. 4).

Год

2008 2009 2010 2011 2012

5000 ^-----------------------------------------------------------------

□ Миграция на постоянное □ Временная миграция место жительства

Рис. 4. Динамика миграционной убыли населения за 2008-2012 гг., чел.

В Российской Федерации миграционные потоки ориентированы уже много лет с Сибири и Дальнего Востока в центр. Наибольший отток населения из Республики Бурятия отмечается ежегодно в Сибирский федеральный округ, в том числе в Иркутскую, Новосибирскую, Томскую области и Красноярский край, в Центральный федеральный округ, а именно в Москву и Московскую область, а также в Южный федеральный округ, чаще всего в Краснодарский край. При этом население республики стабильно пополняется за счет жителей Забайкальского края.

Среди регионов Сибирского федерального округа Республика Бурятия занимает 10 место по уровню миграционной убыли населения, в Забайкальском крае миграционная убыль выше. Среди субъектов Российской Федерации Республика Бурятия занимает 64 место по этому показателю.

В 2008-2012 гг. доля трудоспособного населения среди мигрантов варьировалась от 78 до 82 %. В 2012 г. их доля в числе прибывших в Республику Бурятия и выбывших из нее составила 80 %. Ежегодно потери трудоспособного населения, связанные с миграцией, составляют до 4,1 тыс. чел., из них на постоянное место жительства выезжает в среднем 2,5 тыс. чел. (табл. 1).

Таблица 1

Сведения о внешней миграции населения Республики Бурятия за 2008-2012 гг., чел.

Показатель 2008* 2009* 2010* 2011 2012

Прибывшие, всего 7076 6709 6602 9363 11333

в трудоспособном возрасте 5569 5406 5164 7455 9094

Выбывшие, всего 9649 8222 9837 13718 15856

в трудоспособном возрасте 7731 6703 7790 10852 12721

Миграционная убыль, всего -2573 -1513 -3235 -4355 -4523

в трудоспособном возрасте -2162 -1297 -2626 -4101 -3627

* Миграция только на постоянное место жительства.

Среди миграционной убыли трудоспособного населения доля молодежи в возрасте 16-29 лет составляет в среднем 72,4 % (табл. 2).

Таблица 2

Динамика миграционной убыли молодежи в возрасте 16-29 лет (внешняя для Республики Бурятия миграция)

Показатель 2008* 2009* 2010 2011 2012

Миграционная убыль молодежи, чел. -1743 -1095 -1777 -2549 -2438

Доля молодежи в общей миграционной убыли населения, % 68 72 55 59 54

Доля молодежи в миграционной убыли населения трудоспособного возраста, % 81 84 68 62 67

* Миграция только на постоянное место жительства.

Положительная миграция отмечается стабильно в г. Улан-Удэ и прилегающих к нему муниципальных образованиях: Иволгинском, Тарбагатайском районах. В остальных муниципальных образованиях в 2012 г. отмечена миграционная убыль населения, наибольшая - в Муйском (коэффициент миграционной убыли составил -77,1 %о), Джи-динском (-42,5 %о), Кижингинском (26,8 %о), Баунтовском (26,0 %о). Еравнинском (22,0 %о), Селенгинском (20,8 %о) районах.

Основной причиной миграционного оттока является выезд населения Республики Бурятия в более благоприятные климатические зоны

России. Высокая доля миграционного оттока, более 35 % межрегиональной и международной миграционной убыли, приходится на северные территории (-1562 чел.). В 2012 г. только в Муйском районе общая миграционная убыль составила -991 чел., в том числе за пределы республики -681 чел. или 15 % от общей миграционной убыли, также высокая миграционная убыль за пределы республики в Северо-Бай-кальском районе (-191 чел.), Баргузинском (-107 чел.), Баунтовском (-83 чел.), Курумканском (-62 чел.), Окинском (-26 чел.) районах, городе Северобайкальск (-412 чел.).

Из северных районов в основном выезжает население трудоспособного и старше трудоспособного возраста (бывшие строители БАМа) с семьями, получившие жилищные сертификаты и субсидии по программе «Переселение граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда в зоне Байкало-Амурской магистрали на территории Республики Бурятия на 2011-2015 гг.». В северных районах нет крупных промышленных предприятий, основными являются подразделения ОАО «РЖД» и горнодобывающие компании. В последних востребованы в основном мужчины в возрасте до 40 лет.

Также выбывают военнослужащие с членами семей в связи с реорганизацией вооруженных сил, дислоцированных на территории республики.

В осенний период наблюдается усиление миграции молодежи. выезжающей на обучение в более престижные вузы крупных городов России (Москва, Санкт-Петербург, Новосибирск, Иркутск, Красноярск, Томск и др.). Ее доля в миграционной убыли составляет ежегодно около 60 % от общей миграционной убыли молодежи (в 2012 г. - 58,4 % или - 1424 чел.).

Перспективным для изменения спроса на рабочую силу является создание рабочих мест в рамках реализации приоритетных национальных и инвестиционных проектов, федеральных, отраслевых, региональных и местных программ развития, в частности Программы социально-экономического развития Республики Бурятия на 2008-2010 гг. и на период до 2017 г.

По данным Министерства образования и науки Республики Бурятия, в 2013 г. выпуск рабочих кадров из учреждений начального и среднего профессионального образования, подготовленных за счет средств республиканского бюджета, составит около 6 тыс. чел. Заключение договоров с работодателями о трудоустройстве молодых специалистов в какой-то мере позволит восполнить баланс трудовых ресурсов, и у выпускников появится возможность закрепиться на гарантированном рабочем месте. Так, работодателями заключены договоры на целевую контрактную подготовку 421 выпускника.

В рамках межрегионального сотрудничества службой занятости республики заключены соглашения с Республикой Хакасия, Амурской, Новосибирской, Омской, Сахалинской, Иркутской областями, Хабаровским, Забайкальским, Ставропольским краями. Сведения о

вакантных рабочих местах, заявки работодателей ежемесячно направляются в указанные регионы службой занятости населения. При привлечении иностранных работников работодателями предоставляются гарантии в вопросах обустройства, обеспеченности жильем, в том числе посредством предоставления арендованного жилья, общежитиями, медицинским обслуживанием. Вместе с тем граждан, желающих переехать в республику из близлежащих регионов и трудоустроиться на вакансии, ориентированные на иностранных работников, нет.

Результаты работы по перераспределению трудовых ресурсов малоэффективны, поскольку качественный состав безработных граждан и заявленная работодателями потребность в кадрах в Иркутской области, Забайкальском и Красноярском краях аналогична ситуации в Республике Бурятия.

Следуя Указу Президента РФ от 22.06.2006 г. № 637 «О мерах по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом», в Республике Бурятия 30 сентября 2011 г. утверждено постановление № 507 «О Программе Республики Бурятия по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, на 2011-2012 гг.» Программа направлена на восполнение недостатка квалифицированных специалистов в муниципальных районах Республики Бурятия. В ней приняли участие Ба-унтовский, Джидинский, Еравнинский, Селенгинский, Муйский, Тун-кинский районы, объединеные в макрорайон «Прибайкальский». С начала действия Программы в Республику Бурятия поступило 96 анкет на переселение 175 чел. - 63 анкеты от граждан Армении, Азербайджана, Узбекистана, Молдовы, Казахстана, Таджикистана, Киргизии, Грузии, ранее въехавших и проживающих в республике, имеющих разрешение на временное проживание, 33 из представительств ФМС за рубежом из Германии, Армении, Узбекистана, Таджикистана, Казахстана и Украины. Положительно согласованы 85 анкет в силу объективных причин в отношении 11 анкет принято отрицательное решение. Реализация Программы в 2013-2015 гг. в Республике Бурятия будет продолжена.

Для поддержания оптимального баланса трудовых ресурсов в республике ежегодно формируются предложения по объемам квот привлекаемой иностранной рабочей силы (ИРС) с учетом содействия приоритетному трудоустройству российских граждан. При этом учитывается миграционная, демографическая ситуация, положение на региональном рынке труда, прогноз социально-экономического развития республики и объем работ, выполнение которых не может быть обеспечено трудовыми ресурсами региона, с соблюдением приоритетного трудоустройства российских граждан (табл. 3) [2].

В 2012 г. в кампании по формированию трудовой квоты приняли участие 294 работодателя, которые заявили потребность в замещении вакантных и создаваемых рабочих мест иностранными работниками в

Таблица 3

Сведения о численности и структуре привлекаемой иностранной рабочей силы, чел.

Показатель 2008 2009 2010 2011 2012

Численность привлекаемой в отчетном периоде ИРС* (выданных разрешений на работу) 13152 10239 4959 5299 5041*

в том числе по видам деятельности сельское хозяйство, охота, лесное хозяйство 740 806 398 544 439

добыча полезных ископаемых 76 105 39 9 11

обрабатывающие производства 3400 1443 557 806 775

строительство 7152 6402 2845 2635 2609

оптовая, розничная торговля, ремонт автотранспортных средств, бытовых изделий и предметов личного пользования 860 974 621 716 694

гостиницы и рестораны - - 102 152 241

транспорт и связь 282 140 21 21 155

операции с недвижимым имуществом, аренда, предоставление услуг 1 12 19 14 22

образование 10 12 16 20 12

здравоохранение и предоставление социальных услуг 6 7 193 110 9

предоставление прочих коммунальных и персональных услуг 411 295 148 272 74

другие виды экономической деятельности 214 43 - - -

* Рассчитывается как сумма двух составляющих: количество на начало отчетного периода (получившие разрешение на работу в предыдущие годы и осуществлявшие трудовую деятельность в течение 2012 г.) и количество прибывших за отчетный период.

количестве 12410 чел. Однако в целях обеспечения установленного законом приоритетного трудоустройства российских граждан и заполнения свободных вакансий местными трудовыми кадрами квота на 2012 г. была утверждена в объеме 1468 разрешений на работу, в том числе для граждан из стран с визовым порядком въезда в Россию - 1353, с «безвизовым» - 115. Следовательно, общая численность привлекаемой иностранной рабочей силы была недостаточна для удовлетворения потребности работодателей. Всего за 2012 г. иностранным работникам выдано 2446 разрешений на работу, из них в пределах установленной квоты - 1353 разрешения, что составляет 92 %.

По сведениям Бурятстата, в 2012 г. численность занятых в экономике республики - 425,2 тыс. чел, из них совокупная доля иностранной рабочей силы составила 1,2 %. Наиболее востребованы трудовые мигранты в строительстве - 11,5 %, и обрабатывающих производствах -1,9 %. Наименее привлекателен труд мигрантов в области добычи полезных ископаемых - 0,08 %, а также в образовании и здравоохранении - 0,03 %. Данные отрасли наименее привлекательны для иностранных работников в связи с рядом ограничений: лицензированием деятельности, сертификацией и нострификацией квалификационных документов.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 01 декабря 2012 г. № 1243 «Об установлении на 2013 г. допустимой доли иностранных работников, используемых хозяйствующими субъектами, осуществляющими деятельность в сфере розничной торговли и в области спорта на территории Российской Федерации» установлена доля для торговли алкогольными напитками, включая пиво, - 25 %, для розничной торговли - 0 %, для спорта - 25 %. Такие меры стали сдерживающим фактором для задействования иностранных работников в вышеназванных отраслях.

Привлечение иностранных работников на руководящие должности организаций незначительное в силу того, что приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации ежегодно устанавливается перечень профессий иностранных граждан, на которые квоты не распространяются.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

С 2012 г. в целях эффективного содействия трудоустройству безработных граждан, а также более качественного подбора кадров для работодателей служба занятости населения Республики Бурятия оказывает поддержку безработным и членам их семей в переезде, переселении в другую местность для трудоустройства по направлению органов службы занятости [3].

Для информирования граждан, желающих переехать, о возможностях трудоустройства в другой местности сформирован республиканский банк вакансий, а также сведения о вакансиях размещены на информационном портале «Работа в России».

Подводя итог, следует отметить, что в условиях статичного характера напряженности на рынке труда региона Правительством Республики Бурятия реализуется миграционная политика, направленная на приоритетное трудоустройство российских граждан путем ежегодного снижения квот на привлечение иностранной рабочей силы работодателями республики, а также осуществляется комплекс мер, способствующих развитию трудовой мобильности как жителей Республики Бурятия, так и жителей соседних регионов.

Литература

1. Федеральный закон от 25.07.2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации». Режим доступа: http://www.consultant.ru/ (дата обращения 1.11.2013).

2. Постановление Правительства РБ от 05.04.2007 г. № 107 «О порядке определения потребности в привлечении иностранных работников и формировании квот на осуществление иностранными гражданами трудовой деятельности в Республике Бурятия». Режим доступа: http://www.consultant.ru/ (дата обращения 1.11.2013).

3. Постановление Правительства РБ от 24.01.2012 г. № 17 «О Республиканской целевой программе содействия занятости населения Республики Бурятия на 2012-2014 гг.». Режим доступа: http://www.con--sultant.ru/ (дата обращения 10.11.2013).

4. Статистический ежегодник. Труд. От 25.12.2012. Режим доступа: http:/ /burstat.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/burstat/ru/statistics/employ-ment/ (дата обращения 1.11.2013).

5. Статистический ежегодник. Население. От 29.12.2012. Режим доступа: http://burstat.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/burstat/ru/statis-tics/population/ (дата обращения 1.11.2013).

References

1. Federalnyy zakon ot 25.07.2002 g. № 115-FZ «Opravovom polozhenii inostrannykh grazhdan v Rossiyskoy Federatsii» [Federal Law on 25 July 2002 N 115-FL «On approval ofthe Legal position of foreign citizens in the Russian Federation»]. Available at: http://www.consultant.ru/(acces-sed 1.11.2013).

2. Postanovlenie Pravitelstva RB ot 05.04.2007 g. № 107 «O poryadke opredeleniya potrebnosti v privlechenii inostrannykh rabotnikov i formi-rovanii kvot na osushchestvlenie inostrannymi grazhdanami trudovoy deyatelnosti v Respublike Buryatiya» [The decree of the Government of the Republic of Buryatia on 05 April 2007 N 107 «On approval of the Order of determination foreign employees demand and formation quotas for foreign citizen‘s labor in the Republic of Buryatia»]. Available at: http://www.consultant.ru/ (accessed 1.11.2013).

3. Postanovlenie Pravitelstva RB ot 24.01.2012 g. № 17 «O Respublikanskoy tselevoy programme sodeystviya zanyatosti naseleniya Respubliki Buryatiya na 2012-2014 gg.» [Resolution of the Government of the Republic of Buryatia from 24.01.2012 № 17 «On the Republican target program to promote employment of the Buryat Republic in 2012-2014»]. Available at: http://www.consultant.ru/ (accessed 10.11.2013).

4. Statisticheskiy ezhegodnik. Trud. Ot 25.12.2012 [Statistical yearbook. Labor. Оп 25.12.2012]. Available at: http://burstat.gks.ru/wps/wcm/connect/ rosstat_ts/burstat/ru/statistics/employment/ (accessed 1.11.2013).

5. Statisticheskiy ezhegodnik. Naselenie. Ot 29.12.2012 [Statistical yearbook. Population. Оп 29.12.2012]. Available: http://burstat.gks.ru/wps/wcm/ connect/rosstat_ts/burstat/ru/statistics/population/ (accessed 1.11.2013).

© Бурдуковский Р.П., 2013

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.