Научная статья на тему 'СИСТЕМА НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ И МОРАЛЬНЫХ УСТАНОВОК ЧЕЛОВЕКА В СОЦИУМЕ'

СИСТЕМА НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ И МОРАЛЬНЫХ УСТАНОВОК ЧЕЛОВЕКА В СОЦИУМЕ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
266
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОРАЛЬНЫЕ УСТАНОВКИ / НРАВСТВЕННЫЕ ЦЕННОСТИ / СОЦИУМ / MORAL ATTITUDES / MORAL VALUES / SOCIETY

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Бугрова Д.А., Горшкова А.С.

В статье произведено исследование содержания и структуры нравственных ценностей людей, так как нравственные ценности занимают одно из основных мест в системе ценностей, они определяют адекватность формирования "Я", обеспечивают позитивное восприятие себя и социума, выбор форм активности и деятельности, их реализацию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE SYSTEM OF MORAL VALUES AND MORAL ATTITUDES OF A PERSON IN SOCIETY

The article studies the content and structure of people's moral values, since moral values occupy one of the main places in the system of values, they determine the adequacy of the formation of the "I", provide a positive perception of oneself and the public environment, the choice of forms of activity and activity, their implementation.

Текст научной работы на тему «СИСТЕМА НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ И МОРАЛЬНЫХ УСТАНОВОК ЧЕЛОВЕКА В СОЦИУМЕ»

УДК 36(1400)

Бугрова Д.А. студент 2 курса Горшкова А. С. студент 2 курса Муромский институт ВлГУ им. Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых научный руководитель: Романова Н.В., кандидат культурологии

доцент кафедра СГПД Россия, г. Муром СИСТЕМА НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ И МОРАЛЬНЫХ

УСТАНОВОК ЧЕЛОВЕКА В СОЦИУМЕ Аннотация

В статье произведено исследование содержания и структуры нравственных ценностей людей, так как нравственные ценности занимают одно из основных мест в системе ценностей, они определяют адекватность формирования "Я", обеспечивают позитивное восприятие себя и социума, выбор форм активности и деятельности, их реализацию. Ключевые слова

Моральные установки, нравственные ценности, социум

Bugrova D.A. Gorshkova A.S. 2 year students

Murom Institute VlGU named after Alexander Grigoryevich

and Nikolay GrigoryevichStoletov Vladimir Region, Murom Supervisor:

Candidate of cultural Studies, Associate Professor of the Department of

SGPD Romanova N. V.

THE SYSTEM OF MORAL VALUES AND MORAL ATTITUDES OF

A PERSON IN SOCIETY

Annotation

The article studies the content and structure of people's moral values, since moral values occupy one of the main places in the system of values, they determine the adequacy of the formation of the "I", provide a positive perception of oneself and the public environment, the choice of forms of activity and activity, their implementation. Keywords

Moral attitudes, moral values, society

Исследования проблемы моральных установок в социуме приобрели сегодня особенное значение, поскольку они связаны с рядом факторов, которые определяют развитие человека и являются основой сохранения ее психологического здоровья.

Именно в юности формируются ценностные ориентации личности, ее направленность, индивидуальные качества, которые определяют мотивы поведения, направленность мотивации, а в борьбе мотивов моральный выбор определяет уровень морального сознания и самосознания.

Осознанность морального выбора обеспечивает развитие умения преодолевать негативные влияния, формировать моральную стойкость личности, является условием целеустремленного самообразования и самовоспитания, победы моральных ценностей и убеждений.

Психологи, социологи, педагоги связывают ценностные ориентации с системой установок как отношение к действительности, с активностью личности, которая раскрывается через деятельность.

Моральные ценности как система установок - это систематизация и кодировка морального значения общественных явлений, которые определяют вектор поведения человека, формируют систему ценностей личности. Лишь в юности личность поставлена в такую социальную ситуацию, когда она должна определить свое место не только в плане будущей профессиональной деятельности, но и жизненного пути.

С. Кон считает, что в этот период закладываются психологические, мировоззренческие фундаменты личности. В самосознании молодого человека периода ранней юности реализуется представление о себе как об индивидуальной, неповторимой целостности, а это побуждает к появлению новой ценности - желанию видеть себя лучшим.

Потребность в самопознании и самоопределении не только характеризует отношение молодого человека к окружающей действительности, но и в ней она непременно находит материал для создания своего "Я".

Структура ценностей молодых людей характеризуется иерархической системой. В ней имеются разнообразные мотивационные тенденции, которые стали ценными для личности с точки зрения будущего. Во многих психолого-педагогических исследованиях отмечается, что наличие моральных ценностей является проявлением небезразличия человека в отношении к окружающей среде, которая возникает из значимости разных сторон, аспектов окружающего мира для ее жизни. Они являются результатом овладения окружением с точки зрения его значения для удовлетворения потребностей личности и свидетельствуют об уровне ее социальной зрелости. Поведение, которое подчинено системе собственных моральных ценностей и является их реализацией, свидетельствует об освобождении личности от ситуативных влияний, о ее способности к сознательному управлению своей активностью, в том числе и социальной. В связи с этим моральные ценности приобретают роль внутреннего механизма

регуляции поведения.

Ценностные ориентации, по мнению Е. В. Соколова, выполняют несколько функций. Это, прежде всего, адаптивная, или способность личности удовлетворять свои основные потребности с помощью общественных ценностей; вторая - защите личности, третья -познавательная; четвертая - экспрессивная, что обеспечивает самовыражение и самоутверждение личности. В структуре приоритетных проблем формирования моральных ценностей молодежи следует выделить ее право на личную свободу выбора, индивидуальность, творчество, гармоничное развитие, учитывать степень изменения ценностных ориентаций, какие тесно связаны с закономерностями и реалиями развития общества.

Социально-экономические, культурные, религиозные,

образовательные, воспитательные традиции общества существенно отразились на формировании, становлении и формированию системы ценностей молодых людей, развития "Я".

Моральные ценности не только указывают на тип направленности поведения молодых людей, но и обеспечивают реализацию разнообразных норм моральной активности, выбор идеалов, ценностных ориентаций, стилей, форм и способов регуляции поведенческих проявлений, выступают в качестве детерминант морального самосовершенствования личности. Следовательно, проблема формирования моральных ценностей современных молодых людей должна постоянно находиться в поле зрения психологов, психологической службы школы, учебного заведения, общества - и только тогда проблема сохранения психологического здоровья личности успешно реализуется, а молодое поколение будет избирать общечеловеческие ценности.

Использованные источники:

1. Риккерт Г. Философия жизни / Г. Риккерт. - К.: Ника-Центр, 1998. - 512 с.

2. Шинкарук В.И. Философия и мировоззрение //Человек и мир человека. - К „ 1977.

3. Макинтайр А. После добродетели: Исследования теории морали / пер. с англ. - М.: Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2000. -384с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.