ственность за происходящее с ними перекладывают или на окружающих или внешние по отношению к себе обстоятельства (случайность, судьба).
Таким образом, анализ формирования жизненных стратегий студентов медицинского вуза в условиях трансформационных социальных процессов позволяет сделать вывод, что необходимо изменение контекстов социальной адаптации студентов через новые качественные интеракции «преподаватель-студент», включение студентов в новые социальные роли через формирование профессионального самосознания и самоанализа, формирование внутреннего локуса контроля будущего врача.
Литература
1. Молодежь: тенденции социальных изменений: Сб. статей. СПб: СпбГУ, 2000. - 48 с.
2. Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни - М.: «Мысль», 1991. - 69 с.
3. Гуляевская Н.В. Методологические основы системы социально-педиатрической подготовки в медицинском вузе. Автореферат дис. на соискание уч. степени д. социол. наук: 14.00.52 / НГМУ. Новосибирск, 2010. 41 с.
СИСТЕМА НЕПРЕРЫВНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СЕТЕВОМ ВЗАИМОДЕЙСТВИИ «ШКОЛА-ВУЗ»
Дмитриев Н.А.
Тульский государственный университет г. Тула, Россия
В настоящее время особую значимость приобретает индивидуализация обучения и социализация обучающихся, в том числе учетом реальных потребностей рынка труда. В этой связи возрастает значение ранней профессиональной ориентации, формирования системы непрерывного профессионального образования на основе сетевого взаимодействия «школа-вуз».
В современных социально-экономических условиях в России значительно возрос престиж высшего образования, развитие и укрепление связи между вузом и школой, казалось бы, решают проблему поиска вузом своего абитуриента. Однако происходящие в обществе изменения порождают необходимость дополнительной подготовки выпускников средних общеобразовательных учреждений к поступлению в учреждения высшего профессионального образования. Проблема восстановления целостности звена «школа-вуз» является самой острой, так как находится в центре системы непрерывного профессионального образования и является приоритетным фактором формировании набора в вузы и подготовки специалиста[1, с. 6].
В этой связи возрастает роль системы специализированной подготовки, или так называемого профильного обучения, которое должно ориентироваться на индивидуализацию обучения и социализацию обучающихся, в том числе учетом реальных потребностей рынка труда. То есть, определены следующие приоритеты (цели) профильного обучения:
■ повышение качества общего образования, что обеспечивает глубокую и специализированную общеобразовательную подготовку учащихся в нескольких общеобразовательных областях;
■ установление равного доступа к полноценному образованию различным категориям обучающихся в соответствии с их индивидуальными способностями и потребностями;
■ обеспечение преемственности общего и профессионального образования.
■ Реализация Концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования имеет под собой богатый организационный, методический и технологический опыт. Фактически элементы профильного обучения были созданы в России уже несколько десятилетий назад [2, с. 128]. К настоящему времени в практике имеет место разделение общеобразовательных учреждений, осуществляющих профильную подготовку различными способами.
Развитие подобных образовательных учреждений основывается на стремлении удовлетворить познавательные потребности мотивированных и одаренных школьников, которые ориентированны на ранний выбор той или иной специализации и продолжение обучения в высшей школе.
Существенным фактором успешности содержательного и организационного единства системы «школа-вуз» является использование кадровых, методических, опытно-экспериментальных,
лабораторных ресурсов высшей школы. Анализ современного положения показывает, что большинство российских вузов активно и продуктивно сотрудничают со школами.
Важное место в системах взаимодействия занимает совместная работа, связанная с организацией:
■ единого содержательного пространства системы «школа-вуз» (отсутствие стандартов содержания образования в общеобразовательной школе, широкая вариативность содержания образования в вузе, нестыковка вузовских и школьных программ - все это является фактором декомпенсации для выпускников школ);
■ целенаправленной работой по профессиональной ориентации старшеклассников;
■ системы, позволяющей развивать общеучебные умения и навыки, необходимые для обучения в вышей школе и которые не может дать средняя общеобразовательная школа.
Предположение о том, что введение Единого государственного экзамена приведет к сокращению системы взаимодействия общеобразовательной и высшей профессиональной школ не имеет, на наш взгляд, под собой оснований. Остаются актуальными методические и содержательные опыты, накопленные за десятилетия совместной работы, отраженные в учебных планах, программах, созданных методических и учебных пособиях, сборниках заданий.
Литература
1. Гончаренко, Т.В. Педагогические основы непрерывного многоуровнего профессионального образования / Т.В. Гончаренко. - Н. Новгород, 2006. - 256 с.
2. Грызлова, О.Ю. К вопросу о взаимодействии школ и вузов в формировании содержания технологии профильного обучения // Качество подготовки специалистов и инновационные процессы в системе непрерывного профессионального образования: Материалы XXXI учеб.-метод. конф. профессорско-преподавательского состава ТГПУ им. Л. Н. Толстого: В 2 ч. - Тула: Изд-во Тул. гос. пед. ун-та им. Л.Н. Толстого, 2004. - Ч. 1. - С. 128 - 130.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТРЕНИНГОВ В ПРОФКОНСУЛЬТАЦИОННОЙ РАБОТЕ С УЧАЩИМИСЯ
Дорн М.В.,
кандидат педагогических наук Кузбасский региональный институт повышения квалификации и переподготовки работников образования (КРИПКиПРО) г. Кемерово, Россия
В статье рассматриваются современные подходы к проблеме профессионального самоопределения старшеклассников посредством использования психолого-педагогических тренингов.
Среди актуальных проблем профориентационной работы со старшеклассниками весьма важной является ориентация их на цивилизованный рынок, здоровую конкурентную борьбу и саморазвитие творческих сил. Однако школа недостаточно уделяет внимания этим вопросам, что компенсируется стихийной инициативой самих учащихся (продажа и перепродажа вещей, мойка автомашин и др.). в выборе планов профессиональной деятельности преобладает прагматический подход, в меньшей степени учитываются личностные и общественные ценности.
В этой связи необходимо усилить психолого-педагогическую работу с учащимися по самопознанию. Формированию профессионально значимых качеств личности, поиску собственных путей продвижения к освоению профессии с учетом личностных ресурсов. С этой целью в профори-ентационной работе со старшеклассниками возможно использовать активные методы профкон-сультирования, которые способствовали бы развитию у учащихся практических навыков подготовки к выбору сферы профессиональной деятельности. К их числу относятся психолого-педагогические тренинги. Это вид практической психолого-педагогической деятельности, ориентированной на развитие способности человека наиболее адекватно оценивать себя и других людей, на приобретение знаний и умений общения в условиях профессиональной деятельности. Одним из базовых методов психолого-педагогических тренингов является групповая дискуссия. Получаемые в процессе групповой дискуссии новые сведения позволяют старшеклассникам переос-