лабораторных ресурсов высшей школы. Анализ современного положения показывает, что большинство российских вузов активно и продуктивно сотрудничают со школами.
Важное место в системах взаимодействия занимает совместная работа, связанная с организацией:
■ единого содержательного пространства системы «школа-вуз» (отсутствие стандартов содержания образования в общеобразовательной школе, широкая вариативность содержания образования в вузе, нестыковка вузовских и школьных программ - все это является фактором декомпенсации для выпускников школ);
■ целенаправленной работой по профессиональной ориентации старшеклассников;
■ системы, позволяющей развивать общеучебные умения и навыки, необходимые для обучения в вышей школе и которые не может дать средняя общеобразовательная школа.
Предположение о том, что введение Единого государственного экзамена приведет к сокращению системы взаимодействия общеобразовательной и высшей профессиональной школ не имеет, на наш взгляд, под собой оснований. Остаются актуальными методические и содержательные опыты, накопленные за десятилетия совместной работы, отраженные в учебных планах, программах, созданных методических и учебных пособиях, сборниках заданий.
Литература
1. Гончаренко, Т.В. Педагогические основы непрерывного многоуровнего профессионального образования / Т.В. Гончаренко. - Н. Новгород, 2006. - 256 с.
2. Грызлова, О.Ю. К вопросу о взаимодействии школ и вузов в формировании содержания технологии профильного обучения // Качество подготовки специалистов и инновационные процессы в системе непрерывного профессионального образования: Материалы XXXI учеб.-метод. конф. профессорско-преподавательского состава ТГПУ им. Л. Н. Толстого: В 2 ч. - Тула: Изд-во Тул. гос. пед. ун-та им. Л.Н. Толстого, 2004. - Ч. 1. - С. 128 - 130.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТРЕНИНГОВ В ПРОФКОНСУЛЬТАЦИОННОЙ РАБОТЕ С УЧАЩИМИСЯ
Дорн М.В.,
кандидат педагогических наук Кузбасский региональный институт повышения квалификации и переподготовки работников образования (КРИПКиПРО) г. Кемерово, Россия
В статье рассматриваются современные подходы к проблеме профессионального самоопределения старшеклассников посредством использования психолого-педагогических тренингов.
Среди актуальных проблем профориентационной работы со старшеклассниками весьма важной является ориентация их на цивилизованный рынок, здоровую конкурентную борьбу и саморазвитие творческих сил. Однако школа недостаточно уделяет внимания этим вопросам, что компенсируется стихийной инициативой самих учащихся (продажа и перепродажа вещей, мойка автомашин и др.). в выборе планов профессиональной деятельности преобладает прагматический подход, в меньшей степени учитываются личностные и общественные ценности.
В этой связи необходимо усилить психолого-педагогическую работу с учащимися по самопознанию. Формированию профессионально значимых качеств личности, поиску собственных путей продвижения к освоению профессии с учетом личностных ресурсов. С этой целью в профори-ентационной работе со старшеклассниками возможно использовать активные методы профкон-сультирования, которые способствовали бы развитию у учащихся практических навыков подготовки к выбору сферы профессиональной деятельности. К их числу относятся психолого-педагогические тренинги. Это вид практической психолого-педагогической деятельности, ориентированной на развитие способности человека наиболее адекватно оценивать себя и других людей, на приобретение знаний и умений общения в условиях профессиональной деятельности. Одним из базовых методов психолого-педагогических тренингов является групповая дискуссия. Получаемые в процессе групповой дискуссии новые сведения позволяют старшеклассникам переос-
мыслить сложившиеся представления о себе и других людях, побуждают к самосовершенствованию и поиску адекватных путей по реализации намеченных целей.
В нашем исследовании установлено, что в структуре личностных особенностей старшеклассников преобладает ориентация на престиж профессии и, в меньшей степени, на личностные ресурсы, недостаточно развит поисковый опыт по самореализации качеств личности и изучению мира профессий. В ходе эксперимента использовались тренинги, направленные на развитие самооценки качеств личности и межличностных отношений и на повышение способности к принятию обоснованного решения о выборе сферы профессиональной деятельности. Нами разработаны следующие тренинги: «Выбор рационального решения», «Самооценка деловых качеств», «Умение вести диалог». Тренинговые занятия проводились со старшеклассниками.
По материалам наблюдений, исследований, выводов, полученных в результате практической работы, в ходе формирующего эксперимента нами были выявлены причины, мешающие профессиональному самоопределению школьников: недостаточные навыки формального общения - 58 %; неуверенность в себе, неадекватная самооценка - 28 %; отсутствие навыков креативного социально - приемлемого поведения - 8 %; не ориентированность в проблеме самоопределения и др. -4 %.
Для снятия этих причин нами реализовывались высокоинтенсивные, социально-адаптированные программы в форме психологических тренингов различной направленности и тематики. Целью этих тренингов являлось обеспечение эффективности процесса самоопределения. Нами в ходе формирующего эксперимента осуществлялись следующие виды социально-адаптированных программ:
1. «Уверенное поведение». Программа позволяла последовательно овладеть навыками позитивных изменений: у школьников происходило осознание и проработка истоков неуверенности, выявлялись источники уверенного поведения, дифференцировалось агрессивное и уверенное поведение, вырабатывались целеустремленность, жизненная программа, формировались навыки уверенного поведения, осознавалась и корректировалась самооценка.
2. «Креативность мышления». Программа была направлена на развитие способности находить эффективные, нестандартные решения и способы поведения в новых, необычных условиях. В ходе тренинга участники получили возможность осознавать барьеры проявления собственной креативности, приобрели умения, необходимые для создания креативной среды.
3. «Противостояние чужому влиянию». Тренинг был направлен на развитие умений сохранять психоэмоциональную стабильность в ситуациях влияния со стороны других людей, отработку методов корректной психосамозащиты, техник и противостояния чужому влиянию, аргументации на изучение механизмов влияния.
4. «Деловое общение». Программа позволяла приобрести следующие умения и навыки: правильно вести себя в неожиданных и сложных ситуациях, правильно построить деловую беседу, установить контакт с собеседником, слушать и понимать собеседника, корректировать отношения в ходе беседы, адекватно воспринимать и оценивать себя и других людей.
Все виды профессиональной консультации были тесно связаны между собой и помогали выявить те качества личности старшеклассников, которые необходимо было развивать или компенсировать для достижения поставленной цели. Однако, учитывая динамичность и незавершенность процессов формирования личности старшеклассника, все же трудно было судить о пригодности учащегося к той или иной профессии на основе его деятельности в период обучения в школе, прогнозировать успехи в дальнейшей учебе или работе. Тем не менее, устойчивые черты личности позволяли говорить о целесообразности выбора той или иной сферы профессиональной деятельности. Например, если у старшеклассника на протяжении всех лет обучения в школе наблюдалось устойчивое увлечение техникой, были практические пробы занятий в кружке, то можно было прогнозировать, как учащийся проявит себя в избранной области деятельности. Вот почему важно было изучение комплекса качеств: отношение к труду, к другим людям к себе, к возникшим трудностям. Они определяли особую психологическую готовность старшеклассника действовать в избранном направлении.
В ходе проведения профконсультаций система отношений консультанта и консультируемого осуществлялась как сотрудничество, в котором координирующая роль отводилась профкон-сультанту.
Таким образом, профконсультант способствовал профессиональному развитию старшеклассников. Результативность его работы зависела от того, насколько он учитывал психолого-
педагогические условия, способствующие профессиональному развитию учащихся. К этим условиям, прежде всего, мы относили учет возрастных и индивидуальных особенностей старшеклассников в профориентационной работе со старшеклассниками.
НРАВСТВЕННАЯ ЭЛИТА В РОССИЙСКОМ ОБЩЕСТВЕ: ОСНОВНЫЕ ПРИЗНАКИ И ФУНКЦИИ
Журавлев А.Л.,
доктор психологических наук, профессор Купрейченко А.Б.,
кандидат психологических наук, доцент Институт психологии РАН г. Москва, Россия
В статье рассматриваются вопросы, относящиеся к актуальности исследования нравственной элиты, основным признакам ее представителей; ролям (функциям) нравственной элиты в различных сообществах, а также к специфике влияния и особенностям формирования нравственной элиты в российском обществе.
Постановка проблемы. История ХХ века очередной раз убедительно показала, что нравственные регуляторы играли решающую роль в периоды потрясений политических, социальных и идеологических устоев российского общества [2; 5]. Они оставались неразрушимой основой, объединяющей людей в те периоды, когда политические, правовые (законодательные), религиозные, административно-управленческие и другие социальные регуляторы были слабы или временно утрачивали свою силу. Хорошо известно, что нравственные принципы и нормы, ценности и идеалы могут сохраняться наиболее универсальными регуляторами социального поведения /6/, устойчивыми феноменами [14] свидетельством нравственной надежности человека [11] и т.д. Их реальными носителями являются все члены общества, однако особая роль принадлежит представителям довольно малочисленной социальной категории, основное содержание жизни которой подчиняется идеалам гуманизма, добра, милосердия и т.п. Причем совершенно непринципиально, осознается ими это или нет. Это люди из самых разных социальных слоев, сфер деятельности и демографических групп и их влияние на других людей осуществляется различными путями, способами и средствами. Изучение данной категории людей - «нравственной элиты» - представляет большой интерес, поскольку позволяет вскрывать механизмы и закономерности формирования нравственного сознания и воздействия на поведение значительных масс населения.
Актуальность исследования нравственной элиты. Одним из важных результатов активного изучения отечественными психологами адаптации различных групп населения современной России к новым экономическим, политическим и в целом социальным условиям стало выявление и описание множества нестандартных и чрезвычайно интересных социально-психологических феноменов и закономерностей. В ходе исследований выделены категории людей, для которых адаптация к социальной среде не является важным ориентиром и тем более самоцелью, так как их действительные цели состоят в отстаивании и поддержании, сохранении и воспроизводстве универсальных ценностей (общественных основ) или в преобразовании существующей действительности с ориентацией на будущее.
Такие люди не только не стремятся изменять собственные ценности и идеалы, жизненные принципы и ориентиры, но и транслируют их другим социальным группам, для которых эти основополагающие жизненные ценности и нормы должны оставаться ориентирами в любых социальных условиях, пусть даже в ущерб своему текущему экономическому, административно-управленческому или политическому положению (статусу, достижениям, карьере и т.п.).
Традиционными советчиками во всех культурах являются представители старших поколений. Разумеется, сам по себе возраст не определяет большую или меньшую нравственность человека и его авторитетность в вопросах разрешения моральных противоречий. Определяющими являются другие характеристики - содержание нравственных принципов и смыслов, ценностей и идеалов, им реализуемых. Не следует также считать, что для нравственной элиты обязательной является ориентация на ценности и идеалы прошлого. История знает немало примеров, когда представители молодого поколения транслировали большим социальным группам или обществу в