УДК 37.02
СИСТЕМА НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ВЗРОСЛЫХ: СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ВЗРОСЛЫХ УЧАЩИХСЯ
LIFE-LONG EDUCATION SYSTEM: SOCIAL AND PSYCHOLOGICAL CHARACTERISTICS OF ADULT STUDENTS
Е. В. Корсакова E. V. Korsakova
ФГБОУ ВПО «Российский государственный педагогический университет имени А. И. Герцена», г. Санкт-Петербург
Аннотация. В статье освещаются вопросы обучения взрослых в рамках системы непрерывного образования; анализируются проблемы обучаемости взрослых; рассматриваются психологические особенности взрослого контингента учащихся и их возрастная динамика, а также социальные особенности взрослых учащихся и их влияние на эффективное построение образовательного процесса.
Abstract. The article deals with the issues of contemporary education, with the life-long education system for adults; the article also highlights the wide range of ideas concerning the problem of the adult ability to study; considers psychological characteristics of adult students and their age dynamics, social particularities and their influence onto effectiveness of educational process.
Ключевые слова: современное образование, система непрерывного образования, проблема обучаемости взрослых, социально-психологические особенности контингента взрослых.
Keywords: modern education, life-long education system, problem of the adult ability to study, social and psychological characteristics of adult students.
Актуальность исследуемой проблемы. Актуальность реализации концепции непрерывного образования взрослых обусловлена необходимостью их постоянного профессионального роста в рамках глобального информационного сообщества. Для построения эффективного образовательного процесса преподавателю необходимо обладать знаниями о социальных и психологических особенностях учащихся с целью повышения их образовательной мотивации и вовлечения в образовательный процесс.
Материал и методика исследований. Был проведен анализ педагогической, психологической, методической литературы, а также осуществлено целенаправленное наблюдение за процессом обучения взрослых слушателей курсов иностранных языков для выявления социально-психологических особенностей этого контингента и сопоставления полученных данных с результатами предыдущих исследований. Обобщение результатов наблюдения, проведенного в рамках преподавания иностранных языков на языковых курсах для взрослых слушателей, позволило представить подробное описание особенностей взрослых учащихся в системе дополнительного (непрерывного) образования.
Результаты исследований и их обсуждение. Современное образование находится на этапе глобального реформирования вследствие коренных изменений социально-политической ситуации в мире, динамичных изменений, обусловленных тенденциями развития постиндустриального, информационного общества. В условиях научно-технического прогресса на этапе перехода мирового сообщества к информационному обществу и усиления роли международного сотрудничества происходят большие изменения в науке, культуре и иных сферах жизнедеятельности человека. Каждый член социума независимо от сферы деятельности в повседневной жизни оказывается под влиянием информационных потоков, поступающих из внешнего мира, которые требуют эффективной обработки и переработки. Объем знаний непрерывно увеличивается, что обусловливает необходимость постоянного профессионального роста и совершенствования личности, включенности специалиста в систему непрерывного образования взрослых.
В ответ на современный образовательный заказ разрабатывается множество разнообразных программ обучения взрослых слушателей [3], [7]. Для эффективного включения взрослого человека в образовательный процесс необходимо создание благоприятных условий обучения, что не представляется возможным без глубокого знания и понимания социально-психологических характеристик взрослых учащихся и всеобъемлющего их учета в образовательном процессе.
Великий педагог К. Г. Ушинский отмечал, что для того чтобы учить, нужно знать своих учащихся. В свете личностно ориентированного обучения человек рассматривается «как эпицентр культуры, как высшая духовная ценность» и признается «и целью, и результатом, и главным критерием оценки качества образования» [2, 14], что определяет права личности на реализацию собственных образовательных потребностей в процессе обучения на всем его протяжении.
В соответствии с содержательно-смысловой возрастной периодизацией развития личности можно определить, что взрослые учащиеся - это люди, которые находятся на этапе молодости или зрелости, причем взрослый человек - это «сформированная личность, способная к самостоятельному и ответственному принятию решений в соответствии с нормами и требованиями общества» [6, 12].
«Позиция взрослости» в образовательном процессе предполагает осознанность информационного запроса, понимание смысла и целей получения образования, умение контролировать себя, добровольное включение в образовательный процесс, способность к рефлексии, осознанию содержания, процесса и результатов обучения, критичность, открытость и децентрированность мышления, способность понимать и принимать множественность взглядов на мир, умение находить и предъявлять собственные приоритеты относительно содержания обучения, способность организовывать собственную учебную деятельность, самостоятельность в достижении образовательных результатов, умение учиться в системе межсубъектных отношений, стремление к самостоятельному получению знаний и их осмыслению [4].
Проблема обучаемости взрослых являлась темой обсуждения многих исследователей, причем возможность успешного обучения взрослых людей ставилась под сомнение многими теоретиками и практиками педагогической науки (Я. А. Коменский, К. Д. Ушинский, Л. С. Выготский). Я. Коменский, полагая, что «только то прочно, что усваивается в раннем детстве» [5, 286], отрицал возможность эффективного обучения взрослых. В психологии 20-х годов XX века зрелость человека определялась как «возраст, характеризующийся психологической окаменелостью» (Э. Кларапед). Спустя некоторое время в пе-
дагогической и психологической науках появляются диаметрально противоположные суждения о том, что взрослый человек является наиболее благоприятным объектом обучения (С. Пако, В. Овенс, К. Ховланд), что с возрастом способность взрослых к обучению не утрачивается и свойство обучаемости сохраняется в необходимом объеме.
В 1970-х годах Б. Г. Ананьевым было проведено крупное исследование [1] психического развития взрослых, начиная с периода юности (18 лет) и до 55 лет, где прослеживалась динамика развития психических функций: внимания, памяти, мышления, интеллекта в целом. В результате исследования было установлено, что уровень функционального развития интеллекта взрослого человека (по методике Векслера и пр.) остается достаточно высоким на всех этапах его возрастной эволюции, что свидетельствует о высоких потенциалах обучаемости взрослых. Было установлено, что постоянная умственная работа, включенность личности в образовательную и самообразовательную деятельность оказывают положительное воздействие на сохранение высокого уровня психофизиологических функций, причем отмечается комплексность воздействия общественно-экономических, социально-психологических, общесоматических факторов. В настоящее время объем поступающих личностно и профессионально значимых знаний и информации, требующей усвоения, непрерывно растет, но объем информации, которую физически может усвоить взрослый человек, с развитием общества не изменяется, поэтому в процессе обучения необходим всемерный учет особенностей и возрастных изменений психических функций учащихся.
Среди психологических особенностей учащихся можно условно выделить собственно психологические и психолингвистические особенности, причем психологические особенности отражают возрастную динамику психических функций, а психолингвистические особенности - механизмов порождения речи.
Внимание является основным психологическим условием успешности учения. Взрослые слушатели, как правило, обладают развитым произвольным вниманием и при наличии необходимой установки и мотивации способны к концентрации внимания на учебном материале в течение всего занятия, поэтому необходимо тщательно продумывать установки к деятельности, для того чтобы процесс обучения имел высокую личную значимость для каждого учащегося, соответствовал его познавательным запросам и потребностям и способствовал поддержанию образовательной мотивации.
В рамках системы дополнительного образования следует иметь в виду тот факт, что учащиеся обычно включаются в учебный процесс после рабочего дня в состоянии сенсорного и умственного утомления, что может сказываться на работе внимания; для поддержания внимания и сосредоточенности учащихся требуется разнообразие форм и довольно частая смена видов и режимов работы; работа внимания, так же, как и познавательная деятельность взрослого человека, имеет избирательный характер, вследствие чего преподавателю необходимо проводить целенаправленную методическую работу по направлению внимания учащихся на наиболее важные аспекты.
Мышление как психологический механизм, который осуществляет преобразование получаемой информации на вербально-логическом уровне с помощью языка, знаков, символов [9, 50], отражает бытие в его связях и отношениях, в его многообразных опо-средованиях [8, 309]. В течение всего жизненного цикла мышление остается активным, но наблюдается возрастное смещение ведущего вида мышления и происходят изменения в его структуре. В 18-25 лет преобладает образное и вербальное мышление, к 30 годам его опережает практическое мышление, после 30 и до 40 лет способность к образному
мышлению начинает превышать способность к вербальному, после 40 и до 55 лет происходит снижение доли практического мышления, способность к образному мышлению совпадает со способностью к вербально-логическому, после 50 лет вербальное мышление начинает превалировать над образным [4, 47-48].
Возрастные изменения в структуре мышления во многом определяются и субъективными факторами, например, такими как уровень образования, поэтому в рамках образовательного процесса следует учитывать возрастные особенности мышления и индивидуальные особенности учащихся, опираться на принцип сознательного усвоения материала на всех этапах деятельности, работать над активизацией различных видов мышления.
Память рассматривается как «психическая функция удержания в сознании и переработки прошлого опыта и представляет собой сложный процесс запоминания, сохранения, последующего воспроизведения и узнавания того, что человек воспринимал, переживал и делал» [9, 41]. Уровень развития памяти, как и уровень развития мышления, имеет непосредственную связь с наличием и характеристиками предшествующего образовательного и профессионального опыта. Работа по развитию памяти обусловливает качество мнемонической функции индивида, и активная умственная работа, «стимулирующая мнемонические функции, сказывается на индивидуально-типических особенностях памяти и приводит к достижению более высоких показателей развития памяти в целом» [6].
Возрастная динамика мнемонической функции может быть представлена следующим образом: с 27 лет снижается способность вербального сохранения и с 35 лет -вербального запечатления информации, в 34-35 и 45-50 лет общие возможности памяти снижаются по сравнению с более ранним возрастом. Для долговременного сохранения в памяти усвоенного материала взрослым слушателям необходимо многократное и постоянное повторение, причем способ семантизации лексических и грамматических явлений должен соответствовать их природе, а способ контроля усвоенных знаний -способу семантизации.
В соответствии с личностно ориентированным подходом в процессе обучения необходимо учитывать индивидуальные особенности личности, в том числе и особенности темперамента и характера. В деятельности взрослого человека темперамент как «динамическая характеристика психической деятельности индивида» [8, 613], которая определяет скорость протекания психических процессов, динамические особенности «реакций» личности, проявляется в неразрывной связи с характером - в «свойствах личности, которые накладывают определенный отпечаток на все ее проявления и выражают специфическое для нее отношение к миру, и прежде всего к другим людям» [8, 620].
Знания о возрастной динамике развития психических функций имеют большое значение, поскольку предоставляют возможность компенсации одних психических свойств другими.
Социальные особенности взрослых представляются особо значимыми, поскольку человек живет в социуме и социум оказывает большое влияние на формирование образовательных потребностей и образовательной мотивации личности. Опыт социализации во многом обусловливает формирование жизненной позиции взрослого, его отношение к деятельности, в частности, к образовательной. Факторами, оказывающими чрезвычайно важное влияние на отношение взрослых к образованию, являются: а) характер позиции взрослого в обучении; б) практический опыт; в) особенности структуры мотивации учебной деятельности.
Охарактеризуем эти факторы подробнее.
1. Позиция взрослого в образовательном процессе.
Общая позиция взрослого человека как активного субъекта общественно-трудовой деятельности находит свое проявление и в его отношении к обучению. Активное участие взрослых в групповой работе является более действенным способом обучения, чем пассивное вовлечение индивида в учебный процесс, построенный на информационно-рецептивной основе. Активная позиция, заинтересованность в получении положительного результата обеспечивают эффективность процесса усвоения знаний, формирования навыков и умений, компетенций и компетентностей.
2. Жизненный опыт.
Наличие жизненного опыта является одним из основных факторов, обусловливающих процесс обучения взрослых слушателей, который может оказывать как положительное, так и интерферирующее влияние на образовательный процесс, причем образовательный опыт играет особо важную роль. Жизненный опыт взрослого человека положительно влияет на качество усваиваемых знаний, содействует более глубокому пониманию изучаемого содержания, повышает оценку его значимости при условии, что данное содержание отвечает потребностям и запросам взрослого. Отрицательное влияние на процесс обучения могут оказывать психологические барьеры, сформированные в иной деятельности: неудачный образовательный опыт, страхи неуспешности, неадекватная самооценка, сформированные стереотипы.
3. Мотивация к учебной деятельности.
Сильная практическая мотивация является одним из основных факторов успешного обучения взрослых. Степень вовлеченности личности в деятельность играет решающую роль в формировании личностного смысла образования взрослого человека. Мотивы деятельности определяют усилия, которые затрачивает учащийся на овладение знаниями, причем деятельность взрослого человека главным образом движима практическими целями, в связи с чем обучение должно быть направлено на достижение определенных целей, соотносимых с образовательными, информационными запросами обучающихся, как ситуативными, профессионально-направленными, так и перспективными, ориентированными на развитие личности, интеллекта.
Различия познавательных потребностей мужчин и женщин сопровождаются различиями в мотивации образовательных потребностей. На первом месте как для мужчин, так и для женщин стоит мотив улучшения материального положения. Следующим по значимости для мужчин выступает стремление к профессиональным достижениям, общественному уважению, т. е. внешняя ориентация - ориентация на внешний мир, в то время как для женщин - стремление к самоуважению, саморазвитию, творческая познавательная активность, т. е. внутренняя ориентация - ориентация на собственный внутренний мир [3, 48-49].
Резюме. Современные психологическая и педагогическая науки отрицают суждения о прямой зависимости эффективности образовательного процесса от возрастных характеристик обучаемых, рассматривая влияние совокупности общественно-экономических, социально-психологических, соматических и других факторов на образовательный процесс. Для эффективного и методически корректного построения образовательного процесса необходимо проведение детального анализа и всеобъемлющего учета различных факторов, оказывающих влияние на образовательные потребности учащихся, образовательную мотивацию и образовательный процесс в целом.
ЛИТЕРАТУРА
1. Ананьев, Б. Г. Развитие психофизиологических функций взрослых людей / Б. Г. Ананьев. - М. : Педагогика, 1977. - 200 с.
2. Бондаревская, Е. В. Ценностные основания личностно ориентированного воспитания / Е. В. Бонда-ревская // Педагогика. - 1995. - № 4. - С. 29-36.
3. Иванов, Д. Е. Моделирование системы повышения квалификации педагогических кадров в условиях модернизации российского образования / Д. Е. Иванов // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева. - 2012. - № 1 (73). Ч. 1. - С 50-55.
4. Колесникова, И. А. Основы андрагогики / И. А. Колесникова. - М. : Академия, 2003. - 240 с.
5. Коменский, Я. Избранные педагогические сочинения : в 2 т. Т. 1 / Я. Коменский. - М. : Педагогика, 1982.-656 с.
6. Кулюткин, Ю. Н. Психология обучения взрослых / Ю. Н. Кулюткин. - М. : Просвещение, 1985. -
128 с.
7. Мазкова, И. Г. Непрерывное образование социально-педагогических кадров: феноменологический аспект / И. Г. Мазкова, С. Н. Толстикова // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева. - 2012. - № 2 (74). Ч. 2. - C. 85-90.
8. Рубинштейн, С. Л. Проблемы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. - 2-е изд. - М. : Педагогика, 2000. - 424 с.
9. Степанова, Е. М. Усвоение системы русского языка в краткосрочном коммуникативном курсе / Е. М. Степанова // Краткосрочное обучение русскому языку иностранцев. - М. : МГУ, 1983. - 187 с.