Научная статья на тему 'Психолого-педагогические особенности обучения взрослых в системе непрерывного образования'

Психолого-педагогические особенности обучения взрослых в системе непрерывного образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
808
104
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЗРОСЛЫЙ ЧЕЛОВЕК / ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ / ОБУЧАЕМОСТЬ ВЗРОСЛЫХ / ИНДИВИДУАЛИЗИРОВАННЫЙ ПОДХОД / ADULT / PSYCHOLOGICAL-PEDAGOGICAL PECULIARITIES / ADULT EDUCATION / INDIVIDUALIZED APPROACH

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Алексеева Любовь Романовна

Рассматриваются теоретические предпосылки индивидуализированного подхода к обучению взрослых в системе непрерывного образования. На основе анализа психолого-педагогических особенностей взрослых обучающихся даются рекомендации по учету факторов, влияющих на обучаемость.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Some theoretical preconditions of individualized approach to teaching adults in the system of continuing education are considered. On the basis of analysis of psychological-pedagogical peculiarities of adult learners some recommendations are given to take into account factors influencing adult education.

Текст научной работы на тему «Психолого-педагогические особенности обучения взрослых в системе непрерывного образования»

НАУКА И ОБРАЗОВАНИЕ, 2013, №2

ПЕДАГОГИКА

УДК 37.013.83

Психолого-педагогические особенности обучения взрослых в системе непрерывного образования

Л.Р. Алексеева

Рассматриваются теоретические предпосылки индивидуализированного подхода к обучению взрослых в системе непрерывного образования. На основе анализа психолого-педагогических особенностей взрослых обучающихся даются рекомендации по учету факторов, влияющих на обучаемость.

Ключевые слова: взрослый человек, психолого-педагогические особенности, обучаемость взрослых, индивидуализированный подход.

Some theoretical preconditions of individualized approach to teaching adults in the system of continuing education are considered. On the basis of analysis ofpsychological-pedagogical peculiarities of adult learners some recommendations are given to take into account factors influencing adult education.

Key words: adult, psychological-pedagogical peculiarities, adult education, individualized approach.

Сегодня во всех странах мира принята концепция непрерывного образования или образования через всю жизнь. Не является исключением в этом плане и современная Россия. Следует, однако, отметить, что мысль о необходимости образования всех людей через всю жизнь была высказана еще Я.А. Коменским - выдающимся деятелем прошлого, теоретиком и практиком обучения и воспитания, который изложил теорию универсального образования и воспитания всех людей в течение всей жизни на основе равноправия. Эта мысль высказывалась и другими великими зарубежными и русскими педагогами.

Что касается современной России, несомненно, что к настоящему времени созданы определенные условия для образования взрослых, накоплен значительный опыт. Однако, несмотря на значимость образования взрослых, эта сфера в России представляет совокупность разрозненных видов и форм обучения, находящихся в различном подчинении. Создание системы образования взрослых в России как составной части непрерывного образования должно стать главной задачей государственной политики в области образования на современном этапе. Особое внимание должно быть уделено разработке теоретических, технологических, научно-

АЛЕКСЕЕВА Любовь Романовна - к.п.н., зав. каф. Арктического государственного института искусств и культуры, agiki@mail.ru.

методических основ образования взрослых, учитывающих их возрастные и социально-психологические особенности.

Прежде всего, возникает вопрос, каковы же эти особенности? Кого в современном мире следует считать взрослым человеком? В теории и практике обучения до сих пор идут дебаты вокруг определения взрослого человека. Согласно определению, принятому в 1976 г. на Генеральной сессии ЮНЕСКО, взрослым человеком следует считать «всякого человека, признанного взрослым в том обществе, к которому он принадлежит» [1].

Однако это определение слишком широко и не дает обоснований для организации обучения в конкретной стране. Более конкретным является определение, данное С.И. Змеевым: «Взрослый человек - это лицо, обладающее физиологической, психологической, социальной, нравственной зрелостью, экономической независимостью, жизненным опытом и уровнем самосознания, достаточным для ответственного самоуправляемого поведения» [2].

Какие характерные черты, отличающие взрослого человека, вступающего в процесс обучения, выделяют исследователи данной проблемы? Добровольность самостоятельного включения в учение, по мнению многих исследователей, является главной отличительной чертой взрослого обучающегося, который «...вступает в процесс учения там и тогда, когда ощущает в этом жизненную необходимость» [3].

Для взрослого человека внешние мотиваторы учения либо отсутствуют вообще, либо играют второстепенную роль, а первое место занимает внутренняя мотивация.

Исследователи учебной мотивации исходят из того, что для взрослого человека, как субъекта учебной деятельности, характерна способность самостоятельно ставить цель, направлять и регулировать свою деятельность. «Обучение выступает для него как самообразовательная деятельность, в которую он включается по собственному решению и в которой он избирателен» [4].

Доминирующие мотивы, лежащие вне самой учебной деятельности взрослых, бывают достаточно сильными, чтобы привести человека к ситуации учения. Существует также точка зрения, например П.М. Якобсона, что если такая мотивация не подкрепляется мотивами, которые складываются внутри самого процесса деятельности, и не поддерживаются изнутри на всем протяжении учебной деятельности, то мотивация, приведшая к учению, способна «истощаться», вплоть до отказа человека от деятельности.

Очевидно, что это требует анализа мотивации взрослых, связанной с самой учебной деятельностью, т.е. собственно учебной мотивации взрослых. Н.М. Симонова делает вывод, что мотивация собственно учебной деятельности взрослых представляет собой динамическое структурное образование, изменяющееся на протяжении учебной деятельности [5]. Факт динамичности мотивации учебной деятельности взрослых имеет большую практическую значимость, поскольку из этого следует, что учебная мотивация взрослых поддается целенаправленному воздействию, может стать объектом формирования и управления.

Исследователи выделяют три типа внутренней мотивации учебной деятельности взрослого человека: утилитарная мотивация, мотивация престижа и мотивация, при которой знания превращаются в самоцель. Утилитарная мотивация может быть узкой, определяемой только личными потребностями человека, и широкой, при которой личные потребности связаны с потребностями социальными, то есть потребностями производства и общества. В обоих случаях она порождается социально-профессиональной практикой человека и необходимостью ее совершенствования. Мотивация престижа - тоже стимул для включения взрослого в учение, поскольку в этом случае он получает удовлетворение, выделяясь из среды окружающих его людей, в таком учении не участвующих. Приобретение знаний ради самих знаний, по мнению

исследователей, хотя встречается реже, но тоже характерно как для различных клубов и курсов, так и для личностей, увлеченных каким-либо видом познания. В любом случае взрослый человек включается в процесс накопления личного капитала в виде образования, причем этот личный капитал приобретает наибольшую общественную значимость при образовании «для чего-то», т.е. при широкой утилитарной мотивации, поскольку образование ведет к изменению характера и качества деятельности человека в широком плане.

Добровольность в учении - не единственная отличительная черта взрослого человека, вступающего в процесс учения. Еще одна - возраст. Влияет ли возраст на обучаемость человека? Долгое время теоретики и практики образования считали, что взрослый человек не способен успешно обучаться. Еще в 20-х годах ХХ века швейцарский психолог Э. Клапаред сформулировал господствующее мнение психологов о том, что зрелость человека - это возраст, характеризующийся «психологической окаменелостью», т.е. неспособностью к позитивным изменениям.

Пионером комплексного исследования человека периода «акме» в нашей стране стал Б.Г. Ананьев. Под его руководством в 60-е годы ХХ в. было организовано комплексное исследование человека, при котором непрерывно прослеживался ход индивидуального развития в возрастном диапазоне от 18 до 35 лет. Исследования, начатые под руководством Б.Г. Ананьева, были продолжены его учениками и последователями (Е.Ф. Рыбалко, Е.И. Степанова и др.). В итоге были получены уникальные данные по психофизиологическому и социальному развитию взрослых от 17 до 60 лет. Эти исследования сломали представление о том, что «развитие психологической организации личности направлено на достижение определенного состояния - взрослости или зрелости, за пределами которого собственно развитие прекращается, замещаясь простым изменением» [6].

Исследования ученых под руководством Б.Г. Ананьева дают нам представление о противоречивости и неравномерности развития функций в каждом из периодов взрослости. Процесс развития характеризуется неравномерностью, проявляющейся в разном темпе развития и созревания функций в разные фазы онтогенеза, а также гетерохронностью, т.е. разновременностью созревания и развития [7].

Гетерохронность эволюции и инволюции различных функций позволяет человеку компенсировать недостатки в развитии одной функции

АЛЕКСЕЕВА

(например, памяти) за счет развития другой (например, мышления) [4].

Постоянная умственная деятельность, высокая социальная активность, труд и творчество -факторы, противостоящие инволюционным процессам. Такая же взаимосвязь, согласованность разноуровневых и разнородных свойств наблюдается и в развитии личности в результате образовательной и самообразовательной деятельности человека. Л.И. Анцыферова указывает: «Если взять лишь одну сторону непрерывного образования - приобретения новых знаний, то и в этом случае произойдет преобразование всей личности. Непрерывное накопление новых знаний и умений, новых способов ориентировки в мире приводит к появлению новых возможностей человека, новых психологических способностей. Возникающее при этом у личности переживание своих возросших возможностей выступает как мотиватор, движущая сила особой активности человека» [8].

Вхождение взрослого человека в сферу учебно-образовательной деятельности особым образом формирует его личность, так как овладение каждым новым видом деятельности означает нечто неизмеримо большее, чем просто овладение знаниями и умениями; вырабатывается новая многоуровневая позиция личности по отношению ко всему окружающему; человек создает новое отношение к людям, обществу, к миру в целом. Эти выводы особенно важны, так как подтверждают возможность обучения взрослых практически в любом возрасте.

По мнению исследователей, существенное влияние на обучаемость взрослого оказывает не его психофизиологическая специфичность, связанная с тем или иным возрастным периодом, а наличие перерыва в учении. Не только у детей, но и у взрослых учение связано с развитием, с интеллектуальным прогрессом. Чем дольше был перерыв в учении, тем труднее взрослому человеку входить в позабытый вид деятельности.

Кроме этого, на характер и темп обучаемости взрослого влияет его опыт - жизненный, профессиональный, предыдущий опыт учебной деятельности.

Задача преподавателя - помочь взрослым, вступающим в процесс обучения после перерыва, преодолеть психологическое напряжение, неуверенность, нервозность, стеснительность, которые являются специфическими особенностями характера взрослых в тех ситуациях, где проявляются пробелы в их знаниях, умениях, навыках.

Еще одной отличительной чертой взрослых является апперцептивное восприятие, которое у

взрослых значительно выше, чем у детей. Апперцепция - зависимость восприятия от жизненного опыта человека и его психического состояния в момент восприятия [3]. Это значит, что при восприятии нового учебного материала взрослый человек сопоставляет его с уже имеющимися знаниями и потребностями своей практической деятельности. Он оценивает, насколько новое нужно и полезно для него, для его социально-профессиональной деятельности. В оценке учебной информации взрослые учащиеся отличаются большей критичностью и самостоятельностью, особенно в знакомых им сферах знаний. Феномен апперцепции занимает существенное место в обучении взрослых и его следует учитывать.

Здесь речь пойдет еще об одной специфике взрослых обучающихся - повышенной по сравнению с молодыми людьми чувствительности к фактору времени в обучении [3]. Если скорость доведения информации, темп ее подачи, отраженные в интенсивности расписания, и плотность ее подачи на занятиях не соответствуют скорости усвоения, то информация не усваивается, объем неусвоенного материала, нарастая, может отбить у взрослого человека охоту к учению.

Взрослый человек обладает, по мнению исследователей, следующими специфическими отличительными характеристиками, благодаря которым он становится реальным субъектом процесса обучения и поэтому его следует называть «обучающимся», а не «обучаемым»:

- осознает себя самостоятельной, самоуправляемой личностью;

- обладает запасом жизненного (бытового), профессионального, социального опыта;

- решает свои жизненно важные проблемы и достигает конкретных целей с помощью учебы;

- стремится к безотлагательной реализации полученных знаний, умений, навыков и качеств.

Учебная деятельность взрослого в значительной мере обусловлена временными, пространственными, бытовыми, профессиональными и социальными факторами (условиями) [9].

Образование взрослого человека является в большей степени его личным делом. Оно теряет обязательность и всеобщность, приобретает персонифицированный, личностно-ориентиро-ванный характер, определяется потребностями самого обучающегося. Образование в современных условиях становится способом жизнедеятельности человека, дающим ему возможность адаптироваться к постоянно и быстро изменяющейся жизни общества.

Практика свидетельствует о том, что даже

лучшие вузы не могут обеспечить подготовку высококвалифицированных работников «на все времена». Знания значительной части специалистов серьезно отстают от уровня стремительно развивающейся науки и техники, а также не отражают в достаточной мере динамичные изменения в социальной сфере.

Таким образом, обучение взрослых в системе непрерывного образования, постоянное овладение профессиональными знаниями и умениями становится необходимым условием сохранения высокого уровня квалификации специалиста.

Послевузовское (стажировка, аспирантура, докторантура) и дополнительное профессиональное образование (повышение квалификации, переподготовка кадров) в настоящее время стали основной сферой реализации идеи непрерывного образования.

Важно понимать, что образование взрослых является особой областью с особыми отношениями участников образовательного процесса, особой образовательной мотивацией. Такой подход предполагает, что в центре обучения находится сам обучающийся и, следовательно, изменяется схема взаимодействия преподавателя и обучающегося. Эта должна быть схема реального субъектно-субъектного равнопартнер-ского учебного сотрудничества.

В самой общей форме индивидуализированный подход к обучению взрослых означает интерпретацию этого процесса как совместной (преподавателя и обучающегося) организации целенаправленной учебной деятельности обучающегося в «общем контексте жизнедеятельности - направленность интересов, жизненных планов, ценностных ориентаций, понимание смысла обучения для развития творческого потенциала личности» [4].

Таким образом, можно сделать следующие выводы, касающиеся обучения взрослых в системе непрерывного образования:

- человек способен успешно обучаться практически до глубокой старости, используя огромные резервные возможности организма и его свойства, необходимые для обучения;

- добровольное включение взрослого человека в учение представляет собой двусторонний процесс: с одной стороны, у взрослого возникают внутренние побуждения к получению образования, с другой - они либо затухают, либо активно развиваются в зависимости от особенностей организации образования, степени удовлетворения этим образованием самого обучающегося и от мотивации его учебной деятельности;

- вхождение взрослого человека в сферу учебно-образовательной деятельности формирует и обогащает его личность - вырабатывается новая многоуровневая позиция личности по отношению ко всему окружающему: к природе, людям, обществу, культуре.

Литература

1. The UNESCO General Conference Adopted Recommendation on Adult Education // Adult Education Information Notes. - Paris, 1977. - №1.

2. Змеев С.И. Становление андрогогики: развитие теории и технологии обучения взрослых: дис. ... д. пед. наук. - М., 2000. - 179 с.

3. Махлин М.Д. Особенности взрослых учащихся // Новое знание. - 2000. - №4. - С. 23.

4. Кулюткин Ю.Н. Эвристические методы в мыслительной деятельности и в обучении взрослых: дис. ... д. псих. наук. - Л., 1971. - 457 с.

5. Симонова Н.М. Экспериментальное исследование структуры мотивации при усвоении иностранного языка в вузе: автореф. дис. ... канд. психол. наук. - М., 1982. - 20 с.

6. Рыбалко Е.Ф. Возрастная и дифференцированная психология. - СПб.: Питер, 2001. - 224 с.

7. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. Серия «Мастера психологии». - СПб.: Питер, 2001. -288 с.

8. Анцыферова Л.И. Психологические закономерности развития личности взрослого человека и проблема непрерывного образования // Психологический журнал. - 1980. - Т.1, №2. - С. 52-61.

9. Ильин Г.П. Образование после образования (от педагогической парадигмы к образовательной) // Новое знание. - 2000. - №1. - С. 7-9.

Поступила в редакцию 19.03.2013

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.