НАУКА И ОБРАЗОВАНИЕ, 2013, №2
ПЕДАГОГИКА
УДК 37.013.83
Психолого-педагогические особенности обучения взрослых в системе непрерывного образования
Л.Р. Алексеева
Рассматриваются теоретические предпосылки индивидуализированного подхода к обучению взрослых в системе непрерывного образования. На основе анализа психолого-педагогических особенностей взрослых обучающихся даются рекомендации по учету факторов, влияющих на обучаемость.
Ключевые слова: взрослый человек, психолого-педагогические особенности, обучаемость взрослых, индивидуализированный подход.
Some theoretical preconditions of individualized approach to teaching adults in the system of continuing education are considered. On the basis of analysis ofpsychological-pedagogical peculiarities of adult learners some recommendations are given to take into account factors influencing adult education.
Key words: adult, psychological-pedagogical peculiarities, adult education, individualized approach.
Сегодня во всех странах мира принята концепция непрерывного образования или образования через всю жизнь. Не является исключением в этом плане и современная Россия. Следует, однако, отметить, что мысль о необходимости образования всех людей через всю жизнь была высказана еще Я.А. Коменским - выдающимся деятелем прошлого, теоретиком и практиком обучения и воспитания, который изложил теорию универсального образования и воспитания всех людей в течение всей жизни на основе равноправия. Эта мысль высказывалась и другими великими зарубежными и русскими педагогами.
Что касается современной России, несомненно, что к настоящему времени созданы определенные условия для образования взрослых, накоплен значительный опыт. Однако, несмотря на значимость образования взрослых, эта сфера в России представляет совокупность разрозненных видов и форм обучения, находящихся в различном подчинении. Создание системы образования взрослых в России как составной части непрерывного образования должно стать главной задачей государственной политики в области образования на современном этапе. Особое внимание должно быть уделено разработке теоретических, технологических, научно-
АЛЕКСЕЕВА Любовь Романовна - к.п.н., зав. каф. Арктического государственного института искусств и культуры, agiki@mail.ru.
методических основ образования взрослых, учитывающих их возрастные и социально-психологические особенности.
Прежде всего, возникает вопрос, каковы же эти особенности? Кого в современном мире следует считать взрослым человеком? В теории и практике обучения до сих пор идут дебаты вокруг определения взрослого человека. Согласно определению, принятому в 1976 г. на Генеральной сессии ЮНЕСКО, взрослым человеком следует считать «всякого человека, признанного взрослым в том обществе, к которому он принадлежит» [1].
Однако это определение слишком широко и не дает обоснований для организации обучения в конкретной стране. Более конкретным является определение, данное С.И. Змеевым: «Взрослый человек - это лицо, обладающее физиологической, психологической, социальной, нравственной зрелостью, экономической независимостью, жизненным опытом и уровнем самосознания, достаточным для ответственного самоуправляемого поведения» [2].
Какие характерные черты, отличающие взрослого человека, вступающего в процесс обучения, выделяют исследователи данной проблемы? Добровольность самостоятельного включения в учение, по мнению многих исследователей, является главной отличительной чертой взрослого обучающегося, который «...вступает в процесс учения там и тогда, когда ощущает в этом жизненную необходимость» [3].
Для взрослого человека внешние мотиваторы учения либо отсутствуют вообще, либо играют второстепенную роль, а первое место занимает внутренняя мотивация.
Исследователи учебной мотивации исходят из того, что для взрослого человека, как субъекта учебной деятельности, характерна способность самостоятельно ставить цель, направлять и регулировать свою деятельность. «Обучение выступает для него как самообразовательная деятельность, в которую он включается по собственному решению и в которой он избирателен» [4].
Доминирующие мотивы, лежащие вне самой учебной деятельности взрослых, бывают достаточно сильными, чтобы привести человека к ситуации учения. Существует также точка зрения, например П.М. Якобсона, что если такая мотивация не подкрепляется мотивами, которые складываются внутри самого процесса деятельности, и не поддерживаются изнутри на всем протяжении учебной деятельности, то мотивация, приведшая к учению, способна «истощаться», вплоть до отказа человека от деятельности.
Очевидно, что это требует анализа мотивации взрослых, связанной с самой учебной деятельностью, т.е. собственно учебной мотивации взрослых. Н.М. Симонова делает вывод, что мотивация собственно учебной деятельности взрослых представляет собой динамическое структурное образование, изменяющееся на протяжении учебной деятельности [5]. Факт динамичности мотивации учебной деятельности взрослых имеет большую практическую значимость, поскольку из этого следует, что учебная мотивация взрослых поддается целенаправленному воздействию, может стать объектом формирования и управления.
Исследователи выделяют три типа внутренней мотивации учебной деятельности взрослого человека: утилитарная мотивация, мотивация престижа и мотивация, при которой знания превращаются в самоцель. Утилитарная мотивация может быть узкой, определяемой только личными потребностями человека, и широкой, при которой личные потребности связаны с потребностями социальными, то есть потребностями производства и общества. В обоих случаях она порождается социально-профессиональной практикой человека и необходимостью ее совершенствования. Мотивация престижа - тоже стимул для включения взрослого в учение, поскольку в этом случае он получает удовлетворение, выделяясь из среды окружающих его людей, в таком учении не участвующих. Приобретение знаний ради самих знаний, по мнению
исследователей, хотя встречается реже, но тоже характерно как для различных клубов и курсов, так и для личностей, увлеченных каким-либо видом познания. В любом случае взрослый человек включается в процесс накопления личного капитала в виде образования, причем этот личный капитал приобретает наибольшую общественную значимость при образовании «для чего-то», т.е. при широкой утилитарной мотивации, поскольку образование ведет к изменению характера и качества деятельности человека в широком плане.
Добровольность в учении - не единственная отличительная черта взрослого человека, вступающего в процесс учения. Еще одна - возраст. Влияет ли возраст на обучаемость человека? Долгое время теоретики и практики образования считали, что взрослый человек не способен успешно обучаться. Еще в 20-х годах ХХ века швейцарский психолог Э. Клапаред сформулировал господствующее мнение психологов о том, что зрелость человека - это возраст, характеризующийся «психологической окаменелостью», т.е. неспособностью к позитивным изменениям.
Пионером комплексного исследования человека периода «акме» в нашей стране стал Б.Г. Ананьев. Под его руководством в 60-е годы ХХ в. было организовано комплексное исследование человека, при котором непрерывно прослеживался ход индивидуального развития в возрастном диапазоне от 18 до 35 лет. Исследования, начатые под руководством Б.Г. Ананьева, были продолжены его учениками и последователями (Е.Ф. Рыбалко, Е.И. Степанова и др.). В итоге были получены уникальные данные по психофизиологическому и социальному развитию взрослых от 17 до 60 лет. Эти исследования сломали представление о том, что «развитие психологической организации личности направлено на достижение определенного состояния - взрослости или зрелости, за пределами которого собственно развитие прекращается, замещаясь простым изменением» [6].
Исследования ученых под руководством Б.Г. Ананьева дают нам представление о противоречивости и неравномерности развития функций в каждом из периодов взрослости. Процесс развития характеризуется неравномерностью, проявляющейся в разном темпе развития и созревания функций в разные фазы онтогенеза, а также гетерохронностью, т.е. разновременностью созревания и развития [7].
Гетерохронность эволюции и инволюции различных функций позволяет человеку компенсировать недостатки в развитии одной функции
АЛЕКСЕЕВА
(например, памяти) за счет развития другой (например, мышления) [4].
Постоянная умственная деятельность, высокая социальная активность, труд и творчество -факторы, противостоящие инволюционным процессам. Такая же взаимосвязь, согласованность разноуровневых и разнородных свойств наблюдается и в развитии личности в результате образовательной и самообразовательной деятельности человека. Л.И. Анцыферова указывает: «Если взять лишь одну сторону непрерывного образования - приобретения новых знаний, то и в этом случае произойдет преобразование всей личности. Непрерывное накопление новых знаний и умений, новых способов ориентировки в мире приводит к появлению новых возможностей человека, новых психологических способностей. Возникающее при этом у личности переживание своих возросших возможностей выступает как мотиватор, движущая сила особой активности человека» [8].
Вхождение взрослого человека в сферу учебно-образовательной деятельности особым образом формирует его личность, так как овладение каждым новым видом деятельности означает нечто неизмеримо большее, чем просто овладение знаниями и умениями; вырабатывается новая многоуровневая позиция личности по отношению ко всему окружающему; человек создает новое отношение к людям, обществу, к миру в целом. Эти выводы особенно важны, так как подтверждают возможность обучения взрослых практически в любом возрасте.
По мнению исследователей, существенное влияние на обучаемость взрослого оказывает не его психофизиологическая специфичность, связанная с тем или иным возрастным периодом, а наличие перерыва в учении. Не только у детей, но и у взрослых учение связано с развитием, с интеллектуальным прогрессом. Чем дольше был перерыв в учении, тем труднее взрослому человеку входить в позабытый вид деятельности.
Кроме этого, на характер и темп обучаемости взрослого влияет его опыт - жизненный, профессиональный, предыдущий опыт учебной деятельности.
Задача преподавателя - помочь взрослым, вступающим в процесс обучения после перерыва, преодолеть психологическое напряжение, неуверенность, нервозность, стеснительность, которые являются специфическими особенностями характера взрослых в тех ситуациях, где проявляются пробелы в их знаниях, умениях, навыках.
Еще одной отличительной чертой взрослых является апперцептивное восприятие, которое у
взрослых значительно выше, чем у детей. Апперцепция - зависимость восприятия от жизненного опыта человека и его психического состояния в момент восприятия [3]. Это значит, что при восприятии нового учебного материала взрослый человек сопоставляет его с уже имеющимися знаниями и потребностями своей практической деятельности. Он оценивает, насколько новое нужно и полезно для него, для его социально-профессиональной деятельности. В оценке учебной информации взрослые учащиеся отличаются большей критичностью и самостоятельностью, особенно в знакомых им сферах знаний. Феномен апперцепции занимает существенное место в обучении взрослых и его следует учитывать.
Здесь речь пойдет еще об одной специфике взрослых обучающихся - повышенной по сравнению с молодыми людьми чувствительности к фактору времени в обучении [3]. Если скорость доведения информации, темп ее подачи, отраженные в интенсивности расписания, и плотность ее подачи на занятиях не соответствуют скорости усвоения, то информация не усваивается, объем неусвоенного материала, нарастая, может отбить у взрослого человека охоту к учению.
Взрослый человек обладает, по мнению исследователей, следующими специфическими отличительными характеристиками, благодаря которым он становится реальным субъектом процесса обучения и поэтому его следует называть «обучающимся», а не «обучаемым»:
- осознает себя самостоятельной, самоуправляемой личностью;
- обладает запасом жизненного (бытового), профессионального, социального опыта;
- решает свои жизненно важные проблемы и достигает конкретных целей с помощью учебы;
- стремится к безотлагательной реализации полученных знаний, умений, навыков и качеств.
Учебная деятельность взрослого в значительной мере обусловлена временными, пространственными, бытовыми, профессиональными и социальными факторами (условиями) [9].
Образование взрослого человека является в большей степени его личным делом. Оно теряет обязательность и всеобщность, приобретает персонифицированный, личностно-ориентиро-ванный характер, определяется потребностями самого обучающегося. Образование в современных условиях становится способом жизнедеятельности человека, дающим ему возможность адаптироваться к постоянно и быстро изменяющейся жизни общества.
Практика свидетельствует о том, что даже
лучшие вузы не могут обеспечить подготовку высококвалифицированных работников «на все времена». Знания значительной части специалистов серьезно отстают от уровня стремительно развивающейся науки и техники, а также не отражают в достаточной мере динамичные изменения в социальной сфере.
Таким образом, обучение взрослых в системе непрерывного образования, постоянное овладение профессиональными знаниями и умениями становится необходимым условием сохранения высокого уровня квалификации специалиста.
Послевузовское (стажировка, аспирантура, докторантура) и дополнительное профессиональное образование (повышение квалификации, переподготовка кадров) в настоящее время стали основной сферой реализации идеи непрерывного образования.
Важно понимать, что образование взрослых является особой областью с особыми отношениями участников образовательного процесса, особой образовательной мотивацией. Такой подход предполагает, что в центре обучения находится сам обучающийся и, следовательно, изменяется схема взаимодействия преподавателя и обучающегося. Эта должна быть схема реального субъектно-субъектного равнопартнер-ского учебного сотрудничества.
В самой общей форме индивидуализированный подход к обучению взрослых означает интерпретацию этого процесса как совместной (преподавателя и обучающегося) организации целенаправленной учебной деятельности обучающегося в «общем контексте жизнедеятельности - направленность интересов, жизненных планов, ценностных ориентаций, понимание смысла обучения для развития творческого потенциала личности» [4].
Таким образом, можно сделать следующие выводы, касающиеся обучения взрослых в системе непрерывного образования:
- человек способен успешно обучаться практически до глубокой старости, используя огромные резервные возможности организма и его свойства, необходимые для обучения;
- добровольное включение взрослого человека в учение представляет собой двусторонний процесс: с одной стороны, у взрослого возникают внутренние побуждения к получению образования, с другой - они либо затухают, либо активно развиваются в зависимости от особенностей организации образования, степени удовлетворения этим образованием самого обучающегося и от мотивации его учебной деятельности;
- вхождение взрослого человека в сферу учебно-образовательной деятельности формирует и обогащает его личность - вырабатывается новая многоуровневая позиция личности по отношению ко всему окружающему: к природе, людям, обществу, культуре.
Литература
1. The UNESCO General Conference Adopted Recommendation on Adult Education // Adult Education Information Notes. - Paris, 1977. - №1.
2. Змеев С.И. Становление андрогогики: развитие теории и технологии обучения взрослых: дис. ... д. пед. наук. - М., 2000. - 179 с.
3. Махлин М.Д. Особенности взрослых учащихся // Новое знание. - 2000. - №4. - С. 23.
4. Кулюткин Ю.Н. Эвристические методы в мыслительной деятельности и в обучении взрослых: дис. ... д. псих. наук. - Л., 1971. - 457 с.
5. Симонова Н.М. Экспериментальное исследование структуры мотивации при усвоении иностранного языка в вузе: автореф. дис. ... канд. психол. наук. - М., 1982. - 20 с.
6. Рыбалко Е.Ф. Возрастная и дифференцированная психология. - СПб.: Питер, 2001. - 224 с.
7. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. Серия «Мастера психологии». - СПб.: Питер, 2001. -288 с.
8. Анцыферова Л.И. Психологические закономерности развития личности взрослого человека и проблема непрерывного образования // Психологический журнал. - 1980. - Т.1, №2. - С. 52-61.
9. Ильин Г.П. Образование после образования (от педагогической парадигмы к образовательной) // Новое знание. - 2000. - №1. - С. 7-9.
Поступила в редакцию 19.03.2013