УДК 378.046.4
КУРСОВОЕ ОБУЧЕНИЕ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ КАК ФОРМА РЕАЛИЗАЦИИ КОНЦЕПЦИИ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ВЗРОСЛЫХ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ
COURSE-LEANING AS A WAY OF INTRODUCING THE LIFE-LONG EDUCATION CONCEPT TO THE ADULT MEMBERS OF THE PRESENT DAY SOCIETY
Е. В. Корсакова
E. V. Korsakova
ФГБОУ ВПО «Российский государственный педагогический университет имени А. И. Герцена», г. Санкт-Петербург
Аннотация. В статье освещаются актуальные вопросы современного образования, дополнительного образования как формы реализации концепции непрерывного образования взрослых в современном мире; рассматриваются цели дополнительного образования и особенности курсового обучения как формы организации дополнительного образования взрослых; описываются различные типы трудностей, возникающих при включении взрослых в образовательный процесс.
Abstract. The article deals with the highly important issues of contemporary education, with additional education system as a way of introducing the life-long education concept to the adult members of the present day society; the article also highlights the goals of additional educations and the main features of course-leaning as a part of additional education system; moreover, there is a description of different types of hardships which adults have to overcome as they enter the additional education process.
Ключевые слова: современное образование, дополнительное образование, курсовое обучение, взрослые учащиеся, система непрерывного образования.
Keywords: contemporary education, additional education, course-leaning, adult students, lifelong education system.
Актуальность исследуемой проблемы. Актуальность реализации концепции непрерывного образования в рамках глобального информационного общества обусловлена необходимостью постоянного профессионального роста и самосовершенствования специалистов во всех областях знаний. Международный информационный обмен предполагает ведение эффективного диалога с использованием иностранных языков. Курсовое обучение иностранным языкам предлагает взрослым слушателям разнообразные варианты для достижения конкретных образовательных целей.
Материал и методика исследований. В процессе подготовки материала статьи был осуществлен анализ педагогической, психологической, методической литературы; анализ учебного материала современных отечественных и зарубежных учебных пособий, используемых в обучении иностранным языкам взрослых слушателей языковых
курсов, кроме того, проводилось целенаправленное наблюдение за процессом обучения взрослых слушателей курсов иностранных языков. Обобщение исследований преподавания иностранных языков на данных курсах, в том числе личного опыта автора, позволило представить подробное описание особенностей курсового обучения иностранным языкам как основной формы организации образовательного процесса обучения иностранным языкам взрослых слушателей.
Результаты исследований и их обсуждение. Современное общество находится на этапе перехода от индустриального общества к информационному. Сегодня в условиях научно-технического прогресса и усиления роли международного сотрудничества происходят кардинальные изменения во всех сферах жизнедеятельности человека, науке и культуре, государственном устройстве и общественном сознании. Общество диктует людям необходимость постоянного обновления, усовершенствования, коррекции ранее полученных знаний, что обусловливает особую актуальность теории непрерывного образования взрослых в современном мире [3].
В настоящее время система российского образования пребывает на этапе глобальных изменений, обусловленных тенденциями развития современного постинд у-стриального, информационного общества, которое характеризуется ускорением темпов развития, расширением возможностей политического и социального выбора, возрастанием роли человеческого капитала, значительным увеличением сфер межкультурного взаимодействия, ростом конкуренции, что предопределяет необходимость непрерывного профессионального совершенствования взрослых специалистов [1], воспитания толерантности, коммуникабельности, осуществления межкультурной информационной коммуникации, осознания возможности решения глобальных проблем в результате сотрудничества в рамках международного сообщества.
В ответ на образовательный заказ общества разрабатывается множество разнообразных программ обучения взрослых слушателей в рамках системы дополнительного образования. Дополнительное образование призвано «помочь человеку самоопределиться в мире, удовлетворить личностные потребности и интересы, повысить его компетентность, т. е. способность самостоятельно улучшать свои экономические, социальные, политические и культурные условия жизни» [2, 8]. Благодаря дополнительному образованию люди успешно развивают свои способности, обогащают знания, находят новые пути самореализации в различных сферах жизнедеятельности. Включенность в систему дополнительного образования придает уверенность в постоянном развитии личности, способствует формированию творческого потенциала личности [5, 179], желания творческой самореализации [4, 162], образовательного потенциала, чувства собственной успешности.
Практическими целями дополнительного образования являются получение профессиональной подготовки (или переподготовки) в максимально сжатые сроки, приобретение новых знаний и умений, которые позволят решить проблему труд о-устройства, улучшить свою жизнь, осознать возможности изменения своего положения в обществе.
Развивающие цели дополнительного образования, в соответствии с Гамбургской декларацией об обучении взрослых, - это развитие самостоятельности и чувства ответственности, укрепление способности адаптироваться к преобразованиям, происход я-щим в экономике, культуре, обществе в целом.
Курсовое обучение, наряду с дистанционным и индивидуальным обучением, семинарами, тренингами и т. п., является одной из форм организации дополнительного образования. В настоящее время функционирует большое количество курсов для взрослых слушателей, в том числе и курсов иностранных языков, причем дополнительное образование в сфере обучения иностранным языкам является одним из наиболее востребованных. Высокие темпы развития общественных связей с различными странами обуславливают необходимость владения иностранными языками с целью эффективной интеграции в мировое пространство и возможности осуществлять коммуникацию, информационную деятельность за пределами одного языкового сообщества. Владение иностранными языками становится необходимым условием успешного установления связей с иностранными партнерами и карьерного роста личности «успешного взрослого».
Краткосрочные курсы являются основной формой организации образовательного процесса обучения иностранным языкам взрослых слушателей, что соответствует их потребностям в быстром и эффективном освоении коммуникативно значимых аспектов иностранного языка и является возможным при использовании интенсивных методов и методик обучения иностранным языкам и всестороннем учете индивидуальных особенностей каждого обучаемого.
Проблема обучения взрослых, в том числе и курсового обучения иностранным языкам, является актуальным объектом исследований психологов (Б. Г. Ананьева, Л. И. Анциферовой, Ю. Н. Кулюткина, С. Л. Рубинштейна, Е. И. Степановой и др.), педагогов (С. Г. Вершловского, С. И. Змеева, И. А. Колесниковой и др.), методистов (Ж. Л. Вит-лина, Л. Ш. Гегечкори, Н. Н. Мирошниковой, Н. С. Тырхеевой, О. С. Якимчука и др.), анализ которых позволяет обозначить следующие характеристики курсового обучения иностранным языкам:
1) прагматическая направленность процесса обучения. Обучение иностранному языку на краткосрочных курсах не предполагает овладение всей языковой системой, но ориентировано на практическую значимость и последующее пользование иностранным языком как средством общения при всестороннем учете коммуникативных потребностей учащихся;
2) конкретизация целей и задач обучения в ограниченном объеме. Обучение на языковых курсах - это краткосрочное обучение в рамках ограниченной сетки часов, за которые взрослые слушатели желают достигнуть достаточно высоких результатов, поэтому необходимым является «выделение наиболее актуальных и коммуникативно значимых целей и задач» [3];
3) применение особого отбора, организации учебного материала и специально разработанного комплекса упражнений и заданий. В рамках курсового обучения для усвоения отбирается тот материал, который имеет коммуникативную значимость в реальных ситуациях общения в соответствии с коммуникативными потребностями обучающихся. Организация учебного материала предполагает разработку комплекса упражнений и заданий, состоящего из адекватного количества учебных коммуникативно-мотивированных ситуаций с учетом уровня владения учащимися различными видами речевой деятельности и направленного на совершенствование речевых навыков и умений, а также на формирование коммуникативной компетентности учащихся (лингвистической, социокультурной, интерактивной и информационной компетенций в качестве ее составляющих);
4) учащийся как активный субъект интерактивного образовательного процесса. Курсовое обучение иностранному языку направлено на его практическое освоение в результате обильной речевой практики при использовании значительного количества речевых упражнений [6, 72]. Слушатели языковых курсов выступают в роли активных субъектов образовательного процесса, в котором создаются условия для осуществления активного общения, раскрытия особенностей и образовательного потенциала каждой личности, в то время как интерактивность обучения предполагает непосредственное общение между субъектами образовательного процесса;
5) вариативность обучения. Слушатели курсов имеют возможность выбора приоритетов обучения в зависимости от собственных образовательных потребностей. Курсовое обучение может быть ориентировано на различные сферы общения: обиходно-бытовую, учебно-профессиональную, социокультурную, общественно-политическую и т. п. С развитием межкультурных контактов слушатели курсов, выбирая стратегию и приоритеты в обучении, часто отдают предпочтение программам, направленным на овладение основами повседневного и делового общения и на их совершенствование. Особенностью курсового обучения является наличие широких возможностей адаптации программ к образовательным потребностям и уровню владения учащимися иностранным языком;
6) развивающий характер обучения. Развивающая цель является обязательной составляющей целевой структуры образовательного процесса. Развивающий характер обучения предполагает развитие общего кругозора, формирование навыков, умений, компетенций и компетентностей в различных сферах деятельности личности;
7) комплексный характер обучения. В рамках образовательного процесса комплексный характер обучения имеет двойственное выражение. Занятия по овладению иностранным языком имеют комплексный характер, так как в результате обучения предполагается овладение всеми видами речевой деятельности. Кроме того, комплексный характер обучения иностранному языку представлен в единстве образовательной, развивающей и воспитательной целей обучения;
8) курсовое обучение как форма интенсифицированного обучения. На краткосрочных курсах часто применяются интенсивные методы обучения иностранным языкам, поскольку такие курсы предполагают овладение предметом в сжатые сроки, т. е. усвоение большого количества учебного материала и способов работы с ним в сравнительно краткие сроки при высокой концентрации материала в единицу времени с использованием различных видов работы и разнообразных приемов интенсификации (рациональный отбор и организация материала, сочетание традиционных и интенсивных приемов обучения, обеспечение высокой мотивации слушателей, создание благоприятного психологического климата на занятиях и т. д.);
9) дифференцированный подход к учащимся, индивидуализация процесса обучения. Обучение иностранным языкам на краткосрочных курсах проводится в небольших группах с целью достижения индивидуализации и дифференциации образовательного процесса и его максимальной адаптации к образовательным потребностям учащихся при всеобъемлющем учете индивидуальных психофизиологических, социальных и иных особенностей обучающихся;
10) опора на технические средства обучения, использование информационных технологий в образовательном процессе. На этапе перехода к информационному обществу в глобальном образовательном пространстве представлено большое количество информации на современных информационных носителях. Технические средства обу-
чения расширяют возможности преподавания иностранных языков с целью повышения качества усвоения учебного материала, эффективности обучения в целом. Педагогически целесообразное и методически грамотное использование технических средств обучения и различных источников информации увеличивает объем усваиваемой информации и помогает компенсировать факт отсутствия языковой среды, предоставляет возможность применения аутентичных материалов, используя различные каналы восприятия информации.
Включаясь в образовательный процесс в рамках курсового обучения иностранным языкам, взрослому человеку приходится принимать на себя роль ученика, при этом возникает ряд трудностей, таких как:
1) социально-психологические трудности. Часто взрослому человеку трудно и даже страшно оказаться в позиции ученика, «ученические умения» в связи с неприменением в течение определенного времени частично разрушаются, появляются неуверенность и нежелание выполнять обязанности и требования, обусловленные ролью ученика [2];
2) психофизиологические трудности. У многих взрослых людей отмечается наличие внутреннего психологического барьера в отношении своей способности к обучению, основанного на убеждении, что с возрастом снижается способность к восприятию, запоминанию, воспроизведению информации, появляется неуверенность в своих силах; однако доказано, что успешное обучение возможно в течение всей жизни и индивид у-альные способы работы с информацией возможно выработать в любом возрасте, так как в разные периоды жизни память, внимание, мотивация реализуются по -разному;
3) социальные трудности. Осознание необходимости постоянного профессионального роста для осуществления продуктивной жизнедеятельности в современном мире способствует включению взрослого в образовательный процесс, но отсутствие востребованности в его новом уровне образования со стороны социума может повлечь за собой формирование чувства бессмысленности продолжения образования;
4) трудности профессиональной деятельности. Взрослые люди нередко имеют установку на полное знание области своей профессиональной деятельности, предубеждение против нововведений и перемен, причем такие стереотипы значительно снижают эффективность процесса обучения вследствие негативного влияния на мотивацию обучаемых.
Образовательный процесс в рамках языковых курсов предполагает всемерный учет специфики и трудностей в обучении взрослого контингента учащихся в целом и каждого обучаемого в отдельности, причем обучение в рамках языковых курсов направлено на снятие психологических барьеров, формирование атмосферы успешности и взаимодоверия. На наш взгляд, краткосрочные курсы соответствуют актуальным потребностям и социальному заказу современного общества и являются одной из наиболее эффективных форм организации процесса обучения иностранным языкам.
Резюме. Курсовое обучение так же, как и вся система дополнительного образования взрослых, призвано создавать широкие возможности для каждого индивида получать образование в удобных для него пространственно-временных условиях. Образовательная политика в отношении дополнительного образования в сфере обучения иностранным языкам направлена на создание благоприятных условий для удовлетворения индивидуальных образовательных потребностей членов общества и на выполнение социального заказа по организации возможностей для реализации принципа непрерывного образования в соответствии с образовательными стратегиями Совета Европы и Министерства образования и науки Российской Федерации.
ЛИТЕРАТУРА
1. Мазкова, И. Г. Непрерывное образование социально-педагогических кадров: феноменологический контекст / И. Г. Мазкова, С. Н. Толстикова // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева. - 2012. - № 2 (74). Ч. 2. - С. 85-90.
2. Образование взрослых: реальности, проблемы, прогноз / под ред. С. Г. Вершловского. - СПб. : Государственный университет педагогического мастерства, 1998. - 161 с.
3. Рассудова, О. П. Вопросы методики обучения устной речи на краткосрочных курсах русского языка / О. П. Рассудова // Проблемы краткосрочного обучения русскому языку иностранцев. - М. : Русский язык, 1977. - С. 41-45.
4. Тенюкова, Г. Г. Структура, компоненты и критерии готовности подростков к творческой самореализации в системе дополнительного образования / Г. Г. Тенюкова, К. Н. Коданева // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева. - 2011. - № 4 (72). Ч. 2. - С. 161-166.
5. Шевченко, О. В. Дополнительное образование детей как необходимое звено реализации творческого потенциала личности / О. В. Шевченко // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева. - 2011. - № 1 (69). Ч. 2. - С. 179-183.
6. Щукин, А. Н. Методика преподавания русского языка как иностранного / А. Н. Щукин. - М. : Высшая школа, 2003. - 334 с.