Научная статья на тему 'Курсовое обучение иностранным языкам как форма реализации концепции непрерывного образования взрослых в современном обществе'

Курсовое обучение иностранным языкам как форма реализации концепции непрерывного образования взрослых в современном обществе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
192
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОВРЕМЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / CONTEMPORARY EDUCATION / ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ADDITIONAL EDUCATION / КУРСОВОЕ ОБУЧЕНИЕ / ВЗРОСЛЫЕ УЧАЩИЕСЯ / ADULT STUDENTS / СИСТЕМА НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / LIFE-LONG EDUCATION SYSTEM / COURSE-LEANING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Корсакова Екатерина Владимировна

В статье освещаются актуальные вопросы современного образования, дополнительного образования как формы реализации концепции непрерывного образования взрослых в современном мире; рассматриваются цели дополнительного образования и особенности курсового обучения как формы организации дополнительного образования взрослых; описываются различные типы трудностей, возникающих при включении взрослых в образовательный процесс.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Корсакова Екатерина Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COURSE-LEANING AS A WAY OF INTRODUCING THE LIFE-LONG EDUCATION CONCEPT TO THE ADULT MEMBERS OF THE PRESENT DAY SOCIETY

The article deals with the highly important issues of contemporary education, with additional education system as a way of introducing the life-long education concept to the adult members of the present day society; the article also highlights the goals of additional educations and the main features of course-leaning as a part of additional education system; moreover, there is a description of different types of hardships which adults have to overcome as they enter the additional education process.

Текст научной работы на тему «Курсовое обучение иностранным языкам как форма реализации концепции непрерывного образования взрослых в современном обществе»

УДК 378.046.4

КУРСОВОЕ ОБУЧЕНИЕ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ КАК ФОРМА РЕАЛИЗАЦИИ КОНЦЕПЦИИ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ВЗРОСЛЫХ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ

COURSE-LEANING AS A WAY OF INTRODUCING THE LIFE-LONG EDUCATION CONCEPT TO THE ADULT MEMBERS OF THE PRESENT DAY SOCIETY

Е. В. Корсакова

E. V. Korsakova

ФГБОУ ВПО «Российский государственный педагогический университет имени А. И. Герцена», г. Санкт-Петербург

Аннотация. В статье освещаются актуальные вопросы современного образования, дополнительного образования как формы реализации концепции непрерывного образования взрослых в современном мире; рассматриваются цели дополнительного образования и особенности курсового обучения как формы организации дополнительного образования взрослых; описываются различные типы трудностей, возникающих при включении взрослых в образовательный процесс.

Abstract. The article deals with the highly important issues of contemporary education, with additional education system as a way of introducing the life-long education concept to the adult members of the present day society; the article also highlights the goals of additional educations and the main features of course-leaning as a part of additional education system; moreover, there is a description of different types of hardships which adults have to overcome as they enter the additional education process.

Ключевые слова: современное образование, дополнительное образование, курсовое обучение, взрослые учащиеся, система непрерывного образования.

Keywords: contemporary education, additional education, course-leaning, adult students, lifelong education system.

Актуальность исследуемой проблемы. Актуальность реализации концепции непрерывного образования в рамках глобального информационного общества обусловлена необходимостью постоянного профессионального роста и самосовершенствования специалистов во всех областях знаний. Международный информационный обмен предполагает ведение эффективного диалога с использованием иностранных языков. Курсовое обучение иностранным языкам предлагает взрослым слушателям разнообразные варианты для достижения конкретных образовательных целей.

Материал и методика исследований. В процессе подготовки материала статьи был осуществлен анализ педагогической, психологической, методической литературы; анализ учебного материала современных отечественных и зарубежных учебных пособий, используемых в обучении иностранным языкам взрослых слушателей языковых

курсов, кроме того, проводилось целенаправленное наблюдение за процессом обучения взрослых слушателей курсов иностранных языков. Обобщение исследований преподавания иностранных языков на данных курсах, в том числе личного опыта автора, позволило представить подробное описание особенностей курсового обучения иностранным языкам как основной формы организации образовательного процесса обучения иностранным языкам взрослых слушателей.

Результаты исследований и их обсуждение. Современное общество находится на этапе перехода от индустриального общества к информационному. Сегодня в условиях научно-технического прогресса и усиления роли международного сотрудничества происходят кардинальные изменения во всех сферах жизнедеятельности человека, науке и культуре, государственном устройстве и общественном сознании. Общество диктует людям необходимость постоянного обновления, усовершенствования, коррекции ранее полученных знаний, что обусловливает особую актуальность теории непрерывного образования взрослых в современном мире [3].

В настоящее время система российского образования пребывает на этапе глобальных изменений, обусловленных тенденциями развития современного постинд у-стриального, информационного общества, которое характеризуется ускорением темпов развития, расширением возможностей политического и социального выбора, возрастанием роли человеческого капитала, значительным увеличением сфер межкультурного взаимодействия, ростом конкуренции, что предопределяет необходимость непрерывного профессионального совершенствования взрослых специалистов [1], воспитания толерантности, коммуникабельности, осуществления межкультурной информационной коммуникации, осознания возможности решения глобальных проблем в результате сотрудничества в рамках международного сообщества.

В ответ на образовательный заказ общества разрабатывается множество разнообразных программ обучения взрослых слушателей в рамках системы дополнительного образования. Дополнительное образование призвано «помочь человеку самоопределиться в мире, удовлетворить личностные потребности и интересы, повысить его компетентность, т. е. способность самостоятельно улучшать свои экономические, социальные, политические и культурные условия жизни» [2, 8]. Благодаря дополнительному образованию люди успешно развивают свои способности, обогащают знания, находят новые пути самореализации в различных сферах жизнедеятельности. Включенность в систему дополнительного образования придает уверенность в постоянном развитии личности, способствует формированию творческого потенциала личности [5, 179], желания творческой самореализации [4, 162], образовательного потенциала, чувства собственной успешности.

Практическими целями дополнительного образования являются получение профессиональной подготовки (или переподготовки) в максимально сжатые сроки, приобретение новых знаний и умений, которые позволят решить проблему труд о-устройства, улучшить свою жизнь, осознать возможности изменения своего положения в обществе.

Развивающие цели дополнительного образования, в соответствии с Гамбургской декларацией об обучении взрослых, - это развитие самостоятельности и чувства ответственности, укрепление способности адаптироваться к преобразованиям, происход я-щим в экономике, культуре, обществе в целом.

Курсовое обучение, наряду с дистанционным и индивидуальным обучением, семинарами, тренингами и т. п., является одной из форм организации дополнительного образования. В настоящее время функционирует большое количество курсов для взрослых слушателей, в том числе и курсов иностранных языков, причем дополнительное образование в сфере обучения иностранным языкам является одним из наиболее востребованных. Высокие темпы развития общественных связей с различными странами обуславливают необходимость владения иностранными языками с целью эффективной интеграции в мировое пространство и возможности осуществлять коммуникацию, информационную деятельность за пределами одного языкового сообщества. Владение иностранными языками становится необходимым условием успешного установления связей с иностранными партнерами и карьерного роста личности «успешного взрослого».

Краткосрочные курсы являются основной формой организации образовательного процесса обучения иностранным языкам взрослых слушателей, что соответствует их потребностям в быстром и эффективном освоении коммуникативно значимых аспектов иностранного языка и является возможным при использовании интенсивных методов и методик обучения иностранным языкам и всестороннем учете индивидуальных особенностей каждого обучаемого.

Проблема обучения взрослых, в том числе и курсового обучения иностранным языкам, является актуальным объектом исследований психологов (Б. Г. Ананьева, Л. И. Анциферовой, Ю. Н. Кулюткина, С. Л. Рубинштейна, Е. И. Степановой и др.), педагогов (С. Г. Вершловского, С. И. Змеева, И. А. Колесниковой и др.), методистов (Ж. Л. Вит-лина, Л. Ш. Гегечкори, Н. Н. Мирошниковой, Н. С. Тырхеевой, О. С. Якимчука и др.), анализ которых позволяет обозначить следующие характеристики курсового обучения иностранным языкам:

1) прагматическая направленность процесса обучения. Обучение иностранному языку на краткосрочных курсах не предполагает овладение всей языковой системой, но ориентировано на практическую значимость и последующее пользование иностранным языком как средством общения при всестороннем учете коммуникативных потребностей учащихся;

2) конкретизация целей и задач обучения в ограниченном объеме. Обучение на языковых курсах - это краткосрочное обучение в рамках ограниченной сетки часов, за которые взрослые слушатели желают достигнуть достаточно высоких результатов, поэтому необходимым является «выделение наиболее актуальных и коммуникативно значимых целей и задач» [3];

3) применение особого отбора, организации учебного материала и специально разработанного комплекса упражнений и заданий. В рамках курсового обучения для усвоения отбирается тот материал, который имеет коммуникативную значимость в реальных ситуациях общения в соответствии с коммуникативными потребностями обучающихся. Организация учебного материала предполагает разработку комплекса упражнений и заданий, состоящего из адекватного количества учебных коммуникативно-мотивированных ситуаций с учетом уровня владения учащимися различными видами речевой деятельности и направленного на совершенствование речевых навыков и умений, а также на формирование коммуникативной компетентности учащихся (лингвистической, социокультурной, интерактивной и информационной компетенций в качестве ее составляющих);

4) учащийся как активный субъект интерактивного образовательного процесса. Курсовое обучение иностранному языку направлено на его практическое освоение в результате обильной речевой практики при использовании значительного количества речевых упражнений [6, 72]. Слушатели языковых курсов выступают в роли активных субъектов образовательного процесса, в котором создаются условия для осуществления активного общения, раскрытия особенностей и образовательного потенциала каждой личности, в то время как интерактивность обучения предполагает непосредственное общение между субъектами образовательного процесса;

5) вариативность обучения. Слушатели курсов имеют возможность выбора приоритетов обучения в зависимости от собственных образовательных потребностей. Курсовое обучение может быть ориентировано на различные сферы общения: обиходно-бытовую, учебно-профессиональную, социокультурную, общественно-политическую и т. п. С развитием межкультурных контактов слушатели курсов, выбирая стратегию и приоритеты в обучении, часто отдают предпочтение программам, направленным на овладение основами повседневного и делового общения и на их совершенствование. Особенностью курсового обучения является наличие широких возможностей адаптации программ к образовательным потребностям и уровню владения учащимися иностранным языком;

6) развивающий характер обучения. Развивающая цель является обязательной составляющей целевой структуры образовательного процесса. Развивающий характер обучения предполагает развитие общего кругозора, формирование навыков, умений, компетенций и компетентностей в различных сферах деятельности личности;

7) комплексный характер обучения. В рамках образовательного процесса комплексный характер обучения имеет двойственное выражение. Занятия по овладению иностранным языком имеют комплексный характер, так как в результате обучения предполагается овладение всеми видами речевой деятельности. Кроме того, комплексный характер обучения иностранному языку представлен в единстве образовательной, развивающей и воспитательной целей обучения;

8) курсовое обучение как форма интенсифицированного обучения. На краткосрочных курсах часто применяются интенсивные методы обучения иностранным языкам, поскольку такие курсы предполагают овладение предметом в сжатые сроки, т. е. усвоение большого количества учебного материала и способов работы с ним в сравнительно краткие сроки при высокой концентрации материала в единицу времени с использованием различных видов работы и разнообразных приемов интенсификации (рациональный отбор и организация материала, сочетание традиционных и интенсивных приемов обучения, обеспечение высокой мотивации слушателей, создание благоприятного психологического климата на занятиях и т. д.);

9) дифференцированный подход к учащимся, индивидуализация процесса обучения. Обучение иностранным языкам на краткосрочных курсах проводится в небольших группах с целью достижения индивидуализации и дифференциации образовательного процесса и его максимальной адаптации к образовательным потребностям учащихся при всеобъемлющем учете индивидуальных психофизиологических, социальных и иных особенностей обучающихся;

10) опора на технические средства обучения, использование информационных технологий в образовательном процессе. На этапе перехода к информационному обществу в глобальном образовательном пространстве представлено большое количество информации на современных информационных носителях. Технические средства обу-

чения расширяют возможности преподавания иностранных языков с целью повышения качества усвоения учебного материала, эффективности обучения в целом. Педагогически целесообразное и методически грамотное использование технических средств обучения и различных источников информации увеличивает объем усваиваемой информации и помогает компенсировать факт отсутствия языковой среды, предоставляет возможность применения аутентичных материалов, используя различные каналы восприятия информации.

Включаясь в образовательный процесс в рамках курсового обучения иностранным языкам, взрослому человеку приходится принимать на себя роль ученика, при этом возникает ряд трудностей, таких как:

1) социально-психологические трудности. Часто взрослому человеку трудно и даже страшно оказаться в позиции ученика, «ученические умения» в связи с неприменением в течение определенного времени частично разрушаются, появляются неуверенность и нежелание выполнять обязанности и требования, обусловленные ролью ученика [2];

2) психофизиологические трудности. У многих взрослых людей отмечается наличие внутреннего психологического барьера в отношении своей способности к обучению, основанного на убеждении, что с возрастом снижается способность к восприятию, запоминанию, воспроизведению информации, появляется неуверенность в своих силах; однако доказано, что успешное обучение возможно в течение всей жизни и индивид у-альные способы работы с информацией возможно выработать в любом возрасте, так как в разные периоды жизни память, внимание, мотивация реализуются по -разному;

3) социальные трудности. Осознание необходимости постоянного профессионального роста для осуществления продуктивной жизнедеятельности в современном мире способствует включению взрослого в образовательный процесс, но отсутствие востребованности в его новом уровне образования со стороны социума может повлечь за собой формирование чувства бессмысленности продолжения образования;

4) трудности профессиональной деятельности. Взрослые люди нередко имеют установку на полное знание области своей профессиональной деятельности, предубеждение против нововведений и перемен, причем такие стереотипы значительно снижают эффективность процесса обучения вследствие негативного влияния на мотивацию обучаемых.

Образовательный процесс в рамках языковых курсов предполагает всемерный учет специфики и трудностей в обучении взрослого контингента учащихся в целом и каждого обучаемого в отдельности, причем обучение в рамках языковых курсов направлено на снятие психологических барьеров, формирование атмосферы успешности и взаимодоверия. На наш взгляд, краткосрочные курсы соответствуют актуальным потребностям и социальному заказу современного общества и являются одной из наиболее эффективных форм организации процесса обучения иностранным языкам.

Резюме. Курсовое обучение так же, как и вся система дополнительного образования взрослых, призвано создавать широкие возможности для каждого индивида получать образование в удобных для него пространственно-временных условиях. Образовательная политика в отношении дополнительного образования в сфере обучения иностранным языкам направлена на создание благоприятных условий для удовлетворения индивидуальных образовательных потребностей членов общества и на выполнение социального заказа по организации возможностей для реализации принципа непрерывного образования в соответствии с образовательными стратегиями Совета Европы и Министерства образования и науки Российской Федерации.

ЛИТЕРАТУРА

1. Мазкова, И. Г. Непрерывное образование социально-педагогических кадров: феноменологический контекст / И. Г. Мазкова, С. Н. Толстикова // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева. - 2012. - № 2 (74). Ч. 2. - С. 85-90.

2. Образование взрослых: реальности, проблемы, прогноз / под ред. С. Г. Вершловского. - СПб. : Государственный университет педагогического мастерства, 1998. - 161 с.

3. Рассудова, О. П. Вопросы методики обучения устной речи на краткосрочных курсах русского языка / О. П. Рассудова // Проблемы краткосрочного обучения русскому языку иностранцев. - М. : Русский язык, 1977. - С. 41-45.

4. Тенюкова, Г. Г. Структура, компоненты и критерии готовности подростков к творческой самореализации в системе дополнительного образования / Г. Г. Тенюкова, К. Н. Коданева // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева. - 2011. - № 4 (72). Ч. 2. - С. 161-166.

5. Шевченко, О. В. Дополнительное образование детей как необходимое звено реализации творческого потенциала личности / О. В. Шевченко // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева. - 2011. - № 1 (69). Ч. 2. - С. 179-183.

6. Щукин, А. Н. Методика преподавания русского языка как иностранного / А. Н. Щукин. - М. : Высшая школа, 2003. - 334 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.