Научная статья на тему 'Дополнительное профессиональное образование: осознанный выбор студентов или реалии современного общества'

Дополнительное профессиональное образование: осознанный выбор студентов или реалии современного общества Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
259
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
STUDENTS / ADDITIONAL PROFESSIONAL EDUCATION / ADDITIONAL EDUCATION / NON-STOP PROFESSIONAL EDUCATION / СТУДЕНТЫ / ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / НЕПРЕРЫВНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Никифорова Наталия Александровна

Рассматриваются различные научные подходы в гуманистической педагогике, которая является базовым компонентом, на основе которого формируется дополнительное профессиональное образование. В настоящее время в современном гуманистическом обществе возникла тенденция необходимости получения дополнительных профессиональных знаний, которые не входят в рамки общего инженерного образования. Программы вузов предусматривают возможность получения дополнительного профессионального образования. Для выявления отношения студентов I–II курсов к дополнительному профессиональному образованию был использован метод опроса. Рассматриваются результаты опроса, проведенного среди студентов I–II курсов, обучающихся по специализации «Строительство» в Томском государственном архитектурно-строительном университете. Целью опроса является заинтересованность студентов в собственном интеллектуальном развитии в рамках дополнительного профессионального образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ADDITIONAL PROFESSIONAL EDUCATION: THE STUDENTS’ CONSCIOUS CHOICE OR THE REALITY OF THE MODERN SOCIETY

The article deals with different scientific researches in the field of the humanistic pedagogy, which is the basis component forming the additional professional education. At the present day the tendency of getting additional professional knowledge is very important in the modern society. This knowledge is not included in the sphere of general engineering education. The universities’ curricula have the opportunity to get the additional professional education. The method of inquiry was used to find out the attitude of the 1st and 2nd -year students to the additional professional education. The results of the inquiry of the 1st and the 2ndyear students, who have the specialization “The building” in Tomsk State University of architecture and building, are given in this article. The aim of the inquiry is the students’ concernment in their own intellectual development in the field of additional professional education.

Текст научной работы на тему «Дополнительное профессиональное образование: осознанный выбор студентов или реалии современного общества»

Н. А. Никифорова. Дополнительное профессиональное образование: осознанный выбор студентов...

УДК 159.922

Н. А. Никифорова

ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: ОСОЗНАННЫЙ ВЫБОР СТУДЕНТОВ ИЛИ РЕАЛИИ СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА

Рассматриваются различные научные подходы в гуманистической педагогике, которая является базовым компонентом, на основе которого формируется дополнительное профессиональное образование. В настоящее время в современном гуманистическом обществе возникла тенденция необходимости получения дополнительных профессиональных знаний, которые не входят в рамки общего инженерного образования. Программы вузов предусматривают возможность получения дополнительного профессионального образования. Для выявления отношения студентов 1-11 курсов к дополнительному профессиональному образованию был использован метод опроса. Рассматриваются результаты опроса, проведенного среди студентов 1-11 курсов, обучающихся по специализации «Строительство» в Томском государственном архитектурно-строительном университете. Целью опроса является заинтересованность студентов в собственном интеллектуальном развитии в рамках дополнительного профессионального образования.

Ключевые слова: студенты, дополнительное профессиональное образование, дополнительное образование, непрерывное профессиональное образование.

Гуманистическая педагогика, основоположниками которой являются Я. А. Коменский, И. Г. Песталоцци, Ж. Ж. Руссо, служит основой для развития и становления системы дополнительного образования. В современной педагогической литературе развитию дополнительного образования уделяется большое внимание. В работах В. В. Давыдова, Е. И. Исаева, В. И. Слободчикова, Г. А. Цукерман рассматриваются его психологические аспекты. С. Г. Вершловский, Н. В. Волкова, В. П. Гудонис в своих работах поднимают вопросы выявления и формирования образовательных потребностей. Л. Н. Антонова рассматривает дополнительное образование как социологическую проблему. В. М. Александров, О. С. Анисимов, П. Ф. Анисимов, Н. И. Булаев, Б. З. Вульфов, Б. С. Гершунский, В. М. Демин, А. М. Новиков, Э. М. Чухраев пишут о перспективах дополнительного образования [1].

В качестве структурного компонента непрерывного образования дополнительное образование анализируется в работах Л. А. Балакиревой, Л. Н. Бегали, Н. М. Божко, С. Г. Вер-шловского, А. В. Даринского, В. А. Кочнева, Ю. Н. Кулюткина, Л. Н. Лесохиной, Г. С. Су-хобской и других [1].

А. В. Скачков определяет дополнительное образование как «специфическую органическую часть системы общего и профессионального образования, представляющую собой процесс и результат становления личности в условиях развивающей среды, предоставляющую учащимся интеллектуальные, психолого-педагогические, образовательные, развивающие и другие услуги на основе свободного выбора и самоопределения» [1].

Н. С. Волкова в статье «Анализ системы дополнительного профессионального образования России и его роль в современных условиях» предлагает рассматривать дополнительное образование как «целенаправленный процесс воспитания и обучения посредством реализации дополнительных образовательных программ, дополнительных образовательных услуг и иной информационно-образовательной деятельности за пределами основных образовательных программ в интересах человека, общества, государства» [2]. Следует доба-

вить, что «в Российской Федерации на уровне правительства принят ряд видов ДПО, к наиболее распространенным из которых относятся повышение квалификации, стажировка и переподготовка» [2].

Созданы разные системы дополнительного профессионального образования как на государственном уровне, так и на региональных уровнях [3].

Система дополнительного профессионального образования создана для профессиональной переподготовки, повышения квалификации профессиональной направленности взрослого населения Российской Федерации, т. е. она обращена к будущему нынешних студентов, которые по-разному реагируют на определенные жизненные ситуации. В частности, в их отношении к предметам гуманитарного и естественнонаучного циклов, будущей профессии, возможности и желанию получения дополнительного образования и т. д.

Следует отметить, что некоторые студенты I курса начинают обучение сразу в двух высших учебных заведениях или на двух разных факультетах одного вуза для повышения своей будущей конкурентоспособности на рынке труда. Их сокурсники полагают, что для успешной трудовой деятельности достаточно получения одного высшего образования.

В связи с этим нас заинтересовало отношение студентов I—II курсов к дополнительному профессиональному образованию.

Для выявления отношения студентов I—II курсов к дополнительному профессиональному образованию был использован опрос. Согласно «Большой Советской Энциклопедии» мы предлагаем следующую трактовку данного термина: «Опрос, метод сбора первичной информации, применяемый в социальных исследованиях. Цель опроса - получение информации об объективных и (или) субъективных (мнения, настроения и т. п.) фактах со слов опрашиваемого» [4]. Некоторые авторы полагают, что вербальные средства имеют серьезное влияние на восприятие реципиентом предлагаемой информации. Так, И. В. Михайлова, Т. А. Барис полагают: «Язык выполняет функцию коммуникативного транслятора средств, нужных для интерактивного взаимодействия субъектов социума. Двухсторонний процесс интеракции позволяет рассматривать коммуникативно-психологическое рвение индивидуума к данной цели в рамках некой социальной ситуации» [5].

Опрос проводился в форме беседы по теме «Моя будущая профессия». Эта форма была выбрана с целью получения достоверной информации, так как в ходе опроса можно задать уточняющие вопросы, например: 1) «Почему Вы выбрали эту профессию?»; 2) «Что Вы о ней знаете?»; 3) «Чем она Вас привлекает?»; 4) «Кто посоветовал Вам выбрать эту профессию? Почему?»; 5) «Что вам необходимо, чтобы стать настоящим профессионалом?»; 6) «Каким Вы видите себя через 5 лет?» и т. д.

Выборка, на основе которой проводилось исследование, представляет собой студентов I-II курсов, обучающихся в Томском государственном архитектурно-строительном университете (ТГАСУ). Количество студентов - 95: девушек - 30, юношей - 65, возраст -18-20 лет.

Были получены следующие результаты: 45 % студентов планируют получить дополнительное образование к основному высшему образованию для обеспечения своей конкурентоспособности на рынке труда. Они также считают, что для работы с людьми, особенно при создании собственного предприятия, профессионалу (в нашем случае - инженеру) необходимо иметь углубленные знания по психологии, юриспруденции, экономике и владеть иностранным языком или несколькими иностранными языками.

А 20 % студентов, участвовавших в опросе, собираются получать второе высшее образование, не связанное с первым базовым образованием, для себя, «мне это интересно», «хочу», осознавая, что это повлечет временною и финансовые затраты.

H. А. Никифорова. Дополнительное профессиональное образование: осознанный выбор студентов...

Такое же количество студентов, 20 %, отвергли необходимость получения дополнительного профессионального образования в ближайшие годы, выразив свое мнение следующим образом: «Нам хватит тех знаний, что мы получаем в университете, мы будем работать, нам нужно зарабатывать деньги».

Участвовавшие в опросе 15 % студентов высказались за получение дополнительного профессионального образования, в соответствии с требованием работодателя, в дальнейшем влияющим на карьерный рост и заработную плату, и/или при получении дополнительного профессионального образования «без отрыва от производства».

Многие работодатели выставляют дополнительные требования к основному профобразованию претендентов на вакантную должность, например требования к определенному уровню знания иностранного языка, подтвержденному сертификатом. Таким образом, можно сделать следующие выводы:

1. Студенты осознают необходимость получения дополнительного профессионального образования в рамках непрерывного профессионального образования, так как скорость устаревания технической информации увеличивается с каждым годом.

2. Требования студентов к дополнительному профессиональному образованию зависят от выбранной студентами специализации.

3. Осознание необходимости получения дополнительного образования как части непрерывного профессионального образования для возможности познания мира в его муль-тикультурном пространстве (конференции, семинары, обучение в рамках профессиональной деятельности).

4. Студентам, планирующим получение дополнительного образования, важно наличие гарантий совмещения образовательного процесса и работы по специальности вне зависимости от возраста и полоролевой принадлежности студентов.

5. Получение дополнительного образования положительно воспринимается студентами в эмоциальном плане, если оно потенциально способно принести реальный доход в будущем и дает новые жизненные перспективы.

6. Дополнительное образование и непрерывное профессиональное образование рассматриваются частью студентов как средство обеспечения карьерного роста.

Список литературы

I. Пекут М. В. Становление и развитие системы дополнительного профессионального образования. URL: http://superinf. ru/view_helpstud.php?id=3080 (дата обращения: 03.11.2015).

2. Волкова Н. С. Анализ системы дополнительного профессионального образования России и его роль в современных условиях // Молодой ученый. 2012. № 5. С. 412-415. URL: http://www.moluch.ru/archive/40/4761/ (дата обращения: 03.11.2015).

3. Указ Президента РФ от 28 декабря 2006 г. № 1474. URL: Система ГАРАНТ: http://base.garant.ru/190414/ (дата обращения: 05.11.2015).

4. Большая Советская Энциклопедия [сайт]. URL: http://dic.academic.ru/contents.nsf/enc3p/ (дата обращения: 03.11.2015).

5. Михайлова И. В., Барис Т. А. Основные этапы использования языковых средств нарративных конструктов в инвариантной модели коммуникативной интеракции // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2012. Вып. 10 (125). С. 21-24.

Никифорова Н. А., аспирант.

Томский государственный педагогический университет.

Ул. Киевская, 60, Томск, Россия, 634061.

Томский государственный архитектурно-строительный университет.

Пл. Соляная, 2, корп. 3, Томск, Россия, 634003. E-mail: [email protected]

Материал поступил в редакцию 12.11.2015.

N. A. Nikiforova

THE ADDITIONAL PROFESSIONAL EDUCATION: THE STUDENTS' CONSCIOUS CHOICE OR THE REALITY

OF THE MODERN SOCIETY

The article deals with different scientific researches in the field of the humanistic pedagogy, which is the basis component forming the additional professional education. At the present day the tendency of getting additional professional knowledge is very important in the modern society. This knowledge is not included in the sphere of general engineering education. The universities' curricula have the opportunity to get the additional professional education. The method of inquiry was used to find out the attitude of the 1st and 2nd -year students to the additional professional education. The results of the inquiry of the 1st and the 2nd- year students, who have the specialization "The building" in Tomsk State University of architecture and building, are given in this article. The aim of the inquiry is the students' concernment in their own intellectual development in the field of additional professional education.

Key words: students, additional professional education, additional education, non-stop professional education.

References

1. Pekut M. V. Stanovleniye i razvitiye sistemy dopolnitel'nogo professional'nogo obrazovaniya [Formation and development of the system of additional professional education]. URL: http://superinf.ru/view_helpstud.php?id=3080 (accessed 03 November 2015) (in Russian).

2. Volkova N. S. Analiz sistemy dopolnitel'nogo professional'nogo obrazovaniya Rossii i ego rol' v sovremenykh usloviyakh [Analysis of the system of additional professional education of Russia and its role in the modern conditions]. Molodoy uchenyy -Young Scientist, 2012, no. 5, pp. 412-415. URL: http://www.moluch.ru/archive/40/4761/ (accessed 03 November 2015) (in Russian).

3. Ukaz Prezidenta Rossiyskoy Federastii [The Decree of the President of the Russian Federation December 28, 2006, N1474]. URL: http://base.garant.ru/190414/ (accessed 03 November 2015) (in Russian).

4. Bol'shaya Sovetskaya Enstiklopediya [The Great Soviet Encyclopedia]. URL: http://dic.academic.ru/contents.nsf/enc3p/ (accessed November 03, 2015) (in Russian)

5. Mikhaylova I. V., Baris T. A. Osnovnye etapy ispolzovaniya yazykovykh sredstv narrativnykh konstruktov v invariativnoy modeli kommunikativnoy interakstii [The usage variety of linguistic means in narrative construction of relatively opened verbal type]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta - TSPU Bulletin, 2012, no. 10 (125), pp. 21-24 (in Russian).

Nikiforova N. A.

Tomsk State Pedagogical University.

Ul. Kievskaya, 60, Tomsk, Russia, 634061.

Tomsk State University of Architecture and Building.

Pl. Solyanaya, 2, build. 3, Tomsk, Russia, 634003. E-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.