Научная статья на тему 'Система научно - исследовательской работы студентов в университетах Российской Империи в конце ХІХ -начале ХХ века'

Система научно - исследовательской работы студентов в университетах Российской Империи в конце ХІХ -начале ХХ века Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
97
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
E-Scio
Область наук
Ключевые слова
EDUCATION / SCIENCE PRINCIPLE / RESEARCH / STUDENT / ОБРАЗОВАНИЕ / ПРИНЦИП НАУЧНОСТИ / НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА / СТУДЕНТ / ИССЛЕДОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кузёма Т. Б.

В статье описывается система научно-исследовательской работы студентов в университетах Российской Империи в конце ХІХ начале ХХ века. Определены задачи научно-исследовательской работы студентов. Обозначены основные направления научно-исследовательской работы студентов. Проанализированы основные формы организации научно-исследовательской деятельности в высших учебных заведениях Российской Империи.The article describes the system of research work of students in the universities of the Russian Empire in the late 19th and early 20th centuries. The tasks of research work of students have been defined. The main areas of research work of students are marked. The main forms of research and activity in higher education institutions of the Russian Empire have been analyzed.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Система научно - исследовательской работы студентов в университетах Российской Империи в конце ХІХ -начале ХХ века»

УДК 37.013.2

Психолого-педагогические науки

Кузёма Т. Б., доцент кафедры «Лингводидактика и зарубежная филология» Севастопольский государственный университет, Россия, г. Севастополь

СИСТЕМА НАУЧНО - ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ В УНИВЕРСИТЕТАХ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ В КОНЦЕ Х1Х -НАЧАЛЕ ХХ ВЕКА

Аннотация: В статье описывается система научно-исследовательской работы студентов в университетах Российской Империи в конце Х1Х - начале ХХ века. Определены задачи научно-исследовательской работы студентов. Обозначены основные направления научно-исследовательской работы студентов. Проанализированы основные формы организации научно-исследовательской деятельности в высших учебных заведениях Российской Империи.

Ключевые слова: образование, принцип научности, научно-исследовательская работа, студент, исследование.

Abstract: The article describes the system of research work of students in the universities of the Russian Empire in the late 19th and early 20th centuries. The tasks of research work of students have been defined. The main areas of research work of students are marked. The main forms of research and activity in higher education institutions of the Russian Empire have been analyzed.

Keywords: education, science principle, research, student, research.

В ХХ1 веке привлечения студентов к научно-исследовательской работе является одним из важных условий модернизации системы высшего образования. Использование творческих поисков и достижений отечественной

педагогической теории и практики в этом вопросе представляет особую ценность. Интересным является возрождение деятельности научных студенческих обществ, лабораторий, съездов, конгрессов, систематическое участие в работе которых позволит студентам познакомиться с новой научной литературой, даст возможность расширить и углубить знания в различных сферах науки, развивать научное и творческое мышление, ответственность, умение отстаивать свою точку зрения. Они создают условия для всестороннего, наиболее полного развития и реализации творческого и научного потенциала студентов, формируют научные традиции, позволяют поддерживать интеллектуальную деятельность студентов и активизировать их познавательные способности (проведение чтений, организация дискуссий, чтения и обсуждения докладов). Переосмысление педагогического опыта педагогов конца Х1Х - начала ХХ века представлено в работах многих прогрессивных отечественных педагогов (А.В. Вишнякова, С.Т. Золотухина, В.А. Мироненко, А.М. Петров, В.Е. Проневая), но его дальнейшая интерпретация и творческая реализация в современном процессе образования позволяет говорить об актуальности данной темы.

Проведенное исследование позволяет отметить, что в рассматриваемый период интенсивное развитие науки и грамотная организация научной деятельности в университетах Российской Империи стали носить более прикладную и практическую направленность. Это факт, можно объяснить особенностями развития науки конца Х1Х - начала ХХ века: 1. Активный рост всех ее научных сфер и научных направлений, что сопровождалось чередой важных открытий, появлением новых прогрессивных теорий, концепций, идей, которые впоследствии оформились в новые научные области. Все это способствовало разделению отдельных областей научных знаний на более узкие сферы, специальные отрасли, и одновременно способствовало их интеграции. 2. Отказ от метафизики и романтизма в пользу позитивизма, который в исследуемый период был представлен в системе достоверных и конкретных данных о природе социальных и физических явлений. Эта область

нуждалась в фундаментальных и систематических, практических, лабораторных исследованиях. 3. Развитие качественной экспериментальной базы. Благодаря очевидным успехам в сфере приборостроения, возможными стали научные экспериментальные исследования в различных научных сферах, которые проводились на постоянной основе.

Анализ литературы историко-педагогического характера [1; 2; 3] показал, что все это в полной мере отвечало целям, задачам, требованиям организации научной деятельности в университетах Российской Империи, которая предусматривала обязательное объединение совместных усилий студентов и преподавателей для решения конкретных научных вопросов. Отметим тот факт, что как кафедры, так и лаборатории высших учебных заведений страны начали играть важную роль в общем процессе развития науки. Также нельзя не отметить рост авторитета университетов, которые заняли прочные позиции в сфере организации научно-исследовательской деятельности и стали не только учебными, но и научными центрами Российской Империи.

Повышению статуса университетской науки, способствовало массовое и эффективное участие студенческой молодежи в научной деятельности высших учебных заведений Российской Империи, что стало обязательным условием обеспечения высокого качества профессиональной подготовки специалистов и непрерывного обновления содержания образования [4].

В ходе научного поиска было установлено, что студенческая научно -исследовательская работа в университетах страны позволила решить ряд важных вопросов: 1. Мотивация и развитие у студентов активного интереса к научно-исследовательской работе; 2. Создание предпосылок для возможного воспитания, формирования и самореализации личностных творческих способностей студентов и их творческого потенциала; 3. Расширение кругозора студентов, как в теоретическом, так и в практическом плане, развитие их научной эрудиции; 4. Создание эффективного профессионального отбора наиболее одаренной, способной, талантливой, перспективной молодежи для дальнейшего пополнения ими научных и педагогических кадров университетов

Российской Империи; 5. Популяризация научных знаний и форм научного творчества среди студенческой молодежи, стимулирование их научного интереса к фундаментальным исследованиям в университете; 6. Внедрение студентов в научную деятельность на самых ранних этапах обучения в высших учебных заведениях; 7. Содействие профессоров студентам, занимающимся наукой; в овладении научными методами; 8. Воспитание творческого отношения у студентов к своей профессиональной деятельности через научно-исследовательскую деятельность; 9. Обучение учащихся университетов научным методикам и средствам самостоятельного поиска и решения научно-исследовательских задач.

Отметим, что вся научная деятельность студентов была ориентирована на формирование у них навыков исследовательской деятельности, организации и методики научного творчества и предусматривала систематическое выполнение научных исследований под руководством опытных преподавателей. В исследуемый период в университетах Российской Империи работали такие выдающиеся ученые профессора как Н. Бекетов, А. Бутлеров, В. Ижевский, В. Кирпичев, М. Любимов, Е. Патон, А. Столетов и др. [3].

Представляется важным отметить, что для организации научной деятельности студентов исследуемого периода характерными были систематичность (студенты, начиная с первого курса, привлекались к выполнению различных научных задач, проектов, различным видам научной деятельности), последовательность (круг научных интересов определялся еще на первом курсе, выбранная проблема последовательно исследовалась на протяжении всего курса обучения в университете).

Выделим основные направления научно-исследовательской деятельности студентов конца Х1Х - начала ХХ века:

I. Научно-исследовательская работа, которая отражалась в программах, учебных планах и являлась обязательным компонентом учебного процесса в университетах Российской Империи. Среди основных форм научно -исследовательской работы в высших учебных заведениях можно назвать

следующие: подготовка и написание научных докладов, сочинений, рефератов, подготовка курсовых работ и дипломных проектов. Эта работа проводилась в несколько этапов: 1. Подготовительный - выбор проблематики исследования, темы научной работы. 2. Основной - непосредственное выполнение научной работы, что подразумевало анализ, изучение, систематизацию и обобщение теоретических аспектов проблемы, проведение практических исследований, обработку результатов, оформление полученных данных научного исследования. Обратим внимание, что на этом этапе актуализировались такие умения и навыки интеллектуальной деятельности как анализ, синтез, построение гипотез, индукция, дедукция, прогнозирование научных исследований, систематизация, обобщение, сравнение, выделение основного. 3. Заключительный этап представлял собой отчет о проделанной работе в виде публикаций научных статей, выступлений на научных съездах, конференциях, защита курсовой работы, дипломного проекта.

II. Научно-исследовательская работа студентов, проводившаяся вне учебного процесса в рамках работы научных обществ, кружков, кабинетов, лабораторий. Одним из факторов, которые способствовали эффективности научно-исследовательской работы студентов высших учебных заведений Российской Империи в конце XIX - начале ХХ века, стало развитие и совершенствование сети научных учебно-вспомогательных учреждений, вузовских лабораторий, учебных кабинетов, музеев [2].

Научная деятельность студентов в рамках работы этих учреждений получила высокую оценку педагогов, ученых, прогрессивных общественных деятелей конца XIX - начала ХХ века. Они полагали, что подобное сотрудничество студентов с профессорами университетов при выполнении практических работ в лабораториях, кабинетах, музеях позволит учащимся приобрести ценный опыт проведения научного исследования, значительно расширит научный кругозор, воспитает любовь к науке. Научный профессионализм и педагогический опыт преподавательского состава высших учебных заведений, наличие оригинальных, уникальных моделей обустройства

таких учреждений позволяло проводить подготовку будущей научной элиты Российской Империи на качественно высоком уровне.

Обозначим основные направления научной деятельности студентов в рамках работы лабораторий, музеев, кабинетов при высших учебных заведениях: 1. Демонстрация применения и подтверждения на практике теоретических аспектов исследуемой научной проблемы. 2. Выполнение практических опытов и задач для формирования, развития и совершенствования навыков научной деятельности студентов. 3. Проведение экспериментальных работ по проблемам самостоятельного студенческого научного исследования.

Также студенты активно принимали участие в работе научных съездов, которые созывались с определенной периодичностью и объединяли известных ведущих ученых мирового масштаба. Научные съезды играли весомую роль в развитии научного потенциала студентов и их становлении как исследователей. Проведение съездов в исследуемый период было новой формой научной жизни, обусловленной развитием науки, необходимостью коллективного обсуждения научных проблем. Благодаря съездам значительно повысился уровень преподавания, качество студенческих знаний, происходило распространение практики, популяризация научных знаний через публичные лекции, издание научно-популярной литературы. Так, в августе 1892 г. прошел Международный Конгресс Доисторической Археологии и Антропологии, в котором приняли участие около 200 человек, 60 из которых были студенты высших учебных заведений Российской империи. Проведение международных конгрессов значительно способствовало подъему науки в стране, и увеличивало интерес общественности и студенческой молодежи к научной работе.

Таким образом система научно-исследовательской работы студентов в университетах Российской Империи в конце Х1Х - начале ХХ века была представлено широко и разнопланово. Студенты проявляли неподдельный интерес к науке и активно участвовали в научно-исследовательской работе в университетах страны.

Библиографический список:

1. Веников В.А. Роль научного исследования в высшем образовании [Текст] : (Наука и подготовка специалистов) / Лауреат Ленинской премии проф. д-р В. А. Веников. -Москва : [б. и.], 1962. - 26 с.

2. Щетинина Г. И. Университеты в России и устав 1884 года / Г. И. Щетинина. - М.: Наука, 1976. - 232 с.

3. Эймонтова Р. Г. Русские университеты на грани 2-х эпох: От России крепостной к России капиталистической / Р. Г. Эймонтова- М.: Наука, 1985. -349 с.

4. Яновский К. П. Мысли о воспитании и обучении. К вопросу о наших высших учебных заведениях и об университетах в особенности / К. П. Яновский // Русская школа. - 1898. - №4. -116 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.