Научная статья на тему 'Основные преимущества и недостатки проведения экскурсий в высших учебных заведениях Российской империи в конце XIX - начале XX века'

Основные преимущества и недостатки проведения экскурсий в высших учебных заведениях Российской империи в конце XIX - начале XX века Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
262
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
E-Scio
Область наук
Ключевые слова
TEACHER / EXCURSIONS / STUDENT / EDUCATION / LEARNING PROCESS / ПЕДАГОГ / ЭКСКУРСИИ / СТУДЕНТ / ОБРАЗОВАНИЕ / ПРОЦЕСС ОБУЧЕНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кузёма Т. Б.

В статье описывается роль экскурсий в высших учебных заведениях Российской империи в конце ХІХ начале ХХ вв. Определены основные цели и задачи экскурсий. Перечислены их основные виды Обозначены преимущества и недостатки их проведения.The article describes the role of excursions in higher education institutions of the Russian Empire in the late XIX early XX centuries. The main aims and tasks of the excursions are determined. Their main types are listed. Advantages and disadvantages of their implementation are indicated.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Основные преимущества и недостатки проведения экскурсий в высших учебных заведениях Российской империи в конце XIX - начале XX века»

УДК 37.013.2

Психолого-педагогические науки

Кузёма Т. Б., доцент кафедры «Лингводидактика и зарубежная филология» Севастопольский государственный университет, Россия, г. Севастополь

ОСНОВНЫЕ ПРЕИМУЩЕСТВА И НЕДОСТАТКИ ПРОВЕДЕНИЯ ЭКСКУРСИЙ В ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ В КОНЦЕ XIX - НАЧАЛЕ XX ВЕКА

Аннотация: В статье описывается роль экскурсий в высших учебных заведениях Российской империи в конце Х1Х - начале ХХ вв. Определены основные цели и задачи экскурсий. Перечислены их основные виды Обозначены преимущества и недостатки их проведения.

Ключевые слова: педагог, экскурсии, студент, образование, процесс обучения.

Abstract: The article describes the role of excursions in higher education institutions of the Russian Empire in the late XIX - early XX centuries. The main aims and tasks of the excursions are determined. Their main types are listed. Advantages and disadvantages of their implementation are indicated.

Keywords: teacher, excursions, student, education, learning process.

Обращение к истокам отечественной педагогики позволяет использовать накопленный педагогический опыт XIX и XX веков и на современном этапе развития образовательного процесса. Так, возрождение организационных форм и методов обучения, которые стали широко распространяться в практике высшей школы конца Х1Х - начала ХХ века (научные беседы, лекции-диалоги, лекции-диспуты, учебные экскурсии разной направленности, практические

занятия с элементами научного исследования, исследовательская деятельность в научных лабораториях) позволяет решить одну из приоритетных задач сегодня, а именно формирование у молодежи целостной картины мира и современного мировоззрения, потребности самостоятельного научного познания; развитие творческих способностей и формирование навыков самообразования и самореализации личности. Таким образом, можно говорить об актуальности выбранной темы и перспективности ее изучения.

К концу XIX века сложилось позитивное отношение к экскурсиям, организованным для студентов и учащихся Российской Империи. Во всех образовательных и управленческих структурах уже доминировала идея необходимости их проведения. О популярности их использования говорит тот факт, что к концу XIX века студенческие экскурсии под руководством известных профессоров, проводились практически каждые каникулы. Стали очевидными развивающие возможности экскурсии. Л. Марков отмечал, что увиденное и испытанное учащимися во время экскурсий «развивает ум студентов, обогащая его новыми данными, научными фактами, расширяя их горизонты» [1, с. 14].

Проведение экскурсий широко практиковалось в высших учебных заведениях, в основном на факультетах и специальностях естественнонаучного цикла. В ходе научного поиска было установлено, что экскурсии рассматривались и как форма организации внеаудиторной познавательной деятельности студентов. Выделялось несколько основных направлений экскурсий: промышленно-производственные, коммерчески-экономические, на природу, краеведческие, культурно-просветительные.

Зачастую студенты сами становились инициаторами экскурсий. Например, в письме к директору Каменского завода Южно-русского Днепровского Металлургического общества директор Харьковского технологического института писал, о просьбе студентов старших курсов с научной целью посетить Каменский завод и ознакомиться с его оборудованием. Также студенты 3 курса (42 человека, под руководством двух преподавателей, с

15 по 25 июня 1907 г.) хотели посетить следующие заводы: Петровский завод, Юзовский завод, Нижнеднепровский завод общества трубопрокатных заводов в Екатеринославле, Екатеринославский завод, Сталелитейный завод, Металлургический завод.

Экскурсии коммерческо-экономической направленности

предусматривали знакомство с работой банков, особенностями организации торговой деятельности, коммерческими структурами, расширение кругозора, получение дополнительных знаний из различных областей науки и культуры. Например, со студентами Киевского коммерческого института, изучали различные отрасли торговли и коммерческое дело, организовывались экскурсии в торгово-экономические учреждения и банки. Так, за 1909 учебный год таких экскурсий было 8. А за 1912 г. их количество составило 12. Студенты посещали банки различных стран мира и писали об этом научный реферат, который публиковался в «Известиях» при Киевском коммерческом институте [2].

Популярными в практике высшей школы исследуемого периода были экскурсии на природу, основная цель которых состояла в ознакомлении студентов с объектами и явлениями природы, проведении опытов, наблюдений, выполнении самостоятельной работы. Благодаря организации студенческих экскурсий, решались общеобразовательные задачи высшей школы: расширение знаний студентов о природе, развитие логического мышления, памяти, внимания, наблюдательности, формирование мировоззренческих представлений о взаимосвязях, существующих в природе, воспитание у учащихся эстетических чувств и бережного отношения к природе, формирование материалистического мировоззрения, обретения личного опыта, формирование положительных эмоций к окружающему миру, развитие познавательных способностей, формирование навыков сбора и обработки природного материала, умение проводить научные исследования о природе и правильно фиксировать результаты своей научной деятельности.

Для реализации большинства из этих задач, в 1894 г. под руководством профессора Краснова была организована экскурсия на Кавказ. Там студенты

смогли увидеть разнообразие явлений природы: явления складчатости, дислокации земной коры, массовые извержения, процессы выветривания, ледниковые явления. Во время экскурсии они вели дневники, в которых фиксировали и анализировали увиденное [2].

Однако, можно отметить и очевидные недостатки в проведении экскурсий в исследуемый период. Так, актуальной была проблема научно-методического обеспечения проведения экскурсий. Известный деятель народного образования Е. Звягинцев, выразил удивление относительно отсутствия литературы, посвященной экскурсионной делу. Он объясняет это тем, что методика естествознания и физической географии развивалась в стране быстрее, чем методика истории, обществоведения и экономической географии. Поэтому более разработанными являются вопросы об экскурсиях за город «в природу», чем в город «в культуру» [4, а 29].

Другим недостатком можно назвать несерьезное отношение некоторых организаторов экскурсий к их проведению. Отсутствием образовательной и научной составляющей характеризовались экскурсии в Умань и Елисаветград. В кратком отчете Елисаветградской земской Управы (Херсонской губернии) писалось о том, что руководители ставили основной целью экскурсии «удивить и поразить экскурсантов», тем самым уничтожая научное содержание самой экскурсии. Е. Звягинцев, ссылаясь на информацию, имеющуюся в отчетах некоторых земских управ, приводит примеры экскурсий, которые просто отнесены к «умным развлечениям». Основная цель этих экскурсий заключалась в развлечении, поэтому их нельзя рассматривать как форму обучения, направленную на формирование научного интереса учащихся [4].

Понимая низкий учебно-образовательный уровень проведения подобных экскурсий, без составления четкого плана, без поставленных задач, Елецкое общество уже с 1912 г. пыталось решить эту проблему. Были разработаны планы экскурсий по Смоленску и в уездные города.

Рекомендации по улучшению экскурсионного дела в стране предложил автор статьи «Торможение развития отечественного туризма» В. Смирнов: 1.

Перед проведением экскурсий необходимо выработать четкий план ее осуществления и тщательно заняться подготовительными работами; 2. Необходимо позаботиться о специальных местах отдыха для экскурсантов в центральных городах. Как пример стоит взять такие города как: Владикавказ (групповые экскурсии принимали в городском училище имени А. Пушкина), Тифлис (Городская Управа предоставляла бесплатные помещения на лето в городских училищах), Пятигорск (бесплатный приют им. Г. Лейцингера), Одесса (Крымско-Кавказский Горный Клуб); 3. Министерству путей сообщения надо снизить тарифы и предоставить определенные льготы для групповых экскурсий студентов от высших учебных заведений и научно-просветительских обществ, поскольку слишком высокая плата за проезд останавливала многих от образовательных поездок [3].

Отметим, что рекомендовалось обращать внимание и на этапы организации и проведения экскурсий. Первый этап должен заключаться в подготовке к экскурсии, а именно определении цели мероприятия, знакомстве студентов с сутью экскурсии. Второй, непосредственно во время экскурсии -сбор и фиксирование полученной информации, научная дискуссия об увиденном. Под третьим этапом подразумевалась обработка информации и записей. В конце студентам предлагалось описать увиденное в специально заведенных для этого научных дневниках.

Таким образом, в ходе научного поиска было установлено, что в конце Х1Х - начале ХХ века экскурсии были представлены широко и разнопланово. Если в середине XIX века они носили эпизодический характер, то уже к концу XIX века стали распространенным явлением и проводились с учащимися, как высших учебных заведений, так и гимназий. В результате пристального внимания передовой общественности к вопросам организации экскурсий, активного обсуждения на съездах (Съезд деятелей учебных заведений, Первый педагогический съезд Одесского Учебного Округа, Второй педагогический съезд Одесского Учебного Округа) и педагогических заседаниях, освещение различных аспектов проблемы во многих отчетах и журналах, была улучшена

техническая, методическая, организационная сторона экскурсий, намечены пути решения решение следующих задач: всестороннего развития студентов и учащихся гимназий, формирование научного мировоззрения, навыков научно-познавательной и исследовательской деятельности, расширение поля научных интересов, формирование умений применять знания на практике, развитие познавательной активности, наблюдательности, творческих способностей, демонстрация неразрывной связи обучения с жизнью. Были определены негативные факторы, которые влияли на проведение экскурсий: проблемы финансирования, проблемы организации и проведения (транспорт, места для остановки, плохое качество дорог для пеших экскурсий), недостаточное количество специальной литературы по организации и проведению экскурсий.

Признание эффективности экскурсий, неподдельный интерес педагогической общественности обусловили интенсивный поиск путей решения проблемы. Особое внимание уделялось: разработке научно-методического обеспечения подготовки и проведения экскурсий, подготовке грамотных специалистов-организаторов, популяризации научно-развивающего характера экскурсий. Также были разработаны рекомендации по улучшению разных сторон этой формы обучения, выработана методическая основа, подготовлена соответствующая литература, обсуждены вопросы финансирования. Научный уровень проведения, компетентность руководителей, продуманное содержание экскурсий позволило говорить об их весомой роли в формировании научного кругозора студентов высших учебных заведений Российской Империи.

Библиографический список:

1. Пузырева Н. В. Теория и практика организации научно-исследовательской работы студентов (на материале университетов украины Х1Х в.): дис. ... канд. пед. наук : спец. 13.00.01 / Наталья Викторовна Пузырева. - Х., 2002. - 201 с.

2. Смирнов В. З. Очерки по истории прогрессивной русской педагогики Х1Х в. / В. З. Смирнов. - М.: Учпедгиз, 1963. -312 с.

3. Смирнов В. Тормозы отечественного туризма / В. Смирнов. - К.:[б.и.], 1913. - 38 с.

4. Харциев В. И. Об организации ученических экскурсий / В. И. Харциев // Труды педагогического отдела Харьковского историко-филологического общества. - 1897.- Вып. 4 - С.21-40.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.