Научная статья на тему 'Специфика деятельности научных студенческих кружков в высших учебных заведениях Российской Империи в конце XIX- начале ХХ века'

Специфика деятельности научных студенческих кружков в высших учебных заведениях Российской Империи в конце XIX- начале ХХ века Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
236
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
E-Scio
Область наук
Ключевые слова
STUDENT / UNIVERSITY / SCIENTIFIC CIRCLE / SCIENTIFIC TRAINING / RESEARCH ACTIVITIES / THE PRINCIPLE OF SCIENTIFIC / СТУДЕНТ / УНИВЕРСИТЕТ / НАУЧНЫЙ КРУЖОК / НАУЧНОСТЬ ОБУЧЕНИЯ / НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПРИНЦИП НАУЧНОСТИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кузёма Т. Б., Вишнякова А. В.

В статье изучены специфические особенности деятельности научных студенческих кружков в университетах Российской Империи в конце XIX -начале ХХ века. Рассмотрены предпосылки для их открытия и функционирования. Проанализирована их работа как формы организации научной деятельности учащихся. Обозначены основные цели и задачи научных кружков в исследуемый период.The article deals with the specific features of the scientific student groups activity in the universities of the Russian Empire in the late XIX-early XX century. The prerequisites for their discovery and functioning are considered. Their work as forms of the organization of scientific activity of pupils is analyzed. The main goals and objectives of scientific circles in the period under study are outlined.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Специфика деятельности научных студенческих кружков в высших учебных заведениях Российской Империи в конце XIX- начале ХХ века»

УДК 37.013.46

Педагогические науки

Кузёма Т. Б., доцент кафедры «Лингводидактика и зарубежная филология», Севастопольский государственный университет, Россия, г.Севастополь

Вишнякова А. В., доцент кафедры «Лингводидактика и зарубежная филология», Севастопольский государственный университет,

Россия, г.Севастополь

СПЕЦИФИКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НАУЧНЫХ СТУДЕНЧЕСКИХ КРУЖКОВ В ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ В КОНЦЕ XIX- НАЧАЛЕ ХХ ВЕКА

Аннотация: в статье изучены специфические особенности деятельности научных студенческих кружков в университетах Российской Империи в конце XIX -начале ХХ века. Рассмотрены предпосылки для их открытия и функционирования. Проанализирована их работа как формы организации научной деятельности учащихся. Обозначены основные цели и задачи научных кружков в исследуемый период.

Ключевые слова: студент, университет, научный кружок, научность обучения, научно-исследовательская деятельность, принцип научности.

Abstract: the article deals with the specific features of the scientific student groups activity in the universities of the Russian Empire in the late XIX-early XX century. The prerequisites for their discovery and functioning are considered. Their work as forms of the organization of scientific activity of pupils is analyzed. The main goals and objectives of scientific circles in the period under study are outlined.

Keywords: student, University, scientific circle, scientific training, research activities, the principle of scientific.

В университетском образовании в XXI века научно-исследовательской работе студентов отводится важное место, а её значимость в подготовке современных высококвалифицированных специалистов, обладающих умением самостоятельно находить решение различным профессиональным и научным проблемам и задачам рассмотрена в работах многих исследователей. Становится очевидным, что основным фактором модернизации всей системы высшего образования является грамотное объединение образовательной и научной деятельности. Глубокое изучение научных поисков и достижений отечественной педагогической теории и практики предыдущих столетий, оценка и значимость исторического накопленного научного опыта, творческое переосмысление и использование прогрессивных, эффективных, результативных идей прошлого, в значительной степени содействуют повышению общего образовательного потенциала современного общества. Прогрессивными деятелями и известными преподавателями и профессорами конца XIX- начала ХХ века было выдвинуто и затем решено множество очевидных проблем по организации научно-исследовательской работы студентов в университетах Российской Империи. Их научные наработки и идеи не потеряли значимости и в настоящее время. Актуальными остаются и вопросы развития и функционирования научных студенческих кружков при университетах страны, что и обусловило выбор тематики данного исследования. Различные аспекты рассматриваемой проблемы нашли отражение в работах (Л. Бородянкой, С. Золотухиной, И. Иващенко, В. Мироненко, В. Поповой, Н. Пузырёвой и др.).

Исследование показало, что в Российской Империи начиная с середины XIX века сложились определенные предпосылки для активизации деятельности научных студенческих кружков в высших учебных заведениях страны. Представляется важным обозначить самые очевидные предпосылки их развития и создания: социальные и экономические преобразования в Российской Империи, общественные и политические процессы внутри страны, развитие мировой науки в целом, распространение новых прогрессивных идей

Запада, научно-технический прогресс, общая индустриализация в стране. Перечисленные процессы оказывали значительное влияние на реформирование и развитие университетов Российской Империи и заставили правительство принять существенные государственные шаги в отношении высшего образования. Так, в 1863 г. был принят Университетский устав, регламентирующий порядок, структуру, деятельность высших учебных заведений Российской Империи. В результате его принятия повсеместно стали открываться новые кафедры. Также в исследуемый период отмечается существенное расширение направлений подготовки специалистов. Таким образом, принятие данного Университетского устава 1863 г. в значительной степени способствовало решению очевидной проблемы, которая сложилась в университетском образовании еще в начале XIX века, а именно организация научно-исследовательской работы студентов на крайне низком уровне и возрастающая потребность студентов в творческом научном поиске под руководством умелых грамотных преподавателей. Необходимо отметить тот факт, что после принятия Устава 1883 года университетское образование постепенно преобразовывалось в самостоятельную область культуры и науки. Показателем прогрессивного развития страны во второй половине Х1Х века стала возросшая роль науки. Также значительно изменился характер ведущих научных идей и теорий [1].

В результате научного поиска было установлено, что в исследуемый период в университетах Российской Империи сначала тайно, а потом открыто появлялись образовательно-политические, научные студенческие кружки с целью решения проблемы развития самостоятельной студенческой научной деятельности. Так, в Х1Х веке при университетах Российской Империи, как одна из разнообразных форм организации научной деятельности студентов, действовало большое число научных студенческих кружков. Среди них можно назвать следующие: «Экономический кружок», «Литературный кружок», «Кружок любителей изящного искусства», «Географический кружок», «Кружок государственных наук», «Философско-богословский кружок», «Кружок

студентов-эсперанто», «Кружок уголовной защиты», «Историко-этнографический кружок» «Кружок исследователей природы, «Цивилистический кружок» при университете Св. Владимира и «Кружок для научно-медицинских сообщений» при Харьковском университете. Особенно популярными у студентов считались: «Историко-филологический кружок» при Дерптском университете, «Московский кружок любителей астрономии», а также «Кружок социологии и первобытной культуры», «Исторический кружок», «Кружок натуралистов», «Математический кружок» при Петербургском университете.

В рамках рассматриваемой темы необходимо обозначить главные цели и задачи студенческих научных кружков:

1) Активное привлечение студентов к научно-исследовательской работе в университете;

2) Объяснение обязательной неразрывной связи теоретических знаний с последующей практической деятельностью;

3) Ознакомление учащихся с новой научной литературой необходимой для проведения их исследований;

4) Создание определенных благоприятных условий для полного и всестороннего развития научного потенциала участников кружка, а также творческой реализации студентов;

5) Своевременная помощь и поддержка студентов опытными педагогами в решении трудных научных вопросов;

6) Конкретное углубление и тщательная систематизация научных знаний по определенным дисциплинам;

7) Раскрытие у студенческой молодежи научного потенциала;

8) Реализация научно-методической помощи в различных областях знаний;

9) Развитие творческого мышления, научного кругозора, ответственности, дисциплинированности, умения аргументировано отстаивать свою точку зрения;

10) Выявление наиболее талантливых и способных студентов;

11) Помощь в поиске единомышленников в научной сфере.

Нельзя не отметить тот факт, что разнообразные формы научно-исследовательской работы: практические занятия, индивидуальная работа, лекции, научные беседы, работа в проблемных группах, организация научных диспутов и обсуждений, проведение чтений, работы в архивах, участие в научных съездах, научных выставках и экскурсиях получили широкое распространение во многих подобных кружках, функционирующих в Х1Х веке [2].

Работа в них способствовала расширению научного кругозора учащихся, научной эрудиции будущих профессионалов своего дела, прививала навыки самостоятельной научно-исследовательской работы, содействовала тому, что студенты серьезно и вдумчиво анализировали факты, творчески подходили к решению научных задач, глубоко и прочно усваивали научную информацию и учебный материал [3].

В конце XIX- начале ХХ века в этих кружках студенты знакомились с научными исследованиями, научными достижениями, последними разработками. Студентами осуществлялись переводы различных научных иностранных сочинений. При ряде научных студенческих кружков были созданы библиотеки. Участники кружков практиковали четкое распределение своих обязанностей, взаимоконтроль и взаимопомощь. Педагоги оказывали содействие и помощь в написании научных трудов, развивали познавательные и творческие способности студенческой молодежи. Существование подобных научных студенческих кружков способствовало безусловному повышению престижа той или иной специальности. В их задачу также входила защита интересов студентов. Приветствовалось их самообразование, очевидное желание и стремление к самореализации, познавательный интерес. При некоторых научных студенческих кружках были собственные типографии, в которых издавались лучшие научные сочинения профессоров и студентов, сборники и брошюры их диссертаций, научно-литературные статьи. Для

удобства и с практической целью в таких кружках выписывали разные литературные и научные, часто зарубежные журналы, тем самым стимулируя интерес студентов к науке и чтению.

Выводы. Таким образом в конце Х1Х- начале ХХ века научные студенческие кружки в университетах страны были популярным и массовым явлением, эффективной формой организации научной деятельности студенческой молодежи, одной из форм их профессионального воспитания. Практическими результатами их функционирования было написание научных докладов и сообщений, научных статей, критического анализа первоисточников, разнообразных научных рефератов, многочисленных научных письменных работ, публикация научных сборников, книг, пособий, создание собственных научных библиотек и музеев.

Библиографический список:

1. Кузёма Т. Б. Реализация принципа научности в практике высшей школы Украины в конце Х1Х - начале ХХ века : дис. ... пед. наук : 13.00.09 / Татьяна Борисовна Кузёма. - Х., 2011. - 244 с.

2. Эймонтова Р. Г. Русские университеты на грани 2-х эпох: От России крепостной к России капиталистической / Р. Г. Эймонтова- М.: Наука, 1985. - 349 с.

3. Смирнов В.З. Очерки по истории прогрессивной русской педагогики Х1Х в. / В. З. Смирнов. - М. : Учпедгиз, 1983. - 312.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.