УДК 378.147 (09)
НАУЧНОЕ ОБОСНОВАНИЕ СУЩНОСТИ ПРИНЦИПА НАУЧНОСТИ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ НАСЛЕДИИ Н.Ф. СУМЦОВА
Т.Б. Кузёма1
1 Севастопольский государственный университет 299026, г. Севастополь, ул. Университетская, 33 1E-mail: [email protected]
Статья посвящена изучению теоретических взглядов Н.Ф. Сумцова на принцип научности обучения учащихся школ и высших учебных заведений. Обозначены ведущие идеи понимания научности обучения отечественными и зарубежными учеными и философами в различные исторические периоды. Описаны основные пути реализации принципа научности. Представлены педагогические взгляды Н.Ф. Сумцова на научность в целом. Охарактеризованы главные требования принципа научности, касающиеся содержания образования, сущности научных знаний, значимости научного кругозора, развития научного познания учащихся. Определены основные требования научности к профессиональным и личностным качествам педагога. Рассмотрены пути повышения научного профессионального роста учителя и преподавателя. Выявлена роль научных выставок и педагогических съездов в повышении научного уровня педагогов.
Ключевые слова: научность обучения, принцип научности, пути реализации, научное мышление, научный кругозор, профессиональные качества педагога, учитель.
Современному эффективному решению различных задач в области образования и воспитания во многом способствует обращение к педагогическому опыту отечественных ученых, исследователей, педагогов, историков, просветительных деятелей прошлого. Их вклад в научно-педагогическую область, статьи, труды, доклады представляют определенную ценность для российских исследователей, работающих в современном педагогическом просторе.
Значительное место в этих исследованиях занимают труды известных педагогов конца XIX - начала XX века: Х.Д. Алчевскому, Н.Ф. Бунакову, В.П. Вахтерову, К.В. Ельницкому, П.Ф. Каптереву, П.Ф. Лесгафту, Н.И. Пирогову, Н.Ф. Сумцову, К.Д.Ушинскому и другим. Их имена и имена еще многих выдающихся, известных педагогических деятелей заняли почетное место в пантеоне прогрессивных ученых рассматриваемого периода, а их многочисленные научные работы существенным образом обогатили современную научно-педагогическую мысль.
1 Татьяна Борисовна Кузёма, кандидат педагогических наук, доцент кафедры иностранных языков и методики обучения.
В рамках рассматриваемой темы особый интерес вызывает научно-исследовательская и преподавательская деятельность известного украинского и российского литературоведа, этнографа, музейного деятеля Николая Фёдоровича Сумцова (1854-1922 гг.), отличавшегося активной просветительской позицией, динамичностью мысли, энциклопедичностью знаний, высокой эрудицией, многогранностью научных интересов. Н.Ф. Сумцов являлся автором более 300 научных исследований. Ему принадлежат многочисленные научно-методические, учебные, публицистические работы: монографии, учебники, хрестоматии, мемуары, научные статьи, которые публиковались в периодических изданиях конца XIX - начала XX века: «Киевская старина». «Образование», «Педагогический еженедельник», «Труды педагогического отдела», «Южный край», а также рецензии и рефераты, отражающие взгляды ученого на различные педагогические процессы.
Научно-просветительская деятельность Н.Ф. Сумцова рассматривалась в разных аспектах. Так, вопросы этнографии, касающиеся описаний народов и различных малоизученных этнических образований, происхождения данных этносов, их состава и специфики расселения, особенностей их материальной и духовной культуры, которые педагог неоднократно поднимал в своих трудах, нашли отражение в исследованиях А.В. Кузьминского, В.П. Петрова, С.А. Токарева, Р.А. Чепалова, И.В. Щербины. Статьи Н.Ф. Сумцова на филологические темы легли в основы научных работ М.П. Жинкина, В.М. Пивоварова. Труды Н.Ф. Сумцова об истории и исторических деятелях изучались такими исследователями, как Д.М. Дудко, В.М. Каминский, Н.А. Шип. Из современных исследователей, проявивших интерес к деятельности Н.Ф. Сумцова, необходимо отметить таких ученых, как С.Т. Золотухина, Е.Н. Кин, В.К. Майборода, В.А. Мироненко, Н.Б. Евтух и другие. При этом теоретические взгляды Н.Ф. Сумцова на различные вопросы научности обучения и воспитания, пути реализации принципа научности учащейся молодежи не становились предметом отдельного исследования, что и обусловило актуальность данной темы, поскольку переосмысление научно-педагогических достижений ученого позволяет сегодня обозначить пути творческого использования его идей в условиях научного реформирования современной национальной школы. Таким образом, цель статьи - обозначить вклад Н.Ф. Сумцова в разработку принципа научности и его основных положений.
Начиная с античных времен можно говорить об актуальности научности обучения. Уже тогда философская мысль обогатилась ценными научными идеями и разнообразными теориями о значении знания, о возможности его практического применения. Неоднократно вопрос научности обучения затрагивался в философских трудах Сократа (поведение человека должно основы-
ваться на точных, проверенных и подтвержденных наукой знаниях), Платона (основная роль наук заключается в подготовке научного сознания индивида), Аристотеля (духовным фундаментом государственной и общественной жизни является научное знание), Демокрита (различные явления физического мира должны объясняться только с помощью науки).
Таким образом, правомерно отметить тот факт, что идеи научности обучения прошли определенный путь развития. Так, выдвинутые Я.А. Комен-ским прогрессивные идеи о преимуществе учебного материала в виде основных, подтвержденных наукой положений впоследствии преобразовались в отдельный педагогический принцип - принцип научности, который в 1975 г. получил свое название и был научно обоснован М.Н. Скаткиным. По мнению М.Н. Скаткина, «принцип научности обучения - принцип, который требует, чтобы обучающимся школьникам и студентам на каждом шагу их обучения предлагались для усвоения подлинные, прочно установленные наукой знания и при этом использовались методы обучения, по своему характеру приближающиеся к методам изучаемой науки» [1, с. 123].
В ходе научного поиска было установлено, что в конце XIX - начале XX века в научном обороте прогрессивных педагогов не было единого мнения в определении принципа научности. Однако вопросы о необходимости научности обучения как в университетах, так и школах, о научной подготовке учителей и преподавателей, о научном подходе в составлении учебников и пособий, о необходимости формировать у молодежи объективную картину мира, знакомить их как с теоретическими, так и практическими достижениями науки, передовыми технологиями, раскрывать очевидную роль науки в повышении производительности труда были крайне актуальны и все чаще поднимались на страницах периодических журналов: «Русский педагогический вестник», «Педагогический сборник», «Народная школа», «Педагогическая летопись», «Техническое образование» и др. [2]. Актуальным идеям научности обучения в рассматриваемый период была подчинена и стратегия развития образования в стране, демократическое реформирование которой эффективно стимулировало развитие дидактической мысли, а также поиск необходимых путей организации обучения.
Отметим, что специфической особенностью дидактических идей Н.Ф. Сумцова на основе критического осмысления отечественного и зарубежного опыта было его понимание сущности обучения. Сущность обучения, по мнению Н.Ф. Сумцова, заключается не только в процессе формирования научных знаний, но и в способах научного познания, научного мышления, в возможности развития стойкого интереса к знаниям, любви к науке с первых этапов обучения. Он пропагандировал в противовес догматизму и авто-
ритарности обучения новые научные подходы к обучению и воспитанию. Основная суть его учебно-воспитательной теории состояла в воспитании личности, умеющей продуктивно и творчески мыслить, в создании специальных благоприятных условий для саморазвития, самообразования и самосовершенствования учащихся.
Особый интерес вызывают идеи Н.Ф. Сумцова относительно формирования особенного мировоззрения у учащихся, которое ученый называл научным мышлением. Под научным мышлением Н.Ф. Сумцов понимал воспитание особого отношения к знаниям, развитие исследовательских интересов, формирование навыков научного познания. Педагог тщательно проанализировал и научно доказал необходимость формирования у учащихся особого научного мировидения. На основе изучения закономерностей процесса обучения им были обозначены условия реализации образовательной, воспитательной, развивающей функции.
В ходе научного поиска было установлено, что эффективнейшим способом развития познавательного интереса у учащихся педагог считал организацию и проведение с ними научных и литературных бесед. С этой целью Н.Ф. Сумцовым было написано пособие с методическими рекомендациями. Издание данного пособия способствовало проведению этих бесед на более высоком научном уровне [3].
Особое внимание Н.Ф. Сумцов уделял научно-исследовательской работе учащихся: активно привлекал их к работе в специальных научных кружках, научных обществах, научных лабораториях, призывал принимать участие в научных проектах, творческих работах. Нельзя не отметить тот факт, что совместное участие учащихся и педагогов в проведении научно-исследовательской работы, научных экспериментов и опытов стало характерным явлением исследуемого периода.
Н.Ф. Сумцов неоднократно писал об очевидной потребности общества в распространении научных знаний среди широких масс населения, вел интенсивный поиск конструктивных решений данного вопроса. В своих статьях «Ближайшие задачи Харьковской общественной библиотеки» (1889 г.), «Два слова о самообразовании» (1897 г.), «В пользу науки» (1916 г.), «Из университетской жизни» (1909 г.), «Из школьной жизни» (1902 г.), «К литературе по самообразованию» (1903 г.), «О развитии научного мышления в средней школе» (1916 г.) ученый отмечал роль науки в развитии и прогрессе общества. Именно в конце XIX - начале XX века к науке сформировалось особое отношение. Она стала занимать значимое место в иерархии социально-культурных ценностей. В этот период, осознавая ведущую роль образования и науки и проводя различные научные лекции, активно содействуя работе
многих библиотек, участвуя в работе всевозможных общественных организаций, руководя педагогическим отделом при историко-филологическом факультете Харьковского университета, разрабатывая конкретные проекты проведения народного досуга, Н.Ф. Сумцов существенно повышал уровень народного образования и распространял научные знания среди широких масс населения [4].
Ценные идеи прогрессивных педагогов, в том числе и Н.Ф. Сумцова, заключались в научном обосновании процесса обучения и его основных категорий, подробном анализе понятийного аппарата, обогащении и конкретизации научной терминологии. В рассматриваемый период основные требования научности формировались в четкую и определенную научную систему, оказывая существенное влияние на все структурные составляющие процесса обучения, и рассматривались в неразрывной связи с требованиями других принципов обучения, а именно: принципа наглядности (формируются определенные способности внимательно наблюдать, точно фиксировать научные факты, делать правильные выводы), принципов самостоятельности и активности (развитие мыслительных способностей учащихся, необходимость постепенно приучать их к умственному труду, направлять их ум, проницательность, любознательность в «русло науки», поощрение интереса учащихся к научному поиску), принципа системности (когда происходит формирование определенной научной, логичной системы знаний, которая могла бы стать базой для нового, научного мировоззрения), принципа связи теории с практикой («максимальное приближение» образования к практике, «промышленности к настоящей науки», совокупность точных знаний и потребностей производственной области, которая «в большинстве случаев опиралась на интеллектуальное развитие специалистов»).
Н.Ф. Сумцовым были определены требования научности к самому преподавателю или учителю. Так, основополагающими профессиональными качествами педагога он считал: владение методикой преподавания (четкость и доступность изложения информации, мотивирование к познавательной активности и к проявлению творческой самостоятельности студентов, стимулирование их к дальнейшему самообразованию), наличие научной эрудиции, владение глубокими, прочными знаниями по преподаваемой дисциплине, знакомство с новыми научными исследованиями, открытиями, обязательное владение навыками научно-исследовательской работы, точное понимание научной терминологии своего курса.
И сегодня остаются актуальными обозначенные Н.Ф. Бунаковым, В.П. Вахтеровым, П.Ф. Каптеревым, Н.И. Пироговым, Н.Ф. Сумцовым, К.Д. Ушинским в конце XIX - начале XX века пути повышения профессио-
нального роста учителя и преподавателя: чтение публичных лекций, проведение собственных научных исследований, участие в научных конференциях, семинарах и их проведение, разработка собственных научных методических пособий, авторских курсов и руководств на высоком научном уровне, обмен опытом на страницах научной педагогической литературы. Все перечисленные моменты нашли отражение в монографии Н.Ф. Сумцова «Пособие для устройства научных и литературных чтений» (1895 г.) [5].
Также характерным явлением повышения компетентности и научного уровня педагогов в конце XIX - начале XX века было проведение многочисленных научных выставок и педагогических съездов, благодаря которым происходило активное распространение прогрессивных научных материалов и наработок.
Так, наиболее значимыми с научной точки зрения отечественными выставками можно назвать такие, как Российская этнографическая выставка, проведенная в Москве в 1867 г., Выставка промышленности в Иркутске в 1869 г., Выставка мануфактурных и ремесленных достижений в Санкт-Петербурге в 1870 г. Отдельное внимание данному вопросу Н.Ф. Сумцов уделил в статьях «Картины малорусского содержания на первой передвижной выставке академии художеств» (1887 г.) и «К международному научному общению» (1916 г.). Эффективными для обогащения педагогического опыта также были и зарубежные выставки: Всемирная выставка достижений земледелия, промышленности и искусств в Вене в 1873 г., Всемирная выставка в Париже в 1900 г. и др.
Научные и педагогические съезды также имели очевидную и важную роль в повышении уровня работников педагогической сферы и способствовали объединению и распространению знаний из различных областей науки, внедрению и укреплению новых педагогических тенденций, содействовали получению объективной информации о последних достижениях в культуре, технике, педагогической науке, благоприятно сказывались на выявлении и раскрытии творческого потенциала педагогов, улучшении их профессионального мастерства. Все это, по мнению Н.Ф. Сумцова, безусловно, помогало дальнейшему активному развитию научно-педагогической мысли и объединению преподавателей и учителей для решения важных педагогических и научных вопросов.
Нельзя не отметить тот факт, что весомые достижения дидактики конца XIX - начала XX века, активный поиск новых теоретических способов организации обучения и воспитания учащихся как в высших учебных заведениях, так и школах, признание высокого статуса науки как неотъемлемой составляющей образовательного процесса привели к актуализации основных требований принципа научности, которые касались:
- содержания образования (научность обучения в данном случае прежде всего обеспечивается содержанием образования, а также строгим соблюдением принципов его формирования);
- сущности знаний (при этом знания, необходимые учащимся, понимались как некая система, основанная только на научных истинах);
- значимости научного кругозора (у учащихся должна формироваться особая, отличающаяся логичностью и последовательностью система прочных, научных знаний, которая, в свою очередь, станет базой для нового научного мировоззрения);
- развития научного познания студентов и учащихся школ.
Таким образом, согласно новым образовательным реалиям и потребностям научно-технического прогресса общества наблюдается тенденция обновления содержания образования и усиления практического значения научных знаний, профессиональной направленности обучения. В связи с этим необходимым и актуальным является творческое использование ценного педагогического наследия педагогов прошлого и идей Н.Ф. Сумцова о научности: совершенствование содержания образования в соответствии с развитием науки; активное внедрение ранее известных, традиционных и разработка новых форм, методов обучения (изложение материала в нестандартной форме, использование научных бесед, диспутов, дискуссий для формирования у учащихся качеств, умений и навыков, необходимых для их дальнейшей научно-исследовательской работы, формирование устойчивого интереса к знаниям и любви к науке), имеющих значение для реализации самого принципа научности обучения (научные кружки, творческие объединения учащихся, школы молодых ученых, защита учащимися разнообразных научных проектов, посещение выставок научных достижений, проведение научных экскурсий); совершенствование системы научной подготовки преподавателей.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Кузёма Т.Б. Реализация принципа научности в практике высшей школы Украины в конце Х1Х - начале ХХ века: дис. ... пед. наук : 13.00.09 / Татьяна Борисовна Кузёма. - Х., 2011. - 244 с.
2. Демков М.И. О задачах серьезной педагогической литературы // Труды педагогического отдела Харьковского историко-филологического общества. - 1894. -Вып. II. - 159 с.
3. Шн ОМ.Проблеми навчання i виховання в педагопчнш спадщиш М.Ф. Сумцова: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01 / Олена Микола1вна Кш. -Х., 2001. - 220 с.
4. Кузёма Т.Б. Научность образования как педагогическая проблема конца Х1Х -начала ХХ ст. // Средства учебной и научно-исследовательской работы: сб.
науч. раб. / Харк. гос. пед. ун-т имени Г.С. Сковороды. - Х.: ХГПУ, 2006. - Вып. 25. - С. 84-91.
5. Смирнов В.З. Очерки по истории прогрессивной русской педагогики Х1Х в. -М.: Учпедгиз, 1983. - 312.
Поступила в редакцию 24.10.17 В окончательном варианте 23.11.17
UDC 378.147 (09)
SCIENTIFIC SUBSTANTIATION OF THE ESSENCE OF THE PRINCIPLE OF SCIENCE IN N.F. SUMTSOV'S PEDAGOGICAL HERITAGE
T.B. Kuzyoma1
1 Sevastopol State University
33, Universitetskaya Str., Sevastopol, 299026
1 E-mail: [email protected]
The article is devoted to the study of Sumtsov 's theoretical views on the principle of scientific teaching of students in schools and higher educational institutions. Leading ideas of understanding the scientific teaching of Russian and foreign scientists and philosophers in different historical periods are indicated. The main ways of implementing the scientific principle are described. The article presents the pedagogical views of N.F. Sumtsov on the science as a whole. The main requirements of the scientific principle concerning the content of education, the essence of scientific knowledge, the importance of the scientific outlook, the development of scientific knowledge of students are characterized. The main scientific requirements for professional and personal qualities of the teacher are determined. The ways of increasing the scientific professional growth of the teacher are considered. The role of scientific exhibitions and pedagogical congresses in raising the scientific level of teachers has been revealed.
Key words: scientific teaching, scientific principle, ways of realization, scientific thinking, scientific outlook, professional qualities of the teacher, teacher.
REFERENCES
1. Kuzyoma T.B. Realizatsiya printsipa nauchnosti v praktike vyisshey shkolyi Ukrainyi v kontse XIX - nachale XX veka [Implementation of the Scientific Character of Teaching Principle in the Practice of Ukrainian Higher Education Institutions in the Late XIX - Early XXth c.]: dis ... ped. Sciences: 13.00.09 / Tatyana Borisovna Kuzyoma. Kh., 2011. 244 p.
2. Demkov M.I. O zadachah sereznoy pedagogicheskoy literaturyi [On the problems of serious pedagogical literature] / M.I. Demkov // Trudyi pedagogicheskogo otdela Harkovskogo istoriko-filologicheskogo obschestva. 1894. Vol. II. 159 p.
1 Tatiana B. Kuzyoma, Cand. Ped. Sci., Associate Professor of Foreign Languages and Teaching Technique Department.
3. Kin A.N. Problemi navchannya I vihovannya v pedagoglchnly spadschinI M. F. Sumtsova [Problems of training and education in the pedagogical heritage of N. F. Sumtsov]: dis. cand. ped. Sciences: 13.00.01 / Alena Nikolaevna Kin. Khiev., 2001. 220 p.
4. Kuzyoma T.B. Nauchnost obrazovaniya kak pedagogicheskaya problema kontsa HIH - nachala HH st. [Scientific education as pedagogical problem of the late XIX - early XX centuries] / T. B. Kuzyoma // Sredstva uchebnoy i nauchno-issledovatelskoy rabotyi: [sb. nauk. rab.] / Khark. gos. ped. un-t imeni G. S. Skovorodyi. Khar'kov: HGPU, 2006. Vol. 25. P. 84-91.
5. Smirnov.V.Z. Ocherki po istorii progressivnoy russkoy pedagogiki XIX v. [Essays on the history of progressive Russian educators of the nineteenth century] / V.Z. Smirnov. Moscow: 1983. 312 p.
Original article submitted 24.10.17 Revision submitted 23.11.17