Научная статья на тему 'Индивидуальная образовательная траектория как способ развития самостоятельной учебной деятельности'

Индивидуальная образовательная траектория как способ развития самостоятельной учебной деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2305
252
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ТРАЕКТОРИЯ / INDIVIDUAL EDUCATIONAL TRAJECTORY / НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА СТУДЕНТА / SCIENTIFIC RESEARCH WORK OF A STUDENT / УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / LEARNING ACTIVITY / САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА / INDIVIDUAL WORK / ТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / CREATIVE ACTIVITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Приходченко Екатерина Ильинична, Бойко Николай Иванович

В статье рассмотрены основные способы развития самостоятельной учебной деятельности студентов. Авторами подробно исследуется понятие индивидуальной образовательной траектории, раскрываются аспекты и пути ее реализации. Особое внимание в статье уделяется научно-исследовательской работе студентов. В работе выделены ее основные компоненты и элементы, проанализированы положительные результаты применения данного вида работы. Авторы работы выделяют ряд направлений для применения и внедрения видов и форм научно-исследовательской деятельности студента.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Приходченко Екатерина Ильинична, Бойко Николай Иванович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The basic ways of independent learning activity development are considered in the article. The concept of the individual educational trajectory are explored in details by the authors, the aspects and the ways of its realization are revealed. The special attention is paid to scientific research work of the students. The main components and elements of this work have been highlighted, the positive results of the application of this type of work have been analyzed. The authors determine the directions for the application and implementation the forms of students' scientific research work.

Текст научной работы на тему «Индивидуальная образовательная траектория как способ развития самостоятельной учебной деятельности»

Приходченко Екатерина Ильинична

д-р пед. наук, профессор профессор кафедры «Социология и политология» ГОУ ВПО «Донецкий национальный технический университет»

(г. Донецк, ДНР)

Бойко Николай Иванович

ст. преподаватель кафедры математических дисциплин ГОУ ВПО «Академия гражданской защиты» МЧС ДНР

(г. Донецк, ДНР)

УДК 372.8

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ТРАЕКТОРИЯ КАК СПОСОБ РАЗВИТИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

THE INDIVIDUAL EDUCATIONAL TRAJECTORY AS A METHOD OF THE INDEPENDENT LEARNING ACTIVITY DEVELOPMENT

В статье рассмотрены основные способы развития самостоятельной учебной деятельности студентов. Авторами подробно исследуется понятие индивидуальной образовательной траектории, раскрываются аспекты и пути ее реализации. Особое внимание в статье уделяется научно-исследовательской работе студентов. В работе выделены ее основные компоненты и элементы, проанализированы положительные результаты применения данного вида работы. Авторы работы выделяют ряд направлений для применения и внедрения видов и форм научно-исследовательской деятельности студента.

Ключевые слова: индивидуальная образовательная траектория, научно-исследовательская работа студента, учебная деятельность, самостоятельная работа, творческая деятельность.

The basic ways of independent learning activity development are considered in the article. The concept of the individual educational trajectory are explored in details by the authors, the aspects and the ways of its realization are revealed. The special attention is paid to scientific research work of the students. The main components and elements of this work have been highlighted, the positive results of the application of this type of work have been analyzed. The authors determine the directions for the application and implementation the forms of students' scientific research work.

Key words: individual educational trajectory, scientific research work of a student, learning activity, individual work, creative activity.

Стимулирующее воздействие на внутренние мотивы самовоспитания и самообразования заключается в формировании у воспитанников сознательной

установки, определенного психологического настроя к работе над собой. Действенным стимулом в этом направлении служат анализ и оценка деятельности каждого обучаемого, его достижений и недостатков. Это порождает желание выявить свою траекторию развития самостоятельной учебной деятельности, которая называется индивидуальной образовательной траекторией (ИОТ). Индивидуальная образовательная траектория подразумевает определенную последовательную совокупность составляющих студенческой учебной деятельности в области реализации индивидуальных образовательных целей, в соответствии с его способностями, мотивацией, возможностями и интересами. Условиями осуществления ИОТ является координирующая, консультирующая, организующая деятельность преподавателей, которые взаимодействуют между собой. Проблема выявления индивидуальной образовательной траектории представлена в различных психолого-педагогических исследованиях А.Л. Димовой, Е.П. Носовой, И.Г. Бухтияровой, И. Воронковой, Т. Ковалевой, И.С. Якиманской и др. [1-6]. Эти научные труды раскрывают разные подходы к определению данного понятия. Такими подходами являются:

- проблемнорефлексивный;

- деятельностный;

- подход технологии педагогического сопровождения.

Термин «индивидуальная образовательная траектория» является сложным общим понятием, которое пришло в педагогику из области физики. При применении в педагогической сфере физический термин приобретает специфическое и уточненное содержание, при этом он не теряет и не изменяет сущности деятельностного начала. Существует несколько путей построения индивидуальной образовательной траектории. Они зависят от целей, которые ставятся перед субъектами образования. Это является причиной того, что образовательные траектории можно определить по-разному, учитывая специфику задач, решаемых при помощи такого определения. Индивидуальная

образовательная траектория - это персональный, личностный путь осуществления и реализации личностного индивидуального потенциала каждого студента в процессе образования. Под личностным потенциалом следует понимать совокупность организационно-деятельностных, творческих и познавательных и других способностей. Процесс выявления, реализации и развития данных способностей студентов происходит в ходе их образовательного движения по индивидуальным траекториям. Многие ученые рассматривают данное понятие как проявление стиля учебной деятельности каждого обучающегося, зависящего от его мотивации, обучаемости и осуществляемое в сотрудничестве с педагогом. Психолого-дидактический подход считают основным при раскрытии понятия ИОТ. В рамках этого подхода под индивидуальной образовательной траекторией понимается персональный путь реализации личностного потенциала каждого обучающегося. Основным содержанием ИОТ является характер способа учебной работы и избирательность обучаемого к овладению учебным материалом, устойчивость его интересов к содержанию предметного знания.

Под индивидуальной образовательной траекторией понимают:

- образовательную программу, имеющую конкретную цель. Эта программа обеспечивает студентам позиции субъектов выбора, реализации образовательного стандарта, разработки при условии осуществления преподавателями педагогической поддержки, самореализации, самоопределения;

- комплекс определенных методических и дидактических подходов и средств, необходимых для развития личности. Они основаны на индивидуальных особенностях и характеристиках каждой личности, в частности уровене обучаемости, когнитивном психическом процессе, обученности.

Индивидуально-образовательная траектория близка с личностно-ориентированным образовательным процессом, но при этом, она не приравнена к нему, поскольку обладает специфическими особенностями:

- ее специально индивидуально разрабатывают для каждого студента в качестве его индивидуальной образовательной программы;

- в стадии разработки индивидуальной образовательной траектории студент выступает: 1) как субъект выбора дифференцированного образования, предлагаемого образовательным учреждением; 2) как «неформальный заказчик», «предъявляя» (при стартовом диагностировании) проектирующему для него образовательную программу - индивидуальную траекторию, свои образовательные потребности, познавательные и иные индивидуальные особенности);

- стадия реализации представляет студента субъектом осуществления образовательного процесса, в этом случае именно личностно-ориентированного.

Индивидуальная образовательная траектория (ИОТ) - это специфическая инновация в системе последипломного педагогического образования, которая предусматривает особенным образом организованное дифференцированное профессиональное пространство с ориентацией на поиск и усвоение педагогом индивидуальных образовательных проектов (программ) развития педагогического мастерства, повышения квалификации за вариативными и инвариативными блоками, частично или полностью самостоятельного, ускоренного или пролонгированного обучения.

Ведущей составляющей развития педагогического мастерства в инновационных социокультурных условиях является самообразование -систематическая и целенаправленная деятельность педагога, спроектированная на расширение и углубление знаний, умений, навыков. Самообразовательная деятельность реализуется путем внеаудиторных занятий, индивидуальной и самостоятельной работы. В ХХ в. в США возникла форма обучения «план

Трампа», рассчитанная на максимальную индивидуализацию учебного процесса на основе использования технических средств обучения. Автор методики - американский педагог Д. Ллойд Трамп. Индивидуальная форма обучения относится к самым ранним организациям обучения, возникла в Вавилоне. Нашла свое развитие в Египте, Китае, Индии. Позитивные стороны этого обучения характеризуются:

- высоким уровнем самостоятельности;

- возможностью регулировать темп работы;

- эффективностью при овладении углубленными знаниями, умениями и навыками;

- организацией систематического контроля и возможностью подобрать дифференцированные задания.

Виды индивидуальных занятий бывают:

- текущие консультации;

- консультации перед различными формами контроля;

- индивидуальные задания;

- учебно-исследовательские задания;

- выполнение отдельных заданий индивидуальной творческой работы или кооперативного проекта в форме учебно-методических материалов;

- совместные творческие проекты преподавателя и студента.

Все названные виды индивидуальных занятий объединены единым консалтинговым (от англ. сошиШ^ - консультирование) направлением образовательных услуг педагога-андрагога (обучение, усовершенствование взрослых) через коучинг-подход (от англ. СоаеЫп§ - наставлять, тренировать, вдохновлять). Проблемой непрерывного образования занимаются С.У. Гончаренко, А.О. Лигонский, Н.Г. Ничкало и др. Особенности развития будущих специалистов в процессе профессиональной подготовки находятся в поле зрения ученых В.М. Гриневой, В.В. Рыбалко, В.А. Семиченко.

Очень важен и такой массив педагогической информации для развития творчества студентов, как перечень приемов методов для решения первичных задач с указанием ситуаций, при которых наиболее целесообразны приемы -это:

1) создание ситуаций заинтересованности студентов к занятию;

2) обеспечение ценностно-ориентированного единства коллектива учебной группы студентов;

3) формирование групповой подготовленности к решению поставленных задач и проблем определенного типа;

4) развитие эффективности творческой деятельности через снятие психологических барьеров в коллективе;

5) ориентация на получение идеального конечного результата;

6) включение в занятие профессионально-ориентированных решений и действий;

7) состязательный характер творческих групп в поиске наиболее перспективных методов решения;

8) творческое обсуждение проблемы для повышения интеллектуального уровня каждого игрока;

9) способствование формированию у будущих специалистов заинтересованного отношения к решению научно-технических проблем и самостоятельного мышления;

10) необходимость обучения способности оперативного принятия решения в условиях ограниченного времени;

11) максимальное приближение занятий к реальной производственной обстановке;

12) формирование условий для самостоятельного творчества участника практического занятия;

13) совершенствование памяти студентов;

14) развитие навыков исследовательской работы обучаемых.

Определяющей стороной эффективности научно-исследовательской работы студентов (НИРС) является ее организация и управление. Анализ работ разных авторов показывает, что ведущими принципами организации НИРС как системы является обеспечение органического единства научного и учебного процессов и на этой основе повышение качества подготовки специалистов, усиление связи науки с производством, ускорение научно-технического прогресса.

Очень часто научную работу отождествляют с научно-техническим трудом и творчеством студентов. Следует отметить, что понятие «научно-техническое творчество» является более ёмким, чем «научно-исследовательская работа студента». Как известно, конечным результатом творчества является обязательно создание чего-то нового, исследование неизвестного. Существует и другая трудность в определении понятия «научно-исследовательская работа», связанная с тем, что в вузах разделяют НИРС на проводимую во внеучебное время и в учебном процессе.

Научно-исследовательская работа студента - ёмкое, но при этом, многогранное понятие в образовательном процессе. В него включены ряд компонентов:

1) процесс развития качеств, умений, навыков научно-исследовательской деятельности у обучающихся на протяжении всех курсов, учитывая при этом особенности учебного заведения, факультета, кафедры и направления или специализации;

2) система, которая включает в себя методы, формы и средства формирования качеств, умений и навыков. Данная система показывает, каким образом и с помощью чего формировать необходимые качества и умения;

3) структура субъективно-объективных связей, которые образуются во время формирования и развития качеств, умений и навыков научно-исследовательской работы у студентов;

4) эффективность и действенность процесса, систем и подсистем научно-исследовательских работ студентов. В данном компоненте можно выделить несколько аспектов:

- рациональность и необходимость привлечения всех студентов к научно-исследовательской работе;

- влияние научно-исследовательской работы на формирование и развитие личностных творческих качеств студента, на овладение подходами и методами коллективного, индивидуального творчества;

- качественное и полезное содержание, вклад студента в научную сферу и в науку;

- взаимосвязь между субъектом и объектом процесса формирования и развития качеств, умений и навыков научно-исследовательских работ;

- умение использовать методы, средства и формы в процессе развития субъектов творчества.

В понятие «научно-исследовательская работа студентов» входят следующие составляющие элементы:

- привитие студентам определенных умений и навыков в процессе обучения их основе исследовательской работы;

- работа над научными исследованиями под руководством преподавателя.

При условии правильной организации и планирования научно-исследовательской работы студентов во время обучения, она может выполнять такие функции:

- образовательная - заключается в овладении теоретическими и практическими знаниями. К теоретическим можно отнести существующие научные факты, а к практическим - научные методы исследований, способы использования научных знаний, методики организации и проведения эксперимента;

- организационно-ориентационная - заключается в формировании умений ориентирования в литературных источниках, развитии умения организовать и распланировать свою деятельность, в выборе метода для обработки различной информации;

- аналитико-корректирующая - заключается в связи с самоанализом и рефлексией студентов, самосовершенствованием организации, планирования работы коррекцией и самокоррекцией учебно-познавательной деятельности;

- мотивационная - заключается в развитии и усилении интересов к науке во время реализации научно-исследовательской работы. Во время этого процесса формируются и активизируются познавательные потребности, уверенность в теоретической и практической необходимости и значимости разрабатываемых научных знаний, развивается желание глубже изучить проблемы исследуемой сферы науки. Мотивационная функция характеризуется множеством точек зрения, стимулирует студентов к самообразованию и саморазвитию;

- развивающая - заключается в совершенствовании разных видов мышления (критическое, творческое); умений действовать и принимать решения, как в стандартных, так и в нестандартных ситуациях; обосновывать, аргументировать и отстаивать свое мнение и точку зрения. Эта функция способствует пониманию необходимости развития мотивации - стремления к обучению, получению знаний, повышению уровня заинтересованности, развития различных способностей - коммуникативных, познавательных и прочих;

- воспитывающая - заключается в становлении самосознания студента в нравственном и правовом аспектах. Эта функция направлена на развитие адаптационных способностей в условиях изменяющейся, переменной социальной среды. Благодаря данной функции происходит становление адекватной оценки личности, самооценки, целеустремленности и ответственности. У студентов появляется смелость, необходимая для

преодоления трудностей. Данная функция формирует профессиональное призвание и этику.

В высшем профессиональном образовании выделяют ряд направлений для применения и внедрения различных форм и видов научно-исследовательской работы и деятельности студентов:

- расширение и обновление традиционных, привычных видов организации учебных занятий (лекции, практические, лабораторные, семинары) решением задач исследовательского направления;

- работа над развитием внеучебной формы привлечения студента к научной деятельности (подготовка научного доклада, статьи, сообщения; организация олимпиады и научной конференции);

- работа над проектами с целью получения гранта;

- использование факультативных форм обучения;

- развитие научного сотрудничества между учебным заведением и производством;

- применение редких и непривычных в сфере высшего профессионального образования форм и видов коллективной научной и практической деятельности обучающихся (специализированные научные кружки, коллективы молодых ученых и исследователей, и другие формы).

Важной формой научно-исследовательской работы студентов, выполняемой в учебное время, является внедрение элементов научных исследований в лабораторные работы. Выполнение такого вида работ подразумевает самостоятельное составление плана студентами, подбор необходимых литературных источников, проведение математической обработки данных и анализа результата, оформление отчета о проделанной работе.

Младшие курсы в пределах своего образовательного процесса выполняют научно-исследовательскую работу в виде рефератов, домашних заданий,

включающих элементы научного поиска, участия в кружках по изучаемым предметам.

Эффективными методами и формами, которые активизируют умения исследовать и творческий потенциал каждого студента, являются следующие:

- организация и регулярное проведение дискуссий со студентами;

- привлечение обучающихся к диспутам специалистов;

- использование эвристических методов;

- разработка научных проектов с привлечением студентов;

- работа малыми исследовательскими группами при проектном обучении.

Такие методы, формы и виды обучения развивают у студентов

продуктивное мышление, самостоятельность в процессе изучения, способствуют активизации процесса выдвижения новых проектов и идей. Говорить об успехе и результативности процесса подготовки студентов будущих специалистов в сфере научной работы можно только при условии вовлечения обучаемых в различные формы и виды научно-исследовательской работы и деятельности. Исходя из этого, целесообразно весь период обучения системно, методично и целенаправленно подготавливать и привлекать студентов к научной деятельности, организовывать творческие объединения и группы, учитывая научные интересы, способности, опыт и возможности осуществления исследовательской работы студента. Важным фактором является обеспечение научно-исследовательской базы, вооружение студентов методиками научной работы, создание ситуаций успеха во время внедрения на практике научных результатов. Педагоги используют систему поощрения творческой деятельности и самостоятельности студентов во время исследований и решения т научных проблем. Такой процесс реализовывают в качестве индивидуальной образовательной траектории. При этом необходимо использовать функциональные возможности педагогической поддержки.

Именно поддержка студента в образовательном процессе трансформирует личностно-ориентированный образовательный процесс в индивидуальную

образовательную траекторию, содержание которой определяется образовательными потребностями, индивидуальными способностями и возможностями обучающегося (уровнем готовности к освоению программы), содержанием программы.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ЛИТЕРАТУРА

1. Димова А.Л. Построение индивидуальной образовательной траектории студентов по физической культуре в вузах с дистанционным обучением / А.Л. Димова // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. Издательство Санкт-Петербургский государственный университет физической культуры им. П.Ф. Лесгафта 2008 г. - №6. - С. 17-23

2. Носова Е.П. Индивидуальная образовательная траектория. Сущность и механизмы проявления / Е.П. Носова. - М., Педагогика, 2009 - 409 с.

3. Приходченко К.1. Оргашзащя позааудиторного навчально-виховного процесу в осв^ньому закладi / К.1. Приходченко // Наукова скарбниця осв^и Донеччини - 2012. - №3 - С. 73-83.

4. Приходченко К.1. Освггньо-виховне середовище як технология формування самотворчого потенщалу особистосп / К.1. Приходченко - Донецьк: Д1П1П,

2008. - 176 с.

5. Приходченко К.1. Самостшна работа студенев / К.1. Приходченко // Збiрник наукових праць Донецького державного ушверситету управлшня - Донецьк ДДУУ - Вип. 144 - Т.Х. -

2009. - С. 160-171.

6. Приходченко К.1. Творчий потенщал учителя як основа його педагогично! майстерност / К.1. Приходченко - Донецьк: Д1Ш1, 2011. - 180 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.