Научная статья на тему 'Направления активизации научно-исследовательской деятельности студентов вузов'

Направления активизации научно-исследовательской деятельности студентов вузов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1882
189
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / АКТИВИЗАЦИЯ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / НАУЧНАЯ РАБОТА / НАУЧНЫЙ КРУЖОК / НАУКА / RESEARCH AND DEVELOPMENT ACTIVITIES / THE INTENSIFICATION OF RESEARCH ACTIVITY / SCIENTIFIC WORK / SCIENTIFIC SOCIETY / SCIENCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шульга Н. Н., Новосельцева С. Н., Михайлова И. Г.

Получение результатов научных исследований невозможно без соответствующего развития образовательной среды. Система образования нуждается в переосмыслении с учетом новых реалий. Необходимы системные мероприятия по популяризации и пропаганде науки, научных знаний, достижений науки и техники для студенческой целевой аудитории. Публикация посвящена обнаружению и анализу факторов, которые оказывают влияние на научно-исследовательскую работу студентов. Раскрыты пути мотивации их научно-исследовательской деятельности, определен ценностный статус научной работы для студентов, разобраны условия совершенствования научно-исследовательской работы студентов в современном вузе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Getting good results of scientific research among students is not possible without a correspondingdevelopment of the educational environment. Modern education system needs a rethink to take account of new realities. Necessary system activities for popularization and promotion of science, scientific knowledge, scientific and technological achievements for the student audience. The article is devoted to the identification and analysis of factors that have an active effect on the research activities of university students. Revealed the motivation of their research activity, defined value status of the scientific work for students, conditions for improvement of the research work of students in the modern university.

Текст научной работы на тему «Направления активизации научно-исследовательской деятельности студентов вузов»

УДК 001.89:378

НАПРАВЛЕНИЯ АКТИВИЗАЦИИ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ ВУЗОВ DIRECTIONS ACTIVATION OF RESEARCH ACTIVITIES OF UNIVERSITY

STUDENTS

Н.Н. Шульга, С.Н. Новосельцева, И.Г. Михайлова N.N. SHul'ga, S.N. Novosel'ceva, I.G. Mihajlova

Автономная некоммерческая организация высшего образования "Белгородский университет кооперации, экономики и права" 308023, г. Белгород, ул. Садовая, д. 116а

Belgorod University of Cooperation, Economics & Law, 116a, Sadovaya Street, Belgorod, Russia, 308023

E-mail: natalya-shulga@i.ua, novoseltseva.sveta20i3@yandex.ru, m394733@km.ru

Аннотация. Получение результатов научных исследований невозможно без соответствующего развития образовательной среды. Система образования нуждается в переосмыслении с учетом новых реалий. Необходимы системные мероприятия по популяризации и пропаганде науки, научных знаний, достижений науки и техники для студенческой целевой аудитории. Публикация посвящена обнаружению и анализу факторов, которые оказывают влияние на научно-исследовательскую работу студентов. Раскрыты пути мотивации их научно-исследовательской деятельности, определен ценностный статус научной работы для студентов, разобраны условия совершенствования научно-исследовательской работы студентов в современном вузе.

Abstract. Getting good results of scientific research among students is not possible without a corresponding development of the educational environment. Modern education system needs a rethink to take account of new realities. Necessary system activities for popularization and promotion of science, scientific knowledge, scientific and technological achievements for the student audience. The article is devoted to the identification and analysis of factors that have an active effect on the research activities of university students. Revealed the motivation of their research activity, defined value status of the scientific work for students, conditions for improvement of the research work of students in the modern university.

Ключевые слова: научно-исследовательская деятельность, активизация научно-исследовательской деятельности, научная работа, научный кружок, наука.

Keywords: research and development activities, the intensification of research activity, scientific work, scientific society, science.

Введение

Характерной особенностью мирового хозяйственного развития на современном этапе является переход ведущих стран к новой ступени формирования инновационного общества - построению экономики, базирующейся преимущественно на использовании, генерации и распространении знаний при резком сокращении инновационного цикла, ускорении темпов обновления технологий и продукции. Сложившаяся экономическая обстановка в мире требует опережающего развития отдельных специфических направлений научных исследований.

Получение результатов научных исследований невозможно без соответствующего развития образовательной среды. По мнению В.П. Колесова, «лавинообразный рост объемов знания и развитие способов его передачи сделали невозможной подготовку человека к профессиональной деятельности раз и навсегда из-за быстрого устаревания знаний. Сегодня в обучении важен не столько процесс запоминания, сколько размышления и поиски решения» [1, С. 20]. В связи с этим происходит переход от субъект-объектной модели управления обучением к субъект-субъектным формам планирования и организации учебного процесса. Таким образом, можно с уверенностью сказать, что система образования нуждается в переосмыслении с учетом новых реалий. Необходимы системные мероприятия по популяризации и пропаганде науки, научных знаний, достижений науки и техники для студенческой целевой аудитории.

Активное привлечение студентов к научно-исследовательской работе дает возможность использовать их трудовой и творческий потенциал для решения различных актуальных задач экономического развития страны.

Исследованиям комплексных, системных преобразований, которые связаны с образовательной и научно-исследовательской деятельностью посвящены работы В.П. Колесова [1], В.В. Герасименко [2], Н.Н. Малаховой [3], И.Ф. Исаева [4], Е.И. Ерошенковой [4], Е.Н. Кролевецкой [4] и др.

Целью данного исследования является изучение форм научно-исследовательской деятельности студентов высших учебных заведений для определения направлений ее активизации.

Для достижения поставленной цели необходимо изучить сущность и формы научно -исследовательской деятельности студентов высших учебных заведений, определить показатели ее эффективности, рассмотреть условия совершенствования научно исследовательской работы студентов в современном вузе.

Основная часть

Говоря о науке, следует иметь в виду как минимум три ее основных аспекта, в каждом конкретном случае четко различая:

- науку как социальный институт (совокупность структур научного обслуживания и научных учреждений, сообщество ученых);

- науку как результат (научные знания);

- науку как процесс (научная деятельность) [5, с. 6].

Для целей данного исследования наука рассматривается как процесс, что обуславливает необходимость определения понятия «научная деятельность». В соответствии со ст. 2 Федерального Закона № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике» научная (научно-исследовательская) деятельность - это деятельность, направленная на получение новых знаний и их применение [6].

Исследовательский опыт накапливается постепенно, основы этого опыта формируются в вузе. Научно-исследовательская работа студентов (далее - НИРС) является немаловажным средством повышения качества воспитания и подготовки специалистов, способных творчески использовать в практической деятельности достижения культурного и научно-технического прогресса. При этом важно донести до студентов, что наука - это не унылая архаичная догматика, а живая, постоянно изменяющаяся область знания, и, что там где, казалось бы, уже давно все известно, можно обнаружить нечто такое, что переворачивает наши представления и наши возможности.

Научная деятельность - это интересный процесс, с трудом поддающийся формализации. Однако для обретения общественной значимости и научной ценности результаты научной деятельности должны быть определенным образом изложены. Результаты научного исследования могут быть представлены в различной форме. Традиционно в вузах сложились такие формы НИРС как:

- участие в различных видах учебной аудиторной работы (семинары, лекции, лабораторные занятия) с включением элементов научных исследований;

- научно-исследовательская работа студентов в специализированных научных кружках;

- участие студентов-исследователей в постоянных научных проблемных группах;

- участие студентов в научных чтениях, научно-практических конференциях, олимпиадах, студенческих научных семинарах.

Безусловно, формы НИРС нередко зависят от уровня подготовленности студентов. Как правило, на младших курсах у студентов преобладают такие виды НИРС как написание рефератов, выполнение расчетных работ и др. На старших курсах доминирует - курсовое и дипломное проектирование, участие студентов в подготовке и проведении научных экспериментов, постановка и модернизация лабораторных работ, написание научных статей, выполнение хоздоговорных научно-исследовательских работ. Одной из основных целей НИРС в вузе является профессионально - личностное развитие студентов. Достижению данной цели способствует субъект-субъектный подход, который ориентируясь на установки, выработанные в рамках личностно - ориентированного взаимодействия, выступает за изменение функций и ролей студентов и преподавателя в процессе вовлечения их в научно-исследовательскую работу. Преподаватель не просто дает направления научной работы, он создает условия для профессионального развития и раскрытия личностного потенциала студента, стимулирует его смысловую активность, актуализирует механизмы саморазвития.

Важность вовлечения студентов в научно-исследовательскую работу несомненна. Однако, участие в исследовании, которое представляет собой истинную научную работу, а не имитацию науки, нельзя представить без изначально глубокой предметной подготовки, без овладения должным, достаточно богатым запасом основополагающих знаний. Кроме того, сегодня формирование идеалов происходит под влиянием Интернета, средств массовой информации,

непосредственного общения, где мировоззренческое воздействие любого из источников имеет непредсказуемый характер. В этой ситуации вузы не просто могут, а должны взять на себя функцию работы с такими негативными и позитивными влияниями для того, чтобы научить обобщать и анализировать получаемую информацию, давать ей оценку, и осуществлять те действия, которые адекватны ситуации.

Анализ динамики постановки научной работы в российских вузах, который проведен Д.Х. Акманаевой свидетельствует о том, что современный уровень научно-исследовательской работы студентов уступает масштабам и результатам этой деятельности в 70-80-х годах XX века. Так, в кружках, научных семинарах в то время были заняты более 20% студентов. Для сравнения, в середине 2000-х гг. этот показатель составил лишь 5% [7, С. 17].

Результаты исследования

Нами было проведено анкетирование участников секции «Современные тенденции развития и организации бухгалтерского учета и аудита в условиях перехода на МСФО» студенческой научной конференции «Научные достижения молодых исследователей» БУКЭП. В анкету были включены следующие вопросы:

1) Что Вы знаете о студенческой науке своего университета?

2) Принимали ли Вы участие в научно-исследовательской работе ранее?

3) Какие направления в науке являются, на Ваш взгляд, приоритетными в настоящее время?

4) Какие направления в области бухгалтерского учета представляются Вам наиболее актуальными и требуют рассмотрения в рамках научных исследований?

5) Хотели бы Вы заниматься научно-исследовательской работой в будущем?

6) Считаете ли Вы, что занятие студенческой наукой сегодня позволит Вам добиться успехов в будущем?

7) Как Вы считаете, располагает ли университет необходимыми информационными ресурсами для осуществления научно-исследовательской работы?

8) Ваши предложения по развитию вузовской науки.

Результаты анкетирования свидетельствуют о том, что студенты в целом хорошо осведомлены о проводимых студенческих мероприятиях в университете, только четверть студентов отмечает отсутствие интереса к научной деятельности.

Основным элементом научно-исследовательской деятельности кафедры бухгалтерского учета Белгородского университета кооперации, экономики и права является студенческий научный кружок. Поскольку объем и тематика работы студенческого научного кружка не регламентируются учебными планами, то активность работы определяется инициативой сотрудников кафедры, руководящих этой работой и самих студентов. Однако именно подобная деятельность представляет наибольшие возможности студентам по развитию их творческих способностей и приобретению навыков исследовательской работы.

Анализ результатов деятельности студенческого научного кружка кафедры бухгалтерского учета представлен в таблице.

Таблица Table

Результаты работы студенческого научного кружка кафедры бухгалтерского учета БУКЭП The results of the student scientific circle of the department of accounting BUKEP

Критерии оценки результативности 2011/2012 2012/2013 2013/2014 2014/2015

НИРС уч. год уч. год уч. год уч. год

Доклады студентов 20 21 16 19

Научные публикации студентов:

- самостоятельно; - - 3 -

- в соавторстве. 2 10 3 8

Студенческие проекты, поданные от кафедры на конкурсы - - 2 -

Дипломы, грамоты, премии и т. п., - - 1 -

полученные студентами на конкур-

сах

Работу научного студенческого кружка за исследуемый период в целом можно охарактеризовать положительно: возрастает уровень научных конференций, оказывается конкретная практическая помощь начинающим исследователям по вопросам планирования, проведения научно-

исследовательской работы, осуществляется обмен опытом, значительно активизировалась подготовка конкурсных работ со студентами.

На основе полученных результатов исследования можно выделить следующие три типа участия студентов в НИРС:

- регулярное участие, такие студенты имеют внутреннюю мотивацию реализовать в научно-исследовательской работе свой творческий и интеллектуальный потенциал;

- нерегулярное участие, которое происходит под воздействием внешней мотивации; как правило, результаты такого участия носят локальный характер;

- отсутствие участия, когда студенты не видят смысла в самореализации через производство научных идей.

На вопрос анкеты, связанный с формулировкой предложений по развитию вузовской науки, ответили преимущественно студенты, принимающие регулярное участие в научной жизни университета, варианты ответов представлены на рисунке.

13

I Увеличить количество конференций

Уделять больше времени работе научных кружков V Поощрять исследователей материальными призами ® Затрудняюсь ответить

1+ Организовать изучение основ научных исследований

Рис. Предложения студентов по развитию вузовской науки Fig. Proposals for the development of students of university research

Выводы

Анализ полученных предложений свидетельствует о том, что у студентов преобладают пожелания о расширении круга научного общения. Безусловно, любые научные исследования могут проводиться только в определенном кругу ученых. Это определено тем обстоятельством, что любому исследователю, даже самому квалифицированному и опытному, обычно необходимо обсуждать и обговаривать с коллегами свои идеи, теоретические построения и полученные факты, с целью избежать заблуждений и ошибок.

На уровне высшего учебного заведения, кафедры необходимы:

1) предельно возможное увеличение научного потенциала преподавателей и объемное развертывание ими исследовательских работ, особенно - имеющих практическую и экономическую полезность;

2) научное общение в неформальной обстановке в подразделениях и на кафедрах через семинары, открытые лекции ведущих ученых и профессоров-исследователей;

3) широкое и наглядное объяснение значения научно-исследовательской работы на примерах лучших студентов и выпускников вуза;

4) совершенствование приемов и методов поощрения успешных студентов;

5) популяризация итогов исследований студентов и формирование их личной известности через интернет-сайт вуза;

6) создание постоянных научных групп в популярных социальных сетях;

7) учет научных интересов студентов при их участии в научных работах.

Исходя из вышеизложенного, можно сказать, что активность участия студентов в научно-исследовательской деятельности определяется наличием интереса к новым знаниям, приложени-

ем усилий, умственных и физических сил для достижения поставленной цели. При этом задачей преподавателя является организация соответствующей научной атмосферы для такой деятельности. В данном случае речь идет об субъект-субъектном подходе в организации развития научно-исследовательской деятельности студентов, который раскрывает личностный потенциал и интересы самого студента при его совместной деятельности с педагогом.

Список литературы

1. Колесов, В.П. Правильны ли приоритеты модернизации высшего образования? // Вестник московского университета. Серия 20 «Педагогическое образование». - №3. - 2013. - С. 14 - 31.

2. Герасименко, В.В. Переосмысление управленческого образования: поиск междисциплинарных подходов // Вестник московского университета. Серия 6 «Экономика» . - № 2. - 2014. - С. 85 - 98.

3. Малахова, Н.Н. Научно-исследовательское направление деятельности университета как субъекта инновационной системы / / Вестник ВГУ. Серия: Проблемы высшего образования - 2014. - № 2. - С. 57 - 60.

4. Исаев, И.Ф., Ерошенкова, Е.И., Кролевецкая, Е.Н. Особенности развития научного потенциала личности на различных уровнях высшего профессионального образования // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Гуманитарные науки. - № 6 (101). - Т. 9. - 2011.- С. 311-316.

5. Новиков, А.М. Научно-экспериментальная работа в образовательном учреждении (деловые советы). - М.: Ассоциация «Профессиональное образование», 1998. - 134 с.

6. Федеральный закон «О науке и государственной научно-технической политике» от 23 августа 1996 г. № 127-ФЗ (с изменениями и дополнениями). Справочно-правовая система «Консультант Плюс». - [Электронный ресурс] URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=182687.

7. Акманаева, Д.Х. Научная деятельность студентов вузов как фактор повышения функциональности высшего профессионального образования: автореф. дисс. по социологии, специальность ВАК РФ 22.00.04. -[Электронный ресурс]. - URL: http://cheloveknauka.com/nauchnaya-deyatelnost-studentov-vuzov-kak-faktor-povysheniya-funktsionalnosti-vysshego-professionalnogo-obrazovaniya.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.