Научная статья на тему 'Образовательная практика и научно-исследовательская деятельность: первый опыт'

Образовательная практика и научно-исследовательская деятельность: первый опыт Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
267
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТУДЕНЧЕСКАЯ УЧЕБНАЯ ПРАКТИКА / НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА / STUDENT''S EDUCATIONAL PRACTICE / SCIENTIFIC AND RESEARCH ACTIVITIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Хохлова Ю.А., Пунин А.А.

В статье представлен первый опыт преподавания в Смоленском государственном медицинском университете студенческой учебной практики по научно-исследовательской работе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The first experience of conducting student's educational practice in scientific and research activities in the Smolensk State medical University is presented in the article

Текст научной работы на тему «Образовательная практика и научно-исследовательская деятельность: первый опыт»

УДК 61(001.89):378.147-388:378.180.6

EDUCATIONAL PRACTICE IN SCIENTIFIC AND RESEARCH ACTIVITIES: FIRST

EXPERIENCE

Хохлова Ю.А., Пунин А.А.

Смоленский государственный медицинский университет, Россия, 214019, Смоленск, ул. Крупской, д.28

Резюме. В статье представлен первый опыт преподавания в Смоленском государственном медицинском университете студенческой учебной практики по научно-исследовательской работе.

Ключевые слова: студенческая учебная практика, научно-исследовательская работа.

EDUCATIONAL PRACTICE IN SCIENTIFIC AND RESEARCH ACTIVITIES: FIRST

EXPERIENCE

Khokhlova Ya.A., Punin A.A.

Smolensk State Medical University, Russia, 214019, Smolensk, Krupskaya St., 28.

Summary. The first experience of conducting student's educational practice in scientific and research activities in the Smolensk State medical University is presented in the article. Key words: student's educational practice, scientific and research activities.

ВусловияхреализацииФедеральногообр азовательного стандарта высшего образования третьего поколения особое внимание уделяется формированию у специалиста компетенций, позволяющих осуществлять не только

профессиональную медицинскую, но научно-исследовательскую деятельность. Данный комплексный подход к подготовке специалиста позволяет готовить врачей, имеющих научный потенциал. Реализовать полученные навыки специалист может как в виде профессиональной научно-исследовательской деятельности, так и в виде использования методов науки в практических целях. Проведение врачом научно-исследовательской работы

является в современных условиях неотъемлемым компонентом повышения эффективности и качества его профессиональной деятельности. Каждый будущий врач - это не только клиницист, но и исследователь [2].

Научно-исследовательская работа

студентов (НИРС) является необходимым элементом освоения различных дисциплин и практик, начиная с первого курса [3, 5], способствует формированию навыков научной, творческой и исследовательской деятельности [3]. Вместе с тем зачастую при планировании НИРС преподаватель сталкивается с ситуацией, когда студенты слабо владеют навыками самостоятельной исследовательской работы, не умеют использовать полученные знания в ситуациях, когда необходимо сравнивать, интерпретировать, обобщать результаты и делать выводы. Главная задача преподавателя в этой ситуации - оказание помощи в овладении необходимой системой знаний и умений для проведения НИРС [1, 3]. Учебные практики являются важным звеном этого процесса [4].

Учебная практика по научно-исследовательской работе, в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования по специальности «Лечебное

дело», входит в базовую часть основной профессиональной образовательной

программы, является обязательной для изучения [6]. Преподается практика в Смоленском государственном

медицинском университете впервые, в первом семестре, на кафедре факультетской терапии.

Процесс изучения учебной практики направлен на формирование следующих профессиональных компетенций (ПК): ПК 20 - готовность к анализу и публичному представлению медицинской информации, ПК 21 - способность к участию в проведении научных исследований, ПК 22

- готовность к участию во внедрении новых методов и методик, направленных на охрану здоровья граждан [6].

В результате практики обучающийся должен:

- знать: основные этапы проведения научного исследования; способы поиска и основные источники анализа научной информации; принципы и схему подготовки научного доклада; основные требования к оформлению научно-исследовательской работы;

- уметь: обобщать, обрабатывать и анализировать фактический материал, в том числе с использованием методов статистического анализа; представлять медицинскую информацию в виде устного научного выступления и учебной научно-исследовательской работы.

Объем практики составил 72 часа и включал 6 лекций и 9 практических занятий по четыре часа. Форма промежуточной аттестации - зачет.

Лекционный курс был подготовлен таким образом, чтобы студенты к началу практических занятий по практике могли получить необходимые знания для проведения учебной научно-

исследовательской работы. Были даны основные понятия - научное исследование, научная проблема, научная новизна, актуальность и практическая значимость научного исследования, основные этапы проведения научного исследования. На лекции был представлен материал по методологии научного исследования:

разработке индивидуального плана исследования, формулировке темы и рабочей гипотезы, определению объекта, предмета, цели и задач исследования. Студенты были ознакомлены с системой изучения литературы, основными источниками научной информации, основными методами представления и анализа данных исследования, правилами формулировки выводов.

Учитывая определенную «сухость» представляемого материала, и связанную с этим трудность его восприятия студентами первого курса, лекционные занятия проводились в интерактивной форме, с активным вовлечением лектором в учебный процесс не только студентов, но и ординаторов кафедры. Ординаторы, поддерживая дискуссию по обсуждаемым вопросам, иллюстрировали основные моменты лекции примерами из своих научно-исследовательских работ,

рассказывали о своем опыте проведения научных исследований.

Отдельная лекция, посвященная организации научно-исследовательской работы в Смоленском государственном медицинском университете, была подготовлена совместно заведующим кафедрой и старостой студенческого научного кружка кафедры факультетской терапии, ординатором первого года обучения Венидиктовой Дарьей Юрьевной. На примерах студентов-кружковцев кафедры факультетской терапии студентам первого курса были продемонстрированы возможности их участия в работе научных кружков университета, студенческих научных конференциях вузов страны. Должное впечатление, с точки зрения мотивации занятия научной деятельностью, произвела информация об участии студентов-кружковцев в Российском

пульмонологическом конгрессе,

Российской гастроэнтерологической

неделе, Международных форумах и конгрессах Польши, Италии и Австрии. Фактическая демонстрация возможностей и различных форм участия студентов в научной работе, начиная с первого курса, способствовала пробуждению интереса

студентов к их работе на практических занятиях.

На первом практическом занятии студентам были даны задания для проведения учебной научно-

исследовательской работы, которые уже включали собранный фактический материал по какой-либо научной проблеме. От студентов требовалось на основе полученного материала написать учебную НИРС и представить ее результаты в виде научного доклада на последнем занятии. Использовалась методика малых групп - одно задание выполнялось 3-4 студентами.

Возникшие трудности, связанные с недостаточным количеством учебных комнат на кафедре факультетской терапии, были решены при поддержке кафедры инфекционных болезней, которая предоставила учебные комнаты для проведения практики, за что выражаем благодарность коллективу кафедры в лице заведующего кафедрой профессора М.М. Храмцова.

Тематика практических занятий последовательно воспроизводила

основные этапы научно-исследовательской работы. К каждому занятию студенты, наряду с теоретической подготовкой по теме занятия, готовили один из разделов своей НИРС. На занятии, после контроля исходного уровня знаний, каждая из групп представляла один из разделов выполняемой НИРС. При этом в обсуждении принимали участие все студенты, задавая вопросы и активно интересуясь полученными результатами. В этой ситуации преподаватель превращался из единственно возможного источника информации и контроля в советника и консультанта, направляющего работу группы в правильное русло. Занятия, проходившие в такой активной форме, требовали от преподавателя значительного эмоционального и психологического напряжения.

При формулировке темы НИРС преподаватели кафедры старались выбирать научные проблемы, не требующие специальных медицинских знаний (например, распространение

донорства среди различных групп населения), но избежать этого полностью не удалось. Учебные НИРС по медицинской тематике (например, факторы риска инфаркта миокарда) сопровождались необходимыми

пояснениями, и именно эти темы студенты оценили как наиболее интересные. Недостаток знаний студенты активно восполняли, используя интернет-поисковики и рекомендуемые источники научной информации. Еще больший интерес у студентов вызвало их непосредственное участие в сборе материалов по выполняемым на кафедре научно-исследовательским работам.

Данную возможность кафедра могла предоставить только двум малым группам студентов. В результате, студенты не только подготовили НИРС к зачетному занятию, но и научные доклады на ежегодную студенческую конференцию.

Наибольшие трудности студенты испытывали при статистической обработке материалов исследования, так как школьных знаний по информатике было явно недостаточно, а медицинская информатика преподается в университете только во втором семестре. Отдельное занятие, посвященное этой теме, потребовало от преподавателя более детального разъяснения основных моментов статистического анализа. При этом давались только необходимые понятия (вариационный ряд,

дисперсионный интервал, средняя арифметическая, среднеквадратическое отклонение, ошибка средней, медиана, нормальный закон распределения, понятие о параметрических и непараметрических методах статистики, критерии Фишера, Стьюдента). Для построения таблиц и статистического анализа использовалась программа Microsoft Excel. По просьбе преподавателя студенты приносили свои ноутбуки, так как кафедра не могла обеспечить каждую группу персональным компьютером. Статистическая обработка материала по каждой НИРС проходила при активной помощи преподавателя.

Оформлялась НИРС по стандартной схеме, размещенной на сайте кафедры, и

воспроизводила основные разделы научной работы. Студенты также учились правильно составлять список литературы, согласно приведенным примерам. При создании презентации в Power Point подавляющее большинство студентов продемонстрировали хорошие навыки работы в данной программе, а сами презентации отличались определенной креативностью. Вместе с тем в каждой из групп были студенты, которые исходно практически не умели работать в Microsoft Word, Microsoft Excel, Power Point. В ходе работы в малых группах «более сильные» студенты успешно им помогали, по окончании практики студенты получили минимально необходимые навыки для работы с данными программами. Научные доклады на зачетном занятии позволили студентам продемонстрировать свое умение представлять результаты НИРС и участвовать в научной дискуссии. Зачастую докладчики отклонялись от академического стиля представления, излишне эмоционально излагая свой доклад и остро реагируя на вопросы других студентов. По завершении каждого доклада как преподаватель, так и студенты высказывали свои замечания и пожелания. По итогам учебной практики студенты отметили, что на занятиях было «интересно и необычно», «узнали много нового, но было сложно», подготовка к практическим занятиям заняла больше времени, «чем они привыкли». Основное настроение на занятиях можно передать словами одного из студентов: «Это и есть наука?!».

Студенты в целом освоили учебную практику, зачет на последнем занятии не получили только три процента студентов. Для оптимизации учебного процесса целесообразно, чтобы студенты до начала практики уже владели знаниями по статистическому анализу, а кафедра была оснащена персональными компьютерами в достаточном количестве.

Первый опыт преподавания учебной практики по научно-исследовательской работе, по мнению коллектива кафедры, был достаточно интересным и позитивным, но потребовал от

профессорско-преподавательского состава кафедры напряженной работы по освоению современными методиками преподавания и значительной

эмоциональной нагрузки. Несмотря на определенные сложности в организации, учебная практика позволила студентам приобрести знания и умения, необходимые в дальнейшем для формирования навыка самостоятельной научно-

исследовательской работы, и послужила мотивирующим фактором работы в студенческих научных кружках.

Литература

1. Кушнир Т.И., Шебанова Л.П., Демисенова С.В. Формирование готовности студентов к научно-исследовательской деятельности в педагогическом вузе / Т.И. Кушнир // Современное естественнонаучное образование: содержание, инновации, практика: материалы Всероссийской научно-практической конференции (с международным участием) (28-29 апреля 2016 г., г. Тобольск) / Под.ред. Н.С. Бусловой, Л.П. Шебановой. - Тобольск: Тобольский педагогический институт им. Д.И. Менделеева (филиал) ТюмГУ в г. Тобольск, 2016. - С. 78-82.

2. Организация научно-исследовательской работы студентов / Е.А. Кудряшов, В.В. Скибицкий, А.В. Скибицкий, Д.В. Сиротенко // Международный журнал экспериментального образования. - 2013. - № 4. - С. 154-155.

3. Положение о научно-исследовательской работе студентов Утв. ректором СГМА 8 октября 2013 г. - 10 с. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://smolgmu.ru/index.php?page[common]=content&id=73534.

4. Скипина, К.П. Значение учебных практик для формирования научных интересов студентов / К.П. Скипина // Успехи современного естествознания. - 2007. - № 12 (1). - С. 87-88.

5. Учебно-исследовательская работа студентов в медицинском вузе / Н.Г. Луд, А.П. Солодков, Н.С. Гурина, Н.Ю. Коневалова, В.А. Косинец // Вестник ВГМУ. - 2006. -Т.5. - № 1 - С. 1-10.

6. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 31.05.01 «Лечебное дело» (уровень специалитета). Утв. приказом Министерством образования и науки Российской Федерации 9 февраля 2016 г. № 95. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://smolgmu.ru/sved1/edustandarts/31_05_01_Lechebnoe_delo.pdf.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.