Научная статья на тему 'Система национальной экономической безопасности'

Система национальной экономической безопасности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
935
155
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
π-Economy
ВАК
Область наук

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кайгородцев Александр Александрович

Проведен системный анализ экономической безопасности. Предложена теоретическая модель системы экономической безопасности. Показаны пути решения проблемы обеспечения экономической безопасности страныI

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n the present article the system analysis of economic safety is made. The article says about the varios aspects of the economic safety. The theoretical model of system of economic safety is offered. They are shown way of the decision of the problem of the provision to economic safety to the country

Текст научной работы на тему «Система национальной экономической безопасности»

-►

Экономическая безопасность

УДК 338.24

А.А. Кайгородцев СИСТЕМА НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

Проблема функционирования и развития системы национальной экономической безопасности в условиях перехода страны к устойчивому социально-экономическому развитию недостаточно исследована. В научной литературе вопросы обеспечения экономической безопасности исследуются в работах Л.И. Абалкина, С.Н. Алпысбаевой, А.А. Арупова, А.А. Архипо-ва, С. Афонцева, У.Б. Баймуратова, Л.К. Бакаева, С.А. Глазьева, А.А. Городецкого, Г.М Дерцяна, А. Илларионова, Д.М. Мадияровой, Б.И. Михайлова, Е.А. Олейникова, В.К. Сенчагова, Н.А. Сибирского, М.У. Спанова, А.И. Тазабекова и др. Указанная проблема исследуется и в данной статье.

Проблема экономической безопасности включает в себя три аспекта:

- интересы (национальные, государственные, общественные и т. д.);

- устойчивость (национальной экономики, экономического развития, социально-экономической системы и др.);

- независимость (экономики от внешних рынков, экономической политики от влияния извне) [1].

В зарубежной литературе проблема экономической безопасности рассматривается:

- как условие реализации намеченных правительством целей в области экономической политики;

- как условие устойчивости экономического развития;

- как экономическая составляющая проблемы международной безопасности страны;

- как условие пресечения нелегальных видов экономической деятельности;

- как проблема конкурентоспособности национальной экономики;

- как проблема доступа к рынкам сырья и сбыта продукции.

В экономической литературе принято выделять четыре уровня экономической безопасности: 1) международный уровень; 2) национальный уровень; 3) уровень предприятия; 4) уровень личности.

В результате критического анализа определений экономической безопасности, данных различными авторами, мы пришли к выводу, что экономическая безопасность - это состояние надежной защищенности жизненно важных интересов и коренных основ существования личности, общества и государства, а также мирового сообщества от внутренних и внешних угроз, при котором они имеют возможность самостоятельно определять характер и формы производственной или иной деятельности для расширенного воспроизводства товаров и услуг в объемах, обеспечивающих социально ориентированное развитие экономики.

Национальную экономическую безопасность невозможно обеспечить без учета:

- существующей структуры распределения собственности и национального дохода;

- состояния системы социальных отношений (политических, таможенных, финансовых, технологических, информационных, организационно-управленческих и пр.);

- стратификации общества (качества и образа жизни различных слоев, прежде всего - безработных, пенсионеров);

- уровня социальной напряженности (забастовок, различных локальных конфликтов);

^Научно-технические ведомости СПбГПУ 4' 2011. Экономические науки

- состояния существующих социальных институтов общества;

- уровня компетентности должностных лиц различного ранга [2].

Система национальной экономической безопасности может быть представлена в виде совокупности следующих блоков: цель системы ^ задачи системы ^ национальные интересы в сфере экономики ^ экономические приоритеты ^ экономические угрозы (внешние и внутренние) ^ пороговые индикаторы экономической безопасности ^ правовое обеспечение экономической безопасности ^ организационная структура обеспечения экономической безопасности ^ методы обеспечения экономической безопасности.

Цель системы экономической безопасности -обеспечение надежной защищенности жизненно важных интересов и коренных основ существования личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, при которой они имеют возможность самостоятельно определять характер и формы производственной или иной деятельности для расширенного воспроизводства товаров и услуг в объемах, обеспечивающих социально ориентированное развитие экономики страны.

Для достижения указанной цели необходимо обеспечить:

- экономическую независимость страны;

- устойчивость национальной экономики;

- способность национальной экономики к саморазвитию и прогрессу [3].

При принятии решений по обеспечению экономической безопасности необходимо учитывать следующие национальные экономические интересы:

- способность национальной экономики функционировать в режиме расширенного воспроизводства;

- приемлемый уровень жизни населения и возможность повышения его благосостояния;

- эффективное использование природно-сырьевых и трудовых ресурсов;

- устойчивость финансово-банковской системы;

- рациональную структуру внешней торговли, доступ отечественных товаров обрабатывающей

промышленности на внешний рынок, максимально допустимый уровень удовлетворения внутренних потребностей за счет импорта;

- независимость страны на стратегически важных направлениях научно-технического прогресса;

- создание единого экономического пространства;

- создание экономических и правовых условий, исключающих рост теневого сектора экономики и криминализацию общества;

- обоснованную степень государственного регулирования, отвечающую критериям эффективности и социальной направленности развития экономики;

- повышение международного экономического рейтинга страны;

- поддержание достаточного оборонного потенциала страны [4-6].

В процессе стратегического управления системой экономической безопасности необходимо учитывать следующие национальные экономические приоритеты:

- развитие национальной экономики, укрепление социальной стабильности в стране на базе новейших достижений науки и техники, поддержку отечественного производителя;

- обеспечение на равных условиях с другими государствами мира доступа к внешним источникам ресурсов, международным рынкам сбыта и транспортным системам;

- развитие образования, науки и культуры;

- развитие наукоемких производств на основе отечественных технологий.

Экономические угрозы - внешние и внутренние факторы, влияющие на устойчивость развития национальной экономики. Экономические угрозы подразделяются на внешние и внутренние.

Внешние угрозы: обширное проникновение иностранного капитала и завоевание им национальной экономики; сырьевая направленность национального экспорта; режим наибольшего благоприятствования иностранным фирмам в передаче в управление отечественных предприятий; высокий уровень внешнего долга; зависимость национальной экономики от кредитов международных финансовых организаций;

4

Экономическая безопасность

Р

неразвитость транспортной инфраструктуры экспортно-импортных операций.

Внутренние угрозы: структурная деформиро-ванность экономики; неконкурентоспособность экономики; ухудшение состояния научно-технического и производственного потенциала; отставание прироста разведанных запасов полезных ископаемых от масштабов их добычи; высокий уровень монополизации экономики; низкая инвестиционная активность и нерациональная структура инвестиций; усиление имущественного расслоения населения; усиление региональной дифференциации социально-экономического развития; высокий уровень теневой экономики; несовершенство механизмов формирования экономической политики, в том числе в сфере приватизации.

Пороговые индикаторы экономической безопасности: валовой внутренний продукт на душу населения; валовой сбор зерна (кг на душу населения); доля инвестиций в основной капитал (в % к ВВП); доля расходов на оборону (в % к ВВП); доля затрат на гражданскую науку (в % к ВВП); доля инновационной продукции в общем объеме промышленной продукции (в % к ВВП); доля машиностроения и металлообработки в промышленном производстве (в % к ВВП); доля лиц с денежными доходами ниже прожиточного минимума во всем населении (в % к ВВП); соотношение доходов 10 % наиболее и 10 % наименее обеспеченного населения (раз); уровень безработицы (в % к экономически активному населению в среднегодовом исчислении по методологии МОТ); уровень монетизации (М2 в % к ВВП); внешний долг (в % к ВВП); внутренний долг (в % к ВВП); доля расходов на обслуживание государственного долга (в % к общему объему расходов государственного бюджета); дефицит государственного бюджета (в % к ВВП); уровень инфляции (в %); объем золотовалютных резервов; отношение выплат по внешнему долгу к объему годового экспорта (%); доля продовольствия, поступившего по импорту, в общем объеме продовольственных ресурсов (в %) [4-6].

Правовое обеспечение экономической безопасности, включает Доктрину экономической безопасности, а также законы «О национальной

безопасности», «О техническом регулировании», «О мерах защиты внутреннего рынка при импорте товаров», «Об антидемпинговых мерах», «О субсидиях и компенсационных мерах» и др.

Организационная структура обеспечения экономической безопасности, включает центральные органы исполнительной власти, отвечающие за экономическую безопасность, и региональные органы исполнительной власти.

Обеспечение экономической безопасности, достигается в результате разработки и реализации комплекса мероприятий, направленных на нейтрализацию угроз экономической безопасности.

Функционирование комплексной системы обеспечения национальной экономической безопасности осуществляется на основе принципов законности, экономической целесообразности, сочетания превентивных и реактивных мер, непрерывности, дифференцированности, координации и подконтрольности.

Обеспечение национальной экономической безопасности должно осуществляться на основе стратегии, включающей:

- определение национальных интересов в области экономики;

- характеристику наиболее вероятных внешних и внутренних угроз экономической безопасности страны;

- определение и мониторинг факторов, влияющих на устойчивость национальной социально-экономической системы, в краткосрочной и среднесрочной перспективе;

- формирование экономической политики, институциональных преобразований и необходимых механизмов, смягчающих воздействие факторов, дестабилизирующих национальную экономику;

- цели и задачи системы экономической безопасности страны;

- определение критериев и параметров состояния экономики, отвечающих требованиям экономической безопасности и обеспечивающих защиту важных интересов страны;

- механизм функционирования системы национальной экономической безопасности на основе применения всеми институтами государ-

Научно-технические ведомости СПбГПУ 4' 2011. Экономические науки

ственной власти правовых, экономических и административных мер воздействия [7].

Таким образом, реализация экономической политики, нацеленной на обеспечение экономической безопасности, должна осуществляться с учетом особенностей различных секторов национальной экономики.

При этом на макроэкономическом уровне решаются следующие задачи:

- повышение совокупного спроса;

- увеличение номы сбережений и обеспечение условий трансформации накоплений в инвестиции;

- стимулирование перелива ресурсов из стагнирующих секторов экономики в «секторы роста», которые формируются на базе «точек роста»;

- увеличение валовых инвестиций;

- стимулирование экспорта;

- регулирование импорта в целях защиты отечественных товаропроизводителей.

На микроэкономическом уровне в ходе реализации государственной экономической политики решаются следующие задачи:

- поддержка и стимулирование развития экономически эффективных предприятий и производств;

- ликвидация или реорганизация неэффективных экономических структур;

- недопущение появления новых монополий;

- стимулирование и регулирование развития фондового рынка в интересах обеспечения межотраслевого перелива капитала;

- организация согласительного процесса государства и бизнеса в целях недопущения роста цен на товары и услуги [8].

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Афонцев, С. Дискуссионные проблемы концепции национальной экономической безопасности [Текст] / С. Афонцев // Россия XXI. - 2001. - № 2.

2. Сибирский, Н.А. Составляющие экономической безопасности как системы [Электронный ресурс] / Н.А. Сибирский. - Режим доступа: //http://www.ost.ru /conf /soc2002 /papers /sibirskiy.html

3. Абалкин, Л. Экономическая безопасность России: угрозы и их отражение [Текст] / Л. Абалкин // Вопросы экономики. - 1994. - № 12. - С. 4-13.

4. Баймуратов, У.Б. Национальная экономическая система [Текст] / У.Б. Баймуратов. - Алматы: Еылым, 2000. - 536 с.

5. Илларионов, А. Критерии экономической безопасности [Текст] / А. Илларионов // Вопросы экономики. - 1998. - № 10. - С. 35-58.

6. Спанов, М.У. Экономическая безопасность: опыт системного анализа [Текст] / М.У. Спанов. -Алматы: ^азак;стан даму институт!, 1999. - 206 с.

7. Экономическая и национальная безопасность [Текст] : учебник / под ред. Е.А. Олейникова. - М.: Экзамен, 2004. - С. 134-135.

8. Лыкшин, С. Развитие экономики России и ее реструктуризация как гарантия экономической безопасности [Текст] / С. Лыкшин, А. Свинаренко // Вопросы экономики. - 1994. - № 12. - С. 115-125.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.