-►
Экономическая безопасность
УДК 338.24
А.А. Кайгородцев СИСТЕМА НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
Проблема функционирования и развития системы национальной экономической безопасности в условиях перехода страны к устойчивому социально-экономическому развитию недостаточно исследована. В научной литературе вопросы обеспечения экономической безопасности исследуются в работах Л.И. Абалкина, С.Н. Алпысбаевой, А.А. Арупова, А.А. Архипо-ва, С. Афонцева, У.Б. Баймуратова, Л.К. Бакаева, С.А. Глазьева, А.А. Городецкого, Г.М Дерцяна, А. Илларионова, Д.М. Мадияровой, Б.И. Михайлова, Е.А. Олейникова, В.К. Сенчагова, Н.А. Сибирского, М.У. Спанова, А.И. Тазабекова и др. Указанная проблема исследуется и в данной статье.
Проблема экономической безопасности включает в себя три аспекта:
- интересы (национальные, государственные, общественные и т. д.);
- устойчивость (национальной экономики, экономического развития, социально-экономической системы и др.);
- независимость (экономики от внешних рынков, экономической политики от влияния извне) [1].
В зарубежной литературе проблема экономической безопасности рассматривается:
- как условие реализации намеченных правительством целей в области экономической политики;
- как условие устойчивости экономического развития;
- как экономическая составляющая проблемы международной безопасности страны;
- как условие пресечения нелегальных видов экономической деятельности;
- как проблема конкурентоспособности национальной экономики;
- как проблема доступа к рынкам сырья и сбыта продукции.
В экономической литературе принято выделять четыре уровня экономической безопасности: 1) международный уровень; 2) национальный уровень; 3) уровень предприятия; 4) уровень личности.
В результате критического анализа определений экономической безопасности, данных различными авторами, мы пришли к выводу, что экономическая безопасность - это состояние надежной защищенности жизненно важных интересов и коренных основ существования личности, общества и государства, а также мирового сообщества от внутренних и внешних угроз, при котором они имеют возможность самостоятельно определять характер и формы производственной или иной деятельности для расширенного воспроизводства товаров и услуг в объемах, обеспечивающих социально ориентированное развитие экономики.
Национальную экономическую безопасность невозможно обеспечить без учета:
- существующей структуры распределения собственности и национального дохода;
- состояния системы социальных отношений (политических, таможенных, финансовых, технологических, информационных, организационно-управленческих и пр.);
- стратификации общества (качества и образа жизни различных слоев, прежде всего - безработных, пенсионеров);
- уровня социальной напряженности (забастовок, различных локальных конфликтов);
^Научно-технические ведомости СПбГПУ 4' 2011. Экономические науки
- состояния существующих социальных институтов общества;
- уровня компетентности должностных лиц различного ранга [2].
Система национальной экономической безопасности может быть представлена в виде совокупности следующих блоков: цель системы ^ задачи системы ^ национальные интересы в сфере экономики ^ экономические приоритеты ^ экономические угрозы (внешние и внутренние) ^ пороговые индикаторы экономической безопасности ^ правовое обеспечение экономической безопасности ^ организационная структура обеспечения экономической безопасности ^ методы обеспечения экономической безопасности.
Цель системы экономической безопасности -обеспечение надежной защищенности жизненно важных интересов и коренных основ существования личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, при которой они имеют возможность самостоятельно определять характер и формы производственной или иной деятельности для расширенного воспроизводства товаров и услуг в объемах, обеспечивающих социально ориентированное развитие экономики страны.
Для достижения указанной цели необходимо обеспечить:
- экономическую независимость страны;
- устойчивость национальной экономики;
- способность национальной экономики к саморазвитию и прогрессу [3].
При принятии решений по обеспечению экономической безопасности необходимо учитывать следующие национальные экономические интересы:
- способность национальной экономики функционировать в режиме расширенного воспроизводства;
- приемлемый уровень жизни населения и возможность повышения его благосостояния;
- эффективное использование природно-сырьевых и трудовых ресурсов;
- устойчивость финансово-банковской системы;
- рациональную структуру внешней торговли, доступ отечественных товаров обрабатывающей
промышленности на внешний рынок, максимально допустимый уровень удовлетворения внутренних потребностей за счет импорта;
- независимость страны на стратегически важных направлениях научно-технического прогресса;
- создание единого экономического пространства;
- создание экономических и правовых условий, исключающих рост теневого сектора экономики и криминализацию общества;
- обоснованную степень государственного регулирования, отвечающую критериям эффективности и социальной направленности развития экономики;
- повышение международного экономического рейтинга страны;
- поддержание достаточного оборонного потенциала страны [4-6].
В процессе стратегического управления системой экономической безопасности необходимо учитывать следующие национальные экономические приоритеты:
- развитие национальной экономики, укрепление социальной стабильности в стране на базе новейших достижений науки и техники, поддержку отечественного производителя;
- обеспечение на равных условиях с другими государствами мира доступа к внешним источникам ресурсов, международным рынкам сбыта и транспортным системам;
- развитие образования, науки и культуры;
- развитие наукоемких производств на основе отечественных технологий.
Экономические угрозы - внешние и внутренние факторы, влияющие на устойчивость развития национальной экономики. Экономические угрозы подразделяются на внешние и внутренние.
Внешние угрозы: обширное проникновение иностранного капитала и завоевание им национальной экономики; сырьевая направленность национального экспорта; режим наибольшего благоприятствования иностранным фирмам в передаче в управление отечественных предприятий; высокий уровень внешнего долга; зависимость национальной экономики от кредитов международных финансовых организаций;
4
Экономическая безопасность
Р
неразвитость транспортной инфраструктуры экспортно-импортных операций.
Внутренние угрозы: структурная деформиро-ванность экономики; неконкурентоспособность экономики; ухудшение состояния научно-технического и производственного потенциала; отставание прироста разведанных запасов полезных ископаемых от масштабов их добычи; высокий уровень монополизации экономики; низкая инвестиционная активность и нерациональная структура инвестиций; усиление имущественного расслоения населения; усиление региональной дифференциации социально-экономического развития; высокий уровень теневой экономики; несовершенство механизмов формирования экономической политики, в том числе в сфере приватизации.
Пороговые индикаторы экономической безопасности: валовой внутренний продукт на душу населения; валовой сбор зерна (кг на душу населения); доля инвестиций в основной капитал (в % к ВВП); доля расходов на оборону (в % к ВВП); доля затрат на гражданскую науку (в % к ВВП); доля инновационной продукции в общем объеме промышленной продукции (в % к ВВП); доля машиностроения и металлообработки в промышленном производстве (в % к ВВП); доля лиц с денежными доходами ниже прожиточного минимума во всем населении (в % к ВВП); соотношение доходов 10 % наиболее и 10 % наименее обеспеченного населения (раз); уровень безработицы (в % к экономически активному населению в среднегодовом исчислении по методологии МОТ); уровень монетизации (М2 в % к ВВП); внешний долг (в % к ВВП); внутренний долг (в % к ВВП); доля расходов на обслуживание государственного долга (в % к общему объему расходов государственного бюджета); дефицит государственного бюджета (в % к ВВП); уровень инфляции (в %); объем золотовалютных резервов; отношение выплат по внешнему долгу к объему годового экспорта (%); доля продовольствия, поступившего по импорту, в общем объеме продовольственных ресурсов (в %) [4-6].
Правовое обеспечение экономической безопасности, включает Доктрину экономической безопасности, а также законы «О национальной
безопасности», «О техническом регулировании», «О мерах защиты внутреннего рынка при импорте товаров», «Об антидемпинговых мерах», «О субсидиях и компенсационных мерах» и др.
Организационная структура обеспечения экономической безопасности, включает центральные органы исполнительной власти, отвечающие за экономическую безопасность, и региональные органы исполнительной власти.
Обеспечение экономической безопасности, достигается в результате разработки и реализации комплекса мероприятий, направленных на нейтрализацию угроз экономической безопасности.
Функционирование комплексной системы обеспечения национальной экономической безопасности осуществляется на основе принципов законности, экономической целесообразности, сочетания превентивных и реактивных мер, непрерывности, дифференцированности, координации и подконтрольности.
Обеспечение национальной экономической безопасности должно осуществляться на основе стратегии, включающей:
- определение национальных интересов в области экономики;
- характеристику наиболее вероятных внешних и внутренних угроз экономической безопасности страны;
- определение и мониторинг факторов, влияющих на устойчивость национальной социально-экономической системы, в краткосрочной и среднесрочной перспективе;
- формирование экономической политики, институциональных преобразований и необходимых механизмов, смягчающих воздействие факторов, дестабилизирующих национальную экономику;
- цели и задачи системы экономической безопасности страны;
- определение критериев и параметров состояния экономики, отвечающих требованиям экономической безопасности и обеспечивающих защиту важных интересов страны;
- механизм функционирования системы национальной экономической безопасности на основе применения всеми институтами государ-
Научно-технические ведомости СПбГПУ 4' 2011. Экономические науки
ственной власти правовых, экономических и административных мер воздействия [7].
Таким образом, реализация экономической политики, нацеленной на обеспечение экономической безопасности, должна осуществляться с учетом особенностей различных секторов национальной экономики.
При этом на макроэкономическом уровне решаются следующие задачи:
- повышение совокупного спроса;
- увеличение номы сбережений и обеспечение условий трансформации накоплений в инвестиции;
- стимулирование перелива ресурсов из стагнирующих секторов экономики в «секторы роста», которые формируются на базе «точек роста»;
- увеличение валовых инвестиций;
- стимулирование экспорта;
- регулирование импорта в целях защиты отечественных товаропроизводителей.
На микроэкономическом уровне в ходе реализации государственной экономической политики решаются следующие задачи:
- поддержка и стимулирование развития экономически эффективных предприятий и производств;
- ликвидация или реорганизация неэффективных экономических структур;
- недопущение появления новых монополий;
- стимулирование и регулирование развития фондового рынка в интересах обеспечения межотраслевого перелива капитала;
- организация согласительного процесса государства и бизнеса в целях недопущения роста цен на товары и услуги [8].
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Афонцев, С. Дискуссионные проблемы концепции национальной экономической безопасности [Текст] / С. Афонцев // Россия XXI. - 2001. - № 2.
2. Сибирский, Н.А. Составляющие экономической безопасности как системы [Электронный ресурс] / Н.А. Сибирский. - Режим доступа: //http://www.ost.ru /conf /soc2002 /papers /sibirskiy.html
3. Абалкин, Л. Экономическая безопасность России: угрозы и их отражение [Текст] / Л. Абалкин // Вопросы экономики. - 1994. - № 12. - С. 4-13.
4. Баймуратов, У.Б. Национальная экономическая система [Текст] / У.Б. Баймуратов. - Алматы: Еылым, 2000. - 536 с.
5. Илларионов, А. Критерии экономической безопасности [Текст] / А. Илларионов // Вопросы экономики. - 1998. - № 10. - С. 35-58.
6. Спанов, М.У. Экономическая безопасность: опыт системного анализа [Текст] / М.У. Спанов. -Алматы: ^азак;стан даму институт!, 1999. - 206 с.
7. Экономическая и национальная безопасность [Текст] : учебник / под ред. Е.А. Олейникова. - М.: Экзамен, 2004. - С. 134-135.
8. Лыкшин, С. Развитие экономики России и ее реструктуризация как гарантия экономической безопасности [Текст] / С. Лыкшин, А. Свинаренко // Вопросы экономики. - 1994. - № 12. - С. 115-125.