Научная статья на тему 'Система налоговых льгот, направленных на стимулирование инновационной деятельности: сравнение России и стран ОЭСР'

Система налоговых льгот, направленных на стимулирование инновационной деятельности: сравнение России и стран ОЭСР Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
172
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
НАЛОГОВЫЕ ЛЬГОТЫ / TAX BENEFITS / НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА / TAX SYSTEM / ИННОВАЦИИ / INNOVATION / ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / INNOVATIVE ACTIVITIES / НАЛОГОВОЕ СТИМУЛИРОВАНИЕ / TAX INCENTIVES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кабир Людмила Сергеевна

В статье представлен анализ особенностей налогового стимулирования инновационной деятельности в России и за рубежом. Сопоставляются специфичные налоговые стимулы, принятые в практике зарубежных стран, и стимулы, применяемые в российской налоговой системе. Автором оценивается система действующих в России льгот, направленных на стимулирование инноваций, а также обосновываются и формулируются приоритетные направления дальнейшего развития налогового стимулирования, наиболее соответствующие целям модернизации российской экономики и внедрению инноваций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Кабир Людмила Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Russian Federation Tax System: A Comparison of It with That Being Applied by Organization for Economic Co-operation and Development (OECD) Members

The article has covered the Russian Federation tax system (RFTS), comparing it with those being applied by Organization for Economic Co-operation and Development (OECD) members. The paper notes that the RF tax incentives are derived from those adopted by the OECD countries. At this stage, the critique refocuses on the RFTS incentives themselves, highlighting their innovative stimulants and formulating a series of priorities for further development. The report posits, in conclusion, that RFTS-derived lessons could be reapplied on a broader scale to help modernize the national economy.

Текст научной работы на тему «Система налоговых льгот, направленных на стимулирование инновационной деятельности: сравнение России и стран ОЭСР»

I

ш

*

CI

Ш I Ш

o; s

I Ш

c;

CO <

0.

c

>

<

<

Q. С

CK

s

Q.

О

Ш

Система налоговых льгот, направленных на стимулирование инновационной деятельности: сравнение России и стран ОЭСР

The Russian Federation Tax System: A Comparison of It with That Being Applied by Organization for Economic Co-operation and Development (OECD) Members

УДК 336.564.2

Кабир Людмила Сергеевна

главный научный сотрудник Научно-исследовательского финансового института Министерства финансов РФ (Москва), доктор экономических наук, профессор 127006, Москва, Настасьинский пер., д. 3, стр. 2

Kabir Lyudmila Sergeevna

Scientific-Research Institute of Finance by the Ministry of Finance of the Russian Federation Nastas'inskiy Lane 3/2, Moscow, Russian Federation, 127006

В статье представлен анализ особенностей налогового стимулирования инновационной деятельности в России и за рубежом. Сопоставляются специфичные налоговые стимулы, принятые в практике зарубежных стран, и стимулы, применяемые в российской налоговой системе. Автором оценивается система действующих в России льгот, направленных на стимулирование инноваций, а также обосновываются и формулируются приоритетные направления дальнейшего развития налогового стимулирования, наиболее соответствующие целям модернизации российской экономики и внедрению инноваций.

The article has covered the Russian Federation tax system (RFTS), comparing it with those being applied by Organization for Economic Co-operation and Development (OECD) members. The paper notes that the RF tax incentives are derived from those adopted by the OECD countries. At this stage, the critique refocuses on the RFTS incentives themselves, highlighting their innovative stimulants and formulating a series of priorities for further development. The report posits, in conclusion, that RFTS-derived lessons could be reapplied on a broader scale to help modernize the national economy.

Ключевые слова: налоговые льготы, налоговая система, инновации, инновационная деятельность, налоговое стимулирование

Keywords: tax benefits, tax system, tax incentives, innovation, innovative activities

В последней четверти ХХ в. в мировом хозяйстве сформировался и к концу столетия стал ведущим инновационный тип экономического роста. Его стимулирование обеспечивает активная научно-промышленная политика государства, направленная на приоритетную поддержку отдельных видов экономической деятельности (групп предприятий) или сфер хозяйственной деятельности, развитие системы получения знаний и воплощения их в инновации, расширенного воспроизводства и капитализации научно-технических и технологических достижений.

Одним из главных результатов эффективной научно-промышленной политики в технологически опережающих странах стало создание национальных инновационных систем, а также кластеров высоко-

технологичных производств, услуг и рынков их продукции, которые характеризуются глобальной конкурентоспособностью и более высокими в сравнении с общепромышленными показателями развития. Национальные инновационные системы, создаваемые как инструмент реализации научно-промышленной политики, выросли в важнейший институт развития экономики. Национальные инновационные системы и механизмы их функционирования призваны адаптировать экономику к требованиям научно-технического развития, организовать доведение научных знаний до практической (коммерческой) реализации в виде различного рода инноваций (технологических, продуктовых, организационных).

Эффективность механизмов такой адаптации определяет инновационную способность экономики: создавать и осуществлять широкомасштабную и многоцелевую диффузию новшеств в хозяйственной среде. Инновационный потенциал ныне служит базисной основой реструктуризации и диверсификации экономики, развития ее адаптивных способностей в условиях быстро растущих потребительских предпочтений и процессов глобализации экономических отношений.

Ключевая роль государства в формировании национальной инновационной системы посредством организации институтов развития определяется тем, что именно государство устанавливает необходимые юридические, экономические, финансовые и социальные нормы и гарантии, а также главные научно-технические и технологические приоритеты, регулирующие и определяющие основные направления инновационной деятельности. В число первоочередных задач государственной научно-промышленной политики входит организация эффективного управления различными факторами экономической динамики (в частности, объемами и направлениями инвестиций) в целях кардинального совершенствования структуры экономики, роста производительности труда, улучшения занятости населения и т.д.

Таким образом, доминирующим фактором конкурентоспособности и главным источником устойчивого экономического роста национальной экономики является рост инвестиций. В проведенных ранее исследованиях [1; 2] была отмечена неполная согласованность налоговой системы и системы формирования источников финансирования инвестиций в российской экономике. Отсутствие адекватного воздействия посредством налоговых льгот и освобождений на инвестиционное предложение и инвестиционный спрос приводят к формированию неэффективной модели роста экономики и неэффективному использованию ресурсов общества. В Российской Федерации сегодня инструменты налогового стимулирования

инновационной деятельности выборочно проходят стадию апробации и (или) тестирования, а сама система налогового стимулирования инновационной деятельности еще не имеет завершенной конструкции, что затрудняет комплексное и системное применение инструментов налоговой политики. Если Российская Федерация имеет сравнительно небольшой опыт применения налоговых льгот, направленных на стимулирование инновационной активности, то опыт стран ОЭСР в этой сфере имеет более чем полувековую историю.

Условия налогообложения научных исследований и опытно-конструкторских разработок, инновационной деятельности значительно различаются в зависимости от конкретной страны (региона). Различны определения инновационной деятельности, научных исследований и опытно-конструкторских разработок, подпадающих под льготы. Различны виды применяемых льгот и их формы [3; 4]. В целом прослеживается тенденция к увеличению масштабов использования

механизмов налогового стимулирования в экономиче- <

ской и научно-технической политике стран с развитой ш

рыночной экономикой. В то же время до сих пор от- |

сутствует однозначная оценка роли налоговых льгот ^

в достижении целей модернизации производства и ^

внедрения инноваций, т. е. обеспечения инноваци- 5

онного роста экономики страны. Поэтому ряд стран х

(например, Германия, Финляндия, Швеция, Норвегия, х

Мексика) не используют активно налоговые льготы ш

для стимулирования инноваций. Государственная под- т

держка при этом осуществляется, но исключительно £

через механизмы субсидирования деятельности хо- > зяйствующих субъектов (расходы бюджета).

В большинстве развитых стран налоговые льго- н

ты, направленные на модернизацию производства и <

внедрение инноваций в частном секторе, являются с=

составным элементом национальных инновационных х

систем. Рассмотрим наиболее распространенные х

налоговые льготы, опробованные в практике стран о

с развитой рыночной экономикой (см. табл.1). н

Таблица 1

Специфика налоговых льгот, направленных на стимулирование инноваций (страны ОЭСР)

Вид льготы Механизм организации Условия применения Страна

1 2 3 4

Налог на прибыль

Списание текущих затрат на НИОКР при расчете налогооблагаемой базы (простое) Уменьшение налогооблагаемой базы на величину произведенных в текущем году расходов на квалифицированные исследования, отвечающие установленным условиям Расходы полностью вычитаются из налогооблагаемой базы при расчете налога на прибыль в том году, когда была получена прибыль, или в следующем либо последующих годах. Налогоплательщик, его деятельность, расходы на НИОКР должны соответствовать устанавливаемым требованиям Великобритания, Бельгия

Списание текущих затрат на НИОКР при расчете налогооблагаемой базы (приростное) Уменьшение налогооблагаемой базы на величину, определяемую как доля (в %) от превышения произведенных в текущем году расходов на квалифицированные исследования, отвечающие установленным условиям средней величины таких расходов за последние несколько лет Устанавливается база сравнения (средняя величина квалифицированных расходов за предыдущие п лет), определяется соотношение базы с квалифицированными расходами текущего года, к которым применяется фиксированная ставка доли. Приростной вычет может применяться одновременно с простым как дополнительный налоговый вычет Австрия, Дания, США

Экстраконцессия Вычет из налоговой базы более 100% средств, израсходованных на НИОКР Регистрация НИОКР в уполномоченном органе государственной власти; превышение величины расходов на НИОКР определенного размера. Может применяться не ко всем компаниям, а только к предприятиям малого и среднего бизнеса или, наоборот, к большим компаниям, но фиксируется минимальный размер инвестиций, которые должны быть осуществлены в году получения налогового вычета Канада, Австралия, Сингапур, Великобритания

Налоговый вычет, не связанный с текущими затратами на исследования Уменьшение налогооблагаемой базы на величину, определенную как произведение выручки от реализации инновационной продукции текущего года на отношение размера выручки от реализации инновационной продукции к размеру расходов на НИОКР (взятых за определенный период времени). Если в этот период времени у компании отсутствовали расходы на НИОКР, применяется определенный коэффициент Определение исследований и разработок, подпадающих под вычет (достаточно узкий сектор). Разрыв связи между текущими исследованиями и размером льгот США

Продолжение табл. 1

1 2 3 4

Вычет капитальных затрат в текущем году (не капитализация) Уменьшение налогооблагаемой базы текущего периода на величину расходов на приобретение оборудования и зданий, используемых в целях НИОКР Расходы полностью вычитаются из налогооблагаемой базы при расчете налога на прибыль. Расходы ограничиваются приобретением активов, которые используются преимущественно (доля в %) для проведения НИОКР. Активы не могут быть использованы для заявок на налоговые вычеты по другим основаниям Великобритания, Канада, Дания, Испания

Вычет капитальных затрат в размере больше фактического (ускоренная амортизация) Начисление амортизации в целях уменьшения налогообложения с применением повышенного коэффициента и (или) сокращением сроков амортизации Регистрация НИОКР в уполномоченном органе. В целях стимулирования модернизации возможно применение ускоренной амортизации без проведения НИОКР (Канада). Может применяться для научных (научно-технологических) ассоциаций (Япония) Австралия, Бельгия, Италия, США, Франция, Япония

Налоговый кредит объемный (регулярный) Сокращение начисленного налога на прибыль на часть (доля в %) произведенных квалифицированных расходов на НИОКР Осуществляется в рамках программ предоставления налогового кредита, которые или утверждаются вместе с бюджетом или являются постоянно действующими. Ограничивается сумма затрат на НИОКР, подлежащая покрытию налоговым кредитом. Фиксируется кредитная ставка. Могут использоваться формулы расчета, учитывающие разные категории расходов: квалифицированные расходы на исследования; базовая сумма затрат (произведение фиксированного базового процента на среднегодовую выручку от продаж за годы (фиксируется количество лет), предшествующие кредитному году); расходы на базовые исследования. Устанавливается «потолок» возмещения США, Канада, Испания, Корея, Япония, Италия (для малого бизнеса)

Налоговый кредит ин-кременталь-ный (приростной) Сокращение начисленного налога на прибыль на часть (доля в %) от превышения квалифицированных расходов на НИОКР над установленным базовым объемом затрат США, Канада, Япония, Франция, Корея, Испания

Налоговый кредит на убытки Сокращение начисленного налога на прибыль на долю от величины убытка, образовавшегося по итогам налогового периода (год) по результатам проведения НИОКР Возмещается определенная доля убытка. Механизм возмещения — через уменьшение платежей по налогу в течение последующих лет (2, 3, 1-5, 3-15, 7, 8 лет). Возмещаемая сумма не может превышать определенную величину — «потолок». (Может быть также определен как доля налоговых обязательств корпорации в целом или величина ежегодного налога на капитал, выплачиваемого корпорацией.) Распространяется только на частные национальные корпорации, оплатившие налог за предыдущий налоговый период. Дополнительно оговаривается условие, ограничивающее размер капитала Австрия, Бельгия, Канада, Великобритания, Германия, Дания, Испания, Нидерланды, Норвегия, США, Швейцария, Франция

Налоги на фонд оплаты труда и национальные страховые взносы

Уменьшение размера налога с заработной платы и национальных пенсионных взносов для компаний — налоговых агентов Уменьшение налогооблагаемой базы на: • 40% от первых 90 756 евро из общей суммы заработной платы по НИОКР; • 13% от оставшейся суммы, но не более чем 7 941 154 евро в год Регистрация в уполномоченном органе государственной власти; квалификационные требования к работодателю: компания должна соответствовать критериям, определенным законом о подоходном налоге или налоге на прибыль предприятий; исследование должно соответствовать определенным критериям Нидерланды

Окончание табл. 1 <

1 2 3 4

Уменьшение размера налога с заработной платы и национальных пенсионных взносов для новых компаний, создаваемых в высокотехнологичных областях, и индивидуальных предпринимателей Уменьшение налогооблагаемой базы на 60% от первых 90 756 евро из общей суммы заработной платы по НИОКР В течение не более чем 5 лет и использовавшие льготы для инновационно активных предприятий не более 2 раз Нидерланды

Освобождение от уплаты подоходного налога Иностранные исследователи, приезжающие в определенный регион страны для работы в сфере НИОКР, освобождаются от уплаты налога на фиксированный период (от 2 лет) Исследователи должны быть нерезидентами страны, специализироваться в базовых или прикладных исследованиях, иметь ученую степень, удовлетворяющую степени магистра ведущего университета страны. Компания — налоговый агент должна получить разрешение от Национального совета по науке и технологиям в определенные сроки Канада

100% освобождение от уплаты подоходного налога и взносов в Фонд медицинских услуг для новых корпоративных образований Оплаченный уставный капитал не должен превышать фиксированный размер. Освобождение предоставляется на первые 3 года Канада

Снижение ставок подоходного налога Снижение предельных ставок при прогрессивном налогообложении или применение плоских низких ставок Применяется в отношении индивидуальных предпринимателей в сфере высоких технологий (программное обеспечение), которые начинают свою деятельность как единственные сотрудники собственного предприятия и уплачивают персональный подоходный налог. Также распространяется на малые наукоемкие фирмы, нанимающие ученых и инженерно-технических работников Рекомендовано ОЭСР для внедрения в национальные налоговые системы стран — членов ОЭСР

Налоговый кредит по подоходному налогу для индивидуальных инвесторов Сокращение начисленного подоходного налога на часть (доля) от инвестиций в квалифицированные малые компании, венчурные фонды Применяется в отношении отдельных секторов экономики, использующих венчурные инвестиции. Фиксируются стадия инвестирования, верхний и нижний пределы инвестирования, период владения ценными бумагами Великобритания (EIS, VCT), Канада (LSVCC), Франция (FCPI), США (CAPCO), Ирландия (Business Expansion Scheme), Нидерланды (Tax Compensation Scheme), Швейцария (Federal Decree on Venture Capital Companies)

Налог на прирост капитала

Освобождение от уплаты налога Снижение или полное освобождение от налога на прирост капитала при венчурных инвестициях; при реализации акционерного опциона руководителей высокотехнологичных компаний; схемы участия работников в капитале малых инновационных предприятий Может применяться в отношении: доли капитала, размещенной в венчурных фондах, специализированных компаниях; дивидендов; прироста капитала инвесторов, размещенных в венчурных фондах. Венчурные фонды и специализированные инвестиционные компании должны отвечать установленным требованиям; инвестиции должны размещаться в определенный срок и находиться в собственности инвестора не менее определенного времени Великобритания, США, Франция, Канада, Германия

Снижение ставки налога

Источник: [3; 5].

< Можно выделить следующие направления приме-ш нения налоговых льгот, имея в виду, что механизм | их организации может отличаться в зависимости от с! страны:

1 1) включение текущих расходов на проведение науч-

2 ных исследований и опытно-конструкторских раз-х работок (НИОКР), определяемых как «квалифицированные расходы», в затраты на производство

ш конечной продукции при создании и освоении нау-т коемкой продукции и передовых технологий; £ 2) стимулирование обновления основных фондов и на> учного оборудования (капитальные затраты) с целью повышения конкурентоспособности инновационных и высокотехнологичных компаний;

< 3) привлечение к проведению промышленных НИОКР 1= квалифицированных научных специалистов и экс-х пертов;

^ 4) содействие формированию рынка венчурного капи-о тала, в частности для развития малого и среднего инновационного бизнеса.

Анализ имеющихся данных позволяет сделать вывод, что относительно высокий уровень инновационной активности компаний и корпораций в странах с развитой рыночной экономикой обеспечивается в том числе и за счет выстраивания преференциальной системы налогообложения малых и средних наукоемких компаний, снижения ставок подоходного налога и налога на прирост капитала, налоговых льгот (вычеты из налогооблагаемой базы) и налоговых кредитов (уменьшение суммы причитающегося платежа по налогу).

Правительства стран ОЭСР сознательно нарушают принцип «нейтральности» налоговой системы, используя налоговые льготы как стимул для компаний и граждан к осуществлению модернизации производства и внедрению инноваций. Практически все страны ОЭСР предоставляют льготы по налогу на прибыль организаций. Эти льготы включают скидки с налогооблагаемой суммы и налоговые кредиты, соответствующие расходам на НИОКР.

Отдельным направлением представляется снижение налогообложения (налог на прибыль, подоходный налог, платежи в социальные фонды) инновационных стартовых компаний (малые предприятия) и индивидуальных предпринимателей, особенно в сфере высоких технологий, как важных субъектов инновационной деятельности. Ряд стран применяет более низкие налоговые ставки для малых инновационных компаний, которые характеризуются числом служащих, прибылью, доходом, выручкой от реализации инновационной продукции (работ, услуг).

Интересным и пока еще достаточно новым является для России налогообложение прироста капитала. Изучение этого опыта важно, особенно в целях эффективного формирования национального рынка венчурного капитала. Не во всех странах ОЭСР этот налог есть. Кроме того, страны, которые его применяют, по-разному классифицируют ставки налогообложения прироста капитала для компаний и индивидуальных предпринимателей с учетом типа актива, этапа вхождения, периода владения и других условий.

Налог на прирост капитала влияет на потенциальный уровень прибыли, удерживаемой предприятием (не распределяемой между акционерами), а значит, и на риски, связанные с предпринимательством и инвестициями. Предпринимательский доход физического лица, полученный от индивидуальной деятельности и реинвестированный в его же фирму, тоже становится предметом налогообложения на прирост

капитала. Высокие ставки налога на прирост капитала потенциально увеличивают размер дивидендов, но снижают уровень сбережений инновационных компаний и физических лиц, уменьшая тем самым предложение капитала для инвестиций в стартовые высокотехнологические компании. В то же время, если налоговые ставки на прирост капитала постепенно снижаются в период владения ценными бумагами малой инновационной компании, это, с одной стороны, содействует росту долгосрочных сбережений, но с другой — усиливает эффект блокировки перераспределения капитала в стартовые компании.

Отдельно стоит упомянуть налог на добавленную стоимость (НДС). В странах ОЭСР льготы по этому налогу предусмотрены для малых и средних форм бизнеса и аргументированы чрезмерно большими издержками, которые несет малый и средний бизнес при исполнении налогового законодательства. Поэтому в зависимости от страны малый бизнес либо может не платить НДС, либо этот налог начисляется для него с использованием упрощенного режима, либо применяется ставка НДС ниже стандартной.

Структура налоговых льгот, применяемых в Российской Федерации для стимулирования инноваций и высокотехнологичных секторов экономики, представлена в табл. 2. Так же как и в странах ОЭСР, в России при расчете налога на прибыль применяются налоговые вычеты текущих затрат на НИОКР и экстраконцессия (вычет из налогооблагаемой базы по налогу на прибыль более 100% текущих затрат на НИОКР (коэффициент 1,5)). Существуют и налоговый вычет, не связанный напрямую с текущими затратами на исследования (формирование фондов будущих НИОКР), а также вычет капитальных затрат в размере больше фактического (ускоренная амортизация с коэффициентами не выше 3). В отношении электронно-вычислительной техники есть возможность некапитализации, т. е. списания на текущие затраты как материальные расходы приобретенной электронно-вычислительной техники по мере ввода ее в эксплуатацию.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Специфика российских льгот по налогу на прибыль, направленных на стимулирование инвестиций в высокотехнологичных секторах экономики, состоит в использовании простых вычетов из налоговой базы расходов на НИОКР, когда величина льготы напрямую зависит от расходов на НИОКР текущего года. Это способствует формированию риска манипуляции с расходами на НИОКР в учете, поскольку механизм льгот не разрывает связь между текущими расходами на НИОКР и размером льгот. Также механизм льгот не содержит инструментов контроля или стимулирования постоянного роста затрат на НИОКР, равно как и контроля за результатами НИОКР (рост выручки от реализации инновационной продукции). Негативным фактором следует признать и отсутствие специальных ограничений на размер вычетов, т. е. государство не страхует себя от возможных значительных размеров выпадающих доходов бюджета.

Полностью не используется механизм налогового кредитования. Возможность переноса убытков, образовавшихся в результате НИОКР, существует только в рамках общей конструкции переноса убытков от осуществления хозяйственной деятельности. Эффект от налоговой экономии в результате применения налоговых льгот не столь однозначен, в том числе и по причине запаздывающей регламентации порядка применения налоговой льготы и нечеткости (неоднозначности) формулируемых требований.

Таблица 2 <

Специфика налоговых льгот, направленных на стимулирование инноваций (Российская Федерация) ш

Вид льготы Характер льготы в соответствии с НК РФ Положение Дата введения

1 2 3 4

Налог на прибыль

Списание текущих затрат на НИОКР при расчете налогооблагаемой базы (простое) Организации, осуществляющие деятельность в области информационных технологий, имеют право на включение расходов на приобретение электронно-вычислительной техники в состав материальных расходов в полной сумме по мере ввода в эксплуатацию П. 6 ст. 259 24 июля 2009 г. № 213-ФЗ

Признание расходов на НИОКР в том периоде, когда они фактически осуществлены П. 4 ст. 262 7 июня 2011 г. № 132-ФЗ

Списание расходов на НИОКР в части, превышающей 75% суммы расходов на оплату труда в текущем периоде П. 5 ст. 262

Экстраконцессия Применение коэффициента 1,5 к фактическим затратам на НИОКР по установленному перечню и их списание в текущем периоде П. 7 ст. 262 22 июля 2008 г. № 158-ФЗ

Налоговый вычет, не связанный с текущими затратами на исследования Формирование резервов предстоящих расходов на НИОКР Ст. 267.2 7 июня 2011 г. № 132-ФЗ

Вычет капитальных затрат в размере больше фактического (ускоренная амортизация) Амортизация расходов на НИОКР, признанных нематериальными активами, или списание их в течение 2 лет П. 9 ст. 262

Применение повышающего коэффициента к норме амортизации в отношении амортизируемых основных средств, используемых только для осуществления научно-технической деятельности Пп. 2 п. 2 ст. 259.3 22 июля 2008 г. № 158-ФЗ

Освобождение от налогообложения Освобождаются от исполнения обязанностей налогоплательщика организации, получившие статус участников проекта по осуществлению исследований, разработок и коммерциализации их результатов, в соответствии с ФЗ «Об инновационном центре „Сколково"» в течение 10 лет со дня получения ими статуса участников проекта П. 1 ст. 246.1 28 сентября 2010 г. № 243-ФЗ

Невключение в налоговую базу доходов банка развития — государственной корпорации Пп. 34 п. 1 ст. 251 17 мая 2007 г. № 83-ФЗ

Невключение в налоговую базу имущества, полученного безвозмездно от лица, владеющего более чем 50% уставного капитала российской организации, либо если уставный капитал передающей имущество организации более чем на 50% состоит из вклада (доли) получающей организации (физического лица) Пп. 11 п. 1 ст. 251

Применение ставки 0% к доходам Ставка 0% по доходам в виде дивидендов от стратегического участия в предприятиях (на день принятия решения о выплате дивидендов получающая дивиденды организация в течение не менее 365 календарных дней непрерывно владеет на праве собственности не менее чем 50% -м вкладом (долей) в уставном (складочном) капитале (фонде) выплачивающей дивиденды организации или депозитарными расписками, дающими право на получение дивидендов, в сумме, соответствующей не менее чем 50% общей суммы выплачиваемых организацией дивидендов) Пп. 1 п. 3 ст. 284 22 июля 2008 г. № 158-ФЗ

Ставка 0% по доходам от операций по реализации (погашению) долей участия в уставном капитале российских организаций, а также акций российских организаций, при условии что на дату реализации (погашения) они более 5 лет непрерывно принадлежали организации-налогоплательщику на праве собственности либо ином вещном праве; при соблюдении в отношении указанных акций одного из следующих условий: 1) акции относятся к ценным бумагам, не обращающимся на организованном рынке ценных бумаг в течение всего срока владения; 2) акции относятся к ценным бумагам, обращающимся на организованном рынке ценных бумаг, и в течение всего срока владения являются акциями высокотехнологичного (инновационного) сектора экономики; 3) акции на дату их приобретения относятся к ценным бумагам, не обращающимся на организованном рынке ценных бумаг, и на дату их реализации или иного выбытия относятся к ценным бумагам, обращающимся на организованном рынке ценных бумаг и являющимся акциями высокотехнологичного (инновационного) сектора экономики П. 4.1 ст. 284 28 декабря 2010 г. № 395-ФЗ

Продолжение табл. 2

1 2 3 4

Налог на доходы физических лиц

Освобождение от налогообложения Освобождение от налогообложения доходов, полученных от реализации (погашения) долей участия в уставном капитале российских организаций, а также акций, при условии что на дату реализации (погашения) таких акций (долей участия) они более 5 лет непрерывно принадлежали налогоплательщику на праве собственности или ином вещном праве П. 17.2 ст.217 28 декабря 2010 г. № 395-ФЗ

Налоги на фонд оплаты труда и национальные страховые взносы

Уменьшение размера страховых взносов компаний Понижение тарифов страховых взносов для организаций, осуществляющих деятельность в области информационных технологий (совокупная ставка в период 2012-2017 гг. — 14%; 2018 г. — 21%; 2019 г. — 28%) П.6 ч.1 ст. 58 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ

Уменьшение размера страховых взносов новых компаний, создаваемых в высокотехнологичных областях, и индивидуальных предпринимателей Пониженные тарифы страховых взносов для организаций, получивших статус участников проекта по осуществлению исследований, разработок и коммерциализации их результатов в соответствии с федеральным законом «Об инновационном центре „Сколково"», в течение 10 лет со дня получения ими статуса участника проекта (совокупная ставка 10%) Ст. 58.1 28 сентября 2010 г. № 243-ФЗ

Налог на добавленную стоимость

Освобождаются от исполнения обязанностей налогоплательщика Организации, получившие статус участника проекта по осуществлению исследований, разработок и коммерциализации их результатов, в течение 10 лет со дня получения статуса участника проекта («Сколково») П. 1 ст. 145.1 28 сентября 2010 г. № 243-ФЗ

Освобождаются от налогообложения отдельные операции Реализация исключительных прав на изобретения, полезные модели, промышленные образцы, программы для электронных вычислительных машин, базы данных, топологии интегральных микросхем, секреты производства (ноу-хау), а также прав на использование указанных результатов интеллектуальной деятельности на основании лицензионного договора Пп. 26 п. 2 ст. 149 19 июля 2007 г. № 195-ФЗ

Выполнение НИОКР за счет средств бюджетов и специальных фондов (РФФИ, РФТР и образуемых для этих целей внебюджетных фондов министерств и ведомств), ассоциаций; а также образованных учреждениями образования и научными организациями на основе хозяйственных договоров Пп. 16 п. 3 ст. 149

Выполнение организациями НИОКР, относящихся к созданию новых продукции и технологий или к усовершенствованию производимой продукции и технологий, связанных с определенными видами деятельности Пп. 16.1 п. 3 ст. 149 19 июля 2007 г. № 195-ФЗ

Государственная пошлина

Освобождение от уплаты государственной пошлины За выдачу разрешения на работу иностранному гражданину, заключившему трудовой или гражданско-правовой договор на выполнение работ (оказание услуг) с лицом, участвующим в реализации проекта по осуществлению исследований, разработок и коммерциализации их результатов в соответствии с федеральным законом «Об инновационном центре „Сколково"» Пп. 2.1 п. 3 ст. 333.35 30 июля 2010 г. № 242-ФЗ

За выдачу приглашения на въезд в Российскую Федерацию иностранному гражданину, заключившему трудовой или гражданско-правовой договор на выполнение работ (оказание услуг) с лицом, участвующим в реализации проекта по осуществлению исследований, разработок и коммерциализации их результатов в соответствии с федеральным законом «Об инновационном центре „Сколково"» Пп. 2.2 п. 3 ст. 333.35 30 июля 2010 г. № 242

За выдачу либо продление срока действия визы иностранному гражданину, заключившему трудовой или гражданско-правовой договор на выполнение работ (оказание услуг) с лицом, участвующим в реализации проекта по осуществлению исследований, разработок и коммерциализации их результатов в соответствии с федеральным законом «Об инновационном центре „Сколково"» Пп. 2.3 п. 3 ст. 333.35 30 июля 2010 г. № 242

Окончание табл. 2 <

1 2 3 4

Налог на имущество организаций

Освобождение от налогообложения Освобождается от налогообложения имущество государственных научных центров П. 15 ст.381

Освобождаются от налогообложения организации, признаваемые управляющими компаниями в соответствии с федеральным законом «Об инновационном центре „Сколково"» П. 19 ст.381 28 сентября 2010 г. № 243-ФЗ

Освобождаются от налогообложения организации, получившие статус участников проекта по осуществлению исследований, разработок и коммерциализации их результатов в соответствии с федеральным законом «Об инновационном центре „Сколково"» П. 20 ст. 381 28 сентября 2010 г. № 243-ФЗ

Земельный налог

Освобождение от налогообложения Освобождаются от налогообложения организации, признаваемые управляющими компаниями в соответствии с федеральным законом «Об инновационном центре „Сколково"», в отношении земельных участков, входящих в состав территории инновационного центра «Сколково» и предоставленных (приобретенных) для непосредственного выполнения возложенных на эти организации функций П. 10 ст. 395 28 сентября 2010 г. № 243-ФЗ

Источники: [6-11].

Льготное налогообложение оплаты труда и уменьшение платежей в государственные социальные фонды в российской системе налоговых льгот присутствуют только в части понижения тарифов страховых взносов организаций — участников проекта по осуществлению исследований, разработок и коммерциализации их результатов, получивших статус резидента инновационного центра «Сколково», и компаний 1Т-сектора, за исключением организаций — резидентов технико-внедренческих или промышленно-производственных особых экономических зон (ОЭЗ).

Налогообложение прироста капитала в России как механизм еще не сформировано. Отдельные его элементы находятся в рамках налога на прибыль и налога на доходы физических лиц (стратегическое участие и владение долями в капитале высокотехнологичных компаний). Одновременно российская система налоговых льгот на федеральном уровне регламентирует льготы региональных (налог на имущество) и местных (земельный налог) налогов, выводя участников и управляющие компании инновационного центра «Сколково» из-под налогообложения.

Отдельным элементом представлены льготы по уплате госпошлины, взимаемые при выдаче разрешения на работу, приглашения на въезд в Российскую Федерацию иностранного гражданина, выдаче визы иностранному гражданину, прибывающему в «Сколково» и заключившему трудовой или гражданско-правовой договор на выполнение работ (оказание услуг) с лицом, участвующим в реализации проекта по осуществлению исследований, разработок и коммерциализации их результатов на территории инновационного центра «Сколково». В отличие от формулировок, принятых в налоговых законах стран ОЭСР, в формулировках российского налогового законодательства отсутствует однозначная определенность, что речь идет об иностранном исследователе, приезжающем в определенный регион страны для работы в сфере НИОКР на фиксированный период.

Проведенное выше сравнение налоговых стимулов, применяемых в странах ОЭСР, с налоговыми стимулами, существующими в современной российской налоговой системе, позволяет наглядно представить сложившуюся ситуацию (см. рис. 1).

На рис. 1 выделены как общие (схожие) элементы (залиты светло-серым цветом), так и различия (белый

цвет — практика ОЭСР, темно-серый — российская практика) — элементы, имеющие место исключительно в налоговой практике Российской Федерации или стран ОЭСР. Следует иметь в виду, что 100%-ного совпадения налоговых льгот в России и в странах ОЭСР в разрезе рассматриваемых инструментов не наблюдается. Речь идет об использовании отдельных элементов в какой-то их части и зачастую без соблюдения всех требований, присущих налоговой льготе в иной налоговой системе.

Подводя итоги проведенному сравнительному анализу специфичных стимулов, которые являются востребованными в целях модернизации производства и внедрения инноваций, можно сделать следующие выводы.

1. Российская система налоговых льгот, направленных на стимулирование инноваций, не имеет четкой структуры.

2. Представляется целесообразным для России обратить внимание на применяемую в странах ОЭСР практику налогового стимулирования малых и средних высокотехнологичных компаний и индивидуальных предпринимателей, работающих в этом секторе (освобождение от уплаты налога на доходы, налога на прибыль, НДС, сокращение тарифов страховых платежей с оплаты труда работников подобных компаний).

3. Практический интерес представляет система налогового кредитования по налогу на прибыль, показавшая свои результаты в странах ОЭСР.

4. Необходимо рассмотреть возможность включения в налоговую систему России инструментов, снижающих риски частных инвесторов (повышающие привлекательность инвестиций) в высокотехнологичные компании и способствующих перемещению капитала между секторами.

5. В целях предотвращения злоупотребления налоговыми льготами необходимо предусмотреть четкий механизм регламентации процедуры предоставления льготы; в связи с этим следует рассмотреть возможность использования опыта развитых стран по созданию специализированных агентств, регистрирующих НИОКР, контролирующих процесс получения и использования льгот, а также объемы планируемых и выданных льгот и сопровождающих инвестиции в высокотехнологичные компании и сектора экономики.

ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА УПРАВЛЕНИЯ И МЕН ЕДЧ'М Е НТА

О О

Специфичные стимулы, направленные на модернизацию и высокотехнологичные сектора экономики (страны ОЭСР)

Налог на прибыль

Налоги на фонд оплаты труда

Налог на прирост капитала

НДС

Списание текущих затрат на НИОКР при расчете налогооблагаемой базы (простое)

Уменьшение размера налога с заработной платы и страховых взносов компаний — налоговых агентов

® Н

3 нн

§ Я

* й п £

я 2

у и

Списание текущих затрат на НИОКР при расчете налогооблагаемой базы (приростное)

Уменьшение размера налога с заработной платы и страховых взносов для новых высокотехнологичных компаний и индивидуальных предпринимателей

«

о 3

* §

ей И

О, »

Н И

и

Освобождение от уплаты налога

Снижение ставки налога

Экстраконцессия

Освобождение от уплаты подоходного налога

Налоговый вычет, не связанный с текущими затратами на исследования

Вычет капитальных затрат в текущем году (не капитализация)

Освобождение от уплаты подоходного налога и взносов в Фонд медицинского страхования новых высокотехнологичных корпораций

Освобождение от обязанностей налогоплательщика резидентов «Сколково»

Снижение ставок подходного налога

Применение ставки 0%

I к дивидендам от стратегического

Вычет капитальных затрат в размере больше фактического (ускоренная амортизация)

Налоговый кредит по подоходному налогу для индивидуальных инвесторов

Налоговый кредит объемный (регулярный)

|-------------------------1

| Освобождение от налогообложения |

I доходов от реализации долей

при стратегическом участии в капитале

участия в предприятиях и реализации долей акций высокотехнологичных компаний

Освобождение от налогообложения доходов Банка развития; имущества, переданного безвозмездно стратегическим инвесторам (юридические лица)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

"1

Освобождение от уплаты налога

малых и средних высокотехнологичных компаний

Упрощенный режим налогообложения

Пониженные ставки налога

Освобождение от налогообложения отдельных операций

Налоговый кредит инкрементальный (приростной)

| | Освобождение I I управляющих \ компаний —

| «Сколково»

резидентов

Освобождение

участников и управляющих компаний — резидентов «Сколково»

Освобождение от уплаты за выдачу разрешения на работу, приглашения

на въезд, выдачу визы иностранному гражданину, прибывающему в «Сколково»

н

Налоговый кредит на убытки

I Налог на доходы физических лиц

Налог на прибыль

I-----------1 г

Земельный | I

I I I I

налог

Налог на имущество

] ¡Государственная!

I

пошлина

Специфичные стимулы, направленные на модернизацию и высокотехнологичные сектора экономики (Российская Федерация)

Рис.1. Налоговые стимулы, направленные на стимулирование инноваций организаций (сравнение ОЭСР и России)

6. Ключевое место в системе формирования эффективных налоговых льгот должно быть отведено налоговому администрированию компаний высокотехнологичных секторов в разрезе реализуемых НИОКР и предоставляемых налоговых льгот в связи с реализацией НИОКР.

Литература

1. Аносова Л. А., Кабир Л.С. Приоритеты налогового стимулирования инновационной деятельности и поддержки инвестиций // Экономика и управление. 2013. № 5. С. 12-16.

2. Аносова Л.А., Кабир Л. С. Результаты налогового стимулирования инновационной деятельности и поддержки инвестиций // Экономика и управление. 2013. № 6. С. 6-12.

3. Заварухин В. П., Корчмар Л. Л., Рубвальтер Д. А. [и др.]. Механизмы косвенного финансирования инновационной деятельности: налоговые режимы, льготы и кредиты в странах ОЭСР: Информ.-аналит. бюллетень / ЦИСН. М.: НИФИ, 2006. № 4.

4. Марков В. В. Налоговые льготы как способ стимулирования инновационной деятельности: оценка целесообразности и бюджетной результативности: Дисс. ... канд. экон. наук. СПб., 2010. 204 с.

5. OECD Tax Data Base, 2012: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http:www.oecd.org/tax/tax-policy/tax-database.htm.

6. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 5 августа 2000 г. № 117-ФЗ (в ред. от 6 декабря 2011 г., с изм. от 23 июля 2013 г.): [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_147434/.

7. Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений: Федеральный закон от 25 февраля 1999 г. № 39-ФЗ (в ред. от 12 декабря 2011 г.): [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_ doc_LAW_123436/.

8. Об инвестиционной деятельности в РСФСР: Закон РСФСР от 26 июня 1991 г. № 1488-1 (в ред. от 19 июля 2011 г.): [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.con-sultant.ru/document/cons_doc_LAW_116994/.

9. О науке и государственной научно-технической политике: Федеральный закон от 23 августа 1996 г. № 127-ФЗ (в ред. от 27 сентября 2013 г.): [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_ doc_LAW_153964/.

10. Об информации, информационных технологиях и о защите информации: Федеральный закон от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ (в ред. от 2 июля 2013 г.): [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.consultant.ru/docu-ment/cons_doc_LAW_148677/.

11 . Об инвестиционном товариществе: Федеральный закон от 28 ноября 2011 г. № 335-ФЗ: [Электронный ресурс].

Режим доступа: http://www.consultant.ru/popular/ob_in- < vesticionnom_tovariwestve/. ^

References ^

1. Anosova L.A., Kabir L.S. Prioritety nalogovogo stimuliro- 5 vaniya innovatsionnoy deyatel'nosti i podderzhki investitsiy x [Priorities of tax incentives for innovation and investment ^ support]. Ekonomika i upravlenie, 2013, no. 5, pp. 12-16. ^

2. Anosova L. A., Kabir L. S. Rezul'taty nalogovogo stimuliro- ^ vaniya innovatsionnoy deyatel'nosti i podderzhki investitsiy < [The results of tax incentives for innovation, and investment ^ support]. Ekonomika i upravlenie, 2013, no. 6, pp.6-12. >

3. Zavarukhin V.P., Korchmar L. L., Rubval'ter D.A., Ruden- ^ skiy O.V. Mekhanizmy kosvennogo finansirovaniya innova- fE tsionnoy deyatel'nosti: nalogovye rezhimy, l'goty i kredity v < stranakh OESR [Mechanisms of indirect financing of innova- ^ tion activities: Tax regimes, exemptions and credits in OECD x countries]. Informatsionno-analiticheskiy byulleten' TsISN к [Information-Analytical Bulletin of the Center for Science El Research and Statistics], 2006, no. 4. °

4. Markov V.V. Nalogovye l'goty kak sposob stimulirovaniya i-innovatsionnoy deyatel'nosti: otsenka tselesoobraznosti i byudzhetnoy rezul'tativnosti. Kand. econ. nauk diss. [Tax incentives as a way to stimulate innovation: Assessment of feasibility and fiscal effectiveness. Cand. econ. sci. diss.].

St. Petersburg, 2010. 204 p.

5. OECD Tax Data Base 2012. Available at: http://www.oecd. org/tax/tax-policy/tax-database.htm. Accessed September 30, 2013.

6. Tax Code of the Russian Federation (Part 2) of August 05. 2000 № 117-FZ (as amended on December 06, 2011, and July 23, 2013). Available at: http://www.consultant.ru/doc-ument/cons_doc_LAW_147434/. (in Russ.).

7. RF Federal Law of February 25, 1999, № 39-FZ "On investment activity in the Russian Federation in the form of capital investment" (as amended on December 12, 2011). Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_123436/. (in Russ.).

8. RSFSR Law of June 26, 1991 № 1488-1 "On Investment Activity in the RSFSR" (as amended on July 19, 2011). Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_116994/. (in Russ.).

9. RF Federal Law of August 23, 1996 № 127-FZ "On Science and State Science and Technology Policy" (as amended on September 27, 2013). Available at: http://www.consultant. ru/document/cons_doc_LAW_153964/. (in Russ.).

10. RF Federal Law of July 27, 2006 № 149-FZ "On Information, Information Technologies and Protection of Information" (as amended on July 02, 2013). Available at: http://www.con-sultant.ru/document/cons_doc_LAW_148677/. (in Russ.).

11. RF Federal Law of November 28, 2011 № 335-FZ "On Investment Partnership". Available at: http://www.consultant. ru/popular/ob_investicionnom_tovariwestve/. (in Russ.).

Образование европейского уровня

Уже в первые годы Университет активно развивал международные проекты в области подготовки кадров с участием зарубежных партнеров.

В настоящее время приоритетным направлением международной деятельности Университета стало активное участие в международной интеграции российской и европейской систем образования в соответствии с Болонской декларацией. Поддерживаются тесные связи более чем с 50 зарубежными университетами и организациями, среди которых: Немецкая служба академических обменов (DAAD), Университет Мюнхена и Стейгенбергергская академия (Бад-Рейхенхалле), Колумбийский университет, Фордхемский университет, Городской университет Нью-Йорка, Университет Лассаля, Прин-стонский университет, Университет Сиэтла, Калифорнийский университет Беркли, Университет Ла Сапиенца, Гейдельберг-ский и Магдебургский университеты (Германия), Лондонский и Эдинбургский университеты (Великобритания), университет Хельсинки (Финляндия), Стокгольмский университет (Шве-

ция), университет Дублина (Ирландия), университет Рейкьявика (Исландия), Католический университет Чили (Чили).

Иностранные учебные заведения выражают свою заинтересованность в контактах с СПбУУиЭ, приглашая представителей Университета на международные конференции и семинары. В частности, по приглашению Торгово-промышленной палаты Баварии (ФРГ) состоялась деловая поездка в Мюнхен. В ходе визита обсудили вопросы развития сотрудничества с учебными заведениями федеральной земли Бавария — Университетом Мюнхена и Стейгенбергерской академией (Бад-Рейхенхалле), входящей в Университет прикладных наук Бонна.

Обширные и авторитетные зарубежные связи Университета дают возможность его студентам получить образование по международным стандартам. Вуз расширяет контакты не только с вузами стран, подписавших Болонскую декларацию, но и с другими образовательными системами развитых государств, в том числе США. Зарубежные ученые, многие из которых являются почетными профессорами СПбУУиЭ, читают в Университете открытые лекции и проводят семинары для студентов и преподавателей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.