Научная статья на тему 'Использование зарубежного опыта налогового стимулирования инноваций в России'

Использование зарубежного опыта налогового стимулирования инноваций в России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
792
169
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Финансы и кредит
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / НАЛОГОВАЯ ПОЛИТИКА / НАЛОГОВЫЕ СТИМУЛЫ / ЛЬГОТЫ / INNOVATION ACTIVITY / TAX POLICY / TAX INCENTIVE / BENEFITS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Седаш Т.Н., Тютюкина Е.Б.

Предмет. Перед российской экономикой стоит задача перехода к инновационному типу развития, но по производству инновационной продукции и коммерциализации научных разработок Россия значительно отстает от развитых стран. Цели. Анализ современной налоговой политики в области стимулирования инноваций в различных странах и разработка предложений по адаптации успешного зарубежного опыта в России для перехода отечественной экономики на качественно новый уровень экономического роста и повышения конкурентоспособности. Методология. Использованы формальная логика и системный подход. Результаты. Исследован опыт предоставления налоговых льгот по налогу на прибыль, налоговому кредиту, подоходному налогу, НДС в таких странах, как США, Франция, Китай, Япония, Бельгия и др. Выработаны рекомендации по совершенствованию налоговой политики России и предоставлению или изменению налоговых льгот по следующим налогам: налогу на прибыль, НДС, налогу на имущество организаций, НДФЛ. Выводы. Сделаны предложения по дифференциации инвестиционного налогового кредита, предоставляемого промышленному предприятию на проведение НИОКР, введению ускоренных норм амортизации оборудования и зданий, используемых для их осуществления, и возможности стопроцентного списания расходов на приобретение активов, применяемых в инновационной деятельности в первый год, а также ряд мер, направленных на стимулирование внедрения результатов НИОКР и потребления продуктовых и технологических инноваций в российской практике.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Седаш Т.Н., Тютюкина Е.Б.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Using the international practices to encourage innovations in Russia: A tax aspect

Subject The article examines Russia's lag behind the developed countries in production of innovation products and scientific developments commercialization. Objectives The article aims to analyze current tax policies of innovation stimulating and develop proposals to adapt foreign best practices in Russia. Methods For the study, we used formal logic, systems approach, and the comparative analysis technique. Results Having analyzed the practices of granting tax privileges in different countries and taking into account these practices and the Russian tax legislation in the field of innovation activity stimulation, we offer certain recommendations on improvement of the tax policy of Russia and granting or change of tax privileges.

Текст научной работы на тему «Использование зарубежного опыта налогового стимулирования инноваций в России»

pISSN 2071-4688 eISSN 2311-8709

Бюджетно-налоговая система

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗАРУБЕЖНОГО ОПЫТА НАЛОГОВОГО СТИМУЛИРОВАНИЯ ИННОВАЦИЙ В РОССИИ*

Татьяна Николаевна СЕДАШ а>', Елена Борисовна ТЮТЮКИНАь

я кандидат экономических наук, доцент департамента корпоративных финансов и корпоративного управления, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, Москва, Российская Федерация t_sedash@mail.ru

https://orcid.org/0000-0003-0067-4323 SPIN-код: 4895-4050

ь доктор экономических наук, профессор, заместитель руководителя департамента корпоративных финансов и корпоративного управления, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, Москва, Российская Федерация etutukina@mail.ru

https://orcid.org/0000-0001-5195-7230 SPIN-код: 4866-6847

' Ответственный автор

История статьи:

Получена 13.09.2018 Получена в доработанном виде 27.09.2018 Одобрена 11.10.2018 Доступна онлайн 24.12.2018

УДК 001.895:336.02(045) Ш1, Ш5, O38, O57

Ключевые слова:

инновационная деятельность, налоговая политика, налоговые стимулы, льготы

Аннотация

Предмет. Перед российской экономикой стоит задача перехода к инновационному типу развития, но по производству инновационной продукции и коммерциализации научных разработок Россия значительно отстает от развитых стран. Цели. Анализ современной налоговой политики в области стимулирования инноваций в различных странах и разработка предложений по адаптации успешного зарубежного опыта в России для перехода отечественной экономики на качественно новый уровень экономического роста и повышения конкурентоспособности. Методология. Использованы формальная логика и системный подход. Результаты. Исследован опыт предоставления налоговых льгот по налогу на прибыль, налоговому кредиту, подоходному налогу, НДС в таких странах, как США, Франция, Китай, Япония, Бельгия и др. Выработаны рекомендации по совершенствованию налоговой политики России и предоставлению или изменению налоговых льгот по следующим налогам: налогу на прибыль, НДС, налогу на имущество организаций, НДФЛ.

Выводы. Сделаны предложения по дифференциации инвестиционного налогового кредита, предоставляемого промышленному предприятию на проведение НИОКР, введению ускоренных норм амортизации оборудования и зданий, используемых для их осуществления, и возможности стопроцентного списания расходов на приобретение активов, применяемых в инновационной деятельности в первый год, а также ряд мер, направленных на стимулирование внедрения результатов НИОКР и потребления продуктовых и технологических инноваций в российской практике.

© Издательский дом ФИНАНСЫ и КРЕДИТ, 2018

Для цитирования: Седаш Т.Н., Тютюкина Е.Б. Использование зарубежного опыта налогового стимулирования инноваций в России // Финансы и кредит. — 2018. — Т. 24, № 12. — С. 2863 — 2875. https://doi.org/10.24891/fc.24. 12.2863

Введение

В соответствии с Концепцией долгосрочного социально-экономического развития России на период до 2020 г. экономика должна

* Статья подготовлена по результатам исследований, выполненных за счет бюджетных средств по Государственному заданию Финуниверситета 2017 г.

совершить переход к инновационному типу развития, что подразумевает повышение доли РФ на мировых рынках высокотехнологичной продукции до 7,5%, увеличение инновационно активных предприятий с 10 до 40%, пятикратный рост российского промышленного производства.

2863

Стоит отметить, что по данным Росстата в 2016 г., доля продукции высокотехнологичных и наукоемких отраслей в ВВП достигла рекордных 22,3% (при запланированном росте до 18% к 2020 г.), однако данный рост был достигнут в основном за счет развития оборонного комплекса [1], в то время как в развитых странах доля инновационной продукции составляет 30 — 50% ВВП.

Важную роль в стимулировании инновационной активности компаний играет налоговая политика. Исследованиями в области применения налоговых стимулов в инновационной сфере в Российской Федерации занимались такие ученые, как Л.И. Гончаренко и Н.П. Мельникова [2], М.Е. Кадомцева [3], Н.И. Малис [4], Н.А. Горохова [5], В.Г. Пансков [6], Г.В. Соболева, В.С. Яковлева [7], Т.А. Чилимова,

B.П. Иваницкий [8]. Зарубежный опыт в данной сфере проанализировали И. Дежина, А. Пономарев, А. Фролова [9], А.С. Заяц [10], А.В. Корень, Ю.А. Проценко [11], А.В. Татуйко [12], О.В. Никулина, А.А. Кузнецов [13],

C.Е. Ушакова, Е.Н. Жарова, Ю.В. Фетисов [14].

Целью статьи является анализ современной налоговой политики в области стимулирования инноваций в различных странах и разработка предложений по адаптации успешного зарубежного опыта в России для перехода отечественной экономики на качественно новый уровень экономического роста и повышения конкурентоспособности.

Анализ зарубежного опыта налогового стимулирования инновационной активности компаний

Во всех странах особое значение при осуществлении государственной политики стимулирования инновационной деятельности компаний уделяется налоговым льготам (табл. 1). Так, например, во Франции налоговые льготы, предоставляемые компаниям на НИОКР, составляют 0,26% ВВП, в Бельгии — 0,2%, в Южной Корее — 0,24%, в Канаде — 0,18%, в Китае — 0,06%, в Бразилии и ЮАР — 0,03% ВВП. Для

сравнения, в России размер налоговых льгот составляет всего 0,02% ВВП (прямое бюджетное финансирование — 0,39% ВВП) [14].

По данным исследования, проведенного бельгийскими учеными, отдача от инвестиций в НИОКР в США выше, чем в странах Евросоюза [15]. Во многом это обусловлено широким спектром налоговых льгот, предоставляемых в США в целях стимулирования инновационной деятельности. Основными из них являются:

- метод «балансовой корректировки». Корпорация, осуществляющая НИОКР, может выбрать один из вариантов: изъять из годового объема налогооблагаемой прибыли сумму годовых затрат на НИОКР в течение всего периода текущего года при капитализации этих затрат или «списание их по балансу» в виде текущих издержек производства и износа основного капитала. При этом указанная сумма затрат на НИОКР рассматривается как часть функционирующего основного капитала компании и подлежит ускоренной амортизации в течение пяти последующих лет. Таким образом, по мнению ряда исследователей, крупные корпорации США, особенно относящиеся к военно-промышленному и научно-техническому комплексам, исполнители федеральных программ НИОКР и собственных инновационных программ, за два последних десятилетия, по сути, уже списали как «износ» свои основные фонды;

- налоговый кредит позволяет уменьшать предприятиям налог на прибыль на величину текущих затрат на исследования и разработки. С 1987 г. можно уменьшать налогооблагаемую прибыль до 20% годовых расходов корпорации на НИОКР;

- налоговые скидки и передача имущества и промышленного оборудования на безвозмездной основе для научно-технической деятельности. Налоговая скидка предоставляется промышленным корпорациям на пожертвования и безвозмездную передачу в пожизненное

2864

использование, аренду или эксплуатацию научного оборудования, приборов, промышленных образцов, иного материально-технического имущества (в том числе земли и отдельных комплексных научно-технических, промышленных и производственных установок) университетам, колледжам, федеральным контрактным центрам для проведения НИОКР. Корпорация-налогоплательщик вычитает из годовой налогооблагаемой прибыли величину ликвидационной стоимости переданного имущества. Данная налоговая льгота играет большую роль в развитии университетской науки, поскольку сами университеты и некоммерческие научные центры не в состоянии приобрести дорогостоящее оборудование;

- налоговые стимулы и льготы на сторонние контракты. Налоговая скидка предоставляется компании на сумму инвестиций в НИОКР, проведенных по контракту третьими лицами, бесприбыльными корпорациями: университетами, колледжами, федеральными контрактными центрами и т.п. Компания-заказчик может списать по балансу 65% затрат по внешнему контракту на НИОКР;

- налоговый иммунитет. Суммы федеральных контрактов на создание новых гражданских и военных технологий и программы НИОКР критических и двойных технологий подлежат вычету из федерального налогообложения на прибыль для корпорации — федерального подрядчика. Это связано с концепцией двойного риска, то есть государство — заказчик программы НИОКР в случае ее неудачной реализации вправе прервать контракт без оплаты расходов федеральному подрядчику.

В настоящее время Франция является одной из ведущих стран в области научных исследований. В 2008 г. в стране была осуществлена реформа, связанная с системой налоговых возвратов на научно-исследовательские цели. Возмещение налога осуществляется по следующей схеме: в первый год покрывается 40% всех затрат на НИОКР, во второй — 35%, в последующие годы — 30% (суммарно до 100 млн евро за

год) и 5% — сверх этого лимита. Если же НИОКР осуществляются совместно с государственными лабораториями, то налоговые выплаты рассчитываются по системе двойного учета. В результате фактический налоговый возврат при проведении НИОКР может покрыть в первый год 80% всех затрат, во второй — 70%, и в последующие годы — до 60%. За счет такой налоговой экономии появляется возможность повышения окладов научным сотрудникам.

При этом не установлен верхний лимит расходов, предоставляемых к налоговому возмещению, они рассчитываются исходя из объема всех затрат на ведение НИОКР за текущий год (включая заработную плату, патенты, операционные расходы, амортизацию, выплаты социального страхования и т.д.). Компании, относящиеся к малому и среднему бизнесу, могут получить немедленный возврат налогов по ведению НИОКР за предшествующий год.

В Японии налоговая скидка при проведении НИОКР зависит от размера компании. Так, для крупных компаний она составляет 8 — 10%, а для малых и средних — 12%, кроме того, существует дополнительная приростная скидка (5% расходов, превышающих среднее значение за три года).

В Китае при проведении НИОКР ставка налога на прибыль снижается с 20% до 15%, а для высокотехнологичных и ИТ-компаний, для исследовательских центров и резидентов особых зон существуют налоговые каникулы в течение двух лет.

В ряде стран предусмотрены налоговые льготы по налогу на добавленную стоимость (НДС). В Бразилии существует снижение НДС для компаний приоритетных высокотехнологичных отраслей, в Китае некоторые виды НИОКР, выполняемые для иностранных субъектов, освобождаются от НДС.

В США, Канаде, Испании применяются дополнительные механизмы налогового стимулирования инноваций на уровне отдельных регионов. Например, в Канаде

2865

региональные налоговые скидки могут составлять от 4,5% до 37,5%.

Кроме того, в ряде стран предусмотрен возврат подоходного налога работникам, занятым в сфере НИОКР. Так, например, в Бельгии работникам возвращается до 80% удержаний с заработной платы, в Ирландии существуют льготы по подоходному налогу работникам научной и инновационной сфер.

В отличие от налогового стимулирования такой финансовый рычаг, как ускоренная амортизация, используется не во всех странах. Ускоренная амортизация по активам, используемым в НИОКР, применяется в: США, Франции, Бельгии, Бразилии, Индии, и не применяется в Канаде, Великобритании, Ирландии, Японии, Китае, Южной Корее.

Анализ российской налоговой политики стимулирования инноваций и рекомендации по ее совершенствованию.

Россия, как и большинство зарубежных стран, проводит активную политику налогового стимулирования инновационной деятельности. Однако, по мнению ряда ученых [14], существующие льготы направлены в большей степени на стимулирование сектора научных исследований, а не производства продукции на основе инноваций (табл. 1).

Наиболее важную роль в стимулировании инновационной активности компаний играют льготы по уплате следующих налогов:

1) НДС (табл. 2). На наш взгляд, льготу по освобождению от уплаты НДС стоило бы применять не только при поставке в Россию импортного оборудования, аналоги которого не производятся в нашей стране, а при поставке всего высокотехнологичного оборудования, согласно утвержденному перечню технологического оборудования;

2) по налогу на прибыль применяются льготы, влияющие на размер налогооблагаемой прибыли (табл. 3).

Стоит отметить, что Правительство Российской Федерации утверждает перечень организаций-грантодателей (фондов), финансирование из которых не подлежит

налогообложению, то есть компании-грантополучатели освобождаются от уплаты налога на прибыль, а сотрудники — от уплаты НДФЛ.

Также предусмотрен инвестиционный налоговый кредит. Под ним понимается уменьшение платежей по налогу на прибыль компании с последующей выплатой суммы кредита и процентов по нему. В соответствии с Налоговым кодексом РФ (ст. 67) инвестиционный налоговый кредит предоставляется от 1 до 5 лет, а в случае, если получившая его организация включена в реестр резидентов зоны территориального развития в соответствии с Федеральным законом от 03.12.2011 № 392-ФЗ «О зонах территориального развития в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» — до 10 лет. При этом проценты по кредиту должны устанавливаться по ставке не менее одной второй и не более трех четвертых ставки рефинансирования Банка России, а если организация-плательщик является резидентом зоны территориального развития — на сумму задолженности проценты не начисляются.

Инвестиционный кредит предоставляется организациям в случае соблюдения хотя бы одного условия:

1) организация проводит опытно-конструкторские или научно-исследовательские работы либо техническое перевооружение собственного производства, в том числе направленное на создание рабочих мест для инвалидов и (или) повышение энергетической эффективности производства товаров, выполнения работ, оказания услуг, или осуществление мероприятий по снижению негативного воздействия на окружающую среду;

2) организация осуществляет деятельность по разработке или внедрению инноваций; созданию новых видов сырья, материалов; созданию новых или совершенствованию применяемых технологий;

3) организация выполняет особо важный заказ по социально-экономическому развитию

2866

региона или предоставлению особо важных услуг населению;

4) организация выполняет государственный оборонный заказ;

5) организация осуществляет инвестиции в создание объектов, которые имеют наивысший класс энергетической э ф ф е кти в но с ти , в том чи сле многоквартирные дома, и (или) относящиеся к возобновляемым источникам энергии, и (или) относящиеся к объектам по производству тепловой, электрической энергии, имеющие коэффициент полезного действия более чем 57%, и (или) иные объекты, технологии, имеющие высокую энергетическую эффективность, в соответствии с перечнем, утвержденным Правительством Российской Федерации;

6) организация включена в реестр резидентов зоны территориального развития.

В России, как и в ряде зарубежных стран, применяется ускоренный порядок амортизации тех основных средств, которые используются в научно-технической деятельности (за счет этого уменьшается налогооблагаемая прибыль). По данным объектам основных средств компании вправе применять специальный коэффициент амортизации — 3 (ст. 259 НК РФ).

На основе проведенного анализа российского и зарубежного опыта налогового стимулирования инновационной активности промышленных предприятий мы хотели бы предложить следующие методы налогового регулирования, связанные с исчислением налога на прибыль компаний.

1. Включение в расходы для целей налогообложения прибыли расходы (или часть расходов, или прирост затрат на НИОКР) п р омы шл енны х п редп р и яти й на осуществление НИОКР как собственными силами, так и при заключении контрактов на выполнение НИОКР по созданию новой технологии или по фундаментальным исследованиям сторонними организациями в

году их осуществления. Стоит отметить, что в Европейском союзе уже с 2011 г. введен подобный порядок списания расходов на НИОКР [20], в то время как в соответствии со ст. 262 НК РФ такие расходы включаются в состав прочих расходов равномерно в размере фактических затрат в течение одного года после их завершения (как давшие, так и не давшие положительных результатов) при условии использования указанных исследований и разработок в производстве и (или) при реализации товаров (работ, услуг).

Возможность включения расходов на НИОКР в размере фактических затрат в том отчетном (налоговом) периоде, когда они были осуществлены, в настоящее время в соответствии с п. 2 ст. 262 НК РФ имеют:

- организации, зарегистрированные и работающие на территориях особых экономических зон;

- расходы организаций на НИОКР по перечню, установленному Правительством РФ, с коэффициентом 1,5.

Далее в случае создания нематериального актива для него разумно применять ускоренные нормы амортизации для целей налогообложения (включить в ст. 259.3 НК РФ).

В результате фактически применяется вычет в размере 200% расходов на НИОКР1.

2. Налоговая скидка промышленным предприятиям при осуществлении ими безвозмездной передачи материального имущества (движимого и недвижимого) и промышленного оборудования для научно-технической деятельности, а именно — на пожертвования, безвозмездную передачу в аренду, эксплуатацию или использование научного оборудования, промышленных образцов, приборов, машин, механизмов, другого материально-технического имущества, включая землю или отдельные комплексные научно-технические, промышленные или

1 В зарубежных странах данный вычет колеблется: Бразилия — 160%, Китай — 150, Великобритания — 120, Индия — 200, Бельгия — 114,5%.

2867

производственные установки в виде изъятия из налоговой базы по налогу на прибыль балансовой стоимости этого имущества с учетом амортизации (остаточной стоимости) на момент передачи в виде внереализационных расходов (включить в ст. 265 НК РФ).

В настоящее время в соответствии со ст. 270 НК РФ (п. 16 и 17) такая передача признается расходом, не учитываемым в целях налогообложения.

Следует отметить, что это предельно важная по своему экономическому содержанию мера государственного налогового регулирования, которая дает основу для постоянного обновления материально-технической базы науки и техники как в самих предприятиях промышленности, так и в научных и образовательных организациях. Это является, по сути, своеобразной модернизацией технологической базы академической науки и промышленных предприятий.

3. Для промышленного предприятия — создателя новейших технологий гражданского и военного назначения целесообразно введение налогового иммунитета (освобождение от уплаты налога на прибыль организации).

4. Введение ускоренных норм амортизации оборудования и зданий, которые используются при осуществлении НИОКР.

Целесообразно рассмотрение возможности стопроцентного списания расходов на приобретение активов, используемых в инновационной деятельности в первый год.

Льгота в форме освобождения от уплаты налога на имущество предоставляется по энергоэффективным объектам, а именно по вновь вводимым объектам, имеющим высокую энергетическую эффективность, в течение трех лет (п. 21 ст. 381 НК РФ).

На наш взгляд, стоит также исключить из объектов налогообложения имущество организаций, приобретенное для обеспечения научных исследований в рамках центра коллективного пользования.

Кроме того, для повышения эффективности стимулирования инновационной активности российских компаний необходимо ввести следующие меры совершенствования налогового законодательства:

1) формирование территорий с льготным режимом налогообложения — специальных экономических зон, индустриальных парков и т.п. в местах концентрации промышленных предприятий, научных и образовательных организаций. При этом налоговые льготы должны предоставляться как по региональным и местным налогам, так и по федеральным;

2) дифференциация инвестиционного налогового кредита, предоставляемого промышленному предприятию на проведение НИОКР в соответствии со ст. 67 НК РФ:

• по направлениям инновационного развития (высоко-, средне-, низкотехнологичное);

• по глубине инновационного развития;

• по базе (объем или прирост);

• по ставке;

• по размеру предприятия;

• по срокам использования.

Целесообразно также расширить список федеральных налогов, по которым может быть предоставлен кредит (НДС, акцизы, налог на добычу полезных ископаемых).

Ведение льготы по НДФЛ работникам, занятым в сфере НИОКР, в форме возврата всего или части начисленного налога.

Следует отметить, что большая часть существующих в РФ налоговых льгот, стимулирующих инновационную деятельность, предоставляется на первых трех этапах инновационной деятельности (научные исследования, разработки, опытно-конструкторские работы). При этом фактически отсутствуют меры, направленные на стимулирование внедрения результатов

2868

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

НИОКР и потребление продуктовых и технологических инноваций. Эту задачу могли бы решить:

1) введение специального налогового режима налогообложения инновационной деятельности. Это позволило бы выделить два субъекта инновационной деятельности:

• неспециализированного и его

налогообложения — выделение прибыли от инновационной деятельности из общей массы и обложение ее по более низким ставкам;

• специализированного — применение принципа упрощенной системы налогообложения;

2) использование «патентного окна» — вычет прибыли, полученной по запатентованным разработкам, или снижение ставки по налогу на прибыль, полученную по запатентованным разработкам.

Также было бы разумно предоставить не только пакет налоговых льгот для инновационной деятельности промышленных предприятий, но и право их свободного выбора предприятием-налогоплательщиком.

Таблица 1

Налоговые льготы, применяемые в различных странах мира

Table 1

Tax benefits applied in different countries

Вид налоговых льгот Страны

По налогу на прибыль корпораций (за счет Франция, США, Канада, Ирландия, Япония,

льготных ставок или схем списания расходов на Великобритания, Китай, Бразилия, Россия и др.

НИОКР в расходы) (все развитые страны, кроме Швеции)

Налоговый кредит Франция, Германия, Норвегия, Нидерланды, Канада,

Япония, Ирландия, Россия и др.

Ускоренная амортизация (уменьшает Франция, США, Бельгия, Бразилия, Индия, Германия,

налогооблагаемую прибыль) по активам, Россия и др.

используемым в НИОКР

По персональным доходам (микропредприятиям, Австрия, Канада, Франция, Люксембург, Нидерланды,

индивидуальным предпринимателям) Словения

По подоходному налогу Бельгия, Канада, Финляндия, Венгрия, Ирландия

и Нидерланды

По НДС Китай, Бразилия, Россия

Региональные налоговые скидки США, Канада, Испания

Источник: составлено авторами на основе: A Study on R&d Tax Incentives. Taxation Paper, 2014, no. 52 URL: https://ec.europa.eu/futurium/en/system/files/ged,/28-taxud-study_on_rnd_tax_incentives_-_2014.pdf; и Налогового Кодекса РФ

Source: Authoring, based on: A Study on R&d Tax Incentives. Taxation Paper, 2014, no. 52.

URL: https://ec.europa.eu/futurium/en/system/files/ged/28-taxud-study_on_rnd_tax_incentives_-_2014.pdf;

and the Tax Code of the Russian Federation

2869

Таблица 2

Освобождение от уплаты НДС, предоставляемое компаниям в связи с проведением НИОКР

Table 2

VAT exemption granted to companies in connection with R&D

Вид освобождения

Условия

Основание

По созданию новой или усовершенствованию существующей продукции и технологий

По видам деятельности:

- разработка конструкций инженерных объектов или технических систем;

- разработка новых технологий;

- создание, испытание опытных образцов (не имеющих сертификата соответствия) машин, оборудования, материалов Выполнение НИОКР учреждениями образования и научными организациями на основе хозяйственных договоров_

Подпункт 16.1 п. 3 ст. 149 НК РФ

Подпункт 16 п. 3 ст. 149 НК РФ

За счет средств бюджетов РФ, средств Российского фонда фундаментальных исследований, Российского фонда технологического развития и фондов поддержки научной, научно-технической, инновационной деятельности_

Подпункт 16 п. 3 ст. 149 НК РФ

Для исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности

На основании лицензионного договора на изобретения, полезные модели, промышленные образцы, компьютерные программы, базы данных, топологии интегральных микросхем, секреты производства (ноу-хау), а также прав на использование указанных результатов интеллектуальной деятельности_

Подпункт 26 п. 2 ст. 149 НК РФ

При приобретении импортного оборудования и расходных материалов

По импортируемому технологическому оборудованию, Пункты 7, 17

расходным материалам для исследований, аналоги которых не ст. 150 НК РФ производятся в России

Источник: составлено авторами на основе НК РФ

Source: Authoring, based on the Tax Code of the Russian Federation data

Таблица 3

Льготы, предоставляемые при уплате налога на прибыль компаниям в связи с проведением НИОКР, связанные с формированием их доходов и расходов

Table 3

Benefits provided in the payment of income tax to companies in connection with R&D related to the formation of their income and expenses

Льгота

Условия

Основание

1. Возможность списания в течение года произведенных расходов на НИОКР, включая расходы, не приведшие к положительным результатам, а также применение коэффициента 1,5 в отношении НИОКР по основным направлениям исследований (утвержден Правительством РФ)

НИОКР относятся к созданию новой или усовершенствованию производимой продукции (товаров, работ, услуг) и направлены на развитие приоритетных технологий, определенных Правительством РФ

Пункт 2 ст. 262 НК РФ, Постановление от 24.12.2008 № 988 «Об утверждении перечня научных исследований и опытно-конструкторских разработок, расходы налогоплательщика на которые в соответствии с пунктом 2 статьи 262 части второй Налогового кодекса Российской Федерации включаются в состав прочих расходов в размере фактических затрат с коэффициентом 1,5»_

2. Возможность признать в качестве расходов на НИОКР отчисления на формирование Российского фонда технологического развития, а также иных отраслевых и межотраслевых фондов финансирования НИОКР_

Не должны превышать 1,5% доходов налогоплательщика

Пункт 3 ст. 262 НК РФ

2870

3. Возможность списания затрат на приобретение электронно-вычислительной техники

(как материальные расходы) в полной сумме по мере ввода ее в эксплуатацию

Организация осуществляет деятельность в области информационных технологий; имеет государственную аккредитацию организации, осуществляющей деятельность в области ИТ; доля доходов от деятельности в сфере информационных технологий по итогам отчетного периода составляет не менее 90% в сумме всех доходов организации за указанный период, в том числе от иностранных лиц — не менее 70%; среднесписочная численность работников за отчетный (налоговый) период составляет не менее 50 чел._

Пункт 6 ст. 259 НК РФ, постановление Правительства РФ от 06.11.2007 № 758 «Положение о государственной аккредитации организаций, осуществляющих деятельность в области информационных технологий»

4. Возможность создания резерва предстоящих расходов на НИОКР

Формируется на основании программы и сметы на срок до двух лет, не должен превышать 3% доходов от реализации; относится к прочим расходам на последнее число отчетного периода_

Статья 267.2 НК РФ

5. Исключение из доходов средств, полученных из фондов поддержки научной и (или) научно-технической деятельности_

Российский фонд фундаментальных исследований, Фонд содействия развитию малых предприятий в научно-технической сфере, Федеральный фонд производственных инноваций и др.

Подпункт 14 п. 1 ст. 251 НК РФ

Источник: составлено авторами на основе НК РФ и других законодательных актов Source: Authoring, based on the Tax Code of the Russian Federation and other legislative acts data

Список литературы

1. Митрофанова И.А., Бегачева Ю.И. Налоговое стимулирование инвестиционно-инновационной деятельности хозяйствующих субъектов: проблемы и перспективы // Учет и статистика. 2017. № 1. С. 82 — 88. URL: http://uchet.rsue.ru/pdf/1-2017.pdf

2. Гончаренко Л.И., Мельникова Н.П. О новых подходах к политике применения налоговых льгот и преференций в целях стимулирования развития экономики // Экономика. Налоги. Право. 2017. № 2. С. 96 — 104. URL: https://cyberlemnka.ru/arüde/n/o-novyh-podhodah-k-politike-primeneniya-nalogovyh-lgot-i-preferentsiy-v-tselyah-stimulirovaniya-razvitiya-ekonomiki

3. Кадомцева М.Е. Налоговое сопровождение инновационного процесса // Вестник Пермского национального исследовательского политехнического университета. Социально-экономические науки. 2018. № 1. С. 230 — 241.

URL: https://cyberleninka.ru/article/n/nalogovoe-soprovozhdenie-etapov-innovatsionnogo-protsessa

4. Малис Н.И. Налоговая политика на среднесрочный период: оптимизация льгот и стимулирование инвестиций // Научно-исследовательский финансовый институт. Финансовый журнал. 2014. № 3. С. 89 — 95.

URL: http://www.nifi.rU/images/FILES/Journal/Archive/2014/3/fm_2014_3.pdf

5. Малис Н.И., Горохова Н.А. Формирование эффективной системы налогового стимулирования инновационной деятельности как залог ее развития // Экономика. Налоги. Право. 2014. № 3. С. 51 — 57. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-effektivnoy-sistemy-nalogovogo-stimulirovaniya-innovatsionnoy-deyatelnosti-kak-zalog-ee-razvitiya

2871

6. Пансков В.Г. Налоговые инструменты подъема российской экономики в условиях экономического кризиса // Инновационное развитие экономики. 2016. № 3-1. С. 24—30. URL: http://ineconomic.ru/sites/default/files/field_print_version^zhurnal_no_3_33_1.pdf

7. Соболева Г.В., Яковлева В.С. Эффективность налоговых льгот в стимулировании инновационной деятельности // Экономика. Налоги. Право. 2014. № 3. С. 84—88. URL: https://cyberleninka.ru/artide/v/effektivnost-nalogovyh-lgot-v-stimunrovanii-innovatsionnoy-deyatelnosti

8. Чилимова Т.А., Иваницкий В.П. Действенность отношений государства и корпорации в развитии инновационной экономики // Вестник Омского университета. Серия: Экономика.

2015. № 3. С. 296 — 301. URL: https://cyberleninka.ru/article/v/deystvennost-otnosheniy-gosudarstva-i-korporatsii-v-razvitii-innovatsionnoy-ekonomiki

9. Дежина И., Пономарев А., Фролов А. Перспективные производственные технологии в России: контуры новой политики // Форсайт. 2015. Т. 9. № 1. С. 20 — 31.

URL: https://doi.org/10.17323/1995-459X.2015.1.20.31

10. Заяц А.С. Инструменты налогового стимулирования инновационной деятельности в Российской Федерации и зарубежных странах // Уникальные исследования XXI века. 2016. № 12. С. 10—19.

11. Корень А.В., Проценко Ю.А. Механизмы и направления налогового стимулирования инновационной деятельности в зарубежных странах // Фундаментальные исследования.

2016. № 12-1. С. 165 — 169. URL: https://fundamental-research.ru/ru/article/view?id=41065

12. Корень А.В., Татуйко А.В. Зарубежный опыт реализации налоговой политики по стимулированию экономического роста // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2016. Т. 5. № 4. С. 187 — 191. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/zarubezhnyy-opyt-realizatsii-nalogovoy-politiki-po-stimulirovaniyu-ekonomicheskogo-rosta

13. Никулина О.В., Кузнецов А.А. Налоговое стимулирование инновационного развития промышленных предприятий на основе использования международного опыта // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2016. Т. 12. № 9. С. 75 — 88. URL: https://cyberleninka.ru/article/v/nalogovoe-stimulirovanie-innovatsionnogo-razvitiya-promyshlennyh-predpriyatiy-rossii-na-osnove-ispolzovaniya-mezhdunarodnogo-opyta

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

14. Ушакова С.Е., Жарова Е.Н., Фетисов Ю.В. Анализ зарубежного и отечественного опыта государственного регулирования использования национального интеллектуального капитала страны // Наука. Инновации. Образование. 2016. № 3. С. 78 — 103.

URL: https://cyberleninka.ru/article/v/analiz-zarubezhnogo-i-otechestvennogo-opyta-gosudarstvennogo-regulirovaniya-ispolzovaniya-natsionalnogo-intellektualnogo-kapitala

15. Cincera M., Ravet J., Veugelers R. R&D Financing Constraints of Young and Old Innovation Leaders in the EU and the US. iCite Working Paper, 2014.

URL: https://econpapers.repec.org/paper/ictwpaper/2013_2f157281.htm

Информация о конфликте интересов

Мы, авторы данной статьи, со всей ответственностью заявляем о частичном и полном отсутствии фактического или потенциального конфликта интересов с какой бы то ни было третьей стороной, который может возникнуть вследствие публикации данной статьи. Настоящее заявление относится к проведению научной работы, сбору и обработке данных, написанию и подготовке статьи, принятию решения о публикации рукописи.

2872

pISSN 2071-4688 Fiscal System

eISSN 2311-8709

USING THE INTERNATIONAL PRACTICES TO ENCOURAGE INNOVATIONS IN RUSSIA: A TAX ASPECT

Tat'yana N. SEDASH % Elena B. TYUTYUKINAb

a Financial University under Government of Russian Federation, Moscow, Russian Federation t_sedash@mail.ru

https://orcid.org/0000-0003-0067-4323

b Financial University under Government of Russian Federation, Moscow, Russian Federation etutukina@mail.ru

https://orcid.org/0000-0001-5195-7230

• Corresponding author

Article history: Abstract

Received 13 September 2018 Subject The article examines Russia's lag behind the developed countries in production of Received in revised form innovation products and scientific developments commercialization. 27 September 2018 Objectives The article aims to analyze current tax policies of innovation stimulating and

Accepted 11 October 2018 develop proposals to adapt foreign best practices in Russia.

Available online Methods For the study, we used formal logic, systems approach, and the comparative

24 December 2018 analysis technique.

Results Having analyzed the practices of granting tax privileges in different countries and JEL classification: H21, H25, taking into account these practices and the Russian tax legislation in the field of innovation O38, O57 activity stimulation, we offer certain recommendations on improvement of the tax policy of

Russia and granting or change of tax privileges.

Keywords: innovation activity, tax policy, tax incentive,

benefits © Publishing house FINANCE and CREDIT, 2018

Please cite this article as: Sedash T.N., Tyutyukina E.B. Using the International Practices to Encourage Innovations in Russia: A Tax Aspect. Finance and Credit, 2018, vol. 24, iss. 12, pp. 2863-2875. https://doi.org/10.24891/fc.24. 12.2863

Acknowledgments

The article is based on the results of research supported by budgetary funds within State job

to the Financial University under the Government of the Russian Federation in 2017.

References

1. Mitrofanova I.A., Begacheva Yu.I. [Tax stimulation of investment and innovation activity of business entities: problems and prospects]. Uchet i statistika = Accounting and Statistics, 2017, no. 1, pp. 82-88. URL: http://uchet.rsue.ru/pdf/1-2017.pdf (In Russ.)

2. Goncharenko L.I., Mel'nikova N.P. [On new approaches to the policy of tax incentives and preferences to boost economic development]. Ekonomika. Nalogi. Pravo = Economics, Taxes and Law, 2017, no. 2, pp. 96-104. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/o-novyh-podhodah-k-politike-primeneniya-nalogovyh-lgot-i-preferentsiy-v-tselyah-stimulirovaniya-razvitiya-ekonomiki (In Russ.)

3. Kadomtseva M.E. [Tax support at innovative process stages]. Vestnik Permskogo natsionalnogo issledovatel'skogo politekhnicheskogo universiteta. Sotsialno-ekonomicheskie nauki = PNRPU Sociology and Economics Bulletin, 2018, no. 1, pp. 230-241.

URL: https://cyberleninka.ru/article/n/nalogovoe-soprovozhdenie-etapov-innovatsionnogo-protsessa (In Russ.)

2873

4. Malis N.I. [Tax policy for the medium-term period: benefits optimization and investments stimulation]. Nauchno-issledovatel'skii finansovyi institut. Finansovyi zhurnal = Financial Journal, 2014, no. 3, pp. 89-95.

URL: http://www.nifi.rU/images/FILES/Journal/Archive/2014/3/fm_2014_3.pdf (In Russ.)

5. Malis N.I., Gorokhova N.A. [Formation of efficient tax incentive system as the guarantee of its development]. Ekonomika. Nalogi. Pravo = Economics, Taxes and Law, 2014, no. 3, pp. 51-57. URL: https://cyberleninka.ru/article/nXformirovanie-effektivnoy-sistemy-nalogovogo-stimulirovaniya-innovatsionnoy-deyatelnosti-kak-zalog-ee-razvitiya (In Russ.)

6. Panskov V.G. [Tax instruments of rise in the Russian economy in the conditions of the economic crisis]. Innovatsionnoe razvitie ekonomiki = Innovative Development of Economy Journal, 2016, no. 3-1, pp. 24-30. (In Russ.)

URL: http://ineconomic.ru/sites/default/files/field_print_version/zhurnal_no_3_33_1.pdf

7. Soboleva G.V., Yakovleva V.S. [The tax incentive efficiency in promotion of the economic activity]. Ekonomika. Nalogi. Pravo = Economics, Taxes and Law, 2014, no. 3, pp. 84-88. URL: https://cyberleninka.ru/article/v/effektivnost-nalogovyh-lgot-v-stimulirovanii-innovatsionnoy-deyatelnosti (In Russ.)

8. Chilimova T.A., Ivanitskii V.P. [The role of State and corporations in developing the innovative economy]. Vestnik Omskogo universiteta. Seriya: Ekonomika = Herald of Omsk University. Series Economics, 2015, no. 3, pp. 296-301.

URL: https://cyberleninka.ru/article/v/deystvennost-otnosheniy-gosudarstva-i-korporatsii-v-razvitii-innovatsionnoy-ekonomiki (In Russ.)

9. Dezhina I., Ponomarev A., Frolov A. [Advanced Manufacturing Technologies in Russia: Outlines of a New Policy]. Forsait = Foresight-Russia, 2015, vol. 9, iss. 1, pp. 20-31. (In Russ.)

URL: https://doi.org/10.17323/1995-459X.2015.L20.31

10. Zayats A.S. [Tax incentive instruments of innovation activity in the Russian Federation and foreign countries]. Unikalnye issledovaniya XXI veka, 2016, no. 12, pp. 10-19. (In Russ.)

11. Koren' A.V., Protsenko Yu.A. [Investment tax deductions as instrument of increase of financial literacy of the population]. Fundamental nye issledovaniya = Fundamental Research, 2016,

no. 12-1, pp. 165-169. URL: https://fundamental-research.ru/ru/article/view?id=41065 (In Russ.)

12. Koren' A.V., Tatuiko A.V. [Foreign experience implementation of tax policy to stimulate economic growth]. Azimut nauchnykh issledovanii: ekonomika i upravlenie = Azimuth of Scientific Research: Economics and Administration, 2016, vol. 5, iss. 4, pp. 187-191.

URL: https://cyberleninka.ru/article/n/zarubezhnyy-opyt-realizatsii-nalogovoy-politiki-po-stimulirovaniyu-ekonomicheskogo-rosta (In Russ.)

13. Nikulina O.V., Kuznetsov A.A. [Tax incentives for innovation development of industrial enterprises of Russia on the basis of international experience]. Natsionalnye interesy: prioritety i bezopasnost' = National Interests: Priorities and Security, 2016, no. 9, pp. 75-88.

URL: https://cyberleninka.ru/article/v/nalogovoe-stimulirovanie-innovatsionnogo-razvitiya-promyshlennyh-predpriyatiy-rossii-na-osnove-ispolzovaniya-mezhdunarodnogo-opyta (In Russ.)

14. Ushakova S.E., Zharova E.N., Fetisov Yu.V. [Analysis of foreign and domestic experience of state regulation of use of the national intellectual capital]. Nauka. Innovatsii. Obrazovanie = Science. Innovation. Education, 2016, no. 3, pp. 78-103. URL: https://cyberleninka.ru/article/v/analiz-zarubezhnogo-i-otechestvennogo-opyta-gosudarstvennogo-regulirovaniya-ispolzovaniya-natsionalnogo-intellektualnogo-kapitala (In Russ.)

2874

15. Cincera M., Ravet J., Veugelers R. R&D Financing Constraints of Young and Old Innovation Leaders in the EU and the US. iCite Working Paper, 2014, no. 2014-008. URL: https://econpapers.repec.org/paper/ictwpaper/2013_2f157281.htm

Conflict-of-interest notification

We, the authors of this article, bindingly and explicitly declare of the partial and total lack of actual or potential conflict of interest with any other third party whatsoever, which may arise as a result of the publication of this article. This statement relates to the study, data collection and interpretation, writing and preparation of the article, and the decision to submit the manuscript for publication.

2875

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.