Научная статья на тему 'Система налогообложения на внутрипроизводственном уровне'

Система налогообложения на внутрипроизводственном уровне Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
129
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука и техника
Область наук
Ключевые слова
НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ / НАЛОГОВАЯ ПОЛИТИКА / БЕЛАРУСЬ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Поддерегина Л. И.

Приведены результаты анализа системы налогообложения в стране на уровне предприятия и его структурных подразделений в период трансформационной экономики. Даны рекомендации по: совершенствованию системы взимания подоходного налога с физических лиц; уплате налогов при начислении заработной платы; исключению из себестоимости продукции налоговых выплат и отчислений, не связанных с ее производством; начислению налога на недвижимость; оценке уровня налогообложения предприятия. Приведены возможные случаи формирования налоговых выплат и отчислений предприятия и его структурных подразделений. Представлена система налогообложения на уровне структурных подразделений предприятия (цеха, отдела), структурных подразделений цеха (участка, бригады), работ, выполняемых индивидуальным субъектом процесса производства (операции, изделия, работы, услуги), способствующая эффективному функционированию внутрипроизводственных экономических отношений. Показаны возможные варианты формирования налоговых выплат и отчислений для предприятия и его структурных подразделений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TAXATION SYSTEM AT INTRA PRODUCTION LEVEL

The paper presents results of the analysis conceming taxation in the country at the level of an enterprise and its structural sub-divisions in the period o f transforming economy. Recommendations are given on the following aspects: modernization of income taxation system for natural persons; tax payment in case of wage computation; exclusion of tax payments and assignments from production cost value which are not connected with the production process; tax computation for real property; evaluation of enterprise taxation level. The paper shows the possible cases conceming formation of tax payments and assignments of an enterprise and its structural sub-divisions. Taxation system is shown at the level of enterprise structural sub-divisions (shop, department), at the level of shop structural sub-divisions (section, team), for works to be executed by an individual person of the production process (operation, product, works, services). This system promotes to efficient functioning of intra-production economical relations.The paper provides possible variants of formation of taxation payments and assignments for an enterprise and its structural sub-divisions.

Текст научной работы на тему «Система налогообложения на внутрипроизводственном уровне»

ного состава, исходя из порядка объезда пунктов на маршруте. Самое простое решение -сформировать заказ каждого клиента на отдельном поддоне, тогда погрузка транспортного средства начинается с заказа последнего клиента. В большинстве случаев груз у грузоотправителя хранится и загружается в подвижной состав по наименованиям, такая задача не имеет в настоящее время решения.

В результате реализации алгоритма получаем задание водителю на рейс (день), в котором отражается количество груза, предъявляемое к перевозке от отправителей получателям, порядок объезда пунктов на маршруте, временные интервалы выполнения перевозки.

В Ы В О Д

Разработанный алгоритм планирования грузовых автомобильных перевозок впервые включает применение задач оперативного планирования и методов, позволяющих реализовать логистические принципы «точно во время» и «от двери до двери». Следует также отметить, что все этапы алгоритма взаимосвязаны, когда полученное решение на одном этапе является начальным условием для последующего.

Поступила 16.02.2006

УДК 338.5

СИСТЕМА НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ НА ВНУТРИПРОИЗВОДСТВЕННОМ УРОВНЕ

Канд. экон. наук, доц. ПОДДЕРЕГИНА Л. И.

Белорусский национальный технический университет

Важное место в экономике страны занимает налоговая политика. Она высокоэффективна лишь при соблюдении следующих единых принципов: система налогообложения должна отличаться предельной простотой, доступностью; обеспечивать согласованность, целостность и взаимосвязанность отдельных ее элементов; стимулировать расширение, техническое совершенствование и развитие только тех производств, в которых наиболее заинтересовано предприятие; быть справедливой ко всем субъектам хозяйствования, независимо от форм собственности; сделать стабильными, устойчивыми, ставки налогов на длительный период времени.

Анализ пакета законов о налогообложении показывает, что они не соответствуют перечисленным требованиям. Предприятие платит в бюджет большое количество различных нало-

гов, сборов и отчислений. По оценке специалистов, их должно быть не более 5-6.

Зарубежные специалисты считают, что при изъятии у предприятия свыше 40 % добавленной стоимости становится экономически нецелесообразно развивать расширенное воспроизводство, вкладывать в экономику инвестиции.

Наличие необоснованных льгот при уплате налогов для отдельных категорий субъектов хозяйствования по своей сути является косвенным налогом для других налогоплательщиков, так как в бюджете предусмотрен их совокупный размер. По утверждению доктора экономических наук А. Тура, «высокая льгота - механизм перераспределения доходов через систему зарплаты, налогов, пенсионных фондов и прочих финрычагов».

В Законе по налогообложению Республики Беларусь механически соединены три разных принципа налогообложения:

1) по используемым ресурсам и функционирующему капиталу. Этот принцип реализуется через налог на землю, налог на пользование природными ресурсами (экологический налог) и налог на недвижимость;

2) по реализуемому обороту (налог на добавленную стоимость, акцизный и др.);

3) по получаемой прибыли, либо доходу, к этой группе относятся налоги на прибыль и налоги от непроизводственной деятельности (на дивиденды с акций, принадлежащих предприятию, от сдачи объектов в аренду, посреднической деятельности предприятия и др.).

Отдельные виды налогов нередко дублируют друг друга. Так, налог на прибыль практически дублирует налог на добавленную стоимость, поскольку первая является элементом второй.

Реформирование налоговой системы должно проводиться параллельно с изменениями доходов населения. Действующие ныне ставки подоходного налога подавляют рост заработной платы, из-за чего трудовые доходы, которые в нормальной ситуации должны выражаться в форме оплаты труда, «уходят в тень», искажая статистику общих денежных доходов населения.

Изменение налогового законодательства должно ставить целью снижение налоговой нагрузки на предприятие и обеспечение возможности роста оплаты труда. Уменьшение налогового пресса на предприятии может быть компенсировано увеличением налоговых поступлений от граждан, что невозможно без увеличения заработной платы. Существует мнение, что вместо повышения подоходного налога следует больше внимания обратить на налог с имущества физических лиц, увеличив соответствующие ставки.

Совершенствование системы взимания подоходного налога с физических лиц может проводиться путем: изменения параметров шкалы налогообложения, совершенствования методологии исчисления налоговой базы, пересмотра действующих льгот по налогообложению отдельных категорий работников; увеличения размера дохода, облагаемого по минимальной

налоговой ставке, и соответственно пересмотра размеров доходов по всем ступеням шкалы налогообложения.

Высказывается мнение, что главным принципом системы налогообложения должно стать недопущение вторжения налоговых изъятий в ресурсы предприятия (оборотные средства, амортизационные отчисления). Одной из причин, по которой в Республике Беларусь этот принцип не соблюдается, является инфляция, которая создает так называемый «инфляционный» налог. В данном случае под «инфляционным» налогом понимается величина налоговых отчислений с инфляционной части прибыли предприятия. В условиях роста стоимости производственных издержек возникает ситуация, когда налогом облагается та часть средств, которая при отсутствии инфляции должна была быть использована на оборотные средства. При этом, чем значительнее производственный цикл предприятия, тем больше и «инфляционный» налог. Указанный эффект особенно сильно влияет на объекты инвестиционной сферы с длительным оборотом капитала и ресурсоемким производством.

Существует проблема источника уплаты налогов. Как известно, налог должен быть связан со своим источником и перечисляться в бюджет только после получения доходов. Однако при ввозе на территорию Беларуси товаров уплачиваются налог на добавленную стоимость (НДС) и акцизы в установленном порядке. И так как товар еще не был реализован, то уплата производится за счет оборотных средств. В условиях инфляции происходит потеря части оборотных средств.

Что же касается налогов, исчисляемых по фонду заработной платы, то они взимаются по факту начисления заработной платы и поступают в бюджет, даже если выплата зарплаты работникам задерживается в связи с несвоевременной реализацией продукции и отсутствием у предприятия средств. При уплате налогов необходимо учитывать фактор инфляции.

В Республике Беларусь в более льготных условиях налогообложения находятся материалоемкие производства по сравнению с трудоемкими. В связи с этим необходимо освобо-

дить фонд оплаты труда от максимального налогообложения, исключить из себестоимости продукции все не связанные с производством налоговые выплаты и отчисления, сборы, снизить ставки НДС в отраслях с малым удельным весом материальных затрат в себестоимости продукции. Все отчисления, выплачиваемые предприятием, должны оцениваться «в стоимостном выражении» не по каждому отдельному виду продукции, а по всей номенклатуре. Для оценки уровня налогообложения предприятий можно использовать показатель, определяемый долей вносимых налоговых выплат и отчислений во вновь созданной предприятием «добавленной» стоимости. Налоговые выплаты, отчисления, сборы необходимо взимать у предприятий после реализации ими продукции и в основном из прибыли, а косвенные налоги снизить до минимума.

Важное место в экономическом механизме внутрипроизводственных отношений предприятий различных форм собственности занимает налоговая политика. На промышленных предприятиях Республики Беларусь налоговые выплаты и отчисления производятся только на уровне предприятий. Структурные подразделения предприятия налоговые выплаты и отчисления не производят.

Представляется целесообразным налоговые выплаты и отчисления формировать на уровне структурных подразделений предприятия (цеха, отдела), на уровне структурных подразделений цеха (участка, бригады), для работ, выполняемых индивидуальным субъектом процессов (операции, изделия, услуги), что является важной составляющей системы внутрипроизводственных экономических отношений. В основе системы налогообложения предприятия должен лежать принцип влияния его подразделений на величину налога. Для всех субъектов хозяйствования предприятия должны планироваться только те налоговые выплаты и отчисления, на формирование которых они оказывают влияние. У налогоплательщиков (структурных подразделений предприятия, индивидуального работника) появляется заинтересованность снижать налоговые выплаты и отчисления, чтобы повышать свою прибыль.

При формировании системы налогообложения структурных подразделений предприятия одним из актуальных вопросов является вопрос об уплате подразделением налога на недвижимость. Решение данного вопроса предлагается осуществлять путем использования инструмента акционерных взаимоотношений. Если сумма акционерных средств коллектива подразделения соответствует стоимости основных фондов или превышает ее, то коллектив пользуется основными фондами как своей собственностью (без права отторжения их от производства) бесплатно. Если сумма акционерных средств коллектива ниже стоимости основных фондов, то по недостающей стоимости оформляется арендный договор с правом дальнейшего приобретения дополнительного количества акций за плату. После того как суммарная стоимость акций, приобретенных коллективом, станет равной стоимости находящихся в их распоряжении основных фондов, арендный договор прекращает свое действие. Коллектив использует основные фонды бесплатно.

Возникли вопросы, касающиеся целесообразности взимания налога на недвижимость отдельными подразделениями цеха. Сформировано представление о том, что налог на недвижимость следует брать не с производственных подразделений цеха (участков), а с обслуживающих (службы механика, энергетика, техчасти) и управляющих (бюро планово-экономическое, труда и заработной платы, производственно-диспетчерское и так далее).

Система налогообложения структурных подразделений предприятия должна быть построена с учетом: ответственности за нарушение налогового законодательства; соблюдения минимизации затрат при начислении налоговых выплат и отчислений; влияния на принятие эффективных экономических решений при внедрении новейших технологий и фундаментальных научных исследований и использовании всех видов ресурсов в процессе расширенного воспроизводства.

Предлагаемая система налогообложения структурных подразделений предприятия, индивидуального работника представлена в табл. 1.

Таблица 1

Система налогообложения структурных подразделений предприятия индивидуального работника

Налоговые выплаты и отчисления Структурные подразделения предприятия (цехи, отделы) Структурные подразделения цеха Индивидуальный работник

Цехи основного производства (заготовительные, обрабатывающие, сборочные и др.) Цехи вспомогательного производства (энергетические, инструментальные, ремонтные и др.) Функциональные отделы (планово-экономический, финансовый, бухгалтерия и др.)

1 2 3 4 5 6

1. Земельный налог + - - - -

2. Налог за пользование природными ресурсами и загрязнение окружающей среды в пределах установленных норм, в том числе налог за выбросы загрязняющих веществ в окружающую среду от передвижных источников + + - + -

3. Отчисления в фонд социальной защиты населения + + + + -

4. Единый платеж от фонда заработной платы (чрезвычайный налог и обязательные отчисления в государственный фонд содействия занятости) + + + + -

5. Единый платеж из выручки от реализации товаров, работ, услуг: сбор в республиканский фонд поддержки производителей сельскохозяйственной продукции, продовольствия и аграрной науки; налог с пользователей автомобильных дорог + - - - -

6. Налог на недвижимость + + + + -

7. Налог на прибыль + + + + +

8. Налог на доход (дивиденды) + + + + +

9. Целевые сборы, штрафы, пени, уплачиваемые за счет прибыли, в бюджет при нарушении налогового законодательства + + + - -

10. Налог на добавленную стоимость + + + + -

11. Акцизы (по всем видам товаров) + - - - -

12. Подоходный налог с физических лиц + - - - +

13. Отчисления в пенсионный фонд + - - - +

Примечание: + - предложения по уплате налогов структурными подразделениями предприятия.

В Ы В О Д Ы

Возможен следующий порядок формирования налоговых выплат и отчислений предприятия:

1) внешние взаимоотношения предприятия по налоговым выплатам и отчислениям осуществляются только самим предприятием через его расчетный счет в банке;

2) налоговые выплаты и отчисления, производимые предприятием в бюджет, формируются частично на его уровне и частично на уровне его структурных подразделений. Структурные

подразделения выплачивают налоги предприятию через внутрипроизводственный коммерческий банк;

3) налоговые выплаты и отчисления, производимые предприятием в бюджет, полностью формируются его подразделениями через внутрипроизводственный коммерческий банк;

4) индивидуальные работники производят налоговые выплаты и отчисления предприятию через внутрипроизводственный коммерческий банк.

Поступила 7.07.2005

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.