Научная статья на тему 'Особенности систем налогообложения западноевропейских стран и основные направления их совершенствования'

Особенности систем налогообложения западноевропейских стран и основные направления их совершенствования Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
7343
528
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Финансы и кредит
ВАК
Область наук

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Соловьев К.А.

Система налогов в европейских странах с развитой рыночной экономической системой характеризуется разнообразием и многогранностью. В европейских странах аналогично США функционируют федеральные (или общегосударственные) и региональные налоговые системы, системы местных налогов. Однако уровень налогообложения в Европе существенно выше, чем в США и Канаде. Отношение обязательных налоговых платежей к ВВП: США-30%; Канада-31-34%; Австрия, Бельгия, Дания, Нидерланды, Франция, Швеция более 40%; Германия 37 38%. В европейских странах создана и действует продуманная система по защите интересов налогоплательщиков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности систем налогообложения западноевропейских стран и основные направления их совершенствования»

Зарубежный опыт

ОСОБЕННОСТИ СИСТЕМ НАЛОГООБЛОжЕНИЯ

западноевропейских стран и основные

НАПРАВЛЕНИЯ ИХ СОВЕРшЕНСТВОВАНИЯ

к. а. соловьев,

кандидат экономических наук, доцент кафедры финансов Санкт-петербургский государственный университет экономики и финансов

Система налогов в европейских странах с развитой рыночной экономической системой характеризуется разнообразием и многогранностью. В европейских странах аналогично США функционируют федеральные (или общегосударственные) и региональные налоговые системы, системы местных налогов. Однако уровень налогообложения в Европе существенно выше, чем в США и Канаде. Отношение обязательных налоговых платежей к ВВП: США - 30 %; Канада - 31 - 34 %; Австрия, Бельгия, Дания, Нидерланды, Франция, Швеция — более 40 %; Германия — 37 — 38 % [1].

Во Франции налоговые поступления составляют 93 % в бюджете центрального правительства. При этом ставки налогов ежегодно уточняются без изменения правил применения налогового законодательства для увеличения эластичности налоговой системы. Франция — одна из немногих западных стран, где существовал довольно жесткий режим государственного регулирования цен. налоговая система Франции включает три группы налогов: подоходные налоги, налоги на потребление, налоги на капитал.

В систему государственных налогов включены [2]:

• налог на добавленную стоимость;

• подоходный налог с физических лиц;

• налог на доходы предприятий;

• пошлины на нефтепродукты и акцизы.

на местном уровне взимаются следующие виды налогов:

• земельный налог на застроенные и на незастроенные участки;

• налог на жилье, взимаемый с собственников и арендаторов;

• профессиональный налог с лиц, не получающих заработной платы за свою профессиональную деятельность.

Кроме перечисленных видов налогов, местные органы власти имеют право дополнительно вводить следующие налоги:

• налог на уборку территорий;

• пошлину на содержание Сельскохозяйственной, Торгово-промышленной палат, Палаты ремесел;

• сборы на установку электроосвещения;

• пошлину на используемое оборудование;

• налог на озеленение.

налоги взимаются в тот момент, когда осуществляются расходы потребителя. Общий налог на потребление затрагивает все товары и услуги, потребленные или использованные на территории Франции [3].

В основном на налогообложение потребления нацелена сложившаяся система взимания налога на добавленную стоимость. За счет НДС существенно пополняется бюджет страны. Уплата НДС определяется характером совершаемой сделки и не учитывает финансового состояния налогоплательщика. Объект налогообложения — продажная цена товаров и услуг. Ставка налога едина независимо от цены товара, к которому она применяется. Кроме розничной цены сюда включаются все сборы и пошлины. К некоторым видам товаров — автомобилям, табачным изделиям, парфюмерии, ценным

мехам — применяется повышенная ставка налога на добавленную стоимость. К большинству продовольственных товаров и продукции сельского хозяйства, книгам и медикаментам, туристическим и гостиничным услугам, грузовым и пассажирским перевозкам, зрелищным мероприятиям, обедам для работников предприятий применяется пониженная ставка налога [4].

Налогоплательщики могут освобождаться от уплаты НДС в следующих случаях [5]:

• оборот предприятия за предыдущий год не превысил 70 тыс.;

• деятельность государственных учреждений направлена на осуществление административных, социальных, воспитательных, культурных и спортивных функций;

• сельскохозяйственное производство;

• частная преподавательская деятельность, частнопрактикующие врачи, люди, занимающиеся духовным творчеством, и некоторые другие виды свободной профессии.

Помимо НДС, к взимаемым во Франции налогам на потребление относятся также акцизы. В одних случаях акцизы перечисляются в государственный бюджет, в других — в бюджеты местных органов управления. к налогам на потребление относятся и таможенные пошлины. Они взимаются не столько в фискальных целях, сколько в протекционистских целях: защиты внутреннего рынка, национальной промышленности и сельского хозяйства. Другими словами, таможенные пошлины выступают в качестве инструмента экономической политики правительства. Они используются для выравнивания цен на импортируемые товары и аналогичную продукцию, производимую национальными предприятиями. как правило, таможенные пошлины взимаются с цены импортируемого товара. Но в качестве базы применяются также вес, площадь и другие параметры (например, для напитков, табачных изделий, кинофильмов) [2].

Подоходные налоги взимаются с дохода в момент его получения. Налогообложению подлежит чистая прибыль, которая определяется с учетом сальдо всех операций, осуществляемых предприятием. Основой определения налогооблагаемой прибыли является разница между стоимостью активов на начало и конец года, в которую вносятся необходимые корректировки.

Основная ставка составляет 34 %, в отдельных случаях она повышается до 42 %. Более низкой ставкой налога облагается прибыль от землепользования и от вкладов в ценные бумаги (от 10 до 24 %).

Учитываются ситуации, при которых предприятие может нести убытки. В этих случаях убытки вычитаются из облагаемой прибыли будущих лет, а в специально оговоренных случаях — из чистой прибыли предыдущих лет [6].

Удельный вес поступлений от сбора подоходного налога с физических лиц в государственном бюджете Франции превышает 18 %. Данный вид налога носит прогрессивный характер. Налогообложению подлежит семья, состоящая из двух супругов и лиц, находящихся у них на иждивении; либо фискальной единицей может стать одинокий человек. Подоходным налогом облагаются все денежные поступления в течение отчетного года: заработная плата, премии и вознаграждения, пожизненная рента, доходы от движимого имущества, землевладения, от сельскохозяйственной, промышленной и коммерческой деятельности, доходы некоммерческого характера, прибыль от операций с ценными бумагами, разовые доходы, получаемые в случае передачи прав собственности, и другие источники денежных доходов. Из налогооблагаемой базы исключаются расходы, специально определенные законом, например целевое пособие на питание. Некоторые вычеты разрешаются для пожилых людей, инвалидов и некоторых других социальных групп.

Крупные доходы получает бюджет от налогообложения собственности: имущества, имущественных прав и ценных бумаг, регистрационных и гербовых сборов и пошлин. При этом от уплаты налога частично или полностью освобождаются некоторые виды имущества, например имущество, используемое для осуществления профессиональной деятельности, отдельные виды сельскохозяйственного имущества, предметы старины, художественные и коллекционные изделия. В целом сумма подоходного налога и налога на собственность не должна превышать 85 % всего дохода [7].

К группе налогов на собственность принадлежит и социальный налог на заработную плату. Его уплачивают работодатели. Объектом налогообложения является фонд оплаты труда в денежной и натуральной форме, включая обязательные сборы, относящиеся к заработной плате. Помимо этого работодатели уплачивают налог на профессиональное образование, который направлен на финансирование развития профессионально-технического образования в стране.

Юридические лица, использующие собственные автотранспортные средства, обязаны платить налог на автотранспортные средства компаний.

Этот налог также относится к группе налогов на собственность. Ставка налога определяется числом автомобилей и мощностью их двигателей.

Важными субъектами экономической жизни страны являются местные органы управления. Общие затраты на осуществление ими полномочий составляют примерно 10 % ВВП. Основным источником финансирования этих затрат являются местные налоги, которые занимают заметное место в налоговой системе страны [8].

При разработке бюджетов на очередной год местными органами власти определяются и ставки местных налогов, которые не могут превышать максимума, устанавливаемого законом. Выделим некоторые из местных налогов, оцениваемые как основные источники финансирования местных бюджетов.

Земельным налогом на застроенные участки облагаются здания, сооружения, резервуары, силосные башни и другая недвижимость, предназначенная для промышленного и коммерческого использования. Налогооблагаемая база равна половине кадастровой стоимости участка. От уплаты данного налога освобождаются государственная собственность; здания, находящиеся за пределами городов и предназначенные для сельскохозяйственного использования. От этого налога освобождаются лица в возрасте старше 75 лет и лица, получающие специальные пособия из общественных фондов или пособия по инвалидности.

Объектом обложения налогом на незастроенные участки являются поля, луга, карьеры, болота, солончаки, участки под застройку и тому подобное. Базисом налога является кадастровый доход, установленный в размере 80 % кадастровой арендной стоимости. Налог не распространяется на участки, находящиеся в государственной собственности. Законодательство позволяет временно освобождать от уплаты этого налога искусственные лесонасаждения, участки, предназначенные под развитие сельскохозяйственного производства.

Другой выделяемый налог на жилье взимается с собственников и арендаторов жилья. От его уплаты могут освобождаться целиком или частично малообеспеченные лица в части их основного места проживания.

Профессиональный налог вносится физическими и юридическими лицами, постоянно осуществляющими профессиональную деятельность, не вознаграждаемую заработной платой. Налог рассчитывается на основе суммирования арендной стоимости недвижимости, которой располагает налогоплательщик для нужд своей профессио-

нальной деятельности, процента заработной платы (обычно — 18 %), уплачиваемой плательщиком налога своим сотрудникам, и полученного им дохода (обычно — 10 %). Законодательством размер этого налога ограничивается 3,5 % произведенной добавленной стоимости [9].

Налоги на доходы и собственность — умеренные, а ориентация на повышение благосостояния населения дополнительно усиливается высокой долей взносов в фонды социального назначения.

Налоговое законодательство содержит ряд требований к бухгалтерскому учету. Среди этих требований — форма бухгалтерской отчетности и правила проведения оценки. В целом вычеты в налоговых целях разрешаются только в том случае, если они отражены в бухгалтерских документах. Вместе с налоговой декларацией налогоплательщики во Франции обязаны подавать различные приложения, которые составляются на основе официального национального плана счетов [10].

В Великобритании налоговая система отличается жесткостью налогового законодательства. В качестве основных источников налоговых поступлений в государственный бюджет выступают:

• налоги на доход: подоходный налог, корпоративный налог и налог на продажу нефти;

• налоги на капитал: налог на прирост капитала, налог на наследство;

• налоги на расходы, на право владения или пользования определенными активами: НДС, акцизные, таможенные и гербовые сборы;

• муниципальные налоги и налоги на хозяйственную деятельность.

Для построения подоходного налога принята шедулярная форма. Она заключается в том, что доход делится на части (шедулы) в зависимости от источника их получения: заработная плата, рента, дивиденды и тому подобное. Каждая часть облагается налогом особым способом в целях «настигнуть доход у источника» [11].

Налогом облагается совокупный годовой доход за вычетом установленных законом скидок и льгот. Сам доход подразделяется: на заработанный и инвестиционный (незаработанный). Обе части дохода облагаются по единой шкале ставки налога. Удержание подоходного налога с заработанной платы производится у источника. При такой форме отпадает необходимость заполнения налоговой декларации для наемных работников, живущих на доход в виде заработной платы. Другие налогоплательщики обязаны предъявлять декларацию о доходах в установленные законом

сроки. При расчете подоходного налога на физических лиц учитывается статус резидента. Таковым считается лицо, которое находится на территории Великобритании более 183 дней в течение одного налогового года или более 90 дней в каждом году в течение 4 лет. Статус резидента применяется также к лицу, у которого в стране имеется жилье, и это лицо провело в Великобритании один день даже без использования этого жилья. Личный подоходный налог взимается по прогрессивной ставке со всех видов налогооблагаемых доходов от всех источников [12].

На каждого резидента распространяется положение о необлагаемом налоговом минимуме — сумме, с которой не уплачивается никакой налог. Например, в период 2002— 2003 гг. не подлежали налогообложению суммы менее 4 615 ф. ст. для лиц в возрасте до 65 лет, 6 190 ф. ст. для лиц в возрасте от 65 до 75 лет и 6 370 ф. ст. для лиц в возрасте свыше 75 лет [13].

Все налогоплательщики независимо от источника получаемого дохода имеют право на личную скидку и дополнительную семейную скидку, которая засчитывается, как правило, при налогообложении главы семьи. Их размеры автоматически пересматриваются каждый финансовый год с учетом роста индекса розничных цен. Однако при наступлении особых экономических обстоятельств парламент имеет возможность замораживать размеры скидок.

Корпоративный налог в определенной мере идентичен налогу на прибыль российских организаций. Однако кроме дохода в налогооблагаемую базу в соответствии с законодательством Великобритании включается также прирост капитала, рассчитываемый по специально разработанной методике. Каждая компания-резидент и компания-нерезидент обязаны уплачивать корпоративный налог со всей прибыли, получаемой на территории Великобритании.

Для целей налогообложения компании считаются резидентами при следующих условиях:

1) она должна быть инкорпорирована в Великобритании;

2) управление ею, контроль за ее деятельностью должны осуществляться на территории страны.

Даже если компания уплачивает налог с любого дохода за границей, она подлежит налогообложению и в Великобритании. Однако в этом случае размер налога, уплачиваемого в Великобритании, уменьшается, поскольку засчитывается налог, уплаченный за границей.

Подлежат обложению корпоративным налогом с прибыли компании-нерезиденты, если эта прибыль получена прямым или косвенным путями в результате осуществления торговых операций в Великобритании через свои отделения или агентства. Компания-нерезидент, осуществляющая свою деятельность на территории Великобритании, может подлежать обложению подоходным налогом. При этом из общей суммы дохода обычно вычитаются доходы, не связанные с торговлей (рента, проценты, роялти и др.). Компании-нерезиденты не облагаются налогом на прирост капитала, если он связан с торговыми операциями на территории страны.

В течение последних 12 лет постепенно снижалась ставка налога на прибыль корпораций. Малому бизнесу предоставляется льгота в виде уменьшенной ставки налога на прибыль [14].

Среди косвенных налогов главное место занимает налог на добавленную стоимость. Он занимает второе место после подоходного налога в формировании бюджета страны. Налог взимается с поставок товаров и услуг. Базой обложения НДС выступает стоимость, добавленная на каждой стадии производства и реализации товаров и услуг. Налог на приобретаемые товары и услуги называется налогом на поступления, реализация товаров и услуг облагается налогом на выпуск. Лицо, не являющееся плательщиком НДС, обязано уплачивать налог на поступления. Но это лицо не может востребовать этот налог. Лицо же, реализующее товары и услуги, не облагаемые НДС, имеет право на возмещение налога на поступление, которое оно уплатило с покупок.

В зависимости от видов поставляемых товаров и услуг ставки налога существенно варьируются. Существуют следующие категории налоговых ставок:

1) стандартная ставка в размере 17,5 %;

2) пониженная ставка, установленная на уровне 5 %. Она применяется к топливу и электроэнергии, используемым в домашних хозяйствах и благотворительных заведениях;

3) «нулевая ставка», применяемая, в частности, к большинству продуктов питания, детской одежде и обуви, книгам и газетам, продаже новых жилых зданий и домов, используемых в благотворительных целях, услугам общественного транспорта, медикаментам и инвалидным принадлежностям, почтовым услугам, ритуальным услугам.

НДС не облагаются услуги образования, здравоохранения, страхования, финансовые услуги [15].

Среди косвенных налогов заметное место занимают также акцизы на алкогольные напитки

и горючее в твердых суммах с единицы товара, табачные изделия в виде процентной надбавки к цене, транспортные средства.

Финансирование исполнения муниципалитетами Великобритании своих функций осуществляется из следующих основных источников: налоги на хозяйственную деятельность; муниципальные налоги; правительственные дотации; продажи, взносы и сборы. Так, вся сумма налогов от хозяйственной деятельности поступает в государственный фонд и затем перераспределяется между местными советами (муниципалитетами), исходя из численности взрослого населения подчиненных им территорий. Плательщиками этого налога являются физические и юридические лица, которые имеют в собственности или арендуют недвижимость для целей, не связанных с проживанием: фабрики, магазины, офисы, склады и так далее.

Размер муниципального налога зависит от категории, к которой относится конкретная недвижимость. Таких категорий установлено восемь. Налог платится ежемесячно, исходя из рыночной стоимости недвижимости, находящейся в собственности или в аренде. При налогообложении жилого помещения учитывается число проживающих в нем: в полном объеме налог уплачивается, если в этом помещении проживают два взрослых человека и более; при проживании одного лица сумма налога уменьшается на 25 %; если в пригодном для проживания помещении никто не проживает, сумма налога уменьшается на 50 %.

Основным источником доходной части бюджетов муниципалитетов остаются федеральные налоги: отчисления от федеральных налогов составляют от 70 до 90 % бюджетов графств и городов Великобритании [16].

В Германии характерной чертой налогообложения является распределение основных налогов между бюджетами различных уровней в равных долях. Наиболее крупные налоговые источники формируют сразу несколько бюджетов. Например, налог с корпораций распределяется по 50 % между федеральным бюджетом и бюджетами земель. При распределении подоходного налога с физических лиц 42,5 % поступлений направляется в федеральный бюджет, 42,5 % — в бюджет соответствующей земли, 15 % — в местный бюджет. Налог на добавленную стоимость распределяется по всем трем уровням бюджета. Соотношения распределения этого налога могут быть самые различные, в зависимости от времени. Преимуществами долевого распределения считается относительная легкость

обеспечения финансовыми средствами местных земельных органов власти и относительно низкие административные затраты, не превышающие общенациональных расходов [17].

Особенностью налоговой системы Германии является применение не только вертикального распределения, но и горизонтального распределения налоговых поступлений. Высокодоходные земли перечисляют часть своих финансовых ресурсов менее развитым в финансово-экономическом отношении землям.

В Германии действуют 30 видов налогов. По мнению специалистов, государство могло бы ограничиться 10 видами, которые практически обеспечивают более 90 % налоговых поступлений [18]. Некоторые виды налогов на самом деле убыточны, поскольку их сбор обходится дороже сумм реальных поступлений.

Налоги в Германии классифицируются по следующим критериям:

• по доходной компетенции: федеральные налоги, налоги федеральных земель, совместные (общие) налоги, муниципальные налоги, церковный налог;

• налоги на собственность и налоги с оборота;

• таможенные пошлины и акцизы.

По другим признакам классификации выделяются прямые и косвенные налоги; личные (субъектные) и реальные (объектные) налоги; налоги с прибыли и налоги, включаемые в издержки; текущие и разовые; другие [18].

К федеральным налогам относятся подоходный налог с физических лиц; налог на прибыль корпораций, взимаемый с балансовой прибыли компании; налог с продаж, регулирующий выравнивание финансового положения земель и выступающий как один из вариантов горизонтального выравнивания, не распространенного в мировой практике.

Налоговая система земель включает налог на предпринимательскую деятельность, который взимается местными органами власти, и 50 % которого перечисляют в федеральный и земельный бюджеты; налог на собственность; налог на наследство и дарение.

На местном уровне взимают: промысловый налог на все виды деятельности; поземельный налог на предприятия сельского и лесного хозяйства и на земельные участки; налог на уборку улиц; социальные отчисления от фонда заработной платы; налог на покупку земельного участка; автомобильный налог; налог на содержание пожарной охраны; акцизы, поступающие в федеральный бюджет;

таможенные пошлины; сборы на развитие добычи нефти и газа; другие налоги, например налог на уксусную кислоту [19].

В федеральный бюджет поступают: федеральные налоги, часть совместных налогов (на заработную плату и доходы, корпоративный налог, налог с оборота, промысловый налог). Земельные бюджеты формируются из поступлений совместных налогов. Общины имеют право на доход от сбора местных налогов и доли в налогах на заработную плату и доходы, а также промыслового налога.

По удельному весу в поступлении от сбора различных видов налогов ведущие позиции занимают платежи по налогам на заработную плату и доходы, налог с оборота. Третье место занимают сборы налога на минеральное топливо.

Основные функции по разработке и реализации налоговой политики, сбору налогов и контролю за соблюдением налогового законодательства закреплены за федеральными органами власти. Нагрузка в сфере налогового администрирования лежит на ведомствах земель. Они по поручению федеральной власти занимаются сбором федеральных и совместных налогов, собственно земельных и местных налогов, осуществляют налоговый контроль и расследование налоговых преступлений. Конференция общин в сфере налогового администрирования ограничена управлением местными налогами.

Фискальная система Германии отличается сложностью налогового законодательства, постоянными изменениями в налоговом законодательстве, многочисленными налоговыми привилегиями для различных групп налогоплательщиков [20].

Налогом на добавленную стоимость облагается вся система частного и общественного потребления. Взимание налога с налога принципиально исключается путем вычета так называемого «входного» НДС. В качестве его можно вычитать НДС на товары, приобретенные внутри Европейского союза, а также импортный НДС, уплаченный предпринимателем в таможенный орган при ввозе товара из стран, не являющихся членами ЕС. Плательщиками НДС являются предприниматели, т. е. лица, самостоятельно занимающиеся предпринимательской деятельностью или профессиональной деятельностью. Только предприниматели имеют право вычитать «входной» налог. Не платят налог предприниматели с местонахождением в Германии, свободном порту или в определенных районах прибрежных вод, оборот которых с НДС в предшествовавшем году не превышал определенной суммы. Объектом импортного налога на добавлен-

ную стоимость является ввоз предметов с территории третьих стран на национальную территорию. Отправной точкой определения налоговой базы импортного НДС является таможенная стоимость ввозимого товара.

Подоходный налог взимается с физических лиц (налог с заработной платы, налог на доход с капитала, удержание процентов и др.). Подоходному налогообложению подвергаются доходы от сельского и лесного хозяйства, от предпринимательской деятельности, от независимой экономической деятельности, от наемного труда, от капитала, от сдачи внаем или в аренду движимого и недвижимого имущества, прочие виды дохода.

Подоходный налог существует параллельно с налогом с корпораций. В целом полученная хозяйственным обществом прибыль относится к налоговой базе налога с корпораций данного общества. В случае ее дальнейшего распределения она относится также к налоговой базе уплачиваемого соответствующим участником подоходного налога или налога с корпораций.

Система налогового учета в Германии характеризуется высокой степенью интеграции налоговых принципов. Им подчиняется и бухгалтерская отчетность, которая в большей степени отражает налоговое законодательство, нежели потребности инвесторов и других участников финансового рынка. В этой стране существует меньше различий (по сравнению с другими странами) между балансами, публикуемыми в бухгалтерской отчетности, и балансами, подготовленными в налоговых целях. Начальной точкой определения налогооблагаемой прибыли является разница между стоимостью чистых активов на балансе компании на начало и конец года. В этих целях применяется «принцип детерминации». Согласно этому принципу налогооблагаемая прибыль рассчитывается на основе данных, отраженных в бухгалтерских учетных документах налогоплательщика. Такой же принцип применяется и в отношении амортизации — если налогоплательщик хочет применить ускоренную амортизацию или иной специальный режим списания стоимости активов, он должен учитывать их при составлении бухгалтерской отчетности.

В Италии к основным общегосударственным налогам относятся подоходный налог с физических лиц и подоходный налог с юридических лиц [20].

Подоходный налог с физических лиц взимается по прогрессивной налоговой ставке и учитывает совокупный чистый доход, полученный физическим лицом в течение календарного года. Он скла-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

дывается из доходов от земельной собственности, от капитала, от работы по найму, от предпринимательской деятельности и других источников дохода. При этом доход от владения земельной собственностью складывается из доходов от владения земельными участками и от строений на земле, т. е., от эксплуатации зданий и сооружений непосредственным собственником или от сдачи их в аренду. Доход от капитала включает проценты от вкладов и текущих банковских счетов, дивиденды на акции, лотерейные выигрыши и другие виды доходов. Налог взимается при выплате доходов банком или другим финансовым учреждением. Доход наемного работника включает заработную плату и другие формы денежных вознаграждений, а также пенсии. Доходы от предпринимательской деятельности отражаются в чистой прибыли. При получении доходов от профессиональной индивидуальной деятельности — врачебной и адвокатской практики, творческих занятий — из дохода вычитаются фактические затраты [21, 22].

Подоходный налог с юридических лиц является пропорциональным налогом [23].

Среди косвенных налогов значительное место занимает налог на добавленную стоимость. Этим налогом облагается предприниматель в пределах прироста стоимости, полученной товаром в процессе его производства и реализации. Скидки с НДС предоставляются продовольственным товарам. Освобождаются от НДС операции по страхованию, кредитные операции, размещение ценных бумаг, расходы по медицинскому обеспечению, народному образованию, культуре, некоммерческие виды аренды, почтовые услуги, операции с золотом и иностранной валютой. Не облагаются НДС экспорт товаров, международные услуги и связанные с ними операции [24].

К некоторым специфическим видам товаров применяются косвенные налоги на потребление. К таким товарам относятся алкогольные напитки, бананы, спички, строительные материалы [14].

Таким образом, основную часть бюджетных доходов страны обеспечивают прямые подоходные налоги на физических и юридических лиц, а также основные косвенные налоги на потребление.

Наряду с широко распространенными способами взимания подоходных налогов (прямое перечисление налогов в бюджет и удержание налогов при выплате денежных сумм) в Италии налог взимается посредством податного списка — налогового реестра. Этот способ применяется к налогоплательщику, когда он не уплатил налога путем

его прямого внесения в бюджет или удержания при выплате денег. В этом случае налоговое управление добивается платежа налога посредством регистрации в специальном реестре — податном списке. Зарегистрированные местными налоговыми бюро в этом списке сведения сообщаются окружным налоговым управлениям. Они уведомляют налогоплательщиков и следят сначала за добровольной уплатой ими налогов. Если добровольный налоговый платеж не поступает, то к налогоплательщику применяются меры по насильственному изъятию налогов и санкций за неуплату. Налоговые органы могут наложить арест на имущество неисправного налогоплательщика и публично продать арестованное имущество [25].

Налоговая система в Скандинавских странах представляется более обременительной по сравнению с другими государствами Европы. Так, имущество резидента Норвегии облагается налогом, независимо от его местонахождения, если отсутствует международное налоговое соглашение [26].

В Норвегии и Дании подоходный налог уплачивается членами супружеских пар по отдельности, а не рассчитывается на семью. Полученный доход может быть уменьшен на суммы фактических трат, подтвержденных документально.

Подоходный налог с физических лиц образует 50 % доходов бюджета Дании. Налоговая система страны включает государственные, муниципальные и церковный налоги [27].

В Финляндии предусмотрены значительные налоговые льготы для открытия бизнеса предпринимателями из стран—членов ЕС. Государство относительно жестко контролирует лишь частное владение крупнейшими финскими компаниями, а также случаи приобретения иностранными инвесторами более 1/3 контрольного пакета акций предприятия. В стране не существует никаких ограничений в отношении иностранных собственников в Финляндии. Вместе с тем они должны зарегистрироваться в Центральном банке Финляндии. Муниципальные и поимущественные налоги не должны превышать 70 % суммы государственного подоходного налога. При приближении к этой сумме ставка государственного налога может быть уменьшена.

В швеции налоги взимаются центральными и земельными органами власти. Отличительной чертой налоговой системы этой страны является прозрачность социальных платежей, имеющих строго целевой характер. Они не объединены в группу, как в России. До начала 1990-х гг. Швеция отличалась самыми высокими налоговыми став-

ками. Однако сокращение инвестиций и перевод производств за пределы страны вынудили власти провести налоговую реформу. В настоящее время для налоговой системы Швеции характерны весьма жесткие требования к ведению бизнеса: не менее 50 % управляющих директоров и главный директор компаний должны быть резидентами стран ЕС или европейских государств. Местные налоги для корпораций отсутствуют [28].

В Скандинавских странах органы государственной власти защищают интересы своих граждан внутри стран и за рубежом. Так, выезжающие за рубеж резиденты Швеции могут получить налоговый кредит на сумму шведских налогов, независимо от того, облагается ли полученный доход налогом в другой стране [29].

В Испании сформировалась трехуровневая налоговая система, включающая общенациональный (федеральный), региональный (автономные области) и местный (провинции) уровни. К федеральным налогам относятся:

• подоходный налог с физических лиц. Подоходный налог с фиксированной заработной платы взимается предприятием, а по остальным доходам работник платит налоги самостоятельно;

• налог на прибыль;

• налог на добавленную стоимость;

• акцизы.

Система региональных налогов включает налоги: на наследование и дарение, на собственность, на игорный бизнес, на передачу имущества, на социальное страхование.

Среди местных налогов можно выделить налоги: на автотранспортные средства, на недвижимость, на экономическую деятельность и на строительные и инженерные работы.

Законами Испании определены принципы взаимоотношений различных уровней налоговой системы страны. Например, собранные налоги автономные области сначала оставляют у себя, затем перераспределяют между автономией, мэрией и муниципалитетом в зависимости от уровня их социально-экономического развития и потребностей в финансовых ресурсах [30].

В рамках Европейского союза осуществляется гармонизация налоговой и таможенно-тарифной политики. Основные направления этой политики закреплены в Учредительном договоре стран ЕС.

13 декабря 2007 г. в г. Лиссабоне (Португалия) главами государств и правительств 27 стран — членов Европейского союза подписан Договор о реформах («Лиссабонский договор») — новый ба-

зовый документ, заменяющий проект Конституции ЕС и определяющий принципы функционирования Союза. Договор подлежит ратификации.

В статье 1 — 3 целями Европейского союза объявляются: содействие миру, своим ценностям и благосостоянию своих народов; предоставление своим гражданам пространства свободы, безопасности и правосудия без внутренних границ и внутренний рынок со свободной и неискаженной конкуренцией; обеспечение устойчивого развития Европы на основе сбалансированного экономического роста и стабильности цен, наличие в высокой степени конкурентоспособной социальной рыночной экономики, стремящейся к полной занятости и социальному прогрессу, а также высокий уровень охраны и повышения качества окружающей среды; способствует НТП.

Европейский союз борется с социальной изоляцией и с дискриминацией, содействует социальной справедливости и социальной защите, равенству женщин и мужчин, солидарности поколений и охране прав ребенка; содействует экономическому, социальному и территориальному сплочению и солидарности государств-членов; уважает богатство своего культурного и языкового разнообразия и заботится о сохранении и развитии европейского культурного наследия.

В своих отношениях с остальным миром ЕС утверждает и продвигает свои ценности и интересы. Он способствует миру, безопасности, устойчивому развитию планеты, солидарности и взаимному уважению народов, свободной и справедливой торговле, искоренению бедности и защите прав человека, в том числе прав ребенка, а также неукоснительному соблюдению и развитию международного права, включая соблюдение принципов Устава ООН.

В соответствии с договором в источники формирования бюджета ЕС включены следующие виды доходов:

• сельскохозяйственные сборы, взимаемые с товарооборота стран — членов ЕС с третьими странами в рамках общей сельскохозяйственной политики Союза;

• таможенные пошлины, взимаемые по Единому таможенному тарифу, а также таможенные пошлины, поступающие от реализации продукции номенклатуры ЕОУС (Комбинированная номенклатура — Классификация товарной продукции в целях ее таможенного обложения);

• отчисления от НДС в странах — членах ЕС, исчисляемого по единой для всех стран — членов

ЕС ставке (1,4 % от общей суммы сбора НДС) на основе единообразной налоговой базы. Объем отчислений от сбора НДС стран — членов ЕС не может превышать 55 % ВНП этой страны; • поступления от налогообложения заработной платы сотрудников органов ЕС и др. Важным составляющим элементом таможенного союза ЕС является Общий таможенный тариф. Его введение позволило осуществлять единую таможенную и тарифную политику ЕС, что было крайне необходимым для защиты экономических интересов всех стран — членов ЕС, для формирования общего рынка, для проведения общей торговой политики.

В рамках единой сельскохозяйственной политики были разработаны положения об обязательных платежах, среди которых выделяются следующие виды:

1. Ввозные платежи, которые взимаются при ввозе сельскохозяйственной продукции в страны — члены ЕС. Их размеры устанавливаются в рамках регулирования сельскохозяйственных рынков ЕС. Разница между ценой мирового рынка и ценой внутри ЕС при ввозе сельскохозяйственного товара взимается в виде платежа, а при вывозе — возмещается экспортеру.

2. Вывозные пошлины, которые взимаются в том случае, если цены мирового рынка на товары, не подлежащие рыночному регулированию, превышают уровень цен ЕС. Кроме того, товары регулируемого рынка, на вывоз которых не требуется лицензия, могут облагаться вывозными платежами для защиты от нежелательного оттока товаров.

В целях достижения полной гармонизации систем НДС всех стран — членов ЕС было принято решение об их переходе на принцип исчисления налога по месту происхождения товара. Речь идет о применении согласованных ставок налога в сочетании с разработкой современного механизма распределения поступлений НДС для сбалансированности доходов национальных бюджетов.

Сделки со странами, не входящими в ЕС, рассматриваются как импорт или экспорт с начислением НДС на границе при импорте и применением нулевой ставки НДС при экспорте товаров. Применительно к сделкам между налогоплательщиками ЕС вместо терминов «экспорт» и «импорт» используются термины «поставка товаров» и «приобретение товаров».

В статье Ш-170 подчеркивается, что ни одно из государств-членов не облагает прямо или косвенно продукцию других государств-членов более высо-

кими внутренними налогами любого характера, чем те, которыми прямо или косвенно облагается сходная национальная продукция. Кроме того, ни одно из государств-членов не облагает продукцию других государств-членов внутренними налогами, которые по своему характеру способны косвенно защищать иные виды продукции. Причем в отношении продукции, экспортируемой из одного государства-члена на территорию другого государства-члена, не может производиться никакой возврат внутренних налоговых платежей в большем размере, чем те налоги, которыми она была прямо или косвенно обложена.

Что касается иных видов налогообложения, чем налоги с оборота, акцизы и другие косвенные налоги, освобождение от обязанностей по уплате и возврат уплаченных сумм при экспорте в другие государства-члены могут производиться.

Таким образом, в ЕС создана и действует продуманная система по защите интересов налогоплательщиков.

Литература:

1. Гнедовский А Н. Налогообложение зарубежных стран. — М.: Финансы и бизнес, 1999.

2. Александров И. М. Налоговые системы России и зарубежных стран. — М.: Бератор-Пресс, 2002.

3. Рис И. Б., Попонова Н. А и др. Налоги с населения и компаний в развитых странах. — М.: НИФИ, 1993.

4. Малое В. Н, Кольбер Ж. Б. Абсолютистская бюрократия и французское общество. — М.: Наука, 1991.

5. Hayward J. The state and the market economy: Industrial patriotism an economic intervention in France. — Brighton: the sheaf books, 1996.

6. Черник И. Д. Некоторые вопросы правового регулирования местных налогов в европейских странах // Налоговый вестник. 2002. — № 2. — С. 25 — 29.

7. Налоговая политика в индустриальных странах (сборник обзоров). — М: ИНИОН РАН, 1995.

8. Карп М. В. Налоговый менеджмент: Учеб. для вузов. — М.: Юнити-Дана, 2001.

9. Auerbach A Measuring the Impact of Tax Reform // National Tax Journal, 1996. — vol. 49. — No 4. — р. 124 — 129.

10. Козырин А Н. Налоговое право зарубежных стран. — М.: ЮНИТИ, 1993.

11. Pencavel J. A Note on Income Tax Evasion, Labor Supply and Nonlinear Tax Schedules. // Journal of Public Economics, 1989. — No 12. — p. 115 — 124.

12. Hardman J. Ph. Company taxation: A guides to the taxation a those why work for them. — L.: CIPFA, 1990.

13. DilnotA. W, Shak G. The poverty trap, tax cuts and the reform of social security. — Oxford, 2006.

14. Slemrod J., Yitzhaki S. Tax Avoidance, Evasion and Administration. NBER Working Paper No. 7473 — Cambridge, MA: National Bureau of Economic Research, 2007.

15. Hills J. Tax: A working guide for the self-employed. — L.: Telegraph publ., 2006.

16. Jupiter Media Metrix. Online Advertising Effectiveness Study, 2006.

17. Наши налоги от А до Я. — Бонн: Федеральное министерство финансов ФРГ, 1996.

18. Роль денежно-кредитной, бюджетной и налоговой политики в экономическом развитии про-мышленно развитых стран (на примере Японии, США, Франции и ФРГ): Научно-аналитический обзор. — М.: ИНИОВ РАН, 2002.

19. Налоговые системы Японии, Германии, и Китая // Экономика и управление в зарубежных странах (информационный бюллетень НИФИ). — М., 1993.

20. Saez E., Gruber R. The Elasticity of Taxable Income: Evidence and Implications. // Journal of Public Economics, 2002. — vol. 84. — No 1. — р. 147 — 155.

21. Артамошкин С. Н. Качественные особенности налоговой системы в странах с рыночной

и переходной экономикой / Дис. канд. экон. наук

- М., 1999.

22. Allingam M, Sandino A. Income Tax Evasion: A Theoretical Analysis // Journal of Public Economics, 1972. - No 1. - P. 44 - 59.

23. Andreoni J., Erard В., Feinstein J. Tax Compliance // Journal of Economic Literature, 1998.

- vol. 36. - No 2. - P. 24 - 33.

24. Moyes P., Shorrocks A. The Impossibility of a Progressive Tax Structure // Journal of Public Economics, 1998. - vol. 69. - No 3. - P. 59-62.

25. Becker G. Crime and Punishment: An Economic Approach // Journal of Political Economy, 1998. - vol. 76. - No 2. - P. 179 - 189.

26. Aarbu К, Thoresen T. Income Responses to Tax Changes - Evidence from the Norwegian Tax Reform. // National Tax Journal, 2001. - vol. 54. - № 2. -P. 24- 26.

27. Birch S. P. Taxation of income, consumption and wedges in an open economy // Copenhagen: Economics, 1989. - №. 2. - P. 81 - 89.

28. Волков A. M. Швеция: социально-экономическая модель. — М. : Мысль, 2001.

29. Agell J. , Englund P. , Sodersten J. Tax Reform of the Century — The Swedish Experiment // National Tax Journal, 1996. — vol. 49. — No 4. — P. 147-149.

30. Мещерякова О. В. Налоговые системы развитых стран мира: Справочник. — М. : Фонд «Правовая культура», 1995.

Не успели оформить

подписку на 2009 год?

Оформить подписку на журналы Издательского дома «Финансы и Кредит» можно с любого номера в редакции или в одном из агентств альтернативной подписки.

Полный список агентств альтернативной подписки можно посмотреть на сайте : www.financepress.ru.

Тел./факс: (495) 621-69-49, Http://www.fin-izdat.ru

(495) 621-91-90 E-mail: post@fin-izdat.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.