Научная статья на тему 'Налоговые системы зарубежных стран'

Налоговые системы зарубежных стран Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
4329
707
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Попова Я. В., Маслова И. А., Земляков Ю. Д., Маслов Б. Г., Дрожжжа И. А.

В Издательском доме «Финансы и Кредит» вышло в свет учебно-методическое пособие «Налоговые системы зарубежных стран». В пособии представлены теоретические положения по действующим налоговым системам зарубежных стран. Основное внимание уделено специфике нормативно-правовой базы, регулирующей порядок налогообложения, взаимодействию органов всех уровней в области налогообложения. Описаны все основные налоги и сборы налоговых систем каждой страны, а также изложены процедуры исчисления отдельных налогов. Редакция публикует отрывок из данного пособия, посвященный налоговой системе США.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Налоговые системы зарубежных стран»

ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ

НАЛОГОВЫЕ СИСТЕМЫ ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН*

Л.В. ПОПОВА, доктор экономических наук, профессор И.А. МАСЛОВА, доктор экономических наук, профессор Ю.Д. ЗЕМЛЯКОВ, доктор экономических наук, профессор Б.Г. МАСЛОВ, кандидат экономических наук, доцент И. А. ДРОЖЖИНА, кандидат экономических наук, доцент В. Ю. САЛИХОВА, кандидат экономических наук, доцент

8.4. Налоговая система штатов

Соединенные Штаты Америки состоят из 50 штатов, каждый из которых имеет свой собственный бюджет. Органы власти штатов проводят независимую налогово-бюджетную политику и вправе самостоятельно вводить налоги и сборы на своей территории. Собственные поступления составляют приблизительно 80 % доходов бюджета, а оставшиеся 20 % — федеральные субсидии (гранты).

В табл. 8.4 представлен анализ элементов основных налогов на уровне штатов в США.

Налог с продаж обеспечивает основной доход бюджета штата (50 — 60 %) и 30 % поступлений в местный бюджет.

Налог уплачивается потребителями при покупке товаров, услуг. Величина налоговых ставок варьируется в зависимости от штата. Максимальная ставка составляет 8 %, средняя по штатам — 4-5 %. Среди штатов, где этот налог отсутствует, штаты Аляска, Дэлавер, Нью-Джерси. Наиболее низкая ставка налога в Колорадо и Вайоминге — 3 %, в Алабаме, Луизиане, Мичигане, Джорджии, Южной Дакоте, Айове — 4, наиболее высокая — в Калифорнии — 7,25, Иллинойсе — 8, Нью-Йорке — 8,25 %.

Данным видом налога облагается большинство потребительских товаров, в том числе медицинские товары. Общим налогом с продаж облагается как валовая выручка от реализации на каждой стадии

* Начало см. в № 9(105) 2007 г.

обращения товара, так и оборот оказываемых населению услуг.

Подоходный налог с населения на уровне штата

взимается почти во всех штатах. При этом во всех штатах на каждого плательщика налога предоставляется необходимый минимум. В каждом штате могут быть различные льготы и объекты обложения данным налогом, а также налоговые ставки, которые также варьируются в зависимости от штата от 0 до 26 %. Но с целью унификации и удобства использования большинство штатов исчисляют свои ставки как определенный процент от базового, федерального налога.

Данным налогом облагаются те же доходы, что и на федеральном уровне. Правила расчета облагаемой базы существенно отличаются. В одних штатах базой налога являются доходы, полученные из источников только в этих штатах, в других — доходы, полученные как в штате, так и за его пределами. В некоторых штатах облагаются только доходы от капитала (Теннеси, Нью-Гемпшир). Во всех штатах на каждого плательщика предоставляется необлагаемый минимум. Если налогоплательщик является главой семейства, то необлагаемый минимум увеличивается в 2 раза. Подобная льгота предоставляется также и на каждого иждивенца.

В некоторых штатах ставки налога пропорциональны (Иллинойс, Индиана, Пенсильвания). В Рой Айленде и Вермонте они установлены в размере соответственно 26 % и 24 % преобразованного

Таблица 8.4

Сравнительный анализ основных элементов налогов, взимаемых на уровне штатов в США

Вид налога Объект налогообложения Субъект налогообложения Налоговая база Налоговая ставка

Подоходный налог с населения Личный доход Физические лица, индивидуальные предприниматели, предприятия и партнерства, не имеющие юридического лица Правила расчета облагаемой базы разнятся по штатам Варьируются по штатам в пределах от 0 % до 26 %

Налог на прибыли корпораций Валовой доход Корпорация Чистая прибыль Варьируются по штатам

Налог с продаж Большинство потребительских товаров, в т. ч. медицинские товары Потребители Валовая выручка от реализации на каждой стадии обращения товара Оборот оказываемых населению услуг Варьируется по штатам: — максимальная — 8 % — средняя по штатам — 4 - 5 %

Налог на наследство и дарение Наследство (все виды собственности) Физические лица Стоимость собственности Различны в зависимости от стоимости имущества и степени родства

Акцизы Спиртные напитки, бензин, дизельное топливо, природный газ, продукты питания и др. товары и услуги Юридические лица Цена товаров и услуг Определенное количество, вес, объем товаров и стоимость услуг Варьируются по штатам от 3 % до 5 % В процентах натуральные денежные единицы

Налог на имущество Недвижимое имущество и хозяйственное оборудование Юридические и физические лица Оценочная стоимость облагаемого имущества 0,75 % на капитал От 0,5 до 5 % на облагаемое имущество юридических и физических лиц

уровня федеральных налоговых обязательств. В остальных штатах ставки прогрессивны и варьируются в диапазоне от 0 до 12 %. Например, в штате Нью-Йорк применяются ставки до 6,85 %, в Миссисипи — до 5 %, в Нью-Джерси — до 6,37 %, в Северной Дакоте — до 12 %. Уплаченная сумма подоходного налога в бюджет штата вычитается при определении обязательств по выплате федерального подоходного налога.

На уровне штатов в США также уплачивается налог на имущество. В основном облагается недвижимое имущество и хозяйственное оборудование, кроме имущества, принадлежащего неприбыльным организациям и не используемое ими в коммерческих целях. Не облагается имущество федерального правительства, правительств штатов и местных органов власти. В 13 штатах облагаются нематериальные активы: акции, долговые обязательства и т. п. Облагается также личное недвижимое имущество и средства производства, принадлежащие гражданам. Ставки налога на уровне штата: 0,75 % на капитал корпораций, от 0,5 до 5 % на облагаемое имущество юридических и физических лиц.

В различных штатах предоставляются разнообразные льготы по налогу на имущество. В некоторых штатах полностью освобождаются от обложения данным налогом компании, впервые

зарегистрированные в этом штате. Преференции также предусматриваются для определенных видов производств, развитие которых необходимо для конкретной местности. В большинстве штатов полностью освобождаются от налога на имущество и пользуются правом ускоренной амортизации корпорации по оборудованию, используемому для очистки отходов производства и предотвращения загрязнения окружающей среды.

Освобождены от поимущественного налогообложения религиозные, благотворительные организации и все те, кто в своей деятельности не преследует получение прибыли. Налог на имущество исчисляется в виде определенного процента от стоимости налоговой базы в форме так называемой оценочной стоимости облагаемого имущества, которая, в свою очередь устанавливается в заданной нормативной пропорции к рыночной. Этот налог вычитается при расчете дохода, облагаемого подоходным налогом на любом уровне.

Налоги на доходы корпораций взимаются также и в бюджеты штатов. Его доля в общем объеме налоговых поступлений штатов составляет приблизительно 7 %. Этот налог является не столько фискальным рычагом штата, сколько инструментом, при помощи которого правительство штата может воздействовать на его экономическую ситуацию,

Таблица 8.5

Ставки налога на прибыли корпораций в различных штатах США

Штат Ставка налога, % Штат Ставка налога, %

Айдахо 8 Миссури 5

Айова 6-12 Мичиган 2,35

Алабама 5 Монтана 6,75

Аляска от 1 до 9,4 Мэн от 3,5 до 8,93

Аризона от 2,5 до 10,5 Мэриленд 7

Арканзас от 1 до 6 Небраска от 4,75 до 6,65

Вайоминг 0 Невада 0

Вашингтон 0 Нью-Гэмпшир 8

Вермонт от 6 до 9 Нью-Джерси 9

Виржиния 6 Нью-Йорк 9

Висконсин 7,9 Нью-Мексико от 4,8 до 7,6

Гавайи от 4,4 до 6,4 Огайо от 5,1 до 8,9

Делавэр 8 Оклахома 5

Джорджия 6 Орегон 6,6

Западная Виржиния 9,75 Пенсильвания 8,5

Иллинойс 4 Род-Айленд 8

Индиана 3,4 Северная Дакота от З до 10,5

Калифорния 9,3 Северная Каролина 7

Канзас 4,5 Теннеси 6

Кентукки от З до 7,25 Тексас 0

Колорадо 6 Флорида 5,5

Коннектикут 11,5 Южная Дакота 0

Луизиана от 4 до 8 Южная Каролина 6

Массачусетс 8,33 Юта 5

Миннесота 9,5 Федеральный округ Колумбия 10

Миссисипи от З до 5

развитие наиболее выгодных для данной территории направлений производства товаров и услуг. Налог на прибыль взимается почти во всех штатах. Ставка обычно стабильна, хотя встречается и градуированная шкала штатного налога (табл. 8.5). Наиболее высок этот налог в штатах Айова — 12 %, Коннектикут — 11,5 %, округе Колумбия — 10,25 %. Наиболее низкие налоги в штатах Миссисипи — от 3 до 5 %, Юта - 5 %.

Многие штаты предоставляют компаниям налоговые льготы. Прежде всего, такие преференции предусматриваются для тех корпораций, которые инвестируют свои средства на данной территории. Значительные скидки имеют и те компании, деятельность которых необходима для штата.

Сумма налога на прибыли корпораций, уплаченная в штате, подлежит вычету из суммы налога на прибыль корпорации, уплачиваемой на федеральном уровне.

Налог с наследства и дарений взимается с имущества, передаваемого наследникам. Его доля в общем объеме доходов штата составляет приблизительно 1 %. Ставки налога дифференцированы в зависимости от степени родства и размера наследства. Вместе с тем уровень налоговых ставок различается и по штатам.

По налогу с наследства существуют определенные льготы. Прежде всего, это необлагаемый минимум, исключаемый из налогообложения, величина которого также варьируется по штатам. В некоторых штатах данный налог не уплачивается, если получателем наследства является супруг(а) умершего наследодателя.

На уровне штатов взимаются всевозможные акцизы. Их уплачивают потребители по различным ставкам, размер которых зависит от вида товаров или услуг (рис. 8.9).

Все штаты взимают налог на разные виды топлива по своим собственным ставкам. Они устанавливаются в центах с галлона (1 американский галлон = 3,78 л) топлива. Ставки данного налога имеют тенденцию к повышению.

Штатами собираются акцизы на спиртные напитки. В одних эти налоги устанавливаются в процентах от объема оптовой или розничной продажи, в других - ставки выражены в долларах

Рис. 8.9. Акцизы штатов США

с галлона напитка и различаются в зависимости от его крепости.

Акцизными являются также налоги, уплачиваемые корпорациями с добычи природных ископаемых: нефти, газа, угля, леса.

В некоторых штатах вместо поимущественного налога установлен налог на добытые полезные ископаемые. Его платят собственники этих ресурсов. Размер ставок составляет от 3 до 5 %. Такой налог взимается штатами в виде компенсации за разработку минеральных ресурсов на их территории. Доля данного налога в общем объеме налоговых доходов бюджетов штатов в среднем составляет 2 %.

Каждый штат взимает лицензионные сборы. Их

ежегодно оплачивают юридические лица за право заниматься определенными видами деятельности на территории данного штата. В общем объеме налоговых поступлений штатов их доля составляет приблизительно 6 %.

Еще одним налогом, уплачиваемым компаниями на уровне штата, является налог на капитал, ставка которого равна 0,75 %.

Работодатели производят обязательные отчисления на выплату пособий по безработице. Ставки таких взносов варьируются по штатам и находятся в пределах от 2,7 до 7,5 % заработной платы (с первых 8 млн долл. США).

Некоторые штаты, например Калифорния, взимают налог на деловую активность. Налог включает два элемента: налогообложение общего годового оборота предприятия в пределах от 1 до 2,5 %, и налог на фонд заработной платы. В Калифорнии налог составляет 1,6 %.

8.5. Налоги органов местного самоуправления

В США насчитывается почти 85 тысяч районов, входящих в юрисдикцию местных органов власти. Почти все штаты разделены на графства, и в них существует примерно 20 тыс. муниципалитетов. Графства, муниципалитеты, тауншипы (специфические территориальные образования) имеют свои органы управления, являющиеся правительствами общего назначения и предоставляющие свои услуги в пределах данной территории. Каждый орган самоуправления может формировать свой собственный бюджет, вводить налоги и реализовывать различные действия по обеспечению поступлений в бюджет, а также устанавливать величину расходов полученных средств. При этом функция по определению налогов и всевозможных мероприятий по сбору средств, которыми могут воспользоваться местные органы власти, лежит на правительствах штатов. После

установления руководящими органами штатов перечня налогов, сборов и разнообразных пошлин и платежей, которые вправе взимать местные органы самоуправления, последние могут решать, какие налоги они будут вводить на своей территории.

Органы местного самоуправления имеют в своем распоряжении не так много источников поступлений, приносящих в их бюджеты основную долю средств. Таковыми являются: налог на имущество, подоходный налог с физических лиц, налог с продаж, лицензионные сборы, другие налоги и текущие платежи, поступления из бюджетов вышестоящих органов власти.

Анализ структуры и ставок местных налогов в США позволяет классифицировать их по четырем основным группам:

1) собственные налоги, которые собираются только на данной территории. Сюда относятся прямые и косвенные налоги. Из прямых налогов основными являются поимущественные налоги, промысловые, поземельные, местные налоги с наследств и дарений. Косвенное налогообложение весьма разнообразно, оно представлено как универсальным акцизом, т. е. налогом с продаж, так и специфическими акцизами.

2) надбавки к общегосударственным налогам, отчисляющиеся в определенном проценте в местный бюджет.

3) налоги на транспортные средства, зрелища, гостиницы, коммунальные сборы и пр. Среди налогов на потребление можно отметить налог на регистрацию и парковку автомобилей, налог на пользование автострадами. Налог на пользование автострадами делится между бюджетами штатов и городов.

4) экологические налоги, направленные на защиту окружающей среды. Эти налоги не носят фискального характера, а определяют политику местных органов самоуправления.

В отличие от федеральных налогов налоги местных органов самоуправления характеризуются множественностью и регрессивностью. Их ставки едины и не учитывают доходов налогоплательщиков. Но следует отметить, что при приоритете федеральных налогов местные налоги занимают весомое место в бюджетах городов и других местных органах. Они составляют основу доходов местных бюджетов, дополняющуюся субвенциями и дотациями из федерального и штатных бюджетов.

Наибольшее значение среди местных налогов имеет поимущественный налог (табл. 8.6). Он не взимается на федеральном уровне и является приоритетом исключительно органов местного самоуправления. В настоящее время поимущественный налог наглядно демонстрирует воплощение

Таблица 8.6

Элементы поимущественного налога

Элементы Характеристика

налога

Уровень Местный

взимания

Субъект С физических и юридических лиц, владеющих какой-либо собственностью

Объект Недвижимость (земля, недвижимые приспособления) личная собственность: материальная (машины, оборудование, мебель, урожай) и нематериальная (акции, облигации)

Налоговая база Оценочная стоимость собственности

Ставка 2 %

Налоговый Один раз в год

период

принципа разделения налоговых доходов в бюджеты штатов и местных органов власти. На практике этот налог включает в себя огромное множество отдельных налогов, так как почти все территории, обладающие правом вводить местные налоги, взимают свои собственные налоги на имущество.

• В середине 1990-х гг. на долю поимущественного

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• налога в среднем приходилось около 30% общих

, доходов или свыше 75% налоговых доходов

• бюджетов органов местного самоуправления.

Налог взимается один раз в год, а на многих территориях плательщики могут выплачивать его по частям на протяжении всего года. Поимущественный налог взимается с физических и юридических лиц, владеющих какой-либо собственностью. Виды собственности четко классифицированы в законодательстве. Выделяются две основные группы: недвижимость и личная собственность. Недвижимостью являются земля и недвижимые приспособления, возведенные с целью ее улучшения. Личная собственность бывает материальной и нематериальной. Материальная собственность - это машины и оборудование, материально-технические запасы, мебель и драгоценности, урожай и скот; нематериальная собственность - это акции, облигации, денежные средства и т. п. В одних штатах личная собственность не подлежит налогообложению, в других—налог взимается в основном с оборудования и материально-технических запасов.

Базой для определения поимущественного налога является оценочная стоимость собственности. Ее определением занимается специальное официальное лицо — оценщик. Он ведет оценочный список — перечень объектов, подлежащих налогообложению, находящихся в пределах юрисдикции конкретного органа местного самоуправления. Налог на имущество во всех случаях является оп-

ределенным процентом от оценочной стоимости. Средний уровень налоговой ставки составляет примерно 2 %.

Существуют преференции по данному налогу, выраженные в освобождении определенных видов имущества от налогообложения. Это распространяется на собственность, принадлежащую федеральному правительству, штатам и органам местного самоуправления, религиозным и благотворительным организациям, а также некоммерческим образовательным учреждениям. Кроме того, в различных местностях освобождаются от уплаты этого налога объединения ветеранов, трудовые союзы, фермерские объединения, а также личное имущество, оговоренное в законодательстве. Преференции охватывают домашнее имущество, автомобили, определенные виды сельскохозяйственного оборудования и запасов.

Важной особенностью поимущественного налога, отличающей его от других налогов, является то, что он взимается в соответствии с экономическим состоянием собственности, а не исходя из потока поступления средств. В результате облагаемая база по этому налогу не находится в зависимости от текущих операций.

Поимущественный налог обладает еще одним преимуществом, связанным с идентификацией налоговой базы. Недвижимость трудно утаить, а определение ее стоимости с целью налогообложения происходит независимо от желания собственника. Штаты придают особую важность поддержанию этого налога как главного источника поступлений в местные бюджеты.

На местном уровне в США взимаются местный подоходный налог с населения и местный налог на прибыли корпораций. Местным подоходным налогом с населения облагаются те же доходы, что и на федеральном уровне. Уплаченные суммы местного подоходного налога и местного налога на прибыль корпораций вычитаются при расчете налогооблагаемой базы соответствующих налогов на более высоких уровнях.

Почти в половине штатов взимается местный налог с продаж, являющийся дополнением к штатному налогу с продаж. Доходы от этого налога собираются в штате, а затем возвращаются тому органу местного самоуправления, на территории которого они были получены.

Местные органы вправе вводить свои собственные налоги с розничных продаж, если это им разрешено законодательством штата, на территории которого они находятся. Ставки местных налогов обычно ниже ставок налогов штатов и не превышают 2 %.

Еще одним источником доходов местных бюджетов являются текущие платежи. Они взимаются с физических и юридических лиц за определенные товары и услуги, предоставляемые органами местного самоуправления, например услуги по водоснабжению, канализации, сбору мусора и т. п. Текущие платежи в отличие от налогов, уплачиваемых в зависимости от определенной платежеспособности, производятся на основании получаемой выгоды. Однако по многим видам услуг, предоставляемым местными властями, трудно установить конкретного выгодополучателя общественных благ (например, охрана общественного порядка), То же можно отнести и к предоставлению начального и среднего образования, что является самой важной и дорогостоящей услугой, оказываемой органами местного самоуправления. Поэтому для подобных видов услуг налоги являются необходимой формой обеспечения финансирования.

Местными органами власти лицензируется право продажи продуктов (отдельно - молока), спиртных напитков, табачных изделий, владение ресторанами. Выдаются лицензии на право пользования автомобилями, мотоциклами, на право содержания домашних животных. Лицензионные сборы входят в систему местных налогов.

Местные налоги в США играют самостоятельную роль и в отличие от России, Германии, ряда других стран служат основой доходной части местных бюджетов. Тем не менее, без крупных правительственных субсидий города не обходятся. Даже столица США Вашингтон, имеющий в качестве специального округа Колумбия прерогативы штата, может покрывать свои расходы лишь на 84 %. Остальные 16 % составляет федеральная субсидия. В Нью-Йорке субсидия равна 32 % бюджета города.

Специфика налоговых доходов бюджетов городов отражает общие особенности, присущие в целом поступлениям от налогов в бюджеты органов местного самоуправления. Постоянно увеличивающиеся расходы сопровождаются таким же быстрым ростом поступлений. Вместе с тем периодически происходит отставание доходной части бюджетов от расходной, то есть дефицит.

8.6. Возможность применения опыта

налогообложения США в России

По мнению ряда специалистов, современная российская налоговая система не является совершенной. В связи с этим высказываются идеи применения зарубежного опыта в этой области. Так как Россия - это федеративное государство, то российских ученых в большей степени интересует опыт

налогообложения федеративных государств (США, Германии и т. д.). Для выявления возможности применения американского опыта налогообложения в России следует провести сравнительный анализ налоговых систем двух стран по качественным и количественным критериям (табл. 8.7).

Если сравнивать налоговые системы России и США, то можно выделить следующие принципиальные отличия налоговой системы США от налоговой системы России:

• отсутствие НДС;

• отсутствие налогов, базой которых является выручка от реализации продукции (отчислений в дорожные фонды), кроме налога на добычу полезных ископаемых;

• возможность применения систем регрессивного баланса при начислении амортизации;

• применение вычетов из корпорационного дохо -да 70-80 % полученных дивидендов, частично исключающих их двойное налогообложение;

• наличие альтернативного минимального налога с юридических и физических лиц;

• единая для всех корпораций система ежеквартального внесения предварительных платежей подоходного налога, исходя из предварительной оценки дохода;

• отсутствие удержания налога из выплаченных дивидендов резидентным акционерам;

• наличие прогрессивной шкалы корпорацион-ного подоходного налога;

• наличие нескольких шкал индивидуального подоходного налога в зависимости от статуса налогоплательщика и возможность выбора совместного или раздельного налогообложения супругов;

• расширенные возможности вычитания из облагаемого дохода затрат, связанных с профессиональной деятельностью налогоплательщика;

• налогообложение доходов, подаренного или унаследованного имущества отдельно на федеральном и местном уровне.

Часть этих отличий играет в пользу России, а часть - свидетельствует о том, что налоговая система России еще не совершенна.

Также следует указать и количественные различия между американской и российской налоговыми системами, которые заключаются в том, что в США:

• минимальная ставка налога на доходы корпораций ниже на 9 пунктов, чем в России ставка налога на прибыль предприятий;

• ставка удерживаемого налога на дивиденды с нерезидентов при отсутствии налоговых соглашений выше на 15 пунктов;

Таблица 8.7

Сравнительный анализ налоговой системы США и России по качественным и количественным критериям

Критерий сравнения Российская Федерация США

Качественные критерии

1. Наличие НДС Взимается Отсутствует

2. Наличие налогов, базой которых является выручка от реализации продукции (отчислений в дорожные фонды), кроме налога на добычу полезных ископаемых; Взимаются Отсутствуют, кроме налога на добычу полезных ископаемых

3. Возможность применения систем регрессивного баланса при начислении амортизации Отсутствует Имеется

4. Применение вычетов из корпорационного дохода 70—80 % полученных дивидендов, частично исключающих их двойное налогообложение Отсутствует Имеется

5. Наличие альтернативного минимального налога с юридических и физических лиц Отсутствует Имеется

6. Единая для всех корпораций система ежеквартального внесения предварительных платежей подоходного налога, исходя из предварительной оценки дохода Не применяется Применяется

7. Удержание налога из выплаченных дивидендов резидентным акционерам Имеется Отсутствует

8. Наличие прогрессивной шкалы корпорационного подоходного налога Отсутствует Имеется

9. Расширенные возможности вычитания из облагаемого дохода затрат, связанных с профессиональной деятельностью налогоплательщика Отсутствуют Имеются

10. Наличие нескольких шкал индивидуального подоходного налога в зависимости от статуса налогоплательщика и возможность выбора совместного или раздельного налогообложения супругов Отсутствует Имеется

11. Налогообложение доходов, подаренного или унаследованного имущества отдельно на федеральном и местном уровне Отсутствует Имеется

Количественные критерии

1. Минимальная ставка налога на доходы корпораций На 9 пунктов выше Ниже на 9 пунктов, чем в России ставка налога на прибыль предприятий

2. Ставка удерживаемого налога на дивиденды с нерезидентов при отсутствии налоговых соглашений Ниже на 15 пунктов Выше на 15 пунктов

3. Суммарная ставка социальных налогов, вносимых нанимателями и работниками с учетом взносов на безработицу, На 19,7 пункта выше На 19,7 пункта ниже: — для нанимателей на 26,4 пункта ниже, — для работников на 6,73 пункта выше

4. Минимальная ставка подоходного налога На 3 пункта ниже На 3 пункта выше

5. Ставки федерального налога на наследство и дарение На 8-10 пунктов ниже На 8-10 пунктов выше

суммарная ставка социальных налогов, вносимых нанимателями и работниками с учетом взносов на безработицу, на 19,7 пункта ниже, причем для нанимателей на 26,4 пункта ниже, а для работников на 6,73 пункта выше; минимальная ставка подоходного налога на 3 пункта выше;

в некоторых штатах выше на 1 — 6 пунктов максимальная ставка индивидуального подоходного налога с учетом подоходного налога всех уровней, в других - на 1 - 3 пункта ниже, но одновременно многократно (в 40 - 45 раз) выше размер необлагаемого индивидуального дохода от занятости;

• ставки федерального налога на наследство и дарение на 8-10 пунктов выше, но применяется налоговый кредит, позволяющий свести налог на имущество до 600 000 долл. США к нулю. В Соединенных Штатах Америки большая часть налоговой нагрузки по подоходному налогу лежит на самых богатых слоях населения. В России же все население облагается по единой ставке, а, следовательно, как богатые слои населения России, так и бедные слои населения в равной степени несут на себе налоговую нагрузку. В связи с этим опыт США в данном вопросе был бы весьма интересен для России. Но применение пропорционально-прогрессивной шкалы по

подоходному налогу в России, на наш взгляд, не принесет желаемых результатов. Это будет связано с тем, что для нашей страны характерна высокая доля теневой экономики. Таким образом, применение в России опыта США в области подоходного налога вынудит недобросовестных российских налогоплательщиков переводить свои средства в теневой бизнес.

Например, наличие в России НДС, а не налога с продаж, как в США, говорит о том, что налог платится не конечным потребителем, а это происходит на каждом этапе цепочки производства. Таким образом основное налоговое бремя лежит на бедных слоях населения.

Что еще более важно, российский единый налог, с тех пор как его ввели в действие в январе 2001 г., оказал блогоприятное воздействие на экономику России которая выросла в 2004 году на

5 %, в то время как другие страны погружались в рецессию.

США, продолжая совершенствовать механизмы рыночной экономики, активно проводит реформы налогового законодательства, направленные на упрощение налоговой системы, увеличение суммы налоговых сборов и платежей в бюджет. Министр финансов США признался, что его ведомство хотело бы ориентироваться на целый ряд элементов российской налоговой реформы.

В связи с этим следует сделать вывод, что опыт США в области налогообложения применим для России, но лишь частично. Но так как в США проводятся реформы по совершенствованию налоговой системы, и даже рассматривается возможность применения российской практики налогообложения, то следует не спешить с применением американского опыта в области налогообложения.

Не успели оформить

подписку на 2007 год?

Оформить подписку на журналы Издательского дома »Финансы и Кредит» можно с любого номера в редакции или в одном из агентств альтернативной подписки.

Полный список агентств альтернативной подписки можно посмотреть на сайте : www.financepress.ru.

Тел./факс: (495) 621-69-49, (495) 621-91-90

Http://www.financepress.ru Е-таП: post@financepress.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.