ФИНАНСЫ И УЧЕТ
УДК 336.2.027
А.И. Колобова, Г.А. Гончаренко
К ВОПРОСУ О НАЛОГООБЛОЖЕНИИ АГРАРНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ
Сельское хозяйство — одна из важнейших и жизненно важных отраслей народного хозяйства. Россия обладает огромным потенциалом для развития агропромышленного комплекса. Однако только целенаправленная государственная экономическая политика может создать предпосылки для нормального, стабильного развития аграрного сектора страны.
Налоги являются важным инструментом регулирования рыночной экономики. Используя дифференциацию ставок и предоставление льгот, через систему перераспределения доходов с помощью налогов можно и необходимо обеспечивать обоснованную структурную перестройку производства в пользу отраслей, служащих удовлетворению жизненных потребностей населения и уже на той основе пополнению бюджета.
Ни у кого не вызывает сомнения тот факт, что существующая сегодня в России налоговая система далека от совер-
шенства. За годы своего существования она приобрела резковыраженный фискальный характер и выступает серьезным тормозом развития экономики. В своем нынешнем виде она служит текущим интересам, а именно, решению сегодняшних бюджетных проблем без учета даже среднесрочных последствий такого подхода.
Налоговая система России перегружена недостатками законодательного, экономического и организационного порядка, а именно: нестабильность, дублирование налогами друг друга, множественность, неравномерное распределение налогового бремени [1].
Высокое налоговое бремя на предприятия и организации сферы производства не позволяет не только развивать производство, но и зачастую обеспечивать простое воспроизводство.
Действующая налоговая система не стимулирует развитие агропромышленного производства, повышение его эф-
фективности. Предприятия АПК уплачивают до 15 видов налогов и платежей. Основными видами налогов являются налоги на добавленную стоимость, на прибыль, на имущество, на землю, единый социальный налог, налог на доходы физических лиц, отчисления в дорожные фонды, акцизы, региональные и местные налоги.
Общее бремя налогообложения, исчисляемое как отношение налогов и отчислений к сумме выручки от реализации продукции, работ, услуг, за последние годы резко возросло. За период с 1991 по 1998 г. этот показатель по предприятиям АПК возрос с 13,9 до 23,1%, в том числе по сельскому хозяйству с 10,3 до 18,5% [2].
В структуре налогов, взимаемых с сельскохозяйственных предприятий, наибольшую долю составляет налог на добавленную стоимость (46%). Введение НДС на продовольственные товары имело целью увеличить доходную часть бюджета, однако в условиях формирования рыночных отношений это привело лишь к увеличению розничных цен на отечественное продовольствие.
Применяемая в настоящее время единая ставка налога на доходы физических лиц является неприемлемой для современной России, отсутствие прогрессивной шкалы нарушает элементарный принцип справедливости обложения. В сложившейся ситуации происходит равное налогообложение в условиях очень большой дифференциации доходов населения. Необходимо возвращение к прогрессивной шкале налога в зависимости от уровня доходов плательщика.
Предприятия сельского хозяйства имеют ряд льгот в налогообложении. Сельскохозяйственные предприятия освобождены от уплаты налогов на прибыль, полученную от реализации произведенной продукции, и имущество, от взносов в дорожные фонды, имеют льготную ставку при уплате единого социального налога.
В Алтайском крае за период с 2001 по 2003 гг. наблюдается негативная тенденция в выполнении плана по сбору налогов, сборов и обязательных платежей с сельскохозяйственных предприятий. Собираемость налогов и сборов уменьшилась на 10,46% по всем видам нало-
гов, при этом наиболее сильное сокращение замечено по налогу на прибыль организаций (на 28,93%) и НДС (22,83%). Однако собираемость налога на имущество организаций возросла на 46,37%.
В абсолютном выражении размер уплачиваемых налогов увеличился по всем налогам на 38,04%, наибольшее увеличение наблюдается по земельному налогу (152,71%), налогу на имущество организаций (95,57%) и налогу на доходы физических лиц (49,82%), по налогу на прибыль организаций наблюдается уменьшение на 8,21%.
В целом можно наблюдать увеличение общей суммы платежей, обязательных к уплате сельскохозяйственными предприятиями. При этом негативная тенденция к уменьшению собираемости налогов свидетельствует о неэффективности проводимой налоговой политики в отношении субъектов сельского хозяйства как на краевом, так и на федеральном уровнях.
Крайне усложнен механизм начисления налогов. Одни из них относятся на себестоимость продукции (земельный, транспортный), другие уплачиваются из выручки (НДС, акцизы), третьи — из прибыли (налог на прибыль), четвертые — из заработной платы (единый социальный налог, налог на доходы физических лиц). Необходимо упрощение налоговой системы путем сокращения количества налоговых сборов, в том числе объединением налогов и платежей, имеющих одинаковую налоговую базу.
Для усовершенствования системы налогообложения сельского хозяйства необходимо ликвидировать множественность видов налогов и платежей, сделать налоги стабильными.
Стабильность налогового законодательства является особо важным направлением в налоговой политике. Корректировка налоговой системы, особенно в переходный период развития общества, — естественный и неизбежный процесс. Тем не менее осуществлять его нужно безболезненным для налогоплательщиков способом. Недопустимо вносить изменения в налоговое законодательство каждые 2-3 месяца. Нужно анализировать ситуацию, накапливать необходимые изменения и дополнения, вносить их на рассмотрение вместе с
бюджетом, вводить через 3-5 лет после утверждения, и уж ни в коем случае не задним числом, как это было неоднократно. В настоящее время ежегодно вносятся и пересматриваются на федеральном уровне десятки законодательных актов по налогам. Так, налоговое законодательство в отношении налога на добавленную стоимость с 1992 г. было изменено не менее 5 раз, подоходного налога — не менее 12 раз, налога на прибыль — не менее 10 раз, налога на имущество организаций — не менее 7 раз. Такая нестабильность налогового законодательства сдерживает как отечественных, так и иностранных инвесторов.
С целью создания благоприятных условий для развития сельского хозяйства с 1 января 2004 г. введен единый сельскохозяйственный налог. Данный налог заменяет целую группу сборов, таких как налог на прибыль, НДС, налог на имущество, единый социальный налог, и взимается в размере 6% от доходов, уменьшенных на величину расходов предприятия [3]. По ожиданиям Правительства это должно снизить налоговое бремя на аграрный сектор как минимум на 30%.
Однако, по нашему мнению, основным для сельскохозяйственных товаропроизводителей должен стать единый земельный налог. Пока земельный налог не является действенным стимулом улучшения использования земли и весомым источником средств для повышения почвенного плодородия; на его долю приходится менее 5% общей суммы налогов, уплачиваемых сельскохозяйственными предприятиями. Ставку земельного налога целесообразно установить в твердых процентах от цены земли, определенной на основе дифференциальной ренты.
Налоговая система должна обеспечивать заинтересованность товаропроизводителей в проведении структурной перестройки агропромышленного производства, во внедрении достижений научно-технического прогресса, в совершенствовании системы ведения хозяйства. Необходимо реформирование нало-
говой системы таким образом, чтобы она стала инструментом эффективного воздействия на развитие производства и действенным стимулом в использовании основного производственного ресурса — земли.
Главной тенденцией совершенствования налогообложения в России должно стать постепенное ослабление налогового бремени на предприятия. Налоговые поступления в бюджет можно существенно увеличить лишь при условии подъема производства. В силу этого должны быть созданы все условия для сохранения существующей и наращивания налогооблагаемой базы, что выгодно как государству, так и самим предприятиям-налогоплательщикам [2].
Фискальная и экономическая функция могут быть в полной мере реализованы, если будет найдено оптимальное их соотношение. В этом случае будут уравновешены интересы производителей и интересы государства, а в результате выиграет все общество. В современных российских условиях такое соотношение еще не найдено. Это предстоит сделать путем дальнейшего совершенствования существующей налоговой системы.
Библиографический список
1. Злобина Л.А. Оптимизация налогообложения экономического субъекта / Л.А. Злобина, М.М. Стажкова. М.: Академический проспект, 2003.
2. Экономика сельского хозяйства / И.А. Минаков, Л.А. Сабетова, Н.И. Куликов и др.; Под ред. И.А. Минакова. М.: Колос, 2004.
3. Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть 2. Федеральный закон от 5 августа 2000 г. № 117-ФЗ (в ред. Федерального закона от 04.10.2004 г. № 124-ФЗ).
4. Маренков Н.Л. Налоги и ошибки
учета в предпринимательской деятельности в России: учебное пособие /
Н.Л. Маренков. М.: Едиторная УРСС, 2002.
+ + +