2. Cherevan, Yu.A.; Kolpikov, D.Yu. Analysis of the small and medium business support in Russia (in Russian) / Yu. — 2018. — С. 73-77.
3. Sigidov, Yu.I.; Small and medium enterprises: accounting, taxation and reporting: an educational manual (in Russian) / Yu.I. Sigidov, A.A. Adamenko, T.E. Khorolskaya. - Krasnodar : KubAU, 2018. - 101 с.
4. Online cash registers as legal withdrawal of money from business [Electronic resource] -Access mode: https://habr.com/ru/post/453822/ (view date: 02.06.2020).
5. ATOL Online [Electronic resource] - Access mode: https://online.atol.ru/#cost (view date: 02.06.2020).
6. Small and Medium Enterprises in Russia. 2019: Stat.c6./ Rosstat. - M., 2019.
7. № 2770135608620000033 Execution [Electronic resource] - Access mode: https://zakupki.gov.ru/epz/contract/contractCard/common-info.html?reestrNumber=2770135608620000033 (view date: 02.06.2020).
DOI: 10.24411/2304-6139-2020-10378
А. Б. Урусова - доцент кафедры экономики, к.э.н., Северо-Кавказская государственная академия, [email protected],
A. B. Urusova - associate Professor of Economics, Ph. D., North Caucasus state Academy, [email protected].
СИСТЕМА НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ МАЛЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ ПО ДАННЫМ УПРАВЛЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ ПО КАРАЧАЕВО-ЧЕРКЕССКОЙ РЕСПУБЛИКЕ SYSTEM OF TAXATION OF SMALL ENTERPRISES ACCORDING TO THE DATA OF MANAGEMENT OF THE FEDERAL TAX SERVICE IN THE KARACHAY-CHERKESSKY REPUBLIC
Аннотация. В работе рассмотрена динамика фактических основных налоговых поступлений от малых предприятий в Карачаево-Черкесской Республике в 2017-2019 гг. Определен уровень выполнения плановых показателей по поступлениям налоговых платежей от малых предприятий. Выделены проблемы, которые приводят к снижению уровня конкурентоспособности региональных малых предприятий на международном уровне. Предложены направления улучшения текущей налоговой системы таким образом, чтобы обеспечить устойчивое рыночное положение малых предприятий в Российской Федерации и в Карачаево-Черкесской Республике. Целесообразно повысить лимиты для малых и средних предприятий, а также освободить малые предприятия в части налогов в тех периодах, в течение которых они не осуществляют активную деятельность. Речь идет как об отсутствии дохода из-за карантинных мер, так и из-за влияния фактора сезонности бизнес-модели.
Abstract. The paper considers the dynamics of the actual main tax revenues from small enterprises in the Ka-rachay-Cherkess Republic in 2017-2019. The level of fulfillment of planned targets for tax payments from small enterprises is determined. The problems that lead to a decrease in the competitiveness of regional small enterprises at the international level are highlighted. The directions of improving the current tax system in such a way as to ensure a stable market position of small enterprises in the Russian Federation and in the Karachay-Cherkess Republic are proposed. It is advisable to increase the limits for small and medium-sized enterprises, as well as to exempt small enterprises in terms of taxes in those periods during which they do not carry out active activities. It is a question of both the lack of income due to quarantine measures and the influence of the seasonality factor of the business model.
Ключевые слова: малые предприятия, налогообложение малых предприятий, налогообложение в Карачаево-Черкесской Республике, система налогообложения, налоговые каникулы, граница дохода малых и средних предприятий, упрощенная система налогообложения, налоги
Keywords: small enterprises, taxation of small enterprises, taxation in the Karachay-Cherkess Republic, tax system, tax holidays, income boundary of small and medium enterprises, simplified tax system, taxes
Актуальность исследования связана с теми сложными эпидемиологическими процессами, которые наблюдаются в течение последних месяцев и могут возобновиться из-за повторного увеличения количества зараженных коронавирусом. Важно предложить мероприятия, которые позволят малым предприятиям быстрее адаптироваться к динамичным условиям рынка, а также оставаться конкурентноспособными на региональном и мировом рынках.
Целью работы является обоснование мероприятий улучшения системы налогообложения малых предприятий в Карачаево-Черкесской Республике и Российской Федерации.
Основным методом исследования является статистический анализ данных.
На текущий момент в Российской Федерации созданы специальные налоговые режимы, которые позволяют малым предприятиям на равных конкурировать с большими участниками хозяйственного рынка. Однако такие системы являются довольно универсальными и не учитывают отдельные аспекты функционирования малых предприятий, в том числе и необходимость адаптации к непредвиденным сложным вызовам. По текущий момент используются такие налоговые системы как:
1) УСН (упрощенная система налогообложения);
2) ЕНВД (единый налог на вмененный доход);
3) ПСН (патентная система налогообложения);
4) ЕСХН (единый сельхозналог) [5, с.75; 3, с.52].
Указанные налоговые режимы позволяют эффективно выполнять фискальную функцию, при этом создавая низкую административную нагрузку на малые предприятия по сравнению с большими.
Говоря об собираемости налогов, следует отметить, что общая сумма поступаемых налогов на доходы малых предприятий в Карачаево-Черкесской Республике в течение 2017- 2019-го годов повышается на 40,59 %, что указывает на эффективное выполнение фискальной функции, пополнение бюджета различных уровней за счет поступлений от малых предприятий. Основными факторами такого явления следует считать налог, взимаемый в связи с применением упрощенной системы налогообложения, который вырос на 58,71 %, и налог, взимаемый в связи с применением патентной системы налогообложения, поступления по которому повысились на 93,23 %, хотя общая сумма поступлений по такому налогу является несущественной по сравнению с другими элементами. С другой стороны, наблюдается сокращение объема поступаемых ресурсов по единому налогу на вмененный доход для отдельных видов деятельности на 8,28 % за 2017-2019-й года, а также наблюдается снижение единого сельскохозяйственного налога на 0,76 % (табл. 1).
Таблица 1 - Динамика фактических основных налоговых поступлений от малых предприятий
Показатели 2017 2018 2019 Абсолютное отклонение (+; -) Относительное отклонение (%)
2018 2019 2018 2019
от от от от 2019 от
2017 2018 2017 2018 2017
1 2 3 4 5 6 7 8 9
Налог, взимаемый в связи с применением упрощенной системы налогообложения 276,2 368,8 438,4 92,6 69,6 33,52 18,86 58,71
Единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности 72,3 68,2 66,3 -4,1 -1,9 -5,65 -2,79 -8,28
Единый сельскохозяйственный налог 36,1 36,1 35,8 0,0 -0,3 -0,05 -0,72 -0,76
Налог, взимаемый в связи с применением патентной системы налогообложения 0,3 0,7 0,7 0,3 0,0 91,66 0,82 93,23
Всего 384,9 473,8 541,2 88,8 67,4 23,07 14,23 40,59
Источник: составлено автором по материалам
1; 4]
Что же касается выполнения плана, то по наиболее важному налогу, а именно налогу, взимаемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, наблюдается устойчивое достижение намеченных целевых показателей. Такая ситуация характерна для всего периода 2017-2019 гг. Несмотря на это, общий уровень выполнения плана по основным налоговым поступлениям малых предприятий в Карачаево-Черкесской Республики не был выполнен на 0,51 % в 2019-м году, причем такое незначительное недовыполнение плана наблюдалось в течение всего периода.
Выявлено, что проблемой является тот факт, что в условиях, когда ощутимый рост валового внутреннего продукта в стране отсутствует, в том числе и в регионе, наблюдается существенное повышение налоговой нагрузки на малый бизнес. Очевидно, что целесообразно предложить решение этой проблемы, а именно использовать пути формирования высокого уровня конкурентоспособности предприятий за счет создания более лояльной налоговой системы (табл. 2).
Таблица 2 - Уровень выполнения плана по основным налоговым поступлениям малых предприятий
Карачаево-Черкесской Республике в 2017-2019 гг., %
Показатели 2017 2018 2019 Абсолютное отклонение (+; -)
2018 от 2017 2019 от 2018 2019 от 2017
1 2 3 4 5 6 7
Налог, взимаемый в связи с применением упрощенной системы налогообложения 102,10 101,36 101,44 -0,74 0,08 -0,66
Единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности 89,73 88,06 89,65 -1,67 1,59 -0,08
Единый сельскохозяйственный налог 107,19 108,39 95,91 1,20 -12,49 -11,29
Налог, взимаемый в связи с применением патентной системы налогообложения 67,46 134,04 136,82 66,58 2,78 69,36
Всего 99,91 99,72 99,49 -0,20 -0,23 -0,43
Источник: составлено автором по материалам [1; 4]
Учитывая вызовы, которые связаны с вероятностью возобновления крайне негативного влияния коро-навируса на малый бизнес, а также учитывая необходимость активизации стимулирующей функции развития малого бизнеса в Российской Федерации для обеспечения устойчивости экономической системы страны, следует предложить ряд мероприятий усиления развития этой группы компаний.
Предлагается установить налоговые каникулы для тех периодов, в течение которых малые предприятия не получает доходов. Речь идет от таких налогах как налог, взимаемый в связи с применением упрощенной системы налогообложения, единый налог на вмененный доход, а также социальные взносы и начисления на заработную плату руководителя предприятия в случае, если он является собственником. Такое предложение позволит автоматически снижать налоговую нагрузку на предприятия в случае возобновления негативного влияния эпидемиологических процессов, а также позволит бизнесам, которые являются сезонными, повысить свою конкурентоспособность на рынке.
Кроме этого, целесообразно повысить пороги по упрощенной системе налогообложения до уровня, который характерен для европейских стран.
Постановление Правительства РФ от 04.04.2016 № 265 «О предельных значениях дохода, полученного от осуществления предпринимательской деятельности, для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства» определяет, что:
- микропредприятия — это компании с 120 млн. рублей дохода;
- малые предприятия — это компании с 800 млн. рублей дохода средние предприятия — это компании с 2 млрд. рублей дохода [2].
В ЕС под микропредприятиями понимаются предприятия, на которых работает менее 10 человек и годовой оборот или годовой бухгалтерский баланс которых не превышает 2 млн. евро. Малые предприятия определяются как предприятия, которые имеют в штате менее 50 человек и чей годовой оборот или годовая балансовая сумма не превышает 10 миллионов евро. Под средними предприятиями понимаются предприятия, на которых работает менее 250 человек и годовой оборот которых не превышает 50 млн. евро, либо годовой бухгалтерский баланс которых не превышает 43 млн. евро. [6].
Такое различие приводит к тому, что фактически на международном рынке российские предприятия теряют свою конкурентоспособность из-за повышения налоговой нагрузки на них в тот момент, когда они переходят с категории малых или средних предприятий в категорию больших компаний. При этом для европейских компаний такой момент наблюдается позже. Очевидно, что это сдерживает развитие российских малых предприятий и создает конкурентные преимущества в связи с использованием более эффективной системы налогообложения для европейских.
Другие страны также используют довольно высокие лимиты для малых и средних предприятий, что позволяет стимулировать их развитие. Поэтому предлагается повысить действующие лимиты до уровня европейских, а именно для средних предприятий увеличить границу до 4 млрд руб. дохода в течение года. В противном случае малым и средним предприятиям придется использовать другие инструменты для сохранения конкурентоспособности, например, разделяя свои операционные процессы на отдельные юридические сущности. В любом случае, государство заинтересовано в том, чтобы минимизировать административную и налоговую нагрузку на малый бизнес, создать им условия, которые позволят сконцентрироваться на выполнении своей работы, а не необходимости обслуживать интересы налоговых служб.
Заключение. Подводя итог, отметим, что выявлено повышение собираемости налогов на 40,59 % в 2019-м году по сравнению с 2017 г. в Карачаево-Черкесской Республике. Однако на текущий момент важно концентрироваться не на фискальной функции, а на стимулирующей. Поэтому предложено повысить лимиты для малых и средних предприятий, а также предложить освобождение от налогов для малых предприятий в тех периодах, когда отсутствует какой-либо доход.
Источники:
1. Консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://roskazna.ru/ispolnenie-byudzhetov/konsolidirovarmye-byudzhely-subektov/ (дата просмотра: 19.01.2020)
2. Постановление Правительства РФ от 04.04.2016 № 265 «О предельных значениях дохода, полученного от осуществления предпринимательской деятельности, для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства» // Собрание законодательства РФ. 2016. - №15. - Ст. 2097.
3. Сигидов Ю. И., Малые и средние предприятия: учет, налогообложение и составление отчетности: учеб. пособие / Ю. И. Сигидов, А. А. Адаменко, Т. Е. Хорольская. - Краснодар : КубГАУ,2018. - 101 с.
4. Статистика и аналитика [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://www.nalog.ru/rn77/related_activities/statistics_and_analytics/ (дата просмотра: 03.06.2020)
5. Черевань Ю.А., Колпиков Д.Ю., Анализ поддержки малого и среднего предпринимательства в России / Ю.А. Че-ревань, Д.Ю. Колпиков// Актуальные вопросы в науке и практике. — 2018. — С. 73-77.
6. User guide to the SME Definition. European Commission [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://ec.europa.eu/regional_policy/sources/conferences/state-aid/sme/smedefinitionguide_en.pdf (дата просмотра: 03.06.2020)
References:
1. Consolidated budgets of the subjects of the Russian Federation and budgets of territorial state extra-budgetary funds [Electronic resource] - Access mode: https://roskazna.ru/ispolnenie-byudzhetov/konsolidirovannye-byudzhety-subektov/ (view date: 19.01.2020).
2. Resolution of the Government of the Russian Federation No. 265 of 04.04.2016 "On the Limit Values of Income from Entrepreneurial Activities for Each Category of Small and Medium-Sized Enterprises" // Collection of Legislation of the Russian Federation. 2016. - №15. - Art. 265 "On Limits of Income from Entrepreneurship for Each Category of Small and Medium Enterprises" // Collection of Legislation of the Russian Federation. 2016. 2097.
3. Sigidov, Yu.I.; Small and medium enterprises: accounting, taxation and reporting: tutorial / Yu.I. Sigidov, A.A. Adamenko, T.E. Khorolskaya. - Krasnodar : KubAU,2018. - - 101 с.
4. Statistics and analytics [Electronic resource] - Access mode: https://www.nalog.ru/rn77/related_activities/statistics_and_analytics/ (view date: 03.06.2020).
5. Cherevan, Yu.A.; Kolpikov, D.Yu. Analysis of the small and medium business support in Russia (in Russian) / Yu.--
2018. - — С. 73-77.
6. User guide to the SME Definition. European Commission [Electronic resource] - Access mode: https://ec.europa.eu/regional_policy/sources/conferences/state-aid/ sme/smedefinitionguide_en.pdf (date of viewing: 03.06.2020).
DOI: 10.24411/2304-6139-2020-10379
Т.С. Федоренко - Аспирантка кафедры "Финансовые рынки" ФГБОУ ВО "РЭУ им. Г.В. Плеханова", [email protected],
T.S. Fedorenko - Student of Post-graduate program of the department "Financial markets" Plek-hanov Russian University of Economics.
СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ РИСКАМИ ПОТЕРИ УСТОЙЧИВОСТИ БАНКОВ BANK STABILITY LOSS RISK MANAGEMENT SYSTEM
Аннотация. Основная первостепенная цель деятельности банков состоит в получении прибыли. Однако, развитие рыночных отношений связано с нестабильностью отдельных параметров, которая порождает различного рода неопределенности и риски, которые оказывают существенное влияние на финансовую устойчивость. Таким образом, банки постоянно принимают на себя различные виды риска и для каждого банка необходимо разработать систему управления ими исходя из личных потребностей и особенностей. Элементы управления могут проявляться в неограниченном количестве, по данной причине их необходимо оценивать, группировать и определять степень влияния или зависимости от риска потери финансовой устойчивости банка. Актуальность решения проблем риска приобретают не только коммерческие банки с момента начала их деятельности, но и органы государственного регулирования, так как банки принимают непосредственное участие в реализации ДКП.
Abstract. The main primary goal of banks is to make a profit. However, the development of market relations is associated with the instability of certain parameters, which creates various kinds of uncertainties and risks that have a significant impact on financial stability. Thus, banks constantly take on various types of risk and for each bank it is necessary to develop a system for managing them based on personal needs and characteristics. Controls can appear in an unlimited number, for this reason they need to be evaluated, grouped and the degree of influence or dependence on the risk of loss of financial stability of the bank should be determined. The relevance of solving risk problems is acquired not only by commercial banks from the moment they begin their activities, but also by state regulatory authorities, since banks are directly involved in the implementation of PCP.
Ключевые слова: банковские риски, финансовая устойчивость, элементы управления, риск потери финансовой устойчивости
Keywords: banking risks, financial stability, controls, risk of loss of financial stability
Риском в деятельности банковского учреждения являются действия в условиях непрозрачных, неопределенных обстоятельств, связанных, прежде всего, с влиянием внешних по отношению к бизнесу факторов. Избежать риска невозможно, поскольку он зависит от объективных, присущих экономике конфликтных ситуаций, отсутствия или асимметричности необходимой информации. Риск выступает в качестве стоимостного выражения вероятного события, которое может привести либо к убыткам, либо к отклонению фактических показателей от их предполагаемых значений.
Актуальность темы исследования прежде всего связанна с тем, что надежность финансовой и банковской системы является ключевым фактором в развитии и успешном функционировании рыночной экономики, а также является неотъемлемым условием стабильности и развития экономики.
Понятие «риск» как объект познания экономической теории взаимосвязан прежде всего с неопределенностью и асимметричностью информации, которая возникает в результате разнонаправленной деятельностью субъектов рынка [3, С.280-284]. Исходя из этого, развитие рыночных отношений является причиной образования общеэкономических проблем надежности и устойчивости банков в России.