Научная статья на тему 'Экономическая сущность налогов и ее реализация в условиях становления и развития рыночной экономики в РФ'

Экономическая сущность налогов и ее реализация в условиях становления и развития рыночной экономики в РФ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
953
123
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЛОГИ / СУЩНОСТЬ НАЛОГОВ / ОПРЕДЕЛЕНИЕ НАЛОГОВ / ЭКОНОМИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА НАЛОГОВ / ФУНКЦИИ НАЛОГОВ / НАЛОГОВЫЙ ИНСТРУМЕНТ / СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ТОВАРОПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ / ЕДИНЫЙ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЙ НАЛОГ / КАРАЧАЕВО-ЧЕРКЕССКАЯ РЕСПУБЛИКА / НАЛОГИ КОНСОЛИДИРОВАННОГО БЮДЖЕТА РЕГИОНА / ФИСКАЛЬНАЯ ФУНКЦИЯ / РЕГУЛИРУЮЩАЯ ФУНКЦИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Урусова А. Б.

В статье рассматривается экономическая сущность налогов и реализация этой сущности в условиях становления и развития рыночной экономики в Российской Федерации на примере работы территориального управления Федеральной налоговой службы в Карачаево-Черкесской Республике. Выделены спорные формулировки и части существующих определений экономической сущности налогов. В том числе рассматриваются слабые стороны определения налогов, которое отображено в Налоговом кодексе Российской Федерации. Сформулировано собственное определение сущности налогов в современных рыночных условиях. Учтены положительные стороны подходов других авторов и законодателей. Сомнительной является формулировка о том, что налоги являются индивидуально безвозмездными платежами, так как физические лица, как и юридические, получают взамен совокупность различных благ от государства, которые, в том числе, позволяют устойчиво функционировать на рынке в условиях наличия конкурентного преимущества. Рассматривается динамика элементов налоговых доходов консолидированного бюджета Карачаево-Черкесской республики в 2016-2018-м годах и рассчитан план выполнения соответствующих целевых показателей в течение того же периода. Определено, что большая часть целевых показателей была достигнута, хотя по отдельным позициям наблюдается недовыполнение плана. А также следует отметить, налогообложение сельскохозяйственных товаропроизводителей в России продолжает оставаться одним из направлений реформирования налоговой системы. Указаны особенности проявления экономической сущности налогов в условиях развития рыночной экономики на территории Карачаево-Черкесской Республики. Выявлено, что негативной стороной текущей системы налогообложения является ориентация именно на фискальную функцию, а не на стимулирование экономического развития, создание новых предприятий, в том числе в отраслях с высокой добавленной стоимостью.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Экономическая сущность налогов и ее реализация в условиях становления и развития рыночной экономики в РФ»

International agricultural journal 1/2020

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ НАЛОГОВ И ЕЕ РЕАЛИЗАЦИЯ В УСЛОВИЯХ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ

THE ECONOMIC NATURE OF TAXES AND ITS IMPLEMENTATION IN THE CONTEXT OF THE FORMATION AND DEVELOPMENT OF A MARKET

А. Б. Урусова - доцент кафедры «Финансы и кредит», к.э.н., Северо-Кавказская государственная академия, г. Черкесск, abu-77@list.ru

A. B. Urusova - associate Professor of " Finance and credit», Ph. D., North Caucasus state Academy, Cherkessk, abu-77@list.ru

Аннотация. В статье рассматривается экономическая сущность налогов и реализация этой сущности в условиях становления и развития рыночной экономики в Российской Федерации на примере работы территориального управления Федеральной налоговой службы в Карачаево-Черкесской Республике. Выделены спорные формулировки и части существующих определений экономической сущности налогов. В том числе рассматриваются слабые стороны определения налогов, которое отображено в Налоговом кодексе Российской Федерации. Сформулировано собственное определение сущности налогов в современных рыночных условиях. Учтены положительные стороны подходов других авторов и законодателей. Сомнительной является формулировка о том, что налоги являются индивидуально безвозмездными платежами, так как физические лица, как и юридические, получают взамен совокупность различных благ от государства, которые, в том числе, позволяют

В РФ

ECONOMY IN THE RUSSIAN FEDERATION

УДК 336.221 ББК 65.261.4 DOI:10.24411/2588-0209-2020-10132

устойчиво функционировать на рынке в условиях наличия конкурентного преимущества. Рассматривается динамика элементов налоговых доходов консолидированного бюджета Карачаево-Черкесской республики в 2016-2018-м годах и рассчитан план выполнения соответствующих целевых показателей в течение того же периода. Определено, что большая часть целевых показателей была достигнута, хотя по отдельным позициям наблюдается недовыполнение плана. А также следует отметить, налогообложение сельскохозяйственных товаропроизводителей в России продолжает оставаться одним из направлений реформирования налоговой системы. Указаны особенности проявления экономической сущности налогов в условиях развития рыночной экономики на территории Карачаево-Черкесской Республики. Выявлено, что негативной стороной текущей системы налогообложения является ориентация именно на фискальную функцию, а не на стимулирование экономического развития, создание новых предприятий, в том числе в отраслях с высокой добавленной стоимостью.

Abstract. The article considers the economic essence of taxes and the realization of this essence in the conditions of formation and development of market economy in the Russian Federation on the example of work of territorial department of Federal Tax Service in Karachay-Cherkessia Republic. Disputable formulations and parts of the existing definitions of the economic substance of taxes are highlighted. In particular, weaknesses in the definition of taxes, which is reflected in the Tax Code of the Russian Federation, are considered. The definition of the substance of taxes in the current market conditions has been formulated. The positive aspects of the approaches of other authors and legislators have been taken into account. The wording that taxes are individually gratuitous payments is doubtful, since individuals, as well as legal entities, receive in return a set of various benefits from the state, which, among other things, allow them to function steadily in the market in conditions of competitive advantage. The dynamics of the elements of tax revenues of the consolidated budget of the Karachay-Cherkessia Republic in 2016-2018 is considered, and the plan of fulfillment of the relevant targets during the same period is calculated. It is determined that most of the targets have been achieved, although underperformance of the plan is observed for some items. It should also be noted that taxation of agricultural producers in Russia continues to be one of the directions of reforming the tax system. Peculiarities of manifestation of economic essence of taxes in the conditions of development of market economy on the territory of Karachay-Cherkessia Republic are specified. It is revealed

that the negative side of the current system of taxation is the orientation exactly on the fiscal function, not on the stimulation of economic development, creation of new enterprises, including in industries with high added value.

Ключевые слова: налоги, сущность налогов, определение налогов, экономические свойства налогов, функции налогов, налоговый инструмент, сельскохозяйственных товаропроизводителей, единый сельскохозяйственный налог, Карачаево-Черкесская Республика, налоги консолидированного бюджета региона, фискальная функция, регулирующая функция

Key words: taxes, essence of taxes, definition of taxes, economic properties of taxes, functions of taxes, tax instrument, dynamics of tax receipts, agricultural producers, unified agricultural tax, Karachay-Cherkessia Republic, taxes of consolidated budget of region, fiscal function, regulating function

Введение

Актуальность. Налоги являются важной частью финансовой жизни государства и региона, в том числе Карачаево-Черкесской Республики, так как позволяют достигать поставленных экономических и социальных целей развития общества. Актуальность исследования налоговой системы и ее роли в рыночной экономике повышается в условиях сложных макроэкономических процессов, которые наблюдаются в течение последних пяти лет. Отсутствие активного экономического роста приводит к тому, что у государства остается все меньше возможностей для увеличения налоговой базы с целью выполнения своих задач. С другой стороны, налоги должны выполнять не только фискальную функцию, но также формировать условия, стимулирующие предпринимателей к проявлению инициативы.

Изученность проблемы. М.А. Гаджиева рассматривает эволюцию научных концепций о сущности и функциях налогов [1]. Давудов К.Р., Абдулкеримов К.К.[2], Кузнецова А.В. [4], Николенко Ю.Б. [5], Соколов Н.С.[6] рассматривают сущность и функции современных налогов. Наблюдаются противоречия относительно экономической сущности налогов, поэтому важно сформировать авторское определение, что позволяет продолжить исследования в этой сфере.

Целесообразность разработки темы. Целесообразность разработки темы связана с необходимостью формирования точного определения сущности налогов для проведения дальнейшего качественного исследования практических аспектов функционирования налоговой системы в регионе и обоснования мероприятий по повышению эффективности реализации функций налогов.

Целью работы является формирование авторского определения и выявления проявления экономической сущности налогов в Карачаево-Черкесской Республике.

Задачи исследования. Для достижения намеченной цели необходимо рассмотреть сущность налогов, которая отображена в Налоговом кодексе РФ, изучить мнение различных ученых об экономической сущности налогов, а также проанализировать динамику налоговых

поступлений в консолидированный бюджет Карачаево-Черкесской Республики в 2016-2018-м году.

Научная значимость состоит в том, что предложнное определение будет использоваться при осуществлении дальнейшего исследования налоговой системы как Карачаево-Черкесской Республики, так и Российской Федерации в целом.

Методология

Используются такие общие методы научного познания как анализ, синтез, обобщение и прочие. Кроме этого, применяется статистический метод обработки числовой информации. Процесс исследования состоит из двух основных этапов, а именно изучения мнений различных ученых и практиков о сущности налогов и анализа динамики налоговых поступлений в консолидированный бюджет Карачаево-Черкесской республики.

Результаты

Согласно российскому законодательству под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований [7]. Негативной стороной такого определения является то, что в нем не отображается факт формирования обязательства перед государством на законодательном уровне, в том числе так считает и Шулепова О.П. [8, с.270].

Спорным является утверждение о том, что налог является индивидуально безвозмездным платежом. В таком случае государство не имеет никакого права осуществлять сбор налогов. Время феодализма уже прошло, а в современной рыночной экономике бюджет государства считается общим фондом, из которого перераспределяются средства в пользу граждан. Если предприятие платит налоги, то взамен оно должно получать такие блага как безопасность, прогнозируемые условия макроэкономического развития, чувство уверенности в завтрашнем дне у сотрудников и управленцев. Конечно, это незначительный перечень того, что именно получает налогоплательщик взамен своих финансовых ресурсов. Таким образом, можно утверждать, что даже на индивидуальном уровне исходит предоставление определенных услуг взамен за осуществляемый предприятием или физическим лицом налоговый платеж.

Эти платежи являются обязательными [9, с.9]. Это означает, что все физические и юридические лица должны погашать свои налоговые обязательства, в противном случае государство будет применять имеющиеся юридические инструменты для принудительного взимания денежных средств налогоплательщика, в том числе за счет продажи имеющихся активов, которые характеризуются отличной от денежной формой.

Характерной чертой налога является его безвозвратность и безвозмездность, но не все обязательные платежи, взимаемые на основе безвозвратности и безвозмездности, являются налогами [10, с.90]. Как было сказано, такое утверждение является спорным, ведь взамен налогов как физические, так и юридические лица получают определенный набор благ, в том числе обеспечивающий возможность дальнейшей продуктивной экономической жизни, получения дохода, что приводит к увеличению налоговых поступлений в казну государства.

На территории данного региона отводится большое значение и единому сельскохозяйственному налогу, который составляет в общем случае 6%. С одной стороны, в аграрной отрасли по всем налогам имеется большое количество льгот и преференций, поэтому налоги в сельском хозяйстве в основном выполняют стимулирующую функцию, а фискальное их значение сводится практически к минимуму. С другой стороны, многие исследователи отмечают необходимость корректировки налогового регулирования в этой отрасли в части перераспределения льгот между организациями и малыми формами хозяйствования.

Особенностью налогообложения сельскохозяйственных товаропроизводителей России является возможность самостоятельного выбора системы налогообложения. Большинство сельскохозяйственных товаропроизводителей применяет ЕСХН, но часть налогоплательщиков остается на уплате налога на прибыль, применяет упрощенную или патентную систему налогообложения. Их доля колеблется в разных регионах России в пределах 10%, поэтому информация по плательщикам ЕСХН является показательной для анализа тенденций в развитии сельского хозяйства в целом по стране [3, а5]

Некоторые авторы указывают на политические стороны налогов. Суть политических причин заключается в использовании государством налогового аппарата для воздействия, как правило подавления, определенного экономического класса [11, а4]. Такое утверждение является довольно спорным, ведь социально-экономическая политика государства направлена на создание равных условий для различных экономических классов. Конечно, речь может идти о некотором подавлении развития отдельных отраслей, например, табачной, алкогольной, что связано с необходимостью ограничения потребления определенных продуктов, негативно влияющих на здоровье граждан. Однако в современных рыночных условиях система налогообложения не используется именно для того, чтобы осуществлять подавление какого-либо экономического класса.

Налоги - это в первую очередь ресурсный потенциал государства, прямой метод воздействия на все процессы, протекающие внутри государства [122, а40]. В современном цивилизованном обществе налоги являются одной из основных форм доходов государства, а также необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства [133, а16]. Можно согласиться с тем, что налоги являются важным элементом ресурсного потенциала государства наравне со сборами, неналоговыми поступлениями, активами, которые принадлежат государству и могут быть использованы для выполнения своих социально-экономических задач.

Налог представляет собой платеж, который взимается на территории государства в соответствии с действующим законодательством [14, а112]. Хотя такое определение является верным на текущий момент, все же оно не отображает различий между налогами и другими платежами.

Таким образом, считаем, что налог означает обязательный платеж, который осуществляется организациями и физическими лицами исходя из норм, ставок, объектов налогообложения, прочих параметров, которые определены в налоговом законодательстве страны, как плата за полученные блага, которые могут быть эффективно созданы лишь государством. Такое определение, в отличие от того, которое указано в Налоговом кодексе,

является не фискалоцентричным, а учитывает различные функции, которые выполняют налоги.

Динамика фактических налоговых поступлений консолидированного бюджета Карачаево-Черкесской Республики в 2016-2018 гг. отображена в таблице 1.

Таблица 1

Динамика фактических налоговых поступлений консолидированного бюджета

Карачаево-Черкесской Республики в 2016-2018 гг., млн руб.

Показатель 2016 2017 2018 Абсолютное отклонение, +, - Относительное отклонение, %

2017/ 2016 2018/ 2017 2017/ 2016 2018/ 2017 2018/ 2016

1 2 3 4 5 6 7 8 9

Налог на прибыль организаций 1392 1632 1424 -240 -209 -17,3 -12,8 2,3

Налог на доходы физических лиц 3454 3439 3671 15 232 0,4 6,8 6,3

Акцизы по подакцизным товарам (продукции), производимым на территории Российской Федерации 1261 984 1085 277 101 22,0 10,2 -14,0

Налог, взимаемый в связи с применением упрощенной системы налогообложения 248 276 369 -28 93 -11,4 33,5 48,7

Продолжение таблицы 1

1 2 3 4 5 6 7 8 9

Единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности 84 72 68 11 -4 13,5 -5,6 -18,4

Единый сельскохозяйственный налог 22 36 36 -14 0 -67,1 0,0 67,0

Налог на имущество физических лиц 27 50 66 -23 16 -83,8 32,7 143,9

Налог на имущество организаций 692 817 902 -125 85 -18,1 10,4 30,3

Транспортный налог 149 180 186 -32 5 -21,2 3,0 24,8

Земельный налог 189 194 184 -5 -10 -2,6 -5,0 -2,6

Налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами 41 42 47 -1 5 -1,8 12,0 14,0

Источник: рассчитано автором по материалам [

5; 166

Как можно судить, наблюдается относительно эффективное выполнение фискальной функции, так как большая часть налогов демонстрирует увеличение объемов сбора, при этом темп экономического развития региона существенно ниже. Например, объем налоговых поступлений по доходам физических лиц вырос на 6,3 % за 2016-2018-й года, сумма налога, взимаемого в связи с их применением по упрощенной системы налогообложения, выросла на 48,7 % за тот же период, а единого сельскохозяйственного налога на 67 %. Кроме этого, наблюдается существенное повышение налогов на имущество физических лиц, налога на имущество организаций, транспортного налога, налогов за пользование природными ресурсами.

По большей части позиций план был перевыполнен, в том числе по налогу на прибыль организации, на доходы физических лиц, по акцизным товарам, по налогу, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, по единому сельскохозяйственному налогу, по налогу на имущество физических лиц, а также по налогам за пользование природными ресурсами. Неполное выполнение плана в 2018-м году характерно для единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, налога на имущество организаций, транспортного налога и земельного налога (табл. 2).

С другой стороны, если обратить внимание на данные Федеральной службы государственной статистики о динамике развития экономики, в том числе на возникновение новых предприятий, особенно малых, инвестиционную активность малых предприятий, то оказывается, что текущая система налогообложения не стимулирует к такому развитию.

Таблица 2

Выполнение плана по налогам консолидированного бюджета Карачаево-Черкесской

Республики в 2016-2018 гг., млн руб.

Показатель 2016 2017 2018 Выполнение плана, %

2016 2017 2018

Налог на прибыль организаций 1392 1632 1424 122,9 119,2 103,7

Налог на доходы физических лиц 3454 3439 3671 106,0 102,7 100,7

Акцизы по подакцизным товарам (продукции), производимым на территории Российской Федерации 1261 984 1085 104,8 102,3 105,4

Налог, взимаемый в связи с применением упрощенной системы налогообложения 248 276 369 92,7 102,1 101,4

Единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности 84 72 68 87,4 89,7 88,1

Единый сельскохозяйственный налог 22 36 36 98,2 107,2 108,4

Налог на имущество физических лиц 27 50 66 71,0 152,1 153,9

Налог на имущество организаций 692 817 902 95,8 96,2 98,9

Транспортный налог 149 180 186 96,7 112,9 91,3

Земельный налог 189 194 184 95,7 98,7 91,7

Налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами 41 42 47 97,8 101,6 106,6

Источник: рассчитано автором по материалам [155; 166

Важно, чтобы налоговая система решала не только фискальные функции, то есть обеспечивала государство финансовыми ресурсами, а также решала другие социально-экономические задачи, в том числе увеличения количества малых и средних предприятий, активизации их инвестиционной активности, повышения доли высокотехнологичных производств и видов деятельности с высокой добавленной стоимостью. На текущий момент реализация экономической сущности налогов соответствует тому определению, которое утверждено в Налоговом кодексе.

Выводы, заключение

Подводя итог, отметим, что автором сформулировано сущность налога. Налог означает обязательный платеж, который осуществляется организациями и физическими лицами исходя из норм, ставок, объектов налогообложения, прочих параметров, которые определены в налоговом законодательстве страны, как плата за полученные блага, которые могут быть эффективно созданы лишь государством.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Гаджиева М.А., Эволюция научных концепций о сущности и функциях налогов / М.А. Гаджиева// Инновационное развитие: потенциал науки и современного образования. — 2018. — С. 84-86

2. Давудов К.Р., Абдулкеримов К.К., Экономическая сущность налогов / К.Р. Давудов, К.К. Абдулкеримов// Вестник современных исследований. — 2018. — № 12. —7 (27).

— С. 138-140.

3. Зарук Н.Ф. Этапы налогового реформирования в сельском хозяйстве России /Н. Ф. Зарук // Актуальные проблемы финансирования и налогообложения АПК в условиях глобализации экономики. Пенза, 2018. С. 3-7

4. Кузнецова А.В., Сущность прямых и косвенных налогов и основные подходы к их классификации / А.В. Кузнецова// Наука, образование, общество: тенденции и перспективы развития. — 2018. — С. 277-279.

5. Николенко Ю.Б., Сущность налогов и их роль в экономике государства / Ю.Б. Николенко// Инновационные научные исследования: теория, методология, практика. —. 2019.

— С. 49-51.

6. Соколов Н.С., Экономическая сущность и функции налогов / Н.С. Соколов// Экономика и бизнес: теория и практика. — 2019. — № 5-3. — С. 54-58.

7. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 № 146-ФЗ (ред. от 27.11.2017) (с изм. и доп., вступ. в силу с 14.12.2017) // Российская газета. № 148149. 06.08.1998

8. Шулепова О.П., К определению сущности налога на прибыль организаций / О.П. Шулепова// Новая наука: Проблемы и перспективы. — 2017. — № 1 -1. — С. 269.

9. Анфиногентова Е.С., Филиппова И.А., Сущность налогов и налогообложения / Е.С. Анфиногентова, И.А. Филиппова// Вестник научных конференций. — 2017. — № 5-3 (21).

— С. 9-10.

10. Горбачева Е.Н., Сущность и основные виды уклонения от уплаты налогов организациями при общеустановленной системе налогообложения / Е.Н. Горбачева// В сборнике: Новый взгляд. — Международный научный вестник сборник научных трудов. — Новосибирск, 2017. — С. 90-96.

11. Федотов А.В., Солярик М.А., Уклонение от уплаты налогов: сущность, причины, противодействие в целях повышения экономической безопасности / А.В. Федотов, М.А. Солярик// Финансирование и кредитование российского бизнеса: региональный опыт, проблемы, перспективы. — 2017. — С. 56-58.

12. Солярик М.А., Шувалова Е.Б., Захарова Д.С. Налоговые аспекты экономической безопасности в Российской Федерации // Статистика и экономика. — 2016. — № 3. — С. 39 -42.

13. Понкратова А.П., Быкова Д.В., Оноприенко Ю.Г., Сущность налогов и ответственность за их уклонение в России / А.П. Понкратова, Д.В. Быкова, Ю.Г. Оноприенко// Актуальные вопросы в науке и практике. — 2017. — С. 16-22.

14. Искандарова О.Н., Кутузова К.Ю., Сущность налога, его элементы и характеристика / О.Н. Искандарова, К.Ю. Кутузова// Молодежь и XXI век - 2018. — 2018. — С.111-114.

15. Консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов [Электронный ресурс] - Режим

доступа: https : //roskazna.ru/ispolnenie-byudzhetov/konsolidirovannye-byudzhety-subektov/ (дата просмотра: 19.01.2020)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

16. Статистика и аналитика [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://www.nalog.ru/rn77/related_activities/statistics_and_analytics/ (дата просмотра: 19.01.2020)

BIBLIOGRAFICHESKIJ SPISOK

1. Gadzhieva M.A., Evolyuciya nauchnyh koncepcij o sushchnosti i funkciyah nalogov / M.A. Gadzhieva// Innovacionnoe razvitie: potencial nauki i sovremennogo obrazovaniya. — 2018.

— S. 84-86

2. Davudov K.R., Abdulkerimov K.K., Ekonomicheskaya sushchnost' nalogov / K.R. Davudov, K.K. Abdulkerimov// Vestnik sovremennyh issledovanij. — 2018. — № 12. —7 (27). — S. 138-140.

3. Zaruk N.F. Etapy nalogovogo reformirovaniya v sel'skom hozyajstve Rossii /N. F. Zaruk // Aktual'nye problemy finansirovaniya i nalogooblozheniya APK v usloviyah globalizacii ekonomiki. Penza, 2018. S. 3-7

4. Kuznecova A.V., Sushchnost' pryamyh i kosvennyh nalogov i osnovnye podhody k ih klassifikacii / A.V. Kuznecova// Nauka, obrazovanie, obshchestvo: tendencii i perspektivy razvitiya.

— 2018. — S. 277-279.

5. Nikolenko YU.B., Sushchnost' nalogov i ih rol' v ekonomike gosudarstva / YU.B. Nikolenko// Innovacionnye nauchnye issledovaniya: teoriya, metodologiya, praktika. —. 2019. — S. 49-51.

6. Sokolov N.S., Ekonomicheskaya sushchnost' i funkcii nalogov / N.S. Sokolov// Ekonomika i biznes: teoriya i praktika. — 2019. — № 5-3. — S. 54-58.

7. Nalogovyj kodeks Rossijskoj Federacii (chast' pervaya) ot 31.07.1998 № 146-FZ (red. ot 27.11.2017) (s izm. i dop., vstup. v silu s 14.12.2017) // Rossijskaya gazeta. № 148-149. 06.08.1998

8. SHulepova O.P., K opredeleniyu sushchnosti naloga na pribyl' organizacij / O.P. SHulepova// Novaya nauka: Problemy i perspektivy. — 2017. — № 1-1. — S. 269.

9. Anfinogentova E.S., Filippova I.A., Sushchnost' nalogov i nalogooblozheniya / E.S. Anfinogentova, I.A. Filippova// Vestnik nauchnyh konferencij. — 2017. — № 5-3 (21). — S. 9-10.

10. Gorbacheva E.N., Sushchnost' i osnovnye vidy ukloneniya ot uplaty nalogov organizaciyami pri obshcheustanovlennoj sisteme nalogooblozheniya / E.N. Gorbacheva// V sbornike: Novyj vzglyad. — Mezhdunarodnyj nauchnyj vestnik sbornik nauchnyh trudov. — Novosibirsk, 2017. — S. 90-96.

11. Fedotov A.V., Solyarik M.A., Uklonenie ot uplaty nalogov: sushchnost', prichiny, protivodejstvie v celyah povysheniya ekonomicheskoj bezopasnosti / A.V. Fedotov, M.A. Solyarik// Finansirovanie i kreditovanie rossijskogo biznesa: regional'nyj opyt, problemy, perspektivy. — 2017.

— S. 56-58.

12. Solyarik M.A., SHuvalova E.B., Zaharova D.S. Nalogovye aspekty ekonomicheskoj bezopasnosti v Rossijskoj Federacii // Statistika i ekonomika. — 2016. — № 3. — S. 39 - 42.

13. Ponkratova A.P., Bykova D.V., Onoprienko YU.G., Sushchnost' nalogov i otvetstvennost' za ih uklonenie v Rossii / A.P. Ponkratova, D.V. Bykova, YU.G. Onoprienko// Aktual'nye voprosy v nauke i praktike. — 2017. — S. 16-22.

14. Iskandarova O.N., Kutuzova K.YU., Sushchnost' naloga, ego elementy i harakteristika / O.N. Iskandarova, K.YU. Kutuzova// Molodezh' i XXI vek - 2018. — 2018. — S. 111-114.

15. Konsolidirovannye byudzhety sub"ektov Rossijskoj Federacii i byudzhetov territorial'nyh gosudarstvennyh vnebyudzhetnyh fondov [Elektronnyj resurs] - Rezhim dostupa: https://roskazna.ru/ispolnenie-byudzhetov/konsolidirovannye-byudzhety-subektov/ (data prosmotra: 19.01.2020)

16. Statistika i analitika [Elektronnyj resurs] - Rezhim dostupa: https://www.nalog.ru/rn77/related_activities/statistics_and_analytics/ (data prosmotra: 19.01.2020)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.