УДК 343.2/7(094.4)(460)
СВЕТЛАНА АЛЕКСЕЕВНА БОРСУЧЕНКО, ФГБОУ ВО «Всероссийский государственный университет юстиции (РПА Минюста России)»,
г. Москва, Российская Федерация, e-mail: [email protected]
СИСТЕМА НАКАЗАНИЙ ПО УГОЛОВНОМУ КОДЕКСУ ИСПАНИИ
Реферат: в настоящее время в юридических кругах ведутся споры о необходимости классификации преступных деяний на преступления и уголовные проступки. Законодательное решение данного вопроса потребует изменения всей структуры российской системы наказаний. С этих позиций особый интерес представляет анализ уголовного законодательства Испании, предусматривающего дифференцированную систему наказаний, что позволяет суду более гибко подходить к вопросам привлечения виновного лица к уголовной ответственности.
Система наказаний в Уголовном кодексе Испании построена с учетом тяжести совершенного преступления и зависит от деления уголовно наказуемых деяний на преступления и проступки.
По своему характеру и продолжительности наказания, предусмотренные за преступления, делятся на строгие, менее строгие и небольшие. Уголовный кодекс Испании закрепляет возможность отсрочки исполнения наказания в виде лишения свободы. Наряду с наказанием уголовный закон предусматривает также широкое применение мер безопасности.
Уголовный кодекс Испании дает определение проступкам, регулирует вопросы назначения и исполнения наказаний, предусмотренных за проступки.
Анализируются положения Уголовного кодекса Испании, закрепляющие систему и виды наказаний, иные меры уголовно-правового характера, рассматриваются особенности назначения и исполнения наказаний (иных мер), а также структура пенитенциарной системы Испании.
Ключевые слова: преступление, проступок, уголовный закон, наказание, меры безопасности, отсрочка исполнения наказания, осужденный, суд, трибунал, исправительные учреждения.
Abstract: currently in the legal circles there is debate about the need for a classification of criminal acts on crimes and misdemeanors. Legislative solution of this issue would require changing the entire structure of the Russian penal sytem. Within this framework it is very interesting an analysis of the Spanish criminal legislation providing for a differentiated punishment system, which allows the court to be more flexible in approaching the question of bringing the guilty person to criminal liability.
The system of punishment in the Criminal Code of Spain is built taking into account the gravity of the commited crime and depends on the division of criminal offenses into crimes and misdemeanors.
By their nature and lengh of punishment crimes are subdivided into strict, less strict and small crimes (misdemeanors). The Criminal Code of Spain provides for the possibility of postponing the execution of a sentence in the form of deprivation of liberty. Along with punishment, the criminal law also provides for broad application of security measures.
The Criminal Code of Spain defines misdemeanors, regulates the issues of appointing and executing punishments provided for offenses.
The author analyzes the provisions of the Criminal Code of Spain, fixing the system and types of punishments, other measures of a criminal-legal nature, examines the specifics of the appointment and execution of punishments (other measures), as well as the structure of the penitentiary system of Spain.
Keywords: crime, misdemeanor, criminal law, punishment, security measures, suspension of sentence, convicted person, court, tribunal, correctional institutions.
SVETLANA ALEKSEEVNA BORSUCHENKO,
RPA of the Ministry of Justice of the Russian Federation, Moscow, Russian Federation, e-mail: [email protected]
THE SYSTEM OF PUNISHMENTS UNDER THE CRIMINAL CODE OF SPAIN
У
головный кодекс Испании 1995 г. (в редакции 2003 г.), как и уголовные кодексы большинства европейских государств, не содержит определения наказания [1]. С точки зрения доктринального определения наказание рас-
сматривается как «вред или страдания, причиняемые государством на основании решения суда лицу, виновному в совершении преступного деяния» [2, с. 6].
Вопросы о целях наказания закреплены законодательно. Основной целью наказания согласно испанскому законодательству является исправление и возвращение осу-
© Борсученко С. А., 2017 © Borsuchenko S. A., 2017
Уголовно-исполнительное право. 2017. Т. 12(1-4), № 3. С. 230-367
жденного к нормальной жизни в обществе. Такая позиция законодателя свидетельствует о сильном влиянии на нее концепции «новой социальной защиты», а также о преобладании в уголовном праве Испании специальной превенции.
Так, согласно ч. 2 ст. 25 Конституции Испании 1978 г. лишение свободы и другие меры безопасности направлены на перевоспитание и социальную реадаптацию осужденного; не допускается принудительный труд. В период тюремного заключения приговоренный к нему пользуется основными правами, перечисленными в гл. 2, за исключением тех, в которых он может быть ограничен судебным приговором, содержанием наказания и пенитенциарным законом. В любом случае осужденный к тюремному заключению имеет право на оплачиваемый труд и на пользование благами, предусмотренными социальным страхованием, а также на полноценное развитие личности.
Эти положения Конституции получили развитие в нормах Основного пенитенциарного закона Испании от 26 сентября 1979 г. № 1/1979. В соответствии со ст. 1 этого Закона «пенитенциарные учреждения имеют основной целью своей деятельности перевоспитание и возвращение в общество лиц, приговоренных к наказаниям и уголовно-правовым мерам безопасности, связанным с лишением свободы...», а ст. 59.1 определяет пенитенциарное воздействие как совокупность действий, направленных на достижение целей перевоспитания и возвращения осужденных к жизни в обществе.
Однако наказание преследует и другие цели, в частности, общее предупреждение, воздаяние за совершенное преступление, восстановление нарушенного права, возмещение ущерба и др. Учет этих целей приобретает большое значение для предупреждения преступлений и индивидуализации наказания.
Система наказаний (ст. 33 УК Испании) построена с учетом тяжести совершенного преступления, то есть зависит от классификации уголовно наказуемых деяний на преступления и проступки (ст. 10 УК Испании), что отвечает принципу дифференциации уголовной ответственности.
Согласно ст. 32 УК Испании в систему наказаний входят лишение свободы, лишение определенных прав и штраф.
По своему характеру и продолжительности наказания делятся на строгие, менее строгие и небольшие.
В соответствии со ст. 33 УК Испании к строгим наказаниям относятся:
1) лишение свободы на срок свыше пяти лет;
2) полное поражение в правах;
3) временное поражение в правах на срок свыше пяти лет;
4) запрет на занятие определенным видом деятельности или занимать государственные должности на срок свыше 5 лет;
5) лишение права на управление транспортными средствами на срок свыше восьми лет;
6) лишение права на хранение и ношение оружия на срок свыше восьми лет;
7) лишение права проживания или посещения определенных мест на срок более пяти лет;
8) запрет приближаться к потерпевшему или к тем его родственникам или другим лицам, которых определит суд, на срок более пяти лет;
9) запрет на общение с потерпевшим или с теми из его родственников или других лиц, которых определит суд, на срок более пяти лет.
Менее строгими наказаниями являются:
1) лишение свободы на срок от трех месяцев до пяти лет;
2) специальное поражение в правах на срок до пяти лет;
3) запрет на занятие определенным видом деятельности или занимать государственные должности на срок до пяти лет;
4) лишение права на управление транспортным средством на срок от одного года и одного дня до восьми лет;
5) лишение права на хранение и ношение оружия на срок от одного года и одного дня до восьми лет;
6) лишение права на проживание или посещение определенных мест на срок от шести месяцев до пяти лет;
7) запрет приближаться к потерпевшему или к тем его родственникам или другим лицам, которых определит суд, на срок от шести месяцев до пяти лет;
8) запрет на общение с потерпевшим или с теми из его родственников или других лиц, которых определит суд, на срок от шести месяцев до пяти лет;
9) штраф в размере более двух месячных заработных плат;
10) штраф, пропорциональный размеру нанесенного ущерба, вне зависимости от суммы;
11) общественные работы сроком от 31 дня до 180 дней.
Небольшими наказаниями считаются:
1) лишение права на управление транспортным средством на срок от трех месяцев до одного года;
2) лишение права на хранение и ношение оружия на срок от трех месяцев до одного года;
3) лишение права на проживание или посещение определенных мест на срок до шести месяцев;
4) запрет приближаться к потерпевшему или к тем его родственникам или другим лицам, которых определит суд, на срок до шести месяцев;
5) запрет на общение с потерпевшим или с теми из его родственников или других лиц, которых определит суд, на срок до шести месяцев;
6) штраф в размере от десятидневного заработка до двух месячных зарплат;
7) запрет покидать определенные места или местности;
8) общественные работы.
Поскольку Конституция Испании запрещает принудительный труд, наказание в виде «работ в пользу общества» может быть назначено только с согласия осужденного.
Исполнение данного вида наказания регулируется ст. 49 УК Испании, а также нормами Королевского декрета от 26 апреля 1996 г. 690/1996.
Осужденный в период отбывания наказания обязан предоставлять безвозмездно свои услуги в определенной сфере общественно полезной деятельности. Продолжительность работ не может превышать восьми часов в день. Условия работ должны соответствовать установленным законом требованиям.
Выполнение общественных работ должно проходить под контролем судьи по надзору и социальной пенитенциарной службы.
Наказание в виде общественных работ может назначаться в качестве дополнительного. Так, согласно ч. 1 ст. 53 УК Испании общественные работы применяются в качестве замены лишения свободы, назначенного за неуплату штрафа, а также в качестве замены тюремного заключения (ч. 1 ст. 88).
Согласно ст. 50 УК Испании наказание в виде штрафа назначается, за исключением случаев, специально предусмотренных законом, по системе дневных ставок.
Минимальный размер штрафа - заработок за пять дней, максимальный - за два года. Этот максимальный предел не является обязательным в случае, если штраф назначается взамен другого наказания, тогда размер штрафа будет определяться в соответствии с положениями ст. 88 УК Испании.
Суды или трибуналы определяют срок наказания в рамках установленных пределов для каждого преступления, а также в соответствии с положениями гл. 2 «Назначение наказания» УК Испании.
В приговоре устанавливается сумма штрафа с учетом размера ежедневной квоты, материального положения виновного, определяемого его имуществом, доходами, семейными и другими обязательствами, а также время и форма выплаты штрафа.
Если после вынесения приговора материальное положение осужденного сильно ухудшается, суд или трибунал в исключительных случаях и после
исследования материальных возможностей осужденного может ограничить размер штрафа (ст. 51 УК Испании).
В случаях, предусмотренных УК Испании, штраф устанавливается в размере, пропорциональном причиненному ущербу, ценности объекта преступления или получаемой от него выгоде. Суд или трибунал может изменить размер штрафа, установленный законом, руководствуясь при этом не только смягчающими и отягчающими обстоятельствами, но и главным образом материальным положением виновного (ст. 52 УК Испании).
Если осужденный не оплатил добровольно или посредством принуждения назначенный штраф, его могут заменить лишением свободы на один день за каждые две неуплаченные ежедневные квоты (ст. 53 УК Испании).
УК Испании 1995 г. в первоначальной редакции предусматривал такие формы лишения свободы, как тюремное заключение; арест на выходные дни; лишение свободы, назначаемое за неуплату штрафа (ст. 35). Однако Органическим законом от 25 ноября 2003 г. № 15/2003 арест на выходные дни был отменен по причине получения неудовлетворительных результатов, а вместо него введен такой вид наказания, как постоянное пребывание в определенном месте (ЬосаПЕасюпрегшапе^е).
Несмотря на изменение редакции ст. 35 УК Испании, арест на выходные дни все-таки может быть назначен судом по согласованию с прокуратурой за совершение незначительного преступления «если осужденный пожелает, а обстоятельства вынуждают...» [2, с. 820]. Отбывают данный вид наказания в исправительном учреждении, максимально приближенном к месту жительства осужденного.
В настоящее время в УК Испании предусмотрены следующие виды наказания, связанные с лишением свободы:
- тюремное заключение;
- постоянное пребывание в определенном месте;
- лишение свободы, назначаемое за неуплату штрафа.
Тюремное заключение назначается от шести месяцев до двадцати лет, а при совокупности преступлений - до тридцати лет (ст. 36 УК Испании). Пожизненное лишение свободы не предусмотрено.
Систему исправительных учреждений в Испании возглавляет Генеральная дирекция тюремной администрации, а в Каталонии - Генеральная дирекция тюремного режима и ресурсов, которые подведомственны органам юстиции.
В большинстве стран Европы сложилась многоступенчатая система исправительных учреждений, включающая в себя тюрьмы четырех-пяти
видов режима, или уровней безопасности: супермаксимального; «А» (максимального уровня); «В» (среднего); «С» (минимального, полуоткрытые учреждения, или тюрьмы «на полпути к свободе») и «Д» (открытые тюрьмы, или тюрьмы для подготовки к освобождению) [3, с. 5].
Главным отличием каждого вида тюрьмы является степень изолированности заключенных как от внешнего мира, так и от других заключенных. Наиболее интенсивно вопросы социальной адаптации осужденных решаются в полуоткрытых и открытых тюрьмах.
Система пенитенциарных учреждений Испании включает в себя 68 исправительных учреждений закрытого типа, 32 центра социальной интеграции полуоткрытого и открытого типов, 2 психиатрических центра, 3 центра матери и ребенка, а также 56 учреждений для несамостоятельных лиц.
В Каталонии функционируют 15 исправительных учреждений открытого и закрытого типов и один медицинский центр.
Исправительные учреждения для несамостоятельных лиц по своей сути не являются пенитенциарными. Они предусмотрены для исполнения наказания в виде лишения свободы на заключительной стадии за пределами тюремных стен. Как правило, такие учреждения расположены в городской черте и выглядят как обычные строения, поскольку их главной задачей является социальная адаптация осужденных и их подготовка к жизни на свободе. Управление учреждениями для несамостоятельных лиц осуществляют в основном негосударственные общественные организации под общим руководством и контролем Генеральной дирекции тюремной администрации Испании.
В соответствии со ст. 20 УК Испании лица, не достигшие восемнадцати лет, подлежат уголовной ответственности по Закону об уголовной ответственности несовершеннолетних, поэтому система воспитательных центров для несовершеннолетних правонарушителей не является пенитенциарной, а функционирует под эгидой ювенальной системы правосудия.
УК Испании предусматривает возможность отсрочки исполнения наказания в виде лишения свободы.
Так, согласно ст. 80 УК Испании суд или трибунал, учитывая степень криминальной опасности лица, своим мотивированным решением может отложить исполнение наказания в виде лишения свободы до двух лет.
Необходимыми условиями для отсрочки исполнения наказания являются:
1) совершение преступления данным лицом первый раз;
2) отсутствие других уголовных дел против осужденного;
3) назначенное наказание или сумма назначенных наказаний не превышает двух лет лишения свободы;
4) если была исполнена гражданская ответственность (ст. 81 УК Испании).
При вынесении решения о приостановлении исполнения наказания всегда ставится условие, что виновный не совершит преступления в срок, установленный судом или трибуналом.
Суд или трибунал может сопроводить свое решение обязательством выполнять следующие правила поведения:
- запрет на посещение определенных мест;
- запрет покидать место проживания без разрешения суда или трибунала;
- обязанность являться по вызову суда, трибунала или указанной в приговоре административной службы, чтобы информировать о своей деятельности;
- участие в программах трудового, образовательного, культурного, воспитательного и других видов обучения.
Суд или трибунал могут установить выполнение и других обязательств, которые считают необходимым для социального перевоспитания виновного, - их назначение предусматривает согласие последнего, и они не должны посягать на его достоинство (ст. 83 УК Испании).
УК Испании предусматривает возможность замены тюремного заключения другими видами наказаний.
Так, согласно ч. 1 ст. 88 УК Испании суд или трибунал после допроса сторон могут в том же приговоре или в последующем мотивированном постановлении до начала их исполнения заменить меры тюремного заключения, срок которых не превышает один год, на арест или штраф, даже если закон не предусматривает эти виды наказания за такое преступление, при условии, что личные обстоятельства виновного, природа деяния, его поведение и особенно старание возместить причиненный ущерб дают основание так поступить, если речь не идет о закоренелом преступнике. Каждая неделя тюремного заключения заменяется двумя арестами, а каждый день тюремного заключения - штрафом в размере двухмесячной зарплаты. В этих случаях суд или трибунал может также назначить осужденному соблюдение одной или нескольких обязанностей или обязательств, предусмотренных в ст. 83 УК Испании.
В исключительных случаях суд или трибунал могут незакоренелым преступникам заменить ме-
ры тюремного заключения, срок которых не превышает двух лет, если из обстоятельств деяния и личности виновного следует, что исполнение этого наказания не повлечет за собой достижения целей превенции и ресоциализации. В этих случаях замена мер наказания происходит с теми же формальностями на те же сроки и с теми же правилами замены, какие указаны выше.
УК Испании предусматривает развитую систему лишения прав.
Согласно ст. 39 УК Испании к наказаниям, связанным с лишением прав, относятся:
- абсолютное поражение в правах;
- специальное лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, лишение родительских прав, права на опеку и попечительство, пассивного избирательного права или какого-либо другого права;
- отстранение от должности;
- лишение права на управление транспортным средством;
- лишение права на хранение и ношение оружия;
- лишение права проживать в определенных местах или посещать их;
- запрет приближаться к потерпевшему или к тем из его родственников или других лиц, которых определит суд;
- запрет на переписку с потерпевшим или с теми из его родственников или других лиц, которых определит суд;
- общественные работы.
В соответствии со ст. 54 УК Испании наказания в виде лишения права могут назначаться и в качестве дополнительных.
Так, наказание в виде лишения свободы на срок более десяти лет влечет за собой абсолютное поражение в правах на тот же срок (ст. 55 УК Испании).
В дополнение к наказаниям в виде лишения свободы на срок до десяти лет суд или трибунал может в соответствии с тяжестью преступления назначить отстранение от должности, лишение пассивного избирательного права на срок действия приговора либо лишение права заниматься определенной деятельностью или другого права, если это имеет прямую связь с совершенным преступлением, что специально определяется в приговоре (ст. 56 УК Испании).
При совершении убийств, нанесении телесных повреждений, производстве аборта, преступлений против свободы, сексуальной свободы, достоинства личности, имущества и общественного порядка в соответствии с тяжестью преступления и опасностью, которую представляет преступник, суд или трибунал может запретить виновному
находиться или посещать места, где он совершил преступление или где проживает потерпевший или его семья, в течение определенного периода (ст. 57 УК Испании).
Дополнительные наказания назначаются на тот же срок, что и основные.
Уголовный закон, наряду с наказанием, предусматривает широкое применение мер безопасности (Medidasdeseguridad).
Назначение мер безопасности обусловлено криминальной опасностью лица, проявленной им в совершенном преступлении.
Мера безопасности не может быть более суровой и более продолжительной, чем наказание, назначаемое за совершение данного преступления, а также не должна выходить за пределы, необходимые для предупреждения криминальной опасности лица (ст. 6 УК Испании).
Согласно ст. 95 УК Испании меры безопасности назначаются судом или трибуналом при наличии достаточных оснований и если имеются следующие условия:
1) лицо совершило преступление;
2) можно сделать вывод о способности данного лица совершить новые преступления.
Если наказание, которое было назначено за совершенное преступление, не связано с лишением свободы, суд или трибунал, выносящий приговор, может назначить одну или несколько мер, предусмотренных ст. 105 УК Испании, а именно:
а) лечение в медицинском центре или социально-медицинском учреждении;
б) обязанность проживать в определенном месте;
в) запрет посещать определенные места.
Меры безопасности, предусмотренные ст. 96
УК Испании, связаны либо не связаны с лишение свободы.
Мерами, предусматривающими лишение свободы, являются:
1) помещение в психиатрический центр;
2) помещение в восстановительный центр;
3) помещение в специальный воспитательный центр.
К мерам, не связанным с лишением свободы, относятся:
1) запрет проживать или находиться в определенных местах;
2) лишение права на управление транспортными средствами;
3) лишение лицензии на оружие;
4) профессиональная дисквалификация.
Книга III УК Испании регулирует вопросы назначения и исполнения наказаний, предусмотренных за проступки.
Согласно ч. 3 ст. 13 УК Испании проступками признаются правонарушения, за которые законом предусмотрена мягкая мера наказания.
Закон выделяет различные виды проступков: проступки против личности (разд. I), проступки
против собственности (разд. II), проступки против общих интересов (разд. III), проступки против общественного порядка (разд. IV).
В зависимости от характера проступков осужденному может быть назначен шраф или арест.
Библиографический список
1. УК Испании 1995 г. (в ред. 2003 г.). URL : crimpravo.ru.
2. Абакаров А. Р. Наказание по уголовному праву Испании : автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2009. 25 с.
3. Хуторская Н. Б., Макарчук О. И., Федосова Е. В. Зарубежный опыт исполнения наказания в виде лишения свободы в учреждениях открытого и полуоткрытого типа. М., 2010.
Литература
1. Абакаров, А. Р. Наказание по уголовному праву Испании [Текст] : автореф. дис. ... канд. юрид. наук : 12.00.08 / Абакаров Абдурахман Рапиевич. - М., 2009. - 25 с.
2. Хуторская, Н. Б. Зарубежный опыт исполнения наказания в виде лишения свободы в учреждениях открытого и полуоткрытого типа [Текст] / Н. Б. Хуторская, О. И. Макарчук, Е. В. Федосова. - М. : НИИ ФСИН России, 2010.
References
1. Abakarov A. R. Nakazanie po ugolovnomu pravu Ispanii. Avtoref. dis. kand. jurid. nauk [Punishment on criminal law of Spain. Cand. leg. sci. diss. abstract]. Moscow, 2009. 25 p. (In Russ.).
2. Hutorskaja N. B., Makarchuk O. I., Fedosova E. V. Zarubezhnyj opyt ispolnenija nakazanija v vide lishenija svobody v uchrezhdenijah otkrytogo i poluotkrytogo tipa [Foreign experience of execution of the punishment in the form of imprisonment in institutions of open and half-open type]. Moscow, NII FSIN Rossii Publ., 2010. (In Russ.).
ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ
Борсученко Светлана Алексеевна - кандидат юридических наук, доцент кафедры уголовного права и криминологии Всероссийского государственного университета юстиции (РПА Минюста России), г. Москва, Российская Федерация, e-mail: [email protected].
БИБЛИОГРАФИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ СТАТЬИ
Борсученко, С. А. Система наказаний по Уголовному кодексу Испании / С. А. Борсученко // Уголовно-исполнительное право. - 2017. - Т. 12(1-4), № 3. -С.336-341.
INFORMATION ABOUT THE AUTHOR
Borsuchenko Svetlana Alekseevna - phd in law, associate professor of criminal law and criminology department of the All-Russian state university of justice (RPA of the Ministry of Justice of the Russian Federation), Moscow, Russian Federation, e-mail: [email protected].
BIBLIOGRAPHIC DESCRIPTION
Borsuchenko S. A. Sistema nakazanij po Ugolovnomu kodeksu Ispanii [The system of punishments under the Criminal code of Spain]. Ugolovno-ispolnitel'noe pravo - Penal law, 2017, vol. 12(1-4), no. 3, pp. 336-341. (In Russ.).
Уголовно-исполнительное право. 2017. Т. 12(1-4), № 3. С. 230-367