НАКАЗАНИЯ, СВЯЗАННЫЕ С ЛИШЕНИЕМ ПРАВ, ПО УГОЛОВНОМУ ПРАВУ ИСПАНИИ
А.Р. Абакаров
Кафедра уголовного права и процесса Российский университет дружбы народов ул. Миклухо-Маклая, 6, Москва, Россия, 117198
В статье рассматриваются виды наказаний, связанных с лишением прав, предусмотренные действующим уголовным законодательством Испании.
Название статьи уже само по себе может ввести в заблуждение, так как другие виды наказаниия, такие как штраф или лишение свободы, также являются наказаниями, лишающими прав — права собственности или права на свободу. Поэтому следует уточнить права, о лишении которых говорится в разделе 3, главы 1, титула 3 книги 1 УК Испании. Из него следует, что лишение прав должно быть связано с выполнением определенных функций, занятием определенных должностей или исполнением обязанностей осужденным (такие, как государственные должности, профессии, право на вождение транспортного средства и т.д.).
Статья 39 УК Испании дает исчерпывающий перечень наказаний, связанных с лишением прав:
- абсолютное поражение в правах;
- специальное лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, лишение родительских прав, права на опеку и попечительство, пассивного избирательного права или какого-либо другого права;
- отстранение от должности;
- лишение права на управление транспортным средством;
- лишение права на хранение и ношение оружия;
- лишение права проживать в определенных местах или посещать их;
- запрет приближаться к потерпевшему или к тем из его родственников или другим лицам, которых определит суд;
- запрет на переписку с потерпевшим или с теми из его родственников или другими лицами, которых определит суд;
- общественно-полезные работы.
Существование подобного вида наказаний, несмотря на традиционное их присутствие в Уголовном кодексе Испании, вызывает много споров.
Во-первых, как выразился М.А. Болдова, они не имеют общего знаменателя, так как разнородность их содержания делает почти невозможным их объединение. Получается так, что рядом находятся такие наказания, которые применяются только как основные (лишение права на управление транспортным средством или права на ношение оружия), и такие, которые применяются только как дополнительные (лишение права проживать в определенных местах), причем большинство могут
применяться и как дополнительные, и как основные (поражение в правах и отстранение от должности), и, наконец, работы на пользу общества, которые ранее могли применяться только в качестве замены, в настоящее время применяются как первичное наказание (например, ст. 244 о краже или угоне) [5, с. 19].
Во-вторых, доктрина и законодательство значительно расходятся в их квалификации. В современном мире одни системы не относят лишение определенных прав к наказаниям, а рассматривают их лишь как меры безопасности, в других они выступают в качестве дополнительных наказаний. Более того, в некоторых законодательствах их квалифицируют как дополнительные последствия назначаемого наказания [4, с. 28].
В испанском праве различные виды вышеуказанного наказания квалифицируются как основные наказания, как дополнительные, а также как меры безопасности (ст. ст. 96, 105 УК).
В-третьих, считается, что наказание, связанное с лишением прав в случае, если оно является дополнительным, имеет недостаточную устрашающую силу и, кроме того, может являться элементом, который препятствует процессу социальной реабилитации. В частности, в некоторых своих проявлениях (например, лишение права заниматься какой-либо деятельностью) оно подобно «приговору к голодному существованию».
Из вышеуказанного следует, что испанское законодательство регулирует их как наказания и придает им как основные функции, так и дополнительные. Несмотря на существующую критику, следует отметить, что, по мнению многих правоведов, они представляют собой убедительную реакцию государства в качестве основного наказания, так как позволяют избежать применения наказания, связанного с лишением свободы, подтверждая, таким образом, идею об их исключительности.
Абсолютное поражение в правах. В соответствии со ст. 41 УК Испании это наказание представляет собой лишение всех почестей и должностей, который занимал виновный, даже если они являлись выборными. Кроме того, в течение срока действия приговора осужденный не может получать такие же или какие-либо другие почетные права, назначаться или избираться на государственные должности. В соответствии со ст. 41 УК этот срок может составлять от 6 до 20 лет.
Лишение права на занятие государственной должности. Лишение права на занятие государственных должностей, в соответствии со ст. 42 УК, представляет собой: «... лишение всех государственных почестей и должностей, которые занимает осужденный, даже если они были выборными. Кроме того, осужденный лишается подобных почестей на весь срок действия приговора, а также не может назначаться на государственные должности. В приговоре должны определяться должности, посты и почетные права, которых виновный лишается». Лишение пассивного избирательного права «запрещает осужденному избираться на государственные должности на срок действия приговора». Лишение права заниматься определенным видом деятельности (профессией, торговлей, ремеслом), «что должно быть четко и ясно мотивированно в приговоре, запрещает осужденному заниматься данной деятельностью на срок действия приговора». Лишение родительских прав, прав на опеку и попечительство, защиту или охрану означает «лишение виновного прав, вытекающих из родительского права, и предполагает лишение других вышеуказанных прав на срок действия приговора. В зависимости от обстоятельств дела суд может назначить это наказание исходя из интересов всех или одного из несовершеннолетних, которые находятся на иждивении виновного» (ст. 46 УК). Все вышеуказанные наказания в виде специального лишения прав могут назначаться на срок от трех месяцев до 20 лет.
Наказание в виде отстранения от работы или государственной должности действует на срок действия приговора. Длительность этого наказания может быть от трех месяцев до 6 лет.
Лишение права на управление транспортным средством запрещает осужденному осуществлять это право на срок действия приговора.
Лишение права на ношение и хранение оружия запрещает виновному осуществлять данное право на срок, указанный в приговоре (ст. 47 УК). Продолжительность может устанавливается на срок от трех месяцев до 10 лет (ст. 40 УК).
Лишение права проживать в определенном месте или посещать определенные места «...запрещает осужденному возвращаться в местность, где он совершил преступление или где проживает потерпевший либо его семья».
Лишение права приближаться к потерпевшему или к тем из его родственников или другим лицам, которых определит суд, «запрещает осужденному приближаться к ним, где бы они ни находились, а также приближаться к местам их проживания, работы или любому другому месту, которое они посещают».
Так, например, решением суда округа Кантабрия № 32/2006 от 5 октября 2006 г. подсудимый Маркос признан виновным в совершении изнасилования в отношении Алисии, приговорен к наказанию в виде тюремного заключения на срок 7 лет, лишению пассивного избирательного права на тот же срок. Суд обязал осужденного выплатить потерпевшей 300 евро за нанесенные травмы, а также 12 000 евро компенсации морального вреда. В ближайшие 10 лет ему запрещено приближаться к потерпевшей или месту ее жительства на расстояние ближе 300 метров.
Лишение права общаться с потерпевшим или с теми из его родственников или другими лицами, которых определит суд, «запрещает осужденному, посредством любых средств связи, средств информации или средств телекоммуникации устанавливать с ними контакты письменно, устно или визуально» (ст. 48 УК в редакции Органического закона 14/1999 от 9 июня 1999 г.). Продолжительность наказания может составлять от шести месяцев до 5 лет. В соответствии с положениями ч. 3 ст. 40 УК «Срок лишения права проживать или посещать определенные местности установлен до 10 лет. Лишение права приближаться к потерпевшему или к тем из его родственников или другим лицам, которых определит суд, права общаться с ними, действует от одного месяца до 10 лет». В качестве средства обеспечения эффективности этих видов наказания законодательством предусмотрено использование любого электронного средства, которое обеспечит их надлежащее исполнение.
Работы в пользу общества явились новеллой в Уголовном кодексе 1995 г. В основу был взят опыт применения этого наказания по английскому законодательству. Данный вид наказания получил поддержку Совета Европы, высказанную в рекомендациях государствам-членам назначать общественно-полезные работы в качестве альтернативы наказаниям, связанным с лишением свободы.
В испанском законодательстве это наказание применяется ограниченно, так как оно назначается в качестве замены. Говоря более конкретно, оно применяется в качестве замены лишения свободы, назначаемого за неуплату штрафа (ст. 53 УК) и в качестве замены тюремного заключения в соответствии со ст. 88 Уголовного кодекса.
Правовое регулирование этого наказания содержится в ст. 49 УК Испании и в Королевском декрете 690/1996 от 26 апреля 1996 г. Статья 49 УК гласит: «Работы в пользу общества, которые могут назначаться только с согласия осужденного, обязывают его предоставлять безвозмездно свои услуги в определенной сфере общественно-полезной деятельности, которые могут иметь отношение к преступлению,
совершенному осужденным, для возмещения ущерба, нанесенного потерпевшим, для поддержки или помощи потерпевшим. Продолжительность работ не может превышать восьми часов в день. Условия работ должны соответствовать следующим требованиям:
- исполнение работ должно происходить под контролем судьи надзорного органа, который для этого может потребовать предоставления сведений об исполнении работ от администрации государственного учреждения или объединения социального характера, которым предоставляются услуги;
- работы не должны унижать достоинство осужденного;
- работы предоставляются администрацией государственного учреждения, которая должна заключить для этого соответствующий договор;
- в соответствии с исполнительным законодательством осужденные пользуются защитой в области социальных гарантий;
- осужденный не должен использоваться для достижения определенных экономических целей.
Социальные пенитенциарные службы после проведения соответствующих проверок должны сообщить судье пенитенциарного надзора об основных нарушениях отмеченных во время исполнения наказания, и довести до его сведения в обязательном порядке, если осужденный:
- отсутствует на работе, по крайней мере, в течение двух рабочих дней, если это, предположительно, означает добровольный отказ с его стороны от исполнения наказания;
- неоднократно и очевидно отказывается от выполнения или не выполняет те указания, которые ему отдает лицо, ответственное за выполнение работ;
- по любой другой причине поведение осужденного вынуждает ответственного за проведение работ отказать ему в дальнейшем пребывании на предприятии.
После изучения доклада судья надзорного органа принимает решение о продолжении исполнения наказания на том же предприятии, о направлении осужденного для продолжения исполнения наказания на другое предприятие или может посчитать, что осужденный исполнил наказание.
Если осужденный отсутствовал на работе по уважительной причине, то его отсутствие на работе прогулом не считается. Однако пропущенные дни не входят в срок исполнения наказания, а зачитываются только реально отработанные дни.
Срок, на который может быть назначено наказание, в соответствии со ст. 40 УК Испании составляет от одного дня до одного года.
Глава 1 Королевского декрета 690/1996 от 26 апреля 1996 г. содержит нормы, более подробно определяющие данное наказание. В ст. 1 излагается понятие работ на благо общества: это — «...оказание личного безвозмездного труда в определенных сферах деятельности на благо общества, имеющего социальное и воспитательное значение, направленное на возмещение вреда, нанесенного обществу, и не предусматривающее достижения экономического интереса» [4, с. 67]. Процесс исполнения наказания предполагает, в первую очередь, назначение судом количества рабочих дней, продолжительность рабочего дня и максимальный срок исполнения наказания; затем следует встреча осужденного с пенитенциарной администрацией, во время которой рассматривается вид трудовой деятельности, на исполнение которой осужденный должен дать согласие и которая должна соответствовать личности осужденного. После этого осужденный приступает к исполнению работ, причем должна предусматриваться определенная гибкость в исполнении и планировании ежедневного задания. Работы должны осуществляться под контролем админи-
страции, которая периодически должна информировать орган, осуществляющий пенитенциарный надзор, о ходе исполнения наказания и направить заключительный отчет-характеристику на осужденного за период исполнения наказания.
ЛИТЕРАТУРА
[1] Ежов А.Н., Селяков Н.А. Наказание в уголовном праве стран Евросоюза (Испании, Италии). — М.: Юпитер, 2006.
[2] Козочкин И.Д. Новый Уголовный кодекс Испании // Росийская юстиция. — 1996. — № 9.
[3] Уголовный кодекс Испании / Под ред. и с предисл. Кузнецовой Н.Ф., Решетникова Ф.М. — М.: Зерцало, 1998.
[4] Berdugo Gomez de la Torre I., Arroyo Zapatero L., Garcia Rivas N., Ferre Olive J.C., Serrano Piedecasas J.R. Lecciones de Derecho Penal. — Parte General, 2.a ed. — Barcelona, 1999.
[5] Boldova Pasamar M.A. La pena de arresto de fin de semana // Estudios Jurídicos del Ministerio Fiscal. — 1999. — Vol. 3.
THE PUNISHMENTS, DEPRIVING THE RIGHTS, IN CURRENT PENAL LEGISLATION OF SPAIN
A.R. Abakarov
The Department of Penal Law & Process Peoples’ Friendship University of Russia
Miklukho-Maklaya st., 6, Moscow, Russia, 117198
This article tells about the of depriving the rights kinds of punishment, which are provided by the current penal legislation of Spain.