Информатизация управления здравоохранением на федеральном, территориальном, муниципальном и учрежденческом уровнях www.idmz.ru
Материалы конференции 2008, 1Ма 4
«Информатизация здравоохранения-2008»
С.А. ЕВМИНЕНКО,
начальник Красноярского краевого медицинского информационно-аналитического центра
М.И. НИКИТИНА,
к.т.н., доцент, заместитель начальника Красноярского краевого медицинского информационно-аналитического центра
СИСТЕМА МОНИТОРИНГА ПРИОРИТЕТНОГО НАЦИОНАЛЬНОГО ПРОЕКТА В ЗДРАВООХРАНЕНИИ КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ
Введение
Успешная реализация любого крупномасштабного проекта предполагает хорошую организацию управления. Оперативное управление, включающее выявление факторов, сдерживающих выполнение намеченных мероприятий, объемов, оценку промежуточных результатов, определение точек управленческого воздействия, в наше время может и должно быть основано на непрерывно поступающей, всеобъемлющей информации об объекте управления. Необходима отлаженная система мониторинга проекта как комплекс организационных, нормативно-методических, программно-технических решений для выстраивания устойчивых информационных потоков между участниками реализации проекта [1, 2].
Целью мониторинга проекта является своевременное обеспечение лиц, ответственных за его реализацию, достоверной и полной информацией о ходе проекта, необходимой для принятия оперативных управленческих решений. Составляющие проекта, его отдельные направления или мероприятия определяют объекты мониторинга.
Задача мониторинга реализации приоритетного национального проекта в сфере здравоохранения естественным образом распадается на две подзадачи — организацию системы мониторинга на федеральном уровне и ее аналог на региональном уровне. Эти две системы, близкие по целям и объектам мониторинга, различаются по составу участников, информационным потокам, периодичности представления данных. Необходимо отметить, что в отсутствие или недостаточной проработанности системы мониторинга регионального уровня проблематично получить положительные результаты на федеральном уровне. Ключевые составляющие мониторинга — оперативность и достоверность существенным образом зависят от организации потоков данных, начиная с момента их возникновения, то есть ввода данных в
© С.А. Евминенко, М.И. Никитина, 2008 г.
■ ■ ■ ■ ■ ■■ ■ ■ ■ ■■■ ■ ■ ■ ■■ ■ ■ ■■■ ■ ■ ■ ■ 15*
Врач lisa
™ и информационные
технологии
Информатизация управления здравоохранением на федеральном, территориальном, муниципальном и учрежденческом уровнях
Материалы конференции
«Информатизация здравоохранения-2008»
информационные системы медицинских учреждений или специализированные системы сбора и обработки данных, до их агрегирования и представления в органах управления здравоохранением различных уровней.
Реализация системы мониторинга приоритетного национального проекта в сфере здравоохранения в Красноярском крае является непростой задачей, учитывая его территориальную протяженность и сеть, включающую более 1400 медицинских учреждений. Функции проектировщика и разработчика системы выполняет краевой медицинский информационно-аналитический центр (ККМИАЦ). Методичная работа центра по созданию и развитию единой информационной системы здравоохранения и ОМС, начатая в 2001 году, позволила использовать уже готовые решения по сбору и обработке данных и в короткие сроки развернуть мониторинг по всем направлениям проекта. Система мониторинга выстраивается как один из функционалов единой информационной системы.
Концептуальные вопросы построения системы мониторинга
Главной целью построения системы мониторинга является совершенствование процесса управления приоритетным национальным проектом в сфере здравоохранения, однако существует еще одна цель, которую мы преследовали при реализации этой задачи, — разработка типового решения для мониторинга краевых целевых программ и проектов в сфере здравоохранения на территории Красноярского края.
Система мониторинга:
• обеспечить актуальной, полной и достоверной аналитической информацией о ходе реализации ПНП «Здоровье» руководителей и специалистов органов управления здравоохранением края;
• обеспечить руководителей муниципальных образований сводной информацией по территориям о достижении плановых показателей по основным направлениям ПНП;
• улучшить качество управления проектом за счет своевременного выявления «узких мест» и причин отставания от сетевого графика мероприятий;
• оптимизировать информационные потоки между участниками проекта, снизить нагрузку на медицинские учреждения по вводу данных.
Как любой масштабный ИТ-проект, построение системы мониторинга требует решения комплекса общеизвестных задач:
• нормативно-правовое обеспечение процесса мониторинга: разработка приказов, регламентов информационного обмена, форм отчетности;
• программно-техническое обеспечение процесса сбора и хранения данных: адаптация существующих и разработка новых программных средств для обеспечения оперативного информационного обмена;
• развитие телекоммуникационной инфраструктуры: обеспечение устойчивыми каналами связи участников системы мониторинга;
• организационное и кадровое обеспечение, определение лиц, ответственных за предоставление данных на всех уровнях системы мониторинга;
• разработка аналитических методов оценки эффективности управленческих решений, расчета показателей выполнения проекта.
Мониторинг приоритетного национального проекта «Здоровье» выстраивается как отдельный функциональный блок единой информационной системы (ЕИС) здравоохранения и ОМС Красноярского края. При этом развитие системы мониторинга способствует улучшению программно-технического и информационноаналитического обеспечения ЕИС.
Хранилище данных
Обязательным элементом системы мониторинга является интегрированный источник данных для анализа ситуации в целом по всем направлениям. Таким источником служит централизованное хранилище данных. При фор-
■ 16 ■ ■ ■ ■ ■■ ■ ■ ■ ■■■ ■ ■ ■ ■■ ■ ■ ■■■ ■ ■ ■ ■ ■
Информатизация управления здравоохранением на федеральном, территориальном, муниципальном и учрежденческом уровнях
Материалы конференции
«Информатизация здравоохранения-2008»
www.idmz.ru 2008, № 4
мировании хранилища данных необходимо ответить как минимум на шесть вопросов [3]:
1. Движущие силы создания и развития системы — для чего;
2. Участники мониторинга — кто;
3. Объекты мониторинга — что;
4. Действия, которые выполняются с данными, — как;
5. Месторасположение данных — где;
6. Моменты загрузки данных и их анализа — когда.
Информация об участниках содержит сведения о разделении сфер ответственности. Объекты мониторинга — это не только направления, но и показатели, контрольные и оперативные, а также источники наполнения. Описание действий содержит также описание бизнес-процессов и функций участников. Месторасположение включает описание физического размещения исходных данных и данных в центрах сбора. Моменты загрузки определяют периодичность представления данных участниками мониторинга.
Объекты мониторинга
В качестве объектов мониторинга определены основные направления реализации приоритетного национального проекта «Здоровье» и выполнение краевых целевых программ:
1. Подготовка и переподготовка врачей общей (семейной) практики, участковых терапевтов и педиатров;
2. Осуществление денежных выплат врачам общей (семейной) практики, участковым терапевтам, участковым педиатрам и медицинским сестрам врачей общей (семейной) практики, участковых терапевтов, участковых педиатров;
3. Оснащение диагностическим оборудованием амбулаторно-поликлинических учреждений;
4. Оснащение автомобилями скорой медицинской помощи, в том числе реанимобилями;
5. Иммунизация населения в рамках национального календаря прививок, а также гриппа;
6. Профилактика, выявление и лечение инфицированных вирусом гепатита В, С и ВИЧ-инфекцией;
7. Обследование новорожденных детей на галактоземию и адреногенитальный синдром;
8. Дополнительная диспансеризация работающего населения;
9. Увеличение объема оказания высокотехнологичной медицинской помощи;
10. Реализация информационной поддержки управления проектом;
11. Выполнение краевых целевых программ в сфере здравоохранения.
Для каждого из направлений разработаны три группы показателей: целевые, контрольные, оперативные. В качестве целевых определены рекомендуемые Минздравсоцразвития показатели достижения результатов. Контрольные показатели позволяют более подробно описать ситуацию по выделенному направлению, проанализировать результаты, определить направление управленческого воздействия. Оперативные показатели (их число невелико) — это данные, которые собираются чаще всего, направлены на выявление причин невыполнения, отставания от графика мероприятий.
Рассмотрим на примере направления «Дополнительная диспансеризация работающего населения» состав показателей. В качестве целевых определены показатели «Снижение частоты обострений и осложнений хронических заболеваний», «Уменьшение случаев и дней с временной утратой нетрудоспособности», периодичность их представления — 1 раз в год. Информация о ходе работ и результатах диспансеризации собирается в отчетных формах №12-Д-1 и №12-Д-2. Однако периодичность представления этих форм — полугодие, что не соответствует критериям информационной поддержки оперативного управления. Для целей мониторинга были разработаны отчетные формы, поставляющие оперативные данные не только о
■ ■ ■ ■ ■ ■■ ■ ■ ■ ■■■ ■ ■ ■ ■■ ■ ■ ■■■ ■ ■ ■ ■ 171
Врач lisa
™ и информационные
технологии
Информатизация управления здравоохранением на федеральном, территориальном, муниципальном и учрежденческом уровнях
Материалы конференции
«Информатизация здравоохранения-2008»
Таблица 1
Оперативные данные о проведении дополнительной диспансеризации граждан
Наименова- Число лиц незаконченные случаи диспансеризации
ние категорий граждан, подлежащих дополнительной диспансеризации подлежащих дополнительной диспансеризации (дополнительным медицинским осмотрам) прошедших дополнительную диспансеризацию (дополнительные медицинские осмотры) всего по причине отсутствия уролога по причине отсутствия эндокрино- лога по причине отсутствия диагностического исследования молочных желез по прочим причинам
i 2 3 4 5 6 7 8
результатах, но и о причинах, препятствующих достижению плановых значений. Период отчетности по этим формам — две недели. Из целого ряда причин, не позволяющих считать случай диспансерного осмотра законченным, по результатам работы первого полугодия 2007 года выделены причины, встречающиеся чаще всего, они вынесены в отдельные графы, дополнительно введено текстовое поле, в котором можно указать причины, которые не предусмотрены отчетной формой (см. таблицу /).
Ежемесячная оперативная информация о законченных случаях диспансеризации и дополнительных медицинских осмотрах лиц, работающих на предприятиях с вредными производственными факторами, содержится в поступающих от медицинских учреждений в краевой фонд ОМС (КФОМС) и Красноярское региональное отделение Фонда социального страхования (КРО ФСС) реестрах на оплату. В целях мониторинга разработано соглашение об информационном обмене между Агентством здравоохранения и лекарственного обеспечения администрации Красноярского края и КФОМС, а также КРО ФСС о ежемесячном представлении в Красноярский краевой медицинский информационноаналитический центр деперсонифицированных данных о случаях диспансерного осмотра.
Применяемая схема информационного взаимодействия позволяет уменьшить остроту
проблем, связанных, во-первых, с общей нагрузкой на медицинские учреждения по предоставлению отчетности (полная ежемесячная информация поступает с реестрами), во-вторых, решается проблема достоверности данных. Реестры по законченным случаям диспансерного осмотра поступают от медучреждений в КФОМС и в КРО ФСС вместе с бухгалтерскими документами на оплату, что обеспечивает более высокий уровень достоверности информации.
Таким образом, для каждого направления мониторинга определен свой набор отчетных форм и периодичность представления и согласования данных.
Участники мониторинга
На примере формирования данных по дополнительной диспансеризации очевидна необходимость единого центра, интегрирующего данные, поступающие из различных источников, и представляющего сводную отчетную и аналитическую информацию краевым и федеральным органам управления здравоохранением. Роль такого интегратора на территории Красноярского края выполняет ККМИАЦ. Информационный центр организует не только программно-техническое обеспечение процесса мониторинга, но и выполняет организационно-методические, обучающие функции, разрабатывая структуры отчет-
' 18 ■ ■ ■ ■ ■■ ■ ■ ■ ■ ■■ ■ ■ ■ ■■ ■ ■ ■■■ ■ ■ ■ ■ ■
Информатизация управления здравоохранением на федеральном, территориальном, муниципальном и учрежденческом уровнях
Материалы конференции
«Информатизация здравоохранения-2008»
www.idmz.ru 2008, № 4
Таблица 2
Участники мониторинга национального проекта «Здоровье»
Участник Функции
Департамент здравоохранения и социального развития администрации Красноярского края Контроль результатов мониторинга. Согласование и утверждение документов
Агентство здравоохранения и лекарственного обеспечения администрации Красноярского края Контроль результатов мониторинга. Согласование и утверждение документов. Подготовка аналитических материалов
Красноярский краевой фонд ОМС (КФОМС) Сбор, обработка, проверка корректности данных, предоставление информации. Подготовка аналитических материалов
Красноярское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (РО ФСС) Сбор, обработка, проверка корректности данных, предоставление информации
Органы управления здравоохранением муниципальных образований Красноярского края (ОУЗ МО) Контроль результатов мониторинга. Предоставление информации
КГУЗ «Красноярский краевой центр по профилактике и борьбе со СПИД и инфекционными заболеваниями» (КЦ СПИД) Сбор, обработка, проверка корректности данных, предоставление информации. Согласование шаблонов отчетных форм
КГУЗ «Красноярский краевой консультативно-диагностический центр медицинской генетики» (ККДЦМГ) Сбор, обработка, проверка корректности данных, предоставление информации. Согласование шаблонов отчетных форм
Краевые специализированные медицинские учреждения (КСМУ) Предоставление информации. Согласование шаблонов отчетных форм.
Муниципальные медицинские учреждения, участвующие в реализации проекта (МУ) Предоставление отчетной информации
КГУЗ «Красноярский краевой медицинский информационно-аналитический центр» (ККМИАЦ) Формирование единого хранилища показателей реализации проекта. Подготовка шаблонов отчетных форм, сбор, обработка и анализ отчетной информации от участников мониторинга. Формирование отчетных и справочных материалов.
ных форм, алгоритмы анализа и занимаясь обучением специалистов учреждений здравоохранения.
Полный состав участников системы мониторинга и их функции приведены в таблице 2.
На рис. 1 представлена схема информационных потоков между участниками в системе мониторинга.
Рамки статьи не позволяют детально, по направлениям, описать состав информационных потоков, отметим лишь распределение сфер ответственности между отдельными участниками проекта. Так, оперативные данные по направлению «Обследование ново-
рожденных детей на галактоземию и адрено-генитальный синдром» формируются в Краевом консультативно-диагностическом центре медицинской генетитки, здесь организован скрининг новорожденных и проводятся анализы на заболевания. Оперативные сведения о результатах иммунизации, профилактике, выявлении и лечении инфицированных вирусом гепатита В, С и ВИЧ-инфекцией поступают в Краевой центр по профилактике и борьбе со СПИД и инфекционными заболеваниями, выверяются специалистами центра и лишь после этого передаются в ККМИАЦ. Краевые специализированные медицинские учрежде-
■ ■ ■ ■ ■ ■■ ■ ■ ■ ■ ■■ ■ ■ ■ ■■ ■ ■ ■■■ ■ ■ ■ ■ 19"
Врач lisa
™ и информационные
технологии
Информатизация управления здравоохранением на федеральном, территориальном, муниципальном и учрежденческом уровнях
Материалы конференции
«Информатизация здравоохранения-2008»
Рис. 1. Схема информационных потоков
ния представляют данные о случаях оказания высокотехнологичной медицинской помощи. Выверка данных, поступающих от медицинских учреждений, профильными специалистами является необходимым шагом в общем алгоритме подготовки информации в системе мониторинга.
Представление результатов
Неотъемлемой составляющей любой информационной системы с функциями под-
держки принятия управленческих решений, а именно к этому классу систем по своему назначению относится система мониторинга, являются анализ и представление результатов лицам, принимающим решения (ЛПР).
Форма представления и объем представляемых ЛПР данных, наряду со своевременностью и объективностью данных, являются ключевыми факторами эффективности мониторинга. В процессе становления системы
' 20 ■ ■ ■ ■ ■■ ■ ■ ■ ■ ■■ ■ ■ ■ ■■ ■ ■ ■■■ ■ ■ ■ ■ ■
Информатизация управления здравоохранением на федеральном, территориальном, муниципальном и учрежденческом уровнях
Материалы конференции
«Информатизация здравоохранения-2008»
УЗИ стационарный фирмы «Siemens»
www.idmz.ru 2008, № 4
исло манипуляций в день
Среднекраевой показатель
Рис. 2. Интенсивность использования УЗИ-аппаратов
этим вопросам уделялось особое внимание — перечень показателей, формат и периодичность представления проходили согласование со специалистами агентства, ответственными за отдельные направления проекта.
По результатам отчетов муниципальных образований периодически составляются аналитические записки с обозначением тех или иных характеристик реализации проекта. В качестве примера на рис. 2 представлена диаграмма с данными по интенсивности использования УЗИ-аппаратов, поставляемых в рамках национального проекта. На диаграмме обозначен среднекраевой показатель числа мани-
пуляций, проводимых в день на данном виде медицинского оборудования, и выделены те территории, в которых наблюдается существенное отставание по этому показателю.
Кроме аналитических отчетов по направлениям, еженедельно формируется сводная аналитическая таблица, содержащая плановые, фактические значения и процент выполнения плановых значений по всем направлениям национального проекта в разрезе муниципальных образований. Данные этой таблицы используются для обсуждения на еженедельных штабах, посвященных реализации национального проекта на территории Крас-
■ ■ ■ ■ ■ ■■ ■ ■ ■ ■■■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■■■ ! ей ■■ ■ ■ ■■■ ■■ ■■ ■ ■ ■ ■■■ ■■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■■ ■■ ■ ■
Врач lisa
™ и инсЬоомаиионные
Информатизация управления здравоохранением на федеральном, территориальном, муниципальном и учрежденческом уровнях
1 и информационные
технологии
Материалы конференции
«Информатизация здравоохранения-SaOS»
<3
>ноярского края, проведения рейтинга муниципальных образований, автоматического формирования писем главам муниципальных образований о результатах реализации национального проекта с указанием на отставание или критическую ситуацию по выполнению плановых показателей.
Технические и программные средства мониторинга
Автоматизация формирования и сбора отчетной информации достигается использованием специализированных информационных систем:
— АИС «Поликлиника»;
— Система сбора оперативной и статистической информации «СтатЭкспресс»;
— Информационная система «Регистр медицинского работника»;
— Автоматизированная информационная система «Мониторинг медицинских изделий»;
— Информационная система «Регистр лиц, нуждающихся в получении высокотехнологичной (дорогостоящей) медицинской помощи» (ВТМП);
— Хранилище данных мониторинга проекта. АИС «Поликлиника» обеспечивает формирование учетной персонифицированной информации по направлениям диспансеризация, иммунизация.
АИС «Статэкспресс» обеспечивает сбор оперативной информации в соответствии с утвержденными формами отчетности по направлениям проекта.
АИС «Регистр медицинских работников» обеспечивает сбор данных по направлениям: — регистр врачей общей (семейной) практики, врачей-терапевтов участковых, врачей-педиатров участковых и медицинских сестер участковых врачей общей (семейной) практики, врачей-терапевтов участковых, врачей-пе-диатров участковых;
— подготовка и переподготовка врачей общей (семейной) практики, врачей-терапевтов участковых и врачей-педиатров участковых.
АИС ММИ автоматизирует работы по сбору информации по направлению «Оснащение диагностическим оборудованием муниципальных амбулаторно-поликлинических учреждений для организации первичной медико-санитарной помощи. Оснащение автомобилями скорой медицинской помощи, в том числе реанимобилями».
Информационная система «Регистр лиц, нуждающихся в получении высокотехнологичной (дорогостоящей) медицинской помощи» автоматизирует работы по формированию листа ожидания, подготовки необходимых документов для направления пациента в клиники, фиксации случаев ожидания и предоставления высокотехнологичной (дорогостоящей) медицинской помощи.
Хранилище данных мониторинга аккумулирует агрегированные данные и показатели реализации проекта, а также исходные данные, поступающие от участников мониторинга во внешних форматах (dbf, xls).
Общий функционал системы мониторинга включает:
• сбор, проверку и обработку информации в рамках мониторинга процессов реализации проекта;
• анализ всей полученной информации, включая возможность графического представления;
• проверку непротиворечивости получаемой информации;
• анализ значений показателей с целью выявления слабых и «узких» мест в ходе реализации проекта;
• формирование отчетов, аналитических справок и других материалов, необходимых для обеспечения мониторинга, управления и координации проекта;
• формирование новых шаблонов на основе сформулированных участниками мониторинга требований;
• предоставление доступа к информации всем заинтересованным участникам проекта;
• реализацию возможности выгрузки из системы мониторинга данных в стандартных
■ 22 ■ ■ ■ ■ ■■ ■ ■ ■ ■■■ ■ ■ ■ ■■ ■ ■ ■■■ ■ ■ ■ ■ ■
Информатизация управления здравоохранением на федеральном, территориальном, муниципальном и учрежденческом уровнях
Материалы конференции
«Информатизация здравоохранения-2008»
www.idmz.ru 2008, № 4
Web-сайт «Мониторинг национального проекта»
-сг
Хранилище
1
. г - г"
АИС ММИ Регистр медработников СтатЭкспресс Регистр ВТМП
Централизованные информационные ресурсы
Информационные системы медицинских учреждений
-— Г Т— —у— —a
АИС ММИ Регистр медработников СтатЭкспресс Поликлиника
Рис. 3. Схема взаимодействия информационных подсистем
>
Рис. 4. Модуль «Мониторинг»
■ ■ ■ ■ ■ ■■ ■ ■ ■ ■ ■■ ■ ■ ■ ■■ ■ ■ ■■■ ■ ■ ■ ■ 23"
Врач lisa
™ и инсЬоомаиионные
Информатизация управления здравоохранением на федеральном, территориальном, муниципальном и учрежденческом уровнях
1 и информационные
технологии
Материалы конференции
«Информатизация здравоохранения-2Л08»
<5
> форматах, в том числе удаленными пользователями.
Общая схема взаимодействия информационных систем и баз данных, а также организация доступа к итоговым отчетам представлена на рис. 3.
Развитие системы мониторинга
Совершенствование механизма доступа участников мониторинга как к исходным отчетным данным, так и к аналитической информации является основным направлением развития системы мониторинга.
В настоящий момент реализован функциональный модуль, обеспечивающий возможность предоставления отчетных данных посредством Web-интерфейса (см. рис. 4.) Отличительной особенностью модуля является его совместимость по формату представления данных с системой «СтатЭкспресс», что
позволяет обмениваться шаблонами отчетных форм, отчетными данными, контролями корректности данных.
Следующий шаг — обеспечение гибкого механизма просмотра показателей в произвольных разрезах с возможностью детализации и агрегирования данных для специалистов и руководителей. Поэтому в планах — реализация Web-интерфейса к хранилищу мониторинга, который позволит проводить полноценный OLAP-анализ всего объема данных.
В целом система мониторинга проекта должна помочь лицам, принимающим решения по проекту, ответить на вопросы, связанные с динамикой изменения показателей, выявлением причин отставания от сетевого графика, сравнительной эффективностью муниципальных образований по достижению плановых показателей и др., обеспечив оперативность и наглядность работы с информацией.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Компания ISG. Концепция создания системы мониторинга и контроля эффективности реализации приоритетных национальных проектов//Врач и информационные технологии. — 2006. — №4. — С. 8-19.
2. Виноградов К.А. О мониторинге приоритетного национального проекта в области здравоохранения//Врач и информационные технологии. — 2006. — №4. — С. 29-30.
3. Эрик Спирли. Корпоративные хранилища данных. Планирование, разработка, реализация. Том 1: Пер. с англ. — М.: Издательский дом «Вильямс», 2001. — 400 с.
24