Научная статья на тему 'Государственное учреждение здравоохранения особого типа Владимирской области «Медицинский информационно-аналитический центр»: сегодня и завтра'

Государственное учреждение здравоохранения особого типа Владимирской области «Медицинский информационно-аналитический центр»: сегодня и завтра Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
301
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Дегтерева М. И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Государственное учреждение здравоохранения особого типа Владимирской области «Медицинский информационно-аналитический центр»: сегодня и завтра»

Врач lisa

™ и информационные

технологии

Профессиональное сообщество

От редакции: В редакцию журнала обратился директор МИАЦ Влади мирской области Мария Ивановна Дегтерева с предложением о возоб новлении рубрики «Давайте познакомимся». «У нас много МИАЦ, кото' рым есть что показать и рассказать на страницах единственного отечест венного периодического журнала «ВиИТ». Это будет интересно и полез но всем», — писала она.

Через несколько дней мы получили этот материал. Приглашаем руково' дителей региональных МИАЦ поддержать инициативу коллеги.

М.И. ДЕГТЕРЕВА,

директор ГУЗВО «МИАЦ», г. Владимир

ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ ОСОБОГО ТИПА ВЛАДИМИРСКОЙ ОБЛАСТИ «МЕДИЦИНСКИЙ ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЦЕНТР»: СЕГОДНЯ И ЗАВТРА

Государственное учреждение здравоохранения особого типа Владимирской области «Медицинский информационно-аналитический центр» создано в результате реорганизации Владимирского областного государственного учреждения здравоохранения «Бюро медицинской статистики» на основании Постановления Губернатора Владимирской области от 4 апреля 2005 г. №188 «О государственном учреждении здравоохранения особого типа Владимирской области «Медицинский информационно-аналитический центр» и Приказа Департамента здравоохранения администрации Владимирской области от 26.04.2005 №213 «О государственном учреждении здравоохранения особого типа Владимирской области «Медицинский информационно-аналитический центр».

Целью создания учреждения явилось формирование единой информационно-аналитической системы здравоохранения Владимирской области путем организации современных компьютерных технологий, межотраслевой системы сбора, обработки, анализа и предоставления информации, обеспечивающей динамическую оценку состояния здоровья населения области, лекарственного обеспечения, материально-технической базы учреждений здравоохранения области.

Предметом деятельности учреждения является организация сбора, обработки и анализа статистических данных о сети, кадрах, деятельности учреждений здравоохранения, изучение состояния здоровья населения, управление системой статистического учета и отчетности.

© М.И. Дегтерева, 2007 г.

' 20 i i i i i i ■ ■ i i i 1 ■ ■ ■■ ■ ■ ■ i i i i i i i i i i i i i1 ■■■ ■ ■ ■ i i i i i i i i ■■ ■ ■ ■■■ ■ ■ ■ ■ ■ i i i i i i i i i i i i i i i i i i

Профессиональное сообщество

www.idmz.ru ^klll 2007, № В ’

Развитие учреждения было бы невозможным без поддержки Департамента здравоохранения администрации Владимирской области. Учреждение осуществляет и развивает хозрасчетную деятельность.

МИАЦ сегодня — это 75 штатных должностей, 41 физическое лицо. Финансирование учреждения увеличилось более чем в 10 раз. Приобретено новое современное компьютерное оборудование, созданы и функционируют крупные отделы.

ОТДЕЛ ПРОГРАММНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

В лечебных учреждениях Владимирской области с 2005 года функционируют единые программные комплексы, разработанные и сопровождаемые ГУЗВО «МИАЦ». Сотрудники отдела — это высококвалифицированные программисты, находящиеся в ежедневном развитии, готовые оказать помощь любому учреждению.

Отдел программного обеспечения ГУЗ ВО «МИАЦ» выполняет следующие функции:

1. Разработка и внедрение современных информационных систем для сбора, хранения, обработки и анализа статистической информации.

2. Проведение работ, связанных с систематическим повышением эффективности деятельности МИАЦ на основе использования современных информационных технологий.

3. Организация и контроль исполнения ведущих приказов Минздравсоцразвития РФ, постановлений, распоряжений администрации области, приказов ДЗАВО, приказов МИАЦ по вопросам информационного и программного обеспечения.

4. Обеспечение вопросов безопасности, хранения и передачи электронной информации МИАЦ.

5. Информационное и техническое сопровождение программных комплексов: «Компьютерная выписка льготных рецептов», «Поликлиника», «Стационар», «Учет лекарственных

средств в учреждениях здравоохранения», «Персональный учет иностранных граждан по системе УФМС» и др.

6. Администрирование программы «Система электронного документооборота» по работе с Управлением Федерального Казначейства по Владимирской области.

7. Информационное и техническое обеспечение по ведению регистра медработников (программа REVDO).

8. Информационное и техническое обеспечение по ведению базы данных АИС ММИ по учету медоборудования и автотранспорта учреждений здравоохранения Владимирской области.

9. Информационное и техническое обеспечение по ведению баз данных детей-инвали-дов, детей-сирот (программы «Регистр детей-инвалидов», «Диспансеризация детей-сирот»).

10. Ведение базы данных закупленных лекарственных средств по программе «Учет лекарственных средств в учреждениях здравоохранения».

11. Ведение базы данных лечебно-профилактических учреждений и справочников врачей, участвующих в федеральной программе дополнительного лекарственного обеспечения в ВОФОМС.

12. Передача персонифицированного реестра федеральных льготников, имеющих право на дополнительное лекарственное обеспечение, в лечебно-профилактические учреждения, участвующие в федеральной программе дополнительного лекарственного обеспечения.

13. Прием баз данных рецептов, выписанных федеральным и региональным льготникам, имеющим право на дополнительное лекарственное обеспечение от лечебно-профилактических учреждений.

14. Передача данных о закупленных лекарственных средствах по форме З-Лек «Учет лекарственных средств в учреждениях здравоохранения» в Министерство здравоохранения и социального развития РФ.

ВраЧ E3SE Профессиональное сообщество

™ и информационные

технологии

•ЭДЛ

15. Мероприятия по ведению баз данных умершего населения Владимирской области.

16. Мероприятия по ведению баз данных родившегося населения Владимирской области.

17. Ведение программного обеспечения по анализу смертности в районах ВО (программное обеспечение Фонда Сороса).

18. Ведение информационного сайта МИАЦ в сети Интернет (www.medctat.na-rod.ru).

19. Анализ рынка информационного, аппаратного и программного обеспечения.

20. Помощь отделу медицинской статистики в подготовке материалов для участия в коллегиях.

21. Приобретение лицензионного программного обеспечения (операционных систем, антивирусных программ, средств разработки ПО).

ПРОГРАММНЫЙ КОМПЛЕКС «СТАЦИОНАР»

Программный комплекс предназначен для автоматизации процессов:

1. Ввода карт выбывшего из стационара.

2. Ввода ежедневного листа учета движения больного.

3. Учета и накопления информации о выписанных картах выбывшего из стационара и листов учета движения больных.

4. Формирования учетно-отчетных документов.

5. Обмена и слияния информации.

6. Ведения справочников и классификаторов (подчиненности, учреждений, отделений, врачей и фельдшеров, среднего медицинского персонала, тарифов, коэффициентов, страховых компаний, предприятий, видов документов, наименования должностей, категорий граждан; классификаторов адресов (КЛАДР), заболеваний (МКБ-10), видов экономической деятельности (ОКВЭД), сложных и комплексных медицинских услуг).

В качестве входных данных программы используется карта выбывшего из стационара

(форма № 066/у-02 утв. Приказом М3 РФ от 30.12.02 №413), лист учета движения больного (форма №007/у-02, форма № 007дс/у-02 утв. Приказом М3 РФ от 30.12.02 №413). Выходными данными являются отчеты по обязательному медицинскому страхованию, медико-статистические отчеты и типовые отчеты.

Программный комплекс позволяет формировать различные группы учетно-отчетных документов:

— по обязательному медицинскому страхованию (реестр для страховых компаний, выгрузка для страховых компаний);

— по медицинской статистике.

Программный комплекс успешно работает

в рамках пилотного проекта, направленного на повышение качества услуг стационарной помощи.

ПРОГРАММНЫЙ КОМПЛЕКС «ПОЛИКЛИНИКА»

Программный комплекс предназначен для автоматизации процессов:

1. Ввода талона амбулаторного пациента ф. 025-12у.

2. Ввода карт дополнительной диспансеризации граждан ф. 131/у-ДД.

3. Учета и накопления информации о пациентах.

4. Формирования базы учетно-отчетных документов.

ПРОГРАММНЫЙ КОМПЛЕКС «КОМПЬЮТЕРНАЯ ВЫПИСКА ЛЬГОТНЫХ РЕЦЕПТОВ»

Программный комплекс предназначен для автоматизации процессов:

1. Контрольной проверки права пациента на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг по региональному сегменту Федерального регистра лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг (на уровне регистратуры ЛПУ).

■ 22 1 1 1 1 1 1 ■ ■ i i i 1 ■ ■ ■■ ■ ■ ■ i i i i i i i i i i i i i1 ■■■ ■ ■ ■ i i i i i i i i ■■ ■ ■ ■■■ ■ ■ ■ ■ ■ i i i i i i i i i i i i i i i i i i

Профессиональное сообщество

www.idmz.ru ^klll 2007, № В ’

2. Ввода необходимых для формирования рецепта данных, печать рецепта на типографском бланке или чистой бумаге (во втором случае номер рецепта должен формироваться автоматически) в формате А4.

3. Учета и накопления информации о выписанных рецептах.

4. Формирования учетно-отчетных документов по льготным рецептам.

5. Обмена и объединения информации по выписанным рецептам (на уровне города, района, области).

6. Об новления реестра федеральных льготников, справочников учреждений и врачей, имеющих право на выписку льготных рецептов, а также справочника медикаментов, разрешенных к выписке по льготным рецептам. Программа позволяет формировать аналитические отчеты:

— паспорт участка ф. 030-П/у;

— количество лиц, получивших рецепты по категориям льготы (федеральные, региональные льготники);

— форма № 1 — соцподдержка (по федеральным льготникам);

— регистр льготников в разрезе районов и учреждений, вводимых реквизитов лекарственных средств;

— количество льготников по лекарствам;

— количество льготников по врачам;

— реестр выписанных рецептов;

— регистр о лекарственных средствах;

— персонифицированный реестр рецептов (выгрузка ФОМС) и др.

Программные продукты, разработанные ГУЗ ВО «МИАЦ» и применяемые в медицинских учреждениях Владимирской области, сертифицированы Федеральным фондом обязательного медицинского страхования, позволяют проводить качественный учет и обработку необходимых данных, формировать отчеты в соответствии с постановлениями Правительства Российской Федерации, приказами Министерства здравоохранения и социального развития РФ, приказами Федерального

фонда ОМС и Фонда социального страхования РФ, методическими рекомендациями Министерства здравоохранения и социального развития РФ, приказами Департамента здравоохранения администрации Владимирской области. Программный комплекс «Компьютерная выписка льготных рецептов» получил диплом первой степени на конкурсе разработок в области информатизации здравоохранения «Лучшая медицинская информационная система 2007», Москва, РАГС, 18-19 октября 2007.

Это победа всей команды МИАЦ.

МЕДИЦИНСКАЯ СТАТИСТИКА

Отдел медицинской статистики является основой МИАЦ. Именно на базе «Областного бюро медицинской статистики» 01.07.2005 создан «Медицинский информационно-аналитический центр».

Функции отдела:

1. Ведение статистического учета и отчетности.

2. Ведение и свод оперативной статистической информации для органов управления здравоохранением.

>

ВраЧ E3SE Профессиональное сообщество

™ и информационные

технологии

•ЭДЛ

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Разработка методических рекомендаций по статистическому учету и отчетности.

4. Участие в разработке статистических программ для улучшения достоверности и качества статистического учета и отчетности на уровне лечебно-профилактических учреждений.

5. Создание ежегодных сборников о состоянии здоровья населения Владимирской области. Сведения о здоровье населения и состоянии системы здравоохранения формируются по итогам годовых статистических отчетов, рассчитываются в автоматизированном режиме.

6. Организация дополнительного образования врачебного, среднего медицинского персонала (на базе медицинских училищ) в форме выездных циклов, на рабочем месте, обучение на центральных базах ( на кафедрах академий и институтов усовершенствования врачей).

7. Сотрудничество с центром повышения квалификации и профессиональной подготовки специалистов здравоохранения Нижегородской государственной медицинской академии, с факультетом дополнительного профессионального последипломного образования Ивановской государственной медицинской академии.

8. Получение поступивших путевок из академий последипломного образования, их регистрация, хранение и выдача специалистам по заявкам органов управления здравоохранением и учреждений здравоохранения.

9. Проведение контроля за дополнительным образованием медицинских кадров.

10. Решение организационных вопросов по проведению циклов повышения квалификации врачей-терапевтов участковых, врачей-педиатров участковых и врачей общей практики в рамках приоритетного национального проекта «ЗДОРОВЬЕ».

11. Решение организационных вопросов по проведению циклов повышения квалификации врачей-терапевтов участковых, врачей-

педиатров участковых и врачей общей практики в рамках приоритетного национального проекта «ЗДОРОВЬЕ».

Основная цель отдела — предоставление точной, полной, достоверной, надежной статистической информации, обладающей доказательностью и оперативностью. В связи с этим только знание компьютера и разработка статистических программ делают работу отдела эффективной.

Участие в общенациональных проектах

1. С 2000 г. по настоящее время — «Разработка организационно-правовых и методических основ развития системы оказания первичной помощи пострадавшим в дорожнотранспортных происшествиях, авариях и катастрофах техногенного и природного характера» (Министерство здравоохранения РФ).

2. С 2003 по 2004 гг. — «Разработка системы мероприятий для совершенствования использования статистических данных о смертности населения Российской Федерации» (Центральный научно-исследовательский институт организации и информатизации здравоохранения МЗ РФ, Международный исследовательский проект Грант №1АХ 202.2002-2003 гг.).

3. Участие во Всемирном исследовании здоровья населения, проводимом государственным учреждением Национальный научно-исследовательский институт общественного здоровья РАМН в 2003, 2007 годах.

ОТДЕЛ МОНИТОРИНГА, ПРОГНОЗИРОВАНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

Отдел мониторинга, прогнозирования экономической деятельности и материально-технического обеспечения ГУЗ ВО «МИАЦ» создан для решения следующих вопросов:

1. Оказание консультативной помощи лечебно-профилактическим учреждениям

' 24 1 1 1 1 1 1 ■ ■ i i i 1 ■ ■ ■■ ■ ■ ■ i i i i i i i i i i i i i1 ■■■ ■ ■ ■ i i i i i i i i ■■ ■ ■ ■■■ ■ ■ ■ ■ ■ i i i i i i i i i i i i i i i i i i

Профессиональное сообщество

www.idmz.ru ^klll 2007, № В ’

области, а также организационно-методическое руководство по вопросам:

— безопасности учреждений здравоохранения области (противопожарная безопасность);

— предотвращения террористических актов, экологической и радиационной безопасности;

— охраны общественного порядка в учреждениях здравоохранения, безопасность потенциально опасных технических объектов;

— охраны труда работников учреждений здравоохранения;

— управления медицинскими отходами на территории области.

2. Участие в организации смотра конкурса на лучшее состояние условий и охраны труда в учреждениях здравоохранения.

3. Ведение областного регистра лиц, имеющих право на получение мер социальной поддержки по оплате за содержание и ремонт жилья, услуг теплоснабжения и электроснабжения.

4. Ведение учета и анализ оперативных показателей деятельности муниципальных и областных учреждений здравоохранения.

5. Проверка, приемка качества работ и объемов строительства, реконструкции и ремонта учреждений здравоохранения. Участие в работе государственных приемочных комиссий.

6. Оказание практической помощи в оформлении и размещении заказов на разработку проектно-сметной документации строительства, реконструкции и капитального ремонта государственных учреждений здравоохранения.

7. Составление и экспертиза проектносметной документации государственных учреждений здравоохранения.

8. Участие в проведении анализа состояния и прогноза функционирования существующих зданий и сооружений учреждений здравоохранения.

9. Учет иностранных граждан и лиц без гражданства для получения разрешения на

временное проживание, или вида на жительство, или разрешения на работу в РФ по запросам УФМС.

10. Сбор и обобщение отчетов по форме № 62 «Сведения об оказании и финансировании медицинской помощи населению».

11. Работа в рамках «Пилотного проекта» по стандартизации системы здравоохранения (расчет стоимости лечения по нозологии).

12. Сбор, анализ и обобщение информации по материально-техническому оснащению (медицинское оборудование, автотранспорт) лечебно-профилактических учреждений Владимирской области в соответствии с требованиями Табеля оснащения ЛПУ.

МОНИТОРИНГ ПНП «ЗДОРОВЬЕ»

Отдел мониторинга приоритетного национального проекта «ЗДОРОВЬЕ» ГУЗ ВО «МИАЦ» создан 01.08.2006 и выполняет следующие функции:

1. Организационно-методическое руководство и практическая помощь органам управления здравоохранением муниципальных образований городов, округов, районов области, муниципальным и государственным лечебно-профилактическим учреждениям здравоохранения по вопросам реализации мероприятий национального проекта «ЗДОРОВЬЕ».

2. Обеспечение информационного взаимодействия с органами управления здравоохранением муниципальных образований городов, округов, районов области, муниципальных и государственных лечебно-профилактических учреждений здравоохранения с целью формирования информационной базы всех необходимых для реализации проекта исходных данных по мониторингу.

3. Контроль за информационным сопровождением приоритетного национального проекта «ЗДОРОВЬЕ», формирование свода и анализа данных о ходе реализации проекта (контроль графика поступления медицинского оборудования в муниципальные лечеб-

ВраЧ E3SE Профессиональное сообщество

™ и информационные

технологии

•ЭДЛ

но-профилактические учреждения области, целевого использования оборудования на местах с учетом выполненных исследований), формирование отчетных документов (в оперативном режиме, еженедельные, ежемесячные, ежеквартальные, годовые, итоговые).

4. Осуществление финансового и материально-технического контроля за своевременностью и эффективностью предоставления статистической отчетности по программе национального проекта «ЗДОРОВЬЕ».

5. Участие в подготовке докладов, аналитических материалов по данным мониторинга национального проекта «ЗДОРОВЬЕ», а также участие в совместной работе с общественными объединениями и организациями, средствами массовой информации.

6. Предоставление отчетов (в еженедельном и ежемесячном порядке) в Департамент здравоохранения администрации Владимирской области и вышестоящие организации по требованию.

7. Привлечение информации других министерств и ведомств при комплексной оценке состояния здоровья населения и других комплексных программ.

8. Организационно-методическое руководство, координация и контроль деятельности учреждений здравоохранения области по вопросам ведения регионального сегмента Федерального регистра участковой службы, медицинского персонала скорой медицинской помощи, фельдшерско-акушерских пунктов и акушерской службы, по вопросам дополнительных денежных выплат указанным категориям медицинских работников.

9. Консультативная помощь учреждениям здравоохранения области по вопросам ведения регионального сегмента Федерального регистра участковой службы, медицинского персонала скорой медицинской помощи, фельдшерско-акушерских пунктов и акушерской службы, по вопросам дополнительных денежных выплат указанным категориям медицинских работников.

10. Организация работы и проведение семинаров по внедрению единого програм-

много обеспечения в учреждениях здравоохранения области по ведению регистров.

11. Организация ежемесячных заседаний рабочих групп по формированию регионального сегмента Федерального регистра участковой службы, медицинского персонала скорой медицинской помощи, фельдшерско-акушерских пунктов и акушерской службы, по вопросам дополнительных денежных выплат указанным категориям медицинских работников.

12. Сбор информации, рассмотрение документов для принятия решения о включении медицинских работников в регистры.

13. Систематизация, обработка данных, формирование регионального сегмента Федерального регистра участковой службы, медицинского персонала скорой медицинской помощи, фельдшерско-акушерских пунктов и акушерской службы.

14. Передача сформированных баз данных в Федеральную службу по надзору в сфере здравоохранения и социального развития.

15. Подготовка информационно-аналитических отчетных материалов по данным регионального сегмента Федерального регистра участковой службы, медицинского персонала скорой медицинской помощи, фельдшерско-акушерских пунктов и акушерской службы, по вопросам дополнительных денежных выплат указанным категориям медицинских работников.

16. Анализ и контроль за лицензированием лечебно-профилактических учреждений здравоохранения.

ЛЕКАРСТВЕННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Отдел лекарственного обеспечения ГУЗ ВО «МИАЦ» создан в целях своевременного удовлетворения потребности учреждений здравоохранения в лекарственных средствах и изделиях медицинского назначения, осуществляет следующие функции:

1. Формирование ежегодной заказ-заявки на лекарственные средства, медицинские иммунобиологические препараты и изделия медицинского назначения.

' 26 i i i i i i ■ ■ i i i 1 ■ ■ ■■ ■ ■ ■ i i i i i i i i i i i i i1 ■■■ ■ ■ ■ i i i i i i i i ■■ ■ ■ ■■■ ■ ■ ■ ■ ■ i i i i i i i i i i i i i i i i i i

Профессиональное сообщество

www.idmz.ru ^klll 2007, № В ’

2. Формирование заявки по централизованной закупке на конкурсной основе лекарственных средств и изделий медицинского назначения для нужд учреждений здравоохранения области в целях обеспечения отдельных категорий граждан, имеющих право на государственную социальную помощь в виде набора социальных услуг, за счет средств областного бюджета, их распределение в учреждения здравоохранения области.

3. В целях реализации приоритетного национального проекта в сфере здравоохранения определение потребности, формирование заявки, распределение и контроль за целевым использованием диагностических наборов для диагностики ВИЧ-инфекции, гепатитов В и С, антиретровирусных препаратов, медицинских иммунобиологических препаратов.

4. Распределение медикаментов и изделий медицинского назначения, поступающих в рамках федеральных целевых программ, в учреждениях здравоохранения области.

5. Проведение мониторинга за уровнем цен на лекарственные средства, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств.

6. Анализ полученных статистических данных по учету закупки, запасов и расходова-

нию лекарственных средств в учреждениях здравоохранения области.

7. Осуществление контроля за своевременным освежением лекарственных средств на складе не снижаемого запаса территориального центра медицины катастроф.

8. Определение потребности, формирование заявки, распределение и контроль за использованием наркотических средств и психотропных веществ (входящих в список II и III перечня наркотических средств, психотропных веществ, подлежащих контролю в Российской Федерации). Участие в комиссии по уничтожению наркотических средств и психотропных веществ, дальнейшее использование которых в медицинской практике признано нецелесообразным.

9. Контроль за соблюдением действующих нормативных документов по учету, хранению и использованию медикаментов и изделий медицинского назначения в учреждениях здравоохранения области.

10. Мониторинг по обеспечению лекарственными средствами отдельных категорий граждан, имеющих право на получение набора социальных услуг.

Мы находимся в постоянном развитии и поиске новых идей, возможностей.

Полезная ссылка

□ □

До конца текущего года в России откроются федеральные центры высоких медицинских технологий: в Пензе и Астрахани — сердечно-сосудистой хирургии, в Чебоксарах — травматологии, ортопедии и эндопротезирования, где россияне смогут получить высококвалифицированную медицинскую помощь. 110 модулей центра в Пензе уже смонтированы, а к концу октября работы по монтажу будут завершены и после этого начнется установка тяжелого медицинского оборудования. В общей сложности для этого центра изготовлено и поставлено в РФ уже более 150 модулей из необходимых 331.

Завершается работа по подписанию соглашения с немецкой инжиниринго-I—| |—| | вой компанией по дистанционному контролю за работой всех инженерных

систем и оборудования ежедневно, а специалисты для пензенского центра проходят обучение в Германии, США и ведущих российских центрах.

В режиме он-лайн любой желающий может увидеть ход строительства федеральных центров высоких медицинских технологий на сайте www.dezz.org.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.