Медицинские информационные системы для стационарной и высокотехнологичной медицинской помощи
Материалы конференции «Информатизация здравоохранения
и социальной сферы в регионах России:
проблемы координации и информационного обмена»
В.Г.УТКА, Т.А.ТАХАЕВА, Н.Л.МАРЕЕВА,
ГУЗ «Медицинский информационно-аналитический центр», г. Брянск
www.idmz.ru S007, № 4
О ПЕРСОНИФИЦИРОВАННОМ УЧЕТЕ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ В УСЛОВИЯХ МНОГОПРОФИЛЬНОГО ЛПУ НА ТЕРРИТОРИИ БРЯНСКОЙ ОБЛАСТИ
Сютъя об истории становления и развития на территории Брянской области программного комплекса «Медицинская база данных ЛПУ» на основе персонифицированного учёта оказанных медицинских услуг лечебно-профилактического учреждения. Описан переход от разрозненных программ и учётной документации кединой на основе персонифицированного учёта, подчёркнута регионалъная специфика комплекса. Даны сведения по структуре программного комплекса, его функцио-налъных возможностях (обеспечивает ведение базы данных населения, обратившегося за медицинской помощъю, формирование реестров счетов, а также различных видов отчётности), описана схема взаимодействия субъектов областного здравоохранения, направленная на повышение эффективности работы комплекса. Программный комплекс состоит из следующих выполняемых модулей: администратора системы, ввода, формирования реестров по стационарной и стационарозамещающей помощи, формирования реестров по амбулаторно-поликлинической помощи, формирования отчетов, служебных функций, ввода формы 007/у-002 и формирования формы 016/у-02, проверки реестров, РГМДР, дополнителъной диспансеризации. Программный комплекс функционирует с 2004 года в 65 ЛПУ (97%) Брянской области, работающих в системе ОМС.
Необходимость создания информационных баз данных в здравоохранении не по принципу отдельных регистров, а по персонифицированным данным на население неоднократно подчёркивалась авторами [3; 4].
Заложенный в основу ведения базы данных принцип персонификации данных обеспечивает ряд преимуществ, отмеченных в специализированной литературе [2]. Приведём некоторые из них:
♦ экономия времени на ввод данных о пациенте (они вводятся один раз), последующий поиск осуществляется по полям «Инициалы» и «Год рождения» (рис. 1);
♦ наглядное представление информации обо всех диагнозах пациента, выписанных ему льготных рецептах, больничных листах и оказанных медицинских услугах (рис. 2);
♦ простота ведения базы данных.
С начала 90-х годов в Брянской области существовали 3 отдельные программы: «Стационар», «Поликлиника» и «Временная утрата трудоспособности». Кроме программ, разработанных в МИАЦ, на территории области функционировали ещё несколько аналогичных. Необходимость перехода на единое программное обеспечение в ЛПУ была очевидна для всех субъектов областного здравоохранения. Однако толчок к переходу на качественно новый уровень программного обеспечения (единое для всех ЛПУ области) был произведен в рамках реформирования здравоохранения и внедрения в него элементов страхо-
© В.Г.Утка, Т.А.Тахаева, Н.Л.Мареева, 2007 г.
■ ■■ ■■ I I I I I Iй I I I ■ ■ ■■ ■ ■ ■ 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 ■■■ ■ ■ ■ 1 1 1 1 1 1 1 1 ■■ ■ ■ ■■■ ■ ■ ■ ■ 69" !!!!!!!!!!!!! ! ! !
W4MM
1 и информационные
технологии
Медицинские информационные системы для стационарной и высокотехнологичной медицинской помощи
Материалы конференции «Информатизация здревоохранения
и социальной сферы в регионах России:
проблемы координвции и информеционного обмене»
вой медицины [1]. В соответствии с совместным Приказом Департамента здравоохранения Брянской области и Брянского территориального фонда обязательного медицинского страхования (БТФОМС) от 05.12.2003 «О едином ПО «Поликлиника» и «Стационар» с 2004 года осуществлен переход от разрозненных программ и финансирования по смете расходов к единому программному обеспечению и финансированию по новым экономическим методам:
1. Амбулаторно-поликлиническая помощь по тарифам одного врачебного посещения в соответствии с уровнем ЛПУ (все ЛПУ, работающие в системе ОМС, распределены на 4 группы в соответствии с уровнем оказания медицинской помощи: областной, городской, районный, сельский) согласно запланированным объёмам посещений по территориальной программе ОМС.
2. Стационарная и стационарозамещающая помощь за законченный случай лечения в соответствии с запланированным объёмом дней госпитализации по территориальной программе ОМС и уровнем ЛПУ:
♦ по тарифам, дифференцированным по клинико-статистическим группам (КСГ);
♦ по тарифам законченного случая лечения в профильном отделении на профильных койках [6.]
Программный комплекс «Медицинская база данных лечебно-профилактического учреждения» (ПК «МБД ЛПУ») предназначен для создания и ведения персонифицированной базы данных состояния здоровья населения, анализа заболеваемости, получения информации для государственной статистической отчетности, формирования реестров оказанных медицинских услуг в системе ОМС, трансляции информации в Российский государственный медико-дозиметрический регистр (РГМДР).
Разработчиками единого ПК «МБД ЛПУ» явились Клин-цовская ЦРБ (Коношен-коЛ.А.) и Брянский областной МИАЦ.
До 2003 года на территории области в обращении находилось несколько различных модификаций талона амбулаторного пациента и статистической карты выбывшего из стационара, переход на единое программное обеспечение потребовал разработки единой учётной медицинской документации, что и было реализовано в соответствии с приказами Департамента здравоохранения, согласно которым с 2004 года введены единые учётные формы.
Основными учётными документами для функционирования ПК «МБД ЛПУ» являются Талон амбулаторного пациента, форма № 025-12/у-04/Бр, Статистическая
карта выбывшего из стационара, форма № 066/у-02, Медицинское свидетельство о смерти (форма №106/у-98).
Приказом Департамента здравоохранения Брянской области в 2004 году также были утверждены временные штатные нормативы отделов АСУ ЛПУ области. Введены должности операторов из расчёта 1 оператор на ввод 150 Талонов амбулаторного пациента и 1 оператор на ввод 80 Статистических карт выбывшего из стационара в день.
В ПК «МДБ ЛПУ» персонифицированный учёт ведётся сразу по трём направлениям:
1) учёт амбулаторно-поликлинической помощи;
2) учёт стационарной и стационарозамещающей помощи;
3) учёт дополнительной диспансеризации.
В персонифицированную базу данных ЛПУ вносится информация по следующим направлениям:
1. Персональные сведения о пациенте (форма заполнения одинакова как для ведения персонифицированных баз для учёта стационарной и стационарозамещающей помощи, так и для учёта амбулаторнополиклинической помощи):
♦ фамилия, имя, отчество;
♦ дата рождения;
♦ место жительства;
♦ место работы и профессия;
♦ медицинский полис ОМС;
♦ сведения о льготах;
♦ СНИЛС;
♦ сведения об инвалидности.
I I 170 I ■ ■ 1 1 1 ■ ■ ■■ ■ ■ ■ 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 ■■■ ■ ■ ■ 1 1 1 1 1 1 1 1 ■■ ■ ■ ■■■ ■ ■ ■ ■ ■ 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1
Медицинские информационные системы для стационарной и высокотехнологичной медицинской помощи
Материалы конференции «Информатизация здравоохранения
и социальной сферы в регионах России:
проблемы координации и информационного обмена»
www.idmz.ru 2007, № 4
■■■■
рчн
Ввод медицинских свидетельств о смерти (в случае смерти пациента информация об этом накапливается в персонифицированной базе данных; даже если человек никогда не лечился в данном ЛПУ, информация о нём и свидетельство о смерти будут записаны и в дальнейшем обработаны для формирования форм государственной статистической отчётности №№14, 16, 30):
♦ дата смерти;
♦ дата регистрации смерти;
♦ место смерти;
♦ номер справки;
♦ учреждение, выдавшее справку;
♦ место регистрации смерти;
♦ основание удостоверения смерти;
♦ причина смерти;
♦ вид смерти;
♦ тип смерти;
♦ патолого-анатомический диагноз;
♦ фамилия, специальность врача, удостоверившего смерть.
2. Диагноз:
♦ дата установления диагноза;
♦ международная классификация (МКБ-10);
♦ порядок учёта (впервые выявленное, хроническое);
♦ клинический диагноз (для стационара).
3. Законченный случай обращения за медицинской помощью (учёт амбулаторно-поликлинической помощи):
♦ даты начала и окончания случая;
♦ повод обращения;
Рис. 1. Поиск пациента в персонифицированной базе данных
Рис. 2. Персонифицированные данные на амбулаторного
пациента
♦ результат обращения;
♦ место оказания помощи;
♦ вид оплаты.
4. Медицинская услуга (учёт амбулаторно-поликлинической помощи):
♦ дата оказания услуги;
♦ наименование услуги;
♦ осложнения (для стационара);
♦ аппаратура, использовавшаяся при операции (для стационара);
♦ врач, оказавший услугу.
5. Движение по отделениям (учёт стационарной и стационарозамещающей помощи):
♦ дата поступления и выбытия из отделения;
■ 1 1 1 1 1 1 ■ ■ 1 1 1 ■ ■ ■■ ■ ■ ■ 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 ■■■ ■ ■ ■ 1 1 1 1 1 1 1 1 ■■ ■ ■ ■■■ ■ ■ ■ ■ 71 1 !!!!!!!!!!!!! 1111
W4MM
1 и информационные
технологии
Медицинские информационные системы для стационарной и высокотехнологичной медицинской помощи
Материалы конференции «Информатизация здревоохранения
и социальной сферы в регионах России:
проблемы координвции и информеционного обмене»
♦ наименование отделения;
♦ профили коек;
♦ лечащий врач.
6. КСГ (учёт стационарной и стационарозамещающей помощи):
♦ дата начала и завершения КСГ;
♦ код и название КСГ;
♦ соответствие между КСГ и МКБ;
♦ тип КСГ;
♦ процент оплаты КСГ.
Внедрение в 2004 году ПК «МБД ЛПУ» прошло довольно гладко, так как в нём были реализованы механизм формирования реестров за пролеченных больных как для стационара, так и для поликлиники, модуль проверки реестров и печати протоколов ошибок.
Создан электронный регистр застрахованных по ОМС граждан на основе базы застрахованного населения БТФОМС. Таким образом стало возможным автоматическое заполнение всей паспортной части, медицинского полиса, СНИЛСа.
Программное сопровождение ПК «МДБ» осуществляется на базе МИАЦ. Внесение изменений в ПК, создание обновлений осуществляются при поддержке БТФОМС. Отработана схема модификаций, при которой в ЛПУ поступают сервисные пакеты, заменяются исполняемые программные модули, адаптированная под программный комплекс база застрахованного населения записывается на
электронные носители и распространяется по ЛПУ области. Периодически в МИАЦ проводятся семинары, на которых обсуждаются внесённые, согласно тарифным соглашениям и другой нормативно-правовой информации, изменения и нюансы работы с программным комплексом.
ПК «МБД ЛПУ» возник и развивался с учётом потребностей ЛПУ именно нашей области, что является оптимальным для единого регионального программного продукта, о чём неоднократно упоминалось в посвященной этим вопросам литературе [5]. К региональной специфике нашего программного комплекса, помимо реестров в страховые компании, БТФОМС, ПФР, государственных отчётных форм, можно отнести выгрузку в РГМДР для юго-западных районов Брянской области, пострадавших в результате аварии на ЧАЭС.
ПК «МБД ЛПУ» установлен и функционирует с 2004 года в 65 ЛПУ Брянской области, что составляет 97% от общего числа ЛПУ области, работающих в системе ОМС.
ПК «МБД ЛПУ» обеспечивает максимально удобный для оператора ввод данных, машинный контроль вводимой информации, достоверность выходных форм, сохранность базы данных на жестком диске, стабильную работу в условиях ЛВС, разделение прав доступа пользователей.
Основной целью создания ПК «МБД ЛПУ» является:
♦ создание в ЛПУ Брянской области персонифицированных баз данных об оказанной медицинской помощи прикрепленному населению;
♦ получение данных для формирования годовых статистических отчётов и ежеквартальной оперативной информации;
♦ получение специализированной аналитической информации с помощью произвольно настраиваемых запросов;
♦ получение реестров оказанных медицинских услуг в электронном виде и на бумаге на стационарных и амбулаторных больных, пролеченных в рамках системы ОМС (рис. 3);
♦ обеспечение трансляции персональной медицинской информации в РГМДР.
ПК «МБД ЛПУ» состоит из выполняемых модулей, базы данных МИАЦ, ежемесячно обновляемой базы застрахованного населения и базы данных, содержащей настроечные таблицы, таблицы с нормативно-справочной информацией (31 справочник) и персонифицированными данными по пациентам. База данных защищена паролем от несанкционированного доступа.
Программный комплекс состоит из следующих выполняемых модулей (рис. 4).
Модуль администратора системы. Предназначен для настройки системы, разделе-
I I 172 I ■ ■ 1 1 1 ■ ■ ■■ ■ ■ ■ 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 ■■■ ■ ■ ■ 1 1 1 1 1 1 1 1 ■■ ■ ■ ■■■ ■ ■ ■ ■ ■ 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1
Медицинские информационные системы для стационарной и высокотехнологичной медицинской помощи
Материалы конференции «Информатизация здравоохранения
и социальной сферы в регионах России:
проблемы координации и информационного обмена»
www.idmz.ru 2007, № 4
■■■■
гчвя
ния прав доступа пользователей, редактирования некоторых таблиц: предприятий,
профессий, пользователей, врачей, медсестер, медицинских услуг. Для таблиц отделений, профилей коек и медицинских услуг имеется возможность включения/вы-ключения отдельных позиций в соответствии с потребностями конкретного ЛПУ.
Модуль ввода. Предназначен для ввода талонов амбулаторных пациентов, карт выбывших из стационара, медицинских свидетельств о смерти в базу данных.
Модуль формирования реестров по стационарной и стационарозамещающей помощи. Реестры формируются как на бумажном носителе (формат .htm), так и на магнитном (форматы .dbf и .xml). При расчете стоимости оказанных медицинских услуг учитывается тот факт, что на территории Брянской области действуют различные виды оплаты. Реестры формируются по категориям граждан, по страховым компаниям, для иногородних, сводные.
Модуль формирования реестров по амбулаторнополиклинической помощи. Реестры формируются на бумажном носителе (формат .htm) и на магнитном (форматы .dbf и .xml). Реестры формируются по категориям граждан, по страховым компаниям, для иногородних, сводные (см. рис. 3).
Рис. 3. Модуль «Поликлиника»
Служебная база данных МИАЦ:
- условия формирования отчетов;
- вспомогательная информация.
I Модуль ввода формы
Модуль служебных функций h Медицинская база данных ЛПУ -
■■ ■ / ( \ л_
л ч
НТМ-файлы, Выгрузка в регистр
Dbf- dbf-файлы, J региональных
файлы таблицы Excel L льготников
Рис. 4. Структурно-функциональная схема программного комплекса «Медицинская база данных ЛПУ»
Модуль формирования отчетов. Предназначен для получения форм государственных статистических отчетов по формам 12, 14, 16, 63, 57, 30 (частично), 16-ВН ежеквартальной оперативной информации
и произвольных отчетов о состоянии здоровья населения. Предусмотрены выборки по различным параметрам: возрасту, месту проживания, группам профессий, подразделениям ЛПУ, категориям населения.
■ 1 1 1 1 1 1 ■ ■ 1 1 1 ■ ■ ■■ ■ ■ ■■■■ ■ ■ ■ ■ ■ 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 ■ 1 1 1 1 1 1 1 1 ■■ ■ ■ ■■■ ■ ■ 11 73й !!!!!!!!!!!!! ! ! !
W4MM
1 и информационные
технологии
Медицинские информационные системы для стационарной и высокотехнологичной медицинской помощи
Материалы конференции «Информатизация здревоохранения
и социальной сферы в регионах России:
проблемы координвции и информеционного обмене»
Модуль служебных функций. Осуществляет:
♦ восстановление базы данных в случае порчи информации, к которой может привести, например, резкий скачок напряжения в сети при отсутствии источника бесперебойного питания;
♦ архивное копирование медицинской базы данных — наличие копии спасет положение, если база данных будет каким-либо образом запорчена без возможности полного восстановления;
♦ удаление записей по определенным условиям (период, возраст). Эта возможность актуальна, например, для детских ЛПУ. Можно исключить из базы данных записи о пациентах старше 18 лет, новая база будет содержать меньше записей, занимать меньше места на диске, сократится время на ввод новой информации.
Модуль ввода формы 007/у-002 и формирования формы 016/у-02. Предназначен для ввода данных по форме 007/у-002 (Листок ежедневного учёта движения больных и коечного фонда стационара круглосуточного пребывания, дневного стационара при больничном учреждении) и формирования отчётов по форме 016/у-02 (Сводная ведомость движения больных и коечного фонда по стационару, отделению или профилю коек стационара круглосуточного пребывания, днев-
ного стационара при больничном учреждении).
Модуль проверки реестров. Предназначен для проверки сформированных в xml-формате реестров оказанной амбулаторно-поликлинической, стационарной и стационарозамещающей помощи, печати протоколов ошибок.
Модуль РГМДР. Предназначен для формирования выгрузки в РГМДР регистрационных карт и кодировочных талонов.
Модуль дополнительной диспансеризации. Предназначен для ведения базы данных дополнительной диспансеризации, формирования реестров для её оплаты и статистических форм 12-Д-1, 12-Д-2. Разработан в 2006 году в рамках реализации приоритетного национального проекта «Здоровье».
Все модули, кроме последней разработки (Модуль дополнительной диспансеризации создан с использованием языка программирования Delphi, среда программирования — Borland Delphi 6.0), написаны с использованием языка программирования Basic, среда программирования — Microsoft Visual Basic 6.0. База данных ЛПУ выполнена в Microsoft Access 97. Работа с ПК возможна и на локальном компьютере, и по сети. Основным инструментом для вывода отчётной документации является браузер Internet Explorer (реестры,
счета-фактуры, некоторые статистические формы), также используются офисные программы Microsoft Office и табличные выгрузки в Microsoft Visual FoxPro 6.0.
Основные программные средства, необходимые для работы с ПК «МБД ЛПУ»: MS Office не ниже 97, Internet Explorer не ниже 5.0, драйвера для работы с файлами формата Dbase не ниже Dbase IV, операционная система — MS Windows 98, NT, 2000, XP Professional.
Для нормального функционирования программного комплекса необходима следующая аппаратная часть: процессор не ниже Intel Pentium 3, оперативная память 128 Мб, свободное дисковое пространство 10 Гб, монитор SVGA.
При работе с ПК «МБД ЛПУ» используется Единая справочно-информационная база, разработанная специалистами БТФОМС и МИАЦ и содержащая единую нормативно-справочную информацию регионального, федерального и международного уровня, что обеспечивает достоверность выходных данных. Использование электронного формата (*.dbf и *.xml) позволяет объединять выходные данные отдельных ЛПУ и получать сводную информацию на региональном и федеральном уровнях.
На современном этапе ПК «МБД ЛПУ» представляет
■ 74 ! ! ! ! ! ■ ■ 1 1 1 ■ ■ ■■ ■ ■ ■ 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 ■■■ ■ ■ ■ 1 1 1 1 1 1 1 1 ■■ ■ ■ ■■■ ■ ■ ■ ■ ■ 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1
Медицинские информационные системы для стационарной и высокотехнологичной медицинской помощи
Материалы конференции «Информатизация здравоохранения
и социальной сферы в регионах России:
проблемы координации и информационного обмена»
www.idmz.ru 2007, № 4
■■■■
рчн
собой довольно гибкий инструмент решения различных задач автоматизации в ЛПУ. Так или иначе он связан со всеми программными разработками, которые с 2004 года используются в ЛПУ и были реализованы в Брянском областном МИАЦ. Так, к примеру, регистр региональных льготников, формируемый из ПК «МБД ЛПУ», в дальнейшем используется для поисковой программы «Регистр региональных льготников», установленный в ЛПУ и аптечных учреждениях (контроль лиц, имеющих право получить лекарственное средство по
льготному региональному
рецепту). Одна из последних разработок в МИАЦ — программа «Региональная льгота» (автоматизированная выписка региональных льготных рецептов, учёт отпуска лекарственных средств по этим рецептам аптечными учреждениями,
формирование требуемой отчётности) также использует регистр региональных льготников. Для программы «Учёт льготных рецептов в ЛПУ» (автоматизированная выписка федеральных льготных рецептов, учёт отпуска лекарственных средств по этим рецептам, формирование требуемой
отчётности), реализованной ГУЗ МИАЦ, использовалась выгрузка ПК «МБД ЛПУ» для формирования отчёта по форме № 30-П/у.
Накопление и обработка сведений по различным направлениям деятельности медицинского учреждения в ПК «МДБ ЛПУ» позволит и в дальнейшем совершенствовать процессы автоматизации ЛПУ, подготовит надёжный информационный плацдарм для решения новых задач, в том числе реализуемых в рамках выполнения приоритетного национального проекта «Здоровье».
ЛИТЕРАТУРА
1. Гасников В.К. Развитие информатизации здравоохранения в регионах России //Врач и информационные технологии. — 2005. — № 1. — С.21-26.
2. Гербер Ю.М., Стародубцев И.Б., ТронинМ.А., Сельмаева Н.А., Косолапова Н.В., ТарасовА.С. Результаты внедрения системы персонифицированного учёта амбулаторно-поликлинической помощи МУЗ ГКБ №7 города Ижевска//В кн. Развитие информационных технологий и проблемы управления здоровьем и здравоохранением. — Ижевск, 2006. — С.210-212.
3. Кирбасова Н.П., Степанов В.П., Костылев Д.В. Система автоматизированного персонифицированного учёта медицинских услуг в условиях многоканальной модели финансирования учреждений здравоохранения федерального подчинения //Врач и информационные технологии. — 2004. — № 5. — С.30-37.
4. Летов В.Е., Левченко А.Г., Полковой А.Ю. Создание единой медицинской информационной системы лечебно-профилактических учреждений района//В кн. Компьютерные технологии в информатизации здравоохранения Нижегородской области. — Нижний Новгород, 1996. — С.74-78.
5. Столбов А.П. О некоторых особенностях информационных систем//Врач и информационные технологии. — 2005. — № 6. — С.15—19.
6. Фетисов С.Н, Кузьмина Л.С., Утка В.Г. Некоторые особенности деятельности учреждений здравоохранения и системы ОМС в Брянской области//Консилиум. — Воронеж, 2004. — №4. — С.11 —14.
■ 1 1 1 1 1 1 ■ ■ 1 1 1 ■ ■ ■■ ■ ■ ■ 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 ■■■ ■ ■ ■ 1 1 1 1 1 1 1 1 ■■ ■ ■ ■■■ ■ ■ ■ ■ 75" !!!!!!!!!!!!! ! ! !