■■ —
г^ ■■■■
[Э кЗа! ИТ и управление здравоохранением
^ и информационные
и информационные
технологии
Е.Е.КОРЧАГИН,
заместитель начальника Управления здравоохранением администрации Красноярского края, г.Красноярск
ИНФОРМАЦИОННАЯ СИСТЕМА СБОРА ОТЧЕТНОЙ ИНФОРМАЦИИ О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЕДИЦИНСКИХ УЧРЕЖДЕНИЙ
Реализация структурных преобразований в отрасли с целью достижения рационального использования ресурсов, повышения доступности качественной медицинской помощи невозможна без правильной и эффективной информационной поддержки принимаемых решений.
Стратегической целью информатизации здравоохранения и системы ОМС, на наш взгляд, является практическая реализация новых методов управления, основанных на объективной информации и новых информационных технологиях, создающих условия для адекватного анализа потребности в медицинской помощи, моделирования результатов принимаемых решений. Это в свою очередь позволит обоснованно формулировать стратегические и тактические задачи развития здравоохранения, развивать новые методики организации медицинской помощи, рационально распределять ресурсы здравоохранения.
Представим себе порядок сбора и обработки информации в существовавшем виде. Отчет о деятельности медицинской организации ежегодно или с другой периодичностью, установленной соответствующими документами, сводится по нескольким десяткам форм, состоящим из множества таблиц, содержащих агрегированные данные. Затем учреждения, расположенные на территории того или иного муниципального образования, представляют их в орган управления территории. Силами сотрудников оргметод-отделов и отделов медицинской статистики
© Е.Е.КОРЧАГИН, 2004 Г.
информация агрегируется в сводные формы по муниципальному образованию. И вот наступает самая горячая пора, когда после новогодних праздников с чувством легкого испуга представители муниципальных образований съезжаются в краевой (областной) информационно-аналитический центр (бюро медицинской статистики) и пытаются сдать свои формы, изобилующие часто множеством ошибок.
Полуторамесячный напряженный труд десятков людей в конце концов завершается. Отчет сдается в Минздрав, и начинается пора использования на практике результатов годового отчета. И вот тут оказывается, что для получения той или иной информации, одного или другого показателя (особенно того, который ранее не запрашивался) требуется зачастую большой рутинный труд, связанный с ручной обработкой данных, несмотря на то, что все они уже в том или ином состоянии имеются в электронном виде.
Такие сложности связаны и с постоянным изменением отчетных форм, все еще недостаточной методической проработкой тех или иных отчетных форм (нет инструкций), отсутствием программного обеспечения, способного обрабатывать такой материал. И самое главное, что затрудняет получение необходимой информации, - это сложность расчета показателей, накопленных в период сбора отчета, и сопоставление их с показателями прошлых периодов в случае изменения отчетных форм.
Для реализации информационной поддержки решения задач учета и отчетности для здра-
гчш
www.idmz.ru кЛ
воохранения и системы ОМС в Красноярском крае с 1999 года создается Единая информационная система отрасли, основанная на общих методических подходах, единой системе ведения справочников, общих форматах обмена информации.
С целью решения проблемы сбора и обработки информации при нашем участии была создана система «СтатЭкспресс», позволяющая работать с вышеперечисленными видами управленческой информации.
Она рассчитана на сбор периодической информации от субъектов любого уровня: от отделений до края (области) в целом, с любой периодичностью, заданной заранее или произвольной. Система позволяет собирать данные как в форме таблиц фиксированных размеров с учетом заданных граф и строк (как это принято в государственной статистической отчетности), так и в виде таблиц нефиксированной длины, данные в которую заносятся в случае их наличия, а значения выбираются из соответствующих справочников.
После выбора из справочника отчитывающегося учреждения и установления отчетного периода производится заполнение информации в форму, по виду максимально приближенную к печатному оригиналу. В процессе создания таблиц имеется возможность включения в них ячеек с автоматическим вычислением значений, как это принято в электронных таблицах.
В случае необходимости данные из одной таблицы могут автоматически синхронизироваться с данными другой таблицы, что избавляет пользователя от возможных ошибок при заполнении различных форм. После ввода информации она может быть проверена с помощью встроенных в систему контролей, идеология которых соответствует принятой в системах ГВЦ Минздрава РФ. Поэтому не возникает проблем при обновлении их по указанию федерального центра.
Удобство системы контролей заключается еще и в том, что в случае обнаружения ошибки, система помогает быстро попасть в нужную ячейку, содержащую неверные данные.
В каждом отчитывающемся учреждении вносится информация, которая затем распечатывается и заверяется руководителем, что подтвер-
№4, 2004
ждает ее правильность и соответствие бумажного варианта - электронному.
На уровне муниципального образования производятся импорт данных от подчиненных учреждений и их проверка. В случае, если сдающая информацию сторона добросовестно отработала все контроли, то при своде проблем не возникает. В случае необходимости можно легко сделать «срез» данных в своде как по названию учреждений, так по типу и месту расположения. Такой подход значительно облегчает проверку данных.
Аналогичным образом прием и обработка данных производятся на региональном уровне. Жизнь людей, принимающих годовой отчет на краевом уровне, существенно облегчается, так как основные проверки уже выполнены, данные импортированы.
Отдельным разделом системы являются расчетные таблицы, в которых собирается информация из других форм и справочников системы. Из справочников берутся, сведения о типах учреждений и их территориальном расположении. Таким образом создается, например, хорошо известная форма № 47 «Сведения о сети и деятельности учреждений здравоохранения».
Узким местом в этой системе является свод информации, по которой не предусмотрено первичных учетных документов, которая собирается, «в карандаше».
Например, сведения о подразделениях Госсанэпиднадзора, образовательных учреждениях и т.п. Выходом их такой ситуации является создание на региональном уровне необходимой промежуточной отчетности, в которую и заносятся недостающие данные.
Кроме ввода информации непосредственно в таблицы, наша система имеет возможность импорта данных из других информационных систем, имеющих согласованный формат хранения данных.
Система «СтатЭкспресс» состоит из нескольких блоков:
♦ построитель (дизайнер) форм;
♦ ввод информации;
♦ импорт информации из других систем;
♦ контроль информации;
♦ анализ данных;
>
W-ЩШШ kJH
и информационные
технологии
♦ вывод отчетов;
♦ экспорт данных в форматы МЗ РФ и ФОМС.
Построена она таким образом, чтобы была сведена к минимуму необходимость привлечения разработчика для создания новых учетно-отчет-ных форм, поддержки процесса обмена и анализа информации. В системе предусмотрена работа, как с таблицами фиксированной длины, так и с таблицами, имеющими произвольное число строк.
При появлении потребности управленческого персонала в сборе новых сведений, создается новая учетно-отчетная форма, которая в виде экспортного файла передается в отчитывающиеся учреждения (медицинские организации, СМО и т.д.). В отчитывающейся организации форма импортируется и заполняется необходимыми данными. После устранения всех ошибок, выявленных с помощью встроенных контролей (внутритабличных, межтабличных, межформенных, межпериодных), формируются экспортный файл для передачи его в вышестоящую организацию и бумажный документ, содержащий данные отчета, подписываемый в соответствии с установленной процедурой. Передача бумажного и электронного носителя может осуществляться любым из известных способов.
В случае наличия в отчитывающейся организации информационной системы, формирующей промежуточные отчеты (например, автоматизированная система учета движения пациентов в поликлинике, стационаре) данные из нее могут автоматически переноситься в систему «СтатЭк-спресс».
В органе управления информация от всех отчитывающихся организаций импортируется в систему и контролируется. С помощью данной системы формируются своды по организациям, по их типам, территориям с использованием фильтров, настраиваемых пользователем. Кроме того, в системе реализована работа с расчетными таблицами, повторяющимися данными. Это делает возможным формирование всего спектра отчетных форм для нужд здравоохранения и системы ОМС.
Оперативная аналитическая обработка OLAP (On-Line Analytical Processing), получившая в пос-
леднее время широкое распространение и популярность, позволяет значительно упростить и ускорить процесс подготовки информации, необходимой для принятия управленческих решений. Оперативность достигается, прежде всего, за счет отсутствия необходимости в программировании запросов и, тем самым, отсутствия необходимости в привлечении программиста. Руководитель обретает возможность получить любую необходимую информацию и выполнить ее анализ в любых нужных разрезах самостоятельно, в течение нескольких минут.
Анализ осуществляется путем выбора интересующих данных и выполнения, так называемых, аналитических операций, к числу которых относится, в первую очередь, агрегирование данных: нахождение сумм, средних значений показателей, нахождение других разнообразных статистических характеристик, вычисление новых сложных показателей через известные. Важным элементом оперативного анализа является наглядная визуализация получаемых данных в форме перекрестных таблиц (кросс-таблиц).
Изменение степени детальности данных в кросс-таблице позволяет получать сводные показатели, либо наоборот, подробно исследовать особенности бизнесс-процесса.
Например, расчет потребности в медицинской помощи может производиться целиком по краю, либо дифференцированно по территориям и половозрастным группам населения. В последнем случае в качестве анализируемых показателей выступают, например, показатели болезненности и объемы госпитализаций, а в качестве измерений рассматриваются территории, половозрастные группы, классы МКБ. Аналитические операции в системе можно выполнять без участия программиста, то есть эксперименты с аналитическими моделями не требуют перепрограммирования системы. Технология OLAP применяется для построения аналитических моделей и отчетов.
Особенностью нашей системы является ее ориентация на разные платформы. Благодаря своей «трехслойной» архитектуре, она достаточно легко адаптируется к любой системе управления данными. При этом «верхний» слой представляет собой интерфейс пользователя, «ниж-
F4I
www.idmz.ru hil
ний» - систему управления данными, а «промежуточный» связывает их. Такой подход позволяет иметь продукт, функционирующий под управлением различных систем (InerBase, Oracle и др.). В случае необходимости адаптации к иной системе потребуется лишь переработать «промежуточный» слой системы.
С помощью созданных систем имеется возможность сбора любой управленческой информации, как в рамках государственной статистической отчетности, так и оперативной, вплоть до еженедельной и ежедневной. Такая технология может быть с успехом использована для осуществления оперативного мониторинга деятельности системы здравоохранения и показателей состояния здоровья населения территории (муниципального образования, субъекта федерации и т.д.). Так в конце 2003 года в данной системе реализован сбор заявок от медицинских учреждений на приобретение лекарственных средств, с целью формирования единой заявки и детального анализа в их потребности. В этой же систе-
№4, 2004
ме реализован сбор информации о технико-экономических показателях медицинских учреждений, мониторинг деятельности учреждений здравоохранения и исполнения Программы государственных гарантий обеспечения граждан края бесплатной медицинской помощью.
Описанная система является одним из звеньев создаваемой Единой информационной системы здравоохранения и ОМС Красноярского края.
И сегодня можно сказать, что в Красноярском крае создана и введена в эксплуатацию первая очередь системы, позволяющей получать и анализировать управленческую информацию о деятельности медицинских учреждений на основе новых информационных технологий. С помощью ее станет возможно обоснованно формулировать стратегические и тактические задачи развития здравоохранения, развивать новые методики организации медицинской помощи, повышать доступность ее для населения и адекватность реальным потребностям.
ЛИТЕРАТУРА
1. Концепция и Программа информатизации здравоохранения и системы ОМС Красно: 1 ярского края на 2001 - 2005 годы. - Красноярск, 2001.
2. Александровская Т.Г., Корчагин Е.Е., Ноженкова Л.Ф. Проектирование и реализация // единой информационной системы здравоохранения и ОМС Красноярского края//Инфор-
мационно-аналитические системы и технологии в здравоохранении и обязательном медицинском страховании//Труды всероссийской конференции. - Красноярск: КМИАЦ, 2002. - С.19-26.
3. Евдокимов Д.А., Никитина М.И, Корчагин Е.Е. Принципы построения и функциональные возможности системы сбора отчетных данных//Информационные технологии и кибернетика на службе здравоохранения. Сборник докладов международной научно-практической конференции. - Днепропетровск УГХТУ, 2003. - С.47-50
4. Корчагин Е.Е. Подходы к построению технологической информационной системы мониторинга деятельности медицинских учреждений//Информационные системы и технологии в здравоохранении. Научные труды Российской научно-практической конференции. - М.: РИО ЦНИИОИЗ, 2003. - С.108-111
5. Корчагин Е.Е. Технология сбора сводной отчетности на региональном уровне//Мате-риалы научно-практической конференции, посвященной 85-летию образования Ивановской области. - Иваново, 2003. - С.176-178