Научная статья на тему 'Система мониторинга как инструмент повышения качества таможенных услуг'

Система мониторинга как инструмент повышения качества таможенных услуг Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1363
126
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТАМОЖЕННЫЕ УСЛУГИ / CUSTOMS SERVICES / МОНИТОРИНГ КАЧЕСТВА ТАМОЖЕННЫХ УСЛУГ / CUSTOMS SERVICE QUALITY MONITORING

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Фокина Д.А.

Мониторинг как инструмент контроля качества может быть использован для любого процесса управления. Главная цель мониторинга заключается в обеспечении обратной связи: выявление потребностей объекта управления, оценка эффективности и результативности выбранных методов и инструментов воздействия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE MONITORING SYSTEM AS A TOOL TO IMPROVE THE CUSTOMS SERVICE QUALITY

The quality control tool monitoring may be used for any control process. The main purpose of monitoring is to provide feedback: identifying the needs of facility management, effectiveness evaluation and efficiency of the chosen methods and instruments of influence.

Текст научной работы на тему «Система мониторинга как инструмент повышения качества таможенных услуг»

могут быть распространенность знака, длительность его использования, количество потребителей и др. Благодаря такому подходу появляется возможность снижения влияния негативных факторов, например, уменьшение угрозы больших финансовых затрат отдельных производителей и государства, также кардинальных изменений законодательства.

Несомненно, вся ситуация осложняется существованием Таможенного союза Российской Федерации, Республики Казахстан и Республики Беларусь, так как одни и те же советские товарные знаки используются в этих странах различными производителями.

Таким образом, несмотря на достаточное количество решений, изменений никаких не наблюдается. Очевидно, данная ситуация заставляет терпеть её участников судебные процессы, потерю времени, финансовые потери, поэтому требуется максимально скорое принятие решения по данному вопросу и его реализация.

Библиографические ссылки

1. Гражданский кодекс Российской Федерации, часть четвёртая от 18 декабря 2006 г. № 230-ФЗ (с изменениями и дополнениями от 23 июля 2013 г.).

2. Кривошапко Ю. Купи себе кусочек СССР. Советские бренды хотят сделать общим достоянием // Российская газета (Столичный выпуск) от 13.08.2013. № т6153. URL: http://www.rg.ru/2013/08/13/biendy.html.

3. Сергеев А. Битва за товарные знаки продолжается. Есть ли выход? // Закон : журнал от 06.07.2013 № 06. URL: http://libraiy.zakon.ru/publication/igzakon/4685.

References

1. The Civil Code of Russian Federation, the fourth part of December 18, 2006 №230-FZ (as amended July 23, 2013).

2. Krivoshapko Yu. "Rossiyskaya gazeta" (Stolichnyy vypusk), "Kupi sebe kusochek SSSR. Sovetskie brendy khotyat sdelat' obschim dostoyaniem", 13.08.2013, №6153 ("The Russian newspaper" (Capital issue) "Buy a part of USSR. Soviet brands can become commons"). Available: http ://www.rg. ru/2013/08/13/brendy .html

3. Sergeev A. Zhurnal "Zakon", "Bitva za tovarnye znaki prodolzhaetsya. Est' li vykhod?", 06.07.2013, №06 ("Fight for trade marks continues. Is there a way out?"). Available: http://library.zakon.ru/publication/ igzakon/4685.

© Таирова Е. Я., Сурник А. П., 2013

УДК 339.544

СИСТЕМА МОНИТОРИНГА КАК ИНСТРУМЕНТ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ТАМОЖЕННЫХ УСЛУГ

Д. А. Фокина

Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева Россия, 660014, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31

Мониторинг как инструмент контроля качества может быть использован для любого процесса управления. Главная цель мониторинга заключается в обеспечении обратной связи: выявление потребностей объекта управления, оценка эффективности и результативности выбранных методов и инструментов воздействия.

Ключевые слова: таможенные услуги, мониторинг качества таможенных услуг.

THE MONITORING SYSTEM AS A TOOL TO IMPROVE THE CUSTOMS SERVICE QUALITY

D. A. Fokina

Siberian State Aerospace University named after academician M. F. Reshetnev 31, "Krasnoyarsky Rabochy" Av., Krasnoyarsk, 660014, Russia

The quality control tool monitoring may be used for any control process. The main purpose of monitoring is to provide feedback: identifying the needs of facility management, effectiveness evaluation and efficiency of the chosen methods and instruments of influence.

Keywords: customs services, customs service quality monitoring.

Мониторинг качества таможенных услуг - это систематическое наблюдение за процессом оказания, комфортностью доступностью данных услуг, эффективностью работы системы их предоставления на основе единой системы показателей при комплексном использовании информации из различных источников.

Мониторинг - это непрерывный процесс наблюдения за объектом, контроль, анализ и прогнозирование его состояния, результаты мониторинга дают возможность в полной мере оценить соответствие качества оказанной таможенной услуги желаемому стандарту и результату. Также система мониторинга позволяет

Решетневскуе чтения. 2013

дать комплексную оценку удовлетворенности предоставленной таможенной услугой [2].

Таможенная услуга - это особая государственная услуга, обладающая своими особенностями и имеющая двойственный характер, т. е., с одной стороны, связана с реализацией возложенных на таможенные органы функций, а с другой - направлена на удовлетворение нужд потребителей услуги.

Само определение «таможенные услуги» в существующем законодательстве нормативно не закреплено, однако административными регламентами установлено 15 видов таможенных услуг. Вместе с тем под таможенными услугами можно понимать результат деятельности таможенных органов, при которой реализуются государственные функции и удовлетворяются не нарушающие установленные запреты и ограничения потребности участников ВЭД.

Причем в качестве заказчика таможенной услуги выступает государство, оно реализует свои интересы через ФТС России, являющуюся согласно [1] «уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию, контролю и надзору в области таможенного дела, а также функции агента валютного контроля и специальные функции по борьбе с преступлениями и правонарушениями». Потребителями таможенной услуги выступают участники ВЭД, они осуществляют внешнюю оценку качества оказанной услуги. Такое понимание сторон таможенной услуги соответствует законодательно установленным нормативам.

Исходя из изложенного, можно дать следующее определение таможенной услуге: таможенная услуга -это результат деятельности таможенных органов, нацеленной на реализацию государственных функций и удовлетворение потребностей участников ВЭД. Показатели качества - качественные или количественные

характеристики одного или нескольких свойств услуги [3].

Показатели качества таможенных услуг (ТУ) можно разделить на основные классификационные группы по направлениям:

1. Комфортность и доступность таможенных услуг: комфортность ожидания;

комфортность получения; информированность; доступность оказанных услуг.

2. Качество оказанных таможенных услуг: компетентность персонала таможенного органа; отношение персонала к потребителю таможенных

услуг;

время на ожидание и получение таможенных услуг; возможность обжаловать результат полученных услуг.

Система мониторинга качества ТУ включает в себя цели мониторинга, принципы его проведения, установление последовательности проведения его этапов, определение методов сбора, накопления и обработки информации, получаемой в ходе опросов участников ВЭД, инструменты проведения мониторинга и варианты использования полученных результатов.

Субъекты мониторинга таможенных услу - государство и участники ВЭД. На основе анализа потребностей субъектов таможенных услуг, систему мониторинга можно представить как комплексный процесс, включающий три вида мониторинга:

внутренний - проводится структурными подразделениями таможенных органов как представителей заказчика;

контрольный - проводится контролирующими и экспертными организациями;

внешний (независимый) - участники внешнеэкономической деятельности.

Система мониторинга качества и комфортности таможенных услуг представлена в таблице.

Система мониторинга качества и комфортности таможенных услуг

Вид мониторинга Внутренний Контрольный Внешний независимый

Кем проводится Силами ФТС, структурным подразделением, ответственным за оказание ТУ Контролирующими органами, учитывает правильность расходования ресурсов, безопасность Участниками ВЭД и независимыми организациями на основании комплексного использования информации из разных источников

Цели Оценка соответствия качества и комфортности предоставляемой ТУ административному регламенту и стандарту Оценка работы сотрудников ФТС Выявление направлений совершенствования административных процессов и условий оказания ТУ Оценка соответствия качества и комфортности предоставляемой ТУ административному регламенту и стандарту Оценка удовлетворенности потребителей ТУ ее качеством и комфортностью Выявление факторов, оказывающих влияние на качество ТУ Оценка качества управления, проверка и уточнение результатов собственного мониторинга

Формы Сплошной контроль для всех услуг и по каждой таможне Выборка по ТУ, определяемым правительством РФ Сплошной в оценке удовлетворенности и по группам услуг

Инструменты Анализ документов и установленных форм отчетности Анализ документов Массовый опрос Интервью, наблюдения, экспертный опрос, фокус-группа, анализ документов

Результаты Оценка результатов основных направлений деятельности ФТС России Формирование административных регламентов и систем управления качеством ТУ Оценка деятельности таможенных органов по выработке путей их дальнейшего совершенствования

Данная система мониторинга может быть использована для контроля качества и доступности любой государственной услуги. Результаты мониторинга могут быть использованы при формировании административных регламентов и систем управления качеством таможенных услуг на любом уровне ФТС России, а также для оценки деятельности таможенных органов и выработке путей дальнейшего совершенствования.

Библиографические ссылки

1. О Федеральной таможенной службе : Постановление правительства от 26.07.2006 № 459 (в ред. Постановления правительства от 20.02.2010 № 75) // Собрание законодательства РФ. 2010. № 26. Ст. 3350.

2. Гупанова Ю. Е. Необходимость повышения качества таможенных услуг в современных условиях // Вестник Российской таможенной академии. 2012. № 1. С 18-26.

3. Черныш А. Я., Гупанова Ю. Е., Симахин О. Г. Исследование проблемных вопросов управления качеством таможенных услуг : монография. М., 2012. 140 с.

References

1. O Federal'noj tamozhennoj sluzhbe: postanovlenie pravitel'stva ot 26.07.2006 № 459 (v red. Postanovlenija pravitel'stva ot 20.02.2010 №75) // Sobranie zakonodatel'stva RF 2010. № 26. St. 3350.

2. Gupanova Ju. E. Neobhodimost' povyshenija kachestva tamozhennyh uslug v sovremennyh uslovijah / Ju. E. Gupanova // Vestnik Rossijskoj Tamozhennoj Akademii. 2012. № 1. S. 18-26.

3. Chernysh A. Ja. Issledovanie problemnyh voprosov upravlenija kachestvom tamozhennyh uslug: monografija / A. Ja. Chernysh, Ju. E. Gupanova, O. G. Simahin. M., 2012. 140 s.

© Фокина Д. А., 2013

УДК 658.7

МЕТОДЫ ЛОГИСТИКИ В НОВЫХ СФЕРАХ ПРИЛОЖЕНИЯ

Н. В. Широченко, Т. А. Громова, О. Ковалева

Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева Россия, 660014, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31

Е-mail: nvshir@mail.ru

Рассматриваются возможности использования логистических технологий в сферах образования и здравоохранения. Обосновывается возможность использования логистических принципов потока, вытягивания, непрерывного совершенствования, выделения функциональных сфер.

Ключевые слова: логистические технологии в образовании, здравоохранении, функциональные сферы логистики в образовании, здравоохранении.

METHODS OF LOGISTICS IN NEW AREAS OF APPLICATION

N. V. Shirochenko, T. A. Gromov, O. Kovaleva

Siberian State Aerospace University named after academician M. F. Reshetnev 31, "Krasnoyarsky Rabochy" Av., Krasnoyarsk, 660014, Russia Е-mail: nvshir@mail.ru

The possibility of using logistic technologies in the spheres of education and health are discussed. The possibilities of using logistics principles of the stream, pull, continuous improvement, separation of functional areas are grounded.

Keywords: logistic technologies in education, health; functional areas of logistics in education and healthcare.

В условиях глобализации бизнеса становится ясно, что методы логистики находят свое применение в новых сферах приложения. Одними из таких сфер становятся образование и здравоохранение. В стратегической перспективе эти сферы рассматриваются как важнейший фактор и ресурс развития общества и государства.

Планируется, что в России будут разработаны и внедрены новые досуговые и образовательные про-

граммы на всех уровнях системы образования, а также новые информационные сервисы, системы и технологии обучения. Основной задачей в области здравоохранения ставится создание условий для формирования рынка востребованных медицинских услуг в необходимом объеме, соответствующего качества, по обоснованным ценам и обеспечения доступа населения к услугам организации здравоохранения независимо от форм собственности и местопроживания людей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.