Логистика и управление цепями постаеок^на предприятии
Данная система мониторинга может быть использована для контроля качества и доступности любой государственной услуги. Результаты мониторинга могут быть использованы при формировании административных регламентов и систем управления качеством таможенных услуг на любом уровне ФТС России, а также для оценки деятельности таможенных органов и выработке путей дальнейшего совершенствования.
Библиографические ссылки
1. О Федеральной таможенной службе : Постановление правительства от 26.07.2006 № 459 (в ред. Постановления правительства от 20.02.2010 № 75) // Собрание законодательства РФ. 2010. № 26. Ст. 3350.
2. Гупанова Ю. Е. Необходимость повышения качества таможенных услуг в современных условиях // Вестник Российской таможенной академии. 2012. № 1. С 18-26.
3. Черныш А. Я., Гупанова Ю. Е., Симахин О. Г. Исследование проблемных вопросов управления качеством таможенных услуг : монография. М., 2012. 140 с.
References
1. O Federal'noj tamozhennoj sluzhbe: postanovlenie pravitel'stva ot 26.07.2006 № 459 (v red. Postanovlenija pravitel'stva ot 20.02.2010 №75) // Sobranie zakonodatel'stva RF 2010. № 26. St. 3350.
2. Gupanova Ju. E. Neobhodimost' povyshenija kachestva tamozhennyh uslug v sovremennyh uslovijah / Ju. E. Gupanova // Vestnik Rossijskoj Tamozhennoj Akademii. 2012. № 1. S. 18-26.
3. Chernysh A. Ja. Issledovanie problemnyh voprosov upravlenija kachestvom tamozhennyh uslug: monografija / A. Ja. Chernysh, Ju. E. Gupanova, O. G. Simahin. M., 2012. 140 s.
© Фокина Д. А., 2013
УДК 658.7
МЕТОДЫ ЛОГИСТИКИ В НОВЫХ СФЕРАХ ПРИЛОЖЕНИЯ
Н. В. Широченко, Т. А. Громова, О. Ковалева
Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева Россия, 660014, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31
Е-mail: [email protected]
Рассматриваются возможности использования логистических технологий в сферах образования и здравоохранения. Обосновывается возможность использования логистических принципов потока, вытягивания, непрерывного совершенствования, выделения функциональных сфер.
Ключевые слова: логистические технологии в образовании, здравоохранении, функциональные сферы логистики в образовании, здравоохранении.
METHODS OF LOGISTICS IN NEW AREAS OF APPLICATION
N. V. Shirochenko, T. A. Gromov, O. Kovaleva
Siberian State Aerospace University named after academician M. F. Reshetnev 31, "Krasnoyarsky Rabochy" Av., Krasnoyarsk, 660014, Russia Е-mail: [email protected]
The possibility of using logistic technologies in the spheres of education and health are discussed. The possibilities of using logistics principles of the stream, pull, continuous improvement, separation of functional areas are grounded.
Keywords: logistic technologies in education, health; functional areas of logistics in education and healthcare.
В условиях глобализации бизнеса становится ясно, что методы логистики находят свое применение в новых сферах приложения. Одними из таких сфер становятся образование и здравоохранение. В стратегической перспективе эти сферы рассматриваются как важнейший фактор и ресурс развития общества и государства.
Планируется, что в России будут разработаны и внедрены новые досуговые и образовательные про-
граммы на всех уровнях системы образования, а также новые информационные сервисы, системы и технологии обучения. Основной задачей в области здравоохранения ставится создание условий для формирования рынка востребованных медицинских услуг в необходимом объеме, соответствующего качества, по обоснованным ценам и обеспечения доступа населения к услугам организации здравоохранения независимо от форм собственности и местопроживания людей.
Решетневскуе чтения. 2013
Современная логистика руководствуется семью основными правилами (Я7): righrproduct - нужный продукт; rightquality - необходимое качество; rightquantity - необходимое количество; righttime -нужное время; rightplace - нужное место; rightcucstomer - нужный потребитель; rightcost - требуемый уровень затрат. Эти же правила характерны и обязательны для организации функционирования вышеуказанных сфер.
В целом следует отметить, что особых успехов в области реформирования образования и здравоохранения пока не достигнуто. Основной недостаток в том, что провозглашенные цели не подкрепляются работоспособным механизмом для их реализации. В области экономики и бизнеса таким универсальным механизмом является логистика. В указанных сферах логистические технологии также применимы.
Рассмотрим возможность применения основных принципов и правил логистики материальных процес-сови в сфере образования. Набор логистических функций в образовательной логистике такой же, что и в материальном производстве: снабженческая, производственная, сбытовая, сервисная, информационная и финансовая. Применительно к сфере образования в высшем учебном заведении можно говорить о логистике приемной кампании, логистике построения образовательного процесса, логистике трудоустройства выпускников.
Грамотно составить траекторию высшего образования, учитывая ситуацию отдельного обучающегося, возможно с использованием принципов логистики. Применительно к образованию основными являются принципы потока, вытягивания, непрерывного совершенствования, выделения функциональных сфер.
Принцип потока означает переориентацию на потребителя всей цепочки создания ценности (производить не крупными партиями, а в небольшом количестве; быстро переналаживать производство; разные работы производить быстро, друг за другом). В отношении к образованию этот принцип особенно ярко проявляется в организации магистерской подготовки. Магистратура предполагает углубленную фундаментальную и специализированную подготовку. Большое внимание уделяется авторским курсам преподавателей, связи обучения с практикой, использованию в процессе обучения интерактивных методов работы -ролевых игр, решения проблемных ситуаций. Магистерские программы характеризуются системностью и глубиной подачи информации. Большое внимание уделяется формированию умения принимать решения в условиях неопределенности, прогнозировать возможные ситуации развития бизнеса, оперировать большим объемом специализированной информации в процессе управления.
Принцип вытягивания: право запускать цепочку принадлежит исключительно потребителю (процесс начинается лишь тогда, когда поступает заказ). В сфере образования этот принцип просматривается в организации работы магистратуры следующим образом.
Магистерская подготовка проводится по программам, определенным вузу лицензией Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки. Организация лицензирования новых магистерских программ осуществляется вузом самостоятельно, на основании представления всех документов, требуемых для процедуры лицензирования. Указанные документы согласовываются с участниками образовательного процесса, в том числе работодателями. Востребованность на рынке выпускников-магистров будет напрямую зависеть от того, как грамотно был составлен учебный план обучения магистра, какие в него были заложены специальные и авторские курсы. По заказу работодателя возможны корректировки подготовки магистранта. Количественно этих специалистов будет подготовлено также столько, сколько необходимо рынку.
Принцип непрерывного совершенствования (тихой революции): в организации развитие достигается путем небольших, но постоянных изменений. В области образования этот принцип реализуется в возможности составления индивидуальной траектории обучения магистра. Большое значение для составления таких траекторий в магистерской подготовке имеет кредит-но-модульная система и организация мобильности в образовании.
В области здравоохранения этот принцип можно раскрыть на современной ситуации развития аптечного рынка.
Особенность текущего этапа развития розничного фармацевтического рынка России и Красноярского края в частности - активное развитие аптечных сетей. Появляются новые форматы торговли. Часть компаний начинает применять формат аптечного супермаркета. Такой формат торговли, расширение ассортимента, работа с сопутствующими товарами позволяет повысить товарооборот в два раза.
Подводя итоги сказанному, можно отметить, что в качестве современного и адекватного средства управления в указанных сферах можно использовать логистику, предварительно осуществив ее корректный перевод из производственно-экономической в образовательную сферу и сферу здравоохранения. Использование логистических технологий позволит обеспечить реализацию инновационной направленности, значимости и масштабности современных задач управления в этих сферах.
© Широченко Н. В., Громова Т. А., Ковалева О., 2013