Научная статья на тему 'Особенности взаимодействия таможенных органов с участниками внешней торговли'

Особенности взаимодействия таможенных органов с участниками внешней торговли Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2269
264
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТАМОЖЕННЫЕ ОРГАНЫ / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С ТАМОЖЕННЫМИ ОРГАНАМИ / УЧАСТНИК ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТАМОЖЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ПРЕДВАРИТЕЛЬНОЕ ИНФОРМИРОВАНИЕ / ЭЛЕКТРОННОЕ ДЕКЛАРИРОВАНИЕ / ТАМОЖЕННЫЕ ПРОЦЕДУРЫ / ТАМОЖЕННЫЕ ОПЕРАЦИИ / ТАМОЖЕННЫЙ КОНТРОЛЬ / АНКЕТИРОВАНИЕ УЧАСТНИКОВ ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ / ТАМОЖЕННЫЕ УСЛУГИ / CUSTOMS AUTHORITIES / INTERACTION WITH CUSTOMS AUTHORITIES / FOREIGN TRADE PARTICIPANT / INFORMATION CUSTOMS TECHNOLOGIES / PRELIMINARY INFORMING / ELECTRONIC DECLARATION / CUSTOMS PROCEDURES / CUSTOMS OPERATIONS / CUSTOMS CONTROL / QUESTIONNAIRE SURVEY AMONG FOREIGN TRADE PARTICIPANTS / CUSTOMS SERVICES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Степанов Евгений Александрович, Постаушкина Ксения Юрьевна, Стрельников Аркадий Анатольевич

На данный момент таможенная политика направлена на повышение качества таможенных услуг. Это связано с тем, что повышаются требования к качеству работы таможенных органов, оперативности, технологичности и адекватности таможенных операций и процедур. Постоянно возрастает необходимость ускорения процесса предоставления таможенных услуг, принятия качественных и своевременных решений по вопросам взаимодействия участников внешней торговли и должностных лиц таможенных органов. Поэтому вопрос оценки взаимодействия таможенных органов и участников внешней торговли становится значимым в современных условиях. Для данной оценки была разработана авторская методика опроса участников внешней торговли их удовлетворенностью качеством таможенных услуг. В опросе приняли участие 50 предприятий внешней торговли по Челябинской области различных форм собственности. В статье проанализированы результаты данных, что позволило выявить преимущества и недостатки работы таможенных органов, а также определить приоритетные направления совершенствования данного взаимодействия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Степанов Евгений Александрович, Постаушкина Ксения Юрьевна, Стрельников Аркадий Анатольевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SPECIFICS OF THE INTERACTION OF CUSTOMS AUTHORITIES WITH FOREIGN TRADE PARTICIPANTS

Currently the customs policy aims at improving the quality of customs services. This is explained by the fact that the requirements are being raised for the quality of work of the customs authorities, efficiency, adaptability and adequacy of customs operations and procedures. The need to speed up the process of providing customs services, and to make high-quality and timely decisions on the interaction of foreign trade participants and customs officials is constantly increasing. Therefore, the issue of assessing the interaction of customs authorities and foreign trade participants becomes significant in modern conditions. For this assessment, the author has developed a technique of interviewing foreign trade participants on their satisfaction with the quality of customs services. The survey has involved 50 foreign trade enterprises of various forms of incorporation in the Chelyabinsk Region. The article analyzes the results of performed study, what has allowed to reveal the advantages and disadvantages of the work of the customs authorities, as well as to identify priority fields for improving this interaction.

Текст научной работы на тему «Особенности взаимодействия таможенных органов с участниками внешней торговли»

УДК 339.543 + 339.56 DOI: 10.14529/ет180411

ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ С УЧАСТНИКАМИ ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ

Е.А. Степанов, К.Ю. Постаушкина, А.А. Стрельников

Южно-Уральский государственный университет, г. Челябинск, Россия

На данный момент таможенная политика направлена на повышение качества таможенных услуг. Это связано с тем, что повышаются требования к качеству работы таможенных органов, оперативности, технологичности и адекватности таможенных операций и процедур. Постоянно возрастает необходимость ускорения процесса предоставления таможенных услуг, принятия качественных и своевременных решений по вопросам взаимодействия участников внешней торговли и должностных лиц таможенных органов. Поэтому вопрос оценки взаимодействия таможенных органов и участников внешней торговли становится значимым в современных условиях. Для данной оценки была разработана авторская методика опроса участников внешней торговли их удовлетворенностью качеством таможенных услуг. В опросе приняли участие 50 предприятий внешней торговли по Челябинской области различных форм собственности. В статье проанализированы результаты данных, что позволило выявить преимущества и недостатки работы таможенных органов, а также определить приоритетные направления совершенствования данного взаимодействия.

Ключевые слова: таможенные органы, взаимодействие с таможенными органами, участник внешней торговли, информационные таможенные технологии, предварительное информирование, электронное декларирование, таможенные процедуры, таможенные операции, таможенный контроль, анкетирование участников внешней торговли, таможенные услуги.

Введение

В настоящее время таможенная политика направлена на взаимодействие таможенных органов с различными государственными органами, системами и инфраструктурами - участниками регулирования внешнеэкономической деятельности, а также с различными категориями участников внешней торговли. При рассмотрении взаимодействия между участниками внешней торговли и таможенными органами необходимо обратить внимание на нормативно-правовое и организационно-управленческое обеспечение самой системы таможенных органов. Повышение качества и результативности таможенного администрирования является стратегической целью таможенной службы Российской Федерации, установленной Стратегией развития до 2020 года. Вместе с тем применяемые таможенными органами методы и средства зачастую не в полной мере эффективны. Отмеченные выше обстоятельства свидетельствуют о несовершенстве взаимодействия таможенных органов и участников внешней торговли, что обуславливает актуальность рассматриваемой темы.

Большая часть положений о взаимодействии таможенных органов с участниками внешней торговли основывается на международном опыте, международных нормативно-правовых актах, конвенциях [1, 3, 5, 10, 18, 19]. Анализ форм взаимодействия участников внешней торговли и таможенных органов рассмотрен в работе Шиндиной Т. А. и Степанова Е.А. Они считают, что без оптимального взаимодействия участников внешней торговли и таможенных органов невозможно управление экспортно-импортными потоками то-

варов. Формы взаимодействия с таможенными органами постоянно меняются и совершенствуются, что связано с постоянным научно-техническим прогрессом в организации внешней торговли и таможенном деле. В России складывается своя институциональная среда в сфере внешнеторговых отношений, что служит причиной формирования особых таможенно-логистических механизмов взаимодействия участников внешней торговли и таможни [14].

В основе взаимодействия таможенных органов с участниками внешней торговли лежит внешнеэкономическая деятельность, таким образом, необходимо правильно классифицировать ее участников. Кравченко Р.Ю. считает, что для правильного учета внешнеэкономических операций, в первую очередь, важно правильное понимание субъектов этих отношений, а также осознание правовой среды, в рамках которой они действуют, так как это определяет виды совершаемых действий [4].

Значительное количество участников внешней торговли вызвало необходимость их группировки по тому или иному параметру. Например, по мнению Е. Е. Веселковой, целесообразно разделить участников внешней торговли в зависимости от юридического статуса, характера внешнеэкономических сделок и профиля деятельности.

Таможенные органы и участники внешней торговли преследуют в своей деятельности одну и ту же цель: минимизация издержек при осуществлении таможенных операций. В системе регулирования участников внешней торговли в последнее время уделяется особое внимание взаимодействию между ее участниками. Степанов Е.А., Смекалин

А.Е. считают, что повышение качества таможенного контроля, упрощение и ускорение процесса декларирования товаров, улучшение инвестиционного климата на территории государства, создание благоприятных условий при взаимодействии с участниками внешней торговли - все достигается посредством информационных технологий [10]. Поэтапное внедрение таких информационных таможенных технологий, как предварительное информирование, электронное декларирование, автоматическая регистрация и автоматический выпуск товаров, удаленный выпуск товаров и механизм «Единого окна», рассматривали в своих работах Малышенко Ю.В. [6, 7], Пилипчук В.В. [8], Пустохина И.Н. [9], Усков А.В. [11], Ясенев В.Н. [12], Юрицин В.М. [13]. Особенности взаимодействия участников внешней торговли в свои работах рассматривали Андерсон Дж. Е. [15], Баум К.Ф. [16], Миланович Б. [17].

Теория

Среди стратегических направлений деятельности ФТС России на ближайшую перспективу важное место отведено повышению качества предоставления услуг таможенными органами. Это свидетельствует о том, что задача ставится в масштабах страны и предполагает оказание государственных услуг со стороны таможенных органов в рамках исполнения возложенных на них государственных функций на уровне, от которого напрямую зависит создание благоприятных условий для осуществления внешнеэкономической деятельности и реализации прав и свобод граждан в экономической сфере.

Важно заметить, что существующие условия ведения деятельности, связанной с предоставлением таможенных услуг, характеризуются высокой степенью динамичности. Это связано с тем, что повышаются требования к качеству работы таможенных органов, оперативности, технологичности и адекватности таможенных операций и процедур. Также постоянно возрастает необходимость ускорения процесса предоставления таможенных услуг, принятия качественных и своевременных решений по вопросам взаимодействия участников внешней торговли и должностных лиц таможенных органов [2].

В рамках нашего исследования, направленного на выявление особенностей взаимодействия с таможенными органами, определения ожиданий участников внешней торговли от развития информационного взаимодействия в рамках национального механизма «Единого окна» государства-члена Евразийского экономического союза, была разработана анкета опроса, адресованная 50 участникам внешней торговли в Челябинской области. Были разработаны 30 вопросов, касающиеся: совершения таможенных операций, электронного декларирования товаров, уровня информационного взаимодействия таможенных органов с участниками

внешней торговли, роли инспектора при осуществлении таможенных операций, оценки качества таможенных услуг.

Результат

Улучшение качества оказания услуг таможенными органами зависит от сроков проведения таможенных операций, которые необходимы для выпуска товаров под таможенную процедуру. Внедрение электронного декларирования существенно поменяло сроки выпуска декларации на товары и помещение товаров под таможенную процедуру. Проведенная ФТС России работа, направленная на совершенствование таможенного администрирования, позволила обеспечить в 2017 году сокращение времени прохождения таможенных операций в отношении товаров, которые не идентифицированы как рисковые поставки, требующие дополнительной проверки (табл. 1, 2).

Таблица 1

Время прохождения таможенных операций при экспорте товаров

Как видно из табл. 1, с 2014 года по 2017 год время прохождения операций при экспорте сократилось со 100 минут до 46 минут.

Таблица 2

Время прохождения таможенных операций при выпуске импорте товаров

Как видно из табл. 2, с 2014 года по 2017 год время прохождения операций при импорте сократилось с 5 ч 3 минут до 1 ч 30 минут.

Для оценки влияния электронного декларирования на срок выпуска декларации и помещения товаров под таможенную процедуру с точки зрения участников внешней торговли был составлен блок вопросов. Вопросы позволили оценить изменения времени совершения таможенных операций, связанных с помещением товаров под таможенную процедуру с момента подачи декларации и до момента выпуска товара. Результаты, полученные в ходе анализа данного блока, представлены на рис. 1.

Данные об изменении времени совершения таможенных операций, связанных с внедрением электронного декларирования можно ранжировать следующим образом в зависимости от частоты упоминания: существенно сократилось (60 %); сократилось несущественно (35 %); не изменилось (5 %); увеличилось (0 %).

Значение 2014 2015 2016 2017

Фактическое, ч 1,66 0,85 0,79 0,76

Плановое, ч 2,5 2 2 2

Источник: Официальный сайт ФТС России.

Значение 2014 2015 2016 2017

Фактическое, ч 5,03 1,73 1,61 1,51

Плановое, ч 48 8 4 2

Источник: Официальный сайт ФТС России.

Среднее время выпуска декларации показало, что 50 % опрошенных участников внешней торговли утверждают, что декларация выпускается в течение 3-4 часов, 40 % опрошенных считают, что выпуск декларации на товары осуществляется в течение одного рабочего дня, 10 % - выпуск декларации на товары каждый раз существенно различается.

Для оценки уровня взаимодействия таможенных органов с участниками внешней торговли был разработан блок вопросов, направленных на выявление проблем при осуществлении таможенных операций связанных с декларированием товаров (рис. 2).

Согласно полученным результатам, более 50 % опрошенных участников внешней торговли считают, что возникают технические проблемы - часто случаются технические сбои в работе системы.

Следует обратить внимание, что технические проблемы возникают по следующим направлениям и их можно ранжировать следующим образом в зависимости от частоты упоминания: неполадки связи (65 %); обновление программ (20 %); сбои

после обновления (10 %); другое (5 %).

У остальных опрошенных участников внешней торговли трудности возникают с процедурой заполнения декларации - 30 % опрошенных считают сложными правила и инструкции, связанные с процессом декларирования, 20 % считают сложным или дорогим программное обеспечение, необходимое для декларирования.

Был разработан блок вопросов, характеризующий удовлетворенность взаимодействием таможенных органов и участников внешней торговли. Он содержал в себе вопросы об общей удовлетворенности качеством таможенных услуг (рис. 3) и был направлен на выявление направлений деятельности, которыми не удовлетворены участники внешней торговли (рис. 4).

Результаты опроса показывают, что в целом в отношении опрошенных лиц удовлетворены качеством таможенных услуг 40 %, удовлетворены не в полной мере 60 % опрошенных участников внешней торговли.

В рамках исследования был разработан блок вопросов, определяющий направления взаимодей-

5%

60%

I Существенное сокращение времени выпуска товара

Несущественное сокращение времени выпуска товара

Время выпуска товара

неизменилось

10%

40°/

¡Выпуск товар а происходитв течении 3-4 часов

■Выпусктовара в течении одного ^0% Рабочегодня

Выпуск товара каждый раз существенно различается по времени

Рис. 1. Изменение времени совершения таможенных операций по выпуску товара, связанных с применением электронного декларирования

50%

30%

Í

20%

i Сложныеправила и i метру кции.с вя'занн ыес процессом декларирования

I Сложное или дорогоепр огр амное обеспечение

Часто возникают технические сбои

20%

65%

10%

¡Обновление программ

Сбои после обновленя

Неполадки связи

Другое

Рис. 2. Оценка проблем, возникающих в процессе совершения таможенных операций, связанных с декларированием товаров

ствия таможенных органов и участников внешней торговли, которые необходимо совершенствовать с точки зрения участников внешней торговли (рис. 5).

Анализируя полученные результаты, можно сделать вывод, что большинство участников внешней торговли акцентировали свое внимание на упрощении таможенных процедур - 50 % опрошенных - и сокращение времени на проведение таможенных процедур - 30 %, всего лишь 20 % опрошенных считают необходимым организовать более детальное взаимодействие таможенных органов и участников внешней торговли по вопросам совершения таможенных операций.

При этом проведенное исследование позволяет утверждать, что к числу требований, предъявляемых государством в лице таможенных органов, относятся в первую очередь правомерность и эффективность. С позиции участников внешней торговли основными требованиями являются: правомерность, оперативность, эффективность [7].

В целом результаты опроса участников внешней торговли об оценке качества таможенных услуг позволили выявить преимущества и недостатки в деятельности таможенных органов, а также определить первостепенные направления совершенствования взаимодействия таможенных орга-

нов с участниками внешней торговли. К преимуществам можно отнести существенное сокращение времени на выпуск товара с внедрением электронного декларирования. При анализе результатов опроса участников внешней торговли, выявленные недостатки в рамках взаимодействия с таможенными органами связаны с уровнем материально-технического обеспечения. Во-первых, часто возникают технические сбои при декларировании товаров. Во-вторых, неполадки связи и сбои после обновления программ. В-третьих, сложные правила и инструкции, связанные с процессом декларирования.

Следует обратить внимание на то, что участники внешней торговли оценивают качество таможенных услуг удовлетворительно, но удовлетворены они не в полной мере. На вопрос, способствует ли деятельность таможенных органов развитию бизнеса, ответили «способствует в некоторой степени», что свидетельствует о наличии проблем в рамках взаимодействия таможенных органов и участников внешней торговли.

Обсуждение и выводы

Как показали результаты проведенного исследования, причины, которые неизбежно будут влиять на развитие взаимодействия таможенных орга-

Рис. 3. Количество участников внешней торговли, удовлетворенных качеством таможенных услуг

Рис. 4. Направления деятельности таможенных органов, которыми не удовлетворены участники внешней торговли

20%

30%

50%

I Сокращение времени таможенных процедур

I Упр о щей ie таможенных пр оцедур

Ор г ам в ацня б о л ее д ета л ьно го взаимодействия таможенных органов и у ч а стннко в внешней тор го в ли

Рис. 5. Первостепенные направления совершенствования деятельности таможенных органов по мнению участников внешней торговли

нов и участников внешней торговли, имеют разный характер. Можно выделить субъективные и объективные причины возникновения проблем применения участниками внешней торговли информационных таможенных технологий (рис. 6, 7).

Первая субъективная причина заключается в том, что участники внешней торговли допускают ошибки при заполнении декларации на товары -это, в основном, человеческий фактор, участники внешней торговли не всегда внимательно заполняют графы декларации на товары, как при предварительном информировании, так и при электронном

декларировании товаров и транспортных средств. Это напрямую влияет на время прохождения таможенного контроля, а, следовательно, увеличивает издержки как у таможенных органов, так и у участников внешней торговли.

Вторая субъективная причина - несоответствие предоставленной информации установленным критериям, то есть предоставление информации участниками внешней торговли в таможенный орган не в том формате.

Третья субъективная причина заключается в несоблюдении таможенного законодательства

Рис. 6. Субъективные причины проблем взаимодействия таможенных органов и участников внешней торговли

Рис. 7. Объективные причины проблем взаимодействия таможенных органов и участников внешней торговли

(предоставление в таможенный орган заведомо ложных сведений) и зависит от намерения участников внешней торговли. Недобросовестные участники внешней торговли хотят снизить свои издержки за счет несоблюдения таможенного законодательства, а именно по средствам недостоверной информации о коде товара по ТН ВЭД ЕАЭС, стране происхождения товара, стоимости товара, а также ложных документов.

Первая объективная причина заключается в том, что существуют признаки дублирующей информации. При осуществлении взаимодействия таможенных органов и участников внешней торговли зачастую приходится предоставлять в таможенный орган информацию, которая предоставлялась ранее. При запросе информации возникают временные издержки на осуществление предоставления такого рода информации, хотя ранее запрашиваемая информация предоставлялась участником внешней торговли в таможенный орган.

Вторая объективная причина заключается в недостаточно широком охвате межведомственного взаимодействия. В рамках межведомственного информационного взаимодействия таможенных органов и других органов исполнительной власти, на мой взгляд, является низкий уровень наполнения информацией баз данных контролирующих органов исполнительной власти. При правильно заполненной маске участником внешней торговли по запросу таможенных органов в другие органы исполнительной власти информация о таком документе не найдена.

Третья объективная причина зависит от жесткого перечня условий применения информационных таможенных технологий. Применение той или иной информационной таможенной технологии зависит от участника внешней торговли, от применяемой таможенной процедуры, от вида товара. Таким образом, не каждая информационная таможенная технология может быть использована в полной мере.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Четвертая причина - технические проблемы при применении информационных таможенных технологий, которые напрямую влияют на качество работы и на информационное взаимодействие таможенных органов и участников внешней торговли. В результате анкетирования участников внешней торговли выяснилось, что сбои в работе программного обеспечения являются основными причинами осложнения таможенных операций, связанных с декларированием товаров. Недостаточность обновления программного обеспечения зачастую осложняет информационное взаимодействие участников внешней торговли и таможенных органов.

Для решения субъективных и объективных причин возникновения проблем в рамках взаимодействия таможенных органов с участниками внешней торговли и органами исполнительной власти необходимо выделить основные направле-

ния и рекомендации по совершенствованию с целью ускорения процессов взаимодействия.

По результатам опроса участников внешней торговли половина опрошенных (50 %) считает первостепенным направлением совершенствования работы таможенных органов упрощение таможенных процедур.

Во-первых, проверка декларации на достоверность. Неправильное заполнение маски (номера и названия документа), ведет к тому, что при проверке декларации таможенные органы не видят этот документ в базе данных. По запросу в органы исполнительной власти не получают удовлетворительных результатов. Одним из решений данной проблемы предлагаю ввести автоматическую проверку декларации до отправки ее в таможенный орган, то есть сверку указанных сведений с базами данных таможенных органов и органов исполнительной власти. Это позволит избежать ошибок в заполнении таможенной декларации и существенно сократит сроки выпуска товара путем более широкого применения автоматической регистрации и выпуска товара.

Во-вторых, совершенствование основных инструментов, механизмов и таможенных технологии взаимодействия таможенных органов и участников внешней торговли. Развитие предварительного информирования таможенных органов. При предварительном информировании в таможенный орган не предоставляются сведения об объектах интеллектуальной собственности. Согласно таможенному кодексу ЕАЭС одной из причин продления срока выпуска товара является недостоверная информация об объектах интеллектуальной собственности. В этом случае выпуск товара продлевается на 10 рабочих дней для осуществления таможенного контроля товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности. Внесение сведений об объектах интеллектуальной собственности в обязательный перечень информации для предоставления предварительной информации в таможенный орган позволит сократить издержки как таможенных органов, так и участников внешней торговли. Это может позволить сократить время фактического таможенного контроля, что является основной целью предварительного информирования. Основное совершенствование предварительного информирования должно быть направлено в сторону информатизации процессов в таможенных органах во взаимодействии с участниками внешней торговли. Достаточно перспективным направлением является включение фотографий, видеозаписи и информационных файлов в список обязательной информации при предварительном информировании. Легкодоступность и мобильность использования предварительного информирования значительно повысит качество таможенных услуг.

Совершенствование и доработка технологии «Единого окна»: сближение подходов по развитию

национальных механизмов «Единого окна»; развитие национальных механизмов «Единого окна»; унификация состава сведений, включаемых в электронные документы; повышение взаимодействия таможенных органов и других органов исполнительной власти. Низкий уровень наполненности информацией баз данных контролирующих органов исполнительной власти. Для того, чтобы повысить уровень наполненности баз данных контролирующих органов исполнительной власти, необходимо осуществлять внесение данных в момент выдачи документа, лицензии, разрешения и т. д. участнику внешней торговли. Тогда при дальнейшем использовании этих документов не возникнет проблем при осуществлении контроля их достоверности.

На основе проведенного исследования получены следующие выводы:

Во-первых, при модернизации представленных направлений необходимо обеспечить более полную координацию действий государственных органов государств-членов ЕАЭС, регулирующих внешнеэкономическую деятельность. На межгосударственном уровне координирующим органом по реализации направлений выступит Евразийская экономическая комиссия, в полномочия которой будет входить разработка совместно с правительствами государств-членов ЕАЭС плана мероприятий по их реализации, а также осуществление мониторинга и координации работ, проводимых государствами-членами.

Во-вторых, для повышения качества предоставляемых услуг, информационный обмен должен осуществляться на высокотехнологичных средствах связи с бесперебойной работой. Взаимодействие таможенных органов с участниками внешней торговли должно осуществляться не только в момент регистрации декларации, но и до подачи декларации посредством проверки достоверности декларации на товары, а также консультирования и организации семинаров по повышению качества подготовки таможенных документов.

В-третьих, создание эффективного механизма взаимодействия таможенных органов и участников ВЭД, позволяющего таможенной службе выполнять возложенные на нее задачи на более качественном уровне в соответствии с новыми требованиями к ее развитию и с использованием прогрессивных технологий управления. Внедрение полученных результатов позволит существенно снизить издержки таможенных органов и участников внешней торговли при обеспечении выполнения требований таможенного законодательства.

Литература

1. Ершов, А.Д. Теоретико-методологические аспекты взаимодействия таможни и бизнеса / А.Д. Ершов // Вестник Российской таможенной академии. - 2010. - № 3. - С. 12-18.

2. Гупанова, Ю.Е. Методологический и методические основы управления качеством таможенных услуг в условиях неопределенности и риска: монография / Ю.Е. Гупанова. - М.: Изд-во Российской таможенной академии, 2012. - 164 с.

3. Кожарин, А.А. Показатели качества таможенных услуг / А.А. Кожарин // Вестник Саратовской государственной юридической академии. -2016. - № 2 (109). - С. 251-253.

4. Кравченко, Р.Ю. Классификация участников внешнеэкономической деятельности и особенности нормативного регулирования их отношений / Р.Ю. Кравченко // Международный бухгалтерский учет. - 2010. - № 7 (139) - С. 26-32.

5. Курганов, В.М. Эффективность логистики и конкурентоспособность России / В.М. Курганов // Транспорт Российской Федерации. Журнал о науке, практике экономике. - 2013 - № 1 (44) - С. 19-23.

6. Малышенко, Ю.В. Правовые основы, принципы и схемы электронного декларирования: монография /Ю.В. Малышенко. - Владивосток: РИО Владивостокского филиала Российской таможенной академии, 2012. - 234 с.

7. Малышенко, Ю.В. Внедрение технологий автоматической регистрации и выпуска товаров Российской таможней / Ю.В. Малышенко, М.П. Богданов // Вестник Российской таможенной академии - 2017. - № 4. - С. 107-113.

8. Пилипчук, В.В. Проблемы взаимоотношений участников внешнеэкономической деятельности с таможенными органами / В.В. Пилипчук // Вестник Российской таможенной академии. -2010. - № 1. - С. 15-20.

9. Пустохина, И.Н. Управление цепями поставок: проблемы, их причины и пути решения / И.Н. Пустохина // Логистика. - 2013. - № 10. -С. 35-37.

10. Степанов, Е.А. Особенности взаимодействия Участников внешней торговли и таможенных органов / Е.А.Степанов, А.Е. Смекалин. - Челябинск: Издательский центр ЮУрГУ, 2015. - 120 с.

11. Усков, А.В. Информационные таможенные технологии: учебное пособие /А.В. Усков, О.В. Ясенев; под ред. В.Н. Ясенева. - Н. Новгород: Нижегородский госуниверситет им. Н.И. Лобачевского, 2014. - Ч. 2. - 60 с.

12. Ясенев, В.Н. Информационные таможенные технологии: учебное пособие /В.Н. Ясенев. - Н. Новгород: Нижегородский госуниверситет им. Н.И. Лобачевского, 2014. - Ч. 1. - 88 с.

13. Юрицин, В.М. Совершенствование взаимодействия таможенных органов и участников внешнеэкономической деятельности при осуществлении таможенных процедур в приграничной зоне России / В. М. Юрицин. // Вестник Российской таможенной академии. - 2012. - № 4. -С. 23-25.

14. Шиндина, Т.А. Специфика таможенно-логистических механизмов в системе внешней

торговли / Т.А. Шиндина, Е.А. Степанов // Вестник Красноярского государственного университета им. В.П. Астафьева. - 2014. - № 4. - С. 187198.

15. Anderson, J.E. Gravity with Gravitas: A Solution to the Border Puzzle / J.E. Anderson, E. van Wincoop // American Economic Review. - 2003. -Т. 93, № 1 - P. 170-192.

16. Baum, C.F. Instrumental variables and GMM: Estimation and testing / C.F. Baum, M.E. Schaffer, S. Stillman // Stata Journal. - 2003. - Т. 3, № 1 - P. 1-31.

17. Milanovic, B. Half a World: Regional inequality in five great federations / B. Milanovic // Journal of the Asia Pacific Economy. - 2005. - T. 10, № 4 - P. 408- 448.

18. Thirlwall, A. P. Trade, Trade Liberalisation And Economic Growth: Theory And Evidence / A.P. Thirwall // African Development Bank. - 2000. -№ 63. - 30p.

19. Santos, Silva J.M.C. Estimating the extensive margin of trade [Text] / J.M.C. Santos Silva, S. Tenreyro S., K. Wei // Journal of International Economics. - 2014. - T. 93. - № 1 - P. 67-75.

Степанов Евгений Александрович, кандидат экономических наук, зав. кафедрой таможенного дела, доцент, высшая школа экономики и управления, Южно-Уральский государственный университет (г. Челябинск), stepanovea@susu.ru

Постаушкина Ксения Юрьевна, преподаватель, кафедра таможенного дела, высшая школа экономики и управления, Южно-Уральский государственный университет (г. Челябинск), postayshkina@mail.ru

Стрельников Аркадий Анатольевич, доцент, кафедра таможенного дела, высшая школа экономики и управления, Южно-Уральский государственный университет (г. Челябинск), strelnikovaa@susu.ru

Поступила в редакцию 15 ноября 2018 г.

DOI: 10.14529/em180411

SPECIFICS OF THE INTERACTION OF CUSTOMS AUTHORITIES WITH FOREIGN TRADE PARTICIPANTS

E.A. Stepanov, K.Yu. Postaushkina, A.A. Strelnikov

South Ural State University, Chelyabinsk, Russian Federation

Currently the customs policy aims at improving the quality of customs services. This is explained by the fact that the requirements are being raised for the quality of work of the customs authorities, efficiency, adaptability and adequacy of customs operations and procedures. The need to speed up the process of providing customs services, and to make high-quality and timely decisions on the interaction of foreign trade participants and customs officials is constantly increasing. Therefore, the issue of assessing the interaction of customs authorities and foreign trade participants becomes significant in modern conditions. For this assessment, the author has developed a technique of interviewing foreign trade participants on their satisfaction with the quality of customs services. The survey has involved 50 foreign trade enterprises of various forms of incorporation in the Chelyabinsk Region. The article analyzes the results of performed study, what has allowed to reveal the advantages and disadvantages of the work of the customs authorities, as well as to identify priority fields for improving this interaction.

Keywords: customs authorities, interaction with customs authorities, foreign trade participant, information customs technologies, preliminary informing, electronic declaration, customs procedures, customs operations, customs control, questionnaire survey among foreign trade participants, customs services.

References

1. Ershov A.D. [Theoretical and methodological aspects of the interaction of customs and business]. Vestnik Rossijskoj tamozhennoj akademii [Bulletin of the Russian Customs Academy], 2010. no 3, pp. 12-18. (in Russ.)

2. Gupanova Yu.E. Metodologicheskij i metodicheskie osnovy upravleniya kachestvom tamozhennyh uslug v usloviyah neopredelennosti i riska [Methodological and methodical bases of quality management of customs services in conditions of uncertainty and risk]. Moscow, 2012. 164 p.

3. Kozharin A.A. [Indicators of the quality of customs service's]. Vestnik Saratovskoj gosudarstvennoj yuridicheskoj akademii, 2016, no 2 (109), pp. 251-253. (in Russ.)

4. Kravchenko, R.Yu. [Classification of participants of foreign economic activity and features of the normative regulation of their relations]. International Accounting, 2010, no 7 (139), pp. 26-32. (in Russ.)

5. Kurganov V.M. [Efficiency of logistics and competitiveness of Russia]. Transport of the Russian Federation. Journal of Science, Practice Economics, 2013, no 1 (44), pp. 19-23. (in Russ.)

6. Malyshenko Yu.V. Pravovye osnovy, principy i skhemy ehlektronnogo deklarirovaniya [Legal principles, principles and schemes of electronic declaration]. Vladivostok, 2012. 234 p.

7. Malyshenko Yu.V. [Introduction of technologies for automatic registration and release of goods by the Russian Customs]. VestnikRossijskoj tamozhennoj akademii [Bulletin of the Russian Customs Academy], 2017, no. 4, pp. 107-113. (in Russ.)

8. Pilipchuk V.V. [Problems of mutual relations of participants of foreign economic activity with customs authorities]. Vestnik Rossijskoj tamozhennoj akademii [Bulletin of the Russian Customs Academy], 2010, no 1, pp. 15-20. (in Russ.)

9. Pustokhina I.N. [Supply Chain Management: Problems, Their Causes and Solutions]. Logistica [Logistics], 2013, no 10, pp. 35-37. (in Russ.)

10. Stepanov E.A., Smekalin A.E. Osobennosti vzaimodejstviya Uchastnikov vneshnej torgovli i tamozhennyh organov [Features of the interaction of participants in foreign trade and customs authorities]. Chelyabinsk, 2015, 120 p.

11. Uskov A.V., Yasenev V.N. Informacionnye tamozhennye tekhnologii [Informational customs technologies]. Pt. 2. Nizhny Novgorod, 2014. 60 p.

12. Yasenev V.N. Informacionnye tamozhennye tekhnologii [Informational customs technologies]. Pt. 1. Nizhny Novgorod, 2014. 88 p.

13. Yuritsin V.M. [Improving the interaction of customs authorities and participants of foreign economic activity in the implementation of customs procedures in the border zone of Russia]. Vestnik Rossijskoj tamozhennoj akademii [Bulletin of the Russian Customs Academy], 2012, no 4, pp. 23-25. (in Russ.)

14. Shindina T.A., Stepanov E.A. [The specifics of customs and logistics mechanisms in the system of foreign trade]. Vestnik Krasnoyarskogo gosudarstvennogo universiteta im. V.P. Astaf'yeva [Bulletin of Krasnoyarsk State Pedagogical University], 2014, no 4, pp. 187-198. (in Russ.)

15. Anderson, J.E. Gravity with Gravitas: A Solution to the Border Puzzle [Text] / J. E. Anderson, E. van Wincoop // American Economic Review. - 2003. - T. 93 - № 1 - P. 170-192. DOI: 10.1257/ 000282803321455214

16. Baum, C.F. Instrumental variables and GMM: Estimation and testing [Text] / C. F. Baum, M. E. Schaffer, S. Stillman // Stata Journal. - 2003. - T. 3 - № 1 - P. 1-31. DOI: 10.1177/1536867X0300300101

17. Milanovic, B. Half a World: Regional inequality in five great federations [Text] / B. Milanovic // Journal of the Asia Pacific Economy. - 2005. - T. 10 - № 4 - P. 408- 448. DOI: 10.1080/13547860500291562

18. Thirlwall A.P. Trade, Trade Liberalisation And Economic Growth: Theory And Evidence. African DevelopmentBank, 2000, no. 63. 30 p.

19. Santos Silva J.M.C., Tenreyro S., Wei K. Estimating the extensive margin of trade. Journal of International Economics, 2014, vol. 93, no. 1, pp. 67-75. DOI: 10.1016/j.jinteco.2013.12.001

Evgeny A. Stepanov, Head of the Department of Customs Affairs, Associate Professor, C.Sc. (Economics), Department of Customs Affairs, School of Economics and Management, South Ural State University, Chelyabinsk, stepanovea@susu.ru

Ksenia Yu. Postaushkina, academic at the Department of Customs Affairs, School of Economics and Management, South Ural State University, Chelyabinsk, postayshkina@mail.ru

Arkady A. Strelnikov, Associate Professor at the Department of Customs Affairs, School of Economics and Management, South Ural State University, Chelyabinsk, strelnikovaa@susu.ru

Received November 15, 2018

ОБРАЗЕЦ ЦИТИРОВАНИЯ

FOR CITATION

Степанов, Е.А. Особенности взаимодействия таможенных органов с участниками внешней торговли / Е.А. Степанов, К.Ю. Постаушкина, А.А. Стрельников // Вестник ЮУрГУ. Серия «Экономика и менеджмент». - 2018. - Т. 12, № 4. - С. 87-95. DOI: 10.14529/em180411

Stepanov E.A., Postaushkina K.Yu., Strelnikov A.A. Specifics of the Interaction of Customs Authorities with Foreign Trade Participants. Bulletin of the South Ural State University. Ser. Economics and Management, 2018, vol. 12, no. 4, pp. 87-95. (in Russ.). DOI: 10.14529/em180411

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.