рования компетенций офицера-ракетчика студентов технического вуза реализована в ФГБОУ ВПО «Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева», Новосибирском военном институте внутренних войск им. генерала армии Яковлева, ракетных воинских частях (г. Иркутск, г. Ужур) и Сибирском федеральном университете.
Таким образом, выявленные педагогические условия в ходе опытно-экспериментальной работы позволяют формировать компетенции офицеров-ракетчиков у студентов аэрокосмического вуза более высокого порядка.
Библиографические ссылки
1. Белоусов Р. А. Педагогические условия формирования коммуникативной компетентности молодых офицеров : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01. М., 2002. 154 с.
2. Быков В. П. Формирование базовых профессиональных умений курсантов вуза в период летной практики : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.08. Челябинск, 2011. 196 с.
3. Евдокимова Ю. Г. Теоретико-методологические подходы к изучению проблемы профессиональной компетентности будущего офицера // Семинары ЦНТИ «ПРОГРЕСС», 2011. 13 с.
4. Тимохович А. С., Кольга В. В. Формирование системы военно-профессионального образования в техническом вузе // Философия образования. Всероссийский журнал. Новосибирск : Новосиб. гос. пед. ун-т, 2009. № 3 (28). С. 246-251.
5. Тимохович А. С., Кольга В. В. Модель формирования военно-профессиональных качеств офицеров-ракетчиков у студентов аэрокосмического университета // Вестник Красноярского государственного педагогического университета. 2012. № 1. С. 63-68.
6. Тимохович А. С., Кольга В. В. Интегрирование содержания военных и общеинженерных дисциплин в учебном процессе технического вуза // Вестник Красноярского государственного педагогического университета. 2013. № 1 (23). С. 80-85.
7. Шапуленко В. В. Современное состояние и пути формирования военно-профессиональной готовности выпускников высших военно-учебных заведений МО РФ (Электронная библиотека социологического факультета МГУ М. В. Ломоносова) // СОРОКИНСКИЕ ЧТЕНИЯ-2010 : II Всероссийская науч. конф.).
References
1. Belousov R. A. Pedagogicheskie uslovija formirovanija kommunikativnoj kompetentnosti molodyh oficerov : dis... kand. ped. nauk : 13.00.01. Moskva, 2002. 154s.
2. Bykov V. P. Formirovanie bazovyh professional'nyh umenij kursantov vuza v period letnoj praktiki : dis. kand. ped. nauk: 13.00.08. Cheljabinsk, 2011. 196 s.
3. Evdokimova Ju. G. Teoretiko-metodologicheskie podhody k izucheniju problemy professional'noj kompetentnosti budushhego oficera // Seminary CNTI PROGRESS. 2011. 13s.
4. Timohovich A. S. Formirovanie sistemy voenno-professional'nogo obrazovanija v tehnicheskom vuze / V. V. Kol'ga, A. S. Timohovich // Filosofija obrazovanija. Vserossijskij zhurnal. Novosibirsk: GOU VPO «Novosibirskij gosudarstvennyj pedagogicheskij universitet». 2009. № 3 (28). S. 246-251.
5. Timohovich A. S. Model' formirovanija voenno-professional'nyh kachestv oficerov-raketchikov u studentov ajerokosmicheskogo universiteta / V. V. Kol'ga, A. S. Timohovich // Vestnik Krasnojarskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. 2012. № 1. S. 63-68.
6. Timohovich A. S. Integrirovanie soderzhanija voennyh i obshheinzhenernyh disciplin v uchebnom processe tehnicheskogo vuza / V. V. Kol'ga, A. S. Timohovich // Vestnik Krasnojarskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. 2013. № 1 [23]. S. 80-85. 7. Shapulenko V. V. Sovremennoe sostojanie i puti formirovanija voenno-professional'noj gotovnosti vypusknikov vysshih voenno-uchebnyh zavedenij MO RF // Jelektronnaja biblioteka Sociologicheskogo fakul'teta MGU M.V. Lomonosova. II Vserossijskaja nauchnaja konferencija SOROKINSKIE ChTENIJa-2010.
© Тимохович А.С., 2013
УДК 339.544
ИНСТРУМЕНТЫ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ТАМОЖЕННЫХ УСЛУГ
Д. А. Фокина В. А. Курешов
Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева Россия, 660014, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31 Б-шаИ: [email protected]
Оценка качества таможенных услуг производится заказчиком с точки зрения обеспечения национальной безопасности и участниками ВЭД с точки зрения удовлетворения потребностей в сокращении издержек, которые они несут при совершении таможенных операций. Современные условия международной торговли требуют повышения качества таможенных услуг при соблюдении баланса интересов государства и бизнеса.
Ключевые слова: таможенные услуги, качество таможенных услуг.
Современное состояние и перспективы развития инженерного образования
TOOLS TO IMPROVE THE QUALITY OF CUSTOMS SERVICES
D. A. Fokina, V. A. Kureshov
Siberian State Aerospace University named after academician M. F. Reshetnev 31, Krasnoyarsky Rabochy Av., Krasnoyarsk, 660014, Russia E-mail: [email protected]
Assessment of the quality of customs services is made by the customer from the point of view of ensuring national security and by traders from the point of view of the needs to reduce costs that they incur in the performance of customs operations. Modern conditions of international trade requires improving the quality of customs services while balancing the interests of the state and business.
Keywords: customs services, the quality of customs services.
В Стратегии развития ФТС России до 2020 г. говорится о смене идеологии в сфере таможенного администрирования, названной сервисно-ориентированной и заключающейся в оказании услуг в области таможенного дела государству и участникам внешнеэкономической деятельности (ВЭД). Подписывая соглашение с ВТО, Киотскую конвенцию и ряд других международных договоров, РФ взяла на себя обязательства о применении международных стандартов, современных торгово-логистических технологий.
Происходящие изменения внешнеэкономической ситуации создают необходимость выработки новых подходов оценки таможенного администрирования, одним из которых является оценка качества таможенных услуг.
Как и любой другой вид деятельности, таможенная услуга должна соответствовать определенным критериям качества. Критерии качества таможенных услуг должны определяться заказчиком и потребителем, т. е. Правительством Российской Федерации, или от его имени Федеральной таможенной службой, и участниками ВЭД, или от их имени объединениями предпринимателей. Таможенные услуги являются продуктом труда персонала таможенных органов и в этом смысле имеют определенные показатели качества, в том числе:
- уровень соблюдения таможенного законодательства;
- надежность таможенного контроля;
- затраты времени для прохождения таможенных формальностей при таможенном оформлении товаров и транспортных средств, перемещаемых физическими и юридическими лицами, при условии обеспечения эффективного таможенного контроля;
- оперативность и полнота выполнения таможенных функций;
- объективность и конфиденциальность;
- наличие ошибок в работе, претензий и жалоб участников ВЭД;
- гарантированность защиты от вывоза запрещенных к экспорту товаров и гарантированность защиты от запрещенных к ввозу вредных, опасных и некачественных товаров и др.
Исходя из данных показателей, некачественное выполнение таможенных услуг - нарушения таможенного законодательства, недостаточная надежность таможенного контроля, пропуск на территорию России вредной, опасной и некачественной продукции и услуг, коррупция персонала, в совокупности характе-
ризующие уровень качества таможенной деятельности, - приводит к серьезным негативным последствиям.
Для государства это потеря репутации таможенной системы, риски снижения объемов таможенных платежей, пропуск на таможенную территорию Российской Федерации контрабандных, вредных, опасных и некачественных товаров и услуг, снижение уровня экономической и экологической безопасности страны, ухудшение здоровья нации. Для участника ВЭД это потери от простоев, помехи в переходе на более рациональные методы организации производства, рост рисков в коммерческой деятельности. При этом ключевым вопросом с точки зрения обеспечения развития бизнеса и соблюдения национальных интересов является достижение баланса интересов государства и бизнеса.
Оценка качества таможенной услуги производится заказчиком с точки зрения обеспечения национальной безопасности и участниками ВЭД с точки зрения удовлетворения потребностей в сокращении издержек, которые они несут при совершении таможенных операций.
Таможенный орган, основываясь на имеющихся у него ресурсах, инструментах, средствах, осуществляет процессы, связанные с реализацией своих функций, и получает особый результат - таможенную услугу, которая по своей значимости обладает различными эффектами. Можно выделить три направления таких эффектов: экономический, социальный и правоохранительный.
Это позволяет говорить о том, что у таможенной услуги имеется экономическая, социальная и правоохранительная эффективность, между которыми существует тесная связь. В оценке мероприятий по повышению качества таможенных услуг нельзя пренебрегать ни одним из указанных видов эффективности, несмотря на явное преобладание фискальной направленности современной таможенной политики.
Инструменты повышения качества таможенной услуги это комплексный набор действий, осуществляемых при ее оказании в целях формирования, обеспечения и поддержания заданного уровня качества данной услуги.
Одним из инструментов повышения качества можно назвать внедрение в деятельность таможенных органов системы международных стандартов ИСО серии 9000 «Системы менеджмента качества». Данная система реализует принципы всеобщего управления
качеством, которые сводятся к следующим положениям:
- ответственность руководства за качество результатов деятельности;
- ориентация деятельности организации на интересы потребителя и заказчика;
- обеспечение документированное™ всех производственных процессов в организации;
- ориентация персонала на постоянное совершенствование производственных процессов;
- процессный подход к организации деятельности (освоение процессного мышления);
- непрерывное обучение и повышение квалификации персонала, в том числе на рабочих местах;
- мониторинг системы управления на основе внутренней проверки ее элементов;
- формирование внутренней мотивации персонала к обеспечению качества результатов труда;
- вовлечение в обеспечение качества продукции и услуг всего персонала организации.
В настоящее время ведется внедрение в деятельность отдельных таможенных управлений системы менеджмента качества, но работы по полному внедрению не завершены в силу различных причин.
Помимо внедрения стандартов ИСО можно выделить следующие инструменты повышения качества таможенных услуг:
- внедрение единой системы электронного документооборота между всеми агентами валютного контроля;
- совершенствование системы управления рисками и перенос таможенного контроля на контроль после выпуска товаров;
- электронное декларирование и полностью безбумажный документооборот;
- упрощение таможенных операций для уполномоченных экономических операторов;
- развитие «околотаможенной» инфраструктуры в регионах;
- категорирование постов пропуска с учетом потребностей участников ВЭД;
- совершенствование административных регламентов оказания таможенных услуг с учетом развития информационных технологий.
Для достижения параметров таможенного администрирования, заданных в Стратегии развития таможенной службы Российской Федерации до 2020 года, руководство ФТС проводит мониторинг в части оказания услуг и вносит изменения в регламенты деятельности таможенных органов. Однако четких количественных или качественных показателей для оценки уровня таможенных услуг пока не разработано.
Необходимо разработать критерии для оценки качества таможенных услуг, позволяющие оценивать существующий уровень предоставляемых услуг, и направления их дальнейшего совершенствования, что позволит максимально удовлетворить интересы участников ВЭД и государства в целом. Эффективное удовлетворение интересов заказчиков и потребителей таможенных услуг и есть повышение качества данных услуг. Для достижения максимального эффекта использование предложенных инструментов должно носить комплексный и системный характер [1-3].
Библиографические ссылки
1. Стратегия развития таможенной службы Российской Федерации до 2020 года. М. : ФТС России, 2012.
2. Олухов А. Е., Снырова Е. В. Развертывание целей в области качества таможенного контроля по подразделениям Приволжского таможенного управления // Методы менеджмента качества. 2011. № 09.
3. Гупанова Ю. Е. Методологические и методические основы управления качеством таможенных услуг в условиях неопределенности и риска. М. : РТА, 2012.
References
1. The development strategy of the Customs Service of the Russian Federation until 2020. Moscow : Russian Federal Customs Service, 2012.
2. Oluhov A. E., Snyrova E. V. The deployment of the quality objectives of customs control units of the Volga Customs // The methods of quality management. 2011. № 09.
3. Gupanova Y. E. Methodological bases of the quality management of customs services in the face of uncertainty and risk. M. : RTA, 2012.
© Фокина Д. А., Курешов В. А. 2013
УДК 004.4
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАНИИ
А. С. Шарабыров
Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева Россия, 660014, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31 Е-таЛ: [email protected]
Рассмотрены информационно-коммуникационные технологии, применяющиеся в образовании. Дистанционное образование представлено как новая модель образования современного информационного общества.
Ключевые слова: информационно-коммуникационные технологии, дистанционное образование, информационное общество.