Система мониторинга факторов экономического, технического, правового и иного вида рисков для энергетической безопасности отдельно взятого региона РФ
Risk Monitoring Power Safety System Economic, Technical and other Factors Live of Russian Federation Region
В.И. ГЛОТОВ,
Московская финансово-юридическая академия, профессор, к.э.н., Д.В. МИХЕЕВ,
Московское областное отделение ВЭО России, к.э.н., А.И. ТУТНОВ,
НУЦ «Энергосбережение», научный сотрудник, к.ю.н. V.I. GLOTOV,
Moscow Academy of Finance and Law, Candidate of Economic Sciences, professor
D.V. MIKHEEV,
Moscow regional department of the Free Economic Society of Russia, candidate of economic sciences
A.I. TUTNOV,
НУЦ «Energy Saving», research officer, candidate of legal sciences Аннотация
Особенностью угроз для энергетической безопасности (ЭБ) России является их вероятностная природа, проявляющаяся в неопределенности места, времени и масштабов реализации. Систематизация возможных сценариев развития этих угроз, интегрированная с энергетическими аспектами национальной безопасности страны, потребовала новых концептуальных подходов к мониторингу рисков. В настоящей
78
статье рассмотрены проблемы улучшения методов мониторинга рисков для ЭБ в условиях неопределенности.
Abstract
State probability of threats for power safety with power aspects of national safety of the country have required the new conceptual approaches to risk monitoring. In the present article the problems of improvement the system risk monitoring in conditions of uncertainty are considered.
Ключевые слова
1. Энергетическая безопасность
2. Риск
3. Фактор
Key words
1. Power safety
2. Risk
3. Factor
Качественное представление гарантий энергетической безопасности (ЭБ) для регионов России не может быть выполнено без многофакторного анализа возможных рисков при осуществлении жизнедеятельности в этих регионах. В основе анализа ЭБ лежат базовые принципы единства методологий измерений и оценок, общие правила мониторинга и управления риском, концепции культуры безопасности регионального топливно-энергетического комплекса (ТЭК) и управления качеством. Для текущего момента отсутствие общепринятой системы мониторинга рисков ЭБ, как в общегосударственном и/или региональном масштабе, так и на уровне отдельно взятого предприятия поставщика и/или потребителя топлива и энергии, стало существенной проблемой для противодействия возможным угрозам и дефицитам в сфере энергообеспечения.
Становление рыночных отношений в региональных ТЭК, с одной стороны, способствовало повышению эффективности производства топлива и энергии, а с другой - увеличивает риск возникновения кризисных ситуаций на любом этапе жизненного цикла сложной технической системы энергообеспечения региона [1]. Оригинальные последст-
вия либерализации российской ценовой политики и понижение конкурентоспособности региональных предприятий ТЭК, возникшие на начальном этапе рыночных реформ, существенно обострили проблему учета многих экономических, финансовых, инженерных, социальных и иных факторов риска. Для предприятий ТЭК мониторинг негативных факторов: неплатежеспособности и несостоятельности многих отечественных производственных предприятий; морального старения и физического износа энергетического оборудования ТЭК; человеческого фактора и др. показал, что более трети отечественных потребителей и поставщиков топливно-энергетических ресурсов (ТЭР) имеют все признаки угроз для их ЭБ. Использование на практике результатов мониторинга рисков ЭБ позволит существенно повысить эффективность, системную надежность и безопасность региональных ТЭК по следующим направлениям решения практических задач:
1. планирования и подготовки региональной энергетики к использованию интегрального потенциала ТЭР и к эффективному применению в промышленных масштабах новых технологий энергосбережения;
2. развития конкурентного взаимодействия потребителей и поставщиков ТЭР, приводящее к соответствующему повышению степени интегрального учета энергетических нужд для комфортной жизнедеятельности региона;
3. повышения эффективности энергетических комплексов за счет анализа проблем и возможностей оптимизации (по критериям ЭБ и системной надежности) региональных топливно-энергетических балансов (ТЭБ) и деятельности систем энергоснабжения различных видов;
4. реализации перехода на инновационную превентивную диагностическую схему развития энергетических комплексов с учетом действующих правовых норм социальной, промышленной и экологической безопасности, прогнозов технологического развития энергетики и социально-экономического развития конкретного региона;
5. других направлений, суть которых - учет фактической ситуации.
Переходя к анализу задач ЭБ, актуальность решения которых обусловлена комплексной стратегией государственного правового и нор-
мативного регулирования безопасности и системной надежности при эксплуатации промышленных предприятий ТЭК, следует отметить необходимость в формировании единой политики для создания общей системы мониторинга и управления рисками для поставщиков и потребителей ТЭР. Данная политика должна базироваться на концепции поэтапного перехода к новой ресурсосберегающей системе постоянного мониторинга, диагностического и технического обслуживания мероприятий, которые обеспечивают реальное противодействие угрозам ЭБ регионов России. В основе этой системы должны лежать ясные системно образующие принципы и общепринятая методология определения риска эксплуатации промышленных объектов ТЭК, охраны труда и безопасности жизнедеятельности, понятийное определение самого термина «энергетическая безопасность».
Состояние ЭБ многими экспертами определялось как стабильное, сбалансированное и бездефицитное обеспечение топливом и энергией. Понятие ЭБ сводилось к энергетической самодостаточности, т.е. выполнению одного из приоритетных условий ЭБ. В общем случае для отдельно взятого региона ЭБ определялась как достаточное обеспечение топливом и энергией населения, промышленности и всех других секторов экономики конкретного региона. Значительно позже Мировой энергетический совет определил ЭБ отдельного региона или страны в целом, не располагающей достаточными энергетическими ресурсами, как «состояние защищенности отдельных граждан, общества, экономики и государства от угроз топливо- и энергообеспечения». Такое же понятийное определение ЭБ дано и в «Энергетической стратегии Российской Федерации на период до 2020 г.».
Системные исследования проблем ЭБ были начаты с анализа цен на сырье и энергоносители за предыдущий период. Согласно данным многих экспертов в сфере экономики регионального ТЭК, в этот период влияние фактора удельной цены на нефть начиная с 1973 года опережают факторы формирования цены на другие ТЭР. С этого же момента начинает наблюдаться тенденция - замена свободного рынка ТЭР управляемым. Другой важный недостаток существующей ситуации с мониторингом рисков ЭБ регионов - экономические и технические неопределенности в системе регионального местного, порой децентрализованного теплоснабжения. В переходный период
формирования регионального рынка ТЭР страна вступила без рентной составляющей в стоимости местного топлива, энергоресурсов и энергии. Это привело к дополнительной невозможности организации рыночных отношений между потребителями и поставщиками топлива и энергии. В результате вместо рыночного регулирования в региональном ТЭК возникла административная система для установления тарифа ТЭР. Поэтому возник ряд барьеров экономического и внеэкономического происхождения, а также ряд проблем, напрямую связанных с методикой построения системы мониторинга риска ЭБ и ее практической реализацией. К сожалению, на сегодняшний день ключевая задача качественной оценки и количественного определения риска региональной ЭБ, риска эксплуатации объектов ТЭК пока в полном объеме наукой не решена. Принимая во внимание, что количественные показатели региональной ЭБ и риска эксплуатации объектов ТЭК должны быть сопоставимы между собой, многие специалисты подчеркивают важность задачи создания общей регламентации процедуры мониторинга риска. Эта процедура должна осуществляться с учетом различных условий будущей эксплуатации энергетического объекта, данных о фактическом состоянии объектов, важных для ЭБ региона, данных о состоянии объекта генерации энергии и многого другого. Вместе с этим для учета рисков реализации угроз для ЭБ региона требуется анализ платежеспособности потребителей энергии, потребительской надежности поставщиков ТЭР, квалификации управляющего персонала и других важных составляющих всей системы мониторинга регионального риска ЭБ. Указанное обстоятельство ставит перед исследователями задачу создания и развития интегрированной комплексной системы мониторинга и управления рисками ЭБ на региональном уровне, ориентированной на успешную реализацию корпоративной стратегии роста энерговооруженности региона.
Понятие риска обычно толкуется как угроза, которая сопутствует делу с заранее неизвестным исходом. Для общего случая понятийное определение риска дано в Федеральном законе «О техническом регулировании» от 27.12.2002 № 184-ФЗ. Следуя этому определению, на сегодняшний день методология мониторинга факторов риска ЭБ может базироваться на применении одного или совокупности нескольких измерительных и экспертно-расчетных методов. Для получения каче-
ственных результатов анализов безопасности среди основных методов правдивой оценки риска ЭБ пока можно назвать следующие.
Метод прямого обследования энергетической ситуации, состава ТЭБ и источников ТЭР региона, его промышленного, экономического, демографического и иного потенциала. Этот метод предполагает изучение опасности и возможных последствий от прогнозируемых мероприятий в сфере ЭБ региона. Метод требует выполнения анализа безопасности и диагностических работ для выявления различных угроз системной надежности и безопасности энергообеспечения региона. Этот метод предусматривает использование единой терминологии, унифицированных программ проведения обследования, общих критериев достижения предельного состояния при реализации угроз ЭБ и соответствующих алгоритмов вычислений. При этом общность названных выше алгоритмов и критериев должна быть соблюдена для всех этапов жизненного цикла всех объектов и участников сложной инженерно-экономической системы генерации энергии и энергоснабжения региона.
Метод анализа статистических данных. Это строгий статистический метод обработки конечного числа параметров и индикаторов, определяющих частоту нарушений (отказов, аварий и др.) при поставках ТЭР конечному региональному потребителю, дающий количественную оценку риска ЭБ отдельно для потребителя ТЭР и его поставщика. При этом окончательное значение вероятности возможного нарушения надежного энергоснабжения определяется путем сопоставления вероятности отдельных событий, таких как отказы оборудования энергетических объектов и сбои в системах управления объектами ТЭК.
Метод, основанный на построении и анализе дерева событий нарушений бездефицитного энергообеспечения и отслеживании последовательности наиболее вероятных событий в обратную сторону от возможного нарушения. Данный метод требует выполнения тщательного анализа информации о количественном изменении параметров, характеризующих эксплуатационные условия работы компонентов и систем генерации энергии и энергоснабжения региона, параметров, характеризующих работу конкретного промышленного объекта ТЭК региона в полном объеме.
Метод анализа возможных сценариев формирования предпосылок нарушения регионального энергоснабжения (аварии региональной инженерной системы сетей энергоснабжения) и кар-
тины развития, прогнозирующей нарушения (аварии), например при возможном для данного региона землетрясении. Данный метод является наиболее подробным при выполнении анализа риска нарушений для конкретного промышленного предприятия или административно-территориального образования.
Метод системы индексации. Метод в некотором роде субъективного подсчета формальных коэффициентов, отражающих риск ЭБ для региона, например по показателям эксплуатации отдельных элементов оборудования промышленного предприятия ТЭК или иных его компонентов, коммуникаций и систем. Суть метода сводится к применению условной экспертной системы, основанной на интуиции и опыте ее пользователя. Этот метод носит субъективный характер и требует тщательной верификации.
В общем случае угрозы ЭБ, которой подвергаются население, промышленность и окружающая среда региона есть многокомпонентная и многомерная случайная величина Я (гк, у.., гк, ¿2..,,..., к, ^п..,). Компонентами этой величины могут быть формальные индикаторы жизнедеятельности, например вероятность причинения вреда здоровью, вреда имуществу промышленных и иных предприятий, ущерба окружающей среде, экономического ущерба для поставщика и/или потребителя ТЭР, смерти жителя региона в случае нарушения энергоснабжения и др. Риск ЭБ есть количественное определение потенциальной опасности для ЭБ региона, которая будет выражена функцией распределения Б (гк, у.., гк, ¿2..,,..., Гк, ^п..,), многомерной случайной величины, характеризующей разные факторы причиненного ущерба. Очевидно, что такой способ оценки риска ЭБ носит универсальный характер по отношению к различным видам источников угроз для нарушения энергообеспечения отдельно взятого региона. На практике используются определенные характеристики Я (параметры риска) или предельные одномерные функции распределения по отдельным параметрам. В качестве параметров риска естественно рассматривать некоторые параметры указанного вероятностного распределения, параметры его предельных распределений или некоторые функционалы от распределения.
Вместе с этим важным условием обеспечения ЭБ отдельно взятого региона является своевременность прогнозирования и превентивное предупреждение возможных угроз реализации нарушений при обеспе-
чении объектов промышленности, коммунально-бытового и других секторов этого региона необходимыми ТЭР. В частности, такое прогнозирование необходимо для проведения техобслуживания, диагностических, ремонтно-профилактических работ для всех компонентов сложной технической системы энергообеспечения региона. Для оптимального выполнения этого условия и экономии ресурсов необходимо ранжирование компонентов и элементов (оборудования, участков, средств управления) этой системы по степени надежности энергоснабжения отдельно взятого региона. Расчетной базой ранжирования здесь могут стать показатели технического и экономического риска эксплуатации объектов ТЭК - Яэ или отдельных элементов этой системы. В том числе предметом расчета могут быть отдельные компоненты объектов ТЭК, которые являются важными для их обшей промышленной безопасности и системной эксплуатационной надежности регионального энергообеспечения. Следует отметить, что расчет риска ЭБ, в свою очередь, основывается на расчете вероятности отказа и/или разрушения разных элементов сложной технической системы энергообеспечения региона - Рраз. В общем виде количественная величина риска - Яэ может быть определена как произведение вероятности нарушения (отказа, разрушения) элемента (системы) объекта - Рраз. на величину интегральных потерь - от аварии и затрат на ликвидацию отказа и/или аварии, ее последствий, возмещения причиненного ущерба.
Яэ = Рраз*8х
Такой подход не противоречит формальному определению риска финансового, экономического, технического и иного вида рисков ЭБ, ранее предложенного многими авторами нормативных и методических документов в рассматриваемой области. Для оценки вероятности событий (отказа, аварии, нештатной ситуации), определяемых качественными факторами влияния, например такими, как неправильные действия персонала, ущерб со стороны посторонних лиц, землетрясение, повреждение при ремонте и т.д., необходимо использовать базу данных аварийных прошлых событий на конкретных промышленных объектах регионального ТЭК. Оцененные на этой базе вероятности событий от качественных факторов следует экстраполировать на будущий период жизнедеятель-
ности регионов. Количественные и качественные факторы можно объединить в определенные блоки и на их базе построить статистическую модель риска ЭБ региона. Для этого может быть использована теория и практика факторного эксперимента и построена соответствующая статистическая модель риска ЭБ региона типа:
Хукш=ц+Як + Л1+ Bj (О+Сш+ЛСт +BСmj (0+8укш,
где Хукш - величина риска ЭБ;
ц - среднее значение величины риска ЭБ региона по многим наблюдениям;
Як, Л1, Bj (1), Сш - экономические, технические, правовые и иные факторы влияния внешних условий на величину риска ЭБ с учетом индивидуальных особенностей экономического и промышленного потенциала региона, сложной технической системы регионального энергоснабжения, конкретного объекта генерации энергии регионального ТЭК, места его расположения, времени эксплуатации, опыта эксплуатации, результатов диагностики и техобслуживания, модернизаций, правильных и ошибочных действий персонала и т.д.;
8 - систематическая ошибка;
к, 1, j, ш - показатели, определяющие количественные и качественные уровни факторов влияния.
Затем, на базе блочного планирования модели риска ЭБ, провести дисперсионный анализ по фактическим данным, характеризующим факторы влияния, и по общему регрессионному критерию значимости определить оптимальную стратегию снижения риска ЭБ региона до социально приемлемого уровня допустимых угроз в части нарушений устойчивого и бездефицитного энергообеспечения региона, эксплуатации объектов регионального ТЭК. В целях упрощения процедуры такого анализа его можно выполнить только в части учета ограниченного числа факторов мониторинга риска. Интегральный показатель риска от разных условий и выбранной совокупности факторов, важных для безопасности ЭБ конкретного региона, может быть просчитан на базе известных критериев математической статистики. Затем выбран оптимальный вариант состава превентивных мероприятий для снижения угроз для региональной ЭБ в координатах риск - состав и цена мероприятий - результат мероприятий.
Таким образом, может быть определена общая схема мониторинга факторов риска ЭБ региона. В нашем случае методология мониторинга факторов экономического, технического, правового и иного вида рисков ЭБ отдельно взятого региона РФ предполагает как выявление опасностей в энергообеспечении, так и выявление благоприятной возможности противодействия угрозам ЭБ в жизнедеятельности региона.
Библиографический список
1. Безопасность России. Правовые, социально-экономические и научно-технические аспекты. Функционирование и развитие сложных народнохозяйственных систем, систем связи и коммуникаций. / Маху-тов Н А., Фролов К.В. и др., - М.: МГФ Знание, 1998. Ч.1. - 488 с.
2. http://www.gazeta.ru/interview/nm/a_illarionov.shtml
3. Энергетическая безопасность России / В.В. Бушуев, Н.И. Во-ропай, А.М. Мастепанов, Ю.К. Шафраник и др. - Новосибирск: Наука. СИФ РАН, 1998. - 302 с.
Bibliographical list
1. Security of Russia/ Legal, Socio-economic and scientific and technical. Functioning and development of complex national economic systems of contact and communication. / Mahutov N.A., Frolov K.V. and others. - M.: MGF Znanie, 1998. Part 1, p. 488.
2. http://www.gazeta.ru/interview/nm/a_illarionov.shtml
3. Energy security of Russia / V.V. Bushuev, N.I. Voropay, A.M. Mastepanov, Y.K. Shafranik and others. - Novosibirsk: Nauka. SIF RAN, 1998. - 302 p.
Контактная информация
E-mail: [email protected]
Contact links
E-mail: [email protected]