УДК 338.3
ПРИНЦИПЫ И УСЛОВИЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
© Олег Викторович КОНДРАКОВ
Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, кандидат технических наук, доцент, доцент кафедры бизнес-информатики и математики, e-mail: spartak_04@mail.ru
Рассматриваются основные принципы обеспечения энергетической безопасности в регионе. Приводятся внешние и внутренние условия, необходимые для обеспечения энергетической безопасности. Принципы и условия выбираются исходя из региональных проблем и особенностей.
Ключевые слова: энергетическая безопасность; экономическая безопасность; топливно-энергетический комплекс; топливно-энергетические ресурсы.
В последнее время проблеме безопасности уделяется все большее внимание. В законе РФ «О безопасности» дается следующее определение «Безопасность - это состояние защищенности важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз» [1].
Актуальность обеспечения энергетической безопасности в регионе обусловливается большой зависимостью экономики региона от топливно-энергетических ресурсов (далее - ТЭР). В условиях информатизации, глобализации мировой экономики от слаженной работы энергетического хозяйства во многом зависит бесперебойное функционирование финансовых рынков и эффективность всего товарно-денежного механизма. Однако работа топливно-энергетического комплекса (далее - ТЭК), в свою очередь, также зависит от экономических условий региона. В связи с этим эффективная система энергетической безопасности - вопрос жизни любого региона.
В настоящее время существуют следующие основные проблемы развития регионов [2]:
1) высокий уровень износа основных производственных фондов;
2) большие потери ресурсов в тепловых и электрических сетях;
3) отсутствие единой системы мониторинга и диспетчеризации;
4) высокие удельные расходы;
5) высокая энергоемкость экономики;
6) недостаточность инвестиций в отрасль;
7) отсутствие развития альтернативных источников энергии.
Решение данной проблемы невозможно без разработки комплексной, в рамках экономической безопасности, региональной стратегии обеспечения энергетической безопасности.
Перечислим и охарактеризуем основные принципы обеспечения энергетической безопасности.
Принцип целевого подхода. Здесь предполагается единая цель обеспечения энергетической безопасности, которая заключается в полном обеспечении ТЭР потребителей, сохранении и развитии объектов ТЭК как в нормальных условиях, так и при возникновении чрезвычайных ситуаций.
Принцип комплексного подхода. При анализе ТЭК необходимо использовать комплексный подход. Рассматривать ТЭК, учитывая внутренние и внешние взаимосвязи как между объектами ТЭК, так и с внешней средой (окружающая природная среда, другие виды экономической деятельности) (рис. 1).
Принцип системного подхода. Являясь одной из ключевых отраслей экономики, топливно-энергетический комплекс представляет собой комплекс взаимосвязанно функционирующих систем газо-, тепло- и электроснабжения (энергетика), топливообеспе-чения, состоящих из совокупности предприятий, выполняющих транспортировку, производство, хранение и распределение ресурсов и всех видов энергоносителей.
Принцип наблюдаемости и полного обеспечения информацией. Сбор актуальной, полной, достоверной информации, необходимой для анализа энергетической безопасности, отражающей фактическое состояние
исследуемого объекта, необходим с помощью мониторинга. Энергетический мониторинг представляет собой систему непрерывного наблюдения, анализа, краткосрочного прогнозирования хода основных процессов в сфере производства, передачи и потребления ТЭР.
Принцип иерархичности угроз. Любой вид экономической деятельности в процессе функционирования подвергается угрозам безопасности. В связи с этим проблема безопасности обретает свое существование с появлением угроз. Угрозами энергетической безопасности являются события кратковременного или долговременного характера, которые могут дестабилизировать работу энергокомплекса, ограничить или нарушить энергоснабжение, привести к авариям и другим негативным последствиям для энергетики, экономики и общества. Многие угрозы взаимосвязаны и могут привести к одинаковым последствиям, но с разной степенью материального ущерба от низкого уровня энергетической безопасности. Данный принцип направлен на распределение опасных и вредных факторов по определенным признакам, что позволит делать прогнозы относительно неизвестных фактов или закономерностей.
Принцип воспроизводства системы энергообеспечения, подразумевающий, что функционирование и развитие энергетики должно обеспечивать сохранность и развитие экономической системы региона.
Принцип индикативного и критериального подхода. Оценка состояния должна про-
водиться по определенным показателям (индикаторам), характеризующим количественно или качественно состояние энергетической сферы. При исследовании проблемы безопасности возникает необходимость определения границ безопасного функционирования и выработки пороговых значений, позволяющих оценивать предельный уровень. Критерии безопасности призваны ранжировать уровни состояния индикаторов.
Принцип опережающего управления. Пороговые значения должны сигнализировать о появлении угрозы, а не свидетельствовать о разрушении системы. Наша задача предупреждать об угрозе, а не ликвидировать ее последствия.
Принцип надежности функционирования оборудования. Увеличение числа и масштабов последствий техногенных аварий и катастроф обусловлено не только ростом сложности производства с применением новых технологий, требующих высокой концентрации энергии, опасных для жизни человека веществ и оказывающих заметное воздействие на компоненты окружающей среды, но и крупными структурными изменениями в экономике, приводимыми к сбою в сфере финансирования, высоким и прогрессирующим уровням износа и старения основных фондов, падением технологической и производственной дисциплины и снижением квалификации персонала, переносов сроков ремонта и замены оборудования, упрощением регламентного обслуживания [3].
Рис. 1. Внутренние и внешние взаимосвязи ТЭК
Высокий уровень износа теплотехнического оборудования предопределяет повышение вероятности возникновения внезапных отказов, увеличение трудоемкости технического обслуживания и текущих ремонтов, и следовательно, затрат на работы по поддержанию технической готовности. Повышение надежности и безопасности функционирования ТЭК достигается модернизацией и перевооружением основных фондов. Также необходима постоянная система диагностирования оборудования, находящегося в рабочем состоянии.
Принцип экологической безопасности. Данный принцип учитывает требования экологической безопасности, предполагающий минимизацию техногенного воздействия ТЭК на окружающую среду.
Принцип независимости. Снижение зависимости от внешних поставок энергоресурсов и ориентация на собственные источники электроэнергии.
Принцип последовательности. Формирование определенного набора действий, предотвращающих или ликвидирующих чрезвычайную ситуацию.
Принцип энергоэффективности. Экономное и эффективное использование ТЭР при добыче, транспортировке, хранении и потреблении как производителями ТЭР, так и потребителями. Повышение энергоэффективности и энергосбережения способствует снижению энергоемкости экономического развития, позволяет снизить нагрузку на инфраструктуру и способствует сокращению выбросов загрязняющих веществ.
Принцип централизованного управления. Создание системы топливо- и энергоснабжения с централизованным управлением на период возможных чрезвычайных ситуаций, который должен в себя включать: экономически обоснованное рассредоточение энергетических объектов; расширение стратегических запасов и резервов основных энергоресурсов и взаимозаменяемость отдельных видов топлива у потребителей; создание запасов материалов, инструментов и машин для выполнения аварийно-восстановительных
работ.
В обеспечении энергетической и экономической безопасности региона должны принимать участие все органы государственной власти местного самоуправления, пред-
приятия, организации и учреждения различных организационно-правовых форм, каждый житель региона. Должно осуществляться взаимодействие всех уровней политической власти по вопросам обеспечения энергетической безопасности.
Принцип минимизации риска. Безопасность тесно связана с понятием «риск», «неопределенность» и характеризуется способностью объекта сохранять свои основные характеристики и сущность при разрушающих воздействиях со стороны других процессов или явлений. Категорию «риск» можно определить как опасность потенциально возможной, вероятной потери ресурсов или недополучения доходов по сравнению с вариантом, который рассчитан на рациональное использование ресурсов в данном виде экономической деятельности. Задача состоит к сведению риска к минимуму [4].
Принцип правовой обусловленности.
Обеспечение экономической безопасности края осуществляется в строгом соответствии с Конституцией Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и Тамбовской области, регулирующими отношения в области экономики и экономической безопасности. Основная цель создания нормативноправовой базы энергетической безопасности -устранить и преодолеть противоречия, определить круг ответственности в системе обеспечения потребителей энергоресурсами.
Перечислим некоторые основополагающие законы.
Федеральный закон от 21 июля 2011 г. № 256-ФЗ «О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса». Настоящий федеральный закон устанавливает организационные и правовые основы в сфере обеспечения безопасности объектов топливно-энергетического комплекса в Российской Федерации, за исключением объектов атомной энергетики, в целях предотвращения актов незаконного вмешательства, определяет полномочия федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации в указанной сфере, а также права, обязанности и ответственность физических и юридических лиц, владеющих на праве собственности или ином законном праве объектами топливно-энергетического комплекса [5].
Федеральный закон от 26 марта 2003 г. № 35-ФЗ (ред. от 06.12.2011 г.) «Об электроэнергетике». Настоящий федеральный закон устанавливает правовые основы экономических отношений в сфере электроэнергетики, определяет полномочия органов государственной власти на регулирование этих отношений, основные права и обязанности субъектов электроэнергетики при осуществлении деятельности в сфере электроэнергетики (в т. ч. производства в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии) и потребителей электрической энергии [6].
Федеральный закон от 27 июля 2010 г. № 190-ФЗ «О теплоснабжении». Настоящий федеральный закон устанавливает правовые основы экономических отношений, возникающих в связи с производством, передачей, потреблением тепловой энергии, тепловой мощности, теплоносителя с использованием систем теплоснабжения, созданием, функционированием и развитием таких систем, а также определяет полномочия органов государственной власти, органов местного самоуправления поселений, городских округов по регулированию и контролю в сфере теплоснабжения, права и обязанности потребителей тепловой энергии, теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций [7].
Федеральный закон от 23 ноября 2009 г. (ред. от 12.12.2011 г.) № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Настоящий федеральный закон регулирует отношения по энергосбережению и повышению энергетической эффективности. Целью настоящего федерального закона является создание правовых, экономических и организационных основ стимулирования энергосбережения и повышения энергетической эффективности [8].
Главным принципом обеспечения энергетической безопасности в регионе является гарантированность и надежность энергообеспечения экономики и населения в полном объеме в обычных условиях и в минимально необходимом объеме при угрозе возникновения чрезвычайных ситуаций различного характера.
Для обеспечения безопасности на региональном уровне необходимо выполнение оп-
ределенных условий, учитывающих обстоятельства, обусловленные спецификой состояния энергетической системы и экономики конкретного субъекта федерации (например, Тамбовской области).
Важным условием обеспечения энергетической безопасности и сбалансированного развития ТЭК является единство целей и методов федеральной и региональной энергетической политики.
Для целостности представления выделим отдельно внутренние и внешние условия, необходимые для обеспечения энергетической безопасности в регионе.
Перечислим внешние условия.
1. Сохранение единой энергетической системы как гаранта надежного энергоснабжения всей страны и каждого отдельно взятого региона.
2. Грамотная политика регулирования
цен.
3. Создание конкурентного рынка топливно-энергетических ресурсов.
4. Энергетическая безопасность должна
обеспечиваться комплексом экономических, нормативно-правовых, организационных,
научно-технических мер. Экспертизу с позиции безопасности должны проходить важные законопроекты по экономическим вопросам.
Внутренние условия.
1. Создание благоприятных условий для инвестиций и инноваций, постоянная модернизация производства, повышение профессиональной подготовки становятся необходимыми и обязательными условиями устойчивости и развития энергетических предприятий региона.
2. Для своевременной и адекватной реакции на возникающие угрозы энергетической безопасности необходимо разработать в рамках энергетической стратегии региона систему оперативных и долгосрочных мер по предупреждению и нейтрализации внутренних и внешних угроз. Для этого необходима система мониторинга и диспетчеризации с обратной связью, позволяющая корректировать индикаторы состояния безопасности. Состав, структура, способы определения и наблюдения показателей, характеризующих состояние энергетики, может быть отработан только в ходе самого испытания системы мониторинга. Первоначальный состав индикаторов может не в полной мере отвечать
условиям чувствительности или объективности для данного региона.
3. В регионе необходима особая экономическая политика, которая должна заключаться в следующих способностях:
- быстрое и адекватное реагирование на политические, социальные и экономические изменения;
- достижение на территории региона достаточного уровня жизни населения;
- ведение экономически грамотной политики с поставщиками ТЭР;
- привлечение инвестиций в энергетическую отрасль;
- поощрение научных проектов;
- использование энергоэффективных технологиий;
- ведение энерго- и ресурсосберегающей политики.
4. Тамбовская область является энергодотационным регионом, т. к. 100 % газа, 100 % нефтепродуктов и 70 % электроэнергии поступает из других регионов. Из собственных энергоресурсов - 100 % тепловой энергии и 30 % электроэнергии. Ограниченные собственные ресурсы ставят энергетику области в зависимость от поставщиков. Необходимо в Тамбовской области развивать энергетику с использованием местных ресурсов, основанных на возобновляемых и альтернативных источниках энергии. Использовать энергию солнца, ветра, биомассы в качестве альтернативных устойчивых источников энергии.
5. В регионе необходим управленческий механизм по обеспечению экономической безопасности в энергетической сфере, который должен заключаться в своевременном выявлении проблемных (конфликтных, кризисных) ситуаций и тенденций в состоянии энергетических, экономических объектов и объектов социальной сферы. Механизм должен включать систему и технологии
обеспечения безопасности. Результатом работы данного механизма является выработка мер, которые либо нейтрализуют кризисные воздействия, либо корректируют изменения в состоянии объекта в положительном направлении экономического развития.
1. О безопасности: федеральный закон от
28.12.2010 г. № 390-ФЗ // Сборник законодательных и нормативных документов. М., 2010.
2. Кондраков О.В. Анализ состояния топливноэнергетического комплекса региона с позиции энергетической безопасности // Социально-экономические явления и процессы. Тамбов, 2012. № 11.
3. Акимов В.А., Лапин В.Л., Попов В.М. и др. Надежность технических систем и техногенный риск / под общ. ред. М.И. Фалеева. М., 2002.
4. Шапкин А.С., Шапкин В.А. Теория риска и моделирование рисковых ситуаций. М., 2006.
5. О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса: федеральный закон
Российской Федерации от 21.07.2011 г. № 256-ФЗ. иКЬ: http://www.rg.ru/2011/07/26/ tek-dok.html. Загл. с экрана.
6. Об электроэнергетике: федеральный закон Российской Федерации от 26.03.2003 г. № 35-ФЗ (ред. от 06.12.2011 г.). ИИЬ: http:// www.referent.rU/1/163340. Загл. с экрана.
7. О теплоснабжении: федеральный закон Российской Федерации от 27.07.2010 г. № 190-ФЗ. ШЬ: http://www.rg.ru/2010/07/30/teplo-dok.html. Загл. с экрана.
8. Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации: федеральный закон Российской Федерации от 23.11.2009 г. № 261-ФЗ (ред. от 12.12.2011 г.). ИИЬ: http:// www.rg.ru/2009/11/27/energo-dok.html. Загл. с экрана.
Поступила в редакцию 11.05.2013 г.
UDC 338.3
PRINCIPLES AND CONDITIONS OF ENERGY SECURITY SUPPLY
Oleg Viktorovich KONDRAKOV, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russian Federation, Candidate of Technics, Associate Professor, Associate Professor of Business-informatics and Mathematics Department, e-mail: spartak_04@mail.ru
The basic principles of energy security in the region are considered. The external and internal conditions necessary to ensure energy security are given. The principles and conditions are selected on the basis of regional problems and peculiarities.
Key words: energy security; economic security; fuel and energy complex; fuel and energy resources.