Научная статья на тему 'Механизм обеспечения экономической безопасности в энергетической сфере'

Механизм обеспечения экономической безопасности в энергетической сфере Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
3876
495
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ТОПЛИВНО-ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС / МЕХАНИЗМ БЕЗОПАСНОСТИ / МОНИТОРИНГ И ДИСПЕТЧЕРИЗАЦИЯ / ECONOMIC SECURITY / FUEL AND ENERGY COMPLEX / SECURITY MECHANISM / MONITORING / DISPATCHING

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кондраков О. В.

Предмет. Статья посвящена проблеме обеспечения экономической безопасности в энергетической сфере. Объектом исследования является топливно-энергетический комплекс. Цели и задачи. Разработка механизма обеспечения экономической безопасности в энергетической сфере. Для достижения поставленной цели требуется решить следующие задачи: рассмотреть актуальность исследования; изучить систему управления в ТЭК с позиции системного анализа; разработать структуру механизма обеспечения экономической безопасности; предложить мероприятия по предотвращению внутренних и внешних угроз. Методология. В работе использованы методы статистики, системные подход и анализ. Результаты. Механизм обеспечения экономической безопасности ТЭК представлен в виде комплексного взаимодействия федеральных, территориальных, исполнительных, законодательных органов государственной власти и предприятий ТЭК. Определены функции каждого элемента механизма. В работе предложены пути решения выявленных проблем в ТЭК: поиск источников финансирования, привлечение инвестиций, развитие альтернативных источников энергии, предоставление налоговых льгот, совершенствование структуры ТЭК, внедрение нового энергоэффективного оборудования и современных технологий, модернизация морально устаревшего оборудования. Выводы. Сделаны выводы о том, что решение задач обеспечения безопасности станет эффективным, если предприятия ТЭК смогут гибко адаптироваться к изменяющимся внешним и внутренним условиям. Работа данного механизма создает комплексное взаимодействие всех органов власти и предприятий ТЭК для противодействия угрозам и может использоваться в единой системе обеспечения экономической безопасности региона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

A mechanism of ensuring the economic security in the energy sector

Subject The article deals with the issue of ensuring the economic security in the energy sector. The fuel and energy complex (FEC) is the research object. Objectives The goal of the research is to develop a mechanism for ensuring the economic security in the energy sector. Methods For the study, I used methods of statistics, analysis, and a systems approach. Results I present a mechanism of FEC economic security ensuring as a complex interaction of federal, territorial, executive, and legislative Government bodies and enterprises. The paper defines the functions of the mechanism's each particular element. As well, the paper proposes solutions to the problems identified in the energy industry. Conclusions and Relevance I draw a conclusion that the solution of the security tasks will become effective if FEC enterprises can flexibly adapt to the changing internal and external conditions. The mechanism contributes to complex interaction of all authorities and enterprises to counter threats, and it can be used in a single system of economic security of the region.

Текст научной работы на тему «Механизм обеспечения экономической безопасности в энергетической сфере»

ISSN 2311-875X (Online) Экономическая безопасность

ISSN 2073-2872 (Print)

МЕХАНИЗМ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ СФЕРЕ Олег Викторович КОНДРАКОВ

кандидат технических наук, доцент кафедры сервиса, торгового дела и туризма,

Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, Тамбов, Российская Федерация

[email protected]

История статьи:

Принята 15.01.2016 Принята в доработанном виде 15.05.2016

Одобрена 16.06.2016

УДК 338:332.12 JEL: L94, L95, L97

Ключевые слова:

экономическая безопасность, топливно-энергетический комплекс, механизм безопасности, мониторинг и диспетчеризация

Аннотация

Предмет. Статья посвящена проблеме обеспечения экономической безопасности в энергетической сфере. Объектом исследования является топливно-энергетический комплекс. Цели и задачи. Разработка механизма обеспечения экономической безопасности в энергетической сфере. Для достижения поставленной цели требуется решить следующие задачи: рассмотреть актуальность исследования; изучить систему управления в ТЭК с позиции системного анализа; разработать структуру механизма обеспечения экономической безопасности; предложить мероприятия по предотвращению внутренних и внешних угроз. Методология. В работе использованы методы статистики, системные подход и анализ. Результаты. Механизм обеспечения экономической безопасности ТЭК представлен в виде комплексного взаимодействия федеральных, территориальных, исполнительных, законодательных органов государственной власти и предприятий ТЭК. Определены функции каждого элемента механизма. В работе предложены пути решения выявленных проблем в ТЭК: поиск источников финансирования, привлечение инвестиций, развитие альтернативных источников энергии, предоставление налоговых льгот, совершенствование структуры ТЭК, внедрение нового энергоэффективного оборудования и современных технологий, модернизация морально устаревшего оборудования.

Выводы. Сделаны выводы о том, что решение задач обеспечения безопасности станет эффективным, если предприятия ТЭК смогут гибко адаптироваться к изменяющимся внешним и внутренним условиям. Работа данного механизма создает комплексное взаимодействие всех органов власти и предприятий ТЭК для противодействия угрозам и может использоваться в единой системе обеспечения экономической безопасности региона.

© Издательский дом ФИНАНСЫ и КРЕДИТ, 2016

Среди проблем, связанных с преобразованиями в экономике, важное место занимает проблема обеспечения экономической безопасности. Экономическая безопасность характеризует такое состояние экономики, при котором обеспечивается гарантированная защита интересов личности, общества, государства, социальная

направленность политики даже при неблагоприятных условиях1. Под безопасностью объекта понимается такое его состояние, при котором сохраняются его основные характеристики и способность к самосохранению и саморазвитию в условиях воздействия на него случайных факторов в виде внутренних и внешних угроз. Безопасным считается состояние экономики, когда последняя своевременно и в достаточном количестве обеспечивает хозяйственный комплекс топливно-

энергетическими ресурсами (ТЭР).

Энергетическая безопасность является составной частью безопасности экономической и определяет степень защищенности топливно-энергетического комплекса от внутренних и внешних угроз, способных дестабилизировать бесперебойное

1 Сенчагов В.К. Экономическая безопасность России. Общий курс: учебник для вузов. М.: Дело, 2009. 654 с.

86 №р://йп-^й.г

обеспечение ТЭР хозяйственного комплекса и населения региона. Обеспечение энергетической безопасности в топливно-энергетическом комплексе (ТЭК) требует решения взаимосвязанных задач на государственном и региональном уровнях, а также на предприятиях комплекса [1].

Топливно-энергетический комплекс региона представляет собой сложную структуру предприятий и систем, которые осуществляют энергообеспечение всех отраслей экономики и социальной сферы путем производства, транспортировки, распределения газа,

электрической и тепловой энергии потребителям.

Уровень безопасности ТЭК определяется совокупностью взаимодействия факторов экономического, технического и организационно-управленческого характера, которые, находясь в тесной взаимосвязи, обеспечивают надежное энергоснабжение потребителей и противостоят внутренним и внешним угрозам [2]. Проблемой безопасности в энергетике посвящены работы В.В. Бушуева, Н.И. Воропая, А.М. Мастепанова, Ю.К. Шафраника [3], К.С. Зыкова [4],

В.А. Савельева [5], В.Г. Благодатских [6], Е.В. Быковой [7], В.И. Рясина [8] и др.

Прекращение подачи ТЭР, в частности, источниками теплоснабжения, помимо

экономического ущерба несет и убытки социального характера. Нарушение

теплоснабжения снижает температуру воздуха в помещениях, приводит к нарушению нормальной жизнедеятельности людей, ухудшаются условия отдыха и труда населения, увеличивается число заболеваний. В результате снижения количества работающего населения увеличиваются затраты в сфере здравоохранения и социального обеспечения. Прекращение подачи газа или электроэнергии понижает жизненный тонус людей, нарушает ритм жизни и питания, что также способствует заболеваниям и отрицательно воздействует на состояние организма человека [9]. Росту напряженности социально-политических отношений способствуют срывы поставок ТЭР потребителям, поднятие цен на них, задержка выплаты заработной платы, массовые сокращения и увольнения.

В настоящее время важной задачей является разработка механизма обеспечения экономической безопасности в энергетической сфере на уровне региона, включающего мероприятия

экономического, организационного, технического характера, систему льгот и стимулов (рис. 1).

Как следует из рис. 1, организационно-методическое руководство и контроль за работой ТЭК осуществляется государственными службами. В организационной структуре энергетики выделим верхний уровень управления. Основные направления экономической и энергетической политики государства определяет Президент РФ. Подготовку его решений по вопросам обеспечения экономической безопасности осуществляет аппарат Совета Безопасности РФ. Проведение единой государственной экономической и энергетической политики обеспечивает Правительство РФ и Министерство энергетики РФ, аппарат Федеральной службы по тарифам, Министерство регионального развития РФ, Министерство природных ресурсов и экологии РФ, Администрация Президента.

Нижний уровень управления - региональный. Все решения, принятые на федеральном уровне, доводятся до сведения главы администрации Тамбовской области [10]. Аппарат администрации является основным органом, который согласует

интересы потребителей и поставщиков ТЭР, создает и определяет инвестиционный климат в регионе. Областная Дума осуществляет законодательное регулирование по вопросам обеспечения экономической безопасности в энергетической сфере региона и утверждает программы развития ТЭК, контролирует исполнение законов на территории Тамбовской области.

На региональном уровне аппаратом управления выполняются следующие функции:

— разработка и реализация региональной политики обеспечения безопасности;

— разработка проектов законодательных и нормативных актов;

— разработка и координация программ, включающих комплекс мероприятий, направленных на предупреждение и нейтрализацию угроз;

— анализ в реальном времени состояния ТЭК, уровня энергообеспечения экономики и населения региона;

— создание федеральных и региональных фондов для обеспечения экономической безопасности;

— разработка и осуществление ценовой, налоговой, кредитной, инвестиционной, экономической, технической политики в части обеспечения экономической безопасности в энергетической сфере;

— экономическое стимулирование и поддержка предприятий ТЭК;

— поддержка предпринимательской, инновационной и другой деятельности, направленной на развитие энергетики;

— разработка федеральных программ по развитию энергоэффективных технологий;

— создание рынка энергоэффективных технологий;

— установление жестких лимитов на выбросы загрязняющих веществ и лимитов на размещение отходов производства и потребления [11];

— разработка программы развития и использования возобновляемой энергетики;

— контроль за выполнением перечисленных функций.

В рамках управления ТЭК при администрации области предлагается создать отдел экономической безопасности, выполняющий следующие функции:

— мониторинг финансовых, инвестиционных, экономических, технических и технологических аспектов деятельности ТЭК и экономики региона;

— идентификация проблем, дестабилизирующих нормальное функционирование ТЭК, и их влияние на экономическую безопасность региона. На основе анализа информации отдела безопасности будет определяться стратегия экономической безопасности.

Цель механизма обеспечения экономической безопасности в ТЭК - создание оптимальных условий для развития комплекса, а также снижение его восприимчивости к внутренним и внешним угрозам, минимизация возможности их возникновения.

Важным инструментом реализации региональной энергетической политики является региональная энергетическая программа2. В ней сформулированы цели и задачи энергетической политики, определены механизмы ее реализации, разработаны различные мероприятия и проекты. Основными задачами энергетической политики в регионе являются: обеспечение социально-экономического развития путем надежного энергоснабжения с минимальными

общественными затратами на производство, преобразование, транспортировка и потребление ТЭР; эффективное использование энергетических ресурсов и производственного потенциала; обеспечение приемлемого уровня техногенного воздействия на окружающую среду. Данные задачи остаются постоянными, независимо от изменений, вызванных экономическими, политическими, социальными, техническими и другими факторами.

Все перечисленные действия должны осуществляться в контексте обеспечения экономической безопасности. В разработке региональной энергетической программы должны принимать участие специалисты, представляющие различные сферы деятельности ТЭК (газоснабжение, электроснабжение,

теплоснабжение), и коллективы ученых, работающих над проблемами энергетики.

2 Костюк И.Р. Концептуальные основы региональной программы энергосбережения // Известия ОрелГТУ. Сер. Экономика, управление, право. 2002. № 1-2. С. 39-42.

88 №р://йп-^гЛ.1

Основным компонентом механизма обеспечения экономической безопасности в энергетической сфере является система мониторинга и диспетчеризации. Мониторинг - это оперативная информационно-аналитическая система

наблюдений за динамикой индикаторов безопасности. Диспетчеризация - процесс централизованного оперативного контроля и дистанционного управления с использованием оперативной передачи информации между объектами диспетчеризации и пунктом управления.

Целями мониторинга и диспетчеризации являются [12]:

• наблюдение, отслеживание процессов и состояния внешней и внутренней среды;

• идентификация угроз, определение состава, характера и особенностей проявления угроз;

• прогнозирование значений индикаторов безопасности и развития событий;

• подготовка информации для принятия решений о реализации мер по обеспечению экономической безопасности;

• оценка существующего и ожидаемого уровня экономической безопасности.

Задачей мониторинга является идентификация процессов, происходящих в ТЭК, явлений и параметров, определяющих угрозы экономической безопасности. В основе идентификации лежит система индикаторов, обеспечивающая наблюдаемость ТЭК

и окружающей среды.

Важными характеристиками развития

энергетической системы являются уровень и динамика потребления энергоресурсов. Мониторинг показывает, что уровень потребления тепловой и электрической энергии имеет тенденции к снижению (рис. 2, 3).

На основе анализа состояния ТЭК Тамбовской области были определены индикаторы экономической безопасности в энергетике, которые классифицированы по следующим блокам:

1) экономическому;

2) снабжения топливом;

3) производства и потребления и тепловой энергии;

4) электроэнергии, получаемой области;

5) природно-климатическому;

6) надежности системы ТЭК;

7) экологическому.

В качестве основных индикаторов приняты: объемы дебиторской и кредиторской задолженности; уровень инвестиций в отрасли; объем произведенной продукции; сальдированный финансовый результат; удельный вес убыточных организаций; рентабельность активов;

рентабельность проданной продукции;

коэффициент текущей ликвидности; коэффициент автономии; индекс промышленного производства; электроемкость и энергоемкость производства; объемы потребления газа, теплоэнергии, электроэнергии; объемы выработки

электроэнергии и теплоэнергии; доля импорта электроэнергии в общем объеме; сальдо-переток; потери энергоресурсов; доля альтернативных источников энергии; уровень резерва по межсистемным связям; уровень износа оборудования; уровень выбросов вредных веществ в окружающую среду от предприятий отрасли.

Исследуя динамику индикаторов, был проведен расчет стандартного отклонения от среднеарифметического значения временного ряда, что послужило критерием при определении пороговых значений индикаторов. Каждый индикатор аргументирован и классифицирован по трем уровням безопасности (нормальному, предкризисному, кризисному).

К индикаторам безопасности должны предъявляться следующие требования:

а) в рамках системы мониторинга должна использоваться единая система показателей;

б) должны быть четко определены ясный смысл и размерность каждого индикатора;

в) каждый индикатор должен иметь единую точность измерения и методику расчета;

г) прежде чем использовать значение индикатора, необходимо проанализировать достоверность его получения и соответствие другим имеющимся оценкам (при наличии противоречий следует проанализировать возможные причины расхождения);

д) индикаторы должны отражать основные свойства и характеристики составных частей ТЭК и его окружения.

Сбор информации осуществляется на предприятиях ТЭК, в территориальных управлениях федеральных органов

государственной власти (органы государственной статистики, лаборатории гидрометеорологии, управление энергетики и ЖКХ).

Мониторинг охватывает весь спектр внешних и внутренних угроз. Наблюдение за переменными состояния ТЭК происходит как по текущим значениям параметров, так и по прогнозируемым, и по результатам наблюдений осуществляется оценка реализованных и надвигающихся угроз. Некоторые данные для мониторинга собираются в рамках мониторинга других видов безопасности. В основном это касается внешних условий функционирования ТЭК (экономических и политических процессов в стране и регионе). Вся информация помещается в базу данных.

Анализ результатов мониторинга индикаторов безопасности ТЭК в Тамбовской области выявил следующие проблемные зоны. Финансовое состояние ТЭК характеризуется низкими показателями платежеспособности и финансовой устойчивости. Сальдированный финансовый результат имеет отрицательное сальдо - 475,5 млн руб. убытков, удельный вес убыточных организаций составляет 50%. Сумма убытка составила 645,3 млн руб. Коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами также имеет отрицательное значение: -0,49, коэффициент текущей ликвидности (покрытия) - 0,72, коэффициент автономии - 0,16, рентабельность проданных товаров и услуг -0,2 (табл. 1). Высокий уровень износа основных производственных фондов (63%) создает угрозу техногенных аварий, потери тепла и электроэнергии составляют 12%. Несмотря на рост инвестиций, их количества явно недостаточно для модернизации основных производственных фондов [13]. Отсутствует единая информационная база, что затрудняет проведение мониторинга индикаторов безопасности.

Для решения накопившихся проблем функционирования ТЭК и предотвращения внутренних и внешних угроз необходимо проведение комплекса мер организационно-экономического характера. Для формирования внутренних финансовых ресурсов необходимо:

— аккумулирование и накопление необходимых финансовых средств за счет рационального

электроэнергии из-за пределов

использования ТЭР и производственно-технологического потенциала;

— формирование привлекательного инвестиционного климата (налоговые льготы, устойчивое финансовое положение, выгодные инновационные проекты);

— формирование финансовой системы, ориентированной на решение проблем социально-экономического развития региона.

Для финансирования энергетических объектов применяются следующие финансовые

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

и административные ресурсы: внебюджетные фонды целевого назначения, создаваемые за счет отчислений от тарифов; собственные средства энергетических объектов, образующиеся из отчислений от прибыли и амортизационного фонда; местные и государственные бюджеты; кредиты коммерческих и государственных банков; средства потребителей, погашаемые поставкой ТЭР; участие в совместных акционерных предприятиях; реализация федеральных межотраслевых программ; гранты.

Задачей инвестиционной политики является создание возможностей финансирования ТЭК в регионе путем привлечения акционерного капитала. Если система финансирования развития энергетики меньше зависит от государственных вложений, это повышает ответственность за надежное энергоснабжение потребителей и способствует эффективному использованию вкладываемых средств.

Привлечение инвесторов осуществлять

с предоставлением им определенных налоговых льгот. Инвесторы должны видеть выгоду от капиталовложений в как можно более короткие сроки окупаемости. При этом не обойдется без привлечения инвестирования со стороны государственных и муниципальных органов власти. Дополнительное инвестирование из регионального или федерального бюджета (или фонда) привлекается, когда объем инвестиций велик и окупаемость имеет значительный срок.

Уровень инвестиционных ресурсов зависит от: размеров первоначальных накоплений

предприятий ТЭК; прогнозируемого роста энергопотребления; возможностей обмена энергопотоками с другими регионами; обоснованного бизнес-плана строительства и ввода новых объектов. Инвестиции направляются в обновление производственных

фондов, техническое перевооружение, укрепляют материальную базу.

В основу стратегии развития ТЭК должна быть положена ориентация на новые

высокотехнологичные, ресурсосберегающие

технологии, имеющие перспективные

инвестиционные преимущества, включая как отечественные так и зарубежные передовые разработки. В связи с высоким уровнем износа основных производственных фондов требуется проведение работ по техническому перевооружению отработавшего свой срок оборудования3. Важно повысить уровень автоматизации технологических процессов управления нормальными и аварийными режимами работы, в связи с чем разработать и принять законы «Об оперативно-диспетчерском управлении в энергетике» и «О создании региональной системы мониторинга

и диспетчеризации». Данные акты позволят предприятиям ТЭК проводить единую энергетическую политику, выполнять

диспетчерскую дисциплину, регламентировать обязательства производителей и потребителей при работе в единой энергетической системе.

Одной из проблем Тамбовской области является энергодефицит. В регионе вырабатывается только 30% потребляемой электроэнергии и 100% теплоэнергии, а остальные ТЭР поставляются из других регионов. Ограниченность собственной ресурсной базы обусловливает зависимость ТЭК области от внешних поставщиков. По прогнозам министерства энергетики, спрос на электроэнергию к 2020 г. по сравнению с 2000 г. вырастет в два раза [14]. Именно поэтому экономически выгодно генерировать

электроэнергию вблизи потребителя, это может обеспечить более высокую надежность, поскольку не потребуются протяженные линии электропередач с подстанциями.

Необходима разработка федерального

и регионального законодательств в области стимулирования возобновляемой энергетики (ветровой, солнечной, биоэнергетики) с учетом экологических требований, дефицита

традиционных энергоресурсов и себестоимости вырабатываемой энергии в регионах, то есть нужен закон «О нетрадиционных возобновляемых источниках энергии». Система возобновляемой энергетики предполагает развитие собственных энергетических ресурсов, а также

3 Мошин А.Ю. Экономическая сущность надежности электроснабжения потребителей // Вестник Университета РАО. 2008. № 2(40). С. 74-77.

совершенствование эффективности их

использования.

Использование нетрадиционных возобновляемых источников энергии имеет огромные преимущества:

• применяют экологически чистые технологии;

• проекты не требуют больших капиталовложений по сравнению с ГЭС, ТЭЦ и тем более АЭС;

• отсутствие сырья и отходов;

• минимальные потери;

• надежность энергоснабжения в регионе (например, срок службы ветроэлектростанций от 20 до 25 лет).

В странах Европейского союза приняты решения о снижении потребления первичных энергетических ресурсов на 20% к 2020 г. за счет развития альтернативных источников энергии. На сегодняшний день с помощью ветрогенераторов в Дании производится 42% электроэнергии, в Португалии -27, в Испании - 20, Ирландии -19%.

Большая роль в обеспечении экономической безопасности отводится мероприятиям по энергосбережению и энергоэффективности. Повышение энергоэффективности

и энергосбережения достигается за счет: внедрения энергоэффективных технологий и оборудования; снижения потерь энергоресурсов вследствие реконструкции старых систем, отработавших свой срок службы; применения агрегатов с повышенным КПД; использования вторичных энергоресурсов; оснащения всех энергопотребляющих установок приборами учета и регулирования; введения дифференцированных тарифов на потребление электроэнергии в зависимости от времени суток (например, ночной и вечерний тарифы на 35% дешевле дневного); активного использования системы прогрессивных тарифов, которые возрастают с увеличением объема потребления; контроля за оптимальным расходом энергоресурсов (в технологических процессах); внедрения нормативов энергоэффективности;

стимулирования деятельности в сфере энергосбережения; мониторинга показателей энергоэ фе ктивно сти (энергоемкости, электроемкости).

Рассмотрим экономические мероприятия, основанные на предоставлении налоговых льгот и предоставлении целевых кредитов.

1. Льготное налогообложение предусматривает уменьшение налоговых ставок для тех предприятий и организаций, которые реализуют мероприятия, повышающие экономическую безопасность в энергетической сфере. Так, налоговые скидки по норме ставки на 8-10% ниже общепринятой дадут стимул предприятиям более активно реализовывать новые ресурсосберегающие технологии и модернизировать основные производственные фонды.

2. При приобретении энергосберегающего или природоохранного оборудования часть его стоимости вычитается из налога на прибыль, также возможна полная компенсация вычета в течение эксплуатации оборудования.

3. Предоставление вычета из налогов на прибыль, где одновременно происходит уменьшение суммы амортизации на издержки в течение всего срока службы активов.

4. Предоставление прямых вычетов из налоговых выплат с последующим списанием стоимости оборудования.

5. Выделение целевых кредитов предприятиям ТЭК на модернизацию, ремонт оборудования, выполнение природоохранных мероприятий.

Применение такого ценового инструмента позволит регулировать тарифы на энергоносители в зависимости от сложности их производства или транспортировки. В то же время потребителям нужно предоставлять скидки на потребление вне пиковых нагрузок.

Дальнейшее совершенствование структуры ТЭК предполагает следующие шаги.

1. Деконцентрация производственных мощностей, упор на создание установок и предприятий малой и средней мощности, отказ от сооружений больших мощностей (крупных ТЭЦ, АЭС). Опыт показывает, что функционирование Тамбовской ТЭЦ, обеспечивающей теплом 45% городской инфраструктуры, имеет значительную

инерционность, которая не позволяет одновременно пускать тепло всем потребителям, а изношенные тепловые магистрали создают аварийные ситуации. При внедрении новых мощностей необходима ориентация на сооружения установок и предприятий малой и средней мощности для обеспечения их быстрой окупаемости. Необходимо использование в перевооружении быстросооружаемых объектов, модульных, блочно-комплектных передвижных

установок, обладающих простотой, надежностью и гибкостью. Кроме того, требуется замена устаревших котельных на мини-ТЭЦ (мощностью до 20 МВт) на базе газотурбинных двигателей.

2. Развитие комбинированного метода производства тепловой и электрической энергии в зимний период, который позволит уменьшить себестоимость ТЭР и повысить рентабельность производства.

3. Использование альтернативных источников энергии для повышения самообеспеченности и автономности региона, независимости от внешних поставок энергоносителей.

4. Усиление межсистемных, межрегиональных транспортно-эне ргетиче ских связе й, обеспечивающих взаимное резервирование энергосистем. При этом должны рационально сочетаться централизация и децентрализация энергообеспечения. Рассредоточение энергетических объектов по региону должно быть экономически обоснованным.

5. При развитии и модернизации систем следует использовать высокоэффективное энергопроизводящее и энергопотребляющее оборудование, которое вытеснит устаревшее энергоемкое оборудование.

Модернизация оборудования позволит сократить затраты на капитальный ремонт, уменьшить потери, возникающие при транспортировке ТЭР по изношенным магистралям и сетям, снизить выбросы вредных веществ в окружающую среду. Политика технического перевооружения предусматривает: внедрение потребительских установок с гибкой адаптивностью к разным видам энергоносителей; развитие нетрадиционных источников энергии (солнечных коллекторов, ветроэнергетических и ветросиловых установок, биогазовых реакторов, установок по переработке биомассы) [15], внедрение в эксплуатацию теплогенерирующих установок с использованием теплоты конденсации водяного пара [16]. Модернизация морально устаревших

и изношенных физически ОПФ обеспечит воспроизводство выработавшей ресурс базы ТЭК.

Важное значение имеет обеспечение технической безопасности объектов ТЭК. Предприятия энергокомплекса являются объектами повышенной опасности для окружающей природной среды и социума. Значительная протяженность

магистральных сетей и трубопроводов для передачи энергоресурсов указывает на

необходимость принятия мер по обеспечению надежности оборудования. Здесь основным инструментом является диагностирование, позволяющее выявить уязвимые места на объектах ТЭК. Для этого составной частью системы мониторинга и диспетчеризации экономической безопасности должна являться система мониторинга технического оборудования и технологических процессов. Внедрение автоматизированной системы управления технологическими процессами позволит обеспечить наблюдаемость переменных состояния ТЭК, многие из которых являются индикаторами безопасности. Для повышения надежности передачи данных необходимо присутствие в системе мониторинга и диспетчеризации функционирования оптико-волоконных линий связи и современных телекоммуникационных технологий. Кроме того, в системе управления должна быть предусмотрена противоаварийная автоматика. Автоматизация управления

тепловыми, электрическими и газовыми режимами работы уменьшит потери при транспортировке.

В процессе эксплуатации объектов ТЭК на них оказывают воздействие различные факторы (рис. 4). К ним, в частности, относятся технологические параметры (давление,

температура, агрессивность рабочей среды), параметры внешней среды (перепады температур, коррозионная активность грунта, оползни, подвижка грунта и т.д.), внешние механические воздействия, способствующие развитию дефектов и сокращающие срок службы объектов. В то же время организационно-технические мероприятия (электрохимическая защита, плановые проверки и освидетельствования, техническое

обслуживание, текущий и капитальный ремонт) позволяют поддерживать техническое состояние объекта на безопасном уровне4.

Основными задачами технического

диагностирования являются:

• контроль за техническим состоянием объекта в целях установления его соответствия требованиям технической документации и определения степени функциональности (работоспособности);

• поиск дефектов и повреждений, определение причин неисправности и отказов

4 Новоселов В.В. Диагностика газопроводов Западной Сибири: материалы Международной научно-технической конференции «Научно-технические проблемы повышения эффективности работы топливно-энергетического комплекса». Мальта, 1997. С. 39-41.

с последующими рекомендациями по восстановлению работоспособности объекта;

• прогнозирование технического состояния объекта на предстоящий период эксплуатации с заданной вероятностью безотказной работы или с заданной вероятностью остаточного ресурса, в течение которого сохраняется работоспособное состояние объекта.

Поиск источников финансирования, выбор эффективных технологий, способных обеспечить конкурентоспособность выпускаемой продукции, сокращение издержек, анализ рынков сбыта, установление устойчивых связей с поставщиками энергоресурсов - это только часть требований, чтобы предприятие ТЭК стало полноправным субъектом рыночной системы. Решение задач обеспечения экономической безопасности станет возможным только в том случае, если предприятия

ТЭК будут гибко адаптироваться к изменяющимся внешним условиям.

Рассмотренные в статье мероприятия не смогут полностью решить проблему обеспечения экономической безопасности, однако заметно снизят риск возникновения неблагоприятных ситуаций от воздействия внешних и внутренних угроз. Рассмотренные меры должны осуществляться при работе механизма обеспечения экономической безопасности в энергетической сфере и поддерживаться в ходе выполнения энергетической политики в целом. Работа данного механизма должна быть направлена на своевременное выявление (идентификацию) опасностей и осуществление управляющих воздействий, нацеленных на устранение причин, вызвавших возникновение угроз безопасности в системе, предотвращая развитие критических ситуаций.

Таблица 1

Показатели энергетической безопасности Тамбовской области в 2007-2014 гг. Table 1

Indicators of energy security of the Tambov oblast in 2007-2014

Показатель 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014

Коэффициент текущей ликвидности (нормативное ограничение 0,2) 0,945 101,4 0,926 0,944 0,875 0,93 0,76 0,72

Коэффициент обеспеченности -0,366 -0,3 -0,148 -0,98 -0,184 -0,15 -0,39 -0,49

собственными оборотными средствами (нормативное ограничение 0,1%)

Коэффициент автономии (нормативное 0,484 0,481 0,343 0,34 0,323 0,34 0,18 0,16

ограничение 0,5%)

Рентабельность проданных товаров и 3 6,4 3,8 3,1 3,1 0,8 1,5 -0,2

услуг, %

Рентабельность активов, % 2,6 5,9 6,1 4,2 3,3 -4 -5,2 -2,3

Уровень износа основных 59,8 59,9 60,6 62,8 65,2 61,3 62,2 63

производственных фондов, %

Сброс загрязненных сточных вод, млн м3 2 1,6 1,8 39 36 34

Инвестиции в ТЭК, млн руб. 3 816 6 180 6 521 7 890 9 854 9 805 12 513

Источник: данные Территориального органа Федеральной статистики по Тамбовской области Source: Federal State Statistics Service, the Tambov oblast Branch

Рисунок 1

Механизм обеспечения экономической безопасности в энергетической сфере Figure 1

Mechanism of ensuring the economic security in the energy sector

Источник: составлено автором Source: Authoring

National Interests: Priorities and Security

Рисунок 2

Потребление электроэнергии в Тамбовской области в 2005-2014 гг., млн кВт-ч Figure 2

Electricity consumption in the Tambov oblast in 2005-2014, million kWh

4 000 3 500 3 000 2 500 2 000 1 500 1 000 500 0

Источник: данные Территориального органа Федеральной статистики по Тамбовской области

Source: Federal State Statistics Service, the Tambov oblast Branch

Рисунок 3

Потребление тепловой энергии в Тамбовской области в 2005-2014 гг., млн Гкал

Figure 3

Consumption of thermal energy in the Tambov oblast in 2005-2014, million Gcal

7 6 5 4

2 1 0

Источник: данные Территориального органа Федеральной статистики по Тамбовской области

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Source: Federal State Statistics Service, the Tambov oblast Branch

2005 2006 2007 2003 2009 2010 2011 2012 2013 2014

2005 2006 2007 200S 2009 2010 2011 2012 2013 2014

Рисунок 4

Действие на объект ТЭК различных факторов Figure 4

The effect of various factors on the Fuel and Energy Complex object

Параметры внешней среды

Организационно-технические мероприятия

Внешние механические воздействия

Источник: составлено автором

Source: Authoring

Список литературы

1. Гетманов В.В. Обоснование концепции энергетической безопасности и устойчивого развития теплоснабжающих предприятий // Вестник МГТУ. Т. 9. № 4. С. 601-605.

2. Дука Г.Г., Постолатий В.М., Быкова Е.В. Аспекты проблемы энергетической безопасности республики Молдовы // Проблемы региональной энергетики. 2005. № 1. С. 1-15.

3. Бушуев В.В., Воропай Н.И., Мастепанов А.М., Шафраник Ю.К. и др. Энергетическая безопасность России. Новосибирск: Наука, 1998. 302 с.

4. Зыков К.С. Энергетическая безопасность как составляющая экономического развития России: материалы Международной научно-практической конференции «Экономическая и энергетическая безопасность регионов России». Ч. 1. Пермь, 2003.

5. Савельев В.А. Методика оценки энергетической безопасности регионов на примере Ивановской области. В кн.: Повышение эффективности работы энергосистем. М.: Энергоатомиздат, 2002.

6. Благодатских В.Г., Богатырев Л.Л., Бушуев В.В., Воропай Н.И. и др. Влияние энергетического фактора на экономическую безопасность регионов России. Екатеринбург: Изд-во Уральского ун-та,

1998. 195 с.

7. Быкова Е.В. Методический подход к расчету пороговых значений индикаторов для анализа энергетической безопасности на примере молдавской энергосистемы // Проблеми загальноi енергетики. 2003. № 8. С. 70-74.

8. Рясин В.И. Энергетическая безопасность региона как системообразующий фактор экономической безопасности // Вестник ИГЭУ. 2005. Вып. 2. С. 1-3.

9. Новоселов В.В. Комплекс мероприятий по повышению надежности трубопроводов. В кн.: Проблемы эксплуатации и ремонта промысловых и магистральных трубопроводов. Тюмень: Изд-во ТюмГНГУ,

1999. С. 71-78.

10. Гафуров А.Р. Формирование системы управления энергетической безопасностью на региональном уровне // Экономика и управление. 2009. № 9. С. 40-44.

11. Орсоева М.В. Энергетическая безопасность как элемент системы национальной безопасности: материалы Международной научно-практической конференции «Социально-экономические проблемы формирования новой экономики в России». Иркутск: Изд-во БГУЭП, 2004.

12. Кондраков О.В. Мониторинг как элемент обеспечения энергетической безопасности региона // Социально-экономические явления и процессы. 2012. № 3. С. 50-54.

13. Кондраков О.В. Определение пороговых значений индикаторов энергетической безопасности // Вестник ТГУ. 2013. Вып.7. С. 64-70.

14. Орсоева М.В., Черников А.П. Индикаторы устойчивого развития Байкальского региона: материалы Международной научно-практической конференции «Механизм деятельности хозяйствующих организаций в рыночных условиях». Иркутск: Изд-во БГУЭП, 2005.

15. Аршинский В.Л., Массель А.Г., Сендеров С.М. Информационная технология интеллектуальной поддержки исследований проблем энергетической безопасности // Вестник ИрГТУ. 2010. № 7. С. 8-11.

16. Воропай Н.И., Клименко С.М., Пяткова Н.И., Сендеров С.М. и др. Влияние требований энергетической безопасности на тенденции развития энергетики. В кн.: Системные исследования проблем энергетики. Новосибирск: Наука, 2000. С. 400-414.

Национальные интересы: National Interests:

приоритеты и безопасность 8 (2016) 86-99 Priorities and Security

ISSN 2311-875X (Online) Economic Security

ISSN 2073-2872 (Print)

A MECHANISM OF ENSURING THE ECONOMIC SECURITY IN THE ENERGY SECTOR Oleg V. KONDRAKOV

Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russian Federation [email protected]

Article history:

Received 15 January 2016 Received in revised form 15 May 2016 Accepted 16 June 2016

JEL classification: L94, L95, L97

Keywords: economic security, fuel and energy complex, security mechanism, monitoring, dispatching

Abstract

Subject The article deals with the issue of ensuring the economic security in the energy sector. The fuel and energy complex (FEC) is the research object.

Objectives The goal of the research is to develop a mechanism for ensuring the economic security in the energy sector.

Methods For the study, I used methods of statistics, analysis, and a systems approach. Results I present a mechanism of FEC economic security ensuring as a complex interaction of federal, territorial, executive, and legislative Government bodies and enterprises. The paper defines the functions of the mechanism's each particular element. As well, the paper proposes solutions to the problems identified in the energy industry.

Conclusions and Relevance I draw a conclusion that the solution of the security tasks will become effective if FEC enterprises can flexibly adapt to the changing internal and external conditions. The mechanism contributes to complex interaction of all authorities and enterprises to counter threats, and it can be used in a single system of economic security of the region.

© Publishing house FINANCE and CREDIT, 2016

References

1. Getmanov V.V. [Justification of the concept of energy security and sustainable development of heating suppliers]. VestnikMGTU = Vestnik of MSTU, vol. 9, no. 4, pp. 601-605. (In Russ.)

2. Duka G.G., Postolatii V.M., Bykova E.V. [Aspects of energy security of the Republic of Moldova].

Problemy regional'noi energetiki = Problems of Regional Energetics, 2005, no. 1, pp. 1-15. (In Russ.)

3. Bushuyev V.V., Voropai N.I., Mastepanov A.M., Shafranik Yu.K. et al. Energeticheskaya bezopasnost' Rossii [The energy security of Russia]. Novosibirsk, Nauka Publ., 1998, 302 p.

4. Zykov K.S. [Energy security as a component of economic development in Russia]. Ekonomicheskaya i energeticheskaya bezopasnost' regionov Rossii: materialy Mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii. Ch. 1 [Proc. Int. Sci. Conf. The Economic and Energy Security of Russian Regions. Part 1]. Perm, 2003.

5. Savel'ev VA. Metodika otsenki energeticheskoi bezopasnosti regionov na primere Ivanovskoi oblasti. V kn.: Povyshenie effektivnosti raboty energosistem [Methods of assessing the region's energy security: the Ivanovo oblast case study. In: Improving the efficiency of energy systems]. Moscow, Energoatomizdat Publ., 2002.

6. Blagodatskikh V.G., Bogatyrev L.L., Bushuev V.V., Voropai N.I. et al. Vliyanie energeticheskogo faktora na ekonomicheskuyu bezopasnost' regionov Rossii [The effect of energy factor on the economic security of regions of Russia]. Yekaterinburg, Ural University Publ., 1998, 195 p.

7. Bykova E.V. [A methodological approach to the calculation of threshold indicators for the analysis of energy security: the Moldavian power system case study]. npo6neMU загаnbноi енергетики, 2003, no. 8, pp. 70-74. (In Russ.)

8. Ryasin V.I. [Energy security of the region as a framework factor of economic security]. Vestnik IGEU = Bulletin of Ivanovo State Power University, 2005, iss. 2, pp. 1-3. (In Russ.)

9. Novoselov V.V. Kompleks meropriyatii po povysheniyu nadezhnosti truboprovodov. V kn.: Problemy ekspluatatsii i remonta promyslovykh i magistral'nykh truboprovodov [Measures to improve the reliability of pipelines. In: Problems of operation and repair of field and transfer pipelines]. Tyumen, Tyumen State Oil and Gas University Publ., 1999, pp. 71-78.

10. Gafurov A.R. [Formation of a system to control the energy security at the regional level]. Ekonomika i upravlenie = Economics and Management, 2009, no. 9, pp. 40-44. (In Russ.)

11. Orsoeva M.V. [Energy security as an element of national security]. Sotsial'no-ekonomicheskie problemy formirovaniya novoi ekonomiki v Rossii: materialy Mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii [Proc. Int. Sci. Conf. Socio-Economic Problems of Formation of a New Economy in Russia]. Irkutsk, Baikal State University of Economics and Law Publ., 2004.

12. Kondrakov O.V. [Monitoring as an element of energy security of the region]. Sotsial'no-ekonomicheskie yavleniya i protsessy = Socio-Economic Phenomena and Processes, 2012, no. 3, pp. 50-54. (In Russ.)

13. Kondrakov O.V. [Identifying the threshold indicators of energy security]. Vestnik TGU = Bulletin of Tambov State University, 2013, iss. 7, pp. 64-70. (In Russ.)

14. Orsoeva M.V., Chernikov A.P. [Indicators for sustainable development of the Baikal region]. Mekhanizm deyatel'nosti khozyaistvuyushchikh organizatsii v rynochnykh usloviyakh: materialy Mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii [Proc. Int. Sci. Conf. A Mechanism of Activity of Economic Organizations in Market Conditions]. Irkutsk, Baikal State University of Economics and Law Publ., 2005.

15. Arshinskii V.L., Massel' A.G., Senderov S.M. [Information technology of intellectual support of research in energy security problems]. Vestnik IrGTU = Bulletin of Irkutsk State Technical University, 2010, no. 7, pp. 8-11. (In Russ.)

16. Voropai N.I., Klimenko S.M., Pyatkova N.I., Senderov S.M. et al. Vliyanie trebovanii energeticheskoi bezopasnosti na tendentsii razvitiya energetiki. V kn.: Sistemnye issledovaniya problem energetiki [The impact of energy security requirements on energy development trends. In: System research on energy challenges]. Novosibirsk, Nauka Publ., 2000, pp. 400-414.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.