Научная статья на тему 'Совершенствование системы обеспечения экономической безопасности энергетической сферы'

Совершенствование системы обеспечения экономической безопасности энергетической сферы Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1531
429
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / СИСТЕМА МОНИТОРИНГА И ДИСПЕТЧЕРИЗАЦИИ / ВНУТРЕННИЕ И ВНЕШНИЕ УГРОЗЫ / ECONOMIC SECURITY / ENERGY SECURITY / SYSTEM OF MONITORING AND SCHEDULING / INTERNAL AND EXTERNAL THREATS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кондраков Олег Викторович

В работе предлагается совершенствование системы обеспечения экономической безопасности в энергетической сфере. Целями системы обеспечения безопасности являются: способность ТЭК надежно обеспечивать экономически обоснованный внутренний и внешний спрос на энергоносители, соответствующего качества и приемлемой стоимости; способность потребительского сектора экономики эффективно использовать энергоресурсы; устойчивость энергетического сектора к внешним и внутренним угрозам, а также его способность минимизировать ущерб, вызванный проявлением различных дестабилизирующих факторов. Одна из важных характеристик экономической безопасности это способность противостоять внешним и внутренним угрозам. Рассмотрено применение системы мониторинга и диспетчеризации как главного элемента в системе механизма обеспечения экономической безопасности в энергетической сфере. С помощью мониторинга происходит сбор информации по индикаторам безопасности, создаются базы данных, анализируется информация, представленная в виде графиков и таблиц. Подсистема диспетчеризации позволяет оптимизировать работу энергокомплекса, максимально сократить время принятия управленческих решений, контроль состояния финансовых показателей, технологического оборудования и состояние окружающей среды. На стадии диспетчеризации решаются задачи формирования и выбора варианта стратегии обеспечения экономической безопасности, применительно к внешним и внутренним угрозам. Основным критерием в работе системы являются пороговые значения индикаторов безопасности. Внедрение данной системы мониторинга и диспетчеризации позволит эффективно использовать топливно-энергетические ресурсы и потенциал энергетической сферы для роста экономики, повысит финансовую устойчивость топливно-энергетического комплекса, минимизирует техногенное воздействие на окружающую среду, повысит эффективность управления, обеспечит полное и надежное снабжение энергоресурсами как производственную и непроизводственную сферу деятельности региона, так и население региона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPROVEMENT OF SYSTEM OF PROVIDING ECONOMIC SECURITY OF THE ENERGY SPHERE

In work the author offered improvement of system of providing economic security in the energy sphere. The purposes of system of safety are: ability of energy industry it is reliable to provide economically reasonable domestic and external demand for energy carriers, the corresponding quality and the acceptable cost; ability of a consumer sector of economy to use effectively energy resources; resistance of the energy sector to external and internal threats, and also its ability to minimize the damage caused by manifestation of various destabilizing factors. One of important characteristics of economic security is an ability to resist to external and internal threats. The author considered use of system of monitoring and scheduling as main element in system of the mechanism of providing economic security in the power sphere. Monitoring contributes to collection of information on safety indicators, creates databases and analyzed information presented in the form of schedules and tables. The subsystem of scheduling allows to optimize work of a power complex, as much as possible to reduce time of adoption of administrative decisions, control of a condition of financial performance, processing equipment and a state of environment. At a stage of scheduling problems of formation and a choice of option of strategy of providing economic security, in relation to external and internal threats are solved. The main criterion in work of system is threshold values of indicators of safety. Introduction of this system of monitoring and scheduling will allow to use effectively fuel and energy resources and capacity of the power sphere for growth of economy, will increase financial stability of fuel and energy complex, minimizes technogenic impact on environment, will increase management efficiency, will provide full and reliable supply with energy resources both a production and non-productive field of activity of the region, and the population of the region.

Текст научной работы на тему «Совершенствование системы обеспечения экономической безопасности энергетической сферы»

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ СФЕРЫ

КОНДРАКОВ ОЛЕГ ВИКТОРОВИЧ

ФГБОУ ВПО «Тамбовский государственный университет имени Г. Р. Державина», г. Тамбов, Российская Федерация, e-mail: spartak_04@mail.ru

В работе предлагается совершенствование системы обеспечения экономической безопасности в энергетической сфере. Целями системы обеспечения безопасности являются: способность ТЭК надежно обеспечивать экономически обоснованный внутренний и внешний спрос на энергоносители, соответствующего качества и приемлемой стоимости; способность потребительского сектора экономики эффективно использовать энергоресурсы; устойчивость энергетического сектора к внешним и внутренним угрозам, а также его способность минимизировать ущерб, вызванный проявлением различных дестабилизирующих факторов. Одна из важных характеристик экономической безопасности - это способность противостоять внешним и внутренним угрозам. Рассмотрено применение системы мониторинга и диспетчеризации как главного элемента в системе механизма обеспечения экономической безопасности в энергетической сфере. С помощью мониторинга происходит сбор информации по индикаторам безопасности, создаются базы данных, анализируется информация, представленная в виде графиков и таблиц. Подсистема диспетчеризации позволяет оптимизировать работу энергокомплекса, максимально сократить время принятия управленческих решений, контроль состояния финансовых показателей, технологического оборудования и состояние окружающей среды. На стадии диспетчеризации решаются задачи формирования и выбора варианта стратегии обеспечения экономической безопасности, применительно к внешним и внутренним угрозам. Основным критерием в работе системы являются пороговые значения индикаторов безопасности. Внедрение данной системы мониторинга и диспетчеризации позволит эффективно использовать топливно-энергетические ресурсы и потенциал энергетической сферы для роста экономики, повысит финансовую устойчивость топливно-энергетического комплекса, минимизирует техногенное воздействие на окружающую среду, повысит эффективность управления, обеспечит полное и надежное снабжение энергоресурсами как производственную и непроизводственную сферу деятельности региона, так и население региона.

Ключевые слова: экономическая безопасность, энергетическая безопасность, система мониторинга и диспетчеризации, внутренние и внешние угрозы

Одной из главных составляющих экономической безопасности является энергетическая безопасность. Это связано с тем, что стабильное функционирование экономики во многом определяется состоянием энергетической сферы страны.

Сущность экономической безопасности определяется как такое состояние экономики и институтов власти, при котором обеспечивается гарантированная защита интересов общества и региона при наиболее неблагоприятных условиях развития внешних и внутренних процессов. Защищенность интересов обеспечивается готовностью институтов власти разрабатывать механизмы реализации защиты экономики региона и поддержания социально-политической стабильности в обществе [1].

Цель энергетической безопасности состоит в полном и эффективном обеспечении энергоресурсами потребителей в нормальных условиях и в

сохранении живучести системы энергообеспечения при чрезвычайных ситуациях.

Топливно-энергетический комплекс (ТЭК) в регионах РФ представлен производством, передачей и распределением газа, электроэнергии и тепло-энергии. Как объект исследования и управления он представляет собой производственно-технологическую систему, состоящую из большого количества рассредоточенных различной сложности звеньев, включенных в единую систему управления. ТЭК является очень большой и инерционной сферой народного хозяйства с взаимозаменяемостью продукции и тесной взаимосвязью процессов производства и потребления топливно-энергетических ресурсов (ТЭР). Организация управления строится исходя из целей и особенностей работы ТЭК [2].

По прогнозам, в ближайшее время следует ожидать: увеличение суммарного потребления энергии, возрастание доли новых технологий в

производстве электроэнергии и теплоэнергии; увеличение доли затрат на разработку и освоение новых источников энергии и новых технологий преобразования, транспортировки, использования, сбережения; концентрацию производства энергии на региональном уровне; переход к неисчерпаемым источникам энергии: солнечной, геотермальной, ветровой.

Угрозами энергетической безопасности региона являются события краткосрочного, долгосрочного и среднесрочного характера, которые могут дестабилизировать работу ТЭК, ограничить или нарушить энергоснабжение, привести к авариям или другим негативным последствиям для экономики, энергетики и населения региона [3].

Угрозы классифицируем по источникам возникновения - на внешние и внутренние, по причине возникновения - на экономические, производственно-технологические, социально-политические, природные. Все угрозы имеют определенные взаимосвязи, когда реализация одних угроз приводит к реализации других.

Одна из угроз экономической безопасности -медленное обновление основных производственных фондов. Основными индикаторами являются: степень износа, коэффициент обновления и коэффициент выбытия. Высокий износ основных производственных фондов отражается в высокой себестоимости, росте затрат на ремонт и поддержании мощностей в работоспособном состоянии. Вследствие чего возрастает риск нанесения ущерба окружающей среде.

На аварийность в энергетической сфере влияют моральный и физический износ оборудования, низкая производственная и технологическая дисциплина, снижение требовательности руководства к персоналу, несоблюдение требований промышленной и экологической безопасности при проектировании, строительстве и эксплуатации опасных объектов.

В результате проявления той или иной угрозы изменяется состояние внутренней или внешней среды, что влечет за собой изменение индикаторов безопасности. С другой стороны, значения индикаторов также влияют на вероятность проявления угроз, так как индикаторы являются характеристикой внешней и внутренней среды. Например, уменьшение среднедушевого потребления электроэнергии (вследствие роста цен на энергоносители, ухудшение благосостояния населения) может привести к значительному сокращению объемов платежей, что непосредственно скажется на ухудшении финансового положения энергетических предприятий. А это ведет к снижению

рентабельности, неплатежеспособности и банкротству предприятий.

Для ТЭК, как объекта управления, актуальны вопросы разработки и реализации мероприятий, направленных на формирование элементов и организационно-производственных структур, которые позволяют устойчиво функционировать топливно-энергетическому комплексу и обеспечивать потребности региона, населения, отраслей производственной и непроизводственной сферы.

Постоянно действующий механизм оценки угроз экономической безопасности в энергетической сфере представляет собой систему управленческих процедур, позволяющих региональным властям эффективно поддерживать экономическую безопасность. В ходе формирования данного механизма должны быть четко определены обязанности федеральных и региональных органов исполнительной и законодательной власти. В случае применения определенных управленческих решений на неблагоприятную ситуацию со стороны соответствующих региональных органов, вероятность возникновения угроз будет снижена.

Стратегия обеспечения энергетической безопасности определяет:

- гарантированность и надежность энергообеспечения экономики и населения страны в полном объеме в обычных условиях и в минимально необходимом объеме при угрозе возникновения чрезвычайных ситуаций различного характера;

- контроль со стороны государства, федеральных органов исполнительной власти и местных органов управления за надежным энергоснабжением объектов, обеспечивающих безопасность региона;

- диверсификация используемых видов топлива и энергии (экономика не должна чрезмерно зависеть от какого-либо одного энергоносителя);

- предотвращение нерационального использования энергоресурсов (взаимосвязь с политикой энергетической эффективности);

- создание экономических условий, обеспечивающих равную выгоду поставок энергоресурсов на внутренний и внешний рынки;

- модернизация старого оборудования;

- максимально возможное использование во всех технологических процессах современного оборудования;

- выполнение планов проведения текущего и капитального ремонта оборудования;

- проведение технического диагностирования оборудования, у которых истек срок

службы, для принятия решения о возможности дальнейшего использования;

- повышение энергосбережения за счет внедрения передовых технологий;

- поощрения развития возобновляемых источников энергии;

- увеличение генерирующих мощностей в электроэнергетике;

- повышения энергетической безопасности и надежности существующих генерирующих мощностей и энергосетей;

- улучшение инвестиционного климата в ТЭК;

- повышение уровня экологичности и эффективности переработки;

- топливно-энергетических ресурсов;

- совершенствование энергетической инфраструктуры для минимизации потерь энергоресурсов;

- совершенствование управления на уровне субъектов РФ и местном уровне и создание институциональных структур в области энергетической политики;

- учет общественного мнения при разработке и применении энергетической политики;

- минимизация техногенного воздействия энергетики на окружающую среду путем модернизации оборудования и применения новых технологий

- ускорение электрификации и газификации сельских районов;

- развитие децентрализованных энергетических технологий, если это ведет к снижению стоимости энергии, экономически и экологически оправдано;

- стабилизация экономики и достижение приемлемого для развитого общества уровня жизни;

- создание системы социальной защиты социально незащищенных потребителей.

Для наиболее полной защиты от воздействия внутренних и внешних угроз необходим механизм обеспечения экономической безопасности, главным элементом которой будет система мониторинга и диспетчеризации (рис. 1).

Рис. 1. Элементы системы экономической безопасности энергетической сферы

Диагностика кризисных ситуаций осуществляется на стадии мониторинга, где определяются факторы, вызывающие угрозы экономической безопасности [4]. Происходит выявление состава и характера угроз экономической безопасности и направления их действия. Угрозы классифицируются по важности и времени наступления.

Мониторинг осуществляется по определенным индикаторам, характеризующим состояние ТЭК [5]. На начальном этапе выявляются изменения и тренды показателей за отчетный период. Прослеживается динамики поведения показателей экономической безопасности. Оцениваются состояние и динамики развития ТЭК. Выделяются

и учитываются при принятии решений региональные и природные особенности функционирования ТЭК.

На данной стадии текущие показатели сравниваются с предыдущими, и это дает представление о ситуации. Для определения, насколько опасна ситуация в количественном выражении и каков уровень угрозы, применяются пороговые значения индикаторов. Они являются нормативами т. е. предельными значениями, превышение которых лишает возможность предприятия ТЭК работать в нормальном режиме. Происходит в режиме реального времени сравнение реальных (фактических) значений индикаторов с пороговыми значениями и также сравниваются прогнозные значения с нормативными.

Постоянный сбор информации по индикаторам безопасности, создание базы данных позволяет прогнозировать развитие неблагоприятных ситуаций и заблаговременно предупреждать о надвигающейся угрозе.

Каждый индикатор классифицируется по трем уровням: приемлемый, предкризисный, кризисный. В области кризисного уровня ТЭК будет функционировать в экстремальных условиях с угрозой финансовых потерь, аварий, прекращением работы и т. д. Особенно угрожающей может быть ситуация, когда в критической области находятся несколько индикаторов.

Целью политики энергетической безопасности является последовательное улучшение ее следующих главных характеристик:

- способность ТЭК надежно обеспечивать экономически обоснованный внутренний и внешний спрос энергоносителями соответствующего качества и приемлемой стоимости;

- способность потребительского сектора экономики эффективно использовать энергоресурсы;

- устойчивость энергетического сектора к внешним и внутренним экономическим, техногенным и природным угрозам, а также его способность минимизировать ущерб, вызванный проявлением различных дестабилизирующих факторов.

Для полноценного функционирования, поддержки жизнеобеспечения и обеспечения безопасности ТЭК вводится система диспетчеризации, способная обеспечить комплексный мониторинг, координацию и управление, а также проследить за всеми экономическими и технологическими процессами.

Диспетчеризация (англ. dispatch - быстро выполнять) - процесс централизованного оперативного контроля и дистанционного управления, с

использованием оперативной передачи информации между объектами диспетчеризации и пунктом управления.

Система диспетчеризации позволит: оптимизировать и согласовать работу оборудования; оперативно оповещать об отклонении индикаторов безопасности от заданных значений; обеспечивать накопление и хранение информации о функционировании ТЭК; обрабатывать и отображать информацию в реальном масштабе времени; давать оценку ожидаемой вероятности появления факторов риска и предполагаемого ущерба; вести мониторинг потребления энергоресурсов; обеспечить энергосбережение; повысить эффективность управления; максимально сократить время принятия решений; организовать многоуровневую систему доступа к управлению; оптимизировать деятельность диспетчерских служб.

С точки зрения технической безопасности, данная система повысит надежность работы инженерного оборудования, обеспечит контроль состояния инженерных систем и бесперебойного энергоснабжения. Появятся возможности: профилактики аварий; оперативное реагирование на нештатные ситуации; обеспечения щадящих режимов работы; постоянного отслеживания состояния инженерных систем и своевременного оповещения диспетчера при превышении допустимых значений рабочих параметров.

Внедрение автоматизированной системы мониторинга и диспетчеризации позволит решить ряд важнейших задач по оптимизации эксплуатационных затрат, энергоэффективности и безопасности функционирования инженерного оборудования. Все это обеспечит автоматический режим работы инженерии.

В результате произойдет снижение расходов и увеличение срока службы используемого оборудования, за счет работы систем в автоматическом режиме, что исключает поломку оборудования вследствие ошибки оператора, а также за счет постоянного отслеживания параметров систем и своевременного выявления неисправностей; экономия за счет автоматизации сбора данных о потреблении ресурсов; высокий уровень удобства эксплуатации за счет централизованное управление инженерными системами и доступа к архивным данным по их работе; повышение безопасности и надежности функционирования инженерного оборудования. Появляется возможность организации единого удаленного АРМ (Автоматизированное Рабочее Место) диспетчера для нескольких территориально-распреде-ленных объектов.

Основным назначением системы поддержания и восстановления технической готовности ТЭК является обеспечение их надежной работы в течение заданного периода времени. В соответствии с требованиями действующей нормативной документации поддержание технической готовности в процессе эксплуатации обеспечивается техническим обслуживанием оборудования и систем, включающего в себя регламентированные в конструкторской и эксплуатационной документации операции по поддержанию работоспособного состояния.

На стадии диспетчеризации принимаются оперативные управленческие решения. Например, высокий уровень износа оборудования предопределяет повышение вероятности возникновения внезапных отказов, увеличение трудоемкости технического обслуживания и текущих ремонтов, и, следовательно, затрат на работы по поддержанию технической готовности.

Отставание в технике и технологиях производства и передачи энергии лишает отрасль нормального функционирования и конкурентоспособности на рынке. В мире постоянно возникают технические и технологические новшества, позволяющие снижать издержки производства, что естественно может привести к снижению цен. В связи с чем актуально привлечение инвестиционных ресурсов в модернизацию основных производственных фондов.

Большой вклад в развитие энергетической сферы может внести использование возобновляемых источников энергии. Поэтому требуется разработка мероприятий для привлечения инвестиций в новые экологически чистые технологии производства энергетических ресурсов, так называемой альтернативной энергетики. Для этого необходима поддержка не только на федеральном, но и на региональном уровне инновационных проектов, научных исследований в области альтернативной энергетики.

Для улучшения инвестиционного климата в энергетической сфере требуется развитие законодательства в области инвестиций и налогообла-жения. Основные цели инвестиционной политики должны быть направлены на модернизацию основных производственных фондов, повышение энергосбережения за счет внедрения передовых технологий, расширение использования возобновляемых источников энергии, увеличение генерирующих мощностей.

В целях недопустимости коррупции в энергетической сфере необходимо обеспечение прозрачности использования доходов от хозяйственной деятельности.

К методам экономического регулирования обеспечения экономической безопасности следует отнести: разработку федерального и регионального законодательства в области стимулирования нетрадиционной энергетики с учетом дефицита и высокой себестоимости традиционных источников энергии; разработку региональной программы по развитию энергоэффективных технологий; предоставление налоговых льгот на внедрение передовых современных технологий; финансирование проведения комплексных исследований в области экономической безопасности; использование научного потенциала для разработки инновационных проектов.

Таким образом, система мониторинга и диспетчеризации позволяет заранее предупреждать о появлении угроз. ТЭК представляется в виде наблюдаемого и управляемого объекта. Мониторинг призван произвести системно-аналитическое изучение сложившейся ситуации и тенденций ее развития. На стадии диспетчеризации решаются следующие задачи: формирование и выбор варианта стратегии обеспечения экономической безопасности, применительно к внешним и внутренним угрозам; определение и реализация конкретных мер по обеспечению экономической безопасности.

Литература

1. Сенчагов В. К. Экономическая безопасность России / Общий курс. М.: Дело, 2009.

2. Радюкова Я. Ю. Модернизация государственной политики: усиление регулирования деятельности естественных монополий // Известия Юго-Западного государственного университета. Курск, 2011. № 6-1 (39). С. 145-150.

3. Бушуев В. В., Воропай Н. И., Мастепанов А. М., Шафраник Ю. К. [и др.] Энергетическая безопасность России. Новосибирск: Наука. Сибирская издательская фирма РАН, 1998.

4. Кондраков О. В. Определение пороговых значений индикаторов энергетической безопасности // Вестник Тамбовского государственного университета. Серия Гуманитарные науки. Тамбов, 2013. № 9 (125). С. 64-70.

5. Кондраков О. В. Мониторинг как элемент обеспечения энергетической безопасности региона // Социально-экономические явления и процессы. Тамбов, 2012. № 3.

References

1. Senchagov V. K. Ekonomicheskaya bezopasnost' Rossii [Economic security of Russia] / Obshchij kurs. M.: Delo, 2009.

2. Radyukova Ya. Yu. Modernizatsiya gosudar-stvennoj politiki: usileniye regulirovaniya deyatel'nosti estestvennykh monopolij [Modernization of a state policy:

strengthening of regulation of activity of natural monopolies] // Izvestiya Yugo-Zapadnogo gosudarstvennogo uni-versiteta. Kursk, 2011. № 6-1 (39). S. 145-150.

3. Bushuev V. V., Voropaj N. I., Mastepanov А. M., Shafranik Yu. K. [i dr.] Energeticheskaya bezopasnost' Rossii [Energy security of Russia]. Novosibirsk: Nauka. Sibirskaya izdatel'skaya firma RАN, 1998.

4. Kondrakov O. V. Opredeleniye porogovykh znachenij indikatorov energeticheskoj bezopasnosti [Determi-

nation of threshold values of indicators of energy security] // Vestnik Tambovskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya Gumanitarnye nauki. Tambov, 2013. № 9 (125). S. 64-70.

5. Kondrakov O. V. Monitoring kak element obespecheniya energeticheskoj bezopasnosti regiona [Monitoring as element of ensuring energy security of the region] // Sotsial'no-ekonomicheskiye yavleniya i protsessy. Tambov, 2012. № 3.

* * *

IMPROVEMENT OF SYSTEM OF PROVIDING ECONOMIC SECURITY OF THE ENERGY SPHERE

KONDRAKOV OLEG VIKTOROVICH Tambov State University named after G. R. Derzhavin, Tambov, the Russian Federation, e-mail: spartak_04@mail.ru

In work the author offered improvement of system of providing economic security in the energy sphere. The purposes of system of safety are: ability of energy industry it is reliable to provide economically reasonable domestic and external demand for energy carriers, the corresponding quality and the acceptable cost; ability of a consumer sector of economy to use effectively energy resources; resistance of the energy sector to external and internal threats, and also its ability to minimize the damage caused by manifestation of various destabilizing factors. One of important characteristics of economic security is an ability to resist to external and internal threats. The author considered use of system of monitoring and scheduling as main element in system of the mechanism of providing economic security in the power sphere. Monitoring contributes to collection of information on safety indicators, creates databases and analyzed information presented in the form of schedules and tables. The subsystem of scheduling allows to optimize work of a power complex, as much as possible to reduce time of adoption of administrative decisions, control of a condition of financial performance, processing equipment and a state of environment. At a stage of scheduling problems of formation and a choice of option of strategy of providing economic security, in relation to external and internal threats are solved. The main criterion in work of system is threshold values of indicators of safety. Introduction of this system of monitoring and scheduling will allow to use effectively fuel and energy resources and capacity of the power sphere for growth of economy, will increase financial stability of fuel and energy complex, minimizes technogenic impact on environment, will increase management efficiency, will provide full and reliable supply with energy resources both a production and nonproductive field of activity of the region, and the population of the region.

Key words: economic security, energy security, system of monitoring and scheduling, internal and external threats

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.