Научная статья на тему 'Минимизация воздействия внешних и внутренних угроз энергетической безопасности тепловых электрических станций'

Минимизация воздействия внешних и внутренних угроз энергетической безопасности тепловых электрических станций Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1699
173
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука и техника
Область наук

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Нагорнов В. Н., Кравченко В. В.

Приведена классификация внутренних и внешних угроз для тепловых электростанций, разработаны рекомендации по минимизации этих угроз. Представлен комплекс конкретных мер, направленных на обеспечение энергетической безопасности ТЭС. Комплекс включает превентивные меры, направленные на снижение возможностей возникновения и реализации внутренних и внешних угроз, а также восприимчивости систем топливо- и энергоснабжения к таким угрозам, и ликвидационные, обеспечивающие ликвидацию последствий чрезвычайных ситуаций и восстановление условий топливо- и энергоснабжения потребителей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Minimization of Impacts Pertaining to External and Internal Energy Security Threats of Thermal Power Plants

The paper contains a classification of internal and external threats for thermal power plants and recommendations on minimization of these risks. A set of concrete measures aimed at ensuring TPP energy security has been presented in the paper. The system comprises preventive measures aimed at reducing the possibilities of emergence and implementation of internal and external threats. The system also presupposes to decrease susceptibility of fueland energy supply systems to the threats, and application of liquidation measures that ensure elimination of emergency situation consequences and restoration of the conditions concerning fueland power supply to consumers.

Текст научной работы на тему «Минимизация воздействия внешних и внутренних угроз энергетической безопасности тепловых электрических станций»

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ

УДК 338.45:620.9(476)

МИНИМИЗАЦИЯ ВОЗДЕЙСТВИЯ ВНЕШНИХ И ВНУТРЕННИХ УГРОЗ

ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ТЕПЛОВЫХ ЭЛЕКТРИЧЕСКИХ СТАНЦИЙ

Канд. экон. наук, доц. НАГОРНОВ В. Н.1, КРАВЧЕНКО В. В.2

1 Белорусский национальный технический университет, 2Институт экономики Национальной академии наук Беларуси

Для управления энергетической безопасностью необходимо выявить виды угроз, определить значения индикаторов и оценить их пороговые величины, при которых не нарушается долговременное устойчивое функционирование системы, а также проанализировать возможные последствия реализации угроз.

Общепринято различать внутренние и внешние угрозы.

Внешние угрозы: наиболее конкретная и непосредственная форма опасности, т. е. актуализированная (уже действующая опасность), характеризуемая конкретной формой проявления и способом воздействия, или совокупность условий и факторов, создающих опасность интересам граждан, общества и государства, а также национальным ценностям и национальному образу жизни, которые исходят от существующих внутри человеческого сообщества различного рода источников опасности [1, 2].

Внутренние угрозы: наиболее конкретная и непосредственная форма опасности, т. е. актуализированная (уже действующая опасность), характеризуемая конкретной формой проявления и способом воздействия, или совокупность условий и факторов, создающих опасность интересам граждан, общества и государства, а также национальным ценностям и национальному образу жизни, которые исходят от различного рода источников опасности извне человеческого сообщества [2].

Поскольку основной целью энергетической политики Республики Беларусь является максимально эффективное использование топливно-энергетических ресурсов (ТЭР) и производив Наука

итехника, № 4, 2012_

ственного потенциала топливно-

энергетического комплекса (ТЭК) для надежного функционирования и обеспечения отраслей экономики и населения энергетическими ресурсами, к наиболее вероятным угрозам электроэнергетической системы (ЭЭС) можно отнести: высокую зависимость ЭЭС от поставок энергоресурсов из России; монопольное производство энергии внутри республики; значительную степень износа основных средств; низкий инновационный потенциал энергосистемы; конфликт интересов в сфере производства и потребления энергии; низкое качество информации.

Учитывая специфику исследования, касающегося непосредственно генерирующих источников ЭЭС, доминирующей составляющей энергетической безопасности становится надежность работы оборудования тепловых электрических станций (ТЭС). Из комплекса индикаторов энергетической безопасности, предложенного в [3], наиболее существенными для ТЭС можно назвать: долю ТЭС, способных работать на двух и более взаимозаменяемых видах топлива; износ основных производственных фондов (ОПФ); обеспеченность запасами топлива; отношение инвестиций в предприятие к стоимости ОПФ.

При оценке энергетической безопасности генерирующих источников Белорусской энергосистемы, включающих в себя главным образом ТЭС, можно констатировать, что энергетическая безопасность должна обеспечивать защищенность ТЭС от угроз, определяемых внутренними и внешними экономическими и

внеэкономическими факторами: конъюнктура спроса и цен на энергоносители; наличие и состояние транспортной и резервной инфраструктуры; состояние, функционирование и уровень развития всех энергогенерирующих станций; степень защищенности от технических, экономических или политических катаклизмов, а также террористических и военных акций.

Угрозами энергетической безопасности ТЭС являются события кратко- или долговременного характера, которые могут дестабилизировать работу ТЭС, ограничить или нарушить энергообеспечение, привести к авариям и другим негативным последствиям для энергетики, экономики и общества.

Внутренние угрозы энергетической безопасности ТЭС:

• высокий уровень износа основного энерго-генерирующего оборудования, электрических и тепловых сетей;

• высокая доля применения на ТЭС природного газа в качестве энергоносителя;

• дефицит инвестиционных ресурсов, необходимых для развития, модернизации и технического обеспечения нормальной работы ТЭС;

• финансовая нестабильность обеспечения функционирования ТЭС, обеспечение топливными ресурсами, материалами и компонентами для поддержания технологических процессов, стабильность оплаты всех текущих расходов;

• неэффективное использование топливных и материальных ресурсов;

• технические ограничения, возникающие из-за недостатка финансовых средств;

• несбалансированность производства и потребления ТЭР, дефицит энергетических мощностей, недостаточная пропускная способность сетей;

• недостаточные уровень и оперативность внедрения научно-технических достижений;

• недостаточная инновационная активность ТЭС;

• недостаточно эффективная реализация политики энергосбережения;

• недостаточный рост эффективности производства и преобразования энергии;

• недостаточное количество генерирующих мощностей на альтернативных газу топливных

источниках, в том числе ТЭС на углях (привозных и собственных бурых);

• недостаточное количество действующих хранилищ ТЭР, обеспечивающих трехмесячный запас топлива на ТЭС;

• невысокая или недостаточно высокая квалификация персонала ТЭС;

• низкий технический уровень и качество оборудования и систем, низкое качество строительно-монтажных, ремонтных работ и эксплуатации;

• слабое внедрение новых научно обоснованных энергоэффективных технологий и использование потенциала энергосбережения;

• слабое внедрение инновационных, наиболее современных и низкозатратных энергетических технологий;

• слабая модернизация и недостаточное повышение эффективности использования основных производственных фондов ТЭС;

• слабое обеспечение физической безопасности жизненно важных объектов энергетики;

• большие удельные расходы топлива на производство тепловой и электрической энергии по сравнению с уровнем этих показателей в развитых странах;

• несоблюдение правил технической эксплуатации, техники безопасности и противопожарных мероприятий;

• недостаточно эффективное проведение научных исследований и разработка новых измерительных технологий и систем.

Внешние угрозы энергетической безопасности ТЭС:

• рост цен на импортируемые ТЭР;

• чрезмерно высокие цены на топливные и материальные ресурсы;

• слабая диверсификация видов и поставщиков ТЭР;

• невысокая степень использования местных видов топлива;

• недостаточная надежность систем энергоснабжения;

• низкий уровень объемов инвестиций, направляемых в топливно-энергетический комплекс республики;

• нарушение хозяйственных связей;

• критическая зависимость от импорта топливных ресурсов, энергетического оборудования, материалов, срыв договорных поставок;

Наука итехника, № 4, 2012

• дискриминационные меры со стороны зарубежных стран;

• слабая диверсификация экспорта энергоносителей по направлениям, способам и маршрутам поставок, а также развитие магистральных систем нефте- и газоснабжения, обеспечивающих альтернативные варианты поставок энергоносителей;

• ухудшение инвестиционного климата и привлекательности использования капитальных вложений в энергетический сектор, энергоэффективность и энергосбережение;

• нерациональное размещение энергетических объектов с риском для населения и загрязнения окружающей среды;

• нескоординированность взаимодействия и взаимосвязей ТЭС как предприятий ТЭК с другими отраслями экономики;

• слабая реконструкция существующих и недостаточный объем строительства новых линий электропередачи, в том числе межгосударственных;

• неэффективный учет экономических рисков, обусловленных неблагоприятными ценовыми изменениями на энергоресурсы, в том числе и в международной торговле;

• невысокая или недостаточно высокая подготовка квалифицированных кадров в области управления ТЭК;

• стихийные бедствия: наводнения, сильные ветры, гололедные явления, ливневые дожди и снегопады, повышенная грозовая активность, которые могут привести к разрушению или значительному повреждению оборудования;

• аномальные явления повышенной солнечной радиационной активности, представляющие угрозу для ускоренного старения изоляции и температурных воздействий;

• несовершенство нормативно-правовой и законодательной баз;

• разбалансированная система тарифообра-зования на теплоту и электроэнергию.

Угрозами, наиболее существенно ослабляющими энергетическую безопасность ТЭС в настоящее время, являются:

• низкая обеспеченность собственными ТЭР;

• высокая доля природного газа в топливно-энергетическом балансе (ТЭБ);

• высокая степень износа основных производственных фондов ТЭС;

• более высокие удельные расходы топлива на производство электроэнергии и тепла по сравнению со странами Европейского союза;

• импорт ТЭР преимущественно из одной страны (России);

• большие затраты на импортируемые энергоресурсы;

• недостаток инвестиций в ТЭК республики.

Комплекс конкретных мер, направленных

на обеспечение энергетической безопасности энергетического предприятия (ТЭС), включает превентивные меры, направленные на снижение возможностей возникновения и реализации внутренних и внешних угроз, а также снижающие восприимчивость систем топливо- и энергоснабжения к таким угрозам, и ликвидационные, обеспечивающие ликвидацию последствия чрезвычайных ситуаций и восстановление условий топливо- и энергоснабжения потребителей.

В числе превентивных мер приоритетными являются меры по:

• повышению надежности элементов систем энергетики и систем энергоснабжения, включающие организацию систематического контроля за состоянием (мониторинга) и осуществление активной политики обновления оборудования с вводом более надежного и безопасного;

• снижению возможностей возникновения внешних угроз, связанных с обеспечением бесперебойности и эффективности функционирования транспортных магистралей;

• снижению восприимчивости систем топливо- и энергоснабжения к угрозам (проведение активной энергосберегающей политики, диверсификация источников поставляемых энергоносителей и используемых видов энергоресурсов на потребительских установках и др.);

• созданию опорной системы топливо- и энергоснабжения на период возможных экстремальных ситуаций (создание специализированных хранилищ топлива и резервных источников энергии; рассредоточение энергообъектов по территории; расширение возможностей по взаимозаменяемости отдельных видов топлива у потребителей; формирование запасов средств для аварийно-восстановительных работ).

Среди ликвидационных мер следует выделить прежде всего меры по:

Наука итехника, № 4, 2012

• развертыванию деятельности заранее созданных аварийно-восстановительных служб;

• оперативному перераспределению энергоресурсов;

• ограничению и отключению потребителей, исходя из социальных приоритетов и необходимости сохранения в особых условиях хотя бы на минимальном уровне систем жизнеобеспечения населения и экономики региона;

• восстановлению складских запасов топливных ресурсов и других материальных ценностей, опустошенных за период чрезвычайных ситуаций.

Реализация данных мер позволит добиться:

• повышения устойчивости энергетического предприятия к внешним и внутренним экономическим, техногенным и природным угрозам надежному топливо- и энергообеспечению, а также его способности минимизировать ущерб, вызванный проявлением различных дестабилизирующих факторов;

• обеспечения гарантированности и надежности энергообеспечения экономики и населения страны в полном объеме в обычных условиях и в минимально необходимом объеме при угрозе возникновения чрезвычайных ситуаций различного характера за счет создания системы стратегических резервов ТЭР, регламентации минимально допустимых резервов генерирующих и энерготранспортных мощностей, уровней сезонных запасов топлива, резервов оборудования, необходимого для устранения последствий крупных аварий в энергетическом секторе.

К приоритетным задачам в обеспечении энергетической безопасности ТЭС на сегодняшний день следует отнести:

• опережающее развитие электроэнергетической отрасли, создание в ней оптимальной, экономически обоснованной структуры генерирующих мощностей и электросетевых объектов с целью надежного обеспечения потребителей страны электроэнергией и теплом;

• диверсификацию топливного баланса электроэнергетики за счет максимально возможного использования будущего потенциала развития атомной, угольной генерации, гидрогенерации, увеличения использования местных видов топлива и соответственного уменьшения доли газовой генерации в топливном балансе отрасли;

• создание сетевой инфраструктуры, усиление межсистемных связей для надежного обмена электроэнергией и мощностью между регионами Беларуси и реализации системных эффектов, развитие экспорта электрической энергии;

• минимизацию удельных расходов топлива на производство электроэнергии и тепла за счет внедрения передовых технологий и современного высокоэкономичного оборудования;

• выполнение экологических нормативов в соответствии с принятыми международными обязательствами и национальными стандартами;

• сохранение и развитие кадрового потенциала электроэнергетики, поддержание и развитие системы высшего и средне-специального образования как необходимого условия реализации технической политики.

Обеспечение энергетической безопасности ТЭС представляет собой сложный в композиционном плане процесс, реализация которого связана с необходимостью использования различных механизмов и инструментов контроля и регулирования в зависимости от целей, достигаемых в каждом конкретном случае. Использование этих механизмов ориентировано на решение таких задач, как:

• аналитическая ретроспективная оценка сложившейся ситуации, которая может быть отнесена к угрозе безопасности страны в сфере энергетики;

• оперативное выявление текущих негативных процессов;

• краткосрочное прогнозирование угроз безопасности отдельных элементов воспроизводственного процесса;

• стратегические оценки потенциально возможных угроз безопасности, вытекающие из складывающейся в мировой экономике ситуации и тенденций развития отечественного производства.

Практика показывает, что преобладают два первых подхода к решению проблем обеспечения экономической безопасности, а что касается двух последних, то они находятся на начальных стадиях разработки научно-методического и аналитического обеспечения.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

итехника, № 4, 2012

Обеспечение требуемого уровня научной обоснованности оценки угроз и их последствий для экономической безопасности производства должно базироваться на следующих принципах:

• комплексности, т. е. необходимости анализа всех сторон объекта исследования (отраслевой, социальной, технической);

• вариантности (альтернативности), т. е. выявлении и обоснованности нескольких вариантов выхода из кризисной ситуации, с одной стороны, и расчете траекторий социально-экономического развития в постстабилизационный период - с другой;

• приемлемом риске, т. е. выявлении и реализации доступных пределов, направленных на защиту отраслей производства и недопущение превышения пороговых значений.

Проявление опасности в виде реальных потерь следует рассматривать как сигнал возможного перерастания ее в угрозу, если не будут приняты адекватные меры.

В настоящее время к числу сформировавшихся угроз ТЭС следует отнести:

• снижающийся уровень надежности работы стареющего силового оборудования, что влечет за собой большие народнохозяйственные ущербы в имеющих место случаях внезапного обес-точивания потребителей или скачков напряжения в узлах присоединения мощности;

• отклонение режимов работы генерирующих мощностей от номинальных ведет к увеличению затрат на производство энергии, увеличивает темп износа оборудования;

• неуклонно снижающийся уровень профессиональной подготовки персонала, особенно среднего технического звена.

При идентификации и ранжировании угроз энергетической безопасности ТЭС были определены возможные угрозы: необоснованный рост тарифов на топливо; технологические нарушения; недоотпуск энергии потребителям; ограничение выпуска всех видов энергии как следствие социальной напряженности; рост неплатежей и задолженности за поставляемые ресурсы; отсутствие оборотного капитала; принятие экономически необоснованных решений.

С учетом выявленных угроз целью обеспечения энергетической безопасности ТЭС явля-

Наука

итехника, № 4, 2012_

ется достижение уровня устойчивого развития, обеспечение выполнения внутренних и внешних условий, способствующих эффективной деятельности предприятия и его способности генерировать электроэнергию и снабжать ею население на оптимально высоком уровне надежности и качества.

Вместе с тем необходимо совершенствовать тарифную политику путем сокращения дотаци-онности, учитывая обеспечение платежеспособности потребителей энергоресурсов, включая население. Стратегия развития энергетического потенциала Республики Беларусь [4] в этом направлении предусматривает переход к поэтапной ликвидации к 2015 г. перекрестного субсидирования в тарифах на энергоносители, в том числе для населения с учетом стратегии работы жилищно-коммунального хозяйства на 2011-2015 гг., предусматривающей выход этих организаций на самоокупаемость. В частности, предусматривается доведение тарифов на энергию для населения до уровня 100-процентного возмещения затрат: на электрическую энергию - к 2013 г.; на тепловую энергию - к 2015 г.; исключение перекладывания убытков от реализации тепловой энергии на тарифы на электрическую энергию.

Ликвидацию перекрестного субсидирования для населения необходимо осуществлять с учетом:

• планируемого роста реального дохода населения и введения адресной дотации из республиканского и местных бюджетов отдельным категориям граждан;

• введения платы за компенсацию реактивной мощности (энергии);

• ежегодной компенсации цен для населения в тарифах на газ и энергию за счет средств республиканского и местных бюджетов до полной ликвидации перекрестного субсидирования.

Рассмотренный механизм обеспечения энергетической безопасности позволит с достаточной полнотой оценить комплекс угроз энергетическим предприятиям, препятствующих их нормальному развитию, а также разработать программу по предотвращению выявленных и возможных угроз для устойчивого развития и достижения желаемого уровня энергетической безопасности ТЭС.

В Ы В О Д Ы

В результате исследования разработана классификация внутренних и внешних угроз энергетической безопасности ТЭС.

На основе полученной классификации разработаны рекомендации по минимизации воздействия внутренних и внешних угроз энергетической безопасности ТЭС: повышение эффективности использования ТЭР, прежде всего импортируемого топлива, а также стимулирование увеличения использования местных видов топлива; диверсификация импортируемых топливно-энергетических ресурсов по поставщикам и видам топлива с целью уменьшения доли газа в топливно-энергетическом балансе, а также зависимости от одного поставщика (России); увеличение доли НИОКР посредством внедрения инновационных энергосберегающих технологий и современного высокоэкономичного оборудования в производстве, минимизация удельных расходов топлива на производство электроэнергии и тепла, а также снижение потерь энергии в сетях; оптимизация денежных потоков для создания резервов для своевременного проведения ремонтных работ и модернизации оборудования; поиск финансовых возможностей и инвестиционных ресурсов для развития предприятия; модернизация и реконструкция схем теплоснабжения и тепловых сетей с целью уменьшения потерь тепла, включая автоматизацию управления тепловыми и гидравлическими режимами; обеспечение платежеспособности потребителей энергоресурсов, включая население, и сокращение дотационно-сти; увеличение резервных запасов топлива на тепловых электрических станциях с одномесячного до трехмесячного объема; обеспечение

экологической безопасности предприятия; развитие кадрового потенциала предприятия, создание кадрового резерва; обеспечение энергосбережения и повышение эффективности использования энергетических ресурсов в течение их полного жизненного цикла от добычи до утилизации; осуществление постоянного мониторинга состояния энергетической безопасности с целью оперативного принятия решений по предотвращению и минимизации воздействия угроз.

Мониторинг факторов, определяющих угрозы энергетической безопасности тепловых электрических станций Белорусской энергосистемы, имеет большое значение в период мирового финансово-экономического кризиса, так как позволяет обеспечить не только надежное электро- и теплоснабжение населения и реального сектора экономики республики, но и создает предпосылки экспорта электрической энергии в соседние страны.

Л И Т Е Р А Т У Р А

1. Большой экономический словарь / под ред. А. Н. Аз-рилияна. - 4-е изд. доп. и перераб. - М.: Институт новой экономики, 1999. - 1248 с.

2. Экономическая и национальная безопасность: учеб. / под ред. Е. А. Олейникова. - М.: Изд-во «Экзамен», 2005. - 768 с.

3. Концепция энергетической безопасности Республики Беларусь: Указ Президента Республики Беларусь от 17 сентября 2007 г. № 433.

4. Стратегия развития энергетического потенциала Республики Беларусь: утв. постановлением Совета Министров Респ. Беларусь от 9 августа 2010 г. № 1180 // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. - 2010. - № 198, 5/32338.

Поступила 22.12.2011

86 Н Наука

итехника, № 4, 2012

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.