ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ
УДК 338.45:620.9(476)
МИНИМИЗАЦИЯ ВОЗДЕЙСТВИЯ ВНЕШНИХ И ВНУТРЕННИХ УГРОЗ
ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ТЕПЛОВЫХ ЭЛЕКТРИЧЕСКИХ СТАНЦИЙ
Канд. экон. наук, доц. НАГОРНОВ В. Н.1, КРАВЧЕНКО В. В.2
1 Белорусский национальный технический университет, 2Институт экономики Национальной академии наук Беларуси
Для управления энергетической безопасностью необходимо выявить виды угроз, определить значения индикаторов и оценить их пороговые величины, при которых не нарушается долговременное устойчивое функционирование системы, а также проанализировать возможные последствия реализации угроз.
Общепринято различать внутренние и внешние угрозы.
Внешние угрозы: наиболее конкретная и непосредственная форма опасности, т. е. актуализированная (уже действующая опасность), характеризуемая конкретной формой проявления и способом воздействия, или совокупность условий и факторов, создающих опасность интересам граждан, общества и государства, а также национальным ценностям и национальному образу жизни, которые исходят от существующих внутри человеческого сообщества различного рода источников опасности [1, 2].
Внутренние угрозы: наиболее конкретная и непосредственная форма опасности, т. е. актуализированная (уже действующая опасность), характеризуемая конкретной формой проявления и способом воздействия, или совокупность условий и факторов, создающих опасность интересам граждан, общества и государства, а также национальным ценностям и национальному образу жизни, которые исходят от различного рода источников опасности извне человеческого сообщества [2].
Поскольку основной целью энергетической политики Республики Беларусь является максимально эффективное использование топливно-энергетических ресурсов (ТЭР) и производив Наука
итехника, № 4, 2012_
ственного потенциала топливно-
энергетического комплекса (ТЭК) для надежного функционирования и обеспечения отраслей экономики и населения энергетическими ресурсами, к наиболее вероятным угрозам электроэнергетической системы (ЭЭС) можно отнести: высокую зависимость ЭЭС от поставок энергоресурсов из России; монопольное производство энергии внутри республики; значительную степень износа основных средств; низкий инновационный потенциал энергосистемы; конфликт интересов в сфере производства и потребления энергии; низкое качество информации.
Учитывая специфику исследования, касающегося непосредственно генерирующих источников ЭЭС, доминирующей составляющей энергетической безопасности становится надежность работы оборудования тепловых электрических станций (ТЭС). Из комплекса индикаторов энергетической безопасности, предложенного в [3], наиболее существенными для ТЭС можно назвать: долю ТЭС, способных работать на двух и более взаимозаменяемых видах топлива; износ основных производственных фондов (ОПФ); обеспеченность запасами топлива; отношение инвестиций в предприятие к стоимости ОПФ.
При оценке энергетической безопасности генерирующих источников Белорусской энергосистемы, включающих в себя главным образом ТЭС, можно констатировать, что энергетическая безопасность должна обеспечивать защищенность ТЭС от угроз, определяемых внутренними и внешними экономическими и
внеэкономическими факторами: конъюнктура спроса и цен на энергоносители; наличие и состояние транспортной и резервной инфраструктуры; состояние, функционирование и уровень развития всех энергогенерирующих станций; степень защищенности от технических, экономических или политических катаклизмов, а также террористических и военных акций.
Угрозами энергетической безопасности ТЭС являются события кратко- или долговременного характера, которые могут дестабилизировать работу ТЭС, ограничить или нарушить энергообеспечение, привести к авариям и другим негативным последствиям для энергетики, экономики и общества.
Внутренние угрозы энергетической безопасности ТЭС:
• высокий уровень износа основного энерго-генерирующего оборудования, электрических и тепловых сетей;
• высокая доля применения на ТЭС природного газа в качестве энергоносителя;
• дефицит инвестиционных ресурсов, необходимых для развития, модернизации и технического обеспечения нормальной работы ТЭС;
• финансовая нестабильность обеспечения функционирования ТЭС, обеспечение топливными ресурсами, материалами и компонентами для поддержания технологических процессов, стабильность оплаты всех текущих расходов;
• неэффективное использование топливных и материальных ресурсов;
• технические ограничения, возникающие из-за недостатка финансовых средств;
• несбалансированность производства и потребления ТЭР, дефицит энергетических мощностей, недостаточная пропускная способность сетей;
• недостаточные уровень и оперативность внедрения научно-технических достижений;
• недостаточная инновационная активность ТЭС;
• недостаточно эффективная реализация политики энергосбережения;
• недостаточный рост эффективности производства и преобразования энергии;
• недостаточное количество генерирующих мощностей на альтернативных газу топливных
источниках, в том числе ТЭС на углях (привозных и собственных бурых);
• недостаточное количество действующих хранилищ ТЭР, обеспечивающих трехмесячный запас топлива на ТЭС;
• невысокая или недостаточно высокая квалификация персонала ТЭС;
• низкий технический уровень и качество оборудования и систем, низкое качество строительно-монтажных, ремонтных работ и эксплуатации;
• слабое внедрение новых научно обоснованных энергоэффективных технологий и использование потенциала энергосбережения;
• слабое внедрение инновационных, наиболее современных и низкозатратных энергетических технологий;
• слабая модернизация и недостаточное повышение эффективности использования основных производственных фондов ТЭС;
• слабое обеспечение физической безопасности жизненно важных объектов энергетики;
• большие удельные расходы топлива на производство тепловой и электрической энергии по сравнению с уровнем этих показателей в развитых странах;
• несоблюдение правил технической эксплуатации, техники безопасности и противопожарных мероприятий;
• недостаточно эффективное проведение научных исследований и разработка новых измерительных технологий и систем.
Внешние угрозы энергетической безопасности ТЭС:
• рост цен на импортируемые ТЭР;
• чрезмерно высокие цены на топливные и материальные ресурсы;
• слабая диверсификация видов и поставщиков ТЭР;
• невысокая степень использования местных видов топлива;
• недостаточная надежность систем энергоснабжения;
• низкий уровень объемов инвестиций, направляемых в топливно-энергетический комплекс республики;
• нарушение хозяйственных связей;
• критическая зависимость от импорта топливных ресурсов, энергетического оборудования, материалов, срыв договорных поставок;
Наука итехника, № 4, 2012
• дискриминационные меры со стороны зарубежных стран;
• слабая диверсификация экспорта энергоносителей по направлениям, способам и маршрутам поставок, а также развитие магистральных систем нефте- и газоснабжения, обеспечивающих альтернативные варианты поставок энергоносителей;
• ухудшение инвестиционного климата и привлекательности использования капитальных вложений в энергетический сектор, энергоэффективность и энергосбережение;
• нерациональное размещение энергетических объектов с риском для населения и загрязнения окружающей среды;
• нескоординированность взаимодействия и взаимосвязей ТЭС как предприятий ТЭК с другими отраслями экономики;
• слабая реконструкция существующих и недостаточный объем строительства новых линий электропередачи, в том числе межгосударственных;
• неэффективный учет экономических рисков, обусловленных неблагоприятными ценовыми изменениями на энергоресурсы, в том числе и в международной торговле;
• невысокая или недостаточно высокая подготовка квалифицированных кадров в области управления ТЭК;
• стихийные бедствия: наводнения, сильные ветры, гололедные явления, ливневые дожди и снегопады, повышенная грозовая активность, которые могут привести к разрушению или значительному повреждению оборудования;
• аномальные явления повышенной солнечной радиационной активности, представляющие угрозу для ускоренного старения изоляции и температурных воздействий;
• несовершенство нормативно-правовой и законодательной баз;
• разбалансированная система тарифообра-зования на теплоту и электроэнергию.
Угрозами, наиболее существенно ослабляющими энергетическую безопасность ТЭС в настоящее время, являются:
• низкая обеспеченность собственными ТЭР;
• высокая доля природного газа в топливно-энергетическом балансе (ТЭБ);
• высокая степень износа основных производственных фондов ТЭС;
• более высокие удельные расходы топлива на производство электроэнергии и тепла по сравнению со странами Европейского союза;
• импорт ТЭР преимущественно из одной страны (России);
• большие затраты на импортируемые энергоресурсы;
• недостаток инвестиций в ТЭК республики.
Комплекс конкретных мер, направленных
на обеспечение энергетической безопасности энергетического предприятия (ТЭС), включает превентивные меры, направленные на снижение возможностей возникновения и реализации внутренних и внешних угроз, а также снижающие восприимчивость систем топливо- и энергоснабжения к таким угрозам, и ликвидационные, обеспечивающие ликвидацию последствия чрезвычайных ситуаций и восстановление условий топливо- и энергоснабжения потребителей.
В числе превентивных мер приоритетными являются меры по:
• повышению надежности элементов систем энергетики и систем энергоснабжения, включающие организацию систематического контроля за состоянием (мониторинга) и осуществление активной политики обновления оборудования с вводом более надежного и безопасного;
• снижению возможностей возникновения внешних угроз, связанных с обеспечением бесперебойности и эффективности функционирования транспортных магистралей;
• снижению восприимчивости систем топливо- и энергоснабжения к угрозам (проведение активной энергосберегающей политики, диверсификация источников поставляемых энергоносителей и используемых видов энергоресурсов на потребительских установках и др.);
• созданию опорной системы топливо- и энергоснабжения на период возможных экстремальных ситуаций (создание специализированных хранилищ топлива и резервных источников энергии; рассредоточение энергообъектов по территории; расширение возможностей по взаимозаменяемости отдельных видов топлива у потребителей; формирование запасов средств для аварийно-восстановительных работ).
Среди ликвидационных мер следует выделить прежде всего меры по:
Наука итехника, № 4, 2012
• развертыванию деятельности заранее созданных аварийно-восстановительных служб;
• оперативному перераспределению энергоресурсов;
• ограничению и отключению потребителей, исходя из социальных приоритетов и необходимости сохранения в особых условиях хотя бы на минимальном уровне систем жизнеобеспечения населения и экономики региона;
• восстановлению складских запасов топливных ресурсов и других материальных ценностей, опустошенных за период чрезвычайных ситуаций.
Реализация данных мер позволит добиться:
• повышения устойчивости энергетического предприятия к внешним и внутренним экономическим, техногенным и природным угрозам надежному топливо- и энергообеспечению, а также его способности минимизировать ущерб, вызванный проявлением различных дестабилизирующих факторов;
• обеспечения гарантированности и надежности энергообеспечения экономики и населения страны в полном объеме в обычных условиях и в минимально необходимом объеме при угрозе возникновения чрезвычайных ситуаций различного характера за счет создания системы стратегических резервов ТЭР, регламентации минимально допустимых резервов генерирующих и энерготранспортных мощностей, уровней сезонных запасов топлива, резервов оборудования, необходимого для устранения последствий крупных аварий в энергетическом секторе.
К приоритетным задачам в обеспечении энергетической безопасности ТЭС на сегодняшний день следует отнести:
• опережающее развитие электроэнергетической отрасли, создание в ней оптимальной, экономически обоснованной структуры генерирующих мощностей и электросетевых объектов с целью надежного обеспечения потребителей страны электроэнергией и теплом;
• диверсификацию топливного баланса электроэнергетики за счет максимально возможного использования будущего потенциала развития атомной, угольной генерации, гидрогенерации, увеличения использования местных видов топлива и соответственного уменьшения доли газовой генерации в топливном балансе отрасли;
• создание сетевой инфраструктуры, усиление межсистемных связей для надежного обмена электроэнергией и мощностью между регионами Беларуси и реализации системных эффектов, развитие экспорта электрической энергии;
• минимизацию удельных расходов топлива на производство электроэнергии и тепла за счет внедрения передовых технологий и современного высокоэкономичного оборудования;
• выполнение экологических нормативов в соответствии с принятыми международными обязательствами и национальными стандартами;
• сохранение и развитие кадрового потенциала электроэнергетики, поддержание и развитие системы высшего и средне-специального образования как необходимого условия реализации технической политики.
Обеспечение энергетической безопасности ТЭС представляет собой сложный в композиционном плане процесс, реализация которого связана с необходимостью использования различных механизмов и инструментов контроля и регулирования в зависимости от целей, достигаемых в каждом конкретном случае. Использование этих механизмов ориентировано на решение таких задач, как:
• аналитическая ретроспективная оценка сложившейся ситуации, которая может быть отнесена к угрозе безопасности страны в сфере энергетики;
• оперативное выявление текущих негативных процессов;
• краткосрочное прогнозирование угроз безопасности отдельных элементов воспроизводственного процесса;
• стратегические оценки потенциально возможных угроз безопасности, вытекающие из складывающейся в мировой экономике ситуации и тенденций развития отечественного производства.
Практика показывает, что преобладают два первых подхода к решению проблем обеспечения экономической безопасности, а что касается двух последних, то они находятся на начальных стадиях разработки научно-методического и аналитического обеспечения.
итехника, № 4, 2012
Обеспечение требуемого уровня научной обоснованности оценки угроз и их последствий для экономической безопасности производства должно базироваться на следующих принципах:
• комплексности, т. е. необходимости анализа всех сторон объекта исследования (отраслевой, социальной, технической);
• вариантности (альтернативности), т. е. выявлении и обоснованности нескольких вариантов выхода из кризисной ситуации, с одной стороны, и расчете траекторий социально-экономического развития в постстабилизационный период - с другой;
• приемлемом риске, т. е. выявлении и реализации доступных пределов, направленных на защиту отраслей производства и недопущение превышения пороговых значений.
Проявление опасности в виде реальных потерь следует рассматривать как сигнал возможного перерастания ее в угрозу, если не будут приняты адекватные меры.
В настоящее время к числу сформировавшихся угроз ТЭС следует отнести:
• снижающийся уровень надежности работы стареющего силового оборудования, что влечет за собой большие народнохозяйственные ущербы в имеющих место случаях внезапного обес-точивания потребителей или скачков напряжения в узлах присоединения мощности;
• отклонение режимов работы генерирующих мощностей от номинальных ведет к увеличению затрат на производство энергии, увеличивает темп износа оборудования;
• неуклонно снижающийся уровень профессиональной подготовки персонала, особенно среднего технического звена.
При идентификации и ранжировании угроз энергетической безопасности ТЭС были определены возможные угрозы: необоснованный рост тарифов на топливо; технологические нарушения; недоотпуск энергии потребителям; ограничение выпуска всех видов энергии как следствие социальной напряженности; рост неплатежей и задолженности за поставляемые ресурсы; отсутствие оборотного капитала; принятие экономически необоснованных решений.
С учетом выявленных угроз целью обеспечения энергетической безопасности ТЭС явля-
Наука
итехника, № 4, 2012_
ется достижение уровня устойчивого развития, обеспечение выполнения внутренних и внешних условий, способствующих эффективной деятельности предприятия и его способности генерировать электроэнергию и снабжать ею население на оптимально высоком уровне надежности и качества.
Вместе с тем необходимо совершенствовать тарифную политику путем сокращения дотаци-онности, учитывая обеспечение платежеспособности потребителей энергоресурсов, включая население. Стратегия развития энергетического потенциала Республики Беларусь [4] в этом направлении предусматривает переход к поэтапной ликвидации к 2015 г. перекрестного субсидирования в тарифах на энергоносители, в том числе для населения с учетом стратегии работы жилищно-коммунального хозяйства на 2011-2015 гг., предусматривающей выход этих организаций на самоокупаемость. В частности, предусматривается доведение тарифов на энергию для населения до уровня 100-процентного возмещения затрат: на электрическую энергию - к 2013 г.; на тепловую энергию - к 2015 г.; исключение перекладывания убытков от реализации тепловой энергии на тарифы на электрическую энергию.
Ликвидацию перекрестного субсидирования для населения необходимо осуществлять с учетом:
• планируемого роста реального дохода населения и введения адресной дотации из республиканского и местных бюджетов отдельным категориям граждан;
• введения платы за компенсацию реактивной мощности (энергии);
• ежегодной компенсации цен для населения в тарифах на газ и энергию за счет средств республиканского и местных бюджетов до полной ликвидации перекрестного субсидирования.
Рассмотренный механизм обеспечения энергетической безопасности позволит с достаточной полнотой оценить комплекс угроз энергетическим предприятиям, препятствующих их нормальному развитию, а также разработать программу по предотвращению выявленных и возможных угроз для устойчивого развития и достижения желаемого уровня энергетической безопасности ТЭС.
В Ы В О Д Ы
В результате исследования разработана классификация внутренних и внешних угроз энергетической безопасности ТЭС.
На основе полученной классификации разработаны рекомендации по минимизации воздействия внутренних и внешних угроз энергетической безопасности ТЭС: повышение эффективности использования ТЭР, прежде всего импортируемого топлива, а также стимулирование увеличения использования местных видов топлива; диверсификация импортируемых топливно-энергетических ресурсов по поставщикам и видам топлива с целью уменьшения доли газа в топливно-энергетическом балансе, а также зависимости от одного поставщика (России); увеличение доли НИОКР посредством внедрения инновационных энергосберегающих технологий и современного высокоэкономичного оборудования в производстве, минимизация удельных расходов топлива на производство электроэнергии и тепла, а также снижение потерь энергии в сетях; оптимизация денежных потоков для создания резервов для своевременного проведения ремонтных работ и модернизации оборудования; поиск финансовых возможностей и инвестиционных ресурсов для развития предприятия; модернизация и реконструкция схем теплоснабжения и тепловых сетей с целью уменьшения потерь тепла, включая автоматизацию управления тепловыми и гидравлическими режимами; обеспечение платежеспособности потребителей энергоресурсов, включая население, и сокращение дотационно-сти; увеличение резервных запасов топлива на тепловых электрических станциях с одномесячного до трехмесячного объема; обеспечение
экологической безопасности предприятия; развитие кадрового потенциала предприятия, создание кадрового резерва; обеспечение энергосбережения и повышение эффективности использования энергетических ресурсов в течение их полного жизненного цикла от добычи до утилизации; осуществление постоянного мониторинга состояния энергетической безопасности с целью оперативного принятия решений по предотвращению и минимизации воздействия угроз.
Мониторинг факторов, определяющих угрозы энергетической безопасности тепловых электрических станций Белорусской энергосистемы, имеет большое значение в период мирового финансово-экономического кризиса, так как позволяет обеспечить не только надежное электро- и теплоснабжение населения и реального сектора экономики республики, но и создает предпосылки экспорта электрической энергии в соседние страны.
Л И Т Е Р А Т У Р А
1. Большой экономический словарь / под ред. А. Н. Аз-рилияна. - 4-е изд. доп. и перераб. - М.: Институт новой экономики, 1999. - 1248 с.
2. Экономическая и национальная безопасность: учеб. / под ред. Е. А. Олейникова. - М.: Изд-во «Экзамен», 2005. - 768 с.
3. Концепция энергетической безопасности Республики Беларусь: Указ Президента Республики Беларусь от 17 сентября 2007 г. № 433.
4. Стратегия развития энергетического потенциала Республики Беларусь: утв. постановлением Совета Министров Респ. Беларусь от 9 августа 2010 г. № 1180 // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. - 2010. - № 198, 5/32338.
Поступила 22.12.2011
86 Н Наука
итехника, № 4, 2012